На фото слева направо: П. Носов, Н. Свищов-Паоло, П. Оцуп Для тех, кто побывал на выставке фотографий Петра Носова в московском «Фотоцентре», как, впрочем, и для всех шестидесятников — соратников корреспондента Фотохроники ТАСС, представленные на стендах снимки помогли окунуться в прошлое. Да, именно он, фотограф-журналист, сумел увидеть в жизни тех лет не только тассовский официоз, но и ситуации, вызывающие улыбку, искреннее, доброжелательное отношение к окружающим его людям.
Искренность и доброжелательность были, что, пожалуй, закономерно, унаследованы им от отца — известного писателя Николая Носова, произведениями которого в те годы зачитывались буквально все. Кстати, эти же качества унаследовал от отца и деда Игорь Носов, фотограф и писатель, плодотворно работающий в наши дни. Именно ему принадлежат воспоминания об отце, которые наполнены не только сыновнем, но и профессиональным отношением к тому, что создал отец в годы творческой деятельности. «Зениты» С, «Экзакта», «Никон» Ф, «Никон» ФН-2. Объективы 35 мм, 200 мм, МТО-500 мм... Таково было начало нашей беседы, и это закономерно в устах того, кто учился фотографии у своего отца.
Петр Носов снимал, что называется, «сходу». Порой держась одной рукой за руль автомашины, а другой нажимая на спуск. Отбор кадров обязательно со всей пленки с лупой и под объективом увеличителя. Кадрировка — нулевая. Отпечатки для выставочных экспозиций комментировал детально, отмечая не только достоинства, но и недостатки... Зритель неподкупен, утверждал Петр Носов, но он важен как зритель!
Любитель бронзы (Савелий Крамаров) 1974 «Фотографическое окружение»? Даже самый краткий перечень фамилий шестидесятников дает полное представление о том, каков был творческий настрой его соратников: Бойко Азаров, Борис Покровский, Евгений Кассин, Николай Рахманов, Валерий Генде-Роте, Владимир Мусаэльян... Но этот список был бы далеко не полным, если не напомнить о тех, у кого все они учились: Николай Свищев-Паоло, Петр Оцуп, Аркадий Шайхет, Дитрий Бальтерманц, Всеволод Тарасевич...
Петр Носов одних боготворил, с другими спорил, с некоторыми соперничал, но при всем том оставался самим собой и готов был всеми силами отстаивать собственное фотографическое кредо. Каким же оно было? Сформулировать его достаточно трудно. Но о самом главном — о его истоках — стоит сказать. Дело в том, что Петр Носов, прежде чем профессионально заняться фотографией, окончил биологический факультет педагогического института. Освоил охотоведение, орнитологию, увлекся жизнью птиц и животных. Причем настолько, что его отец посоветовал сыну: «Зачем тебе их рисовать, когда есть фотокамера». Тогда-то и появились на пленке зяблики и жаворонки, поющие соловьи — те самые, которых мало кто видел, но почти все слышали. В «Советском фото» тех лет появилась авторская фотоновелла: «Как я снимал птиц». Но то была уже не научная фиксация птичьей жизни, а ее художественное осмысление, «птичьи портреты». Съемки пейзажей, фотоновеллы на эту тему стали появляться на страницах журналов «Советский Союз», «Смена» и других престижных иллюстрированных изданий. Случилось то, что до него испытал его отец, владевший фотокамерой и пришедший в литературу из вгиковской киностудии. Биолог Петр стал фоторепортером, причем зачастую его репортерские фотокадры публиковались с интересным текстовым сопровождением.
Евгений Евтушенко На стендах всесоюзных выставок шестидесятых годов снимки Петра Носова стали занимать заметное место, а со временем появились и на стендах зарубежных выставок, куда их адресовал Союз советских обществ дружбы с народами зарубежных стран.
Не все складывалось благополучно в жизни фотографа. Достаточно напомнить, что волею случая во время грозы в лесу он получил ранение глаза, что, естественно, усложнило дальнейшую репортерскую судьбу, но отнюдь, к счастью, не помешало выйти на высокий профессиональный уровень.
О школе фоторепортажа в Фотохронике ТАСС немало написано в воспоминаниях ее сотрудников. То была отличная школа, которую создали Кузовкин, Портер и другие руководители Фотохроники, но главным образом те тассовцы, кто прошел с камерой в руках предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны. Именно в этой школе Петр Носов овладел мастерством репортера, научившегося не только фиксировать событие, явление, факт, но в долю секунды рождать снимок, отмеченный и информационными, и художественными достоинствами. В этом было легко убедиться посетителям фотовыставки в Фотоцентре и тем, кто внимательно просмотрел выставочный каталог. Снимки убедительно это подтверждают и в то же время рисуют широкий диапазон репортерского взгляда фотографа. Этот взгляд обращен к самым разным жизненным ситуациям, возникающим на городских улицах, в цирках и музеях, на пляжах и в больницах, в учебных заведениях и на спортивных площадках. Сюжеты объединяет доброжелательный взгляд автора и во многих случаях неиссякаемое чувство юмора. Видимо, именно это помогло работам П. Носова быть удостоенными высших наград на «World Press Photo» в Амстердаме и «Interpressphoto» в Гаване.
И в заключение следует сказать о том, как бережно хранит наследие Петра Носова его сын Игорь Носов, повторивший биографии своего отца и деда. Он профессионально владеет фотокамерой и в то же время добился отличных
результатов в литературном творчестве. Ему и одной из лучших фотопечатников Нине Владимировне Микешеной почитатели талантливого фоторепортера, ушедшего из жизни три года назад, благодарны за то, что они бережно хранят творческое наследие Петра Николаевича Носова и дают возможность ценителям фототворчества им насладиться.
Доктор, а я жить-то буду?
Конец 1970-х Укол
1978
Комментарии