Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Август Зандер.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей за предоставленные для публикации фотографии.

Август Зандер. Нотариус, 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Снимки Зандера полны деталей, интересных для рассматривания. По ним вполне можно судить о моде, материальной культуре, считывать язык тела, бесконечно интерпретировать выражения лиц, задумываться о характерах и судьбах. Экономика, мораль, психология, образ и условия жизни, комфорт и достаток, нищета и болезнь, беспечность и заботы, самолюбование и робость, отдельная личность и группа, — фотографии Зандера содержат множество объектов для изучения и интерпретации.

Мода и стиль также в их числе. Зритель может ждать от искусства удовлетворения различных эмоциональных и эстетических потребностей, произведение художника может восхищать, возмущать или оставлять равнодушным, но у Зандера мы имеем дело не с эмоциями, а с информацией. Информация, поданная объективно, всегда имеет ценность, независимо от чьих-либо настроений или предпочтений.

Первая половина XX века была временем, когда фотография намечала пути, по которым пошло ее дальнейшее развитие. Расцвет иллюстрированной прессы способствовал разработке принципов репортажа — яркого и убедительного рассказа о событиях и личностях. Авангардисты предлагали посмотреть на привычные вещи под новым углом, в ракурсе, так, как до этого не приходило в голову смотреть никому, кроме фотографа, который со своей малоформатной камерой движется в ритме современной жизни — вверх, вниз и по диагонали.

Американские пуристы из группы f/64 утверждали новые каноны красоты — чисто фотографической, не принимающей стандартов живописи и скульптуры, но и не противоречащей им принципиально. Фотография искала и находила себя, свой особый язык, философию, отношение к реальности и символу. Зандер пытался получить от фотографии то, что считали ее неотъемлемым качеством еще в XIX веке: клиническую, протокольную объективность.

 

Август Зандер. Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Opus Magnum Августа Зандера — проект «Люди XX века» охватывает конец 1910-х — начало 1930-х годов. Он вознамерился с помощью фотографии исследовать немецкий народ — составить полный каталог своих современников «согласно существующему социальному устройству». Все немецкое общество Зандер разделил на семь групп, причем деление это весьма своеобразно, в нем видно стремление отразить все возможные подходы: профессиональный, классовый, семейный, культурный и т. п. Крестьянин, Ремесленник, Женщина, Сословия и профессии, Деятели искусства, Большой город и Последние люди.

Среди персон, сфотографированных Зандером, встречается довольно много известных деятелей искусства, культуры и общественной жизни, но фотограф не дает имен, а подписывает снимки сообразно выбранным принципам классификации: вдовец с двумя детьми, аптекарь, бродяга, преследуемый, жена архитектора.

Его персонажи — не конкретные личности, а представители видов, классов и родов. Если фотограф зафиксирует реальность максимально честно и непредвзято, не пытаясь ничего улучшить, подчеркнуть и направить интерпретацию, просто покажет все, как есть, — фотография станет идеальным инструментом, с помощью которого современники и потомки смогут сделать вывод о состоянии человечества в определенный момент истории. Как народа в целом, так и отдельных его представителей.

«Фотография может передать действительность во всей ее красоте, не скрывая при этом иногда ужасающей правды, но может и самым жестоким образом обмануть. Мы должны научиться видеть правду, открыть ее нашим современникам и передать следующим поколениям, выгодно это для нас или нет. Возможно, я, как здравомыслящий человек, слишком дерзок, что вижу вещи так, как они есть, а не так, как они должны были бы быть, но я надеюсь на прощение, потому что не могу иначе.»

Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

В истории фотографии наследниками Зандера традиционно называют мастеров следующих поколений, в работе которых сочетается анализ индивидуального и архетипического. Чаще всего речь идет о портрете, но не только. Обычно среди них упоминается Диана Арбус, но, на мой взгляд, Арбус роднит с Зандером, пожалуй, лишь стремление к описанию некоего явления, однако это описание не объективно, а совсем наоборот.

Сьюзан Зонтаг говорила, что Арбус, очевидно, обладает определенной авторской позицией, которую транслирует через свои портреты. Позиция же Зандера состоит в отсутствии позиции или, во всяком случае, в том, чтобы она никак не просматривалась. Призвание фотографии, согласно Зандеру, — дать объективную картину, на основании которой можно сделать объективные выводы.

Бескомпромиссная объективность может стать проблемой. Честность и прямота может быть невыгодна. В случае Зандера это сделалось очевидным очень быстро — после того, как нацисты запретили продолжение проекта без объяснения причин и постарались изъять уже реализованное.

Настоящее продолжение Зандера мы наблюдаем у современных концептуалистов, чьи бесстрастные, безэмоциональные, протокольные и скучные серии зачастую заставляют неподготовленного зрителя недоумевать и раздражаться. Мастера Дюссельдорфской школы, пейзажисты, изображающие банальные городские пространства, портретисты, такие как известный мастер Ринеке Дейкстра. Если убрать авторский голос и дать возможность свободно высказаться выбранным объектам, они начнут говорить сами за себя. И именно фотография позволит им быть услышанными.

 

Август Зандер. Цирковые работники, 1926–1932

Напечатано Гунтером Зандером в 1982 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Фотография может показать то, что невозможно обнаружить никаким иным способом, кроме как через создание визуального каталога, реестра, типологий. Проанализировав собранное, можно увидеть невидимое и сделать выводы. О сходствах и различиях, о структурах и закономерностях. Поэтому важно охватить как можно большее количество материала, описать явление целиком. «Успешный снимок представляет собой лишь предварительный шаг на пути к интеллектуальному использованию фотографии. Мне недостаточно одного-единственного снимка или двух-трех, фотография сродни мозаике, она достигает аналитического уровня только тогда, когда представлена в массе».

Зандер и его последователи заняты не красотой, добром или злом — их интересует правда. Вопрос о том, насколько объективно фотография отражает реальность, — вечный вопрос фотографии. Среди философов и аналитиков уже давно преобладает мнение, что фотографическая объективность невозможна: любая фотография, сделанная человеком, — это всегда интерпретация и культурно обусловленный продукт. Зандер в начале века все же попытался приблизиться к истине, несмотря на заведомую тщетность усилий. Всей истины о самих себе мы не узнаем. Но мы можем продолжать пытаться.

Август Зандер. Вид на остров Нонненверт, 1930

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Август Зандер. Кондитер, 1928

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцора, 1929

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Fly IQ236 Victory — компактный и быстрый Android смартфон, доступный каждому!
1 августа 2012
Новости

Fly IQ236 Victory — компактный и быстрый Android смартфон, доступный каждому!

Бренд Fly объявил о начале продаж нового Android смартфона Fly IQ236 Victory — бюджетного аппарата с процессором 800 МГц, Wi-Fi, GPS и поддержкой двух SIM-карт в режиме ожидания. Fly IQ236 Victory поступит в продажу в конце июля в белом и черном цветах, его рекомендованная цена составляет 3990 руб.

Logitech представляет портативный беспроводной динамик с кристально чистым звуком: X100
20 января 2014
Новости

Logitech представляет портативный беспроводной динамик с кристально чистым звуком: X100

Ньюарк, Калифорния, США — 20 Января, 2014 г. — Сегодня швейцарская компания Logitech представляет портативный мобильный динамик Logitech X100 с лучшими в своем классе звуковыми характеристиками, разработанный специально для активных и динамичных людей. Новинку отличает яркий запоминающийся дизайн и кристально-чистый звук при небольшом размере устройства. Колонку можно использовать в любом месте: Logitech X100 обладает возможностью соединения по Bluetooth, встроенным микрофоном для конференцсвязи, а также энергоемкой батареей, заряда которой хватает на 5 часов непрерывной работы.

Медиацентр IconBIT Toucan Nano Х стал мини ПК
4 августа 2012
Обзоры

Медиацентр IconBIT Toucan Nano Х стал мини ПК

Медиацентр IconBIT Toucan Nano Х позиционируется как мини ПК С HDMI на платформе Android, а в ближайшем будущем и Windows 8 RT, что полностью оправдывает его назначение. Девайс имеет предустановленную ОС Android 2.3, как уже было в выпущенных компанией iconBIT аппаратах Toucan Nano и Toucan W. Аппарат имеет процессор RK2918 Cortex A8 и RAM 512 Mb DDR 3 и на борту.

Беззеркальная камера Samsung NX30: прекрасный выбор для тех, кто хочет выразить свою страсть к фотоискусству
4 марта 2014
Новости

Беззеркальная камера Samsung NX30: прекрасный выбор для тех, кто хочет выразить свою страсть к фотоискусству

Компания Samsung Electronics представляет новую компактную системную камеру Samsung NX30, которая позволяет получать великолепные снимки с невиданной доселе скоростью. А поделиться ими поможет технология Smart Camera и поддержка NFC и Wi-Fi. Камера станет прекрасным выбором для тех, кто ищет продвинутое устройство, чтобы выразить свою страсть к фотоискусству. «Samsung NX30 — это компактная системная камера нового поколения, обновление нашумевшей линейки NX, - говорит Алексей Марченко, руководитель отдела маркетинга фото- и видеокамер Samsung...

Hasselblad представляет адаптер XPan для среднеформатной камеры X1D
21 декабря 2017
Новости

Hasselblad представляет адаптер XPan для среднеформатной камеры X1D

Hasselblad анонсировала адаптер, который позволит владельцам пленочных камеры XPan установить свои аналоговые объективы на цифровую среднеформатную камеру X1D. Запуск нового адаптера совпадает с обновлением прошивки v1.2 для X1D, которая добавила режим кадрирования XPan для видоискателя и ЖК-дисплея.

Объектив AF-S DX NIKKOR 18–140 mm f/3.5–5.6G ED VR работает c подавлением вибраций и в широком диапазоне фокусных расстояний - от широкоугольного до телескопического
6 августа 2013
Новости

Объектив AF-S DX NIKKOR 18–140 mm f/3.5–5.6G ED VR работает c подавлением вибраций и в широком диапазоне фокусных расстояний - от широкоугольного до телескопического

Компания Nikon объявила о выпуске нового компактного зум-объектива формата DX с подавлением вибраций, работающего в широком диапазоне фокусных расстояний от широкоугольного до телескопического. AF-S DX NIKKOR 18–140 mm f/3.5–5.6G ED VR - универсальный объектив который подходит для съемки пейзажей, получения детализированных снимков удаленных объектов, а также для съемки высококачественных видеороликов в формате HD. Он обладает широким диапазоном фокусных расстояний (18–140 мм), что позволяет свободно снимать самые разные объекты без смены объектива. Также этот объектив удобно брать с собой в поездки, особенно когда вы хотите попутешествовать налегке.

Honeywell продемонстрировала новый считывающий и платежный модуль для IPAD MINI™
6 мая 2014
Новости

Honeywell продемонстрировала новый считывающий и платежный модуль для IPAD MINI™

Дюссельдорф, Германия - 14 апреля 2014 г. - В рамках выставки EuroShop 2014 в Дюссельдорфе, Германия, компания Honeywell (NYSE: HON) объявила о выпуске нового футляра Captuvo SL62, трансформирующего Apple® iPad mini в инструмент взаимодействия с клиентом для предприятий розничной торговли, гостиничного бизнеса и мобильных сервисных сотрудников.

Самый маленький мобильный телефон - для тех, кому ничего не надо компенсировать размерами мобилы!
13 мая 2014
Новости

Самый маленький мобильный телефон - для тех, кому ничего не надо компенсировать размерами мобилы!

Компания «Лаборатория «Лександ», поставщик планшетов, навигаторов, регистраторов, ридеров, смартфонов, маршрутизаторов и аксессуаров, открывает новое направление – мини-телефоны. Сегодняшняя новинка – модель Lexand Mini (LPH1) – самый маленький кнопочный мобильный телефон в России. Ее габариты – 93 х 39 х 15 мм, то есть она заметно компактнее телефонов Nokia серии 100

Zyxel везет в Россию два новых LTE роутера
11 декабря 2018
Новости

Zyxel везет в Россию два новых LTE роутера

За пределами городов проводная инфраструктура часто не позволяет получить высокоскоростное интернет-соединение, либо совсем отсутствует. Для решения этой проблемы компания Zyxel добавила в свою линейку LTE устройств два новых роутера – LTE3316 и LTE7240. Устройства обеспечивают отличную скорость, стабильное соединение и располагаю функционалом, позволяющим им стать надежным помощником не только дома, но и в бизнесе.

Как потерянный объект Leica путешествовал по миру, чтобы добраться домой.
18 мая 2018
Новости

Как потерянный объект Leica путешествовал по миру, чтобы добраться домой.

Сеть магазинов фототехники Samy's Camera опубликовала в своём блоге историю о потерянном объективе, который спустя 2 года нашёл своего владельца. Объектив принадлежал фотографу Артуру Гальвао и был потерян им во время съёмок в Национальном Парке Joshua Tree в южной Калифорнии.