О фотографии

Фото 3

Коллектив редакции очень обрадовала читательская реакция на статью «О фотографии», опубликованную в предыдущем номере журнала. Мы получили несколько сотен писем, в которых вы соглашались со многими высказанными в статье идеями и делились собственными мыслями. Спасибо тем, кто принял участие в нашем тесте, предлагавшем из трех снимков выбрать один — ту самую фотографию. Среди присланных писем есть и весёлые, и грустные, и короткие, и длинные. Что приятно: почти все написавшие постарались аргументировать свой выбор. Каковы же результаты? Около 70% проголосовало за фото 1, примерно 20% — за фото 3 и 10% — за фото 2. То, что лишь пятая часть написавших ответила правильно — а правы те, кто выбрал фото 3, —редакцию не слишком удивило. Позже постараемся объяснить, почему мы ожидали именно такого результата. Куда более интересно то, что многие определили победителем второй снимок.

Выбирая фото 2, читатели пытались силой своего воображения домыслить и развить происходящее. Или поставить себя на место фотографа и представить, какой снимок они сами сделали бы в тот момент. Вот некоторые из описаний: «Фото 2 — это фото-загадка с предвкушением чего-то. Вот-вот начнется сказка, и обязательно главные герои будут морские обитатели, но только по-доброму относящиеся к людям». Или другое: «Чем меньше мы знаем об объекте нашего внимания, тем больше мы о нём воображаем — создаём образ, вокруг которого может возникнуть целый новый мир. Чем больше мы получаем информации о нём, тем больше включается рациональное мышление и тем меньше остаётся места для творчества…». Смотришь на снимок, и хочется вообразить, придумать больше, чем изображено?

Фото 1

Наверное, это неплохо. Может быть, из таких фантазий родится сказка, сюжет для книги, но только к фотографии вся эта работа воображения никакого отношения не имеет. И, уж не сердитесь, невозможно серьезно относиться к подобным аргументам: «Во всем этом должен быть какой-то подвох, содержание фото 2 наименее понятно, следовательно, именно оно и является правильным ответом». Такие размышления сложно назвать «фотографическими». Наше мнение: фото 2 — неплохая «медитативная» зарисовка. Как написал один из читателей — «в кабинет психотерапевта».

Первый снимок хорош прежде всего в техническом плане. Интересный сюжет, грамотно расположенная линия горизонта. Любой учебник рассказывает о правиле «золотого сечения» и о том, что горизонт лучше размещать на линии третей? На первой фотографии облака проработаны почти идеально. Об этих, и в основном только этих, справедливых достоинствах говорили сторонники фото 1. Если бы мы отбирали кадр для каталога северных островов или настенного календаря, первый снимок был бы очень привлекателен. Но с точки зрения художественного фотографа, он лишен интересного индивидуального композиционного решения. Подобных «открыток» каждый из нас видел не один десяток, если не сотню. И именно «привычность» глаза к такого рода сюжетам стала причиной того, что фото 1 оказалось в фаворитах.

Примечательно и очень приятно, что проголосовавшие за фото 3 говорили как раз не о технической стороне вопроса. Передержка в левой части? Да, она есть — кстати, там, где восходит солнце. Но разве подобные аргументы могут быть определяющими в художественной фотографии? Знаменитый мастер студийной съемки Хорст П.?Хорст, например, техническое несовершенство сделал одним из элементов своего фотографического почерка (свои композиции он часто снимал с недодержкой, оставляя теневые участки непроработанными). К тому же если снимаешь яркое солнце, пересвеченные области будут всегда.

Отдельно хочется сказать о линии горизонта. Её симметричное расположение на третьем снимке отпугнуло многих: «Очень хочется выбрать фото 3. Трудно даже объяснить, чем оно привлекает (это действительно не просто — прим. ред.), но вот линия горизонта проходит посередине, а это не по закону, поэтому жаль — этот снимок отпадает». Неужели читателя не насторожили собственные же слова? Зачем же отбрасывать? Особенно, если жаль. Не бойтесь нарушать каноны. Даже в фотографической литературе о линии горизонта говорится осторожно, всё-таки не с догматической интонацией: «Как правило, фотографы стараются не располагать линию горизонта посередине. Но когда того требует художественный замысел…». Да, ни небо, ни море на третьем снимке не доминируют, но это и не было замыслом фотографа. Он стремился поймать ритмы волн и облаков, «перекличку» островов и темного пятна в левой нижней части кадра. Он выстроил снимок, взяв за основу геометрическую и тоновую симметрию неба и воды. Именно ритмы и равновесие «держат» эту фотографию. Хорошую фотографию.

Фото 2

В заключение хотелось бы привести три письма, авторы которых, как нам кажется, оказались ближе всех к истине.

«Все фотографии относятся к жанру «морской пейзаж», все они технически выполнены очень хорошо. Голубая вода под голубыми же небесами. Но если на центральном снимке (фото 2) мы можем просто видеть безупречную линию горизонта и занимающийся рассвет, то острова на двух других придают им дополнительный смысл. На фото 1 проработано небо, видны фактурные облака, и темный остров, застывший в нижней трети снимка, навевает чувство вселенского одиночества. Но наиболее хорош третий снимок. Он привлекателен своей неоднозначностью. Если бы не проработанность воды, можно было бы вообразить, что остров парит в облаках или в безвоздушном пространстве, как Фата Моргана. Удачное кадрирование уравнивает темную полосу воды на переднем плане с более темным участком неба и создает безупречную симметрию. Легкая тень-рябь под островами-облаками делает их чуть более реальными, чем просто тени в безвоздушном пространстве. Хотя на снимке изображена практически такая же натура, как и на фото 1, он создает другой эмоциональный отклик. Я голосую за фото 3» (Виктория Пьянкова, Санкт-Петербург).

«Фото 3. Не просто красивое небо и вода, а красивая манящая симметрия. Гармония бесконечностей: уходящая ввысь, уходящая в глубину и сходящаяся в белую точку на горизонте в центре» (Мысина Г.).

И наконец, письмо читателя, ставшего победителем и получившего годовую подписку: «Фото 3 представляет наибольший художественный интерес. Казалось бы, что линия горизонта размещена неправильно, но это не так. Фотография разделена светлыми и темными полосами на пять частей. В нижней части от темной полосы воды идут зигзагообразные тени, образующие диагональ, что вносит определенную динамику. Фотография более светлая к горизонту, что дает объем. Острова, изображенные на горизонте, складываются в причудливую форму, напоминающую каменного исполина, затопленного толщей воды. Здесь есть объем, настроение и смысл, чего другие две лишены» (Евгений Онишков, Ростов-на-Дону).

Вновь перед вами три снимка. Постарайтесь выбрать лучший, на ваш взгляд, и объяснить свой выбор. Победителя снова ждет приз.

Ответы присылайте по адресу редакции или по электронной почте marchenko@potrebitel.ru.

Комментарии

Матушко Андрей
19.01.2008
0
Мне нравится третья фотография. Тень человека расположена по правилу золотого сечения, композиция тоже правильно подобрана, перила идут строго по диагонали. Вы спросите а почему не первая фотография, ведь там тень тоже по золотому правилу? А она, тень, размыта сильно, и не понятно кто её отбрасывает, человек или что-то с тазом на голове :) Вторая фотография - слишком кучно, не начём остановиться глазу...
Наталья Г.
04.03.2008
0
Я за фото 3, здесь лучше всего читаются формы, ясно видно что хотел донести до зрителя автор - правильно скомпонирован, четкая игра света и тени. Фото 2 и 1 интересны возможно чем-то, но только самому фотографу. Хотя здесь редакция наверняка тоже задумала какой-то подвох!
Анастасия
27.05.2008
0
А я за первую фотографию. Она наиболее художественно интересна, ощущается настроение, и размытость тени только в плюс. Мне не нравится третья фотография, потому что она очень статична, неподвижна...
Станислав
13.12.2008
0
А мне нравится 3-я фотография. Я голосую за нее. На ней изображена уже совсем не тень, а душа человека спускающегося в переход. Первые две фотографии сделаны наверное грамотно (я только начинаю вникать в суть фотографий), но на них изображены тени. А третья фотография живет своей жизнью она закончена, она не требует словесного объяснения, она как картина заставляет что-то бурлить внутри тебя. После беглого просмотра только третья остается в памяти и остается соблазн ещё разок взглянуть на неё, увидеть её ещё разок. И догодаться куда и зачем душа спускается в подземелье. Кто обидел её или её свет был не понят обществом и она решает уединиться...
Елена
15.12.2008
0
Я голосую за 3-е фото! Потому что на нем четкое отражение одиночества, и у каждого такие периоды в жизни бывают, это ближе к внутреннему миру человека!!!
Марийка
25.12.2008
0
Голосую за 1 фото. Навевает мысли о шпионах (играет тревожная музыка:)) Согласна с Анастасией - третья статична. А во второй вообще не понятно, что намешано.
Виктор С.
28.09.2009
0
Голосую за 1 фото.
3-фото: кто то стоит, возможно с сумкой и.т.д. (не сбалансировано по контрасту, тень отдельно, не вписывается, хотя можно поразмышлять, но главное не вызывает ни каких чувств.)
2-непонятное нагромождение (разбегается взгляд, но тут зависит, как назвать)
1-фото притягивает, и думаешь не о тени, а о одиноком человеке, сгорбленным под тяжестью лет и спускающегося в низ, прожившем долгую….
Алексей
11.12.2009
0
Довольно интересным показалось фото 3, в ней довольно не обычная тень, можно только догадываться, кто это или что это. Может быть тень напарника фотографа, или прохожего. А может быть тень того, которого фотограф упустил, пока снимал тень?
shinar-39@mail.ru
30.12.2009
0
Первое фото. Сошествие в ад. А возможно это изображение интраверта.
Елена
09.06.2010
0
Скорее, это психологический тест. Первый - сгорбленный человек - безрадостный, для тех, кто так видит мир (в настоящий момент времени). Третий - фигура, конечно, статичная, но прямая, т.е. подсознательно воспринимается, как то, что человек не сдается, перед ним лестница ведет вниз, но он не хочет по ней спускаться, он пытается выстоять! Вот как-то так...
Влад
28.12.2010
0
Не знаю почему, но на первое фото хочется смотреть и смотреть, снова просматривать каждый кусочек, каждый угол. Не понимаю чем, но она притягивает, простотой и одновременно глубиной что ли. А тень здесь совсем не главная, она просто добавляет фотографии полноты. На остальных фото взгляд больше чем на пол секунды не задерживался...
Павел
10.10.2011
0
При беглом просмотре, первое мнение:
Фото 1: грустное, фигура тени сгорбленная, самого человека не видно, но, судя по силуэту, он спускается. Спускается вниз, в одиночестве. В общем безрадостно, но интересно.
Фото 2: нагромождение теней, не понятно.
Фото 3: с технической точки зрения очень гармонично. Светотени просматриваются даже на темных ступеньках. Перила проходят по диагонали, подчёркивая движение, верх-низ. Нравится! Правда, фигура напоминает снимающего фотографа.
Но вопрос стоит "... три снимка. Постарайтесь выбрать лучший, на ваш взгляд..." Просматриваем подробно, ищем смысл Фото 1: новых мыслей не вызывает. Грустно. Мрачно, особенно черный правый нижний угол. И трещина подходит к голове тени как верёвка, суицид...
Фото 3: мнение прежнее.
Фото 2: а почему нет. становится понятно. Это понятно подземный переход. Подземелье, тени, тени людей - Люди подземелья. Вроде как жизненная "яма", движение вверх и вниз. Кто- то спускается в "яму", кто- то поднимается. Просматривая тени, кажется, что даже один помогает другому двигаться, чтоб было легче.
МОЙ Выбор Фото 2.

Похожие статьи

Настоящее чудо не тускнеет... Определены победители конкурса Nikon «Обыкновенное чудо»
23 июня 2015
Новости

Настоящее чудо не тускнеет... Определены победители конкурса Nikon «Обыкновенное чудо»

Жаль расставаться с чудесами. А приходиться. Иной раз и сам себе удивляешься: вчера еще что-то казалось очевидным и невероятным, сегодня - просто обыкновенным чудом, а завтра чудо затирается в обычное дело - вроде очередного полета в космос... Однако среди фотографий, присланных на конкурс Nikon "Обыкновенное чудо", есть такие мгновения жизни, которые окрыляют независимо от того, сколько раз они попали «на линию огня». И это есть самое главное чудо, когда особый взгляд фотографа на будни вдруг конвертируется в нечто такое, что не тускнеет от времени... В общем, обыкновенное чудо имеет место быть и в нашей версии как минимум в трех вариантах, занявших конкурсный пьедестал.

Нам 10 лет!
28 ноября 2005
Обзоры

Нам 10 лет!

Александр МЕЛИХОВ Главный редактор Ты помнишь, как все начиналось... Весна 1995 года. Первая международная выставка фототехники «Мир Фото—95» проходит в Экспоцентре на Красной Пресне. Толпы российских фотолюбителей с восхищением передвигаются между стендами. В глазах — удивление и вожделение. Еще бы — до сих пор ФЭДы и «Зениты» считались вполне нормальной техникой.

Fujifilm выпустила крупное обновление встроенного ПО для камеры XT-2
8 мая 2018
Новости

Fujifilm выпустила крупное обновление встроенного ПО для камеры XT-2

Fujifilm выпустила обновление встроенного ПО версии 4.0.0 для камеры XT-2. Новое обновление добавляет брекетинг автофокуса, режим замедленной съёмки в формате FullHD, возможность записи F-log на карту SD и много других изменений, улучшающих работу с камерой.

Canon представит новинки съемочной техники на международной выставке «NatExpo 2018»
19 октября 2018
Новости

Canon представит новинки съемочной техники на международной выставке «NatExpo 2018»

Компания Canon, мировой лидер в области решений для работы с изображениями, примет участие в международной выставке «NatExpo 2018», которая пройдет с 31 октября по 2 ноября на ВДНХ в Павильоне 75. Специалисты Canon расскажут про новое поколение систем для создания высококачественного видео-контента, ответив на вопросы о продуктах бренда и решениях.

Sport Watch - новые спортивные часы от Smartino
19 октября 2017
Новости

Sport Watch - новые спортивные часы от Smartino

Smartino Sport Watch — это спортивные часы, разработанные компанией Watchsport специально для российского потребителя. Отслеживайте все необходимые сведения о своем дне, от мониторинга сна до количества шагов, пройденного расстояния, количество сожжённых калорий.

Тест телевизора Samsung UE40EH5000
26 января 2013
Тесты

Тест телевизора Samsung UE40EH5000

В модели UE40EH5000 производитель решил сэкономить на возможностях коммутации, не жертвуя при этом качеством изображения и звука. В итоге получился хороший телевизор с красочной картинкой, приятным звуком и по разумной цене. Вполне может стать украшением гостиной, - если пользователь не планирует подключать массу дополнительного оборудования.

Fujifilm X-T3 может быть анонсирована в сентября и получить новый сенсор
18 января 2018
Новости

Fujifilm X-T3 может быть анонсирована в сентября и получить новый сенсор

По данным портала FujiRumors, камера будет представлена на Photokina 2018 в сентябре, она получит новый датчик X Trans с разрешением 24-30Мп. FujiRumors заверяет, что информация получена из доверенного источника.

История одной фотографии: Гагарин
29 августа 2018
Советы

История одной фотографии: Гагарин

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке он расказывает, как сделал один из своих самых знаменитых кадров – Юрий Гагарин в аэропорту Внуково 14 апреля 1961 года.

Huawei Watch 2 — умные часы для свободы действий
27 марта 2017
Новости

Huawei Watch 2 — умные часы для свободы действий

Компания Huawei объявляет о старте продаж нового поколения умных часов Huawei Watch 2, объединивших функции современного смартфона и мощного фитнес-трекера в формате классического наручного аксессуара.

Тест наушников HiFiMAN Re0
18 января 2013
Тесты

Тест наушников HiFiMAN Re0

Компания Head-Direct, которой принадлежит бренд HiFiMAN, является сравнительно молодым игроком на рынке аудиотехники, однако в кругах любителей качественного звука её имя широко известно, и «котируется» практически наравне с именитыми брендами, обладающими многолетней историей.