Фотокритика

В рубрике «Фотокритика» мы проводим критический разбор читательских фотографий, присланных в адрес редакции. Ориентирован этот раздел как на начинающих, так и на уже опытных фотолюбителей. Направив в адрес редакции свои фотографии, читатели могут не только увидеть их на страницах нашего журнала, но и получить своеобразные рекомендации по вопросам фотокомпозиции и освещения. Очень важно, чтобы читатель изначально сам критично подошел к своей работе и подумал: действительно ли это фотография, а не кусок проэкспонированной фотобумаги, и стоит ли выставлять ее на всеобщее обозрение.

Для того, чтобы ваши работы попали в рубрику «Фотокритика», необходимо прислать в адрес редакции 1—3 фотографии разных жанров. На конверте сделайте пометку «Фотокритика». На оборотной стороне каждой фотографии напишите фамилию, имя, отчество, место жительства, название фотоснимка. Кроме того, желательно указать технические параметры: марки фотокамеры и объектива, экспозицию (выдержка, диафрагма), тип фотопленки, место и время съемки, характер освещения. Присланные фотографии не возвращаются. Свои работы вы можете прислать и по электронной почте: info@yurkoffoto.ru или marchenko@potrebitel.ru.

Критерии оценки фотографий

Оценка ведется по четырем критериям. Каждый из них имеет важное значение в общем восприятии и оценке работы.

Жанр фотографии

С самого начала очень важно определить жанр фотоснимка. Ведь каждый жанр имеет свои законы по раскрытию сюжета, построению кадра, освещению, применению тех или иных творческих и технических приемов.

Композиция фотокадра

Понятие «композиция» значительно шире и глубже, чем расположение тональных масс, линий, главных и второстепенных элементов в границах кадрового пространства согласно определенным правилам. Это скорее просто конструирование кадра. Композиция возникает лишь там, где фотограф через конструкцию создает в фотоснимке определенный образ, настроение, закладывает идею, выражает свое отношение и мысли к тому, что изображено на фотографии. А в некоторых случаях и за его границами.

Вот что пишет о композиции П. Руссо: «Композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передал отзвуки, которые они вызывали в нашей душе».

Освещение

Основная задача освещения — изобразительная. Важно с помощью света не только прорисовать объемы и выявить фактуру, важно создать в кадре определенное настроение, которое способствовало бы раскрытию сюжета и выражению фотографом своих мыслей и чувств.

Техническое качество

Техническое качество фотографии складывается из ряда факторов, к которым относятся резкость, хорошая проработка теней и светов, правильная цветопередача, отсутствие дефектов на изображении. Увлекшись решением творческих задач, не забывайте об этом.

Преподаватель фотоотделения специальности «Техника и искусство фотографии» Московского политехнического колледжа имени Моссовета Ю. В. ЮРКОВ

«Смотрины»

Олег Ревизонский, Ставрополь

Жанр фотографии

Сюжет относится к жанровой фотографии. Вы сумели увидеть и сфотографировать довольно интересный момент. Ваш снимок выделяется среди подобных по сюжету, благодаря главному герою сюжета — коту. Красивый, белый, ухоженный кот, с довольно надменным выражением мордочки и горделивым взглядом. Чувствуется, что он знает себе цену и гордится собой. Название снимка вполне подходящее. Кот выставил себя напоказ в окне, как в витрине магазина.

Композиция фотокадра

Безусловно, главным в кадре является кот. Он красив и привлекает к себе внимание. Хочется подолгу его рассматривать. Но некоторое несовершенство композиции как раз мешает этому. В сюжете интересен взгляд кота, выражение его мордочки, его надменный вид. Более крупный план и включение в кадр только одной половины окна с котом позволили бы создать более лаконичный и завершенный фотоснимок.

В данном случае фотография в единое целое не складывается. Рама окна делит ее на две не связанные между собой части. Помимо этого рама чрезмерно бросается в глаза и привлекает к себе внимание за счет массивности, яркости и четко выраженного вертикального ритма. Возникает своеобразная конкуренция между главным и второстепенным элементами композиции.

В другой половине окна — ваза с букетом. Связи между котом и вазой также не просматривается. Фотограф, видимо, обратил на это внимание и попытался композиционно, с помощью цветовых акцентов связать две половины окна в единое целое. На выполненном в черно-белой стилистике фотоснимке с помощью компьютерной программы автор раскрасил в желтые и красные цвета небольшие детали изображения (глаза, цветы, листья). В результате появилась определенная связь между правой и левой частями кадра. Однако прочности этой связи все же недостает, чтобы противостоять мощной, ритмичной вертикали в центре фотографии.

Освещение

Пространство снимка освещено мягким, пластичным светом. Этот свет отлично выявил и проработал фактуру белой шерсти кота.

Техническое качество

Качество фотографии отличное.

Резюме

Фотоснимок заслуживает хорошей оценки.

«По ступенькам»

Максим Богданов, Геленджик

Жанр фотографии

Перед нами фотографическая зарисовка. В общем-то ни чем не примечательный сюжет — по ступенькам спускается девочка.

Композиция фотокадра

Тем не менее фотография обращает на себя внимание за счет ритмического ряда, образованного ступеньками. Ритм всегда заставляет более подробно вглядеться в снимок. Правда, увидеть в этой фотографии какое-то внутреннее содержание вряд ли возможно. У ритмического ряда здесь одна задача: создать иллюзию движения внутри кадрового пространства. Фотограф запечатлел девочку в характерной фазе движения. Видно, что она довольно энергично спускается по лестнице. Ритм ступенек еще больше усиливает динамику. Но мощное, заданное ритмом движение девочки тормозится за счет расположения героини в геометрическом центре кадра. Центровзвешенная композиция очень статична и способна остановить даже такое энергичное движение. Чтобы этого не произошло, необходимо было оставить больше кадрового пространства по ходу предполагаемого движения девочки, нежели за ее спиной.

Освещение

Освещение светотональное, бестеневое.

Техническое качество

Качество фотоснимка хорошее. Резкость и цветопередача в норме.

Резюме

Фотография заслуживает хорошей оценки. В дальнейшем больше внимания уделяйте композиционному размещению движущихся объектов в кадре.

«Окно жизни»

Николай Дементьев, Смоленск

Жанр фотографии

Название «Окно жизни» точно передает содержание фотоработы. Перед нами — снимок философского склада. Содержание фотографии располагает к размышлениям о течении времени, бренности человеческой жизни.

Композиция фотокадра

Именно композиция помогает раскрыть внутренний смысл фотографии. Переплет рамы делит окно на несколько отдельных частей, в которых за счет отражения и бликов образуются необычные абстрактные картины. Каждая из этих картин повествует о разных этапах жизни человека (бабушки, находящейся в левой нижней части снимка). Квадрат окна, в котором находится бабушка, является как бы последним этапом ее жизненного пути. Она находится в задумчивой позе и как бы окидывает взглядом всю свою жизнь, вспоминая отдельные ее этапы. Кажется, что абстрактные картины, образованные отражением в стекле, превращаются в ее мыслях в конкретные воспоминания, понятные только ей. Недостатком фотографии является кадрировка фотоснимка, — кажется, что снимок неаккуратно обрезан после печати. Все-таки надо было выбрать более общий план и включить целиком окно в кадр с частью старой фактурной стены. Это подчеркнуло бы в кадре ощущение времени.

Освещение

Ровный мягкий свет не создает высокого контраста и глубоких теней и в то же время хорошо выявляет фактуру старого дерева.

Техническое качество

Фотография имеет хорошее техническое качество.

Резюме

Фотоснимок заслуживает отличной оценки.

«Как хороши, как свежи были розы»

Сергей Кардашов, Пенза

Жанр фотографии

Перед нами — макрофотография, причем название фотоснимка говорит само за себя.

Композиция фотокадра

Автором был выбран крупный масштаб изображения. В результате отлично передана фактура цветка и капельки росы на его лепестках. Макросъемка в данном случае, безусловно, оправдана. Для того чтобы зритель составил представление о каком-либо объекте фотосъемки, не обязательно целиком включать его в кадр. Достаточно крупно сфотографировать наиболее интересный, яркий, выразительный элемент целого. И этот фрагмент даст полное представление об объекте.

Цветок розы занимает практически все кадровое пространство и расположен в центре. В результате получилась центровзвешенная композиция. Такая композиция статична. Но в данном случае это допустимо, так как главное в этом снимке — красота цветка с капельками росы, которую зритель ощущает физически.

Освещение

Цветок освещен мягким, пластичным светом. Это светотональное освещение. Оно отлично выявляет бархатистую фактуру лепестков цветка розы и капельки росы. Автор не применял фотовспышку в качестве дополнительной подсветки. Это решение оправдано, так как иначе свет от вспышки отразился бы в капельках росы и образовались бы блики. В результате разрушилась бы интимная атмосфера утра и ощущение нетронутости природы.

Техническое качество

Фотоснимок отличного технического качества.

Резюме

Работа заслуживает отличной оценки.

Вы заметили и сумели передать в своей фотографии красоту цветка и свежесть утренней росы.

«Зимний пейзаж»

Татьяна Павлова, Москва

Жанр фотографии

Фотограф создал замечательный сельский зимний пейзаж в черно-белой стилистике. В фотографии передан образ русской провинции.

Композиция фотокадра

Фотография достаточно контрастная, преобладают черные и белые тона. Темные и светлые участки изображения чередуются между собой как в строгом порядке (заборы), так и в хаотичном. В результате создается композиция, построенная на линейных и нелинейных ритмах. Линейные ритмы (заборы) придают кадру внутреннюю динамику и заставляют взгляд зрителя активно перемещаться по изобразительной плоскости кадра. Нелинейные ритмы (ветви деревьев) создают причудливые узоры, притягивающие внимание зрителя. На фотографии имеется передний план, который придает изображению пространственную глубину и является отправной точкой восприятия всей фотографии в целом. Именно от переднего плана (линейного ритма) взгляд зрителя устремляется вглубь фотоснимка, к белой колокольне, доминирующей над деревенской застройкой. Она и является композиционным центром. Неудачно попавшие в кадр провода нарушают эмоциональный настрой фотографии и выглядят чуждо на фоне прекрасного сельского пейзажа. Их следовало убрать с помощью программы Photoshop.

Освещение

Фотография выполнена в солнечную погоду. Источник света (солнце) находится в заднедиагональном положении по отношению к фотокамере. За счет этого изображение получилось достаточно контрастным, с четко читаемыми ритмами.

Техническое качество

Качество фотографии высокое. Несмотря на контрастное освещение (прямой солнечный свет) и белый снег, отлично проработались как света, так и тени.

Резюме

Фотоснимок заслуживает отличной оценки.

«Последние могикане»

Дарья Куликова, Москва

Жанр фотографии

Фотоснимок выполнен в жанре городского пейзажа. Очень хорошо подобрано название. Фотография наталкивает на размышления о грустной судьбе старой Москвы, которая исчезает буквально на наших глазах. Вместо нее приходит другая — холодная, неуютная для горожан городская среда.

Композиция фотокадра

Нельзя не отметить удачное композиционное решение. За счет линейной перспективы отлично передана глубина пространства (линии жилой застройки, уходящие вглубь фотографии). Тональная перспектива также помогает созданию глубины пространства и несет еще одну очень важную функцию: противопоставляет старую Москву, представленную четко прорисованными желтыми домиками старинной красивой архитектуры, новой современной застройке. Последняя находится на дальнем плане в синей холодной дымке, достаточно бесформенна и некрасива. Очень удачно подобраны и размещены композиционные элементы в кадре. Такая конструкция снимка несет в себе определенную идею и смысл. Посмотрите, как башенный кран хищно нависает над беззащитными домиками, готовый разрушить их в любую минуту. А впереди крана на старую улочку уже вползли блестящие наглые автомобили. Настоящий авангард разрушителей старинной архитектуры и образа жизни москвичей!

Освещение

Солнце клонится к закату и скрыто за облаками. В результате пространство фотокадра освещено светотональным светом. Этот свет не создает глубоких теней и отлично прорабатывает и выявляет фактуру зданий, расположенных на переднем плане. Дальний план получился в синей дымке, что помогает реализовать идею фотографии. Ярко освещенный передний план резко контрастирует с дальним синим, что создает тревожное настроение.

Техническое качество

Безусловно, высокое качество изображения.

Резюме

Фотография заслуживает отличной оценки и является примером продуманной композиции.

«Обед»

Светлана Олексюк

Жанр фотографии

Перед нами — макрофография живой природы. Автор увидел настоящее грандиозное пиршество на крошечном листочке. Подобный макромир доступен взгляду только внимательного наблюдателя.

Композиция фотокадра

Композиция вполне традиционна для данного сюжета. Главное находится в центре кадра и занимает почти всю его площадь. На фотографии имеется четко выраженный линейный ритм, образованный гусеницами. И этот ритм контрастирует с ровной, спокойной поверхностью листа.

В кадре имеется определенный конфликт между спокойной красотой листа дерева с нелинейным ритмом и напористой наглостью четкого и явно выраженного линейного ритма, образованного гусеницами. На наших глазах происходит превращение одной материи в другую, совершенно иную и отличную от первой. Таким образом, казалось бы, достаточно обычное явление природы за счет композиции, построенной на конфликте двух ритмов, приобретает определенное философское звучание.

С точки зрения построения кадра автор хорошо использовал глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Размытый фон еще больше акцентировал внимание на листке с гусеницами.

Освещение

Фотография выполнена в солнечную погоду, что позволило отлично выявить фактуру листка и гусениц.

Техническое качество

Качество хорошее. Фотография резкая, без цветовых искажений.

Резюме

Фотография заслуживает отличной оценки. Вас можно поздравить с удачной работой и хорошей наблюдательностью.

«Отражение»

Тамара Цыганова, Москва

Жанр фотографии

На фотоснимке запечатлена часть остекления современного здания. Это архитектурный фрагмент. Через выразительную архитектурную деталь фотограф может донести до зрителя представление о целом здании. В данном случае автору с помощью фрагмента удалось не только создать представление о целом, но и дать точный адрес, где это здание находится, в какой архитектурной среде существует. И самое главное, передать через снимок процесс, который сейчас происходит в Москве, — вторжение современной застройки в сложившийся облик города.

Композиция фотокадра

Именно композиция помогает раскрытию содержания. Сказать, что она очень сложна, нельзя, — в кадр помещена часть здания, заполняющая собой все композиционное пространство. Отсутствует передний план, не создана ни линейная, ни тональная перспектива. Тут дело в другом. В том, что автор сумел увидеть и почувствовать этот сюжет, выбрать правильную точку съемки, сделать точную кадрировку, при этом не включать в фотокадр ничего лишнего, мешающего восприятию этого сюжета. Старая Москва отражается в сегодняшней современной архитектурной среде, распадается на отдельные фрагменты (квадраты оконного переплета), превращается в некую абстракцию и постепенно растворяется в новой застройке. Окно имеет жесткую линейную ритмичную структуру и резко контрастирует с изящной архитектурой, изменяя ее до неузнаваемости.

Освещение

Фотосъемка велась в солнечную погоду, что позволило хорошо передать фактуру и объемы здания.

Техническое качество

Фотография высокого технического качества.

Резюме

Фоторабота заслуживает отличной оценки. Пример, когда без какой-либо сложной компоновки и эффектных ракурсов создана содержательная фотография!

«Настроение»

Виталий Бабкин, Красноармейск

Жанр фотографии

Фотография представляет собой классический русский пейзаж. Присутствуют все типичные для этого жанра композиционные элементы: заснеженный лес, монастырская башня и самое главное — настроение, ощущение сказочного, затаенного мира русской природы. А ведь снято все это в центре города Сергиева Посада, а не вдали от городской суеты.

Композиция фотокадра

Сказочное настроение создается за счет грамотного композиционного решения. Прежде всего очень удачно выбрана точка съемки и произведено точное кадрирование. В кадр не попало ничего лишнего, что нарушало бы эту таинственную, сказочную атмосферу. Конструкция кадра также заслуживает похвалы. Автор отказался от центровзвешенной композиции и не поместил главный композиционный элемент (монастырскую башню) в центр. Это и позволило создать гармоничную, завершенную композицию. Башня не бросается в глаза сразу, а таинственно скрывается в глубине кадра за деревьями, тем самым привнося элемент загадочности. Пространственная глубина изображения возникает благодаря организованному переднему плану. Упавшее дерево в центре кадра, как указатель, задает направление движения взгляда зрителя в глубину снимка к монастырской стене. Пространство кадра заполнено достаточно равномерно. Даже участок неба, заполненный ветвями, не выглядит пустым и непроработанным.

Освещение

Солнце, видимо, находится в дымке. Свет направленно-рассеянный. Это освещение очень мягкое и пластичное. Нет явно пересвеченных участков и глубоких теней, при этом фактура снега получилась хорошо проработанной.

Техническое качество

Качество черно-белого изображения очень хорошее.

Резюме

Фоторабота заслуживает отличной оценки.

«Пространство»

Кирилл Чаплинский, Москва

Жанр фотографии

Перед нами — небольшая уличная фотозарисовка. По фотографии нельзя с точностью судить о том, где это снято, какая среда окружает человека, изображенного на фотоснимке. Можно лишь предположить, что в какой-то южной стране.

Композиция фотокадра

В данном случае композиция возникает на противоречии в передаче глубины пространства с одной стороны с помощью линейной, а с другой — тональной перспектив. Линейная перспектива создается в кадре за счет каменной стены, сфотографированной под небольшим углом. Мы видим, как постепенно уменьшаются размеры камней, из которых сложена стена. Параллельные прямые линии стремятся пересечься за левой границей кадра (все это признаки линейной перспективы). С другой стороны — в левой части снимка изображен человек в темной одежде. Его фигура занимает небольшую часть изобразительной плоскости, но вносит в фотографию кардинальные изменения в передаче пространства за счет тональной перспективы, главным признаком которой является то, что темные объекты располагаются на переднем плане ближе к фотокамере, на дальнем плане, наоборот, светлые. Человек находится на дальнем плане, но его фигура темная и кажется еще темней за счет светлого фона. Из-за этого она воспринимается нашим зрительным аппаратом как объект, расположенный на переднем плане. Черная фигура человека как бы выдвигается из глубины пространства на передний план. Здесь и возникает противоречие между линейной и тональной перспективой. Происходит искажение в восприятии пространства на фотоснимке, оно кажется нам вогнутым. Левая часть снимка воспринимается расположенной ближе к зрителю, так же, как и правая. Центр, наоборот, уходит вглубь. В немалой степени этому способствует тень в центре кадра.

Освещение

Фотография выполнена в солнечную погоду. Прямой солнечный свет неплохо выявил фактуру стены и спроецировал на нее тень необычной формы. Эта тень сломала скучную, однообразную повторяемость каменных блоков, заполнила пространство, внесла завершенность в фотографическую композицию.

Техническое качество

Очень хорошее качество фотографии.

Резюме

Отличная оценка. Очень интересный снимок.Особенно оригинально передано пространство.

«Юный автолюбитель»

Татьяна Минко, Московская область

Жанр фотографии

Это детская постановочная фотография, выполненная в необычной мизансцене. Именно этим она и привлекательна для зрителя.

Композиция фотокадра

Композиция построена на контрасте холодного металла и нежного тела ребенка. Малыш размещен на крыле старой ржавой машины и смотрится неоднозначно на этом фоне. С одной стороны, этот фон никак не соответствует и не подходит для детской съемки, с другой — фактура ржавого металла зеленого оттенка очень необычно сочетается с ребенком и создает в кадре объем. Но, конечно, одного фона мало для удачной фотографии, — в данном случае фотографу удался сам портрет. Поза ребенка очень энергична, особенно рука, лежащая на фаре автомобиля. Выразительно лицо, видны эмоции, взгляд, направленный в камеру. Глаза притягивают к себе внимание: они, как угольки, горят на светлом лице ребенка, губы выражают какой-то возглас. Портрет получился динамичным, нет ощущения надуманности позы и действия.

Освещение

Пространство кадра освещено естественным светом, имеющим боковое направление. Такой свет отлично прорисовал в кадре объемы и фактуры. Дополнительный искусственный свет (импульсная вспышка) не применялся, в результате получился естественный гармоничный эффект освещения.

Техническое качество

Качество фотографии хорошее, за исключением резкости. Изображение ребенка несколько смазано, что говорит о слишком длительной выдержке для столь динамичного сюжета.

Резюме

Отличная оценка.

«Одиночество»

Светлана Пахомкина, Москва

Жанр фотографии

Представленная фотография относится к жанру городского пейзажа. Этот снимок привлекателен изображением маленькой одинокой темной фигуркой человека, стоящего на берегу реки. Название хорошо передает содержание и настроение фотоснимка.

Композиция фотокадра

Центр композиции — фигура человека. Она очень мала по сравнению с другими композиционными элементами. Но именно она прежде всего притягивает взгляд зрителя. Это происходит за счет того, что эта темная небольшая фигура выделена в кадре с помощью яркого цветного акцента (отражение оранжевого закатного неба в воде). Фотоснимок выполнен с верхней точки съемки. За счет этого фотография получилась разноплановой — хорошо видны передний, средний и дальний планы. Чувствуется глубина пространства, несмотря на то, что снимок сделан длиннофокусным объективом с дальней точки съемки. Линейная перспектива при этом передается плохо, правда присутствует тональная (постепенный спад насыщенности тонов и резкости в глубине кадрового пространства). Фотография делится на две части: природную и городскую. Громады домов нависают над природным ландшафтом и человеком, такими хрупкими и беззащитными по сравнению с жестким ритмом городской среды.

Освещение

Съемка выполнена на закате. Небо окрашено в тревожные оранжевые тона. Это вносит в кадр напряженность и в то же время делает изображение очень привлекательным и красивым за счет сочетания оранжевых и синих тонов.

Техническое качество

Фотография выполнена качественно, с отличной цветопередачей.

Резюме

Сюжет заслуживает отличной оценки.

«Зимний вечер»

Софья Савельева, Москва

Жанр фотографии

Фотоснимок относится к жанру романтического пейзажа. Атмосфера романтики в кадре создана с помощью применения объектива монокль при фотосъемке. Монокль создает размытое нерезкое изображение, делает снимок похожим на художественную картину.

Композиция фотокадра

Лиричный зимний пейзаж. Но, к сожалению, компоновка кадра не столь удачна и не помогает созданию романтического настроения. Прежде всего центральная часть кадра получилась излишне скученной: солнце, домики, участок яркого неба, ствол дерева — все в центре. По краям же — темные неинтересные массы, образованные ветвями деревьев. Нет никаких притягивающих взгляд деталей. Статичная центровзвешенная композиция. Конечно, надо было задействовать все пространство изобразительной плоскости и разнести композиционные элементы. Сильно снижает романтику кадра и наличие электропровода в правом верхнем углу снимка. Ну и, конечно, в любом пейзаже следует избегать прямых линий, особенно в центре композиции. Мощный вертикальный ствол дерева делит фотографию на две части и разрушает лирическое настроение этого фотоснимка.

Освещение

Зимнее солнце клонится к горизонту, скупо освещая своими лучами землю. Там, куда не попал солнечный свет, изображение приобрело синий оттенок, который красиво и гармонично сочетается с желто-красным цветом заходящего солнца. Такой колорит создает романтическое настроение.

Техническое качество

Очень хорошее качество фотографии.

Резюме

Фотография заслуживает хорошей оценки. Применяя тот или иной технический прием (фотосъемка моноклем) для художественного решения кадра, не забывайте о композиции. Без нее никакие приемы или эффекты не помогут.

«Камнесток»

М. Ефремова, Москва

Жанр фотографии

Название фотографии точно и с юмором передает содержание снимка. Такой сюжет не всякий заметит. Безусловно, это удача.

Композиция фотокадра

Фотоснимок сделан с помощью длиннофокусного объектива. Без него столь крупный план кирпичей, «ползущих» по краю крыши, не получился бы. Правда, применение длиннофокусной оптики делает кадр «плоским». В нем не чувствуется глубина пространства. Это связано с тем, что точка съемки находится на значительном удалении от снимаемого объекта и отсутствует передний план из-за малого угла поля изображения у длиннофокусных объективов. Автор, конечно, обратил на это внимание и окрасил кирпичи в красный цвет с помощью программы Photoshop. Тем самым создал цветовой акцент на общем черно-белом изображении. Этот прием позволил выделить главное, сакцентировать внимание на кирпичах и создать некоторую глубину пространства в кадре. Хорошо, что сам водосток (черное пятно) смещен в правый нижний угол снимка. Отказ от центровзвешенной композиции привносит в кадр динамику. Интересна горизонтальная линия, образованная краем крыши. Эта линия является своеобразной границей, которая удерживает кирпичи от их падения и разрушения в «черной дыре» водостока.

Освещение

Часть кадра находится в тени, часть — освещена прямым солнечным светом. Это увеличивает пространственную глубину фотоснимка. Кроме того, прямой солнечный свет отлично выявляет фактуру поверхности кирпичей.

Техническое качество

Снимок имеет высокое техническое качество.

Резюме

Такой фотоснимок заслуживает отличной оценки.

«Два пути»

Сергей Гордеев, Москва

Жанр фотографии

Перед нами — жанровый фотоснимок. Автор заметил интересный момент, длящийся секунду, успел выстроить кадр и нажать на спуск затвора. Фотография получилась очень символичной.

Композиция кадра

Фотограф воспользовался широкоугольным объективом. Тем самым включил в кадр большое количество различных композиционных элементов и деталей, которые взаимодействуют друг с другом и с главными героинями фотографии, создавая своеобразную символику этого снимка.

Невеста идет в арку, в конце которой яркий свет, а женщина с коляской — в темную арку, в которой есть дверь. Рядом с темной аркой висит название улицы, там, куда направляется невеста, названия нет. Путь женщины с коляской преграждает шлагбаум, и она вынуждена обходить его. Невеста же идет прямо, на ее пути нет препятствий. У женщины в руках сумка. Она везет коляску. Невеста несет в руке букет цветов. Розовый цвет фаты невесты перекликается с розовой шапочкой женщины.Эти противоречия, контрасты, параллели и наводят зрителя на философские размышления. Именно они делают фотографию интересной для длительного рассматривания и обдумывания.

Освещение

Освещение неплохо подошло для данного сюжета. Почти все кадровое пространство освещено мягким, рассеянным светом, и только за аркой прямой солнечный свет ярко освещает небольшой участок изображения.

Техническое качество

К техническому качеству претензий нет.

Резюме

Фотография заслуживает отличной оценки.

«В плавнях шорох, и легавая застыла чутко»

Михаил Ястребов, Москва

Жанр фотографии

Фотосъемка животных, выполненная в репортажной манере. Название снимка хорошо соответствует состоянию легавой в тот момент, когда фотограф нажал на спусковую кнопку.

Композиция фотокадра

Вы совершенно верно оставили пустое пространство по направлению взгляда собаки. С этой точки зрения композиционное решение можно считать удачным.

Неудачей является наличие в левой нижней части снимка переднего плана. Зеленый бугорок закрывает лапы собаки. В результате мы не видим всей красоты стойки легавой. Это сильно снижает впечатление от фотографии. Неприятно смотрится прямая линия, как бы выходящая из собачьей морды. Всех этих просчетов можно было бы избежать, если бы вы сделали несколько дублей, при этом немного меняя точку съемки.

Освещение

Вечерний свет мягко и пластично осветил кадровое пространство, отлично проработав фактуру шерсти собаки, и создал в кадре таинственную лесную атмосферу.

Техническое качество

Техническое качество фотографии на хорошем уровне.

Резюме

Работа заслуживает хорошей оценки.

«Огни Большого»

Анастасия Евстигнеева, Москва

Жанр фотографии

Вечерний городской пейзаж. Фотография выполнена с помощью двойной экспозиции. Сначала был сфотографирован Большой театр, а затем на этот же кадр было произведено экспонирование городских огней, причем они были расфокусированы для увеличения их световой поверхности и большей схожести с театральными прожекторами, освещающими сцену. Результат при такой фотосъемке непредсказуем и зависит во многом от случая, интуиции фотографа и от количества дублей, сделанных им. Желательно идею и план съемок можно продумать и разработать заранее.

Композиция фотокадра

Конструирование кадра здесь сложное, так как требуется соединить в единое целое два изображения, причем вслепую. Фотографируя каждый снимок по отдельности, необходимо держать в голове композицию двух кадров одновременно и представлять конечный результат после сложения двух изображений в единое целое. Такая фотосъемка способствует развитию творческого воображения и пространственного мышления.

Освещение

Фотосъемка велась в темное время суток, и объекты съемки освещены искусственным светом уличных фонарей.

Конечно, для получения хорошо проэкспонированного изображения необходимо применять штатив, так как съемка ведется с длительной выдержкой.

Техническое качество

Качество отпечатка хорошее.

Резюме

Работа заслуживает отличной оценки.

«Городские крыши»

Наталия Соколовская, Москва

Жанр фотографии

Фоторабота относится к жанру городского пейзажа. Высокая точка съемки позволила автору показать не парадный, не открыточный Петербург, а тот, каким его видят горожане, живущие в центральной части города: целый мир со своей многообразной жизнью. Спутниковые антенны, пластиковые окна вызывающе смотрятся на старых ржавых крышах и недвусмысленно указывают на происходящие изменения в жизни города и горожан. Впрочем, жизнь продолжается, несмотря на все изменения. На одной из крыш, если внимательно приглядеться, есть даже объяснение в любви. Эту фотографию внимательный зритель может читать как открытую книгу.

Композиция фотокадра

Фотография не имеет главного композиционного элемента. Это композиция с равномерным распределением элементов по всей площади кадра. За счет этого фоторабота и напоминает книгу, в которой каждый читатель находит что-то интересное для себя. Читатель (зритель) может как вчитываться в текст, искать заложенное в нем скрытое содержание, так и наслаждаться формами, объемами, фактурой, колоритом, — просто получать эстетическое удовольствие от изображения. Отправной же точкой для изучения и прочитывания является голубое окно в центре кадра. Этот цветовой акцент на желто-красном общем фоне сразу же привлекает к себе внимание. В таких композициях с равномерным распределением элементов отправная точка весьма желательна — она задает определенный порядок в композиционный строй фотоснимка.

Освещение

Пространство кадра освещено светотональным световым потоком. Мягкий бестеневой обволакивающий свет идеально подходит для этой композиции, в которой важно показать как можно больше элементов, деталей, фактур с хорошей проработкой, причем сделать это без темных глубоких теней, которые могут скрыть часть «текста».

Техническое качество

Качество фотографии отличное.

Резюме

Отличная оценка, безо всяких оговорок.

«Фотоэтюд»

Артем Фролов, Москва

Жанр фотографии

Название говорит само за себя. Это действительно фотоэтюд, основным содержанием которого является поиск положения яблока в жестком ритмичном пространстве кадра и взаимодействие двух разных геометрических форм: плоских квадратов с жестким ритмом внутри и яблоком (шаром) — объемным, пластичным, лишенным всякого ритма. Подобного рода работы основаны прежде всего на любовании формами. Внутреннее содержание в таких кадрах, как правило, отсутствует.

Композиция фотокадра

Главное в этой композиции — найти положение яблока в плоскости кадра. И автор совершенно верно поместил его в одном из композиционных узлов кадра. Их всего четыре. Определяют их следующим образом: делят кадр на три равные части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения линий и располагаются композиционные узлы, в которых (или близко к ним) надо стараться размещать композиционные элементы для достижения гармоничной и динамичной фотокомпозиции. Конечно, яблоко неподвижно, но внутренняя динамика в фотоснимке есть. Этому способствует положение яблока, тень от яблока и линейный ритм поверхности, на которой оно расположено.

Освещение

Световой поток — заднедиагональный.

Такой свет отлично прорабатывает фактуру поверхностей и подчеркивает объемы.

Техническое качество

Отличное качество изображения.

Резюме

Этот скромный фотоэтюд заслуживает отличной оценки.

«Золотая зима»

Екатерина Шелевер, Москва

Жанр фотографии

Это пейзажная фотография. Интересна она своим колористическим решением, которое отражено в названии. Мы привыкли к тому, что зимние пейзажи обычно выполнены в черно-белой стилистике, так как буйства красок зимой не наблюдается. Однако и зимой можно создавать пейзажи с ярким цветовым решением. Данная фотография — яркий пример такого подхода.

Композиция фотокадра

Цветовая композиция фотографии очень удачная. Золотистый цвет заходящего солнца гармонично сочетается с темно-голубым оттенком теневых участков изображения.

На переднем плане мы можем наблюдать, как золото растворяется в холодной снежной синеве. Присутствует в кадре и некоторая динамика за счет ритмичного чередования черных стволов деревьев и синих теней от них. Но до конца справиться с конструкцией кадрового пространства вам не удалось.

Во-первых, вы поделили фотографию на две равные части, расположив линию горизонта по центру. Никакой необходимости в этом не было. Обратите внимание, что передний план вышел избыточно большим и слабо заполненным. Поэтому расположение линии горизонта в нижней части кадра было бы вполне оправданным. Ну и, конечно, не следовало включать в пейзаж здания и трубы на дальнем плане. Они хоть и слабо заметны, но вносят диссонанс в эту фотографию.

Освещение

Солнце клонится к горизонту, его свет приобрел золотистый оттенок, что и определило цветовой колорит этой композиции.

Техническое качество

Конечно, солнечный диск получился непроработанным. Есть блики от солнца на изображении, но в целом качество фотографии хорошее.

Резюме

Фотография заслуживает хорошей оценки.

«Подруга»

Елена Борисова, Москва

Жанр фотографии

Этот студийный художественный фотопортрет, выполненный в светлой тональности, получился весьма удачным. Фотографу удалось создать в кадре определенный образ героини снимка, уловить ее настроение и передать ее душевное состояние.

Из чего же складывается хороший портрет? Прежде всего, из умения фотографа запечатлеть портретируемого в тот едва уловимый и мимолетный момент, когда выражение лица, направление взгляда, поза, жест наиболее характерны для данного человека. Когда его душевное и эмоциональное состояние полностью соответствует выражению его лица, когда портретируемый перестает замечать и реагировать на внешние раздражители в павильоне (осветители, штативы, камеру и самого фотографа) и переходит в некое третье измерение, где он остается наедине с самим собой. Но это состояние столь мимолетно, что увидеть и успеть запечатлеть его весьма не просто. Требуется терпение и, как правило, большое количество дублей. Ну и, конечно, надо уметь общаться с человеком во время съемки, быть с ним, как говорят, в психологической связке. По большому счету именно это — главное. Все остальное лишь дополняет его. Броский фон, неожиданный ракурс, наполнение кадра антуражем и аксессуарами могут отвлечь внимание от портретируемого.

Композиция фотокадра

В данном случае фотограф создал лаконичный портрет. Лицо героини фотографии находится в критическом полуобороте. Тело девушки наклонено, за счет этого возникла диагональ, образованная линией плеч. Это создает в портрете динамику. Автор совершенно верно оставил пустое пространство по направлению взгляда девушки. Сама же портретируемая смещена в левую часть снимка. Этим и объясняется выбор горизонтальной кадрировки, которая не столь часто встречается при портретной съемке. В результате получилась неуравновешенная композиция, которая требует некоего внутреннего равновесия внутри кадрового пространства за счет включения в правую часть снимка второстепенного композиционного элемента. Как мы видим, правая часть пуста. Фон абстрактный, с небольшим переходом от серого тона к светло-серому. Однако некоторое внутреннее равновесие достигнуто за счет взгляда девушки, направленного в правую часть кадра.

Освещение

Направление света — заднедиагональное. Такой свет предполагает контрастный светотеневой рисунок. Но в данном случае этого не произошло, так как световой поток направленно-рассеянный и очень мягкий. Даже в тенях нет больших плотностей. Лицо девушки получилось объемным, без глубоких теней и пересветов. Такой свет может создать осветитель с очень большой светящейся поверхностью (например, софтбокс большой площади).

Техническое качество

Качество отменное, чувствуется, что это ручная черно-белая печать. Никакая автоматическая печать не может создать столь плавный тональный переход от белого к серому. Некоторая нерезкость снимка вполне уместна для портретной фотосъемки. Это создает иллюзию глубины пространства, делает более пластичным лицо девушки, скрывает дефекты кожи. Достигается это применением портретных объективов (длиннофокусных) и съемкой на открытых значениях диафрагмы, то есть с небольшой глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).

Резюме

Портрет заслуживает отличной оценки.

Комментарии

Оля
23.07.2011
0
Тех кто бегает с фотоаппаратами по улицам много, но немного тех кто способен уловить в суете то, что так волнует и будоражит на фото. Спасибо Вам!!

Похожие статьи

Sony выпустит a6300 в корпусе серебристого цвета
6 января 2018
Новости

Sony выпустит a6300 в корпусе серебристого цвета

Sony решила обновить дизайн а6300 и выпускает камеру в корпусе серебристого цвета. Камера в новом цвете появится в некоторых розничных магазина в феврале 2018 года.

III фестиваль “Первозданная Россия»
5 февраля 2016
Новости

III фестиваль “Первозданная Россия»

«Первозданная Россия» — один из самых масштабных и интересных фестивалей. Он проходит с 2014 года и с каждым днем привлекает все больше ценителей красоты родной природы. В течение месяца уникальные работы фотографов-натуралистов выставляются в Москве, а затем возможность увидеть их получают жители многих городов России и других стран. За два года гостями фестиваля стали более 2 миллионов человек в 70 странах мира. III Фестиваль «Первозданная Россия» проводится в Москве с 22 января по 25 февраля 2016 года. Пространство фестиваля разделено на пять зон, где каждый посетитель независимо от возраста найдет для себя интересные занятия.

Pixii (A1112) – новый формат камеры с байонетом Leica M
26 октября 2018
Новости

Pixii (A1112) – новый формат камеры с байонетом Leica M

Pixii (A1112) – это цифровая дальномерная камера, разработанная французской стартап-компанией PIXII. Камера поддерживает установку сменных объективов с байонетом Leica M, а также M39 и LTM, устанавливаемых через адаптер. Основой особенностью Pixii является использование аппаратных возможностей смартфона для хранения, обработки и просмотра изображений.

Тест Full HD видеопроектора Epson EH-TW5500
5 октября 2012
Тесты

Тест Full HD видеопроектора Epson EH-TW5500

Epson EH-TW5500 — это флагман в линейке Full HD проекторов компании. Проектор имеет максимальный световой поток 1600 ANSI и обеспечивает максимальную заявленную производителем уникальную контрастность 200 000:1. В проекторе установлены HD ЖК-панели нового поколения D7 С2Fine (3LCD х 0.74” P-Si TFT) собственной разработки с фирменной технологией EPSON Deep black, обеспечивающие проецирование четкого, яркого и точного по цветопередаче изображения с высочайшей контрастностью.

Panasonic возрождает легендарные виниловые «вертушки» Technics
13 января 2016
Новости

Panasonic возрождает легендарные виниловые «вертушки» Technics

Корпорация Panasonic объявила на международной выставке CES 2016 в Лас-Вегасе, США о возрождении легендарной диджейской «вертушки» Technics, которая за выдающееся качество звука и надежность завоевала широкое признание у меломанов всего мира, став отраслевым стандартом. К 50-летию бренда Technics будет выпущена лимитированная партия аналоговых проигрывателей премиального класса для виниловых пластинок Technics SL-1200GAE, а также серийная модель проигрывателя Technics SL-1200G. Они порадуют настоящих аудиофилов и ценителей «теплого лампового звука».

PhotoFast Call Recorder: как записать звонок на iPhone
4 октября 2017
Новости

PhotoFast Call Recorder: как записать звонок на iPhone

Записывать телефонные разговоры можно с использованием любого смартфона Андроид путем применения стандартного диктофона. Компания Apple строго соблюдает законодательство США, по которому ведение записи разговоров без уведомления участников беседы запрещается.

Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположить
13 декабря 2013
Тесты

Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположить

Так или иначе, интерес Nikon 1 вызывает. Насколько производителю удалось использовать потенциал сменной оптики в связке с небольшим датчиком изображения и можно ли рассматривать систему в качестве серьезного инструмента? Попробуем ответить на эти вопросы, взяв для тестирования Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3 – две актуальные модели фотоаппаратов системы Nikon 1, в компании из 6 объективов.

HONOR 20 PRO: старт продаж в России
25 июля 2019
Новости

HONOR 20 PRO: старт продаж в России

Бренд смартфонов HONOR объявляет о дате начала продаж HONOR 20 PRO. Россия стала первой страной, где станет доступна глобальная версия смартфона. В ближайшее время модель также поступит в продажу и в других странах. Флагманский смартфон HONOR 20 PRO получил высокие оценки от ведущих международных изданий, таких как Android Central, Android Authority, Digital Trends, GSMArena, PhoneArena и Tech Advisor. Основная 48 МП камера HONOR 20 PRO с четырьмя объективами получила 111 баллов от тестовой лаборатории DxOMark – это второе по величине количество баллов в глобальном рейтинге мобильных фотокамер.

Когда важна не только громкость
31 декабря 2003
Новости

Когда важна не только громкость

Бренд SPL — подразделение корпорации Soundstream, визитной карточкой которой является серия аудиокомпонентов Tarantula. Под маркой SPL выпускается более доступная продукция, ориентированная в первую очередь на создание в салоне автомобиля мощного звукового давления, но с условием обеспечения достойного качества звучания аудиосистемы.

LG X-BOOM FH2: мобильная дискотека
3 февраля 2017
Новости

LG X-BOOM FH2: мобильная дискотека

Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке переносную аудиосистему X-Boom с караоке LG FH2. Это первый мобильный LG X-Boom со встроенным аккумулятором.