Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Настало время поговорить о том, какая техника необходима для пейзажной съемки? Начнем, пожалуй, с фотоаппарата. Если применить творческий подход к съемочному процессу, то снять пейзаж можно практически любой камерой. Разумеется, чем лучше у вас фотокамера, тем качественнее будет результат. В идеале, несмотря на бурное развитие цифровой техники, наиболее подходящими для пейзажной съемки до сих пор считаются пленочные широкоформатные камеры...  А как же цифровые зеркальные камеры - неужели не подходят?

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

Дмитрий Богачук. Киево-Печерская лавра,

Nikon D80, Nikkor 18–200 mm f/3.5–5.6, f/9,5, ISO 100, панорама.

Мягкий свет скрасил и без того красивейшее место, придав снимку нужное настроение. Высокая точка съемки позволила эффектно показать масштабность и грандиозность открывающегося вида.

 

Выбор фототехники

Если вы посещали фотовыставки именитых мастеров, то наверняка отметили, что снимков, сделанных мобильными телефонами, там почему-то нет, и что снимок, распечатанный размером метр и более по длинной стороне, смотрится намного эффектнее, нежели классический 10×15 см…

Профессионально отсканированный широкий слайд дает невероятный запас разрешения для печати на больших форматах, а особый шарм фотографии придают «пленочный» цвет и контраст.

Но применение такой техники требует досконального владения процессами съемки (пленка, тем более слайдовая, не дает права на ошибку, особенно если учесть соотношение количества взятых с собой катушек и душевных порывов нажать на кнопку) и множества денежных знаков (учитывая стоимость пленки, сканирования и др.).

Следующий, наиболее распространенный в настоящее время вариант, — применение цифровой зеркальной камеры. Не буду подробно останавливаться на типах и марках, вкратце скажу так: современные цифровые зеркальные камеры все без исключения позволяют заниматься пейзажной съемкой на вполне достойном уровне, и в неудачных фотографиях может быть виноват только сам фотограф.

Если вопрос о подборе камеры не столь принципиален, то выбор оптики — наиболее трудное и дорогостоящее занятие. Требования к оптике, применяемой в пейзажной съемке, очень высоки, и далеко не каждый объектив может показать нужный результат.

Для фотографов-любителей наиболее подходят зум-объективы средней и высшей ценовых категорий. Самые высокие результаты показывают профессиональные фиксы.

Если обобщить вышесказанное, то лучше приобрести недорогой фотоаппарат и дорогую оптику, нежели наоборот. Ведь рисует свет именно объектив, а не матрица или пленка.

Диапазон фокусных расстояний, применяемый в пейзажной съемке, всеобъемлющ.

 

Какие объективы и в каких случаях применяются при съемке пейзажей.

 

Объективы

Предназначение, особенности

Практическое применение

Сверхширокоугольные и широкоугольные

обладают широким углом зрения, великолепно подчеркивают перспективу в кадре, за счет малой величины МДФ до мельчайших деталей прорабатывают передний план, отличаются высоким уровнем перспективных искажений

- когда сюжетно важные элементы находятся вблизи от точки съемки (буквально на расстоянии нескольких метров);

- если необходимо подчеркнуть перспективу (пространство) и усилить эффект объема;

- для создания визуального эффекта большой глубины резкости (подчеркиваю — только эффекта, на самом деле ГРИП не зависит от величины фокусного расстояния)

 

Нормальные

сохраняют геометрические пропорции близкими к тем, что видит глаз человека

снимаемые объекты (местность) сохраняют привычные формы и масштаб, при этом перспектива передается менее выраженной, чем при использовании широкоугольной оптики, угол обзора в кадре уменьшается (часто применяются в качестве «кадрирующих», т. е. обрезающих ненужные детали)

Телеобъективы

«приближают» объекты съемки, сжимают перспективу, создают эффект малой ГРИП, геометрические искажения минимальны

позволяют буквально «вырезать» объекты съемки из общих планов, эффектно отделять их от фона, снимать какие-либо объекты или природные явления, не приближаясь на опасные расстояния (к примеру, вулканы, наводнения, женщины…)

 

Следующие немаловажные инструменты для создания качественной пейзажной фотографии — это штатив и штативные головы.

Большинство сложных сюжетов снять без штатива просто невозможно, так как все они требуют или длинной выдержки, или нескольких дублей одного и того же кадра с разной экспозицией. Без хорошей штативной головки бывает очень затруднительно снять панорамные виды (для сведения одиночных кадров в соответствующих программах). Отличным дополнением к штативу будут спусковые тросики и пульты дистанционного управления камерой.

Еще один незаменимый инструмент — светофильтры. Широкое применение в пейзажной фотографии нашли следующие светофильтры:

- поляризационные — убирают блики с неметаллических поверхностей (актуально при съемке мокрой листвы, травы, морского побережья и т. д.), усиливают контраст и частично насыщенность снимков, незаменимы при съемке сюжетов, включающих в себя большую часть неба;

- нейтральные серые — уменьшают количество света, попадающего на светоприемник (пленку или матрицу), позволяют выставить длительные выдержки при съемке, например, морских пейзажей и движущейся воды (для создания эффекта «молока»), в городских пейзажах — для устранения «посторонних» движущихся объектов (машин, людей);

- градиентные — позволяют снимать сюжеты с большим перепадом яркости в кадре: рассветы, закаты и т. д.;

- цветные — предназначены для художественного тонирования фотографии на стадии съемки.

Серьезным фактором успеха является выбор одежды фотографа, ведь от возможности долго находиться в тех или иных условиях напрямую зависит количество сделанных снимков. Я на личном опыте убедился в справедливости сказанного, когда, бегая в летних туфлях по щиколотку в мокром снегу, очень быстро утратил вдохновение и способность творчески мыслить. Аналогичным должен быть подход и к подбору снаряжения.

 

Технические аспекты пейзажной съемки

Далее предлагаю рассмотреть некоторые приемы съемки, актуальные для пейзажного жанра. Начнем с параметров съемки. Факторами, определяющими параметры снимка, будут величины диафрагмы, выдержки и чувствительности в различных комбинациях.

Диафрагма определяется исходя из сюжета снимка и параметров объектива. В большинстве случаев пейзажная фотография требует применения большой глубины резкости, поэтому диафрагма должна быть прикрытой для достижения большей ГРИП. Если ставится цель выделить снимаемый объект, целесообразно использовать малые величины диафрагмы для размытия фона. Помните, что наиболее качественная картинка получается при средних значениях.

Выдержка зависит от множества факторов, и каждый раз необходимо тщательно оценивать ситуацию перед съемкой. При съемке «стандартного» ландшафта со штатива в безветренную погоду выдержка не играет особой роли, определяющим параметром будет являться диафрагма.

А при ветреной погоде, для «заморозки» колышущейся травы и листьев, следует применять короткие выдержки. В каждом случае величина определяется экспериментально или на глаз, исходя из опыта.

Аналогично устанавливается выдержка при съемке летящего снега или падающей воды: практически никогда не получается с одной величиной выдержки угадать, насколько красивым и эффектным получится снег или водопад.

При съемке без штатива следует помнить простую формулу, что безопасная выдержка для съемки с рук приблизительно равняется 1/F, где F — фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте. При наличии стабилизации величина безопасной выдержки может увеличиться.

Чувствительность. Изменением чувствительности мы можем частично решать вопросы правильной выдержки. При съемке на пленочную аппаратуру изменение чувствительности — тема довольно болезненная, так как пока не доснимешь всю пленку, чувствительность не поменять.

В цифровых фотокамерах эта проблема решена, но есть определенные ограничения, ведь, как мы знаем, одним из подводных камней в фототехнике остается существенное понижение качества снимков при увеличении чувствительности — цифровой шум.

В идеале, чем ниже чувствительность, тем меньше будет проявляться шум и тем более высокое качество снимка можно получить. Конечно, это утверждение не касается тех работ, где шум является неотъемлемой частью снимка.

 

Пейзажи с нашей планеты

 

Михаил Вершинин, Синяя тайга, (Красноярские Столбы, Россия)

Canon EOS 1Ds Mark II, 40 мм, f/13, 1/4 c, ISO 200.

В рождественские морозы, сразу после захода солнца, над Енисеем простирался туман. Наличие переднего плана позволило реалистично передать пространство в кадре, а изгибы склонов добавили снимку изящества.

 

Вадим Балакин. Оазис, (Долина Смерти, штат Калифорния, США)

Canon EOS 5D, Canon EF 100–400 mm f/4.5–5.6L IS USM.

Ритмичные волны песка, как время, омывают одинокий островок жизни. Огромное значение в кадре сыграл низкий свет, позволив автору сильнее подчеркнуть волнообразную фактуру песка и придать изображению объем.

 

Вадим Балакин. Когда зажигают звезды (Индиан Бич, штат Орегон, США)
Canon EOS 5D Mark II, 20 мм, f/11, 25 с, ISO 100, X-PRO Cokin filters: ND4 + Gradual ND8.

Неземной красоты берег живописно дополнен морскими обитателями. Четкое разделение на планы, наличие перспективы в кадре, мягкие теплые тона делают снимок классикой пейзажа.

 

В следующей публикации мы рассмотрим технические нюансы пейзажной съемки: в частности, съемку с длинной выдержкой, панорамы и другие.

 

Выражаю огромную благодарность за предоставленные работы фотографам:

Александру Нестеровскому (Украина), www.nesterovskyi.com

Юрию Голубу (Украина), www.yurybird.com

Михаилу Рейфману (США), www.mikereyfman.com

Михаилу Трахтенбергу (Россия), t_berg.photosight.ru

Михаилу Вершинину (Россия), vershinin.photosight.ru

Вадиму Балакину (Россия), www.vadimbalakin.com

Дмитрию Богачуку (Украина), www.dimitribogachuk.500px.com

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

LG Electronics на IFA 2012: домашний кинотеатр LG начинает телепортировать слушателей в оперный театр
3 сентября 2012
Новости

LG Electronics на IFA 2012: домашний кинотеатр LG начинает телепортировать слушателей в оперный театр

БЕРЛИН, 5 сентября 2012 г. ― На выставке IFA в Берлине компания LG Electronics продемонстрировала целый ряд аудио- и видеопродуктов. Следуя стратегии, которая принесла LG ведущее место на рынке 3D-телевизоров, компания стремится возглавить мировой рынок аудио-видео устройств, продемонстрировав свои преимущества также и в области умных устройств.

Компания Synology представляет DiskStation DS1618+
21 мая 2018
Новости

Компания Synology представляет DiskStation DS1618+

Компания Synology Inc. выпустила DiskStation DS1618+, 6-ти дисковый NAS-сервер на базе процессора Intel Atom® C3538. Предназначенный для ценителей производительной техники, а также компаний малого и среднего бизнеса, DS1618+ представляет собой превосходное универсальное решение для хранения файлов, работы с интегрированными приложениями, резервного копирования данных и совместной работы в режиме реального времени. Все эти функции обеспечиваются благодаря исключительной производительности системы.

Новый LG Smart 3D мультимедиа плеер делает современный телевизор еще умнее
2 августа 2012
Новости

Новый LG Smart 3D мультимедиа плеер делает современный телевизор еще умнее

Новинка LG SP820 превращает обычную комнату в настоящий центр домашних развлечений для всей семьи: воспроизводит 3D и HD-контент с внешних жестких дисков, позволяет воспользоваться преимуществами полноценного веб-браузера и широчайшим он-лайн контентом LG Smart TV.

Внутриканальные наушники TFZ Series 3: зажигаем по полной на нижнем ценовом пределе
22 октября 2016
Обзоры

Внутриканальные наушники TFZ Series 3: зажигаем по полной на нижнем ценовом пределе

Говорят, что китайская экономика замедляется. Стало быть, это искры от ее торможения разлетаются по всему миру? Вот и в меня слегка попало, на этот раз зажигать будем с моделью Series 3 – это внутриканальные наушники на базе динамического излучателя от молодого бренда TFZ из Поднебесной. Уловили? Чем больше замедляется, тем больше искрит! Так что на рынке портативного аудио будут и впредь появляться все новые и новые интересные продукты с доступным ценником и неплохим звуком... Чтобы и нам так тормознуть и сникерснуть!

Philips Smart TV серии 8000: видео-по-запросу и вслед-за-эфиром
17 февраля 2012
Новости

Philips Smart TV серии 8000: видео-по-запросу и вслед-за-эфиром

Philips представляет три новые серии ЖК-телевизоров, обладающих широким функционалом Smart TV, превосходным качеством изображения как в формате 2D, так и в 3D, и простым управлением. Богатый набор приложений Philips Smart TV дает широкие возможности для развлечений на любой вкус, а привлекательный дизайн телевизоров понравится многим. Все три новые серии станут доступны в России со второго квартала 2012 года.

Canon пополняет серию UHDgc первыми в мире портативными зум-объективами для вещательных 4K-камер формата 2/3 дюйма
2 апреля 2019
Новости

Canon пополняет серию UHDgc первыми в мире портативными зум-объективами для вещательных 4K-камер формата 2/3 дюйма

Компания Canon объявляет о расширении ведущего в отрасли модельного ряда вещательных решений стандарта 4K первыми в миреⁱ зум-объективами для вещательных 4K-камер с датчиками формата 2/3 дюйма: CJ18ex28B и CJ15ex8.5B. Оба объектива обладают уверенными оптическими характеристиками для съемки в 4K и предлагают потрясающие уровни маневренности и удобства в сравнении с объективами для вещательных HD-камер. Теперь в ассортименте Canon найдется объектив для любого сценария вещательной съемки. Новинки серии UHDgcⁱⁱ удовлетворяют разносторонним требованиям документальной съемки, прямых трансляций мероприятий и спортивных соревнований и поэтому идеально подойдут вещателям, которые хотят создавать контент в формате будущего по мере перехода на системы и рабочие процессы стандарта 4K.

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-r
29 ноября 2012
Обзоры

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-r

Любительская зеркальная камера среднего уровня обладает довольно обширным набором функций. Очень простое и логичное управление и прекрасная эргономика делают камеру чрезвычайно удобным инструментом.

Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…
9 сентября 2014
Обзоры

Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.