Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП) не хватало для того, чтобы вместить всю сцену? Особенно часто с этим могли сталкиваться пейзажные фотографы, которые работали с широкоугольными объективами и «тяжелым» передним планом, на котором объекты располагаются очень близко к камере. И вроде бы диафрагма уже закрыта до f/22, а ГРИП все равно не хватает. А любителям снимать макро еще веселее - у них даже на f/32 ГРИП всего пара миллиметров. Вместить всю сцену целиком вам поможет техника стекинга, или, как ее часто называют, брекетинг по экспозиции или съемка со сдвигом фокуса.

Текст и фото: Антон Агарков

 

 

Старт и финиш

 

Для начала давайте пройдемся по теории. Какие параметры влияют на ГРИП? Диафрагма? Да, но не только. Я даже больше скажу - она влияет не так уж и сильно. Гораздо сильнее влияют на ГРИП фокусное расстояние (чем оно больше, тем ГРИП меньше) и дистанция до объекта фокусировки. Именно этот параметр и вносит основной вклад в сужение ГРИП. Минимальная дистанция фокусировки объектива  AF-S Nikkor 14-24 составляет 27 см. И это не сантиметры до передней линзы, а до матрицы, то есть объекты переднего плана будут лезть вам практически в объектив. Так вот, при такой минимальной дистанции фокусировки ГРИП будет составлять около 10-15 сантиметров. Не густо, особенно если нам хочется снять далекие горы и крупные цветы на переднем плане.

Кстати, тут стоит вспомнить и про гиперфокальное расстояние - такое расстояние, при котором в фокусе будет вся сцена от переднего плана до бесконечности. Это все круто, но если вы хотите сделать кадр с очень крупными объектами на переднем плане, для которых вам потребуется поднести объектив очень близко к ним, вам придется фокусироваться ближе, чем на гиперфокус, и дальний план просто выпадет из зоны резкости. Так что часто съемка со стекингом станет единственной возможностью получить нужную вам глубину резкости в кадре.

Что нужно,  для съемки со стекингом. Для начала знать, что вы снимаете и нужно ли вам вообще использовать эту технологию. Выставьте свой кадр, сделайте пробный снимок и посмотрите, что получилось. Не исключено, что ваш передний план находится не так уж и близко к камере, и вы можете сфокусироваться на нем и попасть в гиперфокальное расстояние. Сделали кадр? Передний план в фокусе, дальний тоже? Вот и отлично, не нужно терять время на стекинг, можно пойти снять что-то еще.

Но если вам все-таки нужно сфокусироваться на чем-то очень близком, то без стекинга не обойтись. Для начала поставим камеру на штатив. Все кадры будущей склейки должны быть сняты с одной и той же точки с минимальным изменением позиции камеры, а лучше вообще без него. Дальше вам надо сфокусироваться на самом ближайшем видимом объекте. Да-да, не на сюжетно важном, а именно на видимом. Ведь если в абсолютно четком кадре что-то выпадет из зоны фокуса, это будет выглядеть неопрятно.

Сфокусировались? Теперь разберемся со съемочными параметрами. Я рекомендую снимать кадры для стекинга на диафрагмах от 11 до 16 и не закрываться плотнее, ведь чем сильнее закрыта диафрагма, тем сильнее проявляется дифракция оптики, которая негативно сказывается на качестве фотографии. Теперь надо отключить автофокус и заблокировать замер экспозиции. И очень желательно поставить на камеру спусковой тросик, чтобы лишний раз ее не трогать и не сдвигать с места. Дальше делаете кадр, немного сдвигаете фокус в сторону бесконечности и делаете еще один кадр. Насколько «немного» нужно сдвигать фокус? На 1-2 градуса. Причем чем более длиннофокусный объектив, тем на меньшее расстояние надо перефокусироваться. Это связано с тем, что на длинном фокусе зона ГРИП будет очень малой, а для эффективной и качественной склейки нам надо, чтобы зоны ГРИП в кадрах перекрывались, причем, по возможности, сильно.

Обычно для покрытия всей сцены при съемке на объектив 14-24 мм хватает 6-8 кадров. Неплохо, не так много мороки, можно отснять все вручную. Но при съемке на телеобъектив их может понадобиться больше 20. Уже не так просто. К счастью, в Nikon D850 появилась функция съемки со сдвигом экспозиции. Устанавливаете количество кадров и шаг между ними, говорите камере начать съемку и смотрите, как она отсчитывает оставшиеся до завершения серии кадры на вспомогательном дисплее. Камера остановится, либо сняв всю серию, либо дойдя до бесконечности.

 

Nikon D850, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR,

нейтрально-серый фильтр на 64 единицы f/16, 3 sec, ISO 64

Серия кадров, загруженная в AdobeBridge, а также первый и последний кадры серии. Посмотрите, насколько сильно различается зона резкости на этих фотографиях. На первой в фокус попали только льдинки на переднем плане, но лес ушел в зону размытия. На второй - наоборот

Важно помнить, что для работы функции съемки с автоматическим сдвигом экспозиции автофокус должен быть включен на камере и объективе, а камера должна быть переведена в режим одиночной или серийной съемки. Если у вас установлен режим отложенной съемки, камера не даст вам включить съемку со стекингом.

Итак, у вас есть серия кадров, что теперь с ними делать.

Для начала загрузим все кадры в Lightroomили Adobe Camera RAW. Я покажу весь процесс обработке на примере последнего. Впрочем, движки у этих программ одинаковые, так что вы можете использовать эту технологию и для работы в Lightroom. Открываем все кадры серии и ACR, выделяем их все и обрабатываем по своему вкусу. Нам очень важно, чтобы все кадры серии были совершенно одинаковыми с точки зрения обработки.

 

Серия фотографий, загруженная в AdobeCamera RAW 

 

Дальше сохраняем изменения, выбираем все кадры в AdobeBridge, идем в меню Tools, Photoshop, LoadfilesintoPhotoshoplayersи ждем, пока программа загрузит все выбранные снимки как слои одного файла.

Дальше нам нужно побороть так называемый эффект focusbreathing. Это негативный эффект при котором кадры при смене фокусировки незначительно меняют свое фокусное расстояние. Этот эффект сильнее всего проявляется на широкоугольных зумах, так что при съемке держите в памяти, что вам придется пожертвовать частью информации по краям кадра.

Давайте от этого эффекта избавляться. Для этого нам надо выделить все слои, выбрать пункт меню Edit и Auto-Align. Настройки выравнивания - на автомате. Если мы сняли все кадры с одной точки вообще без сдвига, то Photoshopбез проблем справится с focusbreathing, и мы сможем перейти к следующему шагу. Но что делать, если камера сдвинулась слишком сильно? В этом случае можно попробовать выбросить один из кадров, где отклонение от нормы максимально. Но если вы подвинули камеру слишком сильно, то впереди вас ждет тяжелая ручная подгонка и сшивка в стекинг, которая будет индивидуальной для каждого кадра и разбирать ее здесь мы не будем.

 

Автоматическое выравнивание фотографий для устранения эффекта Focus breathing

 

Все фотографии выровнены. Теперь надо выделить все слои, сделать их копии и объединить все эти копии в отдельную группу и сразу же сделать ее невидимой. Зачем? Скоро поймете.

После этого надо выбрать все слои стека, пойти в пункт меню Edit, Auto-BlendLayersи в открывшемся окне выбрать Stackimages, поставить галочку на Seamlesstonesandcolorsи снять ее с пункта Contentawarefilltransparentareasи нажать OK. Программа немного подумает и выдаст вам сшитый кадр с резкостью по всему полю (естественно, если на этапе съемки вы все сделали правильно, и у вас есть четкие части по всему полю кадра на всех ваших исходных фотографиях).

 

Автоматическое сшивание всех слоев в один с максимальной глубиной резкости

 

А теперь давайте поговорим о том, зачем нам нужны копии всех слоев. Дело в том, что если в кадре есть движущиеся объекты, Photoshopне сможет их корректно отработать, и наплодит в итоговом кадре кучу артефактов. Именно от них мы и будем избавляться при помощи копий наших слоев. В моем случае в кадре у нас двигалась вода. Я использовал нейтрально-серый фильтр, чтобы придать воде мягкости, и отчасти это упростит нашу задачу. А поработать будет с чем. Photoshop запутался в бликах и вставил в текущую воду куски из других кадров. Чтобы это исправить, мы открываем наши копии слоев и начинаем смотреть, где же та часть кадра, которую нам надо вставить в исходный файл. Дальше добавляем к этому слою черную маску и аккуратно белой кистью с непрозрачностью 100% прорисовываем по ней те части, которые мы хотим оставить на будущем кадре нетронутыми. И так постепенно с разных слоев мы восстанавливаем испорченные части кадра с оригинальных изображений.

 

Красным обозначены дефекты склейки на движущихся объектах и их устранение при помощи копий слоев. 

Теперь получившийся пирог слоев можно свести, доработать по вкусу и опубликовать на радость зрителям

 

Финальное изображение, лишенное дефектов склейки и его вариант после окончательной цветокоррекции

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Галерея Рены Эффенди — история и место диктуют цветовую гамму
3 апреля 2013
Обзоры

Галерея Рены Эффенди — история и место диктуют цветовую гамму

Рена Эффенди — одна из самых перспективных молодых фотографов мира, обладательница многочисленных премий и наград, в том числе Фонда документальной фотографии Fifty Crows, Фонда принца Клауса и Фонда «Магнум». В феврале Рена Эффенди вошла в список финалистов конкурса Sony World Photography Awards 2012.

DALI в России
28 декабря 2016
Новости

DALI в России

Компания Alef Hi-Fi, входящая в ГК DIGIS, объявляет, что с декабря 2016 года на территории России, Белоруссии и Казахстана она является эксклюзивным дистрибьютором DALI — известного датского акустического бренда. DALI была создана в 1983 году и в настоящее время является признанным авторитетом в области домашней hi-fi акустики.

Тест фоторюкзака Lowepro Photo Hatchback 22L AW
31 мая 2013
Тесты

Тест фоторюкзака Lowepro Photo Hatchback 22L AW

Лет тридцать назад, увидев человека с большой прямоугольной кожаной сумкой на ремне, я мог смело подойти, познакомиться, поговорить о наших общих интересах. Потому что знал с уверенностью, что обладатель кожаного кофра – мой коллега, фотограф.

Sony Cyber-Shot RX100 VI – профессиональная функциональность в компактном корпусе.
13 июня 2018
Новости

Sony Cyber-Shot RX100 VI – профессиональная функциональность в компактном корпусе.

Компания Sony выпустила новую флагманскую модель своей популярной серии компактных камер Cyber-shot RX100 – RX100 VI (DSC-RX100M6). Новая камера является дальнейшим развитием RX100 V и задаёт новый уровень эффективности среди компактных камер, благодаря сочетанию высококачественной оптики, быстрой фокусировки, высокой скорости непрерывной съёмки и улучшенным возможностям видеозаписи.

LCD-телевизоры ROLSEN
30 августа 2005
Новости

LCD-телевизоры ROLSEN

ROLSEN RL-15X11 ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: модель 15-дюймового жидкокристаллического телевизора выполнена в традиционном серебристом оформлении. Акустические системы встроены по обеим сторонам под защитной сеткой, а миниатюрные кнопки ручного управления расположены на фронтальной панели. ТВ поддерживает стандарты вещания PAL/SECAM/NTSC и оснащен стереодекодером NICAM.

Телевизоры Bravia серии NX720: отличное качество изображения в формате Full HD 3D
27 апреля 2012
Новости

Телевизоры Bravia серии NX720: отличное качество изображения в формате Full HD 3D

Реалистичное и красочное изображение в формате Full HD 3D. Уникальный дизайн Monolithic Design. Bravia Internet Video — коллекция лучшего контента ведущих мировых и российских ТВ каналов, а также популярные социальные сети онлайн. Технология Motionflow XR 200 обеспечивает четкую передачу быстродвижущихся объектов. А еще прямо с телевизора можно бесплатно звонить с помощью Skype и функции TrackID.

Зарядись и слушай! Беспроводные аудиосистемы Panasonic SC-NA30 и SC-NA10 воспроизводят музыку до 20 часов и все время заряжают смартфон
5 февраля 2014
Новости

Зарядись и слушай! Беспроводные аудиосистемы Panasonic SC-NA30 и SC-NA10 воспроизводят музыку до 20 часов и все время заряжают смартфон

Компания Panasonic представляет линейку компактных беспроводных аудиосистем, отличающихся длительным временем воспроизведения SC-NA30 и SC-NA10. Благодаря длительному времени работы, отличному качеству звука, широким сетевым возможностям и изящному дизайну, эти портативные аудиосистемы займут важное место в вашей жизни.

Где тонко, там и близко: компактная камера Canon PowerShot SX700 HS с 30-кратным зумом - самая тонкая за всю историю
13 февраля 2014
Новости

Где тонко, там и близко: компактная камера Canon PowerShot SX700 HS с 30-кратным зумом - самая тонкая за всю историю

Canon представляет PowerShot SX700 HS — самую тонкую за всю историю цифровую камеру с 30-кратным зумом, которая станет идеальным спутником в ваших приключениях. PowerShot SX700 HS сочетает ведущие в отрасли достижения Canon в области разработки зум-объективов и тонких корпусов камер и способна сохранить особые моменты вашей жизни в том качестве, которого они заслуживают. Она позволяет создавать четкие качественные фотографии и яркие видеоролики в формате Full HD (60p), а творческие режимы съемки сделают ваши кадры уникальными. Встроенный модуль Wi-Fi и поддержка NFC позволят вам легко делиться своими приключениями.

Стали известны цены на беззеркальные фотокамеры и объективы Nikon серии Z
17 сентября 2018
Новости

Стали известны цены на беззеркальные фотокамеры и объективы Nikon серии Z

27 сентября 2018 года стартуют продажи цифровой беззеркальной камеры Nikon Z 7, а также двух объективов NIKKOR серии Z с байонетом большего диаметра: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S и NIKKOR Z 35mm f/1.8 S. Позже в этом году в продаже появятся камера Z 6 и объектив NIKKOR Z 50mm f/1.8 S. У фотографов также будет возможность использовать объективы NIKKOR с байонетом F через переходник FTZ.

Panasonic готовит анонс камер GX9 и TZ200
12 февраля 2018
Новости

Panasonic готовит анонс камер GX9 и TZ200

В ближайшее время Panasonic может анонсировать две новых камеры: беззеркальную Lumix DC-GX 9 и компактную Lumix DC-TZ 200. Первые изображения камер уже появились в открытом доступе.