Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Август Зандер.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей за предоставленные для публикации фотографии.

Август Зандер. Нотариус, 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Снимки Зандера полны деталей, интересных для рассматривания. По ним вполне можно судить о моде, материальной культуре, считывать язык тела, бесконечно интерпретировать выражения лиц, задумываться о характерах и судьбах. Экономика, мораль, психология, образ и условия жизни, комфорт и достаток, нищета и болезнь, беспечность и заботы, самолюбование и робость, отдельная личность и группа, — фотографии Зандера содержат множество объектов для изучения и интерпретации.

Мода и стиль также в их числе. Зритель может ждать от искусства удовлетворения различных эмоциональных и эстетических потребностей, произведение художника может восхищать, возмущать или оставлять равнодушным, но у Зандера мы имеем дело не с эмоциями, а с информацией. Информация, поданная объективно, всегда имеет ценность, независимо от чьих-либо настроений или предпочтений.

Первая половина XX века была временем, когда фотография намечала пути, по которым пошло ее дальнейшее развитие. Расцвет иллюстрированной прессы способствовал разработке принципов репортажа — яркого и убедительного рассказа о событиях и личностях. Авангардисты предлагали посмотреть на привычные вещи под новым углом, в ракурсе, так, как до этого не приходило в голову смотреть никому, кроме фотографа, который со своей малоформатной камерой движется в ритме современной жизни — вверх, вниз и по диагонали.

Американские пуристы из группы f/64 утверждали новые каноны красоты — чисто фотографической, не принимающей стандартов живописи и скульптуры, но и не противоречащей им принципиально. Фотография искала и находила себя, свой особый язык, философию, отношение к реальности и символу. Зандер пытался получить от фотографии то, что считали ее неотъемлемым качеством еще в XIX веке: клиническую, протокольную объективность.

 

Август Зандер. Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Opus Magnum Августа Зандера — проект «Люди XX века» охватывает конец 1910-х — начало 1930-х годов. Он вознамерился с помощью фотографии исследовать немецкий народ — составить полный каталог своих современников «согласно существующему социальному устройству». Все немецкое общество Зандер разделил на семь групп, причем деление это весьма своеобразно, в нем видно стремление отразить все возможные подходы: профессиональный, классовый, семейный, культурный и т. п. Крестьянин, Ремесленник, Женщина, Сословия и профессии, Деятели искусства, Большой город и Последние люди.

Среди персон, сфотографированных Зандером, встречается довольно много известных деятелей искусства, культуры и общественной жизни, но фотограф не дает имен, а подписывает снимки сообразно выбранным принципам классификации: вдовец с двумя детьми, аптекарь, бродяга, преследуемый, жена архитектора.

Его персонажи — не конкретные личности, а представители видов, классов и родов. Если фотограф зафиксирует реальность максимально честно и непредвзято, не пытаясь ничего улучшить, подчеркнуть и направить интерпретацию, просто покажет все, как есть, — фотография станет идеальным инструментом, с помощью которого современники и потомки смогут сделать вывод о состоянии человечества в определенный момент истории. Как народа в целом, так и отдельных его представителей.

«Фотография может передать действительность во всей ее красоте, не скрывая при этом иногда ужасающей правды, но может и самым жестоким образом обмануть. Мы должны научиться видеть правду, открыть ее нашим современникам и передать следующим поколениям, выгодно это для нас или нет. Возможно, я, как здравомыслящий человек, слишком дерзок, что вижу вещи так, как они есть, а не так, как они должны были бы быть, но я надеюсь на прощение, потому что не могу иначе.»

Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

В истории фотографии наследниками Зандера традиционно называют мастеров следующих поколений, в работе которых сочетается анализ индивидуального и архетипического. Чаще всего речь идет о портрете, но не только. Обычно среди них упоминается Диана Арбус, но, на мой взгляд, Арбус роднит с Зандером, пожалуй, лишь стремление к описанию некоего явления, однако это описание не объективно, а совсем наоборот.

Сьюзан Зонтаг говорила, что Арбус, очевидно, обладает определенной авторской позицией, которую транслирует через свои портреты. Позиция же Зандера состоит в отсутствии позиции или, во всяком случае, в том, чтобы она никак не просматривалась. Призвание фотографии, согласно Зандеру, — дать объективную картину, на основании которой можно сделать объективные выводы.

Бескомпромиссная объективность может стать проблемой. Честность и прямота может быть невыгодна. В случае Зандера это сделалось очевидным очень быстро — после того, как нацисты запретили продолжение проекта без объяснения причин и постарались изъять уже реализованное.

Настоящее продолжение Зандера мы наблюдаем у современных концептуалистов, чьи бесстрастные, безэмоциональные, протокольные и скучные серии зачастую заставляют неподготовленного зрителя недоумевать и раздражаться. Мастера Дюссельдорфской школы, пейзажисты, изображающие банальные городские пространства, портретисты, такие как известный мастер Ринеке Дейкстра. Если убрать авторский голос и дать возможность свободно высказаться выбранным объектам, они начнут говорить сами за себя. И именно фотография позволит им быть услышанными.

 

Август Зандер. Цирковые работники, 1926–1932

Напечатано Гунтером Зандером в 1982 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Фотография может показать то, что невозможно обнаружить никаким иным способом, кроме как через создание визуального каталога, реестра, типологий. Проанализировав собранное, можно увидеть невидимое и сделать выводы. О сходствах и различиях, о структурах и закономерностях. Поэтому важно охватить как можно большее количество материала, описать явление целиком. «Успешный снимок представляет собой лишь предварительный шаг на пути к интеллектуальному использованию фотографии. Мне недостаточно одного-единственного снимка или двух-трех, фотография сродни мозаике, она достигает аналитического уровня только тогда, когда представлена в массе».

Зандер и его последователи заняты не красотой, добром или злом — их интересует правда. Вопрос о том, насколько объективно фотография отражает реальность, — вечный вопрос фотографии. Среди философов и аналитиков уже давно преобладает мнение, что фотографическая объективность невозможна: любая фотография, сделанная человеком, — это всегда интерпретация и культурно обусловленный продукт. Зандер в начале века все же попытался приблизиться к истине, несмотря на заведомую тщетность усилий. Всей истины о самих себе мы не узнаем. Но мы можем продолжать пытаться.

Август Зандер. Вид на остров Нонненверт, 1930

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Август Зандер. Кондитер, 1928

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцора, 1929

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест Harper 32R575T: просто телевизор для дома и дачи
24 января 2018
Тесты

Тест Harper 32R575T: просто телевизор для дома и дачи

В советские времена в магазине сложно было найти любой телевизор. А теперь сложно найти самый простой и самый обычный – без 3D, без Смарт, без выхода в интернет и без Wi Fi… А на удаленную дачу, где и мобильный телефон не всегда звонит, требуется иной раз именно такой телеприемник. Зачем же переплачивать за ненужные функции? Кто ищет именно такую модель, могу подсказать: присмотритесь к телевизору Harper 32R575T - редкий ныне вид обычных ТВ, которые отлично подойдет для дачи или в качестве второго телевизора на кухню, а, может, и в качестве первого - людям пожилого возраста, которым новомодные навороты и даром не нужны...

Huawei представляет второе поколение смартфонов серии nova
28 июля 2017
Новости

Huawei представляет второе поколение смартфонов серии nova

Huawei Consumer Business Group представляет новые модели смартфонов серии nova: Huawei nova 2 и nova 2 Plus. Смартфоны получили три варианта расцветки корпуса и богатый набор дополнительных возможностей, среди которых - уникальная фронтальная камера и новая аудиосистема. Двойная основная камера обеих моделей, состоящая из 12 МП и 8 МП модулей, имеет профессиональный портретный режим, а 20 МП фронтальная камера обеспечивает высокое качество съемки автопортретов, расширяя творческие возможности пользователей.

Новые модели смартфонов Neffos с соотношением сторон экрана 18:9 поступили в продажу в России
22 августа 2018
Новости

Новые модели смартфонов Neffos с соотношением сторон экрана 18:9 поступили в продажу в России

Компания TP-Link, мировой лидер в производстве домашнего сетевого оборудования, объявляет о начале продаж новых смартфонов Neffos серий C9A и X9 на российском рынке. Обе модели оснащены FullView-дисплеями с соотношением сторон экрана 18:9, технологией распознавания лица AI Face Unlock на основе искусственного интеллекта, а также сканером отпечатков пальцев. Устройства работают на базе ОС Android 8.1 Oreo.

Синди Шерман
28 июня 2006
Обзоры

Синди Шерман

После того как на «Фотобиеннале — 2006» привезли «гремучую» ретроспективу американки Нан Голдин, у Москвы, пожалуй, осталась одна непокоренная вершина в фотографии – ее соплеменница, фотограф Синди Шерман. Почти тридцать лет назад Шерман сняла свою первую серию, в одночасье поставившую ее в один ряд с самыми громкими фотографами того времени.

Футбольный клуб «Ростов», LG и «Эльдорадо» провели совместный день донора
21 сентября 2018
Новости

Футбольный клуб «Ростов», LG и «Эльдорадо» провели совместный день донора

LG Electronics, футбольный клуб «Ростов» и компания «Эльдорадо» впервые в истории провели совместный День донора. Акция стала первой для LG и ФК «Ростов», 30-й совместной с партнером LG в области бизнес и социальных инициатив, «Эльдорадо» и 93-й в истории донорского проекта LG.

Выставка Hi-Fi & High End Show 2017: лайфхак по «одомашниванию» качественного звука и видео
16 марта 2017
Новости

Выставка Hi-Fi & High End Show 2017: лайфхак по «одомашниванию» качественного звука и видео

С 20 по 23 апреля 2017 года в отеле «Аквариум» пройдет 22я выставка аудиовидеоаппаратуры высокого класса. Долгоиграющий успешный проект вновь покажет аудиофилам и любителям первоклассного видео домашнюю технику и познакомит с последними трендами рынка.

Компактные фотокамеры Casio EXILIM: с дизайном нет проблем
15 марта 2013
Новости

Компактные фотокамеры Casio EXILIM: с дизайном нет проблем

Casio Computer Co., Ltd. сегодня объявила о выпуске новых компактных цифровых фотокамер EXILIM®, с корпусами различных цветов и фактур. Новые модели EX-N1, EX-N10 и EX-N20 имеют округлую форму, которая удобно ложится в руку. При разработке фотокамер использована технология CMF Design*, позволяющая одновременно работать над элементами дизайна – цветом, фактурой и материалами. Эти три элемента объединились, чтобы создать уникальный, интересный дизайн в разных вариациях для широкого круга покупателей. Выберите модель, которая соответствует Вашему образу жизни и личным предпочтениям.

Тест полочной акустической системы 2.0 Monitor Audio Silver RX2
5 июля 2012
Тесты

Тест полочной акустической системы 2.0 Monitor Audio Silver RX2

Monitor Audio Silver RX2 — басовитые, энергичные акустические системы, оптимально подходящие для воспроизведения современных музыкальных стилей. Кроме того, в плюс британским колонкам можно занести хорошую конструкцию и высокое качество отделки, которые нечасто можно встретить в моделях за эти деньги.

Энергия английского звука
28 апреля 2003
Новости

Энергия английского звука

Британская компания ACOUSTIC ENERGY Ltd. (АЕ) появилась на свет в 1987 году в Западном Лондоне. Первоначально она специализировалась на разработке акустических систем для профессионального применения. Первый же образец продукции компании — мини-монитор АЕ1, выпущенный на суд общественности в 1988 году, произвел настоящий фурор.

Открыт прием заявок на участие в крупнейшем фотоконкурсе мира - Sony World Photography Awards - 2016
4 июня 2015
Новости

Открыт прием заявок на участие в крупнейшем фотоконкурсе мира - Sony World Photography Awards - 2016

1 июня 2015 г. начат прием заявок на участие в международном фотоконкурсе Sony World Photography Awards 2016, организованном Всемирной организацией фотографии (WPO). Этот фотоконкурс, который проводится уже девятый год подряд, заслужил безоговорочное признание профессионалов мира фотографии. Каждый год конкурс привлекает, как начинающих, так и признанных фотографов, представляя лучшие работы в современной фотографии за последние 12 месяцев.