"Зеркальные" объективы с незеркальной камерой

. Критическая ситуация. Вездеход экспедиции попал в болотное окно. Нет ни времени, ни возможности распаковывать оборудование, даже попытка фотосъемки здесь неуместна. Маленькая камера, висящая на груди, помогла быстро сделать снимок и броситься на выручку железного коня. ISO 200, выдержка 1/60, диафрагма 14, программный режим.

В мае прошлого года компания Sony, известная своими нестандартными решениями в проектировании качественных фотокамер, опять удивила мир и представила самую компактную незеркальную камеру со сменной оптикой NEX-5. Через некоторое время во всемирной сети новинку стали описывать так: «самое лучшее соотношение качества изображения и возможностей на грамм веса». Продажи во всем мире, включая Россию, поползли вверх и образовалась большая группа поклонников новой модели.

Коротко напомню описание фотоаппарата, уже проходившего тест в журнале (№ 9 (36), 2010). Прежде всего в глаза бросается новаторский для камер со сменной оптикой дизайн. Размеры фотоаппарата без объектива столь малы (117х63х34 мм), что кажется, что не объектив пристегнут к камере, а наоборот. Вес изделия вместе с аккумуляторами всего 300 граммов. На корпусе всего 6 кнопок и один джойстик с вращающимся колесом. Все управление камерой осуществляется через экранное меню, расположенное на ЖК-дисплее. По нему же осуществляется кадрирование. И тем не менее это полноценная камера с большим парком сменной оптики и превосходным качеством изображения, как заявляет производитель.

Тринадцатилетний капитан. Маша возвращается на моторной лодке с вечерних наблюдений за птицами. Для того чтобы подчеркнуть скорость лодки и размазать брызги воды, сохранив портрет героини, пришлось установить длительную выдержку и сильно задиафрагмировать объектив. По краям кадра на линии горизонта заметна бочкообразность. Фокусное расстояние 18 мм, выдержка 1/25, диафрагма 14.

Мне было очень интересно попробовать новинку в различных ситуациях, тем более что возникла идея теста, позволяющего оценить дополнительные возможности системы NEX. Дело в том, что я много лет являюсь сторонником утверждения, что хорошие фотографии делает не камера, а фотограф. Камера ему только помогает, мешает или нейтральна к происходящему. Скорее даже не камера, а ее связка с оптикой, плюс удобство органов управления, качество дисплея или видоискателя, скорость и точность фокусировки объектива и сопутствующее настроение самого фотографа позволяют получить именно снимок, а не только набор качественно прорисованных линий или никому не нужных цветовых пятен.

Поэтому во время традиционной весенней фотоэкспедиции в нетронутые природные уголки Северо-запада России я решил взять комплект из фотокамеры NEX-5 и интересного для меня набора сменной оптики, который любезно подобрали в московском представительстве компании. Итак, передо мной небольшая сумочка, куда обычно с трудом умещается одна зеркальная репортерская камера со стандартным зум-объективом. А тут находится полный набор для фотографа-путешественника. Тетерев токует на фоне заходящего солнца. Дикая птица в нетронутых цивилизацией местах не пуглива и позволила поставить штатив, прикрываясь кузовом вездехода. Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM. Выдержка 1/8000, диафрагма, коррекция экспозиции +2\3 Ev для компенсации влияния солнца на систему экспозиционного замера. Фокусное расстояние 400 мм. Это сама камера, укомплектованная стандартным зумом Sony 18–55 мм f/3,5–5,6 E OSS под новый фирменный байонет, с рабочим отрезком 18 мм, три объектива для зеркальных камер серии «Альфа»: макрообъектив 50 мм f/2,8, длиннофокусный зум 55–200 мм f/4–5,6 и телезум 70–400 мм f/4–5,6, а также адаптер LA-EA1. Цель такого набора — максимально сократить вес и габариты рабочего экспедиционного комплекта аппаратуры без ущерба для конечного результата. Ключевым компонентом этого набора является адаптер Sony LA-EA1, специально разработанный для установки объективов от зеркальной системы «Альфа» на камеры серии NEX. Это небольшое устройство позволяет многократно расширить возможности компактной камеры.

Конечно, я прекрасно понимал, что маленькая фотокамера никак не может претендовать на роль первой скрипки в нашей научной фотоэкспедиции. Для этого есть другие инструменты — с привычным управлением, защищенные от влаги и погодных явлений. Они упакованы в специальные кофры, надежно размещены в кузове вездехода. А малютка NEX-5 всегда под рукой. Рабочие моменты, описания быта участников экспедиции я снимал только этой камерой и практически всегда именно стандартным зумом Sony E 18–55 OSS.

Он быстро и бесшумно фокусируется, дает на всех фокусных расстояниях хорошее изображение. На самом широком угле 18 мм заметны, конечно, геометрические бочкообразные искажения, но это совершенно не мешает воспринимать фотографию. На полностью открытой диафрагме качество картинки очень хорошее. Встроенный оптический стабилизатор изображения позволяет уверенно снимать на достаточно длительных выдержках.

Объектив имеет традиционную для продукции компании «хоботную» конструкцию, когда передняя линза при изменении фокусного расстояния выдвигается вперед. Этот ответственный узел сделан очень надежно, нет никаких люфтов и неконтролируемого свободного хода элементов оправы объектива. Корпус изготовлен из магниевого сплава. При съемке панорамы камера переходит в автоматический режим, где сама выбирает необходимую выдержку и диафрагму. Фотограф может задавать коррекцию, для того чтобы проработать фактуру неба, облаков. Выдержка 1/80, диафрагма 4,5, формат записи панорамы — изображение JPG. Фокусное расстояние при съемке — 18 мм.
Ульяна в сосновом лесу. Резкие перепады контраста потребовали применить режим HDR auto. В процессе съемки автоматически делается три кадра, которые потом совмещаются. Результат воздействия очень деликатен и не производит впечатления грубого компьютерного вмешательства. Полностью открытая диафрагма высококлассного объектива позволяет оторвать героиню от фона, что невозможно при применении камер компактных камер.
Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM.
Выдержка 1/160, диафрагма 4,5. Применялся штатив. Фокусное расстояние 140 мм.

Кольца управления фокусировкой и зумированием не обрезинены. Сделано это, вероятно, по соображениям дизайна, чтобы сохранить стиль. Однако при активном фотографировании мелкое металлическое рифление этих колец достаточно быстро изменяет свой внешний вид. Съемка против света, т.е. тогда, когда солнце находится в кадре или рядом с границами кадра, помогает создать очень эффектные фотографии и одновременно является серьезным тестом оптики. Стандартному зуму 18–55 мм такое освещение не страшно: он прекрасно справляется с паразитными засветками, или, говоря на профессиональном жаргоне, не ловит зайцев. К тому же комплектуется блендой, которая, к несчастью, довольно легко соскальзывает с места своего крепления на объективе.


Штатный зум настолько удобен и хорош, что возникает желание использовать его практически во всех съемочных ситуациях. Точность фокусировки, оперативность и качественный результат позволяют сравнить фотографии, которые сделаны миниатюрной незеркалкой Sony NEX, c картинками, полученными на серьезной профессиональной технике в тех же условиях. Но есть такая область применения, где связка камеры NEX и объектива 18–55 мм дает уникальный результат. В фотопутешествиях иногда необходимо создать панорамное изображение. Для этого требуется установить штатив, сделать серию кадров, а потом достаточно долго обрабатывать снимки в графическом редакторе. Уникальная технология Sony позволяет создавать качественные панорамы буквально на лету. Во время плавного перемещения аппарат успевает сделать 20–25 кадров, которые уже через секунду превращаются в панораму высокого разрешения с размерами 5536х2160 пикселей. Панораму можно увеличить, посмотреть точность склейки и при необходимости тут же переснять.

К сожалению, набор объективов с байонетом Е для этой интересной новинки пока не сформировался полностью, хотя расширение линейки планируется в ближайшее время. Однако при помощи адаптера LA-EA1 есть возможность подключить около 30 объективов, изначально созданных для байонета Sony-A. По заверению производителя, 14 из них сохраняют возможности автоматической фокусировки. Адаптер имеет съемную площадку, благодаря которой удобно закреплять тяжелые объективы на штативной головке. Стоимость адаптера 6000 руб.

Телезум Sony 70–400 мм f/4,5–5,6G SSM относится к объективам высшего класса и отлично зарекомендовал себя при работе с камерами серии Alpha. Превосходное качество изображения на длинном конце даже при полностью открытой диафрагме не раз помогало мне при ходовой фотоохоте. Отсутствие встроенного оптического стабилизатора компенсировалось стабилизатором матрицы в этих фотоаппаратах. В паре же с камерой NEX следует учитывать особенности, ограничивающие область применения этого дорогого и качественного стекла. Поскольку компоновка кадра и контроль резкости происходят не по видоискателю, прижатому к глазу, а по большому дисплею, присоединенная к тяжелому объективу маленькая камера не сохраняет устойчивого положения. Наводка на резкость из-за естественных колебаний происходит очень долго. То есть камера сразу схватывает фокус, но из-за смещения пытается подстроить его более точно, ошибается, старается сфокусироваться снова — и так в течение нескольких секунд. Я пытался фотографировать птиц, людей, пейзажи с рук, и мне не удалось сделать ни одного резкого кадра. Но как только я использовал штатив, все встало на свои места и проблема с фокусировкой перестала портить настроение.

Пейзаж после захода солнца. Применен штатив, для компенсации дрожания камеры использовался автоспуск с задержкой 10 секунд. Выдержка 2 сек, диафрагма 9. Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM. Фокусное расстояние 140 мм.

Портрет девушки в лучах заходящего солнца. Объектив SONY DT 55–200 / 4–5,6. Полностью открытая диафрагма помогает размыть задний план, сконцентрировав внимание на лице. Однако автоматический баланс белого в камере не позволил получить желаемую цветопередачу, и потребовалась точная доводка в RAW — конвертере Capture One 6.2 Чувствительность 500 ISO, выдержка 1/160, диафрагма 4, фокусное расстояние 100 мм.

Очень помогает в путешествии макрообъектив. Именно внимание к деталям, макроабстракция помогают создавать фотоистории о конкретном месте, явлении, позволяют разбавить череду пейзажей. Поэтому я часто применяю объективы с возможностью работы в масштабе 1:1. В моем комплекте оказался прекрасный макрообъектив Sony 2,8/50 Macro, созданный для полноформатных камер Alpha 900 и 850. Это стекло и похожий на него по конструкции объектив Sony 2,8/100 Macro имеют безупречную классическую конструкцию и дают превосходную картинку даже на полностью открытой диафрагме. Объективы имеют так называемый отверточный привод автофокусировки, который, к сожалению, не работает при их соединении с камерой NEX. Казалось бы, в макросъемке нет необходимости применять автофокус, однако это справедливо лишь в случае с зеркальной техникой, когда глаз очень точно может оценить точку наводки. В моем случае, при фокусировке по ЖК-экрану, да еще при съемке с рук оценить зону резкости было довольно сложно. Для надежности приходилось делать много дублей, каждый раз фокусируясь заново и немного смещая камеру относительно объекта. Штатив, разумеется, избавляет от таких неудобств.

Елочка — рябинка. Проходящий сквозь первую листву солнечный луч создает причудливый рисунок из теней. Макрообъектив позволяет запечатлеть этот мир теней. Фокусировка осуществлялась перемещением камеры, и резкий снимок получился после ряда попыток. Выдержка 1/100, диафрагма 13.

Компактный легкий объектив Sony DT 55–200 мм f/4–5,6 разработан для зеркалок серии Alpha с размером сенсора 23,4х15,6 мм. И конечно, он может быть установлен на камеру NEX через переходник LA-EA1 c сохранением функции автофокусировки. Объектив обладает хорошими характеристиками, неплохо работает в контровом свете и на полностью открытой диафрагме. Минимальная дистанция фокусировки составляет 0,95 м. Скругленная диафрагма позволяет создавать изображения с красиво размытым задним планом, эффектно выделять сюжетно важную часть. Однако, как и в случае с большим телеобъективом 70–400 мм, возможности быстрой и точной автоматической фокусировки ограничены, но уже не по причине вибраций. Просто при фокусировке должен вращаться и выдвигаться вперед блок передних линз объектива, что занимает довольно много времени — около 3–4 секунд. Поэтому можно смело утверждать, что оперативной работы в стиле репортажа может не получиться. Однако хорошим подспорьем будет программа помощи ручной фокусировке, встроенная в камеру. Иногда мне казалось, что именно с этим объективом данный режим срабатывал быстрее и точнее.
В течение полутора месяцев фотоаппарат с комплектом сменной оптики путешествовал со мной везде: в дикой природе, в мегаполисе и провинциальных городках. Прекрасная маленькая камера, на мой взгляд, имеет большие шансы стать популярной среди фотографов, требовательных к качеству, дизайну и размерам техники. Адаптер позволяет владельцам зеркалок Sony Alpha включить камеру NEX в набор аппаратуры в качестве резервной или легкой камеры для промежуточных съемок. Однако я уверен, что именно родные, специально выпущенные для байонета Е объективы со встроенным оптическим стабилизатором смогут обеспечить полный и бескомпромиссный комфорт в процессе съемки. Работа же с «альфа»-объективами приобретает характер неспешной и вдумчивой штативной съемки малоподвижных объектов.

Первый апрельский грибочек пробивается через прошлогоднюю листву. Сменный макрообъектив позволяет управлять резкостью заднего плана, выделяя главный объект. Съемка с низкой точки, камера лежит на земле. При помощи поворотного жидкокристаллического дисплея удобно наводиться на резкость вручную. Выдержка 1/100, диафрагма 5,6
Поле, ветер и Она. Объектив Sony DT 55–200 / 4–5,6 в крайнем широком положении фокусного расстояния 55 мм, в сочетании с очень низкой точкой съемки искажает пропорции героини относительно заднего плана, выделяя главное. Выдержка 1/320, диафрагма 9 для сохранения приемлемой детализации облаков и группы деревьев, которые уравновешивают композицию.
Капля росы на траве. Предельно близкая для объектива Sony DT 55–200 / 4–5,6 точка фокусировки. Полностью открытая диафрагма превращает маленькие капельки в зоне нерезкости на заднем и переднем плане в интересные шарообразные образования. Диафрагма 5,6 выдержка 1/160. Заметны хроматические аберрации.
Объектив Sony DT 55–200 / 4–5,6 в крайнем длиннофокусном положении 200 мм, искажает перспективу пространства, сплющивая ее. Выдержка 1/320 сек, полностью открытая диафрагма 5,6.

Редакция благодарит московское представительство
компании Sony за предоставленную для теста аппаратуру.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Элегантный беспроводной телефон Philips Linea — стильный дизайн и непревзойденное качество звука
8 октября 2014
Новости

Элегантный беспроводной телефон Philips Linea — стильный дизайн и непревзойденное качество звука

Утонченный силуэт нового телефона Philips Linea символизирует безупречную связь, которая делает новый телефон прекрасным средством для общения с близкими. Стильный корпус телефона с сочетании с двустрочным высококонтрастным жидкокристаллическим дисплеем диагональю 1,6 дюймов и превосходными акустическими характеристиками, несомненно, понравится ценителям стильных гаджетов.

Nikon пополнил линейку COOLPIX новинками: высокопроизводительной Nikon COOLPIX P7800 и ультра-компактной Nikon COOLPIX S02
7 сентября 2013
Новости

Nikon пополнил линейку COOLPIX новинками: высокопроизводительной Nikon COOLPIX P7800 и ультра-компактной Nikon COOLPIX S02

Европейское подразделение компании Nikon представило две новые компактные фотокамеры, пополнившие линейку COOLPIX: универсальную и высокопроизводительную COOLPIX P7800, оснащенную светосильным зум-объективом NIKKOR 28–200 мм f/2,0–4,0 исключительно высоким разрешением, встроенным электронным видоискателем и 12-мегапиксельной КМОП-матрицей с задней подсветкой, а также сверхкомпактную Nikon COOLPIX S02 с сенсорным экраном, 13-мегапиксельной КМОП-матрицей и функцией записи видеороликов в формате Full HD.

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1
30 августа 2014
Советы

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Вспышка — это стеклянная колба (прямая, спиральная, подковообразная или даже в форме кольца), из которой откачали воздух и которую заполнили специальным газом — ксеноном, вмонтировали в нее два металлических контакта (анод и катод) и подвели заряд высокого напряжения от электролитического конденсатора. Поверх колбы намотали несколько витков тонкого провода, к которому подключили источник очень высокого напряжения (несколько тысяч вольт).

Sony объявила о доступности в России трёх новых объективов
4 сентября 2019
Новости

Sony объявила о доступности в России трёх новых объективов

Компания Sony объявила о начале продаж в России объективов FE 35мм f/1.8 (SEL35F18F), FE 200-600мм f/5.6-6.3 G OSS (SEL200600G) и 600мм f/4 GM OSS (SEL600F40GM). Все модели доступны для заказа в интернет магазине Sony и у официальных дилеров за 54990руб, 159990руб и 989000руб соответственно.

С вами в праздники и будни: поднимись над обыденностью с новой цифровой зеркальной фотокамерой Nikon D3500
30 августа 2018
Новости

С вами в праздники и будни: поднимись над обыденностью с новой цифровой зеркальной фотокамерой Nikon D3500

Компания Nikon представляет новую цифровую зеркальную фотокамеру начального уровня D3500. Эта модель с компактным корпусом отличается высочайшим качеством сборки, выдающимися рабочими характеристиками и разрешением 24,2 Мп. С ее помощью фотографы, снимающие праздники или моменты из повседневной жизни, могут делать фотографии и записывать видеоролики высокого качества, которое недоступно при использовании смартфона. И это не требует больших усилий.

Смотри и пиши DVD
23 мая 2006
Новости

Смотри и пиши DVD

Если вы собираетесь организовать у себя дома кинотеатр, то перед вами открыты два пути, один из которых короткий и простой — покупка ДК «в одной коробке». Второй же путь подразумевает сборку кинотеатра по частям из отдельных компонентов. Руководствуясь исключительно собственными пожеланиями, из огромной гаммы продукции вы сможете выбрать именно то, что нужно вам.

Приглашаем на юбилей «Первозданной России»
26 января 2018
Новости

Приглашаем на юбилей «Первозданной России»

26 января в 11:00 в Москве в Центральном Доме художника состоялось торжественное открытие V Общероссийского Фестиваля природы «Первозданная Россия». Открыл фестиваль специальный представитель Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Nikon развивает партнерство с агентством NOOR в 2018 году для создания фоторепортажей и проведения мастер-классов
3 апреля 2018
Новости

Nikon развивает партнерство с агентством NOOR в 2018 году для создания фоторепортажей и проведения мастер-классов

Компания Nikon и агентство NOOR вновь объединяют усилия, чтобы поддержать группу фотографов-документалистов из Амстердама. Проекты, для которых Nikon предоставляет камеры и объективы, посвящены вопросам мирового масштаба. Вместе с тем в Академии Nikon-NOOR запустился очередной сезон мастер-классов для фотографов-документалистов со всей Европы.

Тест проектора 4К Sony VPL-VW300ES: все детали - на большом экране
16 марта 2015
Тесты

Тест проектора 4К Sony VPL-VW300ES: все детали - на большом экране

Последние понты сезона — телефоны vertu, цена — и 300 тысяч рублей не предел. Однако vertu и в кризис разлетаются, как горячие пирожки. Ну что тут скажешь? Страна чудес! Кризис — не повод для экономии… Глядя на потребительский беспредел, хочу предложить вполне достойную альтернативу коллективному помешательству. В сегменте видеопроекторов появилась новинка покруче, которая впитала в себя самые последние и реальные постижения Hi End. Лично я в трезвом уме и ясной памяти никогда бы в жизни не променял кинотеатральный проектор 4К Sony VPL-VW300ES на два понтовых смартфона…

Обзор беззеркальной камеры Samsung NX Mini
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Samsung NX Mini

Фотопроизвоидители с большой историей часто не готовы бросаться в авантюры в силу разных причин: консерватизм руководства, страх разрушить имидж, повредить продажам отработанных решений. Samsung, придя на фоторынок одним из последних, изначально был лишен всех этих препон, за счет чего явил миру массу пусть не всегда удачных, но весьма любопытных устройств. Но годы идут, и сейчас вряд ли можно назвать этот бренд новичком и отказать ему в опыте. Наличие собственной, разработанной с нуля системы дорогого стоит. Казалось бы, вот-вот производитель встанет на накатанные рельсы и в большей степени начнет доверять опыту, чем фантазии.