Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Август Зандер.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей за предоставленные для публикации фотографии.

Август Зандер. Нотариус, 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Снимки Зандера полны деталей, интересных для рассматривания. По ним вполне можно судить о моде, материальной культуре, считывать язык тела, бесконечно интерпретировать выражения лиц, задумываться о характерах и судьбах. Экономика, мораль, психология, образ и условия жизни, комфорт и достаток, нищета и болезнь, беспечность и заботы, самолюбование и робость, отдельная личность и группа, — фотографии Зандера содержат множество объектов для изучения и интерпретации.

Мода и стиль также в их числе. Зритель может ждать от искусства удовлетворения различных эмоциональных и эстетических потребностей, произведение художника может восхищать, возмущать или оставлять равнодушным, но у Зандера мы имеем дело не с эмоциями, а с информацией. Информация, поданная объективно, всегда имеет ценность, независимо от чьих-либо настроений или предпочтений.

Первая половина XX века была временем, когда фотография намечала пути, по которым пошло ее дальнейшее развитие. Расцвет иллюстрированной прессы способствовал разработке принципов репортажа — яркого и убедительного рассказа о событиях и личностях. Авангардисты предлагали посмотреть на привычные вещи под новым углом, в ракурсе, так, как до этого не приходило в голову смотреть никому, кроме фотографа, который со своей малоформатной камерой движется в ритме современной жизни — вверх, вниз и по диагонали.

Американские пуристы из группы f/64 утверждали новые каноны красоты — чисто фотографической, не принимающей стандартов живописи и скульптуры, но и не противоречащей им принципиально. Фотография искала и находила себя, свой особый язык, философию, отношение к реальности и символу. Зандер пытался получить от фотографии то, что считали ее неотъемлемым качеством еще в XIX веке: клиническую, протокольную объективность.

 

Август Зандер. Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Opus Magnum Августа Зандера — проект «Люди XX века» охватывает конец 1910-х — начало 1930-х годов. Он вознамерился с помощью фотографии исследовать немецкий народ — составить полный каталог своих современников «согласно существующему социальному устройству». Все немецкое общество Зандер разделил на семь групп, причем деление это весьма своеобразно, в нем видно стремление отразить все возможные подходы: профессиональный, классовый, семейный, культурный и т. п. Крестьянин, Ремесленник, Женщина, Сословия и профессии, Деятели искусства, Большой город и Последние люди.

Среди персон, сфотографированных Зандером, встречается довольно много известных деятелей искусства, культуры и общественной жизни, но фотограф не дает имен, а подписывает снимки сообразно выбранным принципам классификации: вдовец с двумя детьми, аптекарь, бродяга, преследуемый, жена архитектора.

Его персонажи — не конкретные личности, а представители видов, классов и родов. Если фотограф зафиксирует реальность максимально честно и непредвзято, не пытаясь ничего улучшить, подчеркнуть и направить интерпретацию, просто покажет все, как есть, — фотография станет идеальным инструментом, с помощью которого современники и потомки смогут сделать вывод о состоянии человечества в определенный момент истории. Как народа в целом, так и отдельных его представителей.

«Фотография может передать действительность во всей ее красоте, не скрывая при этом иногда ужасающей правды, но может и самым жестоким образом обмануть. Мы должны научиться видеть правду, открыть ее нашим современникам и передать следующим поколениям, выгодно это для нас или нет. Возможно, я, как здравомыслящий человек, слишком дерзок, что вижу вещи так, как они есть, а не так, как они должны были бы быть, но я надеюсь на прощение, потому что не могу иначе.»

Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

В истории фотографии наследниками Зандера традиционно называют мастеров следующих поколений, в работе которых сочетается анализ индивидуального и архетипического. Чаще всего речь идет о портрете, но не только. Обычно среди них упоминается Диана Арбус, но, на мой взгляд, Арбус роднит с Зандером, пожалуй, лишь стремление к описанию некоего явления, однако это описание не объективно, а совсем наоборот.

Сьюзан Зонтаг говорила, что Арбус, очевидно, обладает определенной авторской позицией, которую транслирует через свои портреты. Позиция же Зандера состоит в отсутствии позиции или, во всяком случае, в том, чтобы она никак не просматривалась. Призвание фотографии, согласно Зандеру, — дать объективную картину, на основании которой можно сделать объективные выводы.

Бескомпромиссная объективность может стать проблемой. Честность и прямота может быть невыгодна. В случае Зандера это сделалось очевидным очень быстро — после того, как нацисты запретили продолжение проекта без объяснения причин и постарались изъять уже реализованное.

Настоящее продолжение Зандера мы наблюдаем у современных концептуалистов, чьи бесстрастные, безэмоциональные, протокольные и скучные серии зачастую заставляют неподготовленного зрителя недоумевать и раздражаться. Мастера Дюссельдорфской школы, пейзажисты, изображающие банальные городские пространства, портретисты, такие как известный мастер Ринеке Дейкстра. Если убрать авторский голос и дать возможность свободно высказаться выбранным объектам, они начнут говорить сами за себя. И именно фотография позволит им быть услышанными.

 

Август Зандер. Цирковые работники, 1926–1932

Напечатано Гунтером Зандером в 1982 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Фотография может показать то, что невозможно обнаружить никаким иным способом, кроме как через создание визуального каталога, реестра, типологий. Проанализировав собранное, можно увидеть невидимое и сделать выводы. О сходствах и различиях, о структурах и закономерностях. Поэтому важно охватить как можно большее количество материала, описать явление целиком. «Успешный снимок представляет собой лишь предварительный шаг на пути к интеллектуальному использованию фотографии. Мне недостаточно одного-единственного снимка или двух-трех, фотография сродни мозаике, она достигает аналитического уровня только тогда, когда представлена в массе».

Зандер и его последователи заняты не красотой, добром или злом — их интересует правда. Вопрос о том, насколько объективно фотография отражает реальность, — вечный вопрос фотографии. Среди философов и аналитиков уже давно преобладает мнение, что фотографическая объективность невозможна: любая фотография, сделанная человеком, — это всегда интерпретация и культурно обусловленный продукт. Зандер в начале века все же попытался приблизиться к истине, несмотря на заведомую тщетность усилий. Всей истины о самих себе мы не узнаем. Но мы можем продолжать пытаться.

Август Зандер. Вид на остров Нонненверт, 1930

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Август Зандер. Кондитер, 1928

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцора, 1929

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Что-то памяти моей стало больше... Новый софт ARCHOS Fusion Storage объединяет встроенную память гаджетов с картой MicroSD
7 мая 2015
Новости

Что-то памяти моей стало больше... Новый софт ARCHOS Fusion Storage объединяет встроенную память гаджетов с картой MicroSD

ARCHOS, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, представляет инновационное программное решение ARCHOS Fusion Storage. Оно совместимо с устройствами ARCHOS 101 Oxygen, 50 Diamond, 52 Platinum, 50 Oxygen Plus, и доступно для скачивания через OTA-обновление. Решение объединяет встроенную память устройства с картой MicroSD, чтобы у пользователей было больше места для установки приложений и хранения контента.

Новинка ADATA продлит автономную работу мобильных устройств: портативный аккумулятор PC500
27 марта 2014
Новости

Новинка ADATA продлит автономную работу мобильных устройств: портативный аккумулятор PC500

Тайпей, Тайвань, 27 марта 2014 г. — Сегодня компания ADATA Technology, ведущий производитель модулей ОЗУ и продуктов на основе флэш-памяти типа NAND, представляет внешний аккумулятор PC500 серии Choice — яркий и стильный аксессуар, увеличивающий время автономной работы смартфонов и планшетов.

Sony объявила цены на Android-телевизоры BRAVIA с поддержкой Android TV
17 июня 2015
Новости

Sony объявила цены на Android-телевизоры BRAVIA с поддержкой Android TV

Умные телевизоры Sony BRAVIA на платформе Android 5.0 Lollipop уже доступны в России, объявлены цены на Full HD и 4K-модели. Большинство телевизоров BRAVIA 2015 года серий W75, W80, W85, Х83, Х85, Х93, Х94, Х9 и S8 поддерживают расширенные функции Android TV

Портативная беспроводная акустическая система Gmini mPlay MP18B DRUMi
6 марта 2014
Новости

Портативная беспроводная акустическая система Gmini mPlay MP18B DRUMi

Москва, 6 марта 2014 года — Компания Gmini (www.gmini-acc.ru), ведущий производитель портативной электроники на российском рынке, представляет беспроводную акустическую систему Gmini mPlay MP18B DRUMi. Этот крошечный гаджет станет «голосом» смартфона или планшета и оригинальным подарком к 8 Марта.

Утвержден список номинаций Национальной Премии «Продукт Года-2015»
18 декабря 2014
Новости

Утвержден список номинаций Национальной Премии «Продукт Года-2015»

Жюри Национальной Премии «Продукт Года» приступило к организационной работе и утвердило список номинаций на 2015 год. Заявки на участие от компаний-производителей потребительской электроники и бытовой техники будут приниматься с 20 декабря по 20 февраля. Условия участия и подробная информация о премии доступны на сайте www.produktgoda.ru.

Defender Accord – серия стереонаушников для аудиогурманов
28 июля 2013
Новости

Defender Accord – серия стереонаушников для аудиогурманов

Москва, 18 июля 2013 года. Defender, один из лидеров рынка периферийных устройств и аксессуаров для персональных компьютеров, представляет серию закрытых полноразмерных стереонаушников для мобильных устройств и планшетных компьютеров. В линейке Accord покупателям будут доступны две модели — HN-047 и HN-053 — отличающиеся мощным звучанием и хорошей звукоизоляцией.

Тест беззеркального фотоаппарата Sony NEX-7, который сам выбирает нужные параметры
21 апреля 2012
Тесты

Тест беззеркального фотоаппарата Sony NEX-7, который сам выбирает нужные параметры

Мне кажется, на сегодняшний день Sony NEX-7 — безусловный лидер в классе беззеркальных камер. Это инструмент для грамотного и знающего фотографа, который может воспользоваться возможностями линейки NEX. Фотографа, который не хочет заниматься переноской тяжестей в кофре или рюкзаке и при этом нацелен на бескомпромиссное качество. Фотографа, желающего проникнуть туда, где большая камера будет мешать, привлекать внимание, отпугивать героев или создавать для них дискомфорт.

Держи руку на пульте: «Графитек» заключил контракт с самым крупным производителем пультов дистанционного управления в мире — One For All!
19 марта 2014
Новости

Держи руку на пульте: «Графитек» заключил контракт с самым крупным производителем пультов дистанционного управления в мире — One For All!

Москва, 18 марта 2014 г. OOO «Дистрибуторская компания Графитек» — Ведущий российский дистрибутор игровых устройств и компьютерных аксессуаров компания «Графитек» заключила контракт с One For All, лидером в области технологий беспроводного управления домашними мультимедийными устройствами. Продукция компании будет представлена на международной выставке CONSUMER ELECTRONICS & PHOTO EXPO (CEP), которая состоится 10-13 апреля в Международном Выставочном центре КРОКУС ЭКСПО.

Тест телевизора 3D Samsung UE55D8000
16 февраля 2012
Тесты

Тест телевизора 3D Samsung UE55D8000

Достоинства: стильный телевизор с богатым набором сервисных функций и возможностей (включая различные интернет-возможности), технологией Motion Plus для качественного отображения движения. Недостатки: при отображении движения (на сигнале с входа HDMI) немного заметна гребенка на наклонных линиях.

Фотовыставка «Эллиотт Эрвитт. Ретроспектива»
1 октября 2015
Новости

Фотовыставка «Эллиотт Эрвитт. Ретроспектива»

Российско-итальянское агентство BZ совместно с крупнейшим международным фотоагентством Magnum Photos® представляют персональную выставку одного из самых известных современных авторов репортажной фотографии Эллиотта Эрвитта.