Фотокритика

Раздел «Фотокритика» посвящен разбору и анализу фотографий, присланных в редакцию нашими читателями. В этом разделе как начинающие, так и опытные фотографы могут получить профессиональные рекомендации по вопросам практической фотосъемки, композиции и освещения.


Отправляя нам свои фотографии (размер 10×15 см, разрешение не ниже 250 dpi) по почте, не забудьте сделать пометку «Фотокритика». На оборотной стороне каждой фотографии напишите свои фамилию, имя, отчество и место жительства. Обязательно придумайте названия к своим работам.


Кроме того, укажите технические параметры: марку фотокамеры, объектива, экспозицию (выдержка, диафрагма), тип фотопленки, место и время съемки, характер освещения. Присланные фотографии не возвращаются.


Свои работы вы можете прислать и по электронной почте: rekst@inbox.ru.

Критерии оценки фотографии
Оценка ваших работ ведется по четырем критериям. Подробный разбор каждого из них поможет понять, из чего складывается общее восприятие фотографии.


Жанр фотографии
Любой снимок можно отнести к тому или иному жанру. Для дальнейшего разбора это необходимо, ведь каждый жанр имеет свои правила и законы раскрытия сюжета, построения кадра, освещения, применения тех или иных творческих и технических приемов.


Композиция фотокадра
Понятие «композиция» значительно шире и глубже, чем расположение главных и второстепенных элементов, тональных масс, линий в границах кадрового пространства в соответствии с определенными правилами. Это скорее просто конструирование кадра. А композиция возникает лишь там, где автор через конструкцию создает в фотографии определенный образ, настроение, закладывает тот или иной смысл или идею, выражает свое отношение к тому, что изображено на фотоснимке, а порой и за его пределами.


Вот что пишет В. А. Фаворский о композиции:
«… Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения».


Освещение
Основная задача освещения — изобразительная. Свет не только освещает кадровое пространство, прорисовывая объем и выявляя фактуру, но и создает определенное настроение, которое способствует раскрытию сюжета и выражению фотографом своих мыслей и чувств.


Техническое качество
Техническое качество фотоснимка складывается из ряда факторов, к которым относятся резкость, цветопередача, контрастность, отсутствие технических дефектов на изображении. Увлекшись решением творческих и композиционных задач, не забывайте об элементарном техническом качестве фотоотпечатка.

Евстюнина Маргарита «Избушка»

Жанр фотографии
Работу можно отнести к такому направлению, как жанр в архитектуре.


Традиционный жанр рассказывает о повседневной, мало чем примечательной жизни людей. Но и дома живут своей жизнью. Они также старятся, испытывают трудности, «общаются» между собой, помогают друг другу не упасть. Да и по тому, как выглядит дом, можно судить и о жизни людей, живущих или живших в нем. Такие сюжеты непросто увидеть: надо обладать фотографическим зрением и чувством кадра.


Композиция фотокадра
Что же касается композиции фотографии, пожалуй, она не совсем удачна. Вертикальное кадрирование в данном случае ничем не оправдано. Во-первых, оно сузило пространство. Дом слева можно было показать в большей степени. Во-вторых, в середине кадра имеется вертикальная линия, образованная стеной дома, что ведет к делению фотоснимка на две части. И, в-третьих, фотография имеет неоправданно большой, неинформативный, пустой передний план.

Горизонтальное кадрирование было бы более интересным: из кадра ушел бы пустой передний план. Дом слева можно было показать полностью. Он занял бы большую часть кадра, и тем самым усилился бы контраст между маленькой избушкой и стоящей рядом с ней двухэтажкой, кажущейся большой рядом с ней. Исчезла бы симметрия кадрового пространства. Фотография стала бы еще интереснее. Было бы видно, какой жизнью живет соседний с избушкой дом.


Окна дома образовали бы в кадре линейный ритм, который был бы противопоставлен нелинейному ритму. Ритму, образованному деревом, раскинувшим свои ветви над маленьким домиком, как бы оберегая и защищая его. Ведь скорее всего они ровесники.


Освещение
Фотосъемка велась в пасмурную погоду. Освещение светотональное. Такой свет как нельзя лучше подчеркивает и усиливает грустное настроение, которое создает эта фотография.


Техническое качество
Фотоснимок имеет отличное качество. Особенно хочется отметить высокое качество черно-белого изображения, очень хорошо подходящего к данному сюжету.


Резюме
Работа заслуживает хорошей оценки. Композиционные просчеты не дали в полной мере раскрыть и показать на фотоснимке этот очень интересный сюжет.

Агапова Надежда. «Груши и яблоки»

Жанр фотографии
Фотоснимок относится к жанровой фотографии. Продавца в кадре почти не видно, он спрятался в тень от жары, но его присутствие ощущается довольно хорошо. Этому способствует открытая дверь машины.


Композиция фотокадра
Композиция построена на цветовом акценте. Красный плакат, разноцветные ведра на общем серо-зеленом фоне сразу привлекают внимание к главному (импровизированному прилавку). Главное же смещено в левую часть кадра. Получилась неуравновешенная композиция, внутреннее равновесие в которой достигается за счет деревенских крыш, окутанных жарким удушающим маревом.


В целом композиция удачная и завершенная.


Освещение
Освещение светотеневое боковое. Если бы не дымка, контрастность была бы высокой.


Техническое качество
Качество фотоснимка хорошее. Отличная цветопередача.


Резюме
Фоторабота заслуживает отличной оценки.

Лунев Александр «Силуэты»

Жанр фотографии
Работа относится к жанру пейзажа, выполненного в черно-белой тональности.


Композиция фотокадра
Силуэты дерева и церкви в противоположных частях кадра создают симметричную композицию. Для такой композиции характерно наличие двух одинаковых по значимости элементов, между которыми необходимо создать прочные связи. В данном случае действует принцип подобия. В правой и левой частях фотографии — силуэтные изображения. Помимо этого светлая полоса стелющегося по земле тумана объединяет эти два композиционных элемента.


Освещение
Фотосъемка велась на рассвете. Солнце еще не взошло, подсвечено только небо. Это и привело к получению силуэтного изображения.


Техническое качество
Замечаний нет. Техническое качество хорошее.


Резюме
Работа заслуживает отличной оценки.

Евграфова Дарья «Портрет»

Жанр фотографии
Фотоснимок относится к жанру фотопортрета.


Композиция фотокадра
По масштабу изображения перед нами головной портрет. Лицо девочки находится в центре кадра. Композиция центровзвешенная. Избрано горизонтальное кадрирование. Такая кадрировка не характерна для головного портрета: как правило, используют вертикальную. Однако наклон головы девочки делает такое кадрирование вполне обоснованным.


Освещение
Фотосъемка велась в помещении, использовался свет от окна (это хорошо видно по отражению окна в глазах девочки). Такое освещение можно назвать светотональным. Его формирует широкий направленно-рассеянный световой поток. Направление освещения фронтальное. Фронтальный световой поток создает на лице девочки бестеневое освещение. Пространственные объемы лица не выявляются. Зато глаза девочки получились огромными, сразу привлекающими к себе внимание.


Техническое качество
Фотография очень хорошего технического качества. Замечаний нет.


Резюме
В фотопортрете очень важны композиция и освещение. Но следует понимать, что правильная композиция и грамотное освещение еще не гарантируют получения фотопортрета. Главное в портрете?— передача характера, настроения, создание образа. За изображением лица портретируемого должны прочитываться его мысли и чувства. В этой работе Вам это удалось. В огромных голубых глазах девочки — целый мир ее чувств и мыслей. Отличная оценка.

Склярова Александра «Воздушный парад»

Жанр фотографии
Фотоснимок относится к жанру репортажа.


Композиция фотокадра
Композиция диагональная. Диагональ?— это самая активная линия в кадровом пространстве. Движение по диагонали наиболее динамичное и активное.


Фотографию часто называют остановленным мгновением. Но это не значит, что внутри кадра не должно быть динамики. Ощущение движения обязательно. И этому очень часто способствует диагональ.


Вообще диагоналей в композиции бывает две: одна нисходящая, другая восходящая. В данном случае самолеты движутся по восходящей диагонали.


Перед фотографом, снимающим движущиеся объекты, всегда стоит задача сохранить движение в кадре. Для этого существуют разные приемы. Помимо направления движения по диагонали рекомендуется по ходу движения оставлять пустое пространство. На фотоснимке самолет упирается в границу кадра, движение как бы останавливается. Но движение можно показать и за счет его следа.


Фоторабота является хорошим примером того, что движение можно передать в кадре при помощи следа.


Освещение
Фотосъемка велась в пасмурную погоду. Освещение светотональное. На фоне светлого неба видны только силуэты самолетов. Это характерно для такого освещения.


Техническое качество
Качество фотоснимка хорошее. Небо получилось проработанным.


Резюме
Фоторабота заслуживает отличной оценки.

Илюхин Иван «Соперники»

Жанр фотографии
Работа относится к жанровой фотографии.


Композиция фотокадра
Создана симметричная композиция. Для нее характерно наличие двух одинаковых по значимости композиционных элементов (кот и игрушечная собака). Для симметричной композиции очень важна целостность, то есть два элемента должны иметь прочные связи между собой. И в данном сюжете эти связи есть. Видно, как игрушечный пес и кот «выясняют отношения». Это смысловые связи.


Освещение
Освещение светотеневое. Солнечный свет отлично выявил фактуру и форму игрушки.


Техническое качество
В целом качество фотоснимка хорошее, за исключением нерезко получившегося кота. Видимо, это произошло из-за относительно длительной выдержки, не соответствующей динамичному движению животного.


Резюме
Самое ценное в этой фотографии?— пойманное мгновение. Фотограф сумел нажать на спуск затвора в самый яркий эмоциональный момент. И это настоящая удача!
Работа заслуживает отличной оценки.

Букина Татьяна «Весенние ритмы»

Жанр фотографии
Перед нами фотоэтюд, в котором автору удалось создать весеннее настроение.


Композиция фотокадра
Снимок интересен и композиционным решением. Прежде всего эта композиция построена на сочетании линейных и нелинейных ритмов. Эти ритмы заполняют все кадровое пространство, главное в данном фотоэтюде выделить сложно. Главное здесь?— предчувствие весны, весенний воздух, пронизывающий всю фотографию. Это ощущение складывается за счет ультрамаринового неба, на фоне которого причудливыми узорами раскинулись ветви дерева с греющимися на солнце голубями.


Часть здания с линейным ритмом окон в правой части кадра создает линейную перспективу, придающую кадру иллюзию глубины пространства.


Освещение
Фотосъемка велась в солнечный ясный день. Освещение светотеневое. Именно характер освещения создает в кадре весеннее настроение.


Техническое качество
Замечаний по техническому качеству фотоснимка нет.


Резюме
Работа заслуживает отличной оценки.

Кондратьева Мария «Геометрический этюд»

Жанр фотографии
Фотоснимок можно отнести к макропейзажу. На первый взгляд, это фрагмент пейзажа, отраженного в воде. На самом деле получилась абстрактная фотокартина с конструктивистскими мотивами.


Композиция фотокадра
Композиция с равномерным распределением равнозначных композиционных элементов по всей площади кадра. Прежде всего в этой фотографии привлекают внимание абстрактные геометрические фигуры, образованные поломанными стеблями тростника, отраженными в воде. Создается впечатление, что это листок из школьной тетради по геометрии нерадивого ученика.


Освещение
Фотосъемка велась в пасмурную погоду. Освещение светотональное.


Техническое качество
Качество фотоснимка хорошее. Диафрагмирование объектива позволило создать большую глубину резко изображаемого пространства, что было важно для такого сюжета.


Резюме
Очень интересная фотография! Автор сумел разглядеть в обычной луже абстрактную картину. Отличная оценка.

Степанова Наталья «Свет»

Жанр фотографии
Фоторабота относится к интерьерной фотосъемке.


Композиция фотокадра
Перед нами пример нижнего ракурса, отличительной чертой которого являются перспективные сходы вертикалей и укорачивание вертикальных линий.


Термин «ракурс» происходит от французского raccourcir, что в буквальном переводе означает «укороченный», «сокращенный». Следует понимать, что термин «ракурс» нельзя применять к любым точкам фотосъемки и любым фотографиям. Ракурс бывает двух видов: нижний и верхний. И возникает он при двух условиях. Первое?— это близкая точка, второе?— наклон фотокамеры по отношению к снимаемому объекту. Во всех остальных случаях ракурс не возникает.


Освещение
Освещение при интерьерной фотосъемке имеет первостепенное значение. Одним из главных правил при интерьерной фотосъемке является сохранение и передача на фотографии освещения, присущего данному интерьеру. Ведь под интерьером следует понимать не только внутреннее пространство архитектурного сооружения, но и то освещение, которое является неотъемлемой частью интерьера. В данном случае автору это удалось.


Техническое качество
Фотографии не хватает резкости. Для интерьерной съемки это очень важно. Необходима большая глубины резко изображаемого пространства.


Резюме
Работа заслуживает хорошей оценки.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотообъектив HD PENTAX-DA 20-40mm F2.8-4ED Limited DC WR - это первый объектив с переменным фокусным расстоянием, принадлежащий к легендарной серии
7 ноября 2013
Новости

Фотообъектив HD PENTAX-DA 20-40mm F2.8-4ED Limited DC WR - это первый объектив с переменным фокусным расстоянием, принадлежащий к легендарной серии

RICOH Imaging Company , LTD. рада объявить о выпуске объектива HD PENTAX-DA 20–40 mm F2.8-4ED Limited DC WR, предназначенного для цифровых камер с байонетом К. Это первый объектив с переменным фокусным расстоянием, принадлежащий к легендарной серии Limited, славящейся своим высочайшим оптическим качеством, уникальным характером рисунка каждого объектива, который невозможно описать никакими техническими характеристиками...

Портативная Bluetooth колонка LG PH1: звук повсюду
14 ноября 2016
Новости

Портативная Bluetooth колонка LG PH1: звук повсюду

МОСКВА, 14 ноября 2016 г. — Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке портативную компактную Bluetooth колонку PH1. Отличительными особенностями колонки являются объемное звучание 360°, встроенный аккумулятор, малый вес (0,19 кг) и атмосферная подсветка.

"Я живу в башне из слоновой кости"
23 июня 2004
Обзоры

"Я живу в башне из слоновой кости"

Ральф Гибсон и Игорь Потоцкий, Москва, апрель 2004. Фото: А.Мелихов Москва, суббота, время — 10.00. Ральф Гибсон проводит мастер-класс для русских фотографов. Ральф Гибсон снимает очки, вздыхает и складывает руки на груди. Надевает очки, опирается подбородком на руки и тоскливо глядит в окно. Снимает очки, нервно теребит их длинными пальцами и глядит в потолок.

TRENDnet представляет две уличные сетевые камеры с защитой от экстремальных погодных условий
11 ноября 2014
Новости

TRENDnet представляет две уличные сетевые камеры с защитой от экстремальных погодных условий

Компания TRENDnet объявляет о поступлении в продажу двух высокопроизводительных уличных сетевых камер с поддержкой HD и PoE и защитой от экстремальных погодных условий.

ONYX BOOX Caesar – доступный букридер с экраном E Ink Carta с функцией подсветки
27 октября 2016
Новости

ONYX BOOX Caesar – доступный букридер с экраном E Ink Carta с функцией подсветки

Москва, 27 октября 2016 года. - Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины и Беларуси, представляет ONYX BOOX Caesar. Новая модель оснащена экраном E Ink Carta с функцией встроенной подсветкой MOON Light. На данный момент букридер является самым недорогим устройством в линейке ONYX BOOX с экраном E Ink Carta с функцией подсветки.

Практика Антона Агаркова. Съемка ремесел
30 ноября 2018
Советы

Практика Антона Агаркова. Съемка ремесел

Мастера в чем-то подобны богам. Из простейших вещей они способны создать невероятные произведения искусства. Но как снимать так, чтобы передать эту магию творчества? Давайте разбираться.

Проектор Vivitek Qumi Q7: луч света из «королевства микрозеркал»
4 февраля 2014
Обзоры

Проектор Vivitek Qumi Q7: луч света из «королевства микрозеркал»

Телевизоры, признаюсь, в последние годы я менял, как перчатки. И каждый раз в глубине души надеялся на сверхъестественное чудо-техники. Но чуда не случалось, как выяснялось – и экран опять маловат, и «ящик» тускловат… И вот однажды ко мне сама пришла революционная мысль: а не заменить ли телевизор на проектор? Эта мысль, как заноза… И вот теперь есть шанс, что она материализуется - в образе проектора Vivitek Qumi Q7. Так что я душевно рад, что именно эта модель попала мне в руки для обзора: покрутим, попользуем и сделаем выводы как на духу.

TV Connect Industry Awards 2013: медиаплеер Dune HD Connect — «Лучшее пользовательское устройство»
22 марта 2013
Новости

TV Connect Industry Awards 2013: медиаплеер Dune HD Connect — «Лучшее пользовательское устройство»

Компания Dune HD, один из мировых лидеров в производстве медиацентров и универсальных приставок для просмотра видео и программ цифрового телевидения, отмечена престижной наградой «TV Connect Industry Awards» в номинации «Лучшее пользовательское устройство». Медиаплеер Dune HD Connect привлек внимание компетентного жюри уникальными для устройства такого миниатюрного размера функциональными возможностями и отличным качеством изображения и звука.

DVD идут на рекорд!
31 декабря 2003
Новости

DVD идут на рекорд!

Совсем недавно возможность смотреть кино на DVD была привилегией лишь тех, кто в погоне за длинным рублем побил все рекорды скорости и сумел-таки ухватить за хвост птицу финансового счастья. Даже кино на дисках стоило сумасшедших денег, что уж говорить про сами DVD-плееры, которые в магазинах пылились, как в музеях, — подходить было страшно: иная модель стоила, как Моне в подлиннике! Сегодня фильмы в формате DVD стали дешевле видеокассет, а проигрыватели сделались доступными самым широким слоям населения.

Обзор мультимедийного LCoS-проектор Canon XEED WUX5000
19 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного LCoS-проектор Canon XEED WUX5000

XEED WUX5000 — один из немногих представленных на рынке инсталляционных проекторов, выполненных на основе LCoS-технологии. От более распространённой 3 LCD-технологии она отличается тем, что для создания картинки применяются не просветные ЖК-матрицы, а отражающие — с кристаллами на силиконовой подложке. Одно из преимуществ LCoS-панелей в том, что зазоры между отдельными пикселями меньше, чем в ЖК-панелях, а значит, не возникает эффекта «сетки».