«Усилок» на память: как выбрать усилитель для домашнего кинотеатра?

...Итак, наконец-то вы решили слушать музыку на чем-то лучшем, чем бумбокс или музыкальный центр. В таком случае, придется собрать дома так называемую компонентную аудиосистему, то есть звуковой комплекс, состоящий из отдельных устройств. В этот комплекс, - помимо усилителя и акустических систем, войдут источники сигнала - устройства, с которых воспроизводится звук.

Текст: Анатолий ВЕЙЦЕНФЕЛЬД, звукорежиссер

 

 

Чаще всего это CD-проигрыватель и тюнер (радиоприемник), но у любителей со стажем могут встретиться и проигрыватели виниловых пластинок, а также магнитофоны или минидиск-рекордеры.  К источникам аудиосигнала относится и видеотехника, - как устаревшие аналоговые видеомагнитофоны, таки пока  актуальные DVD- и Bluray-плееры. Такие современные цифровые устройства, как медиаплееры, док-станции для смартфонов или Интернет-медиасерверы — все это тоже аудиоисточники, - так же, как и компьютеры. А ведь нередко дома играют на синтезаторах, поют караоке и т.п.

Сигналы всех этих таких разных аппаратов в конечном итоге попадут в ваши акустические системы, но для этого они должны пройти через сердце вашего звукового комплекса — усилитель. Вот об усилителях и поговорим.

Типов и разновидностей усилителей существует довольно много, поэтому надо их прежде всего классифицировать, а потом разобраться с их функциями и возможностями.


 


Предварительный усилитель

Уровень электрического сигнала на его выходе таков, что если его подать на громкоговорители, то мы ничего не услышим. Так для чего же он нужен?

Прежде всего, - для коммутации. Все вышеназванные источники подключаются к предусилителю в оптимальном для каждого из них режиме.

Дело в том, что разные источники имеют разный выходной уровень сигнала: CD-плеер или тюнер выдают сигнал т.н. линейного уровня (порядка полу-вольта), а виниловый проигрыватель — во много сотен раз меньше.

Кроме того, пользователь должен иметь возможность переключать источники, и те при этом должны звучать с примерно одинаковой громкостью. Для этого требуется согласование уровней сигналов разных источников и их подъем до уровня, который достаточен для работы входного каскада усилителя мощности.

Еще одна функция предварительного усилителя — организация и коммутация т.н. сквозных каналов, т.е. возможности во время прослушивания еще и записывать сигнал на тот или иной рекордер, в том числе осуществлять два эти процесса независимо.

Другая важная функция — регулирование выходной громкости и частотной коррекции сигнала, для чего на передней панели располагаются регуляторы громкости и уровней высоких и низких частот. Часто присутствует и кнопка прямого сигнала, т.е. обхода частотного корректора, и кнопка так называемой тонкомпенсации, предназначенной для подъема низких и высоких частот при прослушивании на пониженной громкости. Предварительный усилитель может иметь и дополнительный фильтр инфранизких частот, особенно полезный при использовании проигрывателя грампластинок.

На задней панели предусилителя находятся гнезда входов для подключения источников, обычно их 5-6 и они выполнены по т.н. несимметричной схеме для подключения разъемов типа RCA (в обиходе называемых «тюльпанами»), там же находятся и гнезда выходов. Обычно их два — главный для подключения к усилителю мощности и дополнительный для записи. На некоторых дорогих моделях бывают и т.н. симметричные соединения типа XLR, обычно используемые в профессиональном оборудовании. Их главное достоинство — возможность без помех передавать слабый сигнал на очень большое, в десятки метров, расстояние, - для обычного домашнего прослушивания это малосущественно, так что нет никакого резона переплачивать за функцию, которой Вы, скорее всего, не воспользуетесь.

Практически все современные усилители имеют возможность дистанционного управления громкостью и переключением источников, часто с их помощью можно управлять и некоторыми функциями других приборов той же фирмы, например, включением воспроизведения CD-плеера и т.п. одной фирмы. Следует учесть, что раздельное усиление, т.е. предварительный усилитель и усилитель мощности — дорогое решение, так как стоимость каждого из них начинается от 20 тыс .руб.

  

 

Усилитель мощности, который иногда называют оконечным

В функциональном отношении он очень прост — имеет один вход, обычно стерео (в ином случае потребуется два моно усилителя), и из регулировок часто только ручку громкости. Но при простоте функционала это очень серьезное устройство, потому и стоит дороже «навороченного» предусилителя. Высокое качество звучания обеспечивается за счет использования мощных тяжелых трансформаторов и высокоемких конденсаторов, способных при высоком уровне входного сигнала выдать в нагрузку, - т.е. громкоговорители, очень большой ток. Поэтому хороший усилитель — всегда тяжелый.

Для усилителя мощности важно номинальное значение нагрузки, т.е. сопротивление акустических систем. Обычно усилители рассчитаны на сопротивление колонок 4 или 8 Ом. Можно подключить к усилителю акустику с бОльшим сопротивлением, но ни в коем случае не с меньшим! Это может при определенных условиях привести к повреждению выходного каскада!

Очень важным параметром усилителя мощности является коэффициент демпфирования, он же демпинг-фактор. Демпфирование позволяет предотвратить инерционное, т.е.паразитическое  колебание диффузора динамика, что делает звучание чище, детальнее и точнее. Чем больше значение демпинг-фактора, тем выше качество усилителя.

Еще один важный параметр — это скорость нарастания выходного напряжения, по английски slew rate. Чем быстрее эта скорость (измеряемая в микросекундах), тем лучше усилитель воспроизводит т.н. переходные, или «нестационарные» процессы, т.е. мелкие быстрые высокочастотные компоненты сигнала. Например, игру по тарелкам, перкуссии, струнным щипковым инструментам и т.п. Понятно, что «медленный» усилитель плохо отработает такие звуки и размоет звуковую картинку.

  

 

Интегрированный или полный усилитель

Это устройство, объединяющее в одном корпусе предварительный усилитель и усилитель мощности, является наиболее популярным на рынке. Все описанные выше функции и особенности каждой из составляющих частей присутствуют в интегрированном усилителе. Достаточно приличные полные усилители доступны практически всем, их стоимость начинается от примерно 8000 руб.

Если вы не собираетесь экспериментировать с подбором и частой сменой компонентов вашей аудиосистемы, интегрированный усилитель будет более разумной покупкой, но если вы планируете постепенный апгрейд вашего комплекта до более высокого класса, вам больше подойдет раздельное предварительное и оконечное усиление.

 

 

Ресивер

Это универсальное устройство, своего рода комбайн, - интегрированный усилитель, в который встроен также радиоприемник (тюнер), а нередко еще и цифровой сигнальный процессор эффектов.

В числе этих эффектов  - многополосный эквалайзер, ревербератор, а в случае Surround-ресивера — еще и декодер многоканальных фонограмм Dolby Digital. Мало того, в таком аппарате могут быть еще и микрофонные входы для караоке, а в последних моделях есть и приемник Интернет-радио и Ethernet- порт для подключения к сети.

Если вам нужен прибор «все -в-одном», то ресивер - это для вас. Но нужно учесть, что чудес не бывает, и цена хорошего универсального прибора должна соответствовать стоимости составляющих. Если навороченный многофункциональный аппарат стоит как простой усилитель, значит, разработчики серьезно сэкономили на комплектующих и схемотехнике.

 

Выбираем усилитель

Частично этот вопрос уже был затронут в описании типов усилителей. Теперь немного углубимся в него.


Слушить ли усилитель в магазине?

Если есть такая возможность, то да. Другое дело, что практическая ценность такого прослушивания невелика — на ваше восприятие будет влиять очень много разных факторов, как технических, так и психологических.

Для точной субъективной оценки звучания надо иметь большой опыт и тренированный слух.  Надо также учесть, что современная аппаратура одного класса (т.е. стоимости) звучит почти идентично, с минимальной разницей, так что есть опасность впасть в самообман, а то и обман со стороны тех, кто хочет продать вам технику.

Во всяком случае, в магазине послушайте звучание «в первом приближении»: как усилитель звучит на очень тихой громкости, на очень большой, насколько эффективно (глубоко) работают регуляторы ВЧ/НЧ-тембра и тон-компенсации, высок ли уровень собственного шума при установлении регулятора громкости на максимум при выключенном источнике, плавно ли меняется громкость при повороте регулятора. Это позволит в целом понять, подходит ли вам данный прибор.

 

Ламповый или полупроводниковый?

Это важный вопрос, но для тех, кто придает качеству звука большее значение, чем обычный любитель музыки. Многие знатоки ценят лампу за комфортное звучание, но уловить эти нюансы не всем по силу, да и не все ставят перед собой задачу смаковать чисто акустические особенности вместо того, чтобы просто слушать любимую музыку.

К тому же, у ламповых усилителей есть не только плюсы, но и известные минусы. По таким параметрам, как отношение сигнал/шум и коэффициент нелинейных искажений ламповые усилители заметно уступают транзисторным. Они выдают гораздо меньшую выходную мощность (хотя, отмечу, мощность лампы и мощность транзистора — не одно и то же). Ламповые усилители имеют гораздо более низкую энергоэффективность, т.е. при невысокой звуковой мощности потребляют электричество «от всей души».

Ламповая техника в быту более капризна, и обращение с ней требует подготовки и внимательности, в том числе с точки зрения техники безопасности. Наконец, ламповые усилители дороже полупроводниковых: «толковый» ламповый усилитель мощности дешевле 70 тыс. руб. не найти, а интегральный ламповый усилитель мощностью хотя бы 40 Вт начинаются от 40 тыс. руб. Одним словом, ламповый усилитель — не для новичков, а для искушенных ценителей.

 

Как согласовать акустические системы и усилитель?

Здесь необходимо учитывать, что усилитель, даже недорогой — менее критичный компонент аудиотракта, чем АС, и он в целом меньше создает проблем в звучании, чем громкоговорители.

Так что если у вас уже есть колонки, которые вас устраивают, ориентируйтесь при выборе усилителя на следующие факторы: 

- Номинальное сопротивление нагрузки усилителя должно соответствовать сопротивлению АС — если у вас колонки сопротивлением 4 Ома, надо подбирать к ним и усилитель, рассчитанный на нагрузку от 4 Ом.

- Выходная мощность усилителя не должна превышать номинальную мощность акустических систем, пусть лучше колонки будут немного мощнее усилителя, это спасет их от повреждения при случайном включении усилителя на полную громкость.

- Если ваши АС вас в целом устраивают, но все же вам кажется, что им чуть не хватает верхов или низов, поинтересуйтесь качеством регуляторов тембра на усилителе: очень часто оказывается достаточным приподнять верха или низы имеющимся двухполосным корректором. Если же этого недостаточно, значит, ничего не поделаешь, придется менять акустические системы.

 

Как подобрать компоненты в комплекс?

Нельзя забывать, что все компоненты в вашем комплексе должны быть одного класса по цене и качеству. Слишком дешевый снивелирует преимущества более дорогих, а слишком дорогой, напротив, не прозвучит в полную силу.

Впрочем, если вы его приобрели «на вырост» и собираетесь со временем подтянуть к нему остальные компоненты, получив систему более высокого класса, покупка дорогого компонента может иметь смысл. В особенности это справедливо по отношению к акустическим системам. Но это уже совсем другая тема...

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Творческая встреча с фотографом Екатериной Васягиной: «Подготовка к зимней пейзажной фотосъёмке»
12 декабря 2016
Новости

Творческая встреча с фотографом Екатериной Васягиной: «Подготовка к зимней пейзажной фотосъёмке»

В воскресенье, 18 декабря, в 18.30 в Галерее Классической Фотографии пройдет творческая встреча с участницей клуба «Российское Фото», фотографом Екатериной Васягиной. «Подготовка к зимней пейзажной фотосъёмке» — так звучит тема творческой встречи.

ГК DIGIS на выставке ISR 2016
16 ноября 2016
Новости

ГК DIGIS на выставке ISR 2016

С 1 по 3 ноября в Москве прошла ежегодная международная выставка Integrated Systems Russia 2016, участие в которой приняла ГК DIGIS. В этом году мероприятие оказалось не только полезным, но и приятным — ГК DIGIS завоевала престижную награду ProIntegration Awards в номинации «Лучшее решение для государственного сектора».

Международный фотоконкурс им. Андрея Стенина: фотографы Бразилии и Ближнего Востока выбирают цвет
4 марта 2015
Новости

Международный фотоконкурс им. Андрея Стенина: фотографы Бразилии и Ближнего Востока выбирают цвет

Более 60 процентов фоторабот, присланных на конкурс МИА «Россия сегодня» им. Андрея Стенина фотохудожниками из Европы и России, выполнены в черно-белом формате. Авторы из этих регионов отдали предпочтение черно-белым портретам и жанровой фотографии, на которых изображены городские пейзажи, будни бездомных, человеческие эмоции, истории из жизни людей. Участники конкурса из Латинской Америки и стран Ближнего Востока, напротив, прислали работы, выполненные в цвете и посвященные детям, семье, религиозным обрядам.

Godox AD600 Pro - в новый год с обновлением
21 января 2018
Новости

Godox AD600 Pro - в новый год с обновлением

Компания-производитель Godox выпустила новую модель мобильного импульсного моноблока. Godox AD600 Pro сохраняет ту же мощность, что и предыдущая модель AD600 (600W/s), но при этом имеет существенно улучшенные такие важные характеристики, как время перезарядки. Инженерам удалось уменьшить время с 2,5 до 0,9 с (!). У модели был также заменен мини-USB на USB-C. Мощность моделирующего света увеличена с 10 до 38 Вт.

Nikon обновила прошивки компактных камер Coolpix AW120 и AW130
3 июля 2018
Новости

Nikon обновила прошивки компактных камер Coolpix AW120 и AW130

Компания Nikon обновила прошивки компактных камер Coolpix AW120 и AW130 до версии 1.1 и 1.2. Обновление для обеих камер исправляет неточность в определении геоданных, которая иногда возникала в определённых локациях.

Sony анонсировала новые камеры для путешествий серии Cyber-shot - HX99 и HX95
2 сентября 2018
Новости

Sony анонсировала новые камеры для путешествий серии Cyber-shot - HX99 и HX95

Обе модели имеют лёгкий вес и компактный корпус, обладая при этом высокой производительностью. Камеры оснащаются объективом ZEISS Vario-Sonnar T 24-720 мм (экв.35 мм) с 30-кратным оптическим зумом, системой стабилизации Optical SteadyShot и функцией Zoom Assist. Они также поддерживают видеосъёмку в формате 4К, запись изображений в формате RAW, а также имеют встроенный модуль Bluetooth для синхронизации со смартфоном.

Бытовая техника: лучшие новинки июля
2 августа 2019
Новости

Бытовая техника: лучшие новинки июля

Лето – это маленькая жизнь. А для комфортной жизни нужна хорошая бытовая техника! Июль порадовал интересными новинками, которые делают нашу жизнь легче, приятнее и интереснее. Телевизор, наушники, аэрофритюрница – мультипечь, сушилки для овощей и комплект встраиваемой техники – посмотрите на лучшие новинки июля, наверняка, и вам что-то нужно из этой бытовой техники. Выбирайте лучшее!

Canon выпускает камеру EOS C100 Mark II — новое поколение в модельном ряду Cinema EOS
24 октября 2014
Новости

Canon выпускает камеру EOS C100 Mark II — новое поколение в модельном ряду Cinema EOS

Москва, Россия, 22 октября 2014 г. Сегодня Canon расширяет модельный ряд системы Cinema EOS, выпуская камеру EOS C100 Mark II. Это новейшая профессиональная видеокамера с датчиком большого формата для операторов, снимающих без ассистентов. Созданная на базе успешной модели EOS C100, камера EOS C100 Mark II существенно модернизирована и предлагает улучшенное качество изображения, большую творческую свободу, а также более удобное управление и возможности беспроводной передачи данных.

История одной фотографии: Гагарин
29 августа 2018
Советы

История одной фотографии: Гагарин

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке он расказывает, как сделал один из своих самых знаменитых кадров – Юрий Гагарин в аэропорту Внуково 14 апреля 1961 года.

Sony обновила прошивку для камеры A9
17 сентября 2018
Новости

Sony обновила прошивку для камеры A9

Компания Sony выпустила новую версию прошивки для полнокадровой беззеркалной камеры А9 (ILCE-9). Новая прошивка добовляет функцию Silent priority при работе с объективом FE 400 мм f/2,8 GM OSS (SEL400F28GM) и улучшает общею стабильность работы камеры.