Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Август Зандер.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей за предоставленные для публикации фотографии.

Август Зандер. Нотариус, 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Снимки Зандера полны деталей, интересных для рассматривания. По ним вполне можно судить о моде, материальной культуре, считывать язык тела, бесконечно интерпретировать выражения лиц, задумываться о характерах и судьбах. Экономика, мораль, психология, образ и условия жизни, комфорт и достаток, нищета и болезнь, беспечность и заботы, самолюбование и робость, отдельная личность и группа, — фотографии Зандера содержат множество объектов для изучения и интерпретации.

Мода и стиль также в их числе. Зритель может ждать от искусства удовлетворения различных эмоциональных и эстетических потребностей, произведение художника может восхищать, возмущать или оставлять равнодушным, но у Зандера мы имеем дело не с эмоциями, а с информацией. Информация, поданная объективно, всегда имеет ценность, независимо от чьих-либо настроений или предпочтений.

Первая половина XX века была временем, когда фотография намечала пути, по которым пошло ее дальнейшее развитие. Расцвет иллюстрированной прессы способствовал разработке принципов репортажа — яркого и убедительного рассказа о событиях и личностях. Авангардисты предлагали посмотреть на привычные вещи под новым углом, в ракурсе, так, как до этого не приходило в голову смотреть никому, кроме фотографа, который со своей малоформатной камерой движется в ритме современной жизни — вверх, вниз и по диагонали.

Американские пуристы из группы f/64 утверждали новые каноны красоты — чисто фотографической, не принимающей стандартов живописи и скульптуры, но и не противоречащей им принципиально. Фотография искала и находила себя, свой особый язык, философию, отношение к реальности и символу. Зандер пытался получить от фотографии то, что считали ее неотъемлемым качеством еще в XIX веке: клиническую, протокольную объективность.

 

Август Зандер. Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Opus Magnum Августа Зандера — проект «Люди XX века» охватывает конец 1910-х — начало 1930-х годов. Он вознамерился с помощью фотографии исследовать немецкий народ — составить полный каталог своих современников «согласно существующему социальному устройству». Все немецкое общество Зандер разделил на семь групп, причем деление это весьма своеобразно, в нем видно стремление отразить все возможные подходы: профессиональный, классовый, семейный, культурный и т. п. Крестьянин, Ремесленник, Женщина, Сословия и профессии, Деятели искусства, Большой город и Последние люди.

Среди персон, сфотографированных Зандером, встречается довольно много известных деятелей искусства, культуры и общественной жизни, но фотограф не дает имен, а подписывает снимки сообразно выбранным принципам классификации: вдовец с двумя детьми, аптекарь, бродяга, преследуемый, жена архитектора.

Его персонажи — не конкретные личности, а представители видов, классов и родов. Если фотограф зафиксирует реальность максимально честно и непредвзято, не пытаясь ничего улучшить, подчеркнуть и направить интерпретацию, просто покажет все, как есть, — фотография станет идеальным инструментом, с помощью которого современники и потомки смогут сделать вывод о состоянии человечества в определенный момент истории. Как народа в целом, так и отдельных его представителей.

«Фотография может передать действительность во всей ее красоте, не скрывая при этом иногда ужасающей правды, но может и самым жестоким образом обмануть. Мы должны научиться видеть правду, открыть ее нашим современникам и передать следующим поколениям, выгодно это для нас или нет. Возможно, я, как здравомыслящий человек, слишком дерзок, что вижу вещи так, как они есть, а не так, как они должны были бы быть, но я надеюсь на прощение, потому что не могу иначе.»

Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

В истории фотографии наследниками Зандера традиционно называют мастеров следующих поколений, в работе которых сочетается анализ индивидуального и архетипического. Чаще всего речь идет о портрете, но не только. Обычно среди них упоминается Диана Арбус, но, на мой взгляд, Арбус роднит с Зандером, пожалуй, лишь стремление к описанию некоего явления, однако это описание не объективно, а совсем наоборот.

Сьюзан Зонтаг говорила, что Арбус, очевидно, обладает определенной авторской позицией, которую транслирует через свои портреты. Позиция же Зандера состоит в отсутствии позиции или, во всяком случае, в том, чтобы она никак не просматривалась. Призвание фотографии, согласно Зандеру, — дать объективную картину, на основании которой можно сделать объективные выводы.

Бескомпромиссная объективность может стать проблемой. Честность и прямота может быть невыгодна. В случае Зандера это сделалось очевидным очень быстро — после того, как нацисты запретили продолжение проекта без объяснения причин и постарались изъять уже реализованное.

Настоящее продолжение Зандера мы наблюдаем у современных концептуалистов, чьи бесстрастные, безэмоциональные, протокольные и скучные серии зачастую заставляют неподготовленного зрителя недоумевать и раздражаться. Мастера Дюссельдорфской школы, пейзажисты, изображающие банальные городские пространства, портретисты, такие как известный мастер Ринеке Дейкстра. Если убрать авторский голос и дать возможность свободно высказаться выбранным объектам, они начнут говорить сами за себя. И именно фотография позволит им быть услышанными.

 

Август Зандер. Цирковые работники, 1926–1932

Напечатано Гунтером Зандером в 1982 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Фотография может показать то, что невозможно обнаружить никаким иным способом, кроме как через создание визуального каталога, реестра, типологий. Проанализировав собранное, можно увидеть невидимое и сделать выводы. О сходствах и различиях, о структурах и закономерностях. Поэтому важно охватить как можно большее количество материала, описать явление целиком. «Успешный снимок представляет собой лишь предварительный шаг на пути к интеллектуальному использованию фотографии. Мне недостаточно одного-единственного снимка или двух-трех, фотография сродни мозаике, она достигает аналитического уровня только тогда, когда представлена в массе».

Зандер и его последователи заняты не красотой, добром или злом — их интересует правда. Вопрос о том, насколько объективно фотография отражает реальность, — вечный вопрос фотографии. Среди философов и аналитиков уже давно преобладает мнение, что фотографическая объективность невозможна: любая фотография, сделанная человеком, — это всегда интерпретация и культурно обусловленный продукт. Зандер в начале века все же попытался приблизиться к истине, несмотря на заведомую тщетность усилий. Всей истины о самих себе мы не узнаем. Но мы можем продолжать пытаться.

Август Зандер. Вид на остров Нонненверт, 1930

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Август Зандер. Кондитер, 1928

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцора, 1929

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор UHD телевизора Samsung UE65HU9000T
6 июня 2014
Обзоры

Обзор UHD телевизора Samsung UE65HU9000T

Свершилось! Об изогнутых телевизорах перестали разговоры разговаривать, а стали их выпускать! Первыми, как всегда, новинку показала фирма Sony, модель KDL-65S995A, с экраном диагональю 65” и по цене 170 000 рублей (средняя цена на Яндекс-маркете).

Компания ASUS представляет новую онлайн-игру под названием «Где Ванда?» — смартфон ASUS ZenFone Zoom
31 марта 2016
Новости

Компания ASUS представляет новую онлайн-игру под названием «Где Ванда?» — смартфон ASUS ZenFone Zoom

Компания ASUS представляет новую интерактивную онлайн-игру под названием «Где Ванда?», разработанную в честь выхода на рынок нового смартфона ASUS ZenFone Zoom. Благодаря самому компактному механизму оптического увеличения этот смартфон открывает совершенно новую эру в мобильной фотографии: владельцы ASUS ZenFone Zoom теперь с легкостью могут делать снимки удаленных или мелких объектов крупным планом с высокой детализацией. В новой интерактивной онлайн-игре «Где Ванда?» мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие по миру и найти таинственную Ванду.

Первые ласточки с райских полей
17 июня 2019
Новости

Первые ласточки с райских полей

В модельном ряду компании Wharfedale грядут большие перемены: на днях производитель официально представил новую серию акустических систем Elysian (считай - «райские»). Уже сейчас известно, что в линейку войдет целый ряд АС флагманского класса, ориентированных на сравнительно широкую аудиторию.

Компания Hercules будет удостоена двух наград за инновации на международной выставке CES — 2015
27 декабря 2014
Новости

Компания Hercules будет удостоена двух наград за инновации на международной выставке CES — 2015

Москва, 26 декабря 2014 г - компания Hercules сообщает, что в январе 2015 г. на международной выставке CES два новых продукта компании станут обладателями премии CES Innovation Awards Honoree — 2015 в номинации бытовых аудио-/видеопринадлежностей.

Атака звука!
31 августа 2003
Новости

Атака звука!

DRAGSTER DHU 055.R CD/MP3-ресивер ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: максимальная выходная мощность 50 Вт х4. ТЮНЕР: цифровой тюнер. Память на 18 станций FM, 12 станций АМ. Автоматическое занесение станций в память. Ручная настройка. Автоматический переключатель стерео/моно. Переключатель дальний/местный прием.

Портативный Bluetooth-динамик air2U Music Speaker E15
20 июня 2013
Новости

Портативный Bluetooth-динамик air2U Music Speaker E15

Москва, 19 июня 2013, компания air2U, подбренд тайваньского производителя компактных видеокамер, медиаустройств и пико-проекторов Aiptek, представляет портативную колонку Music Speaker E15. Устройство поддерживает беспроводные интерфейсы Bluetooth и NFC, заряжается от индукционной зарядки и умеет работать в роли гарнитуры.

Новая прошивка для беззеркальной камеры Sony a9
12 января 2018
Новости

Новая прошивка для беззеркальной камеры Sony a9

Sony анонсировала прошивку Ver.2.00 для своей флагманской беззеркальной камеры. Наиболее заметные изменения коснулись системы непрерывной автофокусировки, которые призваны повысить эффективность слежения, а также улучшить стабильность работы при масштабировании.

Авторский курс Владимира Вяткина: основа моего творчества — это классическое искусство — реализм
11 февраля 2015
Новости

Авторский курс Владимира Вяткина: основа моего творчества — это классическое искусство — реализм

Приглашаем на новый авторский курс знаменитого российского фотожурналиста, ведущего фоторепортера агентства РИА «Новости» Владимира Вяткина. Превосходное владение стилистическими приемами, позволяет ему снимать так, как ни кто другой. Владимир Вяткин открыл новый жанр - неопикториальная фотография, где цель достигается не за счет технологической обработки в графическом редакторе, а за счет владения стилистическими приемами во время съемки. Будь это натюрморт, портрет, пейзаж или репортаж.

Canyon анонсировал беспроводной динамик-трансформер
11 октября 2019
Новости

Canyon анонсировал беспроводной динамик-трансформер

Бренд Canyon, известный на рынке аксессуаров для мобильных устройств и ПК, презентовал новый беспроводной динамик-трансформер CNS-CBTSP4GBL. Долгий день на открытом воздухе — не помеха для прослушивания вашей любимой музыки. Связь по Bluetooth 5.0 позволяет носить CNS-CBTSP4GBL куда угодно, а аккумулятор мощностью 800 мАч обеспечит непрерывную работу колонки без подзарядки до 5 часов.

Новые беспроводные телефоны премиум-класса Philips S10 и S9
25 сентября 2012
Новости

Новые беспроводные телефоны премиум-класса Philips S10 и S9

Philips представляет новые беспроводные телефоны с технологией MobileLink, позволяющей синхронизировать домашний и мобильный телефоны.