Мы все прекрасно знаем, что двигатель – сердце автомобиля. И надежность его работы зависит не только от того, как был спроектирован агрегат, но и от качества комплектующих, из которых он собран. Стоит ли говорить, что от качества применяемых расходных материалов — топлива, масла, охлаждающей жидкости — также очень многое зависит. В этот раз речь пойдет о системе охлаждения и о том, как важно применение соответствующей охлаждающей жидкости.
Но давайте немного коснемся того, что же требуется от охлаждающей жидкости для эффективной работы системы охлаждения. Во-первых, антифриз должен обеспечивать эффективный отвод тепла, причем для охлаждающей жидкости очень важно не закипеть при температурах выше 100°С. Охлаждающая жидкость (ОЖ) должна обеспечивать коррозионную защиту всех металлов и сплавов составных элементов системы охлаждения. Стоит ли говорить о совместимости входящих в охлаждающую жидкость компонентов с резиновыми и пластиковыми изделиями. Другими важными требованиями к ОЖ являются стойкость к вспениванию, стабильность характеристик на протяжении всего срока эксплуатации, а также экологичность.
Охлаждающие жидкости нового поколения
Несмотря на большое количество публикаций и тестов, вопрос о том, чем отличается антифриз от тосола, не сходит со страниц Интернета. Причем нам не довелось ни разу услышать правильный ответ. Одни утверждают, что антифриз не содержит присадок, другие, что это концентрат охлаждающей жидкости (ОЖ), на самом деле понятие антифриз означает, что данный продукт имеет низкую температуру замерзания. Любая охлаждающая жидкость (за исключением только концентрата, который делается на базе гликоля и не содержит воды) является антифризом, поскольку рассчитан на всесезонное использование и не боится зимних морозов.
Работу по отводу тепла выполняют два основных компонента (так называемые базовые жидкости) – гликоль и вода. Температура начала кристаллизации ОЖ зависит от соотношения этих базовых жидкостей. В качестве гликоля обычно используется моноэтиленгликоль (МЭГ), реже монопропиленгликоль (МПГ). Иногда можно услышать, что весь мир сегодня переходит с МЭГ на МПГ. Это неправда. МПГ действительно имеет большое преимущество перед МЭГ, так как первый не токсичен, но, во-первых, МПГ значительно дороже, а во-вторых, общее мировое потребление МЭГ на ОЖ составляет около 2 млн. тонн в год. Это практически равно мировому производству МПГ, а области его применения не ограничиваются ОЖ, поэтому в ближайшие лет десять не следует ожидать существенного замещения МЭГ на МПГ в области производства ОЖ.
Существенных отличий в качестве базовых жидкостей в ОЖ различных производителей обычно нет, не считая контрафактных ОЖ.
Присадки
Другое дело – пакеты присадок, или в более корректной формулировке – пакеты ингибиторов коррозии. Здесь разница между продуктами разных производителей очень большая.
В традиционных охлаждающих жидкостях защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др. Существуют рецептуры, где эту функцию выполняют фосфаты, амины и некоторые органические соединения. Выпускаемые сегодня в России охлаждающие жидкости отличаются по составу от первоначального варианта тосола, который был создан специально для первых «жигулей». Однако принципиальных отличий, к сожалению, нет, это, как и раньше, традиционная рецептура.
Метасиликат натрия, который многие используют для защиты алюминиевых сплавов, является достаточно эффективным ингибитором, но для современных двигателей с более высокими рабочими температурами и более плотными тепловыми потоками уже не очень подходит. Даже если использовать стабилизаторы силиката, полностью преодолеть проблему образования геля, который может приводить к закупорке радиатора, невозможно. Кстати, практически ни один отечественный производитель охлаждающей жидкости не использует стабилизатор силиката.
В качестве ингибитора кавитационной коррозии в традиционных рецептурах обычно используют нитрит. Помимо того, что он может взаимодействовать с аминами и образовывать канцерогенные вещества, он имеет и другие недостатки. Главный недостаток – это быстрое расходование ингибитора. Выполняя свою защитную функцию, он переходит в неактивные формы. С другой стороны, увеличение его концентрации приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. В Западной Европе и Северной Америке выпускаются специальные дополнительные пакеты ингибиторов коррозии для коммерческого транспорта, а также тестовые наборы для мониторинга содержания быстро расходуемых ингибиторов. Это значительно усложняет обслуживание грузовых автомобилей и автобусов, но альтернативой в случае использования традиционных охлаждающих жидкостей может быть только частая ее замена. Из этого следует вывод для наших автохозяйств: если они применяют тосол, то менять его нужно очень часто (при больших пробегах это может быть два раза в год). Дополнительных пакетов присадок и, тем более, тестовых наборов у нас никто не предлагает.
Значительно лучше проблему защиты от коррозии всех металлов системы охлаждения решают охлаждающие жидкости нового поколения с пакетами ингибиторов коррозии на основе композиции солей моно- и дикарбоновых кислот (карбоксилатная технология). Над этими рецептурами ряд ведущих производителей работают уже с начала 90-х. В составе охлаждающих жидкостей нового поколения разных производителей есть различия, но принципиально это жидкости, которые значительно превосходят по своим эксплуатационным свойствам традиционные.
Такие ОЖ содержат в своем составе помимо синергетической композиции солей карбоновых кислот дополнительно ингибитор коррозии меди, антивспенивающую присадку и краситель. Они не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, боратов и аминов.
Современные ингибиторы коррозии
Отличие в работе ингибиторов нового поколения по сравнению с традиционными ингибиторами состоит в том, что они образуют значительно более тонкую защитную пленку на поверхностях материалов системы охлаждения. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии. С некоторой степенью приближения их можно считать нерасходуемыми ингибиторами. И именно поэтому ОЖ нового поколения выдерживают сроки эксплуатации до 5 лет. При этом очень важно иметь в виду, что в пределах рекомендованного срока эксплуатации эти жидкости обеспечивают более высокую эффективность защиты всех материалов системы охлаждения, чем традиционные, эффективность которых быстро падает по мере расходования ингибиторов. Кроме того, более тонкие защитные пленки ОЖ нового поколения делают более эффективным теплообмен между двигателем и системой охлаждения.
Некоторые российские компании уже выпускают в небольших объемах ОЖ с использованием импортных пакетов ингибиторов коррозии по карбоксилатной технологии. Однако это делается на старом оборудовании и без какого-либо участия компаний, являющихся носителями этих «ноу-хау».
Иногда можно услышать, что в России создана охлаждающая жидкость, которая не уступает, а иногда пишут, что и превосходит зарубежные аналоги по своим эксплуатационным свойствам. К такой информации нужно относиться осторожно. Разработка рецептур охлаждающих жидкостей нового поколения – это процесс, который требует и времени, и значительных материальных вложений. Ни один российский производитель не в состоянии сегодня выполнить такую работу.
Этим объясняется то, что первое в России специализированное предприятие по производству антифризов нового поколения ОАО «Техноформ», которое построено в г. Климовск Московской области, опирается на опыт своего стратегического партнера – компании ARTECO (Бельгия).
Новые технологии на вооружении
Компания ARTECO является совместным предприятием транснациональных корпораций Chevron-Texaco и Total. Благодаря своим именитым создателям ARTECO располагает рецептурами охлаждающих жидкостей самого последнего поколения, обладающих выдающимися характеристиками.
Предприятие ОАО «Техноформ» построено с использованием самого современного оборудования из США, Франции и Италии. Впервые в России для смешения ОЖ используется полностью автоматизированная установка с выводом управления на компьютерную консоль. Только в этом случае возможно полноценное сотрудничество с зарубежными партнерами, которые во главу угла ставят высокое качество, повторяющееся неизменно от партии к партии продукции. При таком высоком уровне автоматизации значительно уменьшается роль субъективного фактора.
На данном этапе предприятие будет использовать готовые пакеты ингибиторов от своего партнера. Постепенно схема будет наращиваться до полного цикла производства от первичных компонентов до готовых продуктов. Помимо пакетов присадок ОАО «Техноформ» перенимает у своего партнера высокую культуру промышленного производства.
Расфасовка готовой продукции также соответствует международным стандартам. От выдува канистр до упаковки картонных коробов с канистрами в паллеты все работы механизированы, и оборудование расфасовки представляет собой интегрированную линию. В целях избежания подделок используются несколько степеней защиты, включая термофольгу на горлышке канистры.
На некоторые продукты уже в ближайшее время будут получены официальные допуски к применению в системах охлаждения импортных автомобилей от ряда ведущих автомобильных компаний.
Комментарии