Макрофотография как она есть [часть 2]

ОБОРУДОВАНИЕ

Все современные фотографические журналы забиты информацией о том, чем же в конце концов фотографировать. Данное издание не исключение. Видимо, это востребованная информация. Хотя, на мой взгляд, достаточно бесполезная. Поскольку, когда фотограф понимает, что и зачем фотографирует, то вопрос «Чем?» перестает быть актуальным.

Ничего принципиально нового за последние двадцать лет в отношении к сути фотографического процесса не появилось. Как фотографировали наши предшественники, точно так же делаем это и мы. Только изготовление фотоотпечатков упростилось в ущерб качеству, да появилась возможность обрабатывать картинку в цифровой форме.

Спектр оборудования для макрофотографии очень разнообразен. Каждая крупная фирма, производящая фотографическую технику, за время своей деятельности выпустила в продажу более сотни моделей механических и оптических изделий, призванных быть полезными при съемке мелких объектов. Все это оборудование действительно может быть вполне удобным, но по качеству получаемого на выходе изображения ничего лучше разработанных еще в начале прошлого века карданных камер человечество не придумало. Они громоздки, работа с ними требует терпения, листовая пленка стоит денег, но если фотограф стремится к идеальному качеству, альтернативы им нет. Совершенно не обязательно приобретать Sinar, достаточно раритетной довоенной «раскладушки» с большим выдвижением меха за $50-100 и двух-трех старинных объективов. Отпечатки или сканы с пластинок 9х12 или 18х24 см на сегодняшний день — эталон качества по детализации, а также по цвето- и тонопередаче.

Но основная масса читателей — простые современные люди, для которых не важно, как лучше, а важно, как проще. Поэтому тему использования карданных камер мы оставим в подвешенном состоянии.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Общим техническим критерием качества является резкость, не та, что достигается фильтром «Фотошопа», а микроконтраст и детализация. Зависят они от особенностей матрицы или размера и технических характеристик пленки, а также от оптики. Как следствие этого возникают размерные ограничения при печати.

Формат Размер отпечатка (см) 6-8 мегапикселей 20*30 35 мм 30*40 6*7 см 50*60 9*12 см 70*80 13*18 см 90*120 Мягкотелка красноногая (Cantharis rustica)

Для редакционного (книги, журналы) использования совершенно достаточно цифровой зеркалки. Шести- или двенадцатимегапиксельные фотоизображения, опубликованные размером с журнальную полосу, в большинстве случаев трудно отличимы. Но 12-мегапиксельную картинку можно кадрировать.

Для календарей формата А3 и больше годится только средне- или полноформатная пленка. С 35-мм пленки иногда получаются более или менее удачные календари А3 формата, а вот с цифрой, увы, проблемы...

Цветные авторские отпечатки лучше всего делать с цветного негатива посредством аналогового процесса (темная комната, увеличитель и т.п.). Богатство полутонов в этом случае будет выше, чем при печати с негатива, слайда или матрицы на цифровой машине или принтере. Прямая печать со слайда на материалы Ilford еще лучше, но в России ею практически никто не занимается (нет спроса, а соответственно нет и опыта).

Черно-белая фотография — тема слишком обширная. Мы ее проигнорируем.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Достаточно занятна не качественная, а количественная производительность различных систем. В последние время при занятии макросъемкой я использую три камеры: Canon D10, Pentax 67II и древнюю карданную камеру форматом 13х18 см.

В среднем за 8 часов работы в лесу в период весна-осень и при наличии благоприятных погодных условий я снимаю следующее количество качественных (тех, что гарантированно продаются) фотографий.

Формат Количествофоторграфий 13*18 см 1-3 6*7 см 3-5 цифра 5-20

Если фотограф занимается макрофотографией на уровне хобби или не умеет создавать изображения календарной стилистики, то удобнее и выгоднее использовать цифровую камеру. Если же создание фотографий для него — работа, то выгоднее пользоваться среднеформатной техникой и снимать только календарные сюжеты. Арифметика тут очень проста.

Слайд 6х7 может быть использован как для журнальной публикации ($10-80 за однократную публикацию), так и для календарей, постеров и оформления интерьера ($100-400 за однократное использование). А цифровые картинки востребованы только журналами естественнонаучной тематики и много реже для иллюстрирования книг. В России это очень ограниченный рынок.

Чтобы стать коммерческим фотографом, работающим не на заказ, а занимающимся продажей готовых фотоизображений через фотостоки, нужно иметь архив. Собственно архивом (набором фотоизображений, представляющих интерес на рынке коммерческой фотографии) можно считать набор из нескольких относительно полных тематических подборок, включающий в себя от 1000 качественных картинок. Легко подсчитать, что при производительности 1 фотоизображение в день создание архива займет 1000 дней. Стоимость расходных материалов при работе с форматом 6х7 см (если учитывать технический брак и неудачные кадры) составит около $10 000.

Грустные цифры. Потратить десяток лет и кучу денег на создание архива, затем какое-то время его окупать и только когда-то в светлом будущем начать на нем зарабатывать — это путь для патологических оптимистов или фанатиков.

МАКРООБЪЕКТИВ

Болотница, или лимониида (Limoniidae) Dicranomya sp.

Пионером в разработке макрообъективов была фирма Nikon. Первые «микро-Никкоры» рассчитывал профессор Токийского университета д-р Кодна. В мире производится несколько десятков макрообъективов, в том числе для всех среднеформатных систем.

От обычных объективов они отличаются тем, что без дополнительных приспособлений позволяют вести фотосъемку с относительно близких расстояний в масштабе 1:3-1:1.

Минимальное расстояние фокусировки — это расстояние от плоскости пленки до объекта съемки. Ближе этого расстояния наводка на резкость невозможна. Нужно понимать, что это не то же самое, что рабочее расстояние — от передней линзы объектива до объекта съемки. Если рабочее расстояние мало, довольно сложно обеспечить нормальное освещение снимаемого объекта — объектив находится так близко к объекту съемки, что освещать его можно только с боков. Также небольшое рабочее расстояние не позволяет снимать осторожных и опасных существ. (В большинстве технической литературы под рабочим расстоянием (рабочим отрезком) подразумевается расстояние между торцевой плоскостью объектива (байонетным сечением) и плоскостью пленки или матрицы.)

Как я уже отмечал ранее, отличительной особенностью макрофотографии является малая глубина резкости, которая ощутимо падает с укрупнением масштаба. Глубина резкости зависит от масштаба съемки и кружка рассеяния (нерезкости). Значения в таблице рассчитаны, исходя из принятого кружка нерезкости 0,033 мм. Таков обычный критерий качества для малоформатного кадра 24х36 мм, с учетом последующего увеличения до формата 30х40 см или проекции на экран (для слайдов) до размера 1х1,5 м.

Профессионалы руководствуются более жестким критерием — 0,02 мм. В этом случае глубина резкости составляет 0,6 от значений, приведенных в таблице.

Данные в подобных таблицах рассчитываются, исходя из предположения, что изображение точки в плоскости наибольшей резкости также точечное. На самом деле объектив изображает точку в виде слегка размытого пятна. Поэтому реальная глубина резкости всегда несколько меньше теоретической, особенно при использовании бюджетных объективов.

Вместо того, чтобы разглядывать приведенную выше таблицу и пытаться вникнуть в смысл терминов, проще поснимать обычную чертежную линейку, и все станет понятно.

Зависимость глубины резкости от масштаба съемки и диафрагмы масштаб f2 f2.8 f4 f5.6 f8 f11 f16 f22 f32 f45 1/3 1.6мм 2,2 мм 3,2мм 4,4мм 6,4мм 8,8мм 12,8мм 17,6мм 25,6мм 35мм 1/2 0,8мм 1,1мм 1,6мм 2,2мм 3,2мм 4,4мм 6,4мм 8мм 12мм 18мм 1/1 0,3мм 0,4мм 0,6мм 0,8мм 1,2мм 1,6мм 2,4мм 3,2мм 4,8мм 6,4мм 2/1 0,1мм 0,14мм 0,2мм 0,28мм 0,4мм 0,5мм 0,8мм 1,2мм 1,6мм -

Даже с диафрагмами 22-32 получить изображение муравья во весь кадр, резкое до последней лапки, можно только после удара по нему молотком. Да и то полностью резким будет только вид сверху.

Качество изображения у всех объективов существенно падает на малых значениях диафрагмы: разрешение на диафрагме f/22 на 20-30% ниже, чем на диафрагме f/8. Некоторые производители объективов сообщают, что их наиболее дорогие модели лишены этого недостатка. К сожалению, те тесты, с которыми я ознакомился, этого не подтверждают.

Характеристика макрообъективов Canon Объективы Минимальное расстояние фокусировки Длина объктива на минимальном расстоянии фокусировки Рабочее расстояние при масштабе 1/1 Canon EF 50 мм f/2.5 Macro + Life-size Converter 240мм 98мм 7см Canon EF 100 мм f/2.8 Macro 310мм 137мм 10,1см Canon EF 180 мм f/3.5 Macro 480мм 187мм 22,1см

Проблема малой глубины резкости при больших коэффициентах увеличения может быть решена посредством создания нескольких изображений, имеющих разную плоскость фокусировки. Из таких изображений в фоторедакторе собирается картинка, на которой главный объект резкий от ближней до дальней точки.

Bisporella citrina (Calycella citrina)

Не следует стремиться к максимальным увеличениям. Масштаб съемки должен зависеть от сюжета, а не от возможностей вашей оптической системы. Самая распространенная ошибка фотолюбителей — это стремление снять покрупнее.

Макросъемка с рук невозможна, а работа автофокуса на близких расстояниях способна свести с ума даже очень терпеливого человека. Поэтому при съемке автофокус отключают, а первичная наводка на резкость осуществляется перемещением камеры вперед-назад. Кольцом фокусировки меняют масштаб и осуществляют точную наводку. В ряде случаев неплохих результатов можно достичь, если после приблизительной наводки на резкость дополнительно воспользоваться автофокусировкой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АКСЕССУАРЫ

Удлинительные кольца (extension tubes) представляют собой прочные металлические кольца, которые вставляются между камерой и объективом. Они не содержат никаких оптических элементов, и их «работа» заключается в увеличении расстояния и сохранении электронной связи между объективом и самой камерой. Удлинительные кольца часто продаются комплектами из трех штук разной толщины. Их можно использовать по одному, а также в любых сочетаниях. Таким образом, уменьшается минимальное расстояние фокусировки. Когда объектив используется с удлинительным кольцом, он теряет возможность сфокусироваться на бесконечности. Степень увеличения определяется длиной кольца — чем длиннее кольцо, тем больше увеличение.

Удлинительные кольца практически не ухудшают качество работы объективов с фиксированным фокусным расстоянием, но уменьшают количество света, попадающего на пленку, что увеличивает экспозицию и осложняет наводку на резкость.

При выборе колец следует обращать внимание на качество чернения внутренних поверхностей и, если кольца произведены не той же фирмой, что и камера, на электронную совместимость с современными объективами.

Мех — это по сути своей то же кольцо, но с переменной длиной. Мех выглядит как матерчатая раздвижная гармошка на раме, к которой с одной стороны крепится объектив, а с другой — корпус камеры. Наиболее совершенные модели позволяют сдвигать и наклонять объектив по вертикали и горизонтали относительно оптической оси, а также сохраняют функции автофокуса. Наличие подвижек и наклонов позволяет управлять распределением глубины резко рисуемого пространства и геометрией объекта съемки.

Для системы Canon EF мех не производится, но при наличии объектива MP-E65 Macro необходимость в нем не возникает.

Диоптрийные насадки (макролинзы) — это одиночные линзы или блоки линз, которые навинчивают на объектив, как обычный фильтр. Они позволяют уменьшить минимальное расстояние до снимаемого объекта, но ухудшают оптические характеристики объектива. Если вы решили использовать насадочные линзы, выбирайте качественную модель, обязательно с многослойным просветлением. Она не так сильно ухудшит изображение.

Телеконвертер тоже может использоваться в макросъемке, несмотря на то что это не основное его назначение. Из плюсов можно отметить увеличение фокусного расстояния объектива — то есть при той же дистанции съемки получаем больший масштаб. Минусы — ухудшение разрешения объектива и уменьшение его светосилы.

Оборачивающее кольцо, или «перевертыш» (reversing ring) — переходник для прикрепления к камере перевернутого «задом наперед» объектива. Таким образом, для большинства объективов достигается меньшая минимальная дистанция фокусировки, нежели при использовании того же объектива стандартным образом. Существуют оборачивающие кольца почти для всех типов крепления.

Использование объектива в перевернутом положении осложняет съемку. Не работает автофокус, не работает прыгающая диафрагма, не передается значение диафрагмы в камеру. Возможно только ручное управление.

Для работы с перевернутым объективом желательно изготовить хотя бы примитивную бленду.

Coupling ring — переходник для соединения двух объективов. В большинстве случаев используется для прикрепления к длиннофокусному объективу перевернутого «задом наперед» короткофокусного (сложная диоптрийная насадка). Конечное увеличение такого тандема будет равно фокусному расстоянию телевика, деленному на фокусное расстояние перевернутого объектива.

Этот переходник легко изготовить самостоятельно. Берем два светофильтра от тех объективов, которые мы собираемся совмещать. Выбиваем из них стекла и прочно склеиваем их друг с дружкой оправами.

Подробнее о съемке спаренными объективами можно почитать в статье «СуперМакро» (журнал «Потребитель» №3, 2000 г.) или в Интернете на страничке http://www.photoweb.ru/prophoto/biblioteka/Macro/supermacro/1.htm

Водомерка большая (Limnoporus rufoscutellatus)

Штатив — вещь совершенно необходимая и многофункциональная. Помимо приспособления для фиксации фотокамеры его используют как альпеншток, палку для промера глубины болота, опору при переходе по бревнам через водные преграды и как пешню при определении прочности льда. Поэтому он должен быть очень прочным.

Большинство приятно легких и ультрасовременных моделей для серьезной работы не подходят. Один такой образец, пленивший меня небольшим весом и функциональностью, через месяц съемок в горах Кольского полуострова превратился в голую вертикальную штангу с разболтанной головкой, которую я втыкал в грунт и подпирал по бокам камнями.

Это не избавило меня от иллюзий относительно того, что полевой штатив должен быть легким. Следующим моим штативом был карбоновый. Жизнь его оказалась коротка, а кончина печальна. Упав на камни при небольшом морозе, он «сломал» себе две ноги и превратился в очень легкий, неэстетичный, дорогой и совершенно не нужный монопод.

Также хочется предостеречь от приобретения штативов с фиксаторами в виде «клипсов», прочно и с эффектным щелчком зажимающими вместе с коленом штативной ноги еще и кожу на вашей руке. Уж лучше не столь современные, но безопасные винтовые зажимы.

На мой субъективный взгляд, в современной линейке штативов наиболее приемлемым является одна из моделей Мanfrotto 190-й серии с телескопической вертикальной штангой и винтовыми зажимами ног. Весит он вместе с головкой больше трех килограммов, зато не трясется, как алкоголик на ветру, и не ломается, если его используют не по прямому назначению. Независимое движение ног позволяет легко устанавливать его на крутых склонах, в расщелинах и прочих сложных формах рельефа. А короткая телескопическая вертикальная штанга не упирается в землю при максимальном подъеме ног и позволяет вести съемку с очень низкой точки.

Не верьте тому, что шаровая штативная головка удобна. Ее единственное достоинство — малый вес. Но облегчение снаряжения на 0,5 кг оборачивается раздражительностью и потерей хороших кадров.

С шаровой головкой практически невозможны столь необходимые в макрофотографии плавные микроподвижки камеры. Если вы плохо закрепили зажим, камера «клюет носом» и бьется объективом о штатив. При переходе на вертикальный формат кадра требуется прокручивание части головки или всего штатива, что отнимает время и создает лишние неудобства.

Наиболее удобны следующие модели фирмы Мanfrotto: PRO GEARED HEAD 405, PAN TILT HEAD W/ QUICK RELEASE PLATE 141RC, 3D MAGNESIUM HEAD 460MG или SUPER PRO HEAD W/QUICK RELEASE 229, для карданных камер — HEAVY-DUTY HEAD 160.

Для штатива необходим чехол. Он должен быть прочным, то есть сделанным из очень толстого брезента, и практичным. Водонепроницаемые чехлы из синтетики неудобны. Во-первых, они неприятно скрежещут, шелестят и шуршат при перемещении через кусты. Во-вторых, их водонепроницаемость работает в обратную сторону. Внутрь штатива достаточно часто попадает вода, далее вы убираете его в водонепроницаемый чехол, где он, не высыхая, «киснет» до следующей съемки. Под «практичностью» чехла следует понимать то, что он имеет не скользящую на плече лямку и легко расстегивается как минимум на половину своей длины.

Из представленных на российском рынке наиболее удобны чехлы фирмы Domke, но дешевле сходить в магазин, посмотреть на них и сшить самостоятельно.

Мешок с крупой — используется вместо штатива для съемок на уровне земли или с упора. Делается из прочного брезента, размеры 20х40 см при толщине 10-15 см. Неплотно наполняется любой крупой или горохом. Проминаясь под весом камеры и не пружиня, позволяет уверенно снимать на длинных выдержках.

Угловой видоискатель — это насадка на видоискатель. Используется в основном с 35-мм камерами (для работы со средним форматом проще использовать шахту). Если вы снимаете что-то сбоку на уровне земли, он позволяет смотреть в видоискатель сверху, не ложась на землю. Нечто вроде шахтного видоискателя среднеформатных камер или половины перископа.

Данное приспособление весьма удобно, но из-за того, что слегка затемняет и без того не слишком яркую картинку, используется редко.

Фокусировочные рельсы при наводке на резкость позволяют двигать камеру вместе с объективом, не перемещая штатив. При съемках с фиксированым масштабом это единственный способ фокусировки. Фокусировочные рельсы представляют собой железяку в виде одного или двух Т-образно скрепленных рельсов. Располагаются между штативной головкой и камерой. Вы поворачиваете регуляторы сбоку рельсов, и камера с объективом перемещаются вперед-назад (если рельсы Т-образные, то и слева направо) с очень большой точностью, чтобы сфокусироваться на объекте. После того, как объектив оказался в правильном положении, рельсы надежно фиксируются. Это очень удобное приспособление при съемке в масштабе 1:1 и больше, поскольку на таких увеличениях кадрирование и наводка на резкость требуют очень точных движений. Хорошие фокусировочные рельсы недешевы. Чтобы добиться резкого изображения, требуется высокая точность. Даже малейший люфт рельсов может испортить фотографии, сделанные при большом увеличении.

Стрелка эналлагма (Enallagma cyathigerum)

Дистанционный спуск (тросик или электронное устройство). Вибрации — бич макрофотографии. Даже при использовании хорошего штатива на выдержках длиннее 1/250 секунды последовательность действий должна быть следующей: наводка на резкость, опускание зеркала, 5-10-секундная пауза в ожидании прекращения вибраций и лишь после этого дистанционный спуск затвора. При этом лучше вообще не двигаться и не переступать ногами во избежание колебаний грунта.

Фиксаторы для закрепления растений в ветреную погоду. Для закрепления тонких ветвей деревьев и кустарников используется проволока. С помощью нее делаются оттяжки к более толстым ветвям или стволу. Травянистые растения удобно фиксировать посредством двух или четырех металлических спиц, втыкаемых крест-накрест в землю. При этом побег должен располагаться сразу под перекрестьем, ограничивающим его колебания. Также на спицы крепят бельевые прищепки.

При съемке сидящих на растениях насекомых фиксация качающихся от ветра стеблей должна производиться крайне осторожно. Шестиногие чутко реагируют на непривычные вибрации и в панике либо падают на грунт, либо взлетают.

Цветные фолиевые фильтры используются в фотографии для окрашивания искусственных источников света. Совершенно не обязательно радикально менять цвет фотоизображения. Поскольку фолиевые фильтры бывают самой разнообразной интенсивности и окраски, применять их можно очень мягко и ненавязчиво в границах естественной цветовой гаммы.

Резиновые наколенники (продаются во всех крупных садово-огородных магазинах и предназначены для дачников). Кроме защиты от влаги эти наколенники защищают от острых и колючих элементов субстрата.

ВСПЫШКИ

Мухомор красный (Amanita muscaria (Fr.) Hooker)

Для макрофотографии существует два вида специальных вспышек: кольцевые и двухламповые на кронштейнах. И те и другие крепятся к передней части объектива, а их управляющий блок с источником энергии вставляется в гнездо для вспышки.

Изначально кольцевые вспышки разрабатывались для нужд науки и медицины. Большинство моделей дают однообразный бестеневой свет, позволяющий сфотографировать зуб или иной объект совершенно невыразительно, но во всех деталях. Для творческой фотографии такие вспышки не подходят.

Современные модели кольцевых вспышек имеют от 1 до 8 излучателей, причем в промежутках между ними встраиваются лампы-пилоты для подсветки. Фотограф способен управлять их относительной мощностью, но не направлением. При этом можно воспользоваться моделирующим светом для оценки светового рисунка.

Для разнообразной творческой макрофотографии лучше всего подходят вспышки на подвижных кронштейнах. До недавнего времени они были редкостью, но с появлением системы E-TTL сразу несколько фирм-производителей фототехники выпустили на рынок ряд весьма удобных моделей. Удобны они тем, что позволяют гибко управлять не только мощностью каждой из вспышек, но и направлением светового потока.

Вероника дубравная (Veronica chamaedrys L.)

Если нет желания платить за практичность и удобство, можно избежать покупки специальных вспышек для макрофотографии. Обычные вспышки светят точно так же. Практически любую современную внешнюю вспышку можно использовать в согласовании с камерой через кабель, а кронштейн для его выноса либо изготовить самостоятельно, либо приобрести готовый. Вторую (заполняющую) вспышку прекрасно заменяет белый отражающий свет экран.

MACRO TWIN LITE MT-24 EX

Кольцо крепления вспышки присоединяется непосредственно к переднему краю макрообъектива, а ее контрольный блок может наклоняться вперед на 57°. Даже при работе с коротким объективом EF 50 мм f/2.5 COMPACT MACRO контрольный блок не касается излучателей вспышки, в том числе и при вращении кольца крепления. На контрольном блоке расположен большой удобный ЖК-монитор, который выглядит так же, как и на других вспышках Speedlite.

При работе вместе со вспышкой Speedlite 550EX обеспечивается беспроводное управление тремя вспомогательными группами вспышек с синхронизацией по первой или по второй шторке.

Семь пользовательских функций позволяют задать индивидуальные стили съемки, а подключение к внешнему источнику питания обеспечивает более длительную работу и короткие интервалы между импульсами. В модели MT-24EX добавлены также две новые пользовательские функции. Функция C.Fn-8-1 задает соотношение мощностей с шагом 1/2 ступени или 1 ступень, а C.Fn-9-1 — режим включения или выключения фокусировочной лампы при нажатии наполовину кнопки спуска затвора.

Управление соотношением мощностей ламп и их расположением по вертикали и по горизонтали позволяет получить разнообразные световые эффекты. Ведущее число — 22/24 (парная/одиночная головка). Цена ~ $750.

Фирма www.photomed.net под заказ производит более совершенную систему крепления Tough Spun специально для MT-24EX. Длинные кронштейны с вынесенными вспышками крепятся не к объективу, а к нижней части камеры. Цена ~ $200.

РАССЕИВАТЕЛИ И ОТРАЖАТЕЛИ В ПОЛЕВОЙ МАКРОФОТОГРАФИИ

Кусака мучитель (Aedes vexans Mg.)

В большинстве случаев естественное освещение не бывает идеальным, и требуется его коррекция. Для этого можно запастись несколькими простыми аксессуарами.

• Прямоугольник из белого пенополиуретана (синтетический пористый материал, используемый для изготовления туристических ковриков) размером по внутренней части фоторюкзака. Его можно использовать двояко. Первый вариант — как экран на рассеянное отражение (для вспышек и для солнца). Второй вариант — для подкладывания под колени при съемке с низких точек на мокрой земле и как «сидушку».

• Пара экранчиков из кусков белых простынок. Ткань по бокам протыкается длинными металлическими спицами (можно приклеить или вшить). Получаются мягкие рассеиватели для объекта и фона (вспышка или солнце работают «на просвет») или защитные экраны от ветра.

• Если вы носите с собой топографическую карту, можно проделать следующее: карта ксерокопируется на лист формата А4, к обратной стороне прикладывают мятую фольгу, затем этот «бутерброд» ламинируется. В результате получаем: карту, неубиваемую климатическими катаклизмами, скатерку для закуски и жесткий отражатель вспышки или солнца.

• Зеркальца. Эти жесткие отражатели часто бывают актуальны для подсветки внутренней части венчика цветка, гименофора грибов, создания бликов на капельках росы, нектара и т.п. Также с помощью зеркал под пологом леса легко создавать нужной направленности лучи солнца, высвечивающие отдельные растения или предметы.

Компактные рассеиватели и отражатели производит фирма Lastolite. Если вам доставляет удовольствие пользование удобными фирменными аксессуарами, их легко заказать через Интернет.

КОФР ИЛИ ФОТОРЮКЗАК?

Если фотограф работает одновременно с двумя и более разными системами (к примеру, 35 мм и 6х7 см), вес оборудования таков, что без рюкзака уже не обойтись. С небольшим же количеством техники на небольших переходах удобнее пользоваться кофром.

Преимущество кофра одно: его можно поставить рядом с местом съемки, откинуть крышку, и все оборудование оказывается под рукой. У кофра для полевой макрофотографии должно быть гидроизолированное дно.

Рюкзак удобно переносить на большие расстояния, и его использование не вредит позвоночнику. Существует два основных типа фоторюкзаков: с отстегивающейся задней частью (большинство моделей фирмы Lowepro) и 2-3-секционные.

Lauxaniidae sp. (круглошовные короткоусые — Brachycera Cyclorrhapha Schizophora)

Рюкзаки с отстегивающейся задней частью имеют толстые стенки и хорошо защищают фотооборудование от ударов, но из-за этого имеют большой вес. Доступ к фотооборудованию удобен, только когда рюкзак лежит на земле, а крышка откинута. Что делает невозможным их использование в пустынях (даже при легком ветре сразу все оборудование подвергнется воздействию песка и пыли), на крутых склонах и в сильно увлажненных местах.

Рюкзаки с изолированными секциями хуже защищены от ударов, но они намного легче. Из них можно доставать оборудование на весу. Наиболее вместительной моделью является Domke OutPack. Предлагаемый рюкзак выполнен из двух типов нейлона: 420 Denier Nylon и 200 Denier Oxford Nylon. Доступны рюкзаки двух цветов — голубого и защитного. Рюкзак исключительно удобен и гибок в укладке. Позволяет переносить 35-мм камеры и объективы с фокусным расстоянием до 600 мм, средне- и крупноформатные системы фототехники. Небольшие предметы тоже не затеряются в этом рюкзаке. При всем этом вы можете иметь мгновенный доступ к любому оборудованию, размещенному в нем. Используется анатомическая настраиваемая подвеска с поясным и нагрудным ремнями (с возможностью быстрого расстегивания). В нижней части рюкзака имеется креплениe для штатива. Также имеются две удобные отстегиваемые ручки.

ПОИСК ОБЪЕКТОВ

Большинство фотолюбителей, увлеченных макрофотографией, снимают беспозвоночных или растения. Эти темы бесконечны и удивительно многообразны, на Земле 70 миллионов видов насекомых и более 300 тысяч видов растений, у каждого из них уникальный внешний вид и множество интереснейших жизненных проявлений. К сожалению, в основном фотографируют только самые банальные, многократно сфотографированные объекты. Причем делают это плохо.

Мох sp.

Не следует разбрасываться и снимать все подряд и, тем более, кое-как. Чтобы достичь хоть сколько-нибудь значимых результатов, нужно специализироваться на определенных направлениях. Для начала это может быть какая-то группа объектов, например дневные бабочки, дендриты или грибы. Освоив методологию и технические особенности съемки этой группы, можно усложнить задачу и попробовать снять фотоисторию (естественная кристаллизация воды, жизненный цикл водяного скорпиона, капля и гравитация и т.д., тем неисчислимое количество). Постепенно появится опыт и знания, позволяющие реализовать любые задачи и легко находить интересные вам объекты и темы.

Теме поиска объектов для макрофотографии можно посвятить отдельную статью, но поскольку такой возможности нет, я ограничусь списком литературы, без изучения которой серьезная работа с беспозвоночными и растениями затруднительна.

Зоологические экскурсии Б. Е. Райков, М. Н. Римский-Корсаков. — М.: Топикал, 1994.

Руководство по энтомологической практике/Под ред. В.П. Тыщенко.

Мариковский П.И. В мире насекомых с фотоаппаратом. — Алма-Ата: Кайнар, 1983.

Мариковский П.И. Насекомые вокруг нас. — Алма-Ата: Кайнар, 1986.

Серебровский А.С. Биологические прогулки. — М.: Наука, 1973.

Фабр Жан Анри. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. Сокращенный перевод с франц. — М., 1963.

Фабр Жан Анри. Инстинкт и нравы насекомых/Под ред. И. Шевырева. М.: — «Терра», 1993.

Шовен Р. Жизнь и нравы насекомых. Пер. с франц. — М.: ЭКСМО, 2003.

Шовен Р. Мир насекомых. Пер. с франц. — М.: Мир, 1970.

Различные определители:

Collins Field Guide. Mushrooms & Toadestools of Britain & Europe (рисунки и краткие описания 1750 видов грибов).

Field Guide to Butterflies & Moths of Britain & Europe (700 иллюстраций 468 видов бабочек).

Photographic Field Guide/Wild Flowers of Britain & Europe. Bob Press and Bob Gibbons.

Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР. — Л.: «Колос», 1964.

Иллюстрированный определитель растений Ср. России. Губанов И.А., М.:КМК, 2002.

Хорошая подборка ссылок на интернет-проекты, посвященные тем или иным группам живых организмов, расположена по адресу http://tinea.narod.ru/links/index.html

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ

Привлекать можно только некоторых беспозвоночных и слизевиков, с растениями и прочими объектами ничего не выходит.

Гнилые фрукты привлекают многие виды двукрылых, перепончатокрылых и чешуекрылых. Ночные и дневные виды бабочек хорошо летят к намазанным забродившим вином цветам.

Обыкновенный богомол (Mantis religiosa L.)

На этом основан самый эффективный способ фотосъемки бражников. С вечера готовится съемочная площадка: устанавливается красивый цветок, напротив него вывешивается нарисованный фон или организуется естественный. На штативах расставляются вспышки и камера. Если вы используете цифровой фотоаппарат, можно поместить на точку предполагаемого зависания бражника небольшой предмет и сделать тестовые снимки, на основании которых корректируется свет и особенности фона. Нужно помнить, что при фотографировании бражников в полете, при зависании насекомого у цветка, у вас есть возможность сделать только один кадр, т.к. после срабатывания вспышек зверушка в ужасе падает в траву и, выбравшись из нее, в панике улетает.

Полный список методов привлечения насекомых со ссылками на литературу и пояснительными рисунками можно изучить на странице http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/tsurik4.htm

РАБОТА С ГОТОВЫМ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЕМ

«Никакого «Фотошопа», — гордо заявляют некоторые ленивые или неспособные к работе с изображениями фотолюбители. Не редкость и выставочные проекты, целиком напечатанные с пленки в минилабе. Иногда это оправдано, так как выставленные картинки не способна улучшить никакая обработка. Но в целом — однозначная глупость.

Над фотографией работают во время съемки, при подготовке к печати и продолжают работать, занимаясь ее выставочным оформлением. Все это применяется с целью повысить качество снимка, его эмоциональное воздействие на зрителя.

Фотографировать учатся всю жизнь, обрабатывать снимки — на один-два дня меньше.

«Фотошоп» — та же самая фотолаборатория, только нет необходимости тратить многие дни на эксперименты под увеличителем. Если вы занимаетесь цветной фотографией, то должны уметь пользоваться «Фотошопом» не хуже Дена Моргулиса. Вот минимальный набор действий, нужных для придания снимку законченности: кадрирование, баланс белого, тональность, насыщенность цветов, акценты (приглушить ненужные детали и подчеркнуть главные) и резкость. При этом речь идет не об искажении действительности и обмане зрителя, а о создании фотографии. Документализм востребован только в судмедэкспертизе и прикладной научной фотографии, да и там не помешает умение работать с контрастом и тональностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лишайник Кладония неприглаженная (Cladonia impexa Harm.)

Если вы хотите потратить какую-то сумму на фотооборудование, подумайте, а так ли оно вам нужно?

В большинстве случаев фотооборудование не улучшает качества ваших фотографий. Продвигаемая производителями фототехники философия о том, что улучшение оборудования — это путь вперед, не более чем маркетинговый ход. Может случиться так, что с переходом от узкого формата к среднему и от среднего к полному вы будете снимать только хуже, поскольку потеряете мобильность и легкость. А приобретете только одно — возможность делать более резкие большие отпечатки.

Фотографии автора app@aha.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотография без границ: Canon анонсировала EOS-1D X Mark III
7 января 2020
Новости

Фотография без границ: Canon анонсировала EOS-1D X Mark III

Жизнь полна мгновений, которые никогда не повторятся. Запечатлейте больше таких моментов с камерой EOS-1D X Mark III и поделитесь своими историями. Это идеальный инструмент для творчества, который располагает системой автофокусировки на основе глубинного обучения, функцией съемки видео 5.5K RAW и возможностями для эффективной съемки при слабом освещении. Вы поймете, что камера Canon EOS-1D X Mark III особенная, как только возьмете ее в руки. Это результат многих лет развития и кропотливой работы, в который также внедрены новые технологии, преобразующие рабочий процесс фотографа.

URAL - динамика, драйв, бас
8 декабря 2004
Новости

URAL - динамика, драйв, бас

Наиболее яркой особенностью серии DDB акустических систем, оправдывающих их название, является плотный, упругий бас. Это так называемая «молодежная серия», для людей, любящих глубокий, эффектный звук. Конструкция динамиков DDB специально оптимизирована для максимально эффективной работы со встроенными усилителями головных устройств и позволяет получить в автомобиле практически концертный звук без дополнительных усилителей.

Обзор мультимедийного лазерного 3LСD-проектора Sony VPL-FHZ55
19 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного лазерного 3LСD-проектора Sony VPL-FHZ55

VPL-FHZ55 в линейке проекторов Sony занимает особое место. Внешне похожая на уже известные на рынке аппараты серии SonyVPL-FH30, новинка имеет важное отличие от них — это первый лазерный 3LCD-npoeктop в мире. Источником света в нём служит панель со специальным покрытием, разработан¬ным по уникальной технологии Sony, на которую направлено излучение синего лазера

Портретный объектив Mitakon Speedmaster для Fujifilm GFX
23 января 2018
Новости

Портретный объектив Mitakon Speedmaster для Fujifilm GFX

Компания Zhongyi Optics выпустила объектив Mitakon Speedmaster85 ммf / 1.2 для байонета Fujifilm G. Максимальная диафрагма f/1.2 этого объектива позволят эффективно снимать в условиях недостаточной освещённости, а 11-лепестковая диафрагма обеспечивает ровное и мягкое боке.

Перерождение: Pioneer DJ выпускает PLX-1000 - Профессиональный проигрыватель винила с прямым приводом.
18 июля 2014
Новости

Перерождение: Pioneer DJ выпускает PLX-1000 - Профессиональный проигрыватель винила с прямым приводом.

17 июля 2014: Pioneer отмечает 20 лет в ди-джей индустрии запуском современной классики - профессиональной вертушки PLX-1000. Она разработана специально для ди-джеев с учетом полувекового опыта Pioneer в производстве высококачественных виниловых проигрывателей. В результате чего был создан знакомый всем прибор с инновационными функциями: прямым приводом с быстрым стартом, переключением диапазона питча, профессиональным качеством звука и сборки, отсоединяемыми кабелями.

Тест Full HD ЖК-телевизора с LED-подсветкой LG 37LE5500
22 мая 2012
Тесты

Тест Full HD ЖК-телевизора с LED-подсветкой LG 37LE5500

Достоинства: отсутствие цифровых артефактов на движущихся наклонных линиях. Стильный дизайн. Неизменность красок при изменении угла просмотра. Недостатки: черный фон немного теряет в глубине при просмотре с угла.

Ничего лишнего. Только музыка. Беспроводная Bluetooth-акустика BBK BTA115 и BTA120
16 апреля 2014
Новости

Ничего лишнего. Только музыка. Беспроводная Bluetooth-акустика BBK BTA115 и BTA120

Компания BBK Electronics сообщает о выпуске двух новых моделей беспроводной акустики - BTA115 и BTA120. В устройствах идеальным образом сочетаются современные технологии, неповторимый утонченный дизайн, позволяющий им с легкостью вписаться в интерьер любой современной квартиры или дома, и невероятно мощное и качественное звучание.

LCD-телевизоры ROLSEN
30 августа 2005
Новости

LCD-телевизоры ROLSEN

ROLSEN RL-15X11 ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: модель 15-дюймового жидкокристаллического телевизора выполнена в традиционном серебристом оформлении. Акустические системы встроены по обеим сторонам под защитной сеткой, а миниатюрные кнопки ручного управления расположены на фронтальной панели. ТВ поддерживает стандарты вещания PAL/SECAM/NTSC и оснащен стереодекодером NICAM.

Когда смартфон лучше динамита. Samsung оценила убытки после снятия с производства Galaxy Note7
14 октября 2016
Новости

Когда смартфон лучше динамита. Samsung оценила убытки после снятия с производства Galaxy Note7

Сеул, Корея, 14 октября 2016 г. — Samsung Electronics оценила влияние прекращения продаж Samsung Galaxy Note7 на операционную прибыль в четвертом квартале 2016 года и в первом квартале 2017 года примерно в 3 триллиона корейских вон ($2.67 миллиарда).

Sony объявляет о выпуске беззеркальной камеры нового поколения α6400 с самой быстрой в мире фокусировкой
16 января 2019
Новости

Sony объявляет о выпуске беззеркальной камеры нового поколения α6400 с самой быстрой в мире фокусировкой

Компания Sony анонсировала новую камеру формата APS-C α6400, которая отличается превосходным качеством изображения, компактной и легкой конструкцией и многими передовыми технологиями, унаследованными от полнокадровых камер Sony. Камера α6400 получила матрицу Exmor CMOS с разрешением 24Мп, обновлённый процессор Binoz X, а также новую функцию Real-time Eye Autofocus и режим Real-time Tracking.