Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Август Зандер.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей за предоставленные для публикации фотографии.

Август Зандер. Нотариус, 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Снимки Зандера полны деталей, интересных для рассматривания. По ним вполне можно судить о моде, материальной культуре, считывать язык тела, бесконечно интерпретировать выражения лиц, задумываться о характерах и судьбах. Экономика, мораль, психология, образ и условия жизни, комфорт и достаток, нищета и болезнь, беспечность и заботы, самолюбование и робость, отдельная личность и группа, — фотографии Зандера содержат множество объектов для изучения и интерпретации.

Мода и стиль также в их числе. Зритель может ждать от искусства удовлетворения различных эмоциональных и эстетических потребностей, произведение художника может восхищать, возмущать или оставлять равнодушным, но у Зандера мы имеем дело не с эмоциями, а с информацией. Информация, поданная объективно, всегда имеет ценность, независимо от чьих-либо настроений или предпочтений.

Первая половина XX века была временем, когда фотография намечала пути, по которым пошло ее дальнейшее развитие. Расцвет иллюстрированной прессы способствовал разработке принципов репортажа — яркого и убедительного рассказа о событиях и личностях. Авангардисты предлагали посмотреть на привычные вещи под новым углом, в ракурсе, так, как до этого не приходило в голову смотреть никому, кроме фотографа, который со своей малоформатной камерой движется в ритме современной жизни — вверх, вниз и по диагонали.

Американские пуристы из группы f/64 утверждали новые каноны красоты — чисто фотографической, не принимающей стандартов живописи и скульптуры, но и не противоречащей им принципиально. Фотография искала и находила себя, свой особый язык, философию, отношение к реальности и символу. Зандер пытался получить от фотографии то, что считали ее неотъемлемым качеством еще в XIX веке: клиническую, протокольную объективность.

 

Август Зандер. Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Opus Magnum Августа Зандера — проект «Люди XX века» охватывает конец 1910-х — начало 1930-х годов. Он вознамерился с помощью фотографии исследовать немецкий народ — составить полный каталог своих современников «согласно существующему социальному устройству». Все немецкое общество Зандер разделил на семь групп, причем деление это весьма своеобразно, в нем видно стремление отразить все возможные подходы: профессиональный, классовый, семейный, культурный и т. п. Крестьянин, Ремесленник, Женщина, Сословия и профессии, Деятели искусства, Большой город и Последние люди.

Среди персон, сфотографированных Зандером, встречается довольно много известных деятелей искусства, культуры и общественной жизни, но фотограф не дает имен, а подписывает снимки сообразно выбранным принципам классификации: вдовец с двумя детьми, аптекарь, бродяга, преследуемый, жена архитектора.

Его персонажи — не конкретные личности, а представители видов, классов и родов. Если фотограф зафиксирует реальность максимально честно и непредвзято, не пытаясь ничего улучшить, подчеркнуть и направить интерпретацию, просто покажет все, как есть, — фотография станет идеальным инструментом, с помощью которого современники и потомки смогут сделать вывод о состоянии человечества в определенный момент истории. Как народа в целом, так и отдельных его представителей.

«Фотография может передать действительность во всей ее красоте, не скрывая при этом иногда ужасающей правды, но может и самым жестоким образом обмануть. Мы должны научиться видеть правду, открыть ее нашим современникам и передать следующим поколениям, выгодно это для нас или нет. Возможно, я, как здравомыслящий человек, слишком дерзок, что вижу вещи так, как они есть, а не так, как они должны были бы быть, но я надеюсь на прощение, потому что не могу иначе.»

Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

В истории фотографии наследниками Зандера традиционно называют мастеров следующих поколений, в работе которых сочетается анализ индивидуального и архетипического. Чаще всего речь идет о портрете, но не только. Обычно среди них упоминается Диана Арбус, но, на мой взгляд, Арбус роднит с Зандером, пожалуй, лишь стремление к описанию некоего явления, однако это описание не объективно, а совсем наоборот.

Сьюзан Зонтаг говорила, что Арбус, очевидно, обладает определенной авторской позицией, которую транслирует через свои портреты. Позиция же Зандера состоит в отсутствии позиции или, во всяком случае, в том, чтобы она никак не просматривалась. Призвание фотографии, согласно Зандеру, — дать объективную картину, на основании которой можно сделать объективные выводы.

Бескомпромиссная объективность может стать проблемой. Честность и прямота может быть невыгодна. В случае Зандера это сделалось очевидным очень быстро — после того, как нацисты запретили продолжение проекта без объяснения причин и постарались изъять уже реализованное.

Настоящее продолжение Зандера мы наблюдаем у современных концептуалистов, чьи бесстрастные, безэмоциональные, протокольные и скучные серии зачастую заставляют неподготовленного зрителя недоумевать и раздражаться. Мастера Дюссельдорфской школы, пейзажисты, изображающие банальные городские пространства, портретисты, такие как известный мастер Ринеке Дейкстра. Если убрать авторский голос и дать возможность свободно высказаться выбранным объектам, они начнут говорить сами за себя. И именно фотография позволит им быть услышанными.

 

Август Зандер. Цирковые работники, 1926–1932

Напечатано Гунтером Зандером в 1982 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Фотография может показать то, что невозможно обнаружить никаким иным способом, кроме как через создание визуального каталога, реестра, типологий. Проанализировав собранное, можно увидеть невидимое и сделать выводы. О сходствах и различиях, о структурах и закономерностях. Поэтому важно охватить как можно большее количество материала, описать явление целиком. «Успешный снимок представляет собой лишь предварительный шаг на пути к интеллектуальному использованию фотографии. Мне недостаточно одного-единственного снимка или двух-трех, фотография сродни мозаике, она достигает аналитического уровня только тогда, когда представлена в массе».

Зандер и его последователи заняты не красотой, добром или злом — их интересует правда. Вопрос о том, насколько объективно фотография отражает реальность, — вечный вопрос фотографии. Среди философов и аналитиков уже давно преобладает мнение, что фотографическая объективность невозможна: любая фотография, сделанная человеком, — это всегда интерпретация и культурно обусловленный продукт. Зандер в начале века все же попытался приблизиться к истине, несмотря на заведомую тщетность усилий. Всей истины о самих себе мы не узнаем. Но мы можем продолжать пытаться.

Август Зандер. Вид на остров Нонненверт, 1930

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Август Зандер. Кондитер, 1928

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцора, 1929

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания Harman напрямую занимается поставками потребительской электроники в Россию
9 апреля 2013
Новости

Компания Harman напрямую занимается поставками потребительской электроники в Россию

Москва, 8 апреля 2013 г. — Компания Harman является ведущим мировым разработчиком, производителем и поставщиком широкого ассортимента профессиональных, домашних и автомобильных акустических систем премиум класса и других ценовых сегментов, а также автомобильного мультимедиа...

SVEN PS-80BL – музыка в кармане
30 марта 2017
Новости

SVEN PS-80BL – музыка в кармане

Компания SVEN представляет новую портативную акустическую систему – PS-80BL. Новинка упакована в прочный компактный алюминиевый корпус, долго держит заряд батареи, имеет Bluetooth и способна играть по-настоящему громко. Отличное решение для пикников на природе!

Фитнес-трекер Honor Band 3 — ваш партнер для активного образа жизни
20 июля 2017
Новости

Фитнес-трекер Honor Band 3 — ваш партнер для активного образа жизни

Huawei представляет стильный спортивный браслет Honor Band 3, оснащенный дисплеем, функциями мониторинга пульса, физических нагрузок и сна. Новинка уведомляет о входящих вызовах и сообщениях и не боится воды.

Яркое лето у вас дома с телефонами Panasonic
16 июля 2014
Новости

Яркое лето у вас дома с телефонами Panasonic

Москва, Россия - Компания Panasonic представляет новую серию DECT-телефонов KX-TGB21XRU. Летние новинки, выполненные в разных цветах, отличаются стильным дизайном и выглядят ярко и привлекательно.

С песней по жизни
16 декабря 2005
Новости

С песней по жизни

Все! Настало время окончательно прояснить тот вопрос, который в прошлую новогоднюю ночь вы лично вынуждены были поставить ребром. Помните, как этот противный Семен Степаныч — чей он там троюродный дядя? — после поверхностного знакомства с вашим талантливым исполнением героической пьесы «В хоккей играют настоящие мужчины» выдавил снисходительную улыбочку и охарактеризовал ваши вокальные данные в обидных терминах «драть глотку»? Сам-то он, конечно, уж точно претендовал на признание ведущих оперных театров мира, пропищав фальцетом «Теперь я Чебурашка».

Мини-обзор компактной фотокамеры Olympus XZ-10
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Olympus XZ-10

XZ-10 — типичный представитель относительно нового подкласса «профессиональных компактов», имеющий в прямых конкурентах такие камеры, как Canon PowerShot S120 или Nikon Coolpix P340. Уменьшенные габариты и более щадящий ценник в обмен на менее удобное управление и более низкое качества съемки — вот сделка, на которую предлагается пойти тем, кто не хочет нагружать себя и свой бюджет топовыми камерами старшего уровня.

CACTUS представляет аксессуары для портативных устройств
6 декабря 2016
Новости

CACTUS представляет аксессуары для портативных устройств

Компания CACTUS представляет линейку аксессуаров для современных портативных устройств, которые могут стать неотъемлемой составляющей комфорта каждого пользователя. В любой обстановке - на работе, в автомобиле или дома - CACTUS может предложить удобное решение вопроса с зарядкой любимых устройств и гаджетов.

Полетели! Первый квадрокоптер ARCHOS доступен в России
26 апреля 2017
Новости

Полетели! Первый квадрокоптер ARCHOS доступен в России

Москва, Россия, 26 апреля 2017 года — Компания ARCHOS, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, с радостью объявляет о поступлении в продажу в России своего первого квадрокоптера — миниатюрного ARCHOS Drone. Теперь российские пользователи смогут почувствовать себя настоящими пилотами и посмотреть на окружающие пейзажи с 50-метровой высоты. Новинка мгновенно взмывает ввысь, передвигается со скоростью 25 км/ч и снимает видео в разрешении HD.

Добавь драйва!!!
31 декабря 2003
Новости

Добавь драйва!!!

JVC KD-LH917EE CD/mp3/WMA-ресивер ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: усилитель MOS-FET 50 Вт х4.ТЮНЕР: RDS. Расширенный диапазон УКВ. Память на 24 радиостанции. Автоматическое занесение станций в память. Возможность переключения стерео/моно.СD-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ: отношение сигнал/ шум — 98 дБ. Диапазон воспроизводимых частот 20 Гц — 20 кГц.

Тест ЖК-телевизор с LED-подсветкой Hyundai H-LED19V1
22 мая 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизор с LED-подсветкой Hyundai H-LED19V1

Достоинства: достаточно хорошая детальность ярких сцен, широкий диапазон автовольтажа. Недостатки: при сигнале с компонентного входа цветовая палитра могла бы быть несколько более натуральна.