"Зеркальные" объективы с незеркальной камерой

. Критическая ситуация. Вездеход экспедиции попал в болотное окно. Нет ни времени, ни возможности распаковывать оборудование, даже попытка фотосъемки здесь неуместна. Маленькая камера, висящая на груди, помогла быстро сделать снимок и броситься на выручку железного коня. ISO 200, выдержка 1/60, диафрагма 14, программный режим.

В мае прошлого года компания Sony, известная своими нестандартными решениями в проектировании качественных фотокамер, опять удивила мир и представила самую компактную незеркальную камеру со сменной оптикой NEX-5. Через некоторое время во всемирной сети новинку стали описывать так: «самое лучшее соотношение качества изображения и возможностей на грамм веса». Продажи во всем мире, включая Россию, поползли вверх и образовалась большая группа поклонников новой модели.

Коротко напомню описание фотоаппарата, уже проходившего тест в журнале (№ 9 (36), 2010). Прежде всего в глаза бросается новаторский для камер со сменной оптикой дизайн. Размеры фотоаппарата без объектива столь малы (117х63х34 мм), что кажется, что не объектив пристегнут к камере, а наоборот. Вес изделия вместе с аккумуляторами всего 300 граммов. На корпусе всего 6 кнопок и один джойстик с вращающимся колесом. Все управление камерой осуществляется через экранное меню, расположенное на ЖК-дисплее. По нему же осуществляется кадрирование. И тем не менее это полноценная камера с большим парком сменной оптики и превосходным качеством изображения, как заявляет производитель.

Тринадцатилетний капитан. Маша возвращается на моторной лодке с вечерних наблюдений за птицами. Для того чтобы подчеркнуть скорость лодки и размазать брызги воды, сохранив портрет героини, пришлось установить длительную выдержку и сильно задиафрагмировать объектив. По краям кадра на линии горизонта заметна бочкообразность. Фокусное расстояние 18 мм, выдержка 1/25, диафрагма 14.

Мне было очень интересно попробовать новинку в различных ситуациях, тем более что возникла идея теста, позволяющего оценить дополнительные возможности системы NEX. Дело в том, что я много лет являюсь сторонником утверждения, что хорошие фотографии делает не камера, а фотограф. Камера ему только помогает, мешает или нейтральна к происходящему. Скорее даже не камера, а ее связка с оптикой, плюс удобство органов управления, качество дисплея или видоискателя, скорость и точность фокусировки объектива и сопутствующее настроение самого фотографа позволяют получить именно снимок, а не только набор качественно прорисованных линий или никому не нужных цветовых пятен.

Поэтому во время традиционной весенней фотоэкспедиции в нетронутые природные уголки Северо-запада России я решил взять комплект из фотокамеры NEX-5 и интересного для меня набора сменной оптики, который любезно подобрали в московском представительстве компании. Итак, передо мной небольшая сумочка, куда обычно с трудом умещается одна зеркальная репортерская камера со стандартным зум-объективом. А тут находится полный набор для фотографа-путешественника. Тетерев токует на фоне заходящего солнца. Дикая птица в нетронутых цивилизацией местах не пуглива и позволила поставить штатив, прикрываясь кузовом вездехода. Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM. Выдержка 1/8000, диафрагма, коррекция экспозиции +2\3 Ev для компенсации влияния солнца на систему экспозиционного замера. Фокусное расстояние 400 мм. Это сама камера, укомплектованная стандартным зумом Sony 18–55 мм f/3,5–5,6 E OSS под новый фирменный байонет, с рабочим отрезком 18 мм, три объектива для зеркальных камер серии «Альфа»: макрообъектив 50 мм f/2,8, длиннофокусный зум 55–200 мм f/4–5,6 и телезум 70–400 мм f/4–5,6, а также адаптер LA-EA1. Цель такого набора — максимально сократить вес и габариты рабочего экспедиционного комплекта аппаратуры без ущерба для конечного результата. Ключевым компонентом этого набора является адаптер Sony LA-EA1, специально разработанный для установки объективов от зеркальной системы «Альфа» на камеры серии NEX. Это небольшое устройство позволяет многократно расширить возможности компактной камеры.

Конечно, я прекрасно понимал, что маленькая фотокамера никак не может претендовать на роль первой скрипки в нашей научной фотоэкспедиции. Для этого есть другие инструменты — с привычным управлением, защищенные от влаги и погодных явлений. Они упакованы в специальные кофры, надежно размещены в кузове вездехода. А малютка NEX-5 всегда под рукой. Рабочие моменты, описания быта участников экспедиции я снимал только этой камерой и практически всегда именно стандартным зумом Sony E 18–55 OSS.

Он быстро и бесшумно фокусируется, дает на всех фокусных расстояниях хорошее изображение. На самом широком угле 18 мм заметны, конечно, геометрические бочкообразные искажения, но это совершенно не мешает воспринимать фотографию. На полностью открытой диафрагме качество картинки очень хорошее. Встроенный оптический стабилизатор изображения позволяет уверенно снимать на достаточно длительных выдержках.

Объектив имеет традиционную для продукции компании «хоботную» конструкцию, когда передняя линза при изменении фокусного расстояния выдвигается вперед. Этот ответственный узел сделан очень надежно, нет никаких люфтов и неконтролируемого свободного хода элементов оправы объектива. Корпус изготовлен из магниевого сплава. При съемке панорамы камера переходит в автоматический режим, где сама выбирает необходимую выдержку и диафрагму. Фотограф может задавать коррекцию, для того чтобы проработать фактуру неба, облаков. Выдержка 1/80, диафрагма 4,5, формат записи панорамы — изображение JPG. Фокусное расстояние при съемке — 18 мм.
Ульяна в сосновом лесу. Резкие перепады контраста потребовали применить режим HDR auto. В процессе съемки автоматически делается три кадра, которые потом совмещаются. Результат воздействия очень деликатен и не производит впечатления грубого компьютерного вмешательства. Полностью открытая диафрагма высококлассного объектива позволяет оторвать героиню от фона, что невозможно при применении камер компактных камер.
Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM.
Выдержка 1/160, диафрагма 4,5. Применялся штатив. Фокусное расстояние 140 мм.

Кольца управления фокусировкой и зумированием не обрезинены. Сделано это, вероятно, по соображениям дизайна, чтобы сохранить стиль. Однако при активном фотографировании мелкое металлическое рифление этих колец достаточно быстро изменяет свой внешний вид. Съемка против света, т.е. тогда, когда солнце находится в кадре или рядом с границами кадра, помогает создать очень эффектные фотографии и одновременно является серьезным тестом оптики. Стандартному зуму 18–55 мм такое освещение не страшно: он прекрасно справляется с паразитными засветками, или, говоря на профессиональном жаргоне, не ловит зайцев. К тому же комплектуется блендой, которая, к несчастью, довольно легко соскальзывает с места своего крепления на объективе.


Штатный зум настолько удобен и хорош, что возникает желание использовать его практически во всех съемочных ситуациях. Точность фокусировки, оперативность и качественный результат позволяют сравнить фотографии, которые сделаны миниатюрной незеркалкой Sony NEX, c картинками, полученными на серьезной профессиональной технике в тех же условиях. Но есть такая область применения, где связка камеры NEX и объектива 18–55 мм дает уникальный результат. В фотопутешествиях иногда необходимо создать панорамное изображение. Для этого требуется установить штатив, сделать серию кадров, а потом достаточно долго обрабатывать снимки в графическом редакторе. Уникальная технология Sony позволяет создавать качественные панорамы буквально на лету. Во время плавного перемещения аппарат успевает сделать 20–25 кадров, которые уже через секунду превращаются в панораму высокого разрешения с размерами 5536х2160 пикселей. Панораму можно увеличить, посмотреть точность склейки и при необходимости тут же переснять.

К сожалению, набор объективов с байонетом Е для этой интересной новинки пока не сформировался полностью, хотя расширение линейки планируется в ближайшее время. Однако при помощи адаптера LA-EA1 есть возможность подключить около 30 объективов, изначально созданных для байонета Sony-A. По заверению производителя, 14 из них сохраняют возможности автоматической фокусировки. Адаптер имеет съемную площадку, благодаря которой удобно закреплять тяжелые объективы на штативной головке. Стоимость адаптера 6000 руб.

Телезум Sony 70–400 мм f/4,5–5,6G SSM относится к объективам высшего класса и отлично зарекомендовал себя при работе с камерами серии Alpha. Превосходное качество изображения на длинном конце даже при полностью открытой диафрагме не раз помогало мне при ходовой фотоохоте. Отсутствие встроенного оптического стабилизатора компенсировалось стабилизатором матрицы в этих фотоаппаратах. В паре же с камерой NEX следует учитывать особенности, ограничивающие область применения этого дорогого и качественного стекла. Поскольку компоновка кадра и контроль резкости происходят не по видоискателю, прижатому к глазу, а по большому дисплею, присоединенная к тяжелому объективу маленькая камера не сохраняет устойчивого положения. Наводка на резкость из-за естественных колебаний происходит очень долго. То есть камера сразу схватывает фокус, но из-за смещения пытается подстроить его более точно, ошибается, старается сфокусироваться снова — и так в течение нескольких секунд. Я пытался фотографировать птиц, людей, пейзажи с рук, и мне не удалось сделать ни одного резкого кадра. Но как только я использовал штатив, все встало на свои места и проблема с фокусировкой перестала портить настроение.

Пейзаж после захода солнца. Применен штатив, для компенсации дрожания камеры использовался автоспуск с задержкой 10 секунд. Выдержка 2 сек, диафрагма 9. Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM. Фокусное расстояние 140 мм.

Портрет девушки в лучах заходящего солнца. Объектив SONY DT 55–200 / 4–5,6. Полностью открытая диафрагма помогает размыть задний план, сконцентрировав внимание на лице. Однако автоматический баланс белого в камере не позволил получить желаемую цветопередачу, и потребовалась точная доводка в RAW — конвертере Capture One 6.2 Чувствительность 500 ISO, выдержка 1/160, диафрагма 4, фокусное расстояние 100 мм.

Очень помогает в путешествии макрообъектив. Именно внимание к деталям, макроабстракция помогают создавать фотоистории о конкретном месте, явлении, позволяют разбавить череду пейзажей. Поэтому я часто применяю объективы с возможностью работы в масштабе 1:1. В моем комплекте оказался прекрасный макрообъектив Sony 2,8/50 Macro, созданный для полноформатных камер Alpha 900 и 850. Это стекло и похожий на него по конструкции объектив Sony 2,8/100 Macro имеют безупречную классическую конструкцию и дают превосходную картинку даже на полностью открытой диафрагме. Объективы имеют так называемый отверточный привод автофокусировки, который, к сожалению, не работает при их соединении с камерой NEX. Казалось бы, в макросъемке нет необходимости применять автофокус, однако это справедливо лишь в случае с зеркальной техникой, когда глаз очень точно может оценить точку наводки. В моем случае, при фокусировке по ЖК-экрану, да еще при съемке с рук оценить зону резкости было довольно сложно. Для надежности приходилось делать много дублей, каждый раз фокусируясь заново и немного смещая камеру относительно объекта. Штатив, разумеется, избавляет от таких неудобств.

Елочка — рябинка. Проходящий сквозь первую листву солнечный луч создает причудливый рисунок из теней. Макрообъектив позволяет запечатлеть этот мир теней. Фокусировка осуществлялась перемещением камеры, и резкий снимок получился после ряда попыток. Выдержка 1/100, диафрагма 13.

Компактный легкий объектив Sony DT 55–200 мм f/4–5,6 разработан для зеркалок серии Alpha с размером сенсора 23,4х15,6 мм. И конечно, он может быть установлен на камеру NEX через переходник LA-EA1 c сохранением функции автофокусировки. Объектив обладает хорошими характеристиками, неплохо работает в контровом свете и на полностью открытой диафрагме. Минимальная дистанция фокусировки составляет 0,95 м. Скругленная диафрагма позволяет создавать изображения с красиво размытым задним планом, эффектно выделять сюжетно важную часть. Однако, как и в случае с большим телеобъективом 70–400 мм, возможности быстрой и точной автоматической фокусировки ограничены, но уже не по причине вибраций. Просто при фокусировке должен вращаться и выдвигаться вперед блок передних линз объектива, что занимает довольно много времени — около 3–4 секунд. Поэтому можно смело утверждать, что оперативной работы в стиле репортажа может не получиться. Однако хорошим подспорьем будет программа помощи ручной фокусировке, встроенная в камеру. Иногда мне казалось, что именно с этим объективом данный режим срабатывал быстрее и точнее.
В течение полутора месяцев фотоаппарат с комплектом сменной оптики путешествовал со мной везде: в дикой природе, в мегаполисе и провинциальных городках. Прекрасная маленькая камера, на мой взгляд, имеет большие шансы стать популярной среди фотографов, требовательных к качеству, дизайну и размерам техники. Адаптер позволяет владельцам зеркалок Sony Alpha включить камеру NEX в набор аппаратуры в качестве резервной или легкой камеры для промежуточных съемок. Однако я уверен, что именно родные, специально выпущенные для байонета Е объективы со встроенным оптическим стабилизатором смогут обеспечить полный и бескомпромиссный комфорт в процессе съемки. Работа же с «альфа»-объективами приобретает характер неспешной и вдумчивой штативной съемки малоподвижных объектов.

Первый апрельский грибочек пробивается через прошлогоднюю листву. Сменный макрообъектив позволяет управлять резкостью заднего плана, выделяя главный объект. Съемка с низкой точки, камера лежит на земле. При помощи поворотного жидкокристаллического дисплея удобно наводиться на резкость вручную. Выдержка 1/100, диафрагма 5,6
Поле, ветер и Она. Объектив Sony DT 55–200 / 4–5,6 в крайнем широком положении фокусного расстояния 55 мм, в сочетании с очень низкой точкой съемки искажает пропорции героини относительно заднего плана, выделяя главное. Выдержка 1/320, диафрагма 9 для сохранения приемлемой детализации облаков и группы деревьев, которые уравновешивают композицию.
Капля росы на траве. Предельно близкая для объектива Sony DT 55–200 / 4–5,6 точка фокусировки. Полностью открытая диафрагма превращает маленькие капельки в зоне нерезкости на заднем и переднем плане в интересные шарообразные образования. Диафрагма 5,6 выдержка 1/160. Заметны хроматические аберрации.
Объектив Sony DT 55–200 / 4–5,6 в крайнем длиннофокусном положении 200 мм, искажает перспективу пространства, сплющивая ее. Выдержка 1/320 сек, полностью открытая диафрагма 5,6.

Редакция благодарит московское представительство
компании Sony за предоставленную для теста аппаратуру.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компактные камеры Nikon COOLPIX P600 и COOLPIX P530: усиление контуров помогает выделить края области для наведения фокус
11 февраля 2014
Новости

Компактные камеры Nikon COOLPIX P600 и COOLPIX P530: усиление контуров помогает выделить края области для наведения фокус

Компания Nikon представляет две новые фотокамеры со сверхмощным зумом, которые пополнят линейку COOLPIX: мощная COOLPIX P530 оснащена объективом с 42-кратным оптическим зумом, а ультрасовременная COOLPIX P600 — объективом с впечатляющим 60-кратным оптическим зумом. Несмотря на исключительно компактный размер, каждая из представленных моделей оснащена сверхмощным зумом, 16-мегапиксельной КМОП-матрицей с обратной подсветкой и встроенным электронным видоискателем.

Беззеркальная SMART-камера Samsung NX2000: мощный 4-х ядерный процессор снижает шумы и дает превосходную цветопередачу
24 мая 2013
Новости

Беззеркальная SMART-камера Samsung NX2000: мощный 4-х ядерный процессор снижает шумы и дает превосходную цветопередачу

Компания Samsung Electronics представила новую модель в своей знаменитой NX-серии — камеру NX2000. Стильная и тонкая, эта компактная камера обладает характеристиками профессионального фотоаппарата благодаря возможностям революционных SMART технологий от Samsung. Мощный 20.3-мегапиксельный ASP-C CMOS-сенсор, которым оснащена камера NX2000 – это собственная разработка компании Samsung, которая выводит качество и детализацию снимков на новый уровень.

Что будет с утилизацией батареек?
30 сентября 2019
Видео

Что будет с утилизацией батареек?

Ситуация с приемом отслуживших батареек в крупных городах России стала более-менее понятной: в магазинах, на улицах появились пункты приема, куда можно просто положить старые батарейки и знать, что они отправятся на переработку и безопасную утилизацию, а не будут отравлять леса и реки. Новая законодательная инициатива повлияет на существующий порядок, и пока не понятно, как в дальнейшем будет осуществляться утилизация этих вредных отходов. Что же изменилось? Об этом на встрече в М.Видео, посвященной проекту по цивилизованной утилизации бытовой техники, рассказал президент "СКО Электроника-утилизация" Александр Онищук.

Обзор мультимедийного проектора Aiptek 120 MobileCinema
19 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного проектора Aiptek 120 MobileCinema

i20 MobileCinema, выпущенный компанией Aiptek этой вес¬ной, будет интересен в первую очередь владельцам Apple iPhone 3GS, 4 и 4S, а также планшетов Apple iPad и iPad 2. Ведь микро¬проектор разработан специально для этих устройств, чтобы сде¬лать возможным просмотр файлов не на маленьком дисплее, а на большом экране. С помощью i20 MobileCinema легко спрое¬цировать фотографии, видеоролики, веб-страницы и другие фай¬лы со смартфона или планшета прямо на лист бумаги, обычную стену или даже на потолок. При этом размеры экрана достигают 60 дюймов по диагонали.

Ricoh вышел на российский рынок с мультимедийными проекторами
24 августа 2012
Новости

Ricoh вышел на российский рынок с мультимедийными проекторами

Москва, 24 августа 2012 г. Компания Ricoh впервые представила в России свою линейку мультимедийных проекторов для бизнеса. В ближайшее время в продаже появится тринадцать моделей разных классов: начального уровня, мобильные, стандартные, профессиональные. Особое место в линейке занимают революционные вертикальные проекторы PJ WX4130 и PJ WX4130N с ультрамалым расстоянием проекции.

От галереи к энциклопедии
28 ноября 2005
Обзоры

От галереи к энциклопедии

Фоторесурсы Интернета необозримы. Но довольно предсказуемы. Их легко разделить на четыре разновидности. Порносайты показывают картинки «для взрослых». Их адреса очень популярны, можно найти десятки бесплатных и платных примеров в Рунете (хотя язык здесь — не главное). Порнография — самый популярный вид «мужского» зрелища в сети.

Аудиоплеер Iriver T9: льется музыка прямо из флешки...
25 июля 2012
Обзоры

Аудиоплеер Iriver T9: льется музыка прямо из флешки...

С любой позиции аудиоплеер iriver T9 выглядит безупречно. Он прост, хорошо воспроизводит музыкальные файлы, и у него крепкий корпус. Помимо всего этого, он еще умеет подсчитывать калории, сжигаемые во время занятий спортом и снабжен шагомером. При необходимости плеер можно повесить на шею или носить в кармане, кому как удобней.

Huawei представляет беспроводные наушники Huawei FreeBuds в России
24 июля 2018
Новости

Huawei представляет беспроводные наушники Huawei FreeBuds в России

Компания Huawei представляет в России беспроводные наушники FreeBuds с зарядным кейсом. Благодаря эргономике и использованию современных акустических технологий новинка позволяет слушать музыку и разговаривать даже в шумной городской среде. Каждый наушник Huawei FreeBuds обладает собственным аккумулятором и антенной, исключая наличие проводов. Новая модель может работать с любым смартфоном по протоколу Bluetooth 4.2, а ее дизайн гарантирует максимальный комфорт для пользователя.

Флагманский смартфон Lenovo Vibe Z поступил в продажу в России
15 августа 2014
Новости

Флагманский смартфон Lenovo Vibe Z поступил в продажу в России

Москва — 29 мая 2014 года. Компания Lenovo (HKSE: 992) (ADR: LNVGY), лидер на рынке ПК+ устройств, сообщает о начале продаж в России Lenovo Vibe Z — элегантного и производительного смартфона на базе процессора Qualcomm® 2,2 ГГц Snapdragon™ 800. Vibe Z становится второй моделью компании после Vibe X, в новой линейке стильных смартфонов Lenovo c узнаваемым дизайном Vibe.

Фоторынок сегодня: пути развития
1 декабря 2006
Обзоры

Фоторынок сегодня: пути развития

Цифровая революция, похоже, в прошлом. Цифре уже никому ничего не надо доказывать: ее плюсы очевидны. Она вытеснила пленку буквально со всех позиций, включая область художественной фотографии. Сейчас цифровая индустрия развивается не столько вширь, сколько вглубь, оттачивая мастерство и устраняя те недочеты и шероховатости, за которые еще может «зацепиться» пленка.