Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП) не хватало для того, чтобы вместить всю сцену? Особенно часто с этим могли сталкиваться пейзажные фотографы, которые работали с широкоугольными объективами и «тяжелым» передним планом, на котором объекты располагаются очень близко к камере. И вроде бы диафрагма уже закрыта до f/22, а ГРИП все равно не хватает. А любителям снимать макро еще веселее - у них даже на f/32 ГРИП всего пара миллиметров. Вместить всю сцену целиком вам поможет техника стекинга, или, как ее часто называют, брекетинг по экспозиции или съемка со сдвигом фокуса.

Текст и фото: Антон Агарков

 

 

Старт и финиш

 

Для начала давайте пройдемся по теории. Какие параметры влияют на ГРИП? Диафрагма? Да, но не только. Я даже больше скажу - она влияет не так уж и сильно. Гораздо сильнее влияют на ГРИП фокусное расстояние (чем оно больше, тем ГРИП меньше) и дистанция до объекта фокусировки. Именно этот параметр и вносит основной вклад в сужение ГРИП. Минимальная дистанция фокусировки объектива  AF-S Nikkor 14-24 составляет 27 см. И это не сантиметры до передней линзы, а до матрицы, то есть объекты переднего плана будут лезть вам практически в объектив. Так вот, при такой минимальной дистанции фокусировки ГРИП будет составлять около 10-15 сантиметров. Не густо, особенно если нам хочется снять далекие горы и крупные цветы на переднем плане.

Кстати, тут стоит вспомнить и про гиперфокальное расстояние - такое расстояние, при котором в фокусе будет вся сцена от переднего плана до бесконечности. Это все круто, но если вы хотите сделать кадр с очень крупными объектами на переднем плане, для которых вам потребуется поднести объектив очень близко к ним, вам придется фокусироваться ближе, чем на гиперфокус, и дальний план просто выпадет из зоны резкости. Так что часто съемка со стекингом станет единственной возможностью получить нужную вам глубину резкости в кадре.

Что нужно,  для съемки со стекингом. Для начала знать, что вы снимаете и нужно ли вам вообще использовать эту технологию. Выставьте свой кадр, сделайте пробный снимок и посмотрите, что получилось. Не исключено, что ваш передний план находится не так уж и близко к камере, и вы можете сфокусироваться на нем и попасть в гиперфокальное расстояние. Сделали кадр? Передний план в фокусе, дальний тоже? Вот и отлично, не нужно терять время на стекинг, можно пойти снять что-то еще.

Но если вам все-таки нужно сфокусироваться на чем-то очень близком, то без стекинга не обойтись. Для начала поставим камеру на штатив. Все кадры будущей склейки должны быть сняты с одной и той же точки с минимальным изменением позиции камеры, а лучше вообще без него. Дальше вам надо сфокусироваться на самом ближайшем видимом объекте. Да-да, не на сюжетно важном, а именно на видимом. Ведь если в абсолютно четком кадре что-то выпадет из зоны фокуса, это будет выглядеть неопрятно.

Сфокусировались? Теперь разберемся со съемочными параметрами. Я рекомендую снимать кадры для стекинга на диафрагмах от 11 до 16 и не закрываться плотнее, ведь чем сильнее закрыта диафрагма, тем сильнее проявляется дифракция оптики, которая негативно сказывается на качестве фотографии. Теперь надо отключить автофокус и заблокировать замер экспозиции. И очень желательно поставить на камеру спусковой тросик, чтобы лишний раз ее не трогать и не сдвигать с места. Дальше делаете кадр, немного сдвигаете фокус в сторону бесконечности и делаете еще один кадр. Насколько «немного» нужно сдвигать фокус? На 1-2 градуса. Причем чем более длиннофокусный объектив, тем на меньшее расстояние надо перефокусироваться. Это связано с тем, что на длинном фокусе зона ГРИП будет очень малой, а для эффективной и качественной склейки нам надо, чтобы зоны ГРИП в кадрах перекрывались, причем, по возможности, сильно.

Обычно для покрытия всей сцены при съемке на объектив 14-24 мм хватает 6-8 кадров. Неплохо, не так много мороки, можно отснять все вручную. Но при съемке на телеобъектив их может понадобиться больше 20. Уже не так просто. К счастью, в Nikon D850 появилась функция съемки со сдвигом экспозиции. Устанавливаете количество кадров и шаг между ними, говорите камере начать съемку и смотрите, как она отсчитывает оставшиеся до завершения серии кадры на вспомогательном дисплее. Камера остановится, либо сняв всю серию, либо дойдя до бесконечности.

 

Nikon D850, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR,

нейтрально-серый фильтр на 64 единицы f/16, 3 sec, ISO 64

Серия кадров, загруженная в AdobeBridge, а также первый и последний кадры серии. Посмотрите, насколько сильно различается зона резкости на этих фотографиях. На первой в фокус попали только льдинки на переднем плане, но лес ушел в зону размытия. На второй - наоборот

Важно помнить, что для работы функции съемки с автоматическим сдвигом экспозиции автофокус должен быть включен на камере и объективе, а камера должна быть переведена в режим одиночной или серийной съемки. Если у вас установлен режим отложенной съемки, камера не даст вам включить съемку со стекингом.

Итак, у вас есть серия кадров, что теперь с ними делать.

Для начала загрузим все кадры в Lightroomили Adobe Camera RAW. Я покажу весь процесс обработке на примере последнего. Впрочем, движки у этих программ одинаковые, так что вы можете использовать эту технологию и для работы в Lightroom. Открываем все кадры серии и ACR, выделяем их все и обрабатываем по своему вкусу. Нам очень важно, чтобы все кадры серии были совершенно одинаковыми с точки зрения обработки.

 

Серия фотографий, загруженная в AdobeCamera RAW 

 

Дальше сохраняем изменения, выбираем все кадры в AdobeBridge, идем в меню Tools, Photoshop, LoadfilesintoPhotoshoplayersи ждем, пока программа загрузит все выбранные снимки как слои одного файла.

Дальше нам нужно побороть так называемый эффект focusbreathing. Это негативный эффект при котором кадры при смене фокусировки незначительно меняют свое фокусное расстояние. Этот эффект сильнее всего проявляется на широкоугольных зумах, так что при съемке держите в памяти, что вам придется пожертвовать частью информации по краям кадра.

Давайте от этого эффекта избавляться. Для этого нам надо выделить все слои, выбрать пункт меню Edit и Auto-Align. Настройки выравнивания - на автомате. Если мы сняли все кадры с одной точки вообще без сдвига, то Photoshopбез проблем справится с focusbreathing, и мы сможем перейти к следующему шагу. Но что делать, если камера сдвинулась слишком сильно? В этом случае можно попробовать выбросить один из кадров, где отклонение от нормы максимально. Но если вы подвинули камеру слишком сильно, то впереди вас ждет тяжелая ручная подгонка и сшивка в стекинг, которая будет индивидуальной для каждого кадра и разбирать ее здесь мы не будем.

 

Автоматическое выравнивание фотографий для устранения эффекта Focus breathing

 

Все фотографии выровнены. Теперь надо выделить все слои, сделать их копии и объединить все эти копии в отдельную группу и сразу же сделать ее невидимой. Зачем? Скоро поймете.

После этого надо выбрать все слои стека, пойти в пункт меню Edit, Auto-BlendLayersи в открывшемся окне выбрать Stackimages, поставить галочку на Seamlesstonesandcolorsи снять ее с пункта Contentawarefilltransparentareasи нажать OK. Программа немного подумает и выдаст вам сшитый кадр с резкостью по всему полю (естественно, если на этапе съемки вы все сделали правильно, и у вас есть четкие части по всему полю кадра на всех ваших исходных фотографиях).

 

Автоматическое сшивание всех слоев в один с максимальной глубиной резкости

 

А теперь давайте поговорим о том, зачем нам нужны копии всех слоев. Дело в том, что если в кадре есть движущиеся объекты, Photoshopне сможет их корректно отработать, и наплодит в итоговом кадре кучу артефактов. Именно от них мы и будем избавляться при помощи копий наших слоев. В моем случае в кадре у нас двигалась вода. Я использовал нейтрально-серый фильтр, чтобы придать воде мягкости, и отчасти это упростит нашу задачу. А поработать будет с чем. Photoshop запутался в бликах и вставил в текущую воду куски из других кадров. Чтобы это исправить, мы открываем наши копии слоев и начинаем смотреть, где же та часть кадра, которую нам надо вставить в исходный файл. Дальше добавляем к этому слою черную маску и аккуратно белой кистью с непрозрачностью 100% прорисовываем по ней те части, которые мы хотим оставить на будущем кадре нетронутыми. И так постепенно с разных слоев мы восстанавливаем испорченные части кадра с оригинальных изображений.

 

Красным обозначены дефекты склейки на движущихся объектах и их устранение при помощи копий слоев. 

Теперь получившийся пирог слоев можно свести, доработать по вкусу и опубликовать на радость зрителям

 

Финальное изображение, лишенное дефектов склейки и его вариант после окончательной цветокоррекции

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Внутриканальные наушники Unique Melody Merlin: когда их слушаешь, закрываешь глаза и появляется Мерлин Монро…
2 марта 2015
Обзоры

Внутриканальные наушники Unique Melody Merlin: когда их слушаешь, закрываешь глаза и появляется Мерлин Монро…

В приметы верите? А зря. Как ушки очереди назовешь, так они и заиграют… Сегодня продолжаем знакомство с брендом Unique Melody. На моей голове уже легендарная модель UM Merlin. Ничего не всколыхнуло? Блондинка вся в белом, с платьем на ветру… Так вот, про ушки: моделька построена на базе одного динамического излучателя — для воспроизведения баса, и двух арматурных излучателей — для средних и высоких частот. Наушники исполняются исключительно в кастомном корпусе и по индивидуальному слепку вашего уха. Мне довелось послушать это чудо в виде сэмплов, предназначенных для первого знакомства.

LG представит на IFA 2014 одну из самых больших коллекций инновационных решений
5 сентября 2014
Новости

LG представит на IFA 2014 одну из самых больших коллекций инновационных решений

СЕУЛ, 4 сентября 2014 г.— В преддверии IFA 2014, крупнейшей в Европе выставки бытовой техники и электроники, которая проходит в Берлине с 5 по 10 сентября, компа-ния LG Electronics (LG) представляет впечатляющую линейку продуктов, демонстрируя, насколько они могут быть интегрированы в жизнь людей. Воплощая концепцию «Инно-вации для лучшей жизни», LG продолжает позиционировать себя как бренд, предлагаю-щий изысканные и умные решения в любой категории электроники и бытовой техники, включая первый в мире коммерческий 4K OLED телевизор, часы G Watch R на операци-онной системе Android WearTM, пылесосы серии CordZeroTM и технику, общающуюся текстовыми сообщениями.

Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположить
13 декабря 2013
Тесты

Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположить

Так или иначе, интерес Nikon 1 вызывает. Насколько производителю удалось использовать потенциал сменной оптики в связке с небольшим датчиком изображения и можно ли рассматривать систему в качестве серьезного инструмента? Попробуем ответить на эти вопросы, взяв для тестирования Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3 – две актуальные модели фотоаппаратов системы Nikon 1, в компании из 6 объективов.

BIGO LIVE запускает функцию Vlogs
1 июня 2017
Новости

BIGO LIVE запускает функцию Vlogs

BIGO LIVE, приложение для видеотрансляций в реальном времени, запускает функцию Vlogs, которая дает возможность пользователям делиться короткими видео.

Тест видеоплеера LG BX580
12 декабря 2012
Тесты

Тест видеоплеера LG BX580

Достоинства: встроенный W-Fi, развитые сетевые функции, хорошая эргономика. Недостатки: нет удобного хранилища для данных BD-Live, долгая загрузка, проблемы с загрузкой с некоторыми дисками в 3D.

Цифровые фотоаппараты Fujifilm
23 июня 2004
Новости

Цифровые фотоаппараты Fujifilm

В этом году исполнилось 70 лет с момента основания компании Fuji Photo Film. 70 лет — это не просто круглая дата, это 70 лет опыта работы с фотоизображением. Заняв одно из лидирующих мест на рынке светочувствительных фотоматериалов, компания Fujifilm успешно удерживает свои позиции и на рынке цифровой техники.

Samsung представил новую серию телевизоров Samsung H8000
16 апреля 2014
Новости

Samsung представил новую серию телевизоров Samsung H8000

Москва, 15 апреля 2014 года — Компания Samsung Electronics представила в России новую линейку Full HD телевизоров с изогнутым экраном серии H8000. Отличное качество изображения, возможность просматривать несколько программ одновременно, технология Smart TV — все это лишь некоторые из преимуществ новой серии Samsung.

Обзор мультимедийного лазерно-светодиодного DLP-проектора Casio XJ-A256
19 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного лазерно-светодиодного DLP-проектора Casio XJ-A256

Проектор относится к серии Green Slim, первые модели которой Casio выпустила три года назад и продолжает совершенствовать до сих пор. Само название серии отражает основные достоинства устройства. Во-первых, в модели применяется гибридный лазерно-светодиодный источник света, более экологичный и экономичный, чем газоразрядные лампы. Он не содержит ртуть и служит до 20000 часов с возможностью круглосуточной работы.

Ставка на лидера
23 мая 2006
Новости

Ставка на лидера

Как вы думаете, сколько компаний занимаются выпуском техники для домашнего кинотеатра? Если попробовать перечислить все, то список займет добрый разворот нашего журнала. Да и то, если сделать минимальные поля и все заверстать самым маленьким шрифтом. В силу тех или иных причин о большинстве этих фирм никто и никогда не слышал, хотя Hi-Fi и High-End делают и в Испании, и в Новой Зеландии.

Домашний кинотеатр LG BH9520TW: звук 3D из 10 каналов с разнонаправленным звучанием
16 мая 2012
Новости

Домашний кинотеатр LG BH9520TW: звук 3D из 10 каналов с разнонаправленным звучанием

LG Electronics представляет в России новую флагманскую модель домашнего кинотеатра BH9520TW из серии Cinema 3D звук, создающую полное впечатление звуковой мощи настоящего кинотеатра или живого концерта. Мировая премьера модели состоялась на Consumer Electronics Show (CES) в январе 2012 года.