За всю свою историю что только ни использовало человечество для гигиенических процедур после посещения туалета: камни, бумагу, шелковую ткань, морскую губку и т.п., но во все времена и во всех цивилизациях вода оставалась единственным по-настоящему эффективным способом поддерживать в чистоте любые части тела. В наше время символом чистоты и личной гигиены стало биде, которое за один век прошло эволюционный путь от простой керамической чаши до высокотехнологического электронного устройства.
Унитаз-биде Geberit AquaClean Mera Classic подвесной, безободковый в комплекте с крышкой с системой плавного опускания и автоматического открывания, микролифт, сиденье с быстрым регулируемым подогревом.
От Древнего Рима до французских наездниц
Прообразом первых биде можно назвать небольшие (глубиной до25 см) мраморные ванночки, которые археологи нередко находят при раскопках частных домов в античных греческих и римских городах. Они располагались в небольших помещениях рядом с туалетными комнатами. Разумеется, такую роскошь могли себе позволить только богатые горожане. Посетители общественных римских туалетов довольствовались использованием намоченной морской губки.
С наступлением «Темных веков», когда любые гигиенические процедуры не приветствовались, традиции омовения после посещения туалета забылись. Их начали восстанавливать только с приходом Ренессанса (XV–XVI века). Примерно в эти времена во Франции в домах знати появились металлические или керамические ванночки небольших размеров. Для комфортной посадки их делали суженными посередине и заключали в деревянный каркас с четырьмя ножками. Такая конструкция и способ посадки «верхом» были очень похожи на детскую лошадку, которая по-французски называлась биде (bidet — «пони»). Вода в такое биде наливалась из кувшина или из какой-либо другой емкости.
Уже к XVII веку биде получили распространение во Франции и Южной Европе, а к XVIII веку и российское дворянство пристрастилось к гигиеническим процедурам с использованием такого предмета интерьера: один из них известен по жилым комнатам графа Н.П. Шереметева в Останкинском дворце.
Европейский стандарт
Лишь к началу XX века биде переместились из спален в туалеты и из керамических или металлических тазиков стали полноценной сантехникой: у них появился подвод холодной и горячей воды, слив в канализационную трубу. Также чашу начали помещать на цоколе, который по высоте был равен высоте унитаза.
Из-за отсутствия смесителей воду перед омовением предварительно смешивали в чаше. И только с массовым распространением смесителей биде приобрели почти современный вид: краны разместились на бортике чаши, а вода стала подаваться фонтанчиком из специального разбрызгивателя. В современных моделях с помощью специальной плавающей головки смеситель позволяет плавно настраивать температуру воды, ее напор и направление струи.
В странах Южной Европы стало стандартом расположение биде по соседству с унитазом. Это не раз приводило к конфузам советских туристов, которые, останавливаясь в европейских гостиницах, не знали, для чего использовать «второй унитаз».
В наше время биде стали обязательным пунктом в ассортименте для любого европейского производителя, выпускающего санкерамику. Они заимствуют все технологии, появляющиеся в унитазах. Например, первые подвесные унитазы появились в 1980-х годах. И фактически тут же были разработаны и подвесные биде, чтобы они не смотрелись чужеродно рядом с настенными унитазами.
Сейчас развитие унитазов и биде идет рука об руку. Так, известный немецкий производитель сантехники Keramag, входящий в Geberit Group, в каждую коллекцию оборудования, мебели и аксессуаров для ванной комнаты включает модели биде, выполненные в том же стиле.
Но даже сейчас на распространение биде очень сильно влияют местные культурные традиции. Например, в странах Южной Европы (Италии, Франции, Испании и Португалии), а также в странах Латинской Америки они практически повсеместны (в Аргентине и Уругвае биде стоят в домах около 90% жителей), а в Скандинавии, наоборот, пока еще редки.
От медицинских учреждений к массовому потребителю
У людей с изобретательским складом ума стоящие рядом унитаз и биде не могли не навести на мысль попробовать объединить эти два сантехнических прибора в одном изделии. В 1960-е годы первые гибридные модели появились в Швейцарии. Поначалу они предназначались для инвалидов и пожилых людей, которым трудно пользоваться туалетной бумагой для личной гигиены. Так что такие устройства в первую очередь стали распространяться как медицинское оборудование — по больницам и домам престарелых.
Так, американец Арнольд Коэн для своего отца, который из-за болезни не мог пользоваться туалетной бумагой, разработал специальную накладку на унитаз. Встроенный гигиенический душ подмывал сидящего человека струей подогретой воды и затем сушил потоком теплого воздуха.
В 1964 году Коэн запатентовал свое изобретение и наладил его производство. Однако в США его новинка под названием American Sitzbath не пользовалась большим успехом. Продавцы просто не умели продавать столь специфический и деликатный товар, а потенциальные пользователи краснели от смущения при попытке объяснить им преимущества подмывания. В результате патент был продан японским производителям.
В Японии, где были собственные многовековые традиции туалетной культуры, европейские унитазы и биде долго не приживались. Вплоть до конца XX века даже в крупных городах можно было обнаружить унитазы азиатского типа (для посадки на корточках) с гигиеническим душем. Однако с 1980-х гг., после создания моделей с электронным управлением, гибридные унитазы-биде начали набирать всё большую популярность. В результате сейчас не менее 75% квартир в Японии и до 60% городских жилищ в Южной Корее оборудованы подобными устройствами.
Новый стандарт гигиены
Европейские производители сантехнического оборудования также смогли заинтересовать гибридными моделями, совмещающими функции унитаза и биде, не только медицинские учреждения, но и рядовых пользователей.
Так, компания Geberit, лидер европейского рынка сантехники, в сотрудничестве с известным промышленным дизайнером Кристофом Белингом разработала подвесной унитаз с функцией биде Geberit AquaClean Mera Comfort. Эта модель сочетает в себе немало инновационных технологий.
Прежде всего, благодаря встроенным датчикам движения при приближении пользователя поднимается крышка и включается подогрев сиденья. Под устройством включается неяркая подсветка (пользователь может выбрать из семи вариантов цветов), чтобы в ночное время можно было не использовать яркий свет в туалете. Когда человек садится, автоматически активируется малошумная система удаления запахов. Она пропускает воздух из чаши унитаза через керамический фильтр и очищает от посторонних примесей.
Для омывания пользователь с помощью кнопок, расположенных сбоку унитаза или на дистанционном пульте может активировать встроенный гигиенический душ. Он выдвигается на необходимую длину и омывает тело водой, подогретой до комфортной температуры. Эффективная очистка достигается с помощью запатентованной технологии WhirlSpray — двух закрученных струй. Причем струи специально аэрированы (в них добавлены пузырьки воздуха), что снижает расход воды и делает процесс мытья более мягким и комфортным. После завершения омовения включается фен, который теплым воздухом осушает тело пользователя.
Для женской аудитории в конструкции предусмотрена дополнительная выдвигающаяся форсунка, расположенная под особым углом. Это так называемый дамский душ для омовения еще более нежных участков тела. Расположение и режим работы делают его ультрагигеничным, то есть защищенным от любых возможных загрязнений и обеспечивающим максимальную чистоту.
Нужно отметить, что вместо традиционного слива в AquaClean Mera используется инновационная технология смыва TurboFlush. Благодаря асимметричной геометрии чаши вода закручивается в виде водоворота, что уменьшает брызги и шум и улучшает эффективность смыва.
Если такая модель установлена с бесконтактными системами смыва, например Sigma 80, то даже нажимать клавишу нет необходимости — смыв запускается по взмаху руки.
Гигиена и экология
Итак, пройдя долгий путь развития, биде превратились в умные электронные устройства, очень комфортные в повседневном применении. Пользователи, которые впервые попробовали такие биде, быстро привыкают к очищению водой, так что те, кто пользуются биде регулярно, часто испытывают дискомфорт после туалетной бумаги.
Но в применении биде есть не только гигиенический, но и экологический аспект. Ради производства туалетной бумаги в России ежегодно вырубается около 10 тысяч гектаров леса. Повышение популярности биде и унитазов с функцией биде, которые весьма экономично расходуют только воду и электричество, может спасти от уничтожения огромные лесные угодья. Оставить леса нашим потомкам — разве не достойный повод отказаться от туалетной бумаги в пользу водных гигиенических процедур?
Комментарии