Монстры живут в траве

Эта статья — своеобразное продолжение материала «Дачный сезон» из предыдущего номера журнала. Посвящена она макросъёмке: тем её практическим аспектам, которые мало освоены фотографами или являются оригинальными.

МАКРОСЪЁМКА ЦИФРОВЫМИ ФОТОАППАРАТАМИ

Макросъёмка цифровыми зеркальными камерами ничем не отличается от съёмки плёночными «зеркалками», разве что следует учитывать меняющийся масштаб, зависящий от размера матрицы. Все приспособления и аксессуары равно применимы, так же как все приёмы и способы макросъёмки. Эти положения являются стандартными, описаны в инструкциях и литературе — говорить о них подробно нет смысла.

Режимы макросъёмки в цифровых аппаратах с несъёмными объективами индивидуальны для каждой модели, и здесь следует смотреть инструкции по применению. Насадочные линзы позволяют несколько расширить круг решаемых задач, но им свойственны все недостатки одиночной линзы: падение резкости от центра к краю и невозможность большого масштабирования. Съёмка с насадочными линзами достаточно хорошо описана фотографической литературе. Фотография паука доломедуса бахромчатого сделана с применением отрицательной насадочной линзы минус 15 диоптрий. Это позволило включить в кадр место его обитания. Несомненный интерес представляет использование в качестве насадок фотографических объективов от 35-мм плёночных фотоаппаратов. В принципе это та же насадочная линза, только с лучшими оптическими характеристиками.

На камерах с коэффициентом оптического зумирования 3 или 4 в качестве дополнительного удобно использовать объектив «Юпитер-8» от старого фотоаппарата «Киев». Удобен он тем, что представляет собой моноблок в оправе без подвижных частей. Объектив желательно поставить на камеру в перевёрнутом положении (задней линзой вперёд) в резьбовое гнездо для дополнительных насадок через переходной тубус. Zoom-объектив камеры выдвигается в положение телеобъектива.

Переходной тубус должен обеспечивать минимальный зазор между объективом камеры и дополнительным объективом. Диафрагма дополнительного объектива фиксируется в открытом положении. Съёмочное поле такой системы, например, на камере Nikon coolpix 5400, равно 16 х 12 мм, что позволяет снимать довольно мелкие макросюжеты. Используя электронное зумирование, можно ещё увеличить масштаб съёмки. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) при максимальных диафрагмах объектива аппарата вполне приемлема, хотя и недостаточна для съёмки объёмных сюжетов. В качестве дополнительного можно использовать любой другой объектив от 35-мм фотоаппаратов с диаметром задней линзы не меньшим, чем диаметр передней линзы вашего «цифровика». Иначе неизбежно кэширование изображения.

И ещё одно обязательное правило: не навешивайте дополнительный объектив непосредственно на объектив камеры, используйте гнездо для дополнительных насадок и переходные тубусы.

Желание получить наибольшую ГРИП требует максимального диафрагмирования съёмочного объектива, что не всегда возможно по условиям освещения. Светодиодные осветители для макросъёмки плохо решают эту проблему.

Простой импульсный осветитель можно сделать, используя вспышечное устройство от так называемых «одноразовых» фотокамер. После съёмки и проявки плёнки в лаборатории такие камеры обычно выбрасываются. Переделка в нашем случае не представляет больших сложностей. Следует извлечь из корпуса вспышечное устройство. Как правило, это моноблок. Теперь нужно отделить паяльником от платы импульсную лампу с отражателем, припаяв к освободившимся контактам трёхжильный кабель (к «+» и «–» лампы и к высоковольтному выводу импульсного трансформатора). Следует припаять также проводки к контактам выключателя вспышки на плате и к выводам синхроконтакта.

Внимание! Все работы с открытым импульсным устройством проводите с разряженным электролитическим конденсатором.

Склейте из любого подходящего материала новый корпус. Поставьте малогабаритный выключатель. Предусмотрите окно для неоновой лампочки. Прикрепите к корпусу стандартный «горячий башмак». Трёхжильный кабель выведите за пределы корпуса. При невозможности иметь стандартный «горячий башмак», сделайте его аналог, пользуясь представленной иллюстрацией. Корпус осветителя для импульсной лампы, склейте из подручных материалов, вплоть до картона. Общая конфигурация показана на фотографии. Внутри осветитель оклеивается фольгой и закрывается крышкой из «молочного» пластика. Излишняя мощность лампы гасится накладками на крышку осветителя. При съёмке со вспышкой днём сделайте экспокоррекцию — 2 EV.

МАКРОСЪЁМКА ТЕЛЕОБЪЕКТИВАМИ

Фотографы, снимающие насекомых в живой природе, хорошо знают, как осторожны и пугливы многие представители микрофауны. Иногда приблизиться к ним вплотную совершенно не возможно. В таких случаях выручить может телеобъектив. Только он позволит снимать бабочек или стрекоз в приемлемом масштабе с расстояния от полутора метров.

Можно приспособить для макросъёмки зеркальными плёночными или цифровыми камерами длиннофокусную оптику от старых павильонных фотоаппаратов, так называемых «деревяшек», например объектив «Индустар-51» с фокусным расстоянием 21 см. Но использование длиннофокусной оптики имеет некий стационарный характер, так как масштаб съёмки можно менять, только укорачивая или удлиняя расстояние между камерой и объективом.

Несомненно, интереснее использовать для наших целей телеобъективы с переменным фокусным расстоянием, так как они позволяют при неизменном расстоянии между камерой и объективом менять масштаб съёмки, например, от 1:2 до 2:1 за счёт зумирования.

Общие принципы макросъёмки телеобъективами подчиняются общей теории фотографической съёмки с близких расстояний. Формулу зависимости между масштабом съёмки и удалением объектива от плоскости плёнки или матрицы вы найдёте в предыдущих номерах журнала или в фотографической литературе. Напомним только, что, например, для съёмки в масштабе 1:1 нужно дополнительно «отодвинуть» объектив от камеры на величину, равную фокусному расстоянию объектива.

Для макросъёмки телеобъективами одного набора стандартных промежуточных колец, выпускаемых промышленностью, конечно, не хватит. Покупать дополнительные наборы слишком накладно. Выход можно найти, если использовать два кольца и тубус между ними. Тубус делается из подходящей трубы или выклеивается из подручных материалов. Конечно, сооружение получится внушительным, похожим на дальнобойное орудие, хотя и предназначено для «стрельбы» по близким целям. Таковы парадоксы фотографии.

Учитывая линейные размеры, должно быть понятным, что съёмка может осуществляться только на очень коротких выдержках. А так как для получения большей ГРИП нужно сильное диафрагмирование, приходится использовать высокочувствительные материалы. Выход можно найти, если пользоваться вспышкой, желательно согласованной с камерой. Вспышка приматывается липкой лентой на головку телеобъектива и соединяется с камерой согласующим кабелем. Выдержка на камере устанавливается на максимальное значение прямой синхронизации, а TTL-управление вспышкой обеспечивает правильную экспозицию. Мощная вспышка позволяет снимать на плёнку 100 — 200 ISO. На вспышке желательно иметь сотовую насадку, концентрирующую свет, а при съёмке — использовать нагрудный штатив. Как сделать и то и другое, вы найдёте на страницах журнала за прошлые годы.

МАКРОСЪЁМКА КОРОТКОФОКУСНЫМИ ОБЪЕКТИВАМИ

Речь в этих заметках пойдёт не о широкоугольных объективах применительно к макросъёмке, а о «нормальных» объективах, имеющих фокусные расстояния от 10 до 30 мм, являющихся короткофокусными для камер с кадром 36 х 24. Не вдаваясь в долгие теоретические изыскания, скажем просто: отодвигая объектив от плоскости плёнки или матрицы, мы пропорционально увеличиваем площадь изображения даваемого объективом. Поставив между камерой и объективом набор промежуточных колец, равный фокусному расстоянию объектива (масштаб 1:1), вы, соответственно, увеличиваете площадь изображения в 4 раза.

Важно понять, что при макросъёмке, вы снимаете только фрагмент изображения, ограниченный кадровым окном или размерами матрицы. Отсюда можно сделать и другой вывод: если «штатный» объектив с фокусным расстоянием 50 мм для камеры с кадром 36 х 24 мм при съёмке в масштабе 1:1 линейно увеличивает изображение в 2 раза, то не проще ли поставить объектив с фокусным расстоянием 25 мм, получив то же изображение, но при значительно меньших размерах макросистемы? Продолжая этот ряд, не сложно понять, что для макросъёмки в масштабе 2:1 применим объектив с фокусным расстоянием 15 — 20 мм.

Для макросъёмки в масштабе от 1:1 и больше можно применить объективы от старых фотоаппаратов «Чайка», «ФЭД Микрон», «Агат», «Киев-30» и др., а также объективы от давно ставших ненужными 8- и 16-мм киносъёмочных аппаратов. Объективы с переменным фокусным расстоянием от таких кинокамер требуют разделки. Важно знать, что любой трансфокатор состоит из двух частей: собственно объектива и афокальной насадки. Проще говоря, то, что расположено между передней линзой трансфокатора и диафрагмой, — афокальная насадка, за диафрагмой — собственно объектив. Для макросъёмки вам нужен только объектив.

Расстояние от плоскости изображения (плоскости плёнки) до главной плоскости объектива (диафрагмы) зависит от выбранного масштаба съёмки. При масштабе 1:1 оно равно двум фокусным расстояниям объектива, 2:1 — трём и т. д. При расчёте промежуточного тубуса между камерой и объективом не забудьте вычесть рабочий отрезок камеры. Применение короткофокусных объективов для макросъёмки на полноразмерный кадр 36 х 24 мм влияет только на габаритные размеры макросистемы.

Главной проблемой при макросъёмке всегда была малая ГРИП. Решить её можно только одним способом — уменьшением относительного отверстия (диафрагмы) съёмочного объектива. Приемлемую ГРИП можно получить при диафрагменных числах 45, 60, а то и 90. Фотография, представленная в заголовке этой статьи, снята с диафрагмой 60, масштаб съёмки 4:1, съёмочное поле 9 х 6 мм.

Диаметр относительного отверстия находится из отношения фокусного расстояния к диафрагменному числу. Например, фокусное расстояние объектива равно 30 мм, желаемое диафрагменное число 60. Разделив 30 на 60, получим диаметр относительного отверстия равным 0,5 мм.

Если диафрагма у выбранного вами объектива находится внутри оправы (так называемая межлинзовая диафрагма), то объектив требует разборки. Новую диафрагму с нужным относительным отверстием проще всего изготовить в виде шайбы, вставленной в уже существующую диафрагму. При разборке и сборке объектива будьте предельно аккуратны с тем, чтобы не затащить внутрь пыль и грязь.

Очень удобен для установки диафрагмы объектив «Индустар-М» от фотоаппаратов «Киев—Вега», «Киев-30». Там нужная диафрагма просто вставляется в диафрагменную щель.

К объективам с так называемой залинзовой диафрагмой относятся все объективы, изъятые из трансфокаторов кинокамер, и большинство объективов от плёночных «мыльниц». В этом случае новая диафрагма изготавливается в виде колпачка, одеваемого на объектив.

Если освещённость в плоскости изображения (плоскости плёнки) за объективом с диафрагмой 60, наведённым на бесконечность, принять за 1, то, согласно закону обратных квадратов, освещённость упадёт в четыре раза при настройке этого объектива в масштабе 1:1. Соответственно, при съёмке в масштабе 2:1 освещённость в плоскости изображения упадёт в девять раз и т. д. Отсюда вывод: съёмка при больших значениях диафрагменных чисел и масштабировании изображения требует увеличения выдержек до секунд и даже минут. Такая съёмка возможна только в стационарных условиях.

Для оперативной съёмки живой природы, следует оснастить макросистему импульсными осветителями (вспышками). Для этих целей можно использовать вспышечные устройства. В продаже имеются также простые вспышки, например «Уномат». В нашем случае нужны две вспышки. Принципиальные положения переделки таких вспышек были изложены выше. Включение вспышек сделайте раздельным. Синхроконтакты «развязываются» через диоды.

Общую компоновку макросистемы с использованием короткофокусных объективов вы поймёте из представленных фотографий. Лучше использовать камеры с фокальным (шторным) затвором, имеющие синхроконтакт. Центральный затвор нужно «отодвигать» от камеры вместе с объективом, иначе неизбежно кэширование изображения.

Визирование через объектив практически не возможно, да и нет необходимости. Сделайте рамку, обозначающую съёмочное поле. Рамка устанавливается на передней границе резко изображаемого пространства. Вычислить положение рамки можно пользуясь следующими соображениями: если при съёмке в масштабе 1:1 расстояния от объекта съёмки до главной плоскости объектива и от главной плоскости объектива до изображения одинаковы и равны двум фокусным расстояниям объектива, то в масштабе 2:1 задний отрезок будет равен трём фокусным расстояниям, а передний 1 + 0,5 фокусного расстояния объектива. Соответственно, в масштабе 4:1 задний отрезок будет равен пяти фокусным расстояниям, а передний 1 + 0,25 фокусного расстояния объектива. Окончательное положение рамки определяется по матовому стеклу в фокальной плоскости фотоаппарата и ярко светящемуся объекту, например по электрической лампочке. При конструировании системы следует предусмотреть возможность подвижки рамки.

Осветители вспышек ставятся так, чтобы обеспечить правильную экспозицию.

Фотографическая промышленность пока не делает подобных оперативных систем с масштабом съёмки больше 1:1. Поэтому любителям макросъёмки придётся изготавливать их самостоятельно.

Расчёт макросистемы для зеркальных цифровых камер нужно делать исходя из размеров матрицы.

В статье умышленно не приводятся теоретические формулы, только понятия, помогающие осмыслить основные положения и принципы создания макросистемы, с тем, чтобы материал был понятен наиболее широкому кругу читателей. Самостоятельная работа подтолкнёт вас к изучению теории фотографического изображения. А фотограф, вооружённый знаниями, способен в своей работе на значительно большее.

Съёмная макросистема на камере Nikon Макросистема на базе фотоаппарата «Зоркий» Макросистема на базе фотоаппарата «Смена Символ»

Объектив с фокусным расстоянием 15 мм. Масштаб макросъёмки 4:1. Диафрагма установлена перед объективом. Диафрагменное число 60. Две вспышки «Уномат». Съёмочное поле 9 х 6 мм.

Объектив «Индустар-М» от «Киев-30 с фокусным расстоянием 23 мм. Масштаб макросъёмки 3:1. Межлинзовая диафрагма. Диафрагменное число 60. Две вспышки от «одноразовых» фотоаппаратов. Съёмочное поле 12 х 8 мм.

Объектив от «мыльницы» с фокусным расстоянием 34 мм. Масштаб макросъёмки 3:1. Диафрагменное число 60. Объектив в перевёрнутом положении. Диафрагма впереди. Две вспышки. Съёмочное поле 12 х 8 мм.

Устройство кронштейна для осветителей вспышек и рамки, обозначающей съёмочное поле

Съёмка фотоаппаратом с макросистемой превращается в увлекательную прогулку. Наблюдательность и зоркость — главные необходимые условия, а аппарат только как фиксирующий инструмент остановившегося на чём-то взгляда фотохудожника. Технология съёмки очень проста. Вы помещаете объект в поле съёмочной рамки и нажимаете спусковую кнопку. Насекомые хоть и очень осторожны, но довольно любопытны. Если не делать резких движений, действовать спокойно и плавно, они будут даже позировать вам.

Макросистема открывает новые широкие возможности и будет полезна фотографам, увлекающимся макросъёмкой. По моим наблюдениям, макросъёмка со вспышками не приносит вреда насекомым.

Макросистема создаёт ещё одну грань фотоискусства — жанровую макросъёмку. И. Акимушкин в своей замечательной книге о пауках «Первопоселенцы суши» так описывает брачное таинство пауков:

«… У паука педипальпы без когтей и раздуты на концах луковицей или фигурой, вообще ни на что не похожей, образуя особый пальпальный орган. Самец, набрав в него, как в спринцовку, свою долю вклада в развитие паучьего рода, рукой-педипальпой преподносит даме сердце. Та этот дар принимает и прячет в «карманчик» снизу на брюшке». ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УДАЧ!

Комментарии

Александр Павлович
19.08.2010
0
Статья интересная, Но... Ни № журнала, ни даты первого опубликования... Она что, ворованная?























download youtube ripper

Похожие статьи

Компания Sony представляет новинки на крупнейшей российской выставке потребительской электроники
24 апреля 2013
Новости

Компания Sony представляет новинки на крупнейшей российской выставке потребительской электроники

Компания Sony Electronics, традиционно принимающая участие в крупнейшей российской выставке потребительской электроники, Consumer Electronics & Photo Expo, представила большое количество интересных новинок в различных категориях: телевизоры, планшетные компьютеры, фото и видео, смартфоны, наушники, беспроводные колонки и многое другое.

Беззеркальная фотокамера Sony NEX-3N: съемка автопортретов никогда еще не была такой простой
20 февраля 2013
Новости

Беззеркальная фотокамера Sony NEX-3N: съемка автопортретов никогда еще не была такой простой

Решили перейти на новый уровень фотосъемки и отказаться от камеры с фиксированным объективом? Путешествуйте налегке с компактной и простой в обращении фотокамерой NEX-3N, оснащенной байонетом Е ( E-mount) и встроенной вспышкой. Интересная новинка в мире фотосъемки сменными объективами от Sony. Съемка автопортретов никогда еще не была такой простой, как с NEX-3N, благодаря удобной текстурированной рукоятке, позволяющей надежно удерживать камеру в руке.

music.ivi.ru зазвучит на телевизорах LG Smart TV
25 июня 2012
Новости

music.ivi.ru зазвучит на телевизорах LG Smart TV

Москва, 22 июня — самый популярный в России интернет-кинотеатр ivi.ru и компания LG Electronics объявляют о запуске музыкального сервиса music.ivi.ru на телевизорах LG с технологией Smart TV. music.ivi.ru станет первым музыкальным видеосервисом, доступным на подобных устройствах в России.

Всерьез и надолго!
31 декабря 2003
Новости

Всерьез и надолго!

ЖК-телевизор TECKTON TL-20S1W ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: эта модель имеет диагональ экрана 20 дюймов, матрицу последнего поколения LG-Philips с контрастностью 450:1 и яркостью 450 кд/м2. Соотношение сторон экрана TL-20S1W составляет 4:3, то есть этот телевизор наиболее удобно использовать для просмотра телепередач или в качестве компьютерного монитора.

Смартфон Highscreen Zera F — первое устройство новой линейки Zera с уникальным дизайном
13 марта 2014
Новости

Смартфон Highscreen Zera F — первое устройство новой линейки Zera с уникальным дизайном

Российский бренд Highscreen начинает продажи Highscreen Zera F — первого бюджетного смартфона с характеристиками начала 2014 года, созданного в рамках новой стратегии разработки продуктов бренда. Она подразумевает переход от ODM- к OEM-схеме разработки устройств, то есть к созданию новых моделей с нуля специалистами Highscreen. Такой подход свойственен исключительно А-брендам и практически не используется производителями «второго эшелона». У смартфонов новой линейки Zera уникальный дизайн, созданный на основе проверенных рынком наработок крупнейших производителей смартфонов. Конкретно задействованы дизайнерские наработки LG, Nokia, HTC, Apple.

Зеркальную фотокамеру Nikon D5300 можно подключить по Wi Fi к смартфону или планшету, чтобы перекачать великолепные снимки
18 октября 2013
Новости

Зеркальную фотокамеру Nikon D5300 можно подключить по Wi Fi к смартфону или планшету, чтобы перекачать великолепные снимки

Компания Nikon объявила о выпуске D5300 — первой цифровой зеркальной фотокамеры формата DX, оснащенной встроенными модулями Wi-Fi и GPS. Универсальная цифровая зеркальная фотокамера Nikon D5300 оптимизирована для творчества и предназначена для продвинутых пользователей, желающих создавать великолепные фотографии и видеоролики. D5300 — первая из цифровых зеркальных фотокамер Nikon, оснащенная встроенным модулем Wi-Fi. Эта фотокамера оснащена инновационной 24,2-мегапиксельной КМОП-матрицей формата DX без оптического низкочастотного фильтра (OLPF), которая позволяет получать резкие изображения даже при съемке текстур с мельчайшими деталями.

ZTE показал на IFA 2016 флагманский смартфон Nubia Z11
1 сентября 2016
Новости

ZTE показал на IFA 2016 флагманский смартфон Nubia Z11

1 сентября, Берлин. – Компания ZTE Mobile Devices, ведущий международный производитель мобильных устройств, представила на IFA 2016 флагманский смартфон Nubia Z11. Девиз новинки – «Мечты без границ». Уникальный безрамочный дизайн и интуитивное управление навсегда изменят представления пользователей о возможностях современных цифровых устройств. ZTE Nubia Z11 станет новой вехой в истории мобильной фотографии, позволяя делать снимки такого же уровня, как зеркальная камера.

URAL - динамика, драйв, бас
8 декабря 2004
Новости

URAL - динамика, драйв, бас

Наиболее яркой особенностью серии DDB акустических систем, оправдывающих их название, является плотный, упругий бас. Это так называемая «молодежная серия», для людей, любящих глубокий, эффектный звук. Конструкция динамиков DDB специально оптимизирована для максимально эффективной работы со встроенными усилителями головных устройств и позволяет получить в автомобиле практически концертный звук без дополнительных усилителей.

Встречайте «младшего брата» легендарных плееров AK320 и AK380 - новую модель Astell&Kern AK300
16 июня 2016
Новости

Встречайте «младшего брата» легендарных плееров AK320 и AK380 - новую модель Astell&Kern AK300

В середине июня на российский рынок премиальной аудиотехники выходит новый Hi-Fi-плеер Astell&Kern AK300. Это младшая модель в трёхсотой серии портативных проигрывателей именитого корейского бренда.

Телевизор LG Signature OLED 77W8: совершенство в простоте
5 июня 2018
Новости

Телевизор LG Signature OLED 77W8: совершенство в простоте

LG Electronics представляет на российском рынке уникальный OLED телевизор LG OLED 77W8V в дизайн-формате «Изображение на стене». Минималистичный дизайн и интеллектуальный процессор α9 обеспечивают полноту впечатлений от просмотра. Глубокий черный цвет отвечает за безграничную контрастность изображения, расширяя возможности цветопередачи. Получите незабываемое кинематографическое изображение благодаря потрясающему уровню контраста, с которым все цвета становятся насыщенными, а детали и текстуры изображений раскрываются.