Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Август Зандер.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей за предоставленные для публикации фотографии.

Август Зандер. Нотариус, 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Снимки Зандера полны деталей, интересных для рассматривания. По ним вполне можно судить о моде, материальной культуре, считывать язык тела, бесконечно интерпретировать выражения лиц, задумываться о характерах и судьбах. Экономика, мораль, психология, образ и условия жизни, комфорт и достаток, нищета и болезнь, беспечность и заботы, самолюбование и робость, отдельная личность и группа, — фотографии Зандера содержат множество объектов для изучения и интерпретации.

Мода и стиль также в их числе. Зритель может ждать от искусства удовлетворения различных эмоциональных и эстетических потребностей, произведение художника может восхищать, возмущать или оставлять равнодушным, но у Зандера мы имеем дело не с эмоциями, а с информацией. Информация, поданная объективно, всегда имеет ценность, независимо от чьих-либо настроений или предпочтений.

Первая половина XX века была временем, когда фотография намечала пути, по которым пошло ее дальнейшее развитие. Расцвет иллюстрированной прессы способствовал разработке принципов репортажа — яркого и убедительного рассказа о событиях и личностях. Авангардисты предлагали посмотреть на привычные вещи под новым углом, в ракурсе, так, как до этого не приходило в голову смотреть никому, кроме фотографа, который со своей малоформатной камерой движется в ритме современной жизни — вверх, вниз и по диагонали.

Американские пуристы из группы f/64 утверждали новые каноны красоты — чисто фотографической, не принимающей стандартов живописи и скульптуры, но и не противоречащей им принципиально. Фотография искала и находила себя, свой особый язык, философию, отношение к реальности и символу. Зандер пытался получить от фотографии то, что считали ее неотъемлемым качеством еще в XIX веке: клиническую, протокольную объективность.

 

Август Зандер. Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Opus Magnum Августа Зандера — проект «Люди XX века» охватывает конец 1910-х — начало 1930-х годов. Он вознамерился с помощью фотографии исследовать немецкий народ — составить полный каталог своих современников «согласно существующему социальному устройству». Все немецкое общество Зандер разделил на семь групп, причем деление это весьма своеобразно, в нем видно стремление отразить все возможные подходы: профессиональный, классовый, семейный, культурный и т. п. Крестьянин, Ремесленник, Женщина, Сословия и профессии, Деятели искусства, Большой город и Последние люди.

Среди персон, сфотографированных Зандером, встречается довольно много известных деятелей искусства, культуры и общественной жизни, но фотограф не дает имен, а подписывает снимки сообразно выбранным принципам классификации: вдовец с двумя детьми, аптекарь, бродяга, преследуемый, жена архитектора.

Его персонажи — не конкретные личности, а представители видов, классов и родов. Если фотограф зафиксирует реальность максимально честно и непредвзято, не пытаясь ничего улучшить, подчеркнуть и направить интерпретацию, просто покажет все, как есть, — фотография станет идеальным инструментом, с помощью которого современники и потомки смогут сделать вывод о состоянии человечества в определенный момент истории. Как народа в целом, так и отдельных его представителей.

«Фотография может передать действительность во всей ее красоте, не скрывая при этом иногда ужасающей правды, но может и самым жестоким образом обмануть. Мы должны научиться видеть правду, открыть ее нашим современникам и передать следующим поколениям, выгодно это для нас или нет. Возможно, я, как здравомыслящий человек, слишком дерзок, что вижу вещи так, как они есть, а не так, как они должны были бы быть, но я надеюсь на прощение, потому что не могу иначе.»

Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

В истории фотографии наследниками Зандера традиционно называют мастеров следующих поколений, в работе которых сочетается анализ индивидуального и архетипического. Чаще всего речь идет о портрете, но не только. Обычно среди них упоминается Диана Арбус, но, на мой взгляд, Арбус роднит с Зандером, пожалуй, лишь стремление к описанию некоего явления, однако это описание не объективно, а совсем наоборот.

Сьюзан Зонтаг говорила, что Арбус, очевидно, обладает определенной авторской позицией, которую транслирует через свои портреты. Позиция же Зандера состоит в отсутствии позиции или, во всяком случае, в том, чтобы она никак не просматривалась. Призвание фотографии, согласно Зандеру, — дать объективную картину, на основании которой можно сделать объективные выводы.

Бескомпромиссная объективность может стать проблемой. Честность и прямота может быть невыгодна. В случае Зандера это сделалось очевидным очень быстро — после того, как нацисты запретили продолжение проекта без объяснения причин и постарались изъять уже реализованное.

Настоящее продолжение Зандера мы наблюдаем у современных концептуалистов, чьи бесстрастные, безэмоциональные, протокольные и скучные серии зачастую заставляют неподготовленного зрителя недоумевать и раздражаться. Мастера Дюссельдорфской школы, пейзажисты, изображающие банальные городские пространства, портретисты, такие как известный мастер Ринеке Дейкстра. Если убрать авторский голос и дать возможность свободно высказаться выбранным объектам, они начнут говорить сами за себя. И именно фотография позволит им быть услышанными.

 

Август Зандер. Цирковые работники, 1926–1932

Напечатано Гунтером Зандером в 1982 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Фотография может показать то, что невозможно обнаружить никаким иным способом, кроме как через создание визуального каталога, реестра, типологий. Проанализировав собранное, можно увидеть невидимое и сделать выводы. О сходствах и различиях, о структурах и закономерностях. Поэтому важно охватить как можно большее количество материала, описать явление целиком. «Успешный снимок представляет собой лишь предварительный шаг на пути к интеллектуальному использованию фотографии. Мне недостаточно одного-единственного снимка или двух-трех, фотография сродни мозаике, она достигает аналитического уровня только тогда, когда представлена в массе».

Зандер и его последователи заняты не красотой, добром или злом — их интересует правда. Вопрос о том, насколько объективно фотография отражает реальность, — вечный вопрос фотографии. Среди философов и аналитиков уже давно преобладает мнение, что фотографическая объективность невозможна: любая фотография, сделанная человеком, — это всегда интерпретация и культурно обусловленный продукт. Зандер в начале века все же попытался приблизиться к истине, несмотря на заведомую тщетность усилий. Всей истины о самих себе мы не узнаем. Но мы можем продолжать пытаться.

Август Зандер. Вид на остров Нонненверт, 1930

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Август Зандер. Кондитер, 1928

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцора, 1929

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Технология распознавания положения глаз обеспечит новый уровень комфорта пользователям смартфонов LG
18 марта 2013
Новости

Технология распознавания положения глаз обеспечит новый уровень комфорта пользователям смартфонов LG

Сеул, 15 марта 2013 г. — Smart Video, новая мультимедийная функция от компа-нии LG Electronics (LG), будет впервые представлена в смартфоне Optimus G Pro. Smart Video обеспечивает новый уровень комфорта при просмотре видеозаписей — благодаря распознаванию положения глаз, устраняет необходимость в ручном управлении воспроизведением видео.

Тест акустических систем Yamaha NS-F500/NS-C500/NS-B500/NS-SW500
27 ноября 2012
Тесты

Тест акустических систем Yamaha NS-F500/NS-C500/NS-B500/NS-SW500

В акустические системы Yamaha из линейки NS-500 заложены проверенные технологии Soavo, новинки компактны и имеют элегантный дизайн. В кино и музыке NS-500 звучат естественно и комфортно, хотя в динамике звука несколько проигрывают предшественникам из серий Soavo и NS-700. Впрочем, NS-500 и стоят дешевле.

Компактные фотоаппараты Panasonic Lumix DMC-FZ48/DMC-FZ150: немногие модели могут похвастать развитым функционалом, удобным управлением и скоростными способностями
1 мая 2012
Обзоры

Компактные фотоаппараты Panasonic Lumix DMC-FZ48/DMC-FZ150: немногие модели могут похвастать развитым функционалом, удобным управлением и скоростными способностями

Обновленные ультразумы Lumix FZ48 и FZ150, сменившие в модельном ряду Panasonic предыдущие модели FZ45 и FZ100, — тот случай, когда можно на полном серьезе поздравить «с понижением». Вместо былых 14-мегапиксельных сенсоров обе новинки получили матрицы с разрешением едва больше 12 млн. пикс. И вот что интересно: это не вторая волна кризиса и не разжалование в младший класс. Просто новые матрицы, по заверениям разработчика, гораздо лучше фотографируют.

Николай Никифоров: «Масштабного увеличения стоимости подписки на печатные СМИ не будет»
6 марта 2014
Новости

Николай Никифоров: «Масштабного увеличения стоимости подписки на печатные СМИ не будет»

Москва, 6 марта 2014 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров провел встречу с издательским сообществом по вопросу установления тарифов на подписку печатных СМИ. По словам главы Минкомсвязи России, несмотря на прекращение субсидирования подписки, повышение ее стоимости для граждан не будет масштабным и в среднем по стране составит не более 25%. В то же время представители отрасли ожидали, что она может вырасти в три и более раз.

Hasselblad представляет адаптер XPan для среднеформатной камеры X1D
21 декабря 2017
Новости

Hasselblad представляет адаптер XPan для среднеформатной камеры X1D

Hasselblad анонсировала адаптер, который позволит владельцам пленочных камеры XPan установить свои аналоговые объективы на цифровую среднеформатную камеру X1D. Запуск нового адаптера совпадает с обновлением прошивки v1.2 для X1D, которая добавила режим кадрирования XPan для видоискателя и ЖК-дисплея.

Nikon будет выпускать собственные карты формата XQD
24 августа 2018
Новости

Nikon будет выпускать собственные карты формата XQD

В дополнение к анонсу полнокадровых беззеркальных камер серии Z, Nikon также представила под своим собственным брендом карты памяти XQD, которые рассчитаны на использование в новых камерах.

Компания ASUS представляет смартфон ZenFone Max Pro (M1)
28 июня 2018
Новости

Компания ASUS представляет смартфон ZenFone Max Pro (M1)

Компания ASUS объявила о пополнении в серии смартфонов с высокой емкостью аккумулятора ZenFone Max – новый высокопроизводительный смартфон ZenFone Max Pro оснащен мощным аккумулятором емкостью 5000 мА∙ч, 6-дюймовым экраном с разрешением Full-HD+, заключенным в ультратонкую рамку, и двойной камерой. При этом смартфон обладает компактным корпусом, по размерам соответствующим 5,5-дюймовым устройствам.

Объективы Canon для фуд-фотографии
6 марта 2019
Советы

Объективы Canon для фуд-фотографии

Правильно снятая еда — от блестящих кусков сочного мяса до нежных десертов — может не только пробудить аппетит у смотрящего, но и помочь вам заработать на этом искусстве. Фуд-фотограф и фуд-стилист Мария Алтынбаева уже несколько лет снимает еду для журналов и ресторанов. Сегодня она делится своим опытом работы с двумя объективами Canon на полнокадровой камере EOS 6D.

Sigma обновила прошивку для камер sd Quattro и sd Quattro H
27 октября 2018
Новости

Sigma обновила прошивку для камер sd Quattro и sd Quattro H

Компания Sigma обновила прошивку камеры sd Quattro до версии 1.12 и sd Quattro H до версии 1.08. Оба обновления устраняют ошибки, возникавшие при работе с камерами.

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму
28 сентября 2016
Советы

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-то тесные, так хочется заглянуть за их край, перевести взгляд за границу кадра, узнать, что там происходит. А все дело в том, что мы видим гораздо шире, воспринимаем мир панорамно. Так давайте попробуем такие панорамы снять, чтобы затем заглянуть за все края разом.