Калибровка проекторов Hi End: четыре столпа THX и соленый огурец с граненым стаканом…

Гуру THX ждали в Москве, как кудесника Копперфильда. И гуру приехали. По этому случаю в компании «Цифровые системы» состоялся совместный семинар дилеров JVC и инженеров ТНХ. Инсталляторы-профессионалы обсуждали, как правильно калибровать и настраивать проекторы Hi End. Мне тоже неслыханно повезло, столь редкое действие мне довелось увидеть собственными глазами.

Текст: Алексей Сорокин

 

Проекторы JVC Hi End получили сретификацию THX

 

Ликбез для тех, кто не сходит с ума от ТНХ

В нашей стране аббревиатура TXH знакома не многим. И еще меньше видеолюбителей знает, что это не только кнопка на пульте проектора или телевизора. Это целая система знаний, если хотите - философия идеального Hi End...

В качестве экспертов выступили:

  • Jon Cielo, инженер и участник разработки стандартов THX
  • Matt Severaid, старший менеджер по маркетингу THX

Заглянем немного в историю. Компания THX была создана Джорджем Лукасом после того, как он разочаровался в качестве передачи своих задумок в Звездных Войнах. Это было связано с плохой акустикой видеозалов, блеклыми картинками…

После этого Лукас решил разработать и внедрить стандарты в области качества звука и изображения. Таким образом, миссией THX является точная передача видения режиссера.

Почему возник логотип THX? Видимо, потому, что впервые этот стандарт был использован в фильме THX1138. Под «юрисдикцию» THX входят такие области, как профессиональные студии, кинотеатры, мобильные приложения, проекторы и дисплеи, домашние кинотеатры, BD диски, автозвук и даже видеоигры. THX имеет множество программ по сертификации. Но в этом обзоре в фокусе нашего внимание будут проекторы премиум-класса.

 

Под «юрисдикцию» THX входят такие области, как профессиональные студии, кинотеатры, мобильные приложения, проекторы и дисплеи, домашние кинотеатры, BD диски, автозвук и даже видеоигры.

А вы доверяете увиденному на экране?

Семинар выдался действительно интересный, потому что профессионалы в тончайших деталях обсуждали качество картинки в домашних кинотеатрах.

Со вступительным словом выступил Алексей Сокольский, продакт-менеджер JVC. Не секрет, что проекторы JVC — абсолютные лидеры в области натурального контраста. Так же стоит отметить восьмитоновую систему улучшения изображения, основанную на анализа пиксельной структуры картинки.

Мы уже публиковали подробные обзоры по топовой линейке JVC: он представлена тремя проекторами: DLA-X900RBE, DLA-X700RBE, DLA-X500RBE. Это Full HD проекторы, с возможностью проецирования с разрешением 4K (3840 x 2160 пикселей), достигаемым посредством оптического процессора с использованием технологии e-shift 3. Самое важное отличие между ними заключается в контрастности, которая у разных моделей разная — 150000:1, 120000:1 или 60000:1 (читайте сравнительный тест топ-линейки JVC).

Разумеется, на фоне Hi End зашла речь и о калибровке: насколько она актуальна в проекторах такого уровня? Трудно не согласиться с Алексеем Сокольским, который привел такое сравнение: было бы странно купить Porshe и ездить на глазах у изумленный публики на лысой резине. Покупая настоящий Hi End, не менее странно экономить на калибровке и не воспользоваться проектором на все сто: именно в такой техника есть практически не ограниченные возможности для настройки качества изображения.

А далее, можно сказать, разговор о настройке проекторов переместился в область мистики. Дело в том, что в изображении на экране есть вещи, которым мы верим без всяких вопросов, но есть и такие, которым мы верим с трудом или не верим вообще.

Главная задача изображения на экране — передать задумку режиссера. Для этого  объект попадает в кадр, двигается, действует, раскручивает сюжетную линию, иногда усиливая сценарий личным обаянием. То и дело меняется свет в кадре, мелькают цвета...

Если мы видим, как идет слон на экране, то ни на секунду в этом не усомнимся: слон он и в кадре слон. В этом случае есть безусловный эталон для визуального «фейс-контроля». Но наличие слона в кадре может оказаться недостаточным, чтобы передать все нюансы по яркости, свету и цвету — тут нужные более тонкие настройки…

Возьмем, к примеру, цветовую гамму. Разумеется, цветной фильм более реалистичен и приятен, чем черно-белый. Но суть не только в этом. Любой психолог скажет, что те или иные цвета влияют на наше настроение и на восприятие увиденного на экране. Недаром этот параметр называется цветовая температура. Ближе к синему — нам кажется, что в кадре похолодало, появились желтоватые тона, стало теплее и даже уютнее и т.д.

И вот тут стоит задуматься: а цвет, воспроизводимый проектором или телевизором, соответствует замыслу режиссера? Далеко не факт… Более того, мы никогда не узнаем так это или нет, если не предпримем специальных действий.

Повторим вслед за Алексеем Сокольским опыт с огурцами: представим свежий, зеленый огурец с ключевой водой в стакане и тот же натюрморт в исполнении соленого огурца и с такого же граненого стакана. У вас есть сомнения относительно крепости кристально чистого наполнения граненого стакана во втором варианте?

А ведь разница двух картинок — лишь в небольшом цветовом сдвиге, который полностью меняет восприятие происходящего на экране.

 

 

А теперь главный вопрос: что же хотел показать режиссер? Свежий огурец или соленый? Если братан на экране залпом опрокидывает граненый стакан и затем хрустит свежим огурцом — ну, явно же что-то накосячили с цветом: режиссер-то всегда солененьким закусывает…

 

Ощущаете на сколько важным может быть цвет?

Думаю, мало кто сомневается, что свет и освещенность имеет не меньшее значение, чем цвет. Именно освещенность определяет, видим ли мы что-то на экране и позволяет оценить нам объем объекта.

Современные сериалы, особенно милицейские и в жанре фэнтези, изобилуют сценами с низким уровнем освещения: в разного рода подвалах, в ночном лесу, в мрачных развалинах... Подобные сцены отличаются мизерной разницей в освещенности объекта-героя (или антигероя) и окружающей обстановки. Поэтому очень важно, чтобы проектор передавал тончайшие оттенки контраста в областях, близких к полным теням.

 

Для примера возьмем кадр из известнейшей трилогии Властелин колец. Приличные проектор покажет практически все детали в тенях.

 

А так выглядит то же самое изображение, если у проектора слишком мало контраста в темных областях. Как видим, тени превратились в темное, неразборчивое пятно.

Приведу еще один пример — относительно объема объекта: без света сфера превращается в обычный круг. Как только свет возвращается, круг снова становится сферой.

 

 

На третьем рисунке я немного поиздевался над кривой яркости и вот что получилось. Цвет остался неизменным, объект тоже, но как изменилось наше восприятие сферы!

Как и в случае с огурцом — то ли свежим, то ли соленым, с тенями у нас также нет никакого референса, поэтому остается верить только тому, что мы видим на экране.

Мораль сей басни такова: калибровка — единственное, что может дать вам подобие референса и уверенность в том, что вы видите именно то, что хотел донести до вас режиссер. И поверьте, удовольствие от просмотра видео на калиброванном устройстве вы получите значительно больше.

Кстати, можно выделить два различных принципа калибровки — это аппаратная и программная.

 

Программная калибровка

предполагает (часто полностью автоматически) создание цветового профиля для конкретного проектора в связке с экраном.

Плюсы: калибровка происходит, как правило, автоматически. Не требуется большого набора знаний для ее проведения.

Минусы: в этом случае необходимо иметь источник видеосигнала, работающий на операционной системе — например, компьютер, причем, способный работать с профилем цветности. Поэтому откалибровать программным методом домашний кинотеатр, получающий видеосигнал от BD плеера, не получится.

 

Аппаратная калибровка

предполагает изменение настроек в самом устройстве. Такой вариант так же имеет ряд плюсов и минусов.

Плюсы:

- Можно производить калибровку практически любых устройств вывода (проектор, ЖК-панель и т.д.) вне зависимости от источника.

- гораздо реже вызывает артефакты, присущие программной калибровке, например, на цветных полосах в черно-белом градиенте.

Минусы:

- качество калибровки будет зависеть от возможностей, заложенных инженерами устройства. Например, регулирование гамма-кривых на различных уровнях яркости встречались мне только в проекторах JVC.

- процесс калибровки крайне сложен и требует особых навыков. Если кратко — изменение одного параметра неизбежно приводит к изменению других. В такой динамичной системе найти искомую золотую середину безумно сложно, если вообще возможно.

Впрочем, есть еще кое-что кроме калибровки, что может обеспечить высочайший уровень изображения...

 

THX: идеальная картинка с одной кнопки?

Как же инженеры THX тестируют проекторы прежде, чем дать добро на заветную аббревиатуру на корпусе устройства?.

Проверка проводится по трем направлениям:

Цветопередача — оценивается точность воспроизведения первичных и вторичных цветов, контраста и т.д. Подробнее об этом читайте в нашем обзоре «Как выбрать проектор: рейтинг — антирейтинг параметров».

Подсветка по экрану — по краям и по центру изображения подсветка должна быть равномерной.

Динамические тесты — отслеживается наличие артефактов в различных динамичных сценах.

Отдельно хотелось бы остановится на моментах которые НЕ ПОДДАЮТСЯ КАЛИБРОВКЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

Это в первую очередь равномерность подсветки. На сколько это важно, судите сами

 

 

У дисплея, расположенного слева подсветка крайне неравномерна, изображение по краям будет сильно отличаться от центра, создавая виньетку. Сертифицированные дисплеи лишены этого недостатка изображения.

В качестве примера одного из динамических тестов можно привести тест на de-interlancing. Суть его такова — в кругу чередуются полосы из зеленых и красных пикселей, внутри этого круга летает серый кружок. На несертифицированном дисплее полосы пикселей сливаются в горчичный монолит, а на сертифицированном дисплее нет.

 

 

Таким образом, сертифицированный проектор обладает рядом свойств, которые качественно отличают его от других. Важно, что многие из параметров, проверяемых THX, не могут быть откалиброваны пользователем.

Однако, ради справедливости, стоит отметить, что если ваш проектор не имеет сертификации THX, это вовсе не означит, что аппарат совсем плохой. Отнюдь. Например, младшая модель топовой линейки JVC не имеет таковой, но от этого она не перестает быть отличным проектором.

Сертификация домашних кинотеатров зиждется на 4 столбах: помещение, система, оборудование, инсталляция

 

 

Важно, что в случае невыполнения одного из требований, говорить о домашнем кинотеатре THX не приходится.

Итак, первая колонна на картинке выше — это требования к помещению для инсталляции. Например, в кинозале не должно быть посторонних шумов. Если через стенку прослушивается кухня с бурным соседом или с неменее бурным телевизором в придачу с такой же тещей, то, увы, такое помещение подойдет для каких-нибудь других развлечений.

Также имеет значение форма комнаты и многое другое. На рисунке представлен пример расчёта различных параметров помещения, выполненных специалистами THX.

 

Система предполагает, что угол обзора экрана должен составлять 40-50 градусов. А также требования к расположению акустики — фронтальные колонки должны образовывать угол 45 градусов относительно слушателя, тыловые под 90 градусов к слушателю.

 

 

Выбор оборудования. Чтобы второй столб с той же картинки выше стоял как вкопанный, предполагается, что пользователь должен выбрать ВСЕ оборудование сертифицированное THX — аудиоресивер, усилитель, акустику, дисплей, проектор и т.д. в противном случае, ваш домашний кинотеатр нельзя будет сертифицировать под THX.

 

 

Инсталляция. Этот этап предполагает непосредственно установку и настройку оборудования, проверку его работы, а также калибровку. Вы не ослышались, калибровка  даже с THX оборудованием тоже необходима. Но в этом случае это то, что называется fine-tuning, то есть мельчайшие правки. Если хотите — полировка ножа, после его заточки.

Таким образом, если вы задумались о серьёзном домашнем кинотеатре, располагаете бюджетом и готовы ради этого изменить планировку дома, то вы можете обратиться к специалистам THX и они сделают все «под ключ». Стоит ли оно того? Вопрос на сколько вы эстет и ценитель. Следуя рекомендациям по созданию домашних кинотеатров, можно сделать свой домашний кинотеатр не на много уступающий сертифицированному.

Что касается широких масс, то такая сертификация явно не для всех. Хотя бы потому, что ни одна современная квартира типовой застройки не соответствует требованиям THX…

 



Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Представляем вашему вниманию две новинки от компании Bryston
16 ноября 2012
Новости

Представляем вашему вниманию две новинки от компании Bryston

Канадская компания Bryston анонсировала две новинки. Это цифровой-аналоговый преобразователь BDA-2 и аудиопроигрыватель BDP-2.

Миссис Кэмерон: без суетливой повседневности
12 января 2015
Обзоры

Миссис Кэмерон: без суетливой повседневности

В московском Мультимедиа Арт музее демонстрируется выставка фотографий легендарной Джулии Маргарет Кэмерон. Имя английской леди-фотографа известно любому, кто хотя бы поверхностно знаком с историей фотографии. Кэмерон не была профессионалом, то есть человеком, работавшим в студии с клиентами, или сотрудничавшим с государственными проектами, или каким-либо еще способом зарабатывавшим себе на жизнь фотографией. Это можно объяснить многими причинами. Во-первых, в силу социального положения, Джулии не нужно было работать. Во-вторых, если бы такая необходимость все же возникла, вряд ли она, женщина XIX века, выбрала бы фотографию в качестве средства заработка...

Необычный макрообъектив Laowa 24 мм f /14
11 октября 2018
Новости

Необычный макрообъектив Laowa 24 мм f /14

Объектив, разработанный компанией Venus Optics, позволяет приблизиться к объекту на очень близкое расстояние, а также вести съёмку в местах, которые труднодоступны для обычного макрообъектива. Он рассчитан на работу с полнокадровыми сенсорами и выпускается для креплений Canon EF, Nikon F, Sony E и Arri PL.

Снимаем видео на Nikon D500: автофокус и броуновское движение
27 сентября 2016
Видео

Снимаем видео на Nikon D500: автофокус и броуновское движение

При съемке видео режимов автофокуса также много, как и при съемке фото. Для фотографирования объектов, которые движутся хаотично и быстро, лучше всего использовать фокусировку по широкой зоне. В этом режиме камера старается держать в фокусе объекты в широком поле. Nikon D500 уверенно держит фокус, довольно редко перефокусируется.

Как переделать вспышку "Луч-70"
17 ноября 2003
Советы

Как переделать вспышку "Луч-70"

Вспышка на фотоаппарате давно уже стала обязательным аксессуаром, применяемым почти во всех видах и жанрах съемки. Времена, когда не студийная съемка со вспышкой неизменно ассоциировалась с вечными поисками розетки, путанием в проводах, расчетами и установкой необходимой диафрагмы и выдержки и другими мало относящимися к процессу съемки занятиями, уже прошли давно.

Обзор Full HD ЖК-телевизора с LED-подсветкой Sony KDL-32EX720
25 февраля 2013
Обзоры

Обзор Full HD ЖК-телевизора с LED-подсветкой Sony KDL-32EX720

Достоинства: богатый набор различных интерактивных функций, возможность детально подстроить на свой вкус параметры картинки, как, например, цветопередача. Недостатки: темный фон заметно светлеет при изменении угла просмотра, — больше, чем можно было бы ожидать.

Видеопутешествие по Северной Осетии-Алании с Александром Железняком
20 января 2016
Видео

Видеопутешествие по Северной Осетии-Алании с Александром Железняком

Александр Железняк — фотограф, амбассадор Nikon в России, главный редактор National Geographic Traveler. Вместе с Александром мы отправимся в Осетию. - Александр, почему вы выбрали Осетию для фильма Nikon о том, как снимать нашу страну? - Осетия у меня связана с детскими воспоминаниями. Был такой журнал «Советское фото» — однажды я увидел там репортаж из Северной Осетии: черно-белые фотографии, на которых полуразрушенные башни, горы, ущелья… Пять лет назад я ездил на съемки в Дигорское ущелье — и там было очень интересно и красиво. Это фактура, о которой у нас мало знают.

NEC расширяет границы возможностей при использовании видеостен: Дисплеи MultiSync® UN551S и MultiSync® UN551VS
29 августа 2016
Новости

NEC расширяет границы возможностей при использовании видеостен: Дисплеи MultiSync® UN551S и MultiSync® UN551VS

Москва, 26 августа 2016 г. — Компания NEC Display Solutions объявляет о пополнении своей линейки решений для видеостен двумя новыми дисплеями — MultiSync® UN551S and MultiSync® UN551VS. Новые 55-дюймовые модели позволяют улучшить однородность воспроизведения изображения и упростить инсталляцию. Новые дисплеи — идеально решение для создания больших поверхностей для визуального представления информации в торговых залах, общественных местах и ресторанах быстрого обслуживания, где динамичные визуальные образы очень важны для привлечения посетителей.

Видеообзор Canon PowerShot G16
20 ноября 2014
Видео

Видеообзор Canon PowerShot G16

Высокое качество съемки обеспечивает система Canon HS, которая включает процессор последнего поколения DIGIC 6 и светочувствительный сенсор BSI CMOS размером 1/1.7 дюйма с ячейками увеличенной площади, способными аккумулировать больше световой информации, чем обычные. Полученное с помощью Canon HS изображение отличает расширенный динамический диапазон, улучшенная передача полутонов, а также пониженный уровень цифрового шума при использовании высоких значений ISO.

DJ Monitor 5 — мониторные динамики «специально для диджеев» от Hercules
15 июля 2013
Новости

DJ Monitor 5 — мониторные динамики «специально для диджеев» от Hercules

Москва, 10 июля 2013 г. Новые активные мониторные динамики, предназначенные для микширования аудио, расширяют линейку диджейского оборудования от компании Hercules, лидера в секторе портативных MIDI-контроллеров. Эти устройства призваны четко удовлетворять требования диджеев к музыкальному творчеству и домашним студиям.