"Приколы" и "уколы" Петра Носова

На фото слева направо: П. Носов, Н. Свищов-Паоло, П. Оцуп Для тех, кто побывал на выставке фотографий Петра Носова в московском «Фотоцентре», как, впрочем, и для всех шестидесятников — соратников корреспондента Фотохроники ТАСС, представленные на стендах снимки помогли окунуться в прошлое. Да, именно он, фотограф-журналист, сумел увидеть в жизни тех лет не только тассовский официоз, но и ситуации, вызывающие улыбку, искреннее, доброжелательное отношение к окружающим его людям.

Искренность и доброжелательность были, что, пожалуй, закономерно, унаследованы им от отца — известного писателя Николая Носова, произведениями которого в те годы зачитывались буквально все. Кстати, эти же качества унаследовал от отца и деда Игорь Носов, фотограф и писатель, плодотворно работающий в наши дни. Именно ему принадлежат воспоминания об отце, которые наполнены не только сыновнем, но и профессиональным отношением к тому, что создал отец в годы творческой деятельности. «Зениты» С, «Экзакта», «Никон» Ф, «Никон» ФН-2. Объективы 35 мм, 200 мм, МТО-500 мм... Таково было начало нашей беседы, и это закономерно в устах того, кто учился фотографии у своего отца.

Петр Носов снимал, что называется, «сходу». Порой держась одной рукой за руль автомашины, а другой нажимая на спуск. Отбор кадров обязательно со всей пленки с лупой и под объективом увеличителя. Кадрировка — нулевая. Отпечатки для выставочных экспозиций комментировал детально, отмечая не только достоинства, но и недостатки... Зритель неподкупен, утверждал Петр Носов, но он важен как зритель!

Любитель бронзы (Савелий Крамаров) 1974

«Фотографическое окружение»? Даже самый краткий перечень фамилий шестидесятников дает полное представление о том, каков был творческий настрой его соратников: Бойко Азаров, Борис Покровский, Евгений Кассин, Николай Рахманов, Валерий Генде-Роте, Владимир Мусаэльян... Но этот список был бы далеко не полным, если не напомнить о тех, у кого все они учились: Николай Свищев-Паоло, Петр Оцуп, Аркадий Шайхет, Дитрий Бальтерманц, Всеволод Тарасевич...

Петр Носов одних боготворил, с другими спорил, с некоторыми соперничал, но при всем том оставался самим собой и готов был всеми силами отстаивать собственное фотографическое кредо. Каким же оно было? Сформулировать его достаточно трудно. Но о самом главном — о его истоках — стоит сказать. Дело в том, что Петр Носов, прежде чем профессионально заняться фотографией, окончил биологический факультет педагогического института. Освоил охотоведение, орнитологию, увлекся жизнью птиц и животных. Причем настолько, что его отец посоветовал сыну: «Зачем тебе их рисовать, когда есть фотокамера». Тогда-то и появились на пленке зяблики и жаворонки, поющие соловьи — те самые, которых мало кто видел, но почти все слышали. В «Советском фото» тех лет появилась авторская фотоновелла: «Как я снимал птиц». Но то была уже не научная фиксация птичьей жизни, а ее художественное осмысление, «птичьи портреты». Съемки пейзажей, фотоновеллы на эту тему стали появляться на страницах журналов «Советский Союз», «Смена» и других престижных иллюстрированных изданий. Случилось то, что до него испытал его отец, владевший фотокамерой и пришедший в литературу из вгиковской киностудии. Биолог Петр стал фоторепортером, причем зачастую его репортерские фотокадры публиковались с интересным текстовым сопровождением.

Евгений Евтушенко

На стендах всесоюзных выставок шестидесятых годов снимки Петра Носова стали занимать заметное место, а со временем появились и на стендах зарубежных выставок, куда их адресовал Союз советских обществ дружбы с народами зарубежных стран.

Не все складывалось благополучно в жизни фотографа. Достаточно напомнить, что волею случая во время грозы в лесу он получил ранение глаза, что, естественно, усложнило дальнейшую репортерскую судьбу, но отнюдь, к счастью, не помешало выйти на высокий профессиональный уровень.

О школе фоторепортажа в Фотохронике ТАСС немало написано в воспоминаниях ее сотрудников. То была отличная школа, которую создали Кузовкин, Портер и другие руководители Фотохроники, но главным образом те тассовцы, кто прошел с камерой в руках предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны. Именно в этой школе Петр Носов овладел мастерством репортера, научившегося не только фиксировать событие, явление, факт, но в долю секунды рождать снимок, отмеченный и информационными, и художественными достоинствами. В этом было легко убедиться посетителям фотовыставки в Фотоцентре и тем, кто внимательно просмотрел выставочный каталог. Снимки убедительно это подтверждают и в то же время рисуют широкий диапазон репортерского взгляда фотографа. Этот взгляд обращен к самым разным жизненным ситуациям, возникающим на городских улицах, в цирках и музеях, на пляжах и в больницах, в учебных заведениях и на спортивных площадках. Сюжеты объединяет доброжелательный взгляд автора и во многих случаях неиссякаемое чувство юмора. Видимо, именно это помогло работам П. Носова быть удостоенными высших наград на «World Press Photo» в Амстердаме и «Interpressphoto» в Гаване.

И в заключение следует сказать о том, как бережно хранит наследие Петра Носова его сын Игорь Носов, повторивший биографии своего отца и деда. Он профессионально владеет фотокамерой и в то же время добился отличных

результатов в литературном творчестве. Ему и одной из лучших фотопечатников Нине Владимировне Микешеной почитатели талантливого фоторепортера, ушедшего из жизни три года назад, благодарны за то, что они бережно хранят творческое наследие Петра Николаевича Носова и дают возможность ценителям фототворчества им насладиться.

Доктор, а я жить-то буду?
Конец 1970-х
Укол
1978

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Дорога к звездам
28 июня 2006
Обзоры

Дорога к звездам

Helena Christensen. Нью-Йорк, 1996 Недалеко от побережья, там, где слышится дыханье Северного моря, приютилась голландская деревушка Штриен. Когда в эти края с запада приходят дождевые облака, свинцовое небо напоминает грязный лист бумаги. Серый небосвод, равнинные просторы… Штриен настолько мала, что издалека можно увидеть разве что местную колокольню, которую каждый день имел возможность наблюдать один мальчишка, родившийся в 1955 году.

Русские опять удивили. Фотография Андрея Чепакина из газеты «Невское время» признана самой «экстраординарной» в мире
30 декабря 2014
Новости

Русские опять удивили. Фотография Андрея Чепакина из газеты «Невское время» признана самой «экстраординарной» в мире

Фотография Андрея Чепакина из газеты «Невское время» признана самой «экстраординарной» в мире. Голландское издание NRC Handelsblad признало фотографию Андрея Чепакина из газеты «Невское время» одной из лучших в мире. В Топ-17 вошли также снимки представителей Франции, Китая, Великобритании, Турции, Дании и другие.

Тест акустической системы Infinity Beta 50
13 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Infinity Beta 50

ДОСТОИНСТВА: четкий звук во всем рабочем диапазоне, энергичный мидбас, качество звука почти не зависит от громкости. НЕДОСТАТКИ: яркость верхней середины, слегка упрощенные тембры, не совсем правдоподобные масштабы сцены. ВЫВОДЫ: учитывая невысокую стоимость, Beta 50 можно назвать хорошими АС для любителей современной музыки. Классику и джаз колонки играют также очень достойно, позволяя себе только небольшую схематичность...

SteelSeries представляет трекер взгляда Sentry
14 января 2015
Новости

SteelSeries представляет трекер взгляда Sentry

Компания SteelSeries впервые за все время транслирует игровые события выставки CES 2015 через потоковый сервис Twitch. Во время этого события популярные видеоблогеры демонстрируют возможности новейшего трекера SteelSeries Sentry и показывают, насколько сильно эта технология меняет восприятие от просмотра матчей по Counter-Strike: GO, DOTA 2, League of Legends и другим играм.

Новая комплектация PENTAX K-70. Компактная связка с пыле - влагозащищенным объективом HD PENTAX-DA 18-50mm
8 октября 2018
Новости

Новая комплектация PENTAX K-70. Компактная связка с пыле - влагозащищенным объективом HD PENTAX-DA 18-50mm

Компания Ricoh Imaging представила новую комплектацию PENTAX K-70, оснащенную объективом HD PENTAX-DA 18-50mm. HD PENTAX-DA 18-50mm — самый маленький объектив с уникальным механизмом сложения линз и оправ *! В парковочном положении его длина составляет всего 41 мм. В остальном это классический зум-объектив с пыле- влагозащитой, которая позволяет ему без проблем переносить сюрпризы погоды: снег, дождь, туман и пр.

Компания TRENDnet выводит на рынок компактную наружную 1,3-мегапиксельную WiFi камеру
16 апреля 2015
Новости

Компания TRENDnet выводит на рынок компактную наружную 1,3-мегапиксельную WiFi камеру

Москва, 16 апреля 2015 года — Компания TRENDnet, ведущий бренд индустрии проводных и беспроводных технологий, на выставке ISC West 2015 объявила о выходе наружной 1,3-мегапиксельной HD WiFi ИК сетевой камеры, модель TV-IP322WI. Это компактная камера рассчитана на эксплуатацию в экстремальных погодных условиях, имеет возможность записи видео на карту MircoSD (продается отдельно) и предусматривает подключение к беспроводной сети Wireless N с частотой 2,4 ГГц.

Океаны музыки
23 мая 2006
Новости

Океаны музыки

JVC KD-SH1000 CD/mp3/WMA-ресивер с USB-портом и поддержкой SD-карт памяти ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: максимальная выходная мощность — 50 Вт х4. Номинальная выходная мощность (RMS) — 20 Вт х4. Частотная характеристика — 40—20 000 Гц при не более 0,8 % общих гармонических искажений. ТЮНЕР: память на 18 FM и 6 АМ станций.

Светофильтры Tiffen для дронов DJI
23 октября 2018
Новости

Светофильтры Tiffen для дронов DJI

Компания Tiffen анонсировала серию светофильтров нейтральной плотности для дронов DJI. Комплекты фильтров будут выпускаться для DJI Mavic 2 Zoom , DJI Mavic 2 Pro , DJI Mavic Air и DJI Inspire 2

Екатерина Елизарова: «Магический реализм» уличной фотографии
11 июля 2017
Новости

Екатерина Елизарова: «Магический реализм» уличной фотографии

15 июля в 13.00 в Галерее Классической Фотографии состоится творческая встреча с фотографом, преподавателем, автором книг, членом Союза фотохудожников России Екатериной Елизаровой.

Тест CD-проигрывателя Denon DCD-2000AE
30 мая 2013
Тесты

Тест CD-проигрывателя Denon DCD-2000AE

Этот проигрыватель способен воспроизводить любую по сложности музыку благодаря высокому разрешению стереотракта и высокой защищенности от шумовых помех. Проигрыватель может воспроизводить записи формата SACD, поэтому возможности его гораздо более широкие, чем у большинства CD-проигрывателей. Цифро-аналоговое преобразование аудиоданных выполняют два аудио ЦАПа Burr-Brown PCM1790. Проигрыватель воспроизводит записи как обычного формата CD, так и более подробного SACD. Для повышения подробности мелких деталей звука применяются фирменная технология Advanced AL24 Processing...