Мобилография: вчера, сегодня, завтра...

Вы думали, что фотоискусство — удел профессионалов? Умудренных опытом мастеров с дорогими «зеркалками»? Как бы не так! Благодаря мобильным телефонам, искусство фото стало доступно и простым смертным. И профессиональные возможности съемки здесь не при чем. Сотовые трубки подарили нам самый демократичный и свободный вид творчества — мобилографию. Популярность нового жанра бьет все рекорды. Не фотография, а мобилография — именно такой выбор делают миллионы людей на нашей планете.

Секрет успеха

Камерофоны удивительно быстро покорили мир. Еще 4 года назад фотомобильник казался чудом техники, а теперь без цифровой камеры не обходится практически ни одна современная трубка. И дело не только в политике фирм-производителей, которые предложили абонентам новую функцию, чтобы продать побольше телефонов. Да и мощные рекламные кампании едва ли сыграли решающую роль в продвижении мобильного фото. В чем же секрет популярности камерофонов? Главный козырь фототрубок — абсолютная свобода творчества. Чтобы создавать шедевры, не нужно брать с собой увесистую фотокамеру и сменные объективы. Достаточно взять в руки свою любимую сотовую трубку и запечатлеть интересную сцену. К тому же герои съемки редко воспринимают телефон как серьезное цифровое устройство. Это замечательно раскрепощает и мобильного фотографа, и его моделей. Никто не старается позировать, и снимки получаются живыми и естественными. Бесспорное преимущество мобильного телефона — возможность незаметной съемки. К обычным фотокамерам люди относятся настороженно, тогда как изящная сотовая трубка не вызывает сильных подозрений. Разумеется, настоящий мобилограф не упустит шанса сделать эффектное фото в шпионском стиле. Удачный кадр сразу же готов к отправке друзьям при помощи службы MMS, и это еще один плюс мобильной съемки.

Mobile Art

Снимать мобильником легко и приятно. Случайные кадры отлично смотрятся на экране телефона и вполне подходят для страниц интернет-дневника. Тем не менее у мобилографии нашлось немало критиков. «Где качество снимков?» — резонно вопрошает скептически настроенная публика. Конечно, «телефонные» кадры далеки от совершенства. Миниатюрные габариты мобильников не позволяют сотовым разработчикам применять достойную оптику. Короткофокусные объективы дают перспективные искажения, да и светочувствительность матриц оставляет желать лучшего. К счастью, все это нисколько не огорчает мобильных художников. Они знают, что минусы камерофонов можно использовать во благо — для создания оригинальных кадров. На первый план выходят эмоции, настроение фото, а не профессионализм исполнения. В этом не трудно убедиться, если посетить одну из мобилографических выставок, которые то и дело проходят в больших российских городах. Участники этих необычных экспозиций — известные художники и фотографы, такие как Сергей Шутов, Андрей Бартенев, Франциско Инфантэ. Инструментом мобилографа может стать любая трубка, будь то старенькая Nokia 7650 с VGA-сенсором, или суперсовременная Sony Ericsson K800, оснащенная 3,2-мегапиксельной матрицей. Вне зависимости от исходного разрешения снимки для экспозиции печатают крупным форматом, скажем 120 х 150 см. Как вы понимаете, такая картинка будет сильно пикселизирована — изображение разобьется на множество цветных квадратиков. Похоже на мозаику, ведь при желании такое фото можно собрать из отдельных кусочков, как детский пазл.

Справедливости ради отметим, что художники работали с пикселем задолго до появления мобилографии. В свое время голландец Арно Коэнен прославился огромными мозаичными панно, где в роли плиток выступали пиксельные картинки из телевизионных заставок и компьютерных игрушек. Тем самым художник старался подчеркнуть «искусственную» природу своего творения. Впрочем, любителей мобилографии вдохновляет не только мозаика, но и французская живопись конца XIX века. А именно пуантилизм — одно из течений модного тогда неоимпрессионизма. Эту художественную концепцию разработал Жорж Сёра вместе с другом Полем Синьяком. В основе пуантилизма (point — точка по-французски) лежит необычная техника живописи точечными мазками. Смотреть на картины пуантилистов нужно издали: вблизи картина превращается в цветовое месиво. Нетрудно догадаться, что современники далеко не сразу оценили новаторскую технику. Достаточно вспомнить историю, когда художник Тео ван Риссельберге был так возмущен очередной работой Сёра, что сломал перед ней свою любимую трость. Конечно, реакция посетителей мобилографических выставок на «телефонные» шедевры намного доброжелательнее. Хотя и в том, и в другом случае картинка при ближайшем рассмотрении легко расползается на пиксели. Ну что же… Отступим несколько шагов назад — и точки сольются воедино, создавая красочное изображение. Надо сказать, что на выставках редко встречаются мобилографии в первозданном виде. Креативные мастера смело раскрашивают и дорисовывают цифровую картинку на компьютере.

Мобилография on-line

Еще раньше, чем открылись первые «мобильные» выставки, галереи телефонных снимков появились в Интернете. Уже больше двух лет существует Всемирное общество мобилографов — World Mobilography Society (WMS). У истоков создания организации стоял фотохудожник Дмитрий Резван. Не будет лишним напомнить, что именно Дмитрий в 2004 году заявил о новом направлении в искусстве — мобилографии. Штаб-квартира WMS находится в Москве, а посетить сайт основателя Общества можно по адресу www.rezvan.ru. Кстати говоря, двери WMS открыты для всех желающих. Войти в Общество совсем не трудно: нужно зарегистрироваться на сайте www.mobilography.com и отправить по электронной почте несколько снимков. Можно обходиться без e-mail, пополняя свою виртуальную галерею посредством MMS-сообщений. По сути дела, вы получаете собственный мини-сайт, который наверняка понравится вашим друзьям. Если потребуется, можно выставить различный уровень доступа к личным кадрам.

Армия поклонников мобилографии стремительно растет, и эстафету WMS подхватывают другие интернет-проекты. Например, портал «Digital Photo. Мобильная фотография», доступный по адресу www.mobile-photo.ru. Это еще один веб-ресурс для тех, кто умеет выражать свои чувства при помощи камерофона. Весомый вклад в развитие мобилографии вносят и сотовые компании. Чего стоит хотя бы прекрасная акция «Портрет Победы», посвященная празднику 9 мая! Оператор «Билайн» предложил москвичам сделать мобилографии ветеранов и прислать их при помощи MMS на сайт www.beephoto.ru. Лучшие работы вошли в 20-секундное слайд-шоу, которое транслировалось на столичных билл-бордах.

Практика

Вы приобрели новенький камерофон и хотите, чтобы он радовал вас добротными кадрами? Несколько практических советов точно не помешают. Для начала загляните в настройки фотокамеры. Как правило, установки «по умолчанию» обеспечивают среднее качество мобилографии. Причины в общем-то понятны: так изображение быстрее сохраняется в памяти и имеет меньший объем. Чтобы добиться оптимального результата, мы укажем в настройках «наилучшее качество», или минимальный уровень компрессии. Естественно, размер Jpeg-файла возрастет, но зато вам удастся избежать неприятных артефактов сжатия. Кроме того, в настройках можно установить необходимый баланс белого. «Cолнечно», «облачно», «лампа накаливания» — эти режимы пригодятся для правильной цветопередачи в самых разных ситуациях. Впрочем, большинство современных моделей прилично работает и в основном режиме «авто».

Цифровой зум, реализованный во многих камерофонах, не принесет ощутимой пользы мобилографу. В этом случае эффект увеличения достигается за счет программной обработки изображения, без перемещения линз внутри объектива. Нужное кадрирование гораздо лучше выполнит графический редактор на компьютере. К тому же, ПК-приложения смогут решить и другую задачу: удаление артефактов, затемнений в углах изображения и цифровых шумов. Графическому редактору вполне по силам улучшить цветопередачу снимка, резкость и контрастность. Для подобной работы нам понадобится Adobe Photoshop, или маленькая простая утилита вроде Mobile Photo Enhancer, — так можно сэкономить драгоценное время при обработке большой коллекции мобилографий.

Некоторые мобильники располагают вспышкой, но реализация данной функции не слишком впечатляет. Расстояние, на которое «бьет» вспышка, может составлять 1,5 м, а уже при дистанции 90 см кадры пересвечиваются. Таким образом, имеет смысл активировать вспышку лишь тогда, когда возникает реальная необходимость. Чаще всего достаточно улучшить освещение в комнате и подойти поближе к объекту вашей фотосессии. Старайтесь, чтобы световые лучи не попадали прямо в объектив камерофона.

Пару слов о мобильной съемке в сумерках. Не забывайте, что при плохом освещении сотовым трубкам приходится увеличивать выдержку, и риск смазать фото заметно растет. Поэтому следует навести объектив и плавно спустить затвор, а затем остаться неподвижным 1,5-2 секунды. За это время камерофон успеет завершить сканирование данных сенсорной матрицы. В итоге, ваша ночная мобилография не будет сильно «размазанной». Еще лучше опереть камерафон на что-нибудь массивное и неподвижное.

Съемка динамичных объектов, как правило, является проблемой для телефонов. Чтобы кадр не получился размытым, попробуйте уловить паузу в движении, тогда и фотографируйте. Когда вы наводите камерофон на один объект, а затем передвигаете в сторону другого, стоит подождать несколько секунд, чтобы аппарат успел правильно выставить настройки экспозиции. Трубка «привыкнет» к новому освещению, картинка стабилизируется, и вы плавно нажмете на клавишу затвора.

Эти простые правила помогут сделать качественный снимок. Но помните: в мобилографии законов не существует, все зависит только от вашей фантазии. Не бойтесь экспериментировать! К примеру, совершенно фантастические кадры можно получить, смещая камерофон при съемке в горизонтальной или вертикальной плоскости. Делайте портреты с разной дистанции, меняйте угол наклона — результаты вас удивят. А когда ваш фотоальбом украсит очередной шедевр, не забудьте поделиться мобилографией с хорошими людьми!

Комментарии

Санька
30.07.2008
0
Я вот делаю фотографии на мобильном телефоне....
Всё же да удобно и легко... Но не всегда получаетсо как хочешь...

Похожие статьи

Новая камера OM-D E-M1X разработана с учетом требований профессиональных фотографов и обеспечивает повышенную надежность и производительность
24 января 2019
Новости

Новая камера OM-D E-M1X разработана с учетом требований профессиональных фотографов и обеспечивает повышенную надежность и производительность

Компания Olympus представляет новейшую камеру OM-D E-M1X: новая камера разработана с учетом требований профессиональных фотографов повышенной надежности, скорости, точности и качества изображений. E-M1X продолжает следовать концепции компании и обеспечивает самую легкую и компактную систему в своем классе. Новейший продукт в линейке Olympus OM-D подчеркивает все преимущества формата Микро 4/3: камера оснащена ведущими технологиями обработки изображений и прочным корпусом со встроенным вертикальным хватом – для максимальной надежности и производительности в любых условиях.

Технология 3LCD более адекватна задачам и условиям школьного обучения: научно доказано
25 июня 2013
Новости

Технология 3LCD более адекватна задачам и условиям школьного обучения: научно доказано

НИИ Медицины Труда РАМН опубликовал работу под названием «Исследование влияния зрительной нагрузки при использовании проекционного оборудования 3LCD и DLP на состояние зрительной сенсорной системы и психофизиологические показатели учащихся». Целью данного исследования стало выявление наиболее приемлемой проекционной технологии для использования в школах.

Сначала - на Винзавод, на фотосеминар EPSON, а потом - «Удивляй и удивляйся»
9 сентября 2012
Новости

Сначала - на Винзавод, на фотосеминар EPSON, а потом - «Удивляй и удивляйся»

5 сентября 2012 Школа визуальных искусств совместно с компанией EPSON проводит консультацию и семинар для любителей фотографии, потенциальных участников конкурса, в ходе которой будут даны подробные разъяснения по каждому этапу и требованиям, предъявляемым к работам, а также представлена классификация фотоконкурсов и зачем современному фотографу в них участвовать. Приглашаем всех на бесплатный семинар от Фотоконкурса Epson и Школы визуальных искусств.

Ritmix выпустил три модели наушников с плоским проводом
26 февраля 2014
Новости

Ritmix выпустил три модели наушников с плоским проводом

На днях корейский бренд Ritmix добавил в свой каталог три новых модели наушников с плоским проводом: RH-181, RH-183 и RH-185. Яркие, сочные цвета, отличные акустические характеристики, а главное, «незапутывающийся» кабель обещают сделать эти новинки настоящими хитами.

World Press Photo 2011
31 марта 2013
Обзоры

World Press Photo 2011

«Полное разочарование», «утрата сочувствия», а то и просто «апокалипсис» — так многие эксперты (кураторы, критики, сами фотожурналисты) комментируют результаты нынешнего World Press Photo.

Все краски домашних развлечений
25 декабря 2006
Новости

Все краски домашних развлечений

ЖКтелевизоры относятся к наиболее перспективным источникам видео-отображения. В Европе уже около года ЖК-телевизоров продается больше, чем кинескопных — лидеров продаж последнего времени. В нашей стране наблюдается та же тенденция: аналитики прочат им в ближайшее время половину общего рынка с последующим превышением этой доли.

Тест наушников Sennheiser HD 650
18 января 2013
Тесты

Тест наушников Sennheiser HD 650

Наушники Sennheiser HD 650 являют собой качественный «апдейт» высококлассной модели Sennheiser HD-600, которая, в своё время, стала таким же «апдейтом» для наушников Sennheiser HD-580. У этих трёх моделей есть немало общих особенностей. Прежде всего, каждая из них в течение определённого периода занимала позицию флагмана в линейке наушников от Sennheser. Ещё один интересный момент, роднящий упомянутые модели состоит в том, что построены они на основе одних и тех же динамиков, и, по сути, различаются между собой лишь кабелем, слегка изменённым дизайном, и переработанным акустическим оформлением.

Внутриканальные наушники Ambient Acoustics AM5 LAM: услышь свою индивидуальность!
3 июля 2017
Обзоры

Внутриканальные наушники Ambient Acoustics AM5 LAM: услышь свою индивидуальность!

Когда я был чуть моложе, и деревья были чуть зеленее, и девочки чуть стройнее… Еще в те стародавние времена эти хлопцы занимались тем, что мы сейчас называем мониторами на базе арматурных излучателей. Опыт у них ОГО-ГО-ГО! А около семи лет назад киевский бренд Ambient Acoustics поставил на поток производство профессиональных мониторов по индивидуальному слепку уха. Мне и раньше доводилось слушать некоторые модели этого бренда: АМ2, АМ4 и АМ6. Мимолетное знакомство оставило в памяти массу эмоций! И вот спустя несколько лет я решил повторить удовольствие и заказал в лаборатории Ambient Acoustics для себя любимого кастомную версию модели AM5 LAM. И ни капли об этом не жалею!

Ночь — не помеха для видеосъемки с телезумом на камеру Panasonic FZ1000
1 января 2015
Видео

Ночь — не помеха для видеосъемки с телезумом на камеру Panasonic FZ1000

Даже при видеосъемке ночью интенсивное зуммирование не мешает камере быстро подстраивать фокус. В этих условиях ещё важнее становится эффективная работа системы стабилизации, и камера её демонстрирует.

Интервью с главой фотоподразделения Panasonic Йосукэ Ямане (Yosuke Yamane)
4 октября 2018
Новости

Интервью с главой фотоподразделения Panasonic Йосукэ Ямане (Yosuke Yamane)

Портал Les Numériques провёл интервью с главой фотоподразделения Panasonic Йосукэ Ямане (Yosuke Yamane). В ходе получасовой беседы были обсуждены различные темы, начиная от развития партнерских отношений с Sigma и Leica до использования искусственного интеллекта и влияния смартфонов на будущее формата Micro 4/3.