"Изящная светопись" о воздухоплавании в России

Неизвестный фотограф. Дирижабль "Альбатрос". Санкт-Петербург. 1910-е годы.

В начале ХХ века человечество сделало качественный скачок в освоении воздушного пространства. После первого успешного полета братьев Райт в Америке в 1903 г. на аэроплане собственной конструкции рождение авиации стало совершившимся фактом. Правда, воздушный шар, изобретенный Монгольфье во Франции в середине XVIII века, продолжал исправно служить людям, в том числе и в военных целях. Так, во время войны с Японией в 1904—1905 гг. русская армия, защищавшая морскую крепость и базу российского военно-морского флота Порт-Артур, применяла воздушные привязные шары для наблюдения за действиями армии противника. Нами приводится зримое свидетельство — фотография форта №6, сделанная из корзины воздушного шара «Санкт-Петербург». Второй шар назывался «Ястреб». Традиция давать летательным аппаратам имена собственные, подобно кораблям военно-морского флота, была широко распространена в России начала прошлого столетия.

Но воздушные шары, как правило, были игрушкой в руках капризной воздушной стихии, поэтому конструкторская мысль не стояла на месте, и благодаря соединению двигателя внутреннего сгорания с аэростатами необычной сигаровидной формы родились управляемые воздушные шары — дирижабли. В Германии были созданы и получили большое распространение дирижабли конструкции графа Цеппелин. В России были построены военные дирижабли системы «Альбатрос» и «Лебедь», фотографии которых охотно публиковались в российских журналах того времени. Это журналы: «Аэро- и автомобильная жизнь», «Воздухоплаватель», «Техника воздухоплавания» и многие другие, освещавшие новости в мире авиации и фиксировавшие мировые авиационные рекорды.

Походная фотография Восточно-Сибирского Воздухоплавательного полевого батальона. Аэрофотосъемка с воздушного шара "Санкт-Петербург". Порт-Артур, форт №6. 1904 г.

Надо сказать, что авиация или воздухоплавание, как это было принято говорить в России, переживали тогда во всем мире бурное развитие. Причем курьезы и рекорды в этой сфере шли рука об руку. Очень долго в России, как, впрочем, и в других странах, в воздух пытались подняться без помощи мотора, только за счет физической мускульной энергии человека. Предлагаемый нашим читателям снимок наглядно показывает одну из подобных безнадежных попыток. Двигатель внутреннего сгорания вместе с пропеллером давал куда более впечатляющие результаты. Знаменитый русский авиаконструктор И.И. Сикорский, начавший свою деятельность с попытки создать в Киеве в 1909 г. действующую модель геликоптера, как тогда называли вертолет, построил в 1910 г. аэросани. На них были установлены французский мотор «Анзани» мощностью в 25—30 л.с. и винт его собственной конструкции. Аэросани Сикорского могли на высокой скорости перевозить до четырех человек, но главное — эта работа стала хорошей школой для молодого авиаконструктора. В качестве примера подобного «наземного аэроплана» мы могли бы предложить вниманию наших читателей снимок аэробуэра братьев Лебедевых, на котором использовался двигатель мощностью в 30 л.с. Им управлял В.А. Лебедев — будущий известный пилот и один из основателей отечественного авиастроения. Его брат А.А. Лебедев — профессор Горной академии в Санкт-Петербурге занимался в основном теоретическими исследованиями в области авиации, а также конструированием авиадвигателей.

Дирижабли были очень дороги в производстве и крайне сложны в эксплуатации, поэтому большинство энтузиастов воздухоплавания возлагали свои надежды на совершенствование аэропланов — летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Походная фотография Восточно-Сибирского Воздухоплавательного полевого батальона. Воздушный шар "Санкт-Петербург". Порт-Артур, форт №6. 1904 г.

Американский пилот Вильбур Райт совершил в 1908 г. серию впечатляющих полетов в разных городах Европы, дав тем самым новый толчок развитию авиации. На какое-то время лидером в области воздухоплавания стала Франция. Полеты Анри Фармана и Луи Блерио на аэропланах собственного изобретения потрясали воображение зрителей. В июле 1909 г. Л. Блерио совершил героический перелет через пролив Ла-Манш, преодолев при этом расстояние в 40 км. В октябре 1909 года французский летчик граф Деламбер на аппарате конструкции братьев Райт на высоте 400 метров пролетел над Парижем, облетел вокруг Эйфелевой башни и благополучно вернулся к месту старта. Будущему авиаконструктору Игорю Сикорскому, тогда еще студенту Киевского политехнического института, посчастливилось стать свидетелем этого исторического события.

В погоне за рекордами конструкторы изобретали «этажерки», как тогда часто называли аэропланы, самых разнообразных и причудливых форм. Например, изобретатель А.Г. Уфимцев построил в 1909—1910 гг. необычный кольцевой «сфероплан». Такая конструкция в дальнейшем не получила развития.

Французские аэропланы и авиационные двигатели широко использовались в дореволюционной России. Аппараты конструкции А. Фармана находились накануне Первой мировой войны на вооружении русской армии, где они использовались в качестве самолета-разведчика. Не менее популярными были аэропланы системы «Вуазен», «Блерио» и «Ньюпор». На одном из своих снимков знаменитый петербургский фотограф К.К. Булла запечатлел авиатора Пиотровского на аэроплане «Блерио-XI». В 1911 г. пилот совершил на нем ряд успешных полетов, за которыми внимательно наблюдала восторженная столичная публика. Обычно такие полеты в Санкт-Петербурге проходили на Комендантском или, как его еще называли, Коломяжском, а также на Корпусном аэродромах.

Неизвестный фотограф. Курьезы воздухоплавания. 1900-е годы.

Необходимо отметить, что воздухоплавание в начале прошлого века было делом героическим и небезопасным, так как аэропланы несовершенных конструкций, оснащенные маломощными двигателями, часто терпели аварии и катастрофы. Не только в России, но и во Франции и Германии, гибель пилотов и их пассажиров была распространенным явлением. Тем интереснее привести пример полета на аэроплане Председателя Совета министров Российской империи П.А. Столыпина. 22 сентября 1910 г. он поднялся в воздух на аэроплане, которым управлял пилот Мациевич. Полет продолжался чуть более пяти минут, пассажир был очень доволен. Через два дня, 24 сентября 1910 г., Мациевич погиб. Аэроплан, тот самый, на котором летал премьер, разрушился в воздухе, и пилот разбился. На одном из опубликованных нами снимков запечатлена одна из распространенных тогда аварий — «капот (переворот на носовую часть) аппарата системы «Вуазен».1910 г. следует считать годом рождения русской авиации и отечественного авиастроения. Первый самолет отечественной конструкции поднял в воздух 23 мая 1910 г. профессор Киевского политехнического института, инженер путей сообщения князь А.С. Кудашев. Вторым был аэроплан БиС-2, на котором 3 июня 1910 г. авиаконструктор И.И. Сикорский совершил свой первый полет продолжительностью в 12 секунд. За это время его самолет пролетел на высоте 1—1,5 м расстояние в 200—250 м. Это было ничтожно мало, но с этого дня Игорь Сикорский начинает свой триумфальный путь в воздухоплавании и авиастроении. На опубликованной нами фотографии изобретатель сидит за рулями управления своего первого аэроплана, который так и не поднялся в небо. Его второй самолет БиС-2 выглядел иначе, так как двигатель и пропеллер Сикорский установил не позади, как это тогда было принято, а впереди пилота. Такое инженерно-конструкторское решение и принесло ожидаемый успех. 18 августа 1911 г. авиаконструктор на своем биплане С-5 установил первый русский рекорд продолжительности полета — 36 минут 38 секунд. Еще более удачной оказалась его следующая модель — биплан С-6А. Установлен новый рекорд: в грузоподъемности — 410 кг и скорости — 108 км/ч. В марте 1912 г. на Второй международной выставке воздухоплавания в Москве аэроплан И.И. Сикорского заслуженно получил высшую награду — Большую золотую медаль от министерства торговли и промышленности. И.И. Сикорский стал известен всей России.

Неизвестный фотограф. Аэробуер В.Т. Лебедева. Санкт-Петербург. 1900-е годы. Неизвестный фотограф. Самолет "сфероплан" конструкции А.Г. Уфимцева.
1909-10 гг.

Однако эти успехи уже не удовлетворяли молодого талантливого авиаконструктора. Своей главной задачей он считал создание большого многомоторного воздушного корабля с закрытой кабиной. В апреле 1912 г. И.И. Сикорский получил приглашение о совместной работе от М.В. Шидловского — владельца крупнейшего в России авиазавода Руссо-Балт (или РБВЗ), и стал главным конструктором этого предприятия. До этого на Руссо-Балте по заказу военного ведомства собирались по лицензии иностранные аэропланы — «Фарман-16», «Блерио» и «Ньюпор-4». И.И. Сикорский сумел наладить производство своих собственных самолетов различной конструкции — от одномоторных монопланов и бипланов до гидросамолетов и тяжелых многомоторных бомбардировщиков «Илья Муромец», которые серийно производились в России с 1914 по 1917 г.

Прототипом этого самого знаменитого самолета И.И. Сикорского явился его первый большой самолет «Гранд», построенный им в Санкт-Петербурге в марте 1913 г. Его размеры были огромными, он имел четыре двигателя «Аргус» по 100 л.с. и весил более 3 тонн. 10 мая 1913 г. «Гранд» совершил первый продолжительный полет над Санкт-Петербургом. На борту кроме И.И. Сикорского находилось еще 5 человек. Молва о воздушном гиганте, который чаще назывался «Русский Витязь», прокатилась по всей России. Даже сам Государь Император Николай II выразил желание осмотреть «Гранд». Высокий смотр состоялся 25 июня 1913 г. в Красном селе — обычном месте военных парадов и маневров с участием царя. На вопросы высокого гостя отвечал лично И.И. Сикорский.

На императора самолет произвел большое впечатление. Вскоре И.И. Сикорский получил от Николая II на память об этом смотре золотые часы. Это помогло изобретателю создать в конце 1913 г. новый еще более совершенный тяжелый многомоторный самолет, получивший в честь былинного богатыря название «Илья Муромец». Приоритет России в создании такого рода больших воздушных кораблей совершенно бесспорен, и современные россияне вполне заслуженно могут этим гордиться.10 сентября 1913 г. на Корпусном аэродроме Санкт-Петербурга были успешно проведены первые полеты «Ильи Муромца». К.К. Булла. Авиатор Пиотровский на аэроплане А. Блерио. Санкт-Петербург. 1911 г.

На нашей фотографии этот красавец биплан внушительно возвышается на заснеженном поле аэродрома. Размах верхнего крыла в семействе «Муромцев» колебался от 24 до 34,5 м, а нижнего, на котором устанавливались 4 мотора «Аргус» в 100 л.с., — от 17 до 27 м. 12 февраля 1914 г. «Муромец» установил мировой рекорд по максимальному количеству пассажиров на борту самолета. Всего на нем были подняты в воздух 16 человек и аэродромный пес по кличке «Шкалик». 4 июня 1914 г. И.И. Сикорский совершил полет на «Илье Муромце», имея на борту 10 человек, из которых 5 пассажиров были депутатами Государственной думы. В этот раз самолет набрал высоту в 2000 м, установив новый мировой рекорд. Вскоре после этого И.И. Сикорский вместе со своим экипажем совершил на «Муромце» головокружительный по тому времени перелет в 2500 км по маршруту Санкт-Петербург — Киев — Санкт-Петербург.

Неизвестный фотограф. Обучение летчиков стрельбе из ручного пулемета. 1915-16 гг.

В годы Первой мировой войны 1914—1918 гг. в России была создана эскадра тяжелых бомбардировщиков из воздушных кораблей «Илья Муромец», которые оснащались пулеметным, артиллерийским и бомбовым вооружением, а также фотооборудованием для аэрофотосъемки системы офицера русской армии В.Ф. Потте, дававшим в автоматическом режиме до 50 снимков без перезарядки. На опубликованном в нашем номере снимке мы видим сцену погрузки солдатами в самолет типа Д (С-25 ДИМ) авиабомб. Всего «Илья Муромец» мог брать на борт до 500 кг. На верхнем крыле «Муромца» хорошо виден станковый пулемет системы «Максим». Будущих стрелков обучали искусству ведения прицельной стрельбы в воздухе весьма оригинальным способом. Стрелок вместе со своим вооружением подвешивался в «коробе-люльке» на канате под турником, срубленным из бревен, другие солдаты раскачивали эту «люльку», а стрелок должен был в это время, находясь в движении, вести прицельный огонь. На фотографии военнослужащий в такой «люльке» готовится к стрельбе из ручного пулемета системы «Льюис». На другом снимке подобный пулемет установлен на треноге на легком аэроплане «Вуазен». Стрелок готовится к стрельбе из пулемета «Льюис» из положения назад и вверх.

В истории мирового самолетостроения «Муромцы» по праву занимают свое заслуженное место. Воздушные гиганты И.И. Сикорского стали гордостью России, символом ее нарождавшейся технической мощи. Можно утверждать, что без самолетов И.И. Сикорского не было бы полета Ю.А. Гагарина в космос, так же, как и то, что у космических собак «Белки» и «Стрелки» был их дореволюционный предшественник — аэродромный пес «Шкалик».



Неизвестный фотограф. Первый аэроплан авиаконструктора И.И. Сикорского. Киев. 1910 г.


Неизвестный фотограф. Погрузка авиабомб на тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец". 1915-16 гг.


Неизвестный фотограф. Авария аэроплана системы "Вуазен". 1910-е годы.


Комментарии

Юрий из Таллинна
14.03.2009
0
Спасибо!
Отличная статья, замечательная подборка редких фотографий!
Лысаков Александр из данилова 16. 02. 10г.
16.02.2010
0
Замечательно! Редкие фотографии. Спасибо!
Марина (Эстония)
22.06.2011
0
Спасибо!
Валентин
15.11.2013
0
Замечательная статья. Интересные фотографии. Спасибо.

Похожие статьи

Внутриканальные наушники PaiAudio DR1 и MR3: как сидят в ухе, так и звучат – сглаженно, тепло и детально
28 апреля 2016
Обзоры

Внутриканальные наушники PaiAudio DR1 и MR3: как сидят в ухе, так и звучат – сглаженно, тепло и детально

Поднебесная, как все уже поняли, берет на экспорт все континенты мира. И давит не только демографическим авторитетом, но и посредством Ноу Хау, предварительно изучив насущные потребности электората и порой выдавая «на гора» хорошие продукты с не менее хорошим ценником. На этот раз прямиком из Гонконга ко мне прилетели образцы внутриканальных наушников от молодого и быстро развивающегося бренда PaiAudio.

LG представляет в России смартфон G3 Stylus
6 октября 2014
Новости

LG представляет в России смартфон G3 Stylus

МОСКВА, 6 октября 2014г. — Компания LG Electronics (LG) объявила о выходе очередного нового смартфона LG G3 Stylus с большим экраном, стилусом и множеством пользовательских функций премиум-класса, которые были ранее представлены в G3.

Третий глаз: «Камера видит больше, чем глаз»
10 апреля 2013
Советы

Третий глаз: «Камера видит больше, чем глаз»

Фотография из профессии стремительно превращается в общепринятое средство коммуникации, становится новым языком общения. Как у всякого языка, у нее свои правила, своя грамматика, с которыми надо бы ознакомиться всем, кто не хочет писать исключительно на «олбанском». Все чаще приходится слышать, что профессия фотографа умирает — и в журналистике, и вообще. Причем говорят не завистники, а матерые зубры, которым есть что вспомнить и с чем сравнить. Пророческой оказались шутка Владимира Архипова о том, что фотограф-профессионал — это который снимает колбасу. Все остальное сейчас переходит к увлеченным любителям и фотохудожникам, которые зарабатывают совсем в другом месте. Профессиональные фотографы вполне могут повторить судьбу, скажем, писарей: пока грамотных было двое на волость, это кормило, а когда пошли писать все подряд, как писарю быть?

Официальная цена флагмана vivo NEX 3 будет объявлена на «ИгроМире 2019»
30 сентября 2019
Новости

Официальная цена флагмана vivo NEX 3 будет объявлена на «ИгроМире 2019»

Компания vivo анонсирует официальную цену на новую версию флагмана NEX 3 на выставке «ИгроМир 2019», которая пройдет в Москве с 3 по 6 октября в Крокус Экспо. Также на стенде с популярной мобильной игрой PUBG Mobile будет объявлена дата предзаказа и старта продаж смартфона. Все посетители выставки смогут познакомиться с российской версией передового смартфона vivo NEX 3 и оценить его в деле, сразившись в игре PUBG Mobile за новый флагман.

Отличный выбор
16 декабря 2005
Новости

Отличный выбор

Преимущества готовых решений домашнего кинотеатра сегодня очевидны всем. Демократичный домашний кинотеатр «в одной коробке» не только не потребует значительных финансовых вложений, но и легко обойдется без посторонней (платной) помощи в установке и настройке. Эффект же при этом получается поразительный: картинка яркая, звук, как полагается, живой, а из впечатлений главное — восторг.

Samsung представила на форуме CIS 2014 новую линейку UHD-телевизоров и аудиоустройств
5 февраля 2014
Новости

Samsung представила на форуме CIS 2014 новую линейку UHD-телевизоров и аудиоустройств

Малага, 5 февраля 2014 года — Компания Samsung Electronics представила на форуме CIS в Малаге широкую линейку UHD-телевизоров. Также Samsung продемонстрировала новейшие аудиоустройства, которые выводят домашние развлечения на новый уровень, подтверждая лидерство компании в сферах инноваций, дизайна и контента. «Европейский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся, и спрос потребителей на UHD-модели стремительно растет, - говорит Хьюнсук Ким (Hyunsuk Kim), исполнительный вице-президент Samsung Electronics Europe. — Наши новые телевизоры и аудиотехника отвечают все актуальным требованиям пользователей, гарантируя высочайшее качество изображения и звучания».

Компания Orange совместно с Gemalto запускает Samsung Gear S2 Classic 3G на французском рынке, первые часы со встроенной SIM-картой
13 июля 2016
Новости

Компания Orange совместно с Gemalto запускает Samsung Gear S2 Classic 3G на французском рынке, первые часы со встроенной SIM-картой

12 июля компания Orange запускает в производство смарт-часы Samsung Gear S2 3G, первое устройство в мире, оснащенное новым поколением SIM-карт — e-SIM, которые встраиваются непосредственно в продукт. Не нужно ничего делать с SIM-картой — часы активируются оператором мобильной сети. Кроме того, технология e-SIM позволяет предлагать более изящные продукты с улучшенным дизайном линейки 3G Smartwatches.

Sony Mobile анонсирует старт продаж трех новых смартфонов из серии Xperia X в России
1 июня 2016
Новости

Sony Mobile анонсирует старт продаж трех новых смартфонов из серии Xperia X в России

Москва, 1 июня 2016 года - Компания Sony Mobile Communications (“Sony Mobile”), объявляет о старте продаж сразу трех моделей из новой серии смартфонов Xperia X. Смартфон Xperia XA поступит в продажу в середине июня по цене 21 990 рублей, а топовая модель линейки X – смартфон Xperia X Performance – в начале июля по цене 49 990 рублей. Также в продаже по цене 39 990 рублей уже доступна модель Xperia X, предзаказ на которую был объявлен ранее.Все новинки будут доступны в фирменном интернет-магазине Sony Store Online, в сети фирменных магазинов Sony Centre и у ключевых партнеров.

Synology анонсирует официальный выпуск DiskStation Manager 6.2
25 мая 2018
Новости

Synology анонсирует официальный выпуск DiskStation Manager 6.2

Компания Synology Inc. анонсировала официальный выпуск DiskStation Manager (DSM) 6.2 — более надежной, эффективной и безопасной операционной системы для NAS-серверов. Новые расширенные функции LUN, iSCSI Manager и Диспетчер хранения предоставят профессиональным пользователям больше возможностей для защиты данных для защиты данных. Непревзойденный уровень эффективности управления и стабильной защиты данных.

Роскачество представило международный рейтинг смартфонов 2018
3 августа 2018
Обзоры

Роскачество представило международный рейтинг смартфонов 2018

Роскачество совместно с ICRT (International Consumer Research and Testing Ltd) продолжило масштабную проверку смартфонов, представленных на рынке в 2018 году - к предыдущему исследованию добавились 55 моделей самых популярных в России марок телефонов. По результатам проверок Роскачество представляет обновленный рейтинг самых популярных смартфонов в 2018 году.