Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Настало время поговорить о том, какая техника необходима для пейзажной съемки? Начнем, пожалуй, с фотоаппарата. Если применить творческий подход к съемочному процессу, то снять пейзаж можно практически любой камерой. Разумеется, чем лучше у вас фотокамера, тем качественнее будет результат. В идеале, несмотря на бурное развитие цифровой техники, наиболее подходящими для пейзажной съемки до сих пор считаются пленочные широкоформатные камеры...  А как же цифровые зеркальные камеры - неужели не подходят?

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

Дмитрий Богачук. Киево-Печерская лавра,

Nikon D80, Nikkor 18–200 mm f/3.5–5.6, f/9,5, ISO 100, панорама.

Мягкий свет скрасил и без того красивейшее место, придав снимку нужное настроение. Высокая точка съемки позволила эффектно показать масштабность и грандиозность открывающегося вида.

 

Выбор фототехники

Если вы посещали фотовыставки именитых мастеров, то наверняка отметили, что снимков, сделанных мобильными телефонами, там почему-то нет, и что снимок, распечатанный размером метр и более по длинной стороне, смотрится намного эффектнее, нежели классический 10×15 см…

Профессионально отсканированный широкий слайд дает невероятный запас разрешения для печати на больших форматах, а особый шарм фотографии придают «пленочный» цвет и контраст.

Но применение такой техники требует досконального владения процессами съемки (пленка, тем более слайдовая, не дает права на ошибку, особенно если учесть соотношение количества взятых с собой катушек и душевных порывов нажать на кнопку) и множества денежных знаков (учитывая стоимость пленки, сканирования и др.).

Следующий, наиболее распространенный в настоящее время вариант, — применение цифровой зеркальной камеры. Не буду подробно останавливаться на типах и марках, вкратце скажу так: современные цифровые зеркальные камеры все без исключения позволяют заниматься пейзажной съемкой на вполне достойном уровне, и в неудачных фотографиях может быть виноват только сам фотограф.

Если вопрос о подборе камеры не столь принципиален, то выбор оптики — наиболее трудное и дорогостоящее занятие. Требования к оптике, применяемой в пейзажной съемке, очень высоки, и далеко не каждый объектив может показать нужный результат.

Для фотографов-любителей наиболее подходят зум-объективы средней и высшей ценовых категорий. Самые высокие результаты показывают профессиональные фиксы.

Если обобщить вышесказанное, то лучше приобрести недорогой фотоаппарат и дорогую оптику, нежели наоборот. Ведь рисует свет именно объектив, а не матрица или пленка.

Диапазон фокусных расстояний, применяемый в пейзажной съемке, всеобъемлющ.

 

Какие объективы и в каких случаях применяются при съемке пейзажей.

 

Объективы

Предназначение, особенности

Практическое применение

Сверхширокоугольные и широкоугольные

обладают широким углом зрения, великолепно подчеркивают перспективу в кадре, за счет малой величины МДФ до мельчайших деталей прорабатывают передний план, отличаются высоким уровнем перспективных искажений

- когда сюжетно важные элементы находятся вблизи от точки съемки (буквально на расстоянии нескольких метров);

- если необходимо подчеркнуть перспективу (пространство) и усилить эффект объема;

- для создания визуального эффекта большой глубины резкости (подчеркиваю — только эффекта, на самом деле ГРИП не зависит от величины фокусного расстояния)

 

Нормальные

сохраняют геометрические пропорции близкими к тем, что видит глаз человека

снимаемые объекты (местность) сохраняют привычные формы и масштаб, при этом перспектива передается менее выраженной, чем при использовании широкоугольной оптики, угол обзора в кадре уменьшается (часто применяются в качестве «кадрирующих», т. е. обрезающих ненужные детали)

Телеобъективы

«приближают» объекты съемки, сжимают перспективу, создают эффект малой ГРИП, геометрические искажения минимальны

позволяют буквально «вырезать» объекты съемки из общих планов, эффектно отделять их от фона, снимать какие-либо объекты или природные явления, не приближаясь на опасные расстояния (к примеру, вулканы, наводнения, женщины…)

 

Следующие немаловажные инструменты для создания качественной пейзажной фотографии — это штатив и штативные головы.

Большинство сложных сюжетов снять без штатива просто невозможно, так как все они требуют или длинной выдержки, или нескольких дублей одного и того же кадра с разной экспозицией. Без хорошей штативной головки бывает очень затруднительно снять панорамные виды (для сведения одиночных кадров в соответствующих программах). Отличным дополнением к штативу будут спусковые тросики и пульты дистанционного управления камерой.

Еще один незаменимый инструмент — светофильтры. Широкое применение в пейзажной фотографии нашли следующие светофильтры:

- поляризационные — убирают блики с неметаллических поверхностей (актуально при съемке мокрой листвы, травы, морского побережья и т. д.), усиливают контраст и частично насыщенность снимков, незаменимы при съемке сюжетов, включающих в себя большую часть неба;

- нейтральные серые — уменьшают количество света, попадающего на светоприемник (пленку или матрицу), позволяют выставить длительные выдержки при съемке, например, морских пейзажей и движущейся воды (для создания эффекта «молока»), в городских пейзажах — для устранения «посторонних» движущихся объектов (машин, людей);

- градиентные — позволяют снимать сюжеты с большим перепадом яркости в кадре: рассветы, закаты и т. д.;

- цветные — предназначены для художественного тонирования фотографии на стадии съемки.

Серьезным фактором успеха является выбор одежды фотографа, ведь от возможности долго находиться в тех или иных условиях напрямую зависит количество сделанных снимков. Я на личном опыте убедился в справедливости сказанного, когда, бегая в летних туфлях по щиколотку в мокром снегу, очень быстро утратил вдохновение и способность творчески мыслить. Аналогичным должен быть подход и к подбору снаряжения.

 

Технические аспекты пейзажной съемки

Далее предлагаю рассмотреть некоторые приемы съемки, актуальные для пейзажного жанра. Начнем с параметров съемки. Факторами, определяющими параметры снимка, будут величины диафрагмы, выдержки и чувствительности в различных комбинациях.

Диафрагма определяется исходя из сюжета снимка и параметров объектива. В большинстве случаев пейзажная фотография требует применения большой глубины резкости, поэтому диафрагма должна быть прикрытой для достижения большей ГРИП. Если ставится цель выделить снимаемый объект, целесообразно использовать малые величины диафрагмы для размытия фона. Помните, что наиболее качественная картинка получается при средних значениях.

Выдержка зависит от множества факторов, и каждый раз необходимо тщательно оценивать ситуацию перед съемкой. При съемке «стандартного» ландшафта со штатива в безветренную погоду выдержка не играет особой роли, определяющим параметром будет являться диафрагма.

А при ветреной погоде, для «заморозки» колышущейся травы и листьев, следует применять короткие выдержки. В каждом случае величина определяется экспериментально или на глаз, исходя из опыта.

Аналогично устанавливается выдержка при съемке летящего снега или падающей воды: практически никогда не получается с одной величиной выдержки угадать, насколько красивым и эффектным получится снег или водопад.

При съемке без штатива следует помнить простую формулу, что безопасная выдержка для съемки с рук приблизительно равняется 1/F, где F — фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте. При наличии стабилизации величина безопасной выдержки может увеличиться.

Чувствительность. Изменением чувствительности мы можем частично решать вопросы правильной выдержки. При съемке на пленочную аппаратуру изменение чувствительности — тема довольно болезненная, так как пока не доснимешь всю пленку, чувствительность не поменять.

В цифровых фотокамерах эта проблема решена, но есть определенные ограничения, ведь, как мы знаем, одним из подводных камней в фототехнике остается существенное понижение качества снимков при увеличении чувствительности — цифровой шум.

В идеале, чем ниже чувствительность, тем меньше будет проявляться шум и тем более высокое качество снимка можно получить. Конечно, это утверждение не касается тех работ, где шум является неотъемлемой частью снимка.

 

Пейзажи с нашей планеты

 

Михаил Вершинин, Синяя тайга, (Красноярские Столбы, Россия)

Canon EOS 1Ds Mark II, 40 мм, f/13, 1/4 c, ISO 200.

В рождественские морозы, сразу после захода солнца, над Енисеем простирался туман. Наличие переднего плана позволило реалистично передать пространство в кадре, а изгибы склонов добавили снимку изящества.

 

Вадим Балакин. Оазис, (Долина Смерти, штат Калифорния, США)

Canon EOS 5D, Canon EF 100–400 mm f/4.5–5.6L IS USM.

Ритмичные волны песка, как время, омывают одинокий островок жизни. Огромное значение в кадре сыграл низкий свет, позволив автору сильнее подчеркнуть волнообразную фактуру песка и придать изображению объем.

 

Вадим Балакин. Когда зажигают звезды (Индиан Бич, штат Орегон, США)
Canon EOS 5D Mark II, 20 мм, f/11, 25 с, ISO 100, X-PRO Cokin filters: ND4 + Gradual ND8.

Неземной красоты берег живописно дополнен морскими обитателями. Четкое разделение на планы, наличие перспективы в кадре, мягкие теплые тона делают снимок классикой пейзажа.

 

В следующей публикации мы рассмотрим технические нюансы пейзажной съемки: в частности, съемку с длинной выдержкой, панорамы и другие.

 

Выражаю огромную благодарность за предоставленные работы фотографам:

Александру Нестеровскому (Украина), www.nesterovskyi.com

Юрию Голубу (Украина), www.yurybird.com

Михаилу Рейфману (США), www.mikereyfman.com

Михаилу Трахтенбергу (Россия), t_berg.photosight.ru

Михаилу Вершинину (Россия), vershinin.photosight.ru

Вадиму Балакину (Россия), www.vadimbalakin.com

Дмитрию Богачуку (Украина), www.dimitribogachuk.500px.com

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотошкола Эдуарда Крафта: три ступени к мастерству
17 июля 2017
Новости

Фотошкола Эдуарда Крафта: три ступени к мастерству

Эдуард Крафт объявил новый набор в свою школу онлайн. Чтобы зря не тратить слова, просто почитайте очень искренние отзывы выпускников, а еще посмотрите их курсовые работы. Обучение в фотошколе онлайн Эдуарда Крафта состоит из трех ступеней. Сейчас идет набор в мастер-группу по предметной фотографии - это первая ступень. После ее окончания студенты могут продолжить обучение на второй ступени: на курсе "Фуд-фотография". А осенью для выпускников первых двух ступеней стартует новый курс, посвященный спецэффектам в рекламной фотографии. Записаться на курс "Предметная и рекламная фотография" можно до 31 июля 2017 года.

Фестиваль современной фотографии на ВДНХ
24 мая 2016
Новости

Фестиваль современной фотографии на ВДНХ

ВДНХ совместно с Центром документальной фотографии «Фотодок» представляет Фестиваль современной фотографии, который продлится с 29 апреля по 31 июля 2016 в Павильоне №59 (Зерно). Задача фестиваля — представить главные тенденции развития современной мировой фотографии, а также раскрыть ее документальные, художественные и прикладные аспекты. Цель кураторов — показать повсеместное присутствие фотографии и ее безграничные возможности фиксации событий, исследования сложных и протяженных во времени процессов, создания эмоционально заряженных зрительных образов.

Микс-вечеринка в формате 3.0 с пультом Hercules Universal DJ
25 ноября 2014
Новости

Микс-вечеринка в формате 3.0 с пультом Hercules Universal DJ

Москва, 25 ноября 2014г. — Компания Hercules, лидер в сфере цифрового микширования, представляет комплексную линейку продуктов Hercules Universal DJ, разработанных специально для диджеев. Компактный пульт и набор приложений позволяют использовать для микширования ПК, Mac, смартфоны и планшетные компьютеры на базе Android или iOS. Новая линейка удостоилась почетной награды CES Innovations Awards Honoree – 2015 выставки CES, которая состоится в Лас-Вегасе в январе следующего года.

Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере
25 февраля 2018
Видео

Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере

Самое интересное, пожалуй, в видео режиме Nikon D850 - это съемка ТimeLapse или цейтраферное видео, причем сразу в 4K. Вы можете настроить интервал между снимками, время съемки и камера сама рассчитает длину итогового ролика и сама же его и смонтирует из отдельных кадров, причем будет парировать изменение освещенности, что позволит вам на автомате снимать таймлапсы, в которых день переходит в ночь.

Внутриканальные наушники MyST Nail 4: что на самом деле нас окрыляет?
7 ноября 2016
Обзоры

Внутриканальные наушники MyST Nail 4: что на самом деле нас окрыляет?

Red Bull окрыля-я-ет… Пока счастливчики нараспев взлетают, я глубоко задумался: а многодрайверные наушники, поди, такой же полет обещают во сне и наяву? Так это или нет, проверить очень просто: погрузимся на несколько дней в «гвоздики» Nail 4, многодрайверную модель из внутриканальной линейки MyST. Эти ушки, построенные на базе двух арматурных ресиверов, показались мне настолько притягательными, что я одним прыжком перескочил через «трешечку» - Nail 3, оставив ее на туманное потом. Когда драйва больше обычного, это заводит и завораживает: и конструкция, и звучание. Так что, самое время окрылиться - слушаем MyST Nail 4.

Компания Sony объявляет о старте конкурса #SonyAlphaPortrait
23 июня 2018
Новости

Компания Sony объявляет о старте конкурса #SonyAlphaPortrait

Компания Sony объявила о старте глобального фотоконкурса, который будет проходить на платформе Instagram и будет посвящен искусству создания портретов. Зарегистрируйтесь, разместите свои фотографии в Instagram с нужными хэштегами до 16 августа 2018 года и получите шанс выиграть камеры α7 III, α7 II и α7

Тест радионяни Philips-Avent SBC 470 на озере и в бассейне, с папой и мамой
21 июля 2012
Тесты

Тест радионяни Philips-Avent SBC 470 на озере и в бассейне, с папой и мамой

Как на самом деле радионяня помогает присматривать за малышом, может показать только реальная родительская практика. А потому я решил провести домашний эксперимент с популярной моделью - Philips-Avent SBC 470, измерив максимальную дальнобойность радионяни и ее способность обходить препятствия в виде стен, не теряя свои радиоволны. Попутно возникли дополнительные идеи, как можно еще использовать радионяню.

Изящное решение для офисных меломанов: миниатюрные колонки Defender OnAir S4
1 ноября 2013
Новости

Изящное решение для офисных меломанов: миниатюрные колонки Defender OnAir S4

Москва, 31 октября 2013 г. — Defender, один из лидеров рынка периферии и аксессуаров для персональных компьютеров, представляет компактную акустическую стереосистему OnAir S4, которая украсит скучное рабочее место и подарит своему обладателю чистое звучание любимых мелодий. Рабочий стол в состоянии творческого беспорядка — это не самое удобное место для размещения дополнительного оборудования, да и со свободными электрическими розетками тоже бывает непросто. Все это не должно лишить пользователя чистого и приятного звучания: компактные колонки Defender OnAir S4 спасут положение — динамики занимают минимум места, при этом гарантируют качественное воспроизведение звука...

Самая легкая в мире камера с поворотным экраном Canon EOS 250D: яркие снимки одним нажатием
10 апреля 2019
Новости

Самая легкая в мире камера с поворотным экраном Canon EOS 250D: яркие снимки одним нажатием

Компания Canon объявляет о выпуске Canon EOS 250D — самой легкой в мире цифровой зеркальной камеры с поворотным экраном¹. EOS 250D — это удобная, компактная и легкая модель, оснащенная новейшими технологиями и прекрасно подходящая для знакомства с миром зеркальных камер со сменными объективами. Это отличная семейная камера для тех, кто хочет сменить смартфон или старую камеру на более подходящий вариант.

Стиль и лаконичность: Panasonic представляет новую серию беспроводных телефонов
3 августа 2015
Новости

Стиль и лаконичность: Panasonic представляет новую серию беспроводных телефонов

Москва, Россия — Компания Panasonic Россия, признанный лидер в области DECT-телефонии, представляет новую серию беспроводных телефонов KX-TGK3XXRU, сочетающих элегантный дизайн и широкий функционал.