Если люди думают, что мои фотографии забавны, я рад это слышать.
Я предпочитаю быть забавным, нежели трагичным.
Эллиотт Эрвитт
www.elliotterwitt.com
Фотографии Эллиотта Эрвитта (равно как и он сам) намного сложнее и глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Его новый фотоальбом Personal Best производит впечатление простого прямолинейного самовыражения. Но это совсем не так … Слово рersonal в названии альбома подразумевает фотографии, сделанные Эллиоттом для себя в перерывах между коммерческими проектами, которые он осуществлял, работая в агентстве «Магнум» в Нью-Йорке. Тогда он снимал репортажи о преуспевающих компаниях, трудился над рекламными кампаниями для Мэдисон Авеню [прим. пер.: улица в Нью-Йорке, где в прошлом располагались многие рекламные компании; теперь это обозначение всей рекламной индустрии США], подготавливал злободневные новостные материалы для «Пари Матч». В одно из престижнейших агентств того времени «Магнум» (Magnum Photos) Эллиотт был приглашен в 1953 году Робертом Каппой, а в 1968 году он стал президентом этого агентства.
Так Эллиотт стал лидером в области фотографии для глянцевых журналов и рекламы, и его работы постоянно публиковались по всему миру на протяжении 40 лет. Сделав успешную карьеру фотографа, в 1970 году Эллиотт увлекся кинематографом.
Москва. Парк Сокольники. 1959
В одном интервью много лет назад наставник Эллиотта Анри Картье-Брессон сказал: «На мой взгляд, Эллиотт в своем деле действительно достиг предела мечтаний, но до сих пор он предлагает фотографии с изюминкой и доброй улыбкой из глубин своего сердца».
В возрасте 78 лет, после 60 лет упорного труда, Эллиотт Эрвитт собрал всё лучшее в одном альбоме. Фотоальбом включает некоторое количество заказных работ, но большую его часть составляют фотографии из личной коллекции автора.
В работах современников Эллиотта редко встречается непосредственность и юмор. Эллиотт же видит в поведении людей то, что вызывает разные эмоции — от кривых улыбок до откровенного хохота. Он ищет необычное в обычном, захватывающее в повседневном.
Эллиотт Эрвитт: «Я снимаю все, что меня интересует, совершая прогулку с камерой в руках. Собаки? Они повсюду и очень интересные создания, поэтому я их фотографирую. Хотя я никогда намеренно не снимал собак, несколько лет назад я обнаружил, что у меня скопилось множество снимков с этими прекрасными животными. Так и появилась идея посвятить целый альбом собакам. Сейчас таких альбомов у меня около пяти».
25 июня 1959 года в Москве, в Сокольниках, Никита Хрущев и Ричард Никсон, тогда вице-президент США, открыли первую в СССР Американскую национальную выставку.
Нью-Йорк. 1975
Москвичей, пришедших поглазеть на достижения звездно-полосатого содружества, американские устроители одаривали значками, яркими пластиковыми пакетами и угощали пепси-колой, что вызвало необычайный ажиотаж и толчею. Тогда же произошли знаменитые «дебаты на кухне», в ходе которых Никсон угостил Хрущева популярнейшим сейчас газированным напитком. Самонадеянная, с нарастающей горячностью словесная проба сил с Никитой Хрущевым казалась Эллиотту Эрвитту смехотворной. Будучи сыном русских эмигрантов, Эрвитт прекрасно понимал обоих лидеров без помощи старательных переводчиков. Позднее, Никсон использовал фотоматериалы этой встречи, отснятые Эллиоттом, в своей предвыборной кампании на пост президента США в 1960 году.
В 90-х годах Эллиотт стал всё чаще показывать свои работы, многие из которых никогда не выставлялись на общее обозрение со времени их создания — конца 40-х — начала 50-х годов, времени, когда Эллиотт познакомился с изящным искусством фотографии. Противоречивый американский образ жизни и аура детективных кинолент того периода, нависшая над целым поколением фотографов, повлияли на фотоработы, которые демонстрируют сознательное разрушение фотографических устоев того времени: совершенная экспозиция, тонкая передача полутонов, выверенная композиция. Как и у его коллег, в работах Эрвитта чувствуется неудержимое желание найти свой уникальный стиль, почерк.
К сожалению, детство Эллиотта, единственного ребенка русских эмигрантов, не было таким счастливым и безоблачным, как его профессиональные достижения. Родившись 26 июля 1928 года в Париже, первые годы своей жизни он провел в Милане. В 1938 году фашизм вынудил его семью покинуть Италию, и в 11 лет он оказался в Нью-Йорке, а затем в 1941 году в Лос-Анджелесе. Последующие три года в лос-анджелесском колледже он изучал фотографию, а в 1948 году Эрвитт переехал в Нью-Йорк, где и произошла судьбоносная встреча со знаменитыми фотографами Эдвардом Стайхеном и Робертом Каппой. С 1948 по 1950 гг. Эллиотт изучал кинематографию в новой школе общественных исследований в Нью-Йорке. Призвавшись в армию в 1951 году, он продолжал снимать, служа в Германии и Франции.
Франция. 1977
Эллиотт пережил многое и стал очень чувствителен к превратностям судьбы, то чрезвычайно благосклонной, то обезоруживающей. С раннего детства погрузившись в культуру России, Италии, Франции, США, он научился быть хорошим наблюдателем и улавливать необычные черты в других.
Вряд ли остались еще сомнения в том, что Эллиотт Эрвитт стал самым проницательным и восприимчивым наблюдателем в фотографии двадцатого века …
На сегодняшний день Эллиотт издал 20 книг по фотографии и организовал множество выставок в различных музеях и галереях мира, среди которых: Музей современного искусства в Нью-Йорке, Смитсоновский институт, Институт искусств Чикаго, Музей современного искусства в Париже, Музей искусств Цюриха.
Сейчас фотограф Эллиотт Эрвитт живет в Нью-Йорке, обожает путешествовать, любит детей и собак.
(Статья подготовлена по материалам фотоальбома Personal Best и официального сайта фотографа www.elliotterwitt.com)
Комментарии