Фотообзор: Александр Абаза — фотограф и человек

В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Абазы «вываливались» из общего ряда советских фотографий: они были наполнены воздухом и светом, неповторимым стилем, хотя снимал он обычные для газетчиков его времени сюжеты: стройки, заводы, фабрики, парады.

 

Александр Абаза. Фото: А. Земляниченко

Александр Абаза. Фото: А. Земляниченко

 Олимпийские автобусы. Москва. 1980, июль. Фото: Александр Абаза.

Олимпийские автобусы. Москва. 1980, июль. Фото: Александр Абаза.

Александр Земляниченко

С Сашей Абазой я познакомился, придя в «Комсомолку» еще в 1980-м году, хотя с его работой в газете был знаком давно. Он как-то отличался от многих, и, конечно, его необычность бросилась мне в глаза, даже его своеобразная походка. Саша рассказывал, что в юности занимался гимнастикой, и действительно, я не помню его согнувшегося. Саша всегда ходил ровно, но в этом никогда не чувствовалось какой-то гордыни.

Работая вместе в штате «Комсомолки», мы часто засиживались допоздна, а то и за полночь. Мне было очень приятно и интересно всматриваться, как Саша работает, как отбирает материал, как кадрирует при печати свои фотографии, как старательно возится с каждым кадром, доводя композицию до совершенства. Многие Сашины фотографии по стилю исполнения были очень графичными и легко вставали в полосу газеты, будучи легко читаемыми и одновременно художественными. Саша почти всегда договаривался с верстальщиками, чтобы не рубить фотографию, а, подгоняя ее под газетную полосу, сохранить такой, какой он, Абаза ее видел.

Саша всегда был готов помочь и сам принимал мои советы, когда мы обсуждали ту или иную фотографию. Вспоминая с Сережей Кузнецовым те годы, мы называли время, проведенное в совместной с Сашей работе, «школой Абазы», давшей хороший толчок для собственного творчества.

Критиковать других Саша не любил, как-то уходил от этого, находя подходящие слова, чтобы не обидеть коллегу. Казалось, что Саша многое делал медленно. Как с теплым юмором называл наш коллега по «Комсомолке» Женя Успенский (ныне, увы уже покойный), Саша работал со скоростью «одна Абаза в час». Но это была скорость достоинства и чести, так называемого «качества Абазы». По-другому Саша не мог, даже если это было самой банальной фотографией. Его эстетство в работе фотографа заражало. Саша выделялся совершенно естественно, это было не напоказ. И это было прекрасной школой для меня.

Саша был свободен в своем творчестве, даже работая в ежедневной газете, и за это его многие ценили как профессионала.

Когда я ушел из «Комсомолки» в журнал «Советский Союз», у меня появилась возможность время от времени ездить вместе с Сашей в командировки (по заданию наших редакций). И это было просто здорово, это были его мастер-классы, как теперь это называют, для меня. День за днем мы работали с полной отдачей, соревнуясь в подаче идей. Помню, мы были с Сашей на БАМе (так называлась стройка Байкало-Амурской магистрали). Саша знакомил меня со своими, уже знакомыми ему героями стройки, и мы начинали жить вместе с этими людьми. Это были не только съемки, мы просто были вместе с этими прекрасными парнями, снимали их во время работы, делили досуг и вновь работали. Я видел, как тепло эти люди относились к Саше, а значит и ко мне, это было просто здорово!

Помню, как, когда моя жена была в роддоме, а я решил поклеить новые обои, Саша сказал: «Я помогу», — и пришел ко мне помочь. Конечно же, мы выпили, сын ведь родился, но дело сделали как-то легко и просто, без малейшего напряжения. А когда у моей жены умерла мама, Саша сказал, что его жена Зоя (Зося, как Саша ее называл) придет и поможет — так и случилось. Саша и Зоя были рядом. Конечно, часто ходить друг к другу в гости фотографам некогда, но все же иногда получалось, и мы с Ларисой бывали у Саши дома, и Саша с Зоей приходили к нам.

Ловлю себя на том, что пишу все в прошедшем времени… Да время — оно летит. Пролетает просто и быстро, но память человека, к счастью для нас, людей, хранит все, что происходило с нами, прекрасных людей, которые были рядом, которых нельзя забыть. К горлу комок подкатывает… Нельзя забыть, как Саша обычно представлялся, звоня по телефону: «Саня, это Саша Абаза», — хотя не узнать его голос было невозможно… И еще одна фраза, которую я очень люблю, сказанную как-то далеко за полночь однажды, когда мы засиделись на работе, когда я уже собрался уходить и уже готовился попрощаться: «Саня! (это Саша ко мне обращался) А поговорить?», — и, конечно же, мы просидели за разговором о профессии, о любимой фотографии еще долго.

Вскоре после похорон Саши я снимал показ моды в Москве. Сидели рядом с Димой, сыном Саши. Он во многом напоминает мне Сашу, хотя внешне трудно сказать, на кого он похож больше: на Сашу или на Зою, да и так ли это важно, Абаза- то продолжается!

Владимир Богданов

Саша был красив во всем!

В этом году исполнилось ровно 40 лет нашему знакомству с Сашей Абазой. Постепенно это многолетнее знакомство переросло в тесную дружбу, которой я очень дорожил и дорожу сегодня.

Вспоминаются несколько эпизодов, которые красноречиво говорят, каким другом был Абаза, да и просто красивым человеком во всем.

Я не помню точно, в каком году случилась эта новогодняя история…

31 декабря. Самый любимый из всех праздников. А тут — семейные неурядицы (мягко говоря), нелады на работе… Настроение убийственное. Сижу дома один, никому не нужный, и от жалости к себе, любимому, едва не рыдаю. Вдруг телефон — звонит Абаза, поздравляет с наступающим, понимает, что я пребываю далеко не в самом новогоднем настроении, и приказывает (точнее слова не подобрать) плюнуть на все, быстро собраться и ехать к нему. До Нового года оставались считанные минуты, а ехать на метро предстояло от Чистых прудов до Юго-Западной, да еще с пересадкой на автобус. Ровно в полночь поезд останавливается, машинист поздравляет своих пассажиров с наступившим Новым годом, и мы едем дальше.

В конце концов, я доехал. Сашино семейство: жена Зоя, сын Димка, дочка Машенька и фоксик Кузя — встретило меня так радушно, что я моментально забыл свою беспросветную тоску. И хорошее настроение не покинуло меня в эту подаренную Абазой новогоднюю ночь.

Еще раз повторюсь: Саша был красив во всем. В нем безошибочно угадывалась порода, его врожденный аристократизм меня всегда поражал. Помню, как первый раз он пришел ко мне домой. Я не знаю, откуда у нас появилась эта азиатская привычка — приходя в гости, разуваться в прихожей. Женщины, как правило, приносили с собой модельные туфельки, а мужики, находясь при «полном параде», надевали хозяйские шлепанцы или оставались в одних носках. Так и танцевали, если на вечеринках дело доходило до танцев.

В этот его первый визит я было приготовил для него тапки, но, к счастью, Зоя успела потихоньку меня предупредить, что Саша никогда не разувается, приходя в гости. И гостеприимным хозяевам своих паркетов и ковров приходилось великодушно прощать Абазе этот его «грех».

А еще Саша был доверчив, как маленький ребенок. Часто это качество хорошо характеризует взрослых людей.

Однажды я зашел к Абазе в «Комсомолку». Ему нужно было срочно проявить пленку, и мы закрылись в кабинке. А пока горел свет, я машинально прочел какой-то заголовок из «Огонька», который открытым лежал на увеличителе. Потом Саша выключил свет, чтобы зарядить пленку в бачок, а я также машинально произнес вслух то, что прочел при свете. Позже, когда завершились все манипуляции с пленкой в темной комнате, Саша снова включил свет, и я показал ему этот заголовок в «Огоньке». По-моему, он до последнего был уверен, что я был способен читать в кромешной темноте.

Особенно тесно мы сблизились с Сашей в последний год. Сблизили нас еще больше наши несчастья. Саша похоронил свою любимую жену, перенес эту утрату очень тяжело. Да и не перенес вовсе… И его, и меня ощутимо подкосило здоровье, но оба мы старались по возможности не расслабляться — ходили на выставки, даже участвовали в них иногда.

И этот снимок последний, где мы вместе на одной из выставок в галерее им. братьев Люмьер.

 

Наталья Ударцева

Двадцатый век забирает своих героев.

В марте тихо ушел из жизни прекрасный светлый человек, фотожурналист Александр Борисович Абаза.

Он родился в Ленинграде в 1934 году. После смерти матери был вывезен в 1942 году из блокадного Ленинграда в село Гагино Горьковской области. В 1948 году вместе с воспитывавшей его тетей переехал в Ригу. Окончил Рижский политехнический техникум, отслужил четыре года на флоте, работал инженером-конструктором на Рижском электромашиностроительном заводе и внештатным фотокорреспондентом газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». Участвовал в ежегодных выставках народной фотостудии «Рига». За снимок «Ожерелье реки» получил диплом III степени.

В 1969 году Абаза переехал в Москву и начал работать в газете «Советская культура», снимал представителей культуры, делал репортажи значимых культурных событий. В московской фотографической среде у него появился неформальный статус интеллектуального фотографа.

Через два года его пригласили в «Комсомольскую правду», в которой он проработает четверть века — до 1996 года.

В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Абазы «вываливались» из общего ряда советских фотографий: они были наполнены воздухом и светом, неповторимым стилем, хотя снимал он обычные для газетчиков его времени сюжеты: стройки, заводы, фабрики, парады.

Владимир Левашов, историк фотографии, в рецензии к выставке Абазы написал: «Зачастую снимки Александра Абазы выглядят так, будто знаешь их с детства. Даже если на самом деле никогда не видел. Есть в них что-то архетипическое, какая-то непрерывная формула стиля. До слез ностальгического, романтика которого родом из светлых 60-х, даже если конкретные изображения возникли десятилетиями позже. Профессиональная карьера Абазы начиналась именно в те годы, с работы для рижских газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». И печать стиля эпохи осталась в его снимках уже навсегда».

В 2001 году Александр Абаза стал обладателем Гран-при конкурса «Серебряная камера» (номинация «Архитектура»). В 2005 году в рамках программы «Классики российской фотографии» состоялась его персональная выставка в Московском доме фотографии.

В последние годы он старался не пропускать ни одного значимого фотографического события в Москве. Я часто видела его на выставках, поскольку знала его фотографии с детства. Он был добр ко мне и всегда откликался на мои просьбы. Подарил книгу своих фотографий. Но я не успела взять у него интервью. Все откладывала. Мне казалось, что он всегда будет…

 

Благодарим Дмитрия Абазу, который подготовил и предоставил фотографии Александра Абазы для публикации

 

 Гимнастки. Олимпиада-80. Фото: Александр Абаза.

Гимнастки. Олимпиада-80. Фото: Александр Абаза.

 Ново-Липецкий металлургический завод. 1973. Фото: Александр Абаза.

Ново-Липецкий металлургический завод. 1973 . Фото: Александр Абаза.

 Устремленные к небу. Март 1994. Фото: Александр Абаза.

 

Устремленные к небу. Март 1994. Фото: Александр Абаза.


Александр Абаза и Владимир Богданов. 2010 г.

Александр Абаза и Владимир Богданов. 2010 г.

 «Птичка». Ферма вантового моста. Рига 1992. Фото: Александр Абаза.

«Птичка». Ферма вантового моста. Рига 1992. Фото: Александр Абаза.

Луис Корвалан на Московской земле. Москва, Внуково-2. Декабрь 1976. Фото: Александр Абаза.

Луис Корвалан на Московской земле. Москва, Внуково-2. Декабрь 1976. Фото: Александр Абаза.

 

Строительство завода «Азовсталь». Жданов. Март 1973. Фото: Александр Абаза.

 

Строительство завода «Азовсталь». Жданов. Март 1973. Фото: Александр Абаза.

Рельсы «Азовстали». 1972. Фото: Александр Абаза.

Рельсы «Азовстали». 1972. Фото: Александр Абаза.

Стрела шагающего экскаватора. Рудник «Северный» Тургайского рудоуправления. Казахская ССР. Фото: Александр Абаза.

Стрела шагающего экскаватора. Рудник «Северный» Тургайского рудоуправления. Казахская ССР. Фото: Александр Абаза.

Гимнастки: Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади и Любовь Богданова. 1973. Фото: Александр Абаза.

Гимнастки: Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади и Любовь Богданова. 1973. Фото: Александр Абаза.

Орнамент. 1993г. Фото: Александр Абаза.

Орнамент. 1993г. Фото: Александр Абаза.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Nikon D5500: подавление шума в кадре
30 ноября 2015
Видео

Nikon D5500: подавление шума в кадре

Камера программными средствами смягчает шум ветра. В случаях, когда задув очень сильный, это не выручает, но на камере предусмотрен разъем под внешний микрофон, поэтому энтузиасты видеосъемки на DSLR все-таки смогут получить качественный звук в своих видео.

Компактная камера Canon PowerShot G16 всех вооружает профессиональными функциями
16 ноября 2014
Обзоры

Компактная камера Canon PowerShot G16 всех вооружает профессиональными функциями

Эта по-настоящему карманная камера намного превосходит обычные «мыльницы» по качеству съемки и обладает серьезным потенциалом, сравнимым с зеркальными камерами полупрофессионального класса. Она способна раскрыть свой потенциал в руках как опытного фотографа, творческой личности, так и новичка в фотографии.

Canon готовит замену беззеркальной камеры EOS M5
12 июля 2018
Новости

Canon готовит замену беззеркальной камеры EOS M5

Похоже, что Canon решила основательно сосредоточиться на сегменте беззеркальных камер. И прежде, чем анонсировать свои новые полнокадровые модели, компания может выпустить вторую версию APS-C камеры EOS M5. Согласно слухам EOS M5 Mark II может быть объявлена до сентября 2018 года.

Звука больше, гарантия дольше
27 мая 2019
Новости

Звука больше, гарантия дольше

Сюрприз от Ruark Audio: на все фирменные устройства, купленные с начала апреля, действует расширенная гарантия! Об исключительном качестве своей продукции вам расскажет абсолютно каждый производитель, но вот подкрепить слова делом смогут далеко не все. Компания Ruark Audio – достойный пример для подражания!

Sony готовит выход новой беззеркальной камеры.
28 апреля 2018
Новости

Sony готовит выход новой беззеркальной камеры.

Sony недавно зарегистрировала новую камеру под номером WW 771132 в агентстве по сертификации беспроводной связи. Камера имеет встроенный модуль Wi-Fi и Bluetooth и, согласно источнику, является беззеркальной моделью. Наиболее ожидаемыми на данный момент являются Sony a7S III и Sony a6700 и, возможно, что зарегистрированная камера является одной из них.

Manfrotto расширяет серию видеоштативов двумя новыми моделями
2 октября 2018
Новости

Manfrotto расширяет серию видеоштативов двумя новыми моделями

Компания Manfrotto расширила диапазон видеоштативов двумя новыми моделями CF с двойными ножками из углеродного волокна. Новые штативы являются идеальным решением для профессиональных видеооператоров, которые ищут надежную, жесткую и легкую конструкцию для установки оборудования.

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PL3 позволяет перейти в "системный" класс без особых потерь в портативности
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PL3 позволяет перейти в "системный" класс без особых потерь в портативности

Бюджетную серию Pen буквально зажали в тиски: с одной стороны, создавать ненужную конкуренцию старшей E-P3 нежелательно, с другой стороны, подпирают новая «младшая» и самая недорогая категория E-PM. Жесткие рамки сыграли во благо. В пределах модельного ряда Olympus E-PL3 оказалась настоящей золотой серединой: компактной, функциональной и сравнительно доступной.

Электронная книга Prestigio PER3274B: надоело читать - посмотри кино!
29 июня 2012
Новости

Электронная книга Prestigio PER3274B: надоело читать - посмотри кино!

Prestigio представляет удобный и компактный медиаридер с сенсорным дисплеем - PER3274B. Устройство порадует пользователей богатой функциональностью, полностью обновленным интерфейсом и доступной ценой. Медиаридер Prestigio PER3274B станет отличным выбором для пользователей, которые ищут устройство для чтения книг, просмотра видео и прослушивания музыки, но при этом не готовы отдавать внушительную сумму за Android-планшет.

Техника для нашей жизни!
31 декабря 2003
Новости

Техника для нашей жизни!

VITEK VT-4053 Домашний кинотеатр "в одной коробке" ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ: «кубики» сателлитной акустической системы данного кинотеатрального комплекта от Vitek идентичны. Сабвуфер имеет внушительный внутренний объем. Порт фазоинвентора, обрамленный хромированной рамкой, расположен на лицевой панели. По своему конструктивному исполнению сабвуфер напоминает многократно увеличенный «кубик» сателлитной акустики.

Обзор и результаты тестирования объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D
29 декабря 2016
Тесты

Обзор и результаты тестирования объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые модели каждой из трех новых линеек объективов (Art, Contemporary и Sport): Sigma A 35/1.4 DG HSM A1 Art, Sigma C 17-70/2.8-4 DC Contemporary, Sigma S 120-300/2.8 DG OS HSM Sport. Герой сегодняшнего обзора - Sigma Art 18-35/1.8 DC HSM – «самый светосильный массово производимый зум-объектив для зеркальных фотоаппаратов в истории фотографии», был анонсирован в апреле 2013, новинка стала первой моделью с переменным фокусным расстоянием в линейке объективов «Art». Объектив стоит особняком до сих пор и найти ему прямых конкурентов сложно: ближайшие аналоги, начинающие отсчет с f/2.8, «темнее» на внушительные 1 и 1/3 ступени.