Камерой по воде

Известная мудрость гласит: «Можно бесконечно созерцать три вещи — огонь, воду и чужую работу». О первой из них мы поговорим в другой раз, вторую изучим сейчас, а третьей вы сможете насладиться в полном объеме при чтении этой статьи. Трудился Георгий ТУДОСИ.

Вода может быть частью фотографической композиции любого жанра. Наиболее вероятно встретить изображение воды в пейзаже, натюрморте и репортаже (например, спортивном). В каждом случае фотограф сталкивается с различными свойствами воды: прозрачностью, цветом, более высоким по сравнению с воздухом коэффициентом преломления, способностью к отражению света от поверхности, подвижностью. Понимание и грамотное использование каждого из этих свойств — хорошее подспорье в реализации творческих замыслов фотографа.

ДВИЖЕНИЕ

Фото 2. Две руки. Движение воды в кадре передается «смазом» изображения капель. Несмотря на короткую выдержку (1/500 с), капли кажутся продолговатыми. Использование более длительной экспозиции не пошло бы на пользу этому снимку, поскольку нарушило бы кристальную четкость линий. Уменьшение выдержки, напротив, «укоротило бы» капли, и фотография стала бы застывшей, безжизненной.

Во многих случаях вода не является неподвижной. За время экспозиции рисунок, образованный возмущениями и пеной на поверхности воды, а иногда и в ее объеме успевает измениться. Результат съемки сильно зависит от величины этих изменений. Если выдержка достаточно коротка, разрешающей способности оптики и фотоматериала будет недостаточно для их фиксации, и тогда вода предстает перед нами застывшей, «замороженной». На фотографии четко видны все пузырьки пены и отдельные капли, «зависшие» в воздухе. На таких снимках она выглядит очень жесткой и проявляет всю свою скрытую мощь, даже если сфотографирован только маленький ручеек. По мере удлинения выдержки движение начинает играть все более существенную роль, отдельные всплески сливаются в плавные струи, а брызги и пена вовсе размазываются. При очень больших по времени экспозициях (в зависимости от характера течений — от долей секунды до минут) вновь проявляется эффект «заморозки», но он драматически отличается от ранее наблюдавшегося. Вместо мелких и очень резких элементов наблюдаются размытые контуры основных струй; относительно спокойная поверхность совершенно разглаживается, а отражения, искаженные небольшими возмущениями, выправляются и размываются. Такие фотографии обычно вызывают у зрителя романтические ассоциации и особенно хорошо удаются при съемке в сумерках или ночью. Практика показывает, что при съемке движущейся воды следует стремиться к одной из двух описанных крайностей. Промежуточные значения выдержки не привносят в фотографию дополнительной эмоциональной окраски и часто выглядят как технический брак (фото 1). Особенно сильно это проявляется при съемке масштабных явлений вроде морских или океанских волн, которые лучше снимать на коротких выдержках. Огромная движущаяся масса воды, безусловно, является важным композиционным элементом сцены, и ее нечеткое изображение может пойти сюжету на пользу лишь в очень редких случаях.

Однако есть и исключения: некоторые снимки следует делать при среднем значении выдержки (фото 2). Слишком короткая экспозиция убьет движение, слишком длинная — создаст невразумительную путаницу линий, в которой потеряется сюжет.

В условиях яркого освещения достаточно длинные выдержки могут быть недоступны по причине избыточной чувствительности фотоматериала и невозможности (или нежелательности) сильного диафрагмирования. В таком случае на выручку придет нейтральный (ND, Neutral Density) фильтр, назначение которого — ослабление светового потока. Можно также сделать несколько кадров со штатива, а затем «склеить» их вместе.

Фото 1. Разрушенная плотина на реке Кормаланйоки (Карелия). Зависимость образа текущей воды от длительности экспозиции: 1/13, 1/30, 1/125 и 1/500 с. На снимке с самой длинной выдержкой вода предстает перед зрителем в виде мягких и плавных струй, с самой короткой — вода «заморожена» в движении. Промежуточные варианты менее интересны. От выдержки зависит настроение, передаваемое снимком. В воде много пены, которая проявляет ее собственный цвет, обусловленный примесями. Буро-коричневая окраска характерна для Карелии, поскольку большинство рек в этой местности питается торфяными болотами.

ОТРАЖЕНИЕ ОТ ПОВЕРХНОСТИ

Поверхность воды — самое древнее зеркало, известное человеку. Конечно, оно далеко от идеала: отражение получается довольно темным, а малейшее возмущение способно исказить контуры отраженного предмета до неузнаваемости. Тем не менее, отражение от водной поверхности важно в пейзажной съемке и имеет большое значение в натюрмортах. В открытых водоемах чаще всего отражается небо и часть объектов, находящихся на дальнем от фотографа берегу. В частности, на некоторых снимках присутствуют отражения луны и солнца. К сожалению, эти отражения часто бывают слишком яркими, что заставляет уменьшать экспозицию и, следовательно, терять детализацию в тенях. Иногда отражение неба — неважно, ясного или облачного — может повредить, поскольку оно маскирует все предметы, находящиеся на дне водоема.

От чего зависит яркость отражения? Прежде всего, от угла падения отраженного света на поверхность. Этот угол определяется выбором точки съемки и расположением источника света. Луч, падающий перпендикулярно на поверхность раздела сред, в большей степени проникает сквозь границу, а значит, меньше всего отражается обратно. Напротив, скользящий почти параллельно поверхности свет в основном возвращается в воздух и вносит больший вклад в формируемое изображение. Поэтому подводные предметы, расположенные ближе к наблюдателю, видны лучше, а по мере удаления постепенно растворяются в отражениях (фото 3). Кроме того, важную роль играет прозрачность воды. От нее зависит контрастность изображения дна. Чем менее прозрачна вода, тем более ярким будет казаться отражение от ее поверхности.

Фото 3. Панорама Ладожского озера, вид с острова Валаам. Голубой цвет поверхности воды вдали от берега обусловлен отражением ясного неба. По мере приближения к берегу постепенно проявляются два других фактора, под действием которых цвет кардинально меняется. Во-первых, падение света, видимого наблюдателю, происходит под более острым углом, а значит, все больше лучей проникает в толщу воды и, рассеиваясь там, раскрывает ее цвет. Во-вторых, глубина водоема уменьшается, и дно становится лучше видно.

Помимо выбора точки съёмки, который иногда затрудняется технически и всегда влияет на композицию кадра, существует еще один метод управления яркостью отражения. Дело в том, что свет, отраженный от неметаллических поверхностей под острым углом, всегда частично поляризован. Это обстоятельство позволяет использовать поляризационные фильтры для изменения интенсивности отраженного света в довольно широких пределах. Поворачивая фильтр, можно как выявить подводные предметы, так и практически полностью их спрятать (фото 4). Этот нехитрый прием способен преподнести сюрпризы в виде необычных фотографий. К нежелательным побочным эффектам метода следует отнести возможное изменение распределения яркостей других объектов сцены. Однако, если основным предметом съемки является вода, в большинстве случаев на них можно не обращать внимания или попробовать уменьшить нежелательный эффект небольшим вращением фильтра. Кроме того, поляризационный фильтр задерживает в среднем половину падающего на него света (точное значение зависит от степени и направления поляризации), а значит, осложняет съемку с короткой выдержкой, и, наоборот, облегчает — с длинной.

Волны и рябь на воде приводят к хаотичным изменениям отражающих свойств поверхности во времени и пространстве. В таких условиях влияние поляризующего фильтра незначительно (фото 5). Утешает то, что волны сами по себе интересны как объект съемки, и отражение неба в данном случае увеличивает общий контраст сцены. Напротив, спокойная и гладкая поверхность воды великолепно отражает свет, и это свойство можно использовать для построения сюжета, снимая с максимально низкой точки (фото 6).

Фото 4. Озеро. Использование поляризационного фильтра позволяет в некоторой степени управлять яркостью отражений от неметаллических предметов. Ослабление отражения неба от поверхности воды приводит к уменьшению контрастности изображения сцены. Фотоширота чувствительного материала ограничена, и высокая контрастность приводит на первом снимке к плохому различению деталей в тенях. Второй кадр не имеет этого недостатка. Кроме того, значительное ослабление отражения в данном случае дает неожиданный эффект: становятся видны предметы на дне водоема. Без поляризационного светофильтра такая съемка была бы затруднена, если вообще возможна.

ПРЕЛОМЛЕНИЕ

Фото 6. Скалы. Спокойная поверхность воды прекрасно отражает свет, падающий на нее почти горизонтально. Эта особенность определяет не только цвет воды, но и построение композиции кадра. Отражение противоположного берега лишь немногим менее ярко, чем он сам. Оно создает практически симметричную картину, которая подчеркивается кадрированием.

Мы можем видеть — а значит, и фотографировать — предметы сквозь любую прозрачную среду, и вода не является исключением. Однако следует помнить, что ход лучей в оптической системе «вода — воздух — фотоаппарат» зависит от формы поверхности раздела сред. Вода, налитая в прозрачный сосуд, принимает его форму. Поверхность воды в большом резервуаре редко бывает совершенно спокойной. В результате очертания объектов, находящихся под водой или позади наполненной водой емкости, искажаются. И если при создании натюрморта все эти эффекты реально учесть в композиции, ракурсе съемки и расположении источников света, то создании пейзажа и в репортаже, как правило, нет. Тем не менее, дадим несколько общих рекомендаций по выбору точки съемки.

Как мы уже убедились, вода выглядит на фотографии более или менее прозрачной в зависимости от угла отражения света от ее поверхности. Для оптимального выявления на снимке предметов в открытых водоемах следует выбирать как можно более высокую точку съемки. Это обусловлено не только нежелательными отражениями, которые мы обсуждали выше, но и практически неизбежным наличием возмущений на поверхности воды. Эти возмущения минимально искажают изображение при съемке «вертикально вниз» и не позволяют что-либо рассмотреть, если оптическая ось объектива горизонтальна. В любом случае волны и рябь на воде характерным образом искажают изображение, и именно благодаря этому зритель воспринимает предметы или их фрагменты как подводные (фото 7). Если же подводные предметы не важны или могут отвлечь зрителя от сюжета, их лучше спрятать, выбрав точку съемки пониже и воспользовавшись поляризационным фильтром.

При съемке натюрморта следует иметь в виду: чем больше кривизна поверхности, ограничивающей оптически более плотную среду (в нашем случае — воду), тем сильнее искажается изображение находящихся за ней предметов. Любой сосуд с прозрачными стенками, наполненный водой, оптически представляет собой линзу, пусть даже невысокого качества и причудливой формы (фото 8). Эта линза действует на изображение так, как если бы она была частью оптической системы фотоаппарата. Однако «стекла», используемые в объективах, обычно специально проектируются таким образом, чтобы искажения были минимальны (исключение — объективы системы «рыбий глаз», или fisheye). В частности, исправляется дисторсия (искривление прямых линий) и принимаются все меры для подавления хроматических аберраций. Но сосуд с водой создан для иной цели. Поэтому предметы и их отдельные части искривляются, а на контрастных границах, просвечивающих сквозь воду, наблюдаются цветные ореолы, обусловленные дисперсией света (неодинаковостью коэффициента преломления для лучей разного цвета) в воде (см. увеличенный фрагмент фото 8). Этот эффект может отвечать идее фотографа, а может и не отвечать.

Фото 5. Черное море (вид сверху). Съемка производилась с парашюта почти в 100 метрах от земли. Столь высокая точка съемки раздвигает горизонт, позволяя уместить в кадре огромное пространство. Дополняет картину легкая дымка, практически незаметная с поверхности воды и хорошо различимая с высоты. Благодаря ей, линия горизонта теряет четкость, что еще более усиливает ощущение бескрайнего простора. Поверхность воды неспокойна, поэтому поляризационный фильтр малоэффективен. Однако большая высота точки съемки и использование широкоугольной оптики приводит к тому, что в нижней части снимка зритель видит часть моря, расположенную практически под фотографом. В таких условиях важную роль играет собственный цвет воды, поскольку при перпендикулярном падении света на поверхность его отражение минимально. Фото 7. Дельфинарий в Крыму. Цвет воды в значительной степени обусловлен освещением и окраской дна и стенок резервуара. Плавающие дельфины постоянно возмущают поверхность воды, из-за чего изображение всех подводных предметов, в том числе и самих животных, искажается. Если бы изображение хвостов дельфинов было ровным и четким, они воспринимались бы находящимися в воздухе (как, впрочем, и происходит, когда они выпрыгивают из воды).

Фото 8. Натюрморт с водой. Столь незамысловатый фон был выбран намеренно, c тем чтобы явно продемонстрировать характер и величину искажений, привносимых в изображение сцены прозрачным предметом. Легко заметить, что воздей­ствие сосуда с водой на изображение находящихся позади него объектов весьма сильно. Помимо искажений геометрического характера, проявляются довольно сильные хроматические аберрации этой несовершенной оптической системы. Воздействует она и на освещение сцены, существенно изменяя светотеневой рисунок.

КОМПОЗИЦИЯ

Пришло время поговорить о композиционном решении снимка. Общие закономерности мы сейчас оставим в стороне. Нас будет интересовать прежде всего съемка огромных открытых водоемов.

При прочих равных условиях подъем точки съемки приводит к увеличению площади части кадра, занимаемой видимой поверхностью воды. Так можно выгодно подчеркнуть необъятный простор моря или большого озера (фото 5). Этим выстрелом мы убиваем и второго зайца: становятся менее различимыми волны (как за счет изменения условий отражения от поверхности света, так и за счет уменьшения масштаба), что способствует усилению восприятия обширного пространства. Однако волны в любом случае будут видны. При подъеме точки съемки уменьшаются пер­спективные искажения, а значит, линейные ритмы волн проступают более четко. Если атмосфера не совсем прозрачна (наличествует дымка или туман), использование тональной перспективы также возможно.

Нижняя точка съемки позволяет более естественно ввести в пейзаж передний план. Однако пространство при этом неизбежно съедается неумолимыми законами перспективы (фото 9). Величие даже самого обширного водоема уходит, и, к сожалению, компромисс практически исключен. Любой объект переднего плана, попавший в кадр, снятый с большой высоты, выглядит неестественно, как будто он был «вклеен» в пейзаж после съемки. Исключения существуют, но они очень редки.

Фото 9. Передний план в пейзаже. Относительно низкая точка съемки позволяет ввести в кадр объекты, расположенные близко к камере, правда, ценой зрительного уменьшения размера свободного пространства. Большому озеру на этой фотографии явно тесно. Отражение ясного неба с редкими облаками обеспечивает хороший цвет воды. Вблизи камеры отлично видно дно озера.

Несколько иная ситуация наблюдается при съемке событий, происходящих на воде. Поверхность водоема даже при сильном волнении в целом остается горизонтальной. Вид сверху уничтожает третье измерение, позволяя зрителю созерцать «план» происходящего. В некоторых случаях это требуется по сюжету. Однако интереснее возможность усилить эмоциональную окраску снимка. Выбирайте как можно более низкую точку съемки, ставьте камеру у самой кромки воды, и вы получите великолепные, насыщенные движением кадры. Сравните два снимка (фото 10), на которых запечатлены очень похожие в реальности места и одинаковые действия. Какой из них выглядит более драматичным, насыщенным? Первый кадр был снят с края скалы, нависающей над рекой, и пространственная глубина в нем потеряна. Изображение кажется почти плоским. Второй снимок получен из положения «лежа у воды» и максимально подчеркивает рельеф водной поверхности, а вместе с ним и динамику запечатленного момента.

Фото 10. Сплав по реке Южной Шуе (Карелия). Фотографии сделаны в очень похожих местах, однако производят совершенно разное впечатление. Происходит это потому, что в обоих случаях были выбраны принципиально различные точки съемки. Первый кадр сделан почти вертикально вниз, и изображение совершенно потеряло объем. Вся сцена ровно освещена рассеянным светом, резкость по всему полю кадра одинакова, и лишь яркие цвета притягивают взгляд зрителя к основному объекту. Однако суть происходящего до конца не раскрывается. Иначе смотрится второй снимок. Нижняя точка съемки проявляет третье измерение водной поверхности и обеспечивает рациональное использование ограниченной глубины резкости снимка. Действие, ради которого был сделан этот кадр, вырывается из плоскости и приобретает особенную насыщенность.

ЦВЕТ

Согласно распространенному заблуждению, вода имеет голубой цвет. На самом деле это неверно: чистая вода бесцветна. Однако в открытых водоемах на видимый цвет воды влияют в основном два фактора — отражения от поверхности и примеси.

Одно и то же озеро имеет разный цвет в зависимости от времени года и суток, а также от погоды. В хорошую погоду вода действительно приобретает насыщенный сине-голубой оттенок (см. заходную иллюстрацию). Он обусловлен, очевидно, отражением ясного неба. Однако стоит набежать облакам, и озеро стремительно сереет (фото 6 и 4). А с наступлением сумерек приходит буйство красок, и на воде можно найти любой цвет — от синего до золотистого и темно-фиолетового (фото 11).

Фото 11. Закат на реке Суна (Карелия). Поверхность воды почти спокойна, а вокруг довольно темно, так что видимый цвет воды обусловлен исключительно отражением неба. Река повторяет краски неба, причудливо перемешивая их в своих невысоких волнах. Низкая точка съемки позволяет в полной мере использовать отражения и ввести в пейзаж передний план, делающий фотографию менее банальной. Увы, обратная сторона медали — «съеденное» пространство.

Цвет воды меняется в широких пределах также в зависимости от примесей. В природе эту роль обычно играют мелкие частицы почвы и растворенные минеральные вещества. На территории России вода чаще всего бывает буро-коричневая (Карелия, многие равнинные реки и озера Средней полосы (фото 1)), белесая (реки, текущие в берегах, насыщенных известняком) и голубовато-зеленая (преимущественно горные реки). В условиях паводка (резкого внезапного повышения уровня воды в реке) цвет становится более насыщенным и чаще всего изменяется. Так происходит потому, что поднявшаяся вода сносит грязь и размывает берега, приобретая оттенок пород, из которых состоит русло (фото 12). Цвет моря зависит от наличия и размера волн. После шторма поднятая со дна муть постепенно оседает, и вода восстанавливает характерный для нее оттенок. Значение имеет также цвет дна водоема, особенно на небольшой глубине и рядом с берегом (фото 3).

Фото 12. Слияние рек Большой Зеленчук и Архыз (Кавказ). Вероятно, названием «Зеленчук» река обязана великолепному оттенку своей воды. В нормальном состоянии такую же окраску имеют и притоки. Однако в горах сошел сель, в воду Архыза попало много грязи, и она приобрела цвет кофе с молоком. Струи разных цветов постепенно перемешиваются, и несколькими километрами ниже по течению их уже не возможно разделить; вода же еще долго сохраняет насыщенный цвет.

Собственный (связанный с примесями) цвет воды наиболее ярко проявляется там, где быстрый поток встречает препятствие с образованием большого количества пены. На спокойной поверхности воды, напротив, решающую роль играет отражение окружающего мира. Однако в любой ситуации на сцене присутствуют оба эти фактора в различных пропорциях.

Фото 13. Капля росы. Благодаря относительно крупному масштабу съемки появляется возможность рассмотреть мельчайшие детали. Капля лежит на волосках, покрывающих поверхность листа, и не растекается по нему. Однако воздействие силы тяжести приводит к искажению формы капли, которая легко «читается» благодаря бликам. Сама по себе вода в данном случае почти идеально прозрачна, а искаженного изображения структуры листа недостаточно, чтобы полностью выявить эту форму.

МАСШТАБ

До сих пор мы рассматривали снимки, сделанные в мелком масштабе. Прежде всего такое определение правомерно для пейзажей; однако и в репортажной съемке масштаб обычно прячет мелкие детали изображения. Посмотрим теперь, что происходит при сильном увеличении картинки.

Если на пейзажных и репортажных снимках мы в лучшем случае могли определить факт наличия капель и брызгов воды, то в натюрморте, и особенно в макрофотографии, форма каждой капельки раскрывается перед нами полностью. Законы физики заставляют стремиться к сферической форму достаточно мелких капель. Вода превращается в россыпь миниатюрных линз, которые влияют как на форму, так и на освещение отдельных частей сцены.

Однако сила земного притяжения искажает геометрию капель, особенно крупных (фото 13). На ярком свету в воде начинают играть многочисленные блики, выявляющие форму капель и великолепно подчеркивающие пространственную глубину сцены.

Наконец, следует рассмотреть относительно крупномасштабную съемку мельчайших капель воды, взвешенных в воздухе. Это явление иногда наблюдается в природе (например, в водопадах или в плотном тумане), но его можно создать и искусственно, освобождая воду, находящуюся под давлением, через форсунку (фото 14). Именно таким образом создается смесь быстро движущихся частиц, которые на фотографии выглядят прямыми линиями, и равномерный туман из огромного множества микроскопических капелек. Для наилучшего проявления фактуры воды такие сцены следует снимать в достаточно крупном масштабе, используя боковое или контровое освещение. Кадры, сделанные подобным образом, не только показывают структуру искусственного облака, но и проявляют воздушные потоки.

Фото 14. Спрей. Тонкая струя воды, вырываясь из баллончика под высоким давлением, дробится в воздухе на мельчайшие капельки, которые быстро теряют скорость и увлекаются воздушными потоками. Многочисленные отражения и преломления света в водяной взвеси приводят к эффектному рассеянию лучей. И сцена приобретает оттенок, обусловленный основным источником света. Микроскопические размеры капель не позволяют рассмотреть их, и каждая частица предстает взору в виде яркой линии, длина которой зависит от длительности экспозиции и скорости потока.

ЗАЩИТА

Съемка воды в некоторых случаях приводит к нежелательному контакту техники с жидкостью. Камера, внутренности которой отсырели, может навсегда испортиться. Если влага проникнет внутрь объектива, линзы запотеют, и добиться нормальной работы устройства в течение некоторого времени будет невозможно.

Существует несколько классов защиты фотоаппаратов, позволяющей не беспокоиться о сохранно­сти техники при съемке. Самая простая (и недорогая) защита — «погодная». Обычно она встроена в камеры. Они, как правило, маркируются надписью Weather Proof и обеспечивают уверенную съемку под несильным дождем. Однако если такую камеру даже ненадолго погрузить в воду, она может выйти из строя.

Более серьезная защита называется Water Proof. Она позволяет вести подводную съемку. В настоящее время выпускается несколько моделей компактных цифровых фотоаппаратов, обладающих таким свойством. Эти камеры относительно недороги и позволяют получать подводные фотографии удовлетворительного качества (фото 15). Однако если вам требуются высококачественные снимки, лучше приобрести фотоаппарат более высокого уровня и подводный бокс, универсальный или предназначенный конкретно для вашей модели. Пригодятся и дополнительные источники света, но мы не будем описывать их, поскольку и так уже отклонились от темы.

Фото 15. Медуза. Снимок сделан компактной фотокамерой, имеющей водонепроницаемый корпус. Естественное освещение определяет цветовое решение фотографии. Задний план практически не различим из-за рассеяния и поглощения света в толще воды. Для съемки на большей глубине потребуется более серьезная защита аппаратуры и дополнительные источники света.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вода окружает нас на каждом шагу. Ограниченный объем публикации не позволяет нам рассказать о ней подробнее, однако общая картина, надеемся, у вас уже сложилась. Пробуйте новые приемы, о которых вы узнали. Подключайте фантазию. И, наконец, сознательно нарушайте усвоенные вами правила, ведь это один из возможных путей получения интересных и неординарных фотографий.

Фото автора, за исключением

фото 2 (Анастасия Ковалева),

фото 6 (Наталия Васильева),

фото 7 (za6ava.livejournal.com),

фото 10 (Анна Круглова, Ольга Аксенова),

фото 15 (Анатолий Екимикин).

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

AirPano - виртуальное путешествие для Samsung Smart TV
8 мая 2014
Новости

AirPano - виртуальное путешествие для Samsung Smart TV

Москва, 8 мая 2014 года — В магазине приложений Samsung Apps появился сервис AirPano. AirPano — это подборка уникальных виртуальных туров, состоящих из сферических панорам, снятых над самыми удивительными уголками планеты с высоты птичьего полета

Samsung подтвердил свою приверженность крупным формам, представив самый большой смартфон в мире
23 апреля 2016
Новости

Samsung подтвердил свою приверженность крупным формам, представив самый большой смартфон в мире

Москва, 20 апреля 2016 г. — Компания Samsung Electronics традиционно считается первопроходцем в производстве смартфонов с большими экранами. Пока многие компании недоумевали, зачем нужны такие устройства, линейка Samsung Galaxy Note уже вовсю завоевывала рынок.

Электронная запись облегчит гражданам России получение госуслуг
26 марта 2014
Новости

Электронная запись облегчит гражданам России получение госуслуг

Москва, 26 марта 2014 года. — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации запустит пилотный проект по предварительной электронной записи на посещение ведомств для получения государственных и муниципальных услуг. Такая запись будет действовать в рамках единого портала государственных услуг (ЕПГУ) и позволит гражданам посещать госучреждения в удобное время, что значительно сократит время на ожидание в очередях...

Внутриканальные наушники Rock jaw Resonate: гибриды с функцией британского хамелеона.
8 сентября 2017
Обзоры

Внутриканальные наушники Rock jaw Resonate: гибриды с функцией британского хамелеона.

Пойдет ли Brexit на пользу наушникам-гибридам? Вопрос, конечно, интересный, поскольку новые британские двухдрайверные гибриды от ROCKJAW AUDIO могут выйти из свободного хождения по европейскому рынку. Но мы от этого, думаю, только выиграем. Наших меломанов уже не удивишь наушниками, использующими в своей конструкции арматурный и динамический излучатель. Были случаи, когда производители умудрялись втиснуть в корпус внутриканальных наушников несколько арматурных и динамических драйверов, но такая плотность драйверов вовсе не гарантирует совершенный звук. А вот новые гибриды ROCKJAW AUDIO не только отлично сложены, они имею на борту пару драйверов в ухо (1 динамик и 1 арматурный ресивер) и очень приличное звучание с вкусовой подстройкой, причем, за вполне разумный ценник. Можете проверить вместе со мной.

HD PENTAX-DA 18-50mm F4-5.6 DC WR RE — новый влагозащищенный сверхкомпактный объектив
10 февраля 2015
Новости

HD PENTAX-DA 18-50mm F4-5.6 DC WR RE — новый влагозащищенный сверхкомпактный объектив

Ricoh Imaging представляет последнюю разработку HD PENTAX-DA 18-50mm — самый маленький объектив с уникальным механизмом сложения линз и оправ *. В парковочном положении его длина составляет всего 41 мм. В остальном это классический зум-объектив с пыле- влагозащитой, которая позволяет ему без проблем переносить сюрпризы погоды: снег, дождь, туман и пр.

Теcт камеры Nikon Z7
11 октября 2018
Тесты

Теcт камеры Nikon Z7

В сентябре мне посчастливилось протестировать новинку 2018 года от Nikon – полнокадровую беззеркальную камеру Z 7. И тест этот проходил в непростых условиях Исландии и Гренландии. В Исландии камера и вовсе сразу попала в бой. Я провел 10 дней в высокогорье под дождем и снегом при ветре 10-20 м/с. Вот мои впечатления.

Новая серия телевизоров с изогнутым экраном U9000 Samsung — полное погружение в реальность
16 апреля 2014
Новости

Новая серия телевизоров с изогнутым экраном U9000 Samsung — полное погружение в реальность

Москва, 15 апреля 2014 года — компания Samsung Electronics презентовала уникальную линейку телевизоров серии U9000, среди которых абсолютный лидер 2014 года — флагманская модель с изогнутым экраном Samsung UHD TV.

Panasonic LUMIX S1H: профессиональная производительность и безграничные творческие возможности.
28 августа 2019
Новости

Panasonic LUMIX S1H: профессиональная производительность и безграничные творческие возможности.

Компания Panasonic анонсировала новую беззеркальную камеру LUMIX S1H, о разработке которой было объявлено в начале июня на выставке CineGear 2019 в Лос-Анджелесе. Камера оснащена недавно разработанным полнокадровым сенсором с разрешением 24,2 Мп и поддерживает съёмку видео, отвечающего высоким стандартам кинопроизводства.

Рынок зеркальных камер Canon
15 июля 2012
Обзоры

Рынок зеркальных камер Canon

Новинки сезона зима 2011-2012 относятся исключительно к профессиональным камерам. Надо сказать, что традиционные зеркальные камеры всегда считались вершиной технических достижений, однако теперь становится очевидным, что некоторые их особенности на самом деле являются весьма спорными...

Цифровое видео
8 декабря 2004
Новости

Цифровое видео

JVC GR-DZ7 Видеокамера формата DV с двухмегапиксельной матрицей ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТИВ: 10х, F1,8—2,2 (f4,5—45 мм). СЕНСОР: CCD 1. 3,6 дюйма, 2,12 Мегапикселя. Эффективные пиксели — 1,23 Мпикс. (видеоизображение), 2,0 Мпикс. (фотоизображение). МОНИТОР: поликристаллический силиконовый цветной ЖКД 2,5 дюйма, 130 000 пикселей.