Славянская площадь Рождественский бульвар Яузский бульвар При встрече с этой очаровательной женщиной нетрудно угадать в ней художника. Впрочем, это подтверждено и ее дипломом об окончании факультета книжной графики Московского полиграфического института. Но предположить, что она фотохудожник, значительно труднее. Для многих и многих эта профессия (впрочем, до последних лет) считалась сугубо мужской. Попробуйте потаскать на себе многокилограммовую аппаратуру, взобраться на верхнюю точку съемки, уговорить и убедить всех и вся в необходимой с их стороны помощи фотографу в его профессиональной деятельности. А для решения всех этих проблем нет ни пробивной силы, ни бойцовских качеств эмансипированной дамы, а лишь очаровательная улыбка и предельная корректность Кати Голицыной.
В наши дни бытует мнение, и на первый взгляд справедливое, что фотография становится все более женской профессией. Объясняют это количественным господством «мыльниц», необходимостью лишь в нужный момент нажать на кнопку, а остальное сделают в платной лаборатории. К творчеству настоящего фотохудожника это не имеет отношения. Оно остается, и, видимо, навсегда, вне признаков пола, оценивается исключительно мерой таланта. Именно эта мера, бесспорно, высока, и она заставляет зрителя внимательно и с нескрываемым интересом рассматривать работы Кати Голицыной, представленные на стендах самых престижных отечественных и международных выставок, на страницах иллюстрированных изданий, в личных архивах российских и зарубежных коллекционеров.
Одна из первых серий, созданных «фотографиней», была посвящена старой Москве и многих приятно удивила своей необычностью. Снимки, опрокинутые в прошлое, демонстрировали сегодняшний взгляд автора, а отнюдь не пытались копировать произведения ее коллег вековой давности. Глядя на них, можно не только получить объемную информацию и мысленно поблагодарить их создателя, но и удивиться высочайшему мастерству позитивного процесса, безукоризненному качеству снимков, достигнутому упорным трудом.
Бутырский вал, Замоскворечье, Таганка, Яузские ворота, Пашков дом, возрожденный Храм Христа... Как много говорят эти имена коренным москвичам, которые с любовью и симпатией называют родные места «кривоулочками». Влюбленные в них художники и фотохудожники работают как бы в одной манере. Пожалуй, именно эта тема в самой большой степени сближает в произведениях талантливых москвичей живопись и фотографию. Одно из доказательств тому, по словам Кати Голицыной, — живописные полотна художника Владимира Брайнина с его «мягкими углами» старых московских домов, в отличие от геометрических «параллелей и меридианов» Питера.
...Она начала ходить по старой Москве еще в детские годы. В студенческую пору создала диплом, посвященный Москве Гиляровского. И в наши дни в прогулках по московским улицам ее, фотохудожника, впечатляют игра света в окнах, старые постройки, соседствующие с новыми зданиями, интересными своей пластикой, но «не вызывающими особых переживаний».
В одном из домов на Пречистенке много лет назад работала Катина мама, и этот дом был домом Катиного детства. Ее бабушка Карина Филипповна была автором стихотворных строк в альбоме «Стою на семи холмах...»:
Старушек милых — милые черты...
В Москве никто не разводил мосты,
В ней от уюта некуда деться —
Кривоколенный, Скатертный и детство...
В тех случаях, говорит автор талантливых снимков, когда Москва нетронута, не перестроена, а обновлена — это берет за сердце. Потомки, вероятно, посмотрят на нынешние новостройки, как наше поколение смотрит на послевоенные высотки. Но так важно, чтобы архитекторы и строители бережно отнеслись к старой Москве. Фотографии Кати Голицыной как бы в полный голос взывают к этому и помогают многим москвичам ратовать за сохранение лучших архитектурных произведений прошлого.
Снимки, представленные на этих страницах, не исчерпывают творческий диапазон фотохудожника. Объектом съемок талантливого автора стали автомашины «в полный рост» или фрагментарно. Но это не сегодняшний шестисотый «мерседес» и ему подобные, а серия, получившая название «Портреты старых автомобилей». Авторский почерк узнаваем с первого взгляда: фотографика, фактурность, безукоризненное светотеневое решение, ручная ретушь. «Опели» и «Паккарды», «ЗИСы», как живые... В той же манере и на том же уровне мастерства — проекты, получившие названия «Портрет саксофона», «Ткань и плоть», «Ориентальное интермеццо», «Китайский натюрморт» и многие другие. И чуть ли не каждая новая серия в итоге — победы на конкурсах, поощрительные гранты, экспозиции в галереях. Диапазон поисков становится все шире — тут и «Портрет поэта», и «Верблюды», и «Портреты рыб». Совместно с итало-русским поэтом Эвелиной Шац она сумела создать необычную по своей концепции рукотворную «Книгу пустыни».
Итак, участие более чем в тридцати групповых и персональных выставках в самых престижных залах Москвы и многих других городах России и зарубежья, множество работ, отмеченных призами и дипломами. А впереди — еще и еще, ибо рождение новых идей для Кати Голицыной столь же органично, как и превосходное претворение их в жизнь.
Андронников монастырь
Комментарии