«Усилок» на память: как выбрать усилитель для домашнего кинотеатра?

...Итак, наконец-то вы решили слушать музыку на чем-то лучшем, чем бумбокс или музыкальный центр. В таком случае, придется собрать дома так называемую компонентную аудиосистему, то есть звуковой комплекс, состоящий из отдельных устройств. В этот комплекс, - помимо усилителя и акустических систем, войдут источники сигнала - устройства, с которых воспроизводится звук.

Текст: Анатолий ВЕЙЦЕНФЕЛЬД, звукорежиссер

 

 

Чаще всего это CD-проигрыватель и тюнер (радиоприемник), но у любителей со стажем могут встретиться и проигрыватели виниловых пластинок, а также магнитофоны или минидиск-рекордеры.  К источникам аудиосигнала относится и видеотехника, - как устаревшие аналоговые видеомагнитофоны, таки пока  актуальные DVD- и Bluray-плееры. Такие современные цифровые устройства, как медиаплееры, док-станции для смартфонов или Интернет-медиасерверы — все это тоже аудиоисточники, - так же, как и компьютеры. А ведь нередко дома играют на синтезаторах, поют караоке и т.п.

Сигналы всех этих таких разных аппаратов в конечном итоге попадут в ваши акустические системы, но для этого они должны пройти через сердце вашего звукового комплекса — усилитель. Вот об усилителях и поговорим.

Типов и разновидностей усилителей существует довольно много, поэтому надо их прежде всего классифицировать, а потом разобраться с их функциями и возможностями.


 


Предварительный усилитель

Уровень электрического сигнала на его выходе таков, что если его подать на громкоговорители, то мы ничего не услышим. Так для чего же он нужен?

Прежде всего, - для коммутации. Все вышеназванные источники подключаются к предусилителю в оптимальном для каждого из них режиме.

Дело в том, что разные источники имеют разный выходной уровень сигнала: CD-плеер или тюнер выдают сигнал т.н. линейного уровня (порядка полу-вольта), а виниловый проигрыватель — во много сотен раз меньше.

Кроме того, пользователь должен иметь возможность переключать источники, и те при этом должны звучать с примерно одинаковой громкостью. Для этого требуется согласование уровней сигналов разных источников и их подъем до уровня, который достаточен для работы входного каскада усилителя мощности.

Еще одна функция предварительного усилителя — организация и коммутация т.н. сквозных каналов, т.е. возможности во время прослушивания еще и записывать сигнал на тот или иной рекордер, в том числе осуществлять два эти процесса независимо.

Другая важная функция — регулирование выходной громкости и частотной коррекции сигнала, для чего на передней панели располагаются регуляторы громкости и уровней высоких и низких частот. Часто присутствует и кнопка прямого сигнала, т.е. обхода частотного корректора, и кнопка так называемой тонкомпенсации, предназначенной для подъема низких и высоких частот при прослушивании на пониженной громкости. Предварительный усилитель может иметь и дополнительный фильтр инфранизких частот, особенно полезный при использовании проигрывателя грампластинок.

На задней панели предусилителя находятся гнезда входов для подключения источников, обычно их 5-6 и они выполнены по т.н. несимметричной схеме для подключения разъемов типа RCA (в обиходе называемых «тюльпанами»), там же находятся и гнезда выходов. Обычно их два — главный для подключения к усилителю мощности и дополнительный для записи. На некоторых дорогих моделях бывают и т.н. симметричные соединения типа XLR, обычно используемые в профессиональном оборудовании. Их главное достоинство — возможность без помех передавать слабый сигнал на очень большое, в десятки метров, расстояние, - для обычного домашнего прослушивания это малосущественно, так что нет никакого резона переплачивать за функцию, которой Вы, скорее всего, не воспользуетесь.

Практически все современные усилители имеют возможность дистанционного управления громкостью и переключением источников, часто с их помощью можно управлять и некоторыми функциями других приборов той же фирмы, например, включением воспроизведения CD-плеера и т.п. одной фирмы. Следует учесть, что раздельное усиление, т.е. предварительный усилитель и усилитель мощности — дорогое решение, так как стоимость каждого из них начинается от 20 тыс .руб.

  

 

Усилитель мощности, который иногда называют оконечным

В функциональном отношении он очень прост — имеет один вход, обычно стерео (в ином случае потребуется два моно усилителя), и из регулировок часто только ручку громкости. Но при простоте функционала это очень серьезное устройство, потому и стоит дороже «навороченного» предусилителя. Высокое качество звучания обеспечивается за счет использования мощных тяжелых трансформаторов и высокоемких конденсаторов, способных при высоком уровне входного сигнала выдать в нагрузку, - т.е. громкоговорители, очень большой ток. Поэтому хороший усилитель — всегда тяжелый.

Для усилителя мощности важно номинальное значение нагрузки, т.е. сопротивление акустических систем. Обычно усилители рассчитаны на сопротивление колонок 4 или 8 Ом. Можно подключить к усилителю акустику с бОльшим сопротивлением, но ни в коем случае не с меньшим! Это может при определенных условиях привести к повреждению выходного каскада!

Очень важным параметром усилителя мощности является коэффициент демпфирования, он же демпинг-фактор. Демпфирование позволяет предотвратить инерционное, т.е.паразитическое  колебание диффузора динамика, что делает звучание чище, детальнее и точнее. Чем больше значение демпинг-фактора, тем выше качество усилителя.

Еще один важный параметр — это скорость нарастания выходного напряжения, по английски slew rate. Чем быстрее эта скорость (измеряемая в микросекундах), тем лучше усилитель воспроизводит т.н. переходные, или «нестационарные» процессы, т.е. мелкие быстрые высокочастотные компоненты сигнала. Например, игру по тарелкам, перкуссии, струнным щипковым инструментам и т.п. Понятно, что «медленный» усилитель плохо отработает такие звуки и размоет звуковую картинку.

  

 

Интегрированный или полный усилитель

Это устройство, объединяющее в одном корпусе предварительный усилитель и усилитель мощности, является наиболее популярным на рынке. Все описанные выше функции и особенности каждой из составляющих частей присутствуют в интегрированном усилителе. Достаточно приличные полные усилители доступны практически всем, их стоимость начинается от примерно 8000 руб.

Если вы не собираетесь экспериментировать с подбором и частой сменой компонентов вашей аудиосистемы, интегрированный усилитель будет более разумной покупкой, но если вы планируете постепенный апгрейд вашего комплекта до более высокого класса, вам больше подойдет раздельное предварительное и оконечное усиление.

 

 

Ресивер

Это универсальное устройство, своего рода комбайн, - интегрированный усилитель, в который встроен также радиоприемник (тюнер), а нередко еще и цифровой сигнальный процессор эффектов.

В числе этих эффектов  - многополосный эквалайзер, ревербератор, а в случае Surround-ресивера — еще и декодер многоканальных фонограмм Dolby Digital. Мало того, в таком аппарате могут быть еще и микрофонные входы для караоке, а в последних моделях есть и приемник Интернет-радио и Ethernet- порт для подключения к сети.

Если вам нужен прибор «все -в-одном», то ресивер - это для вас. Но нужно учесть, что чудес не бывает, и цена хорошего универсального прибора должна соответствовать стоимости составляющих. Если навороченный многофункциональный аппарат стоит как простой усилитель, значит, разработчики серьезно сэкономили на комплектующих и схемотехнике.

 

Выбираем усилитель

Частично этот вопрос уже был затронут в описании типов усилителей. Теперь немного углубимся в него.


Слушить ли усилитель в магазине?

Если есть такая возможность, то да. Другое дело, что практическая ценность такого прослушивания невелика — на ваше восприятие будет влиять очень много разных факторов, как технических, так и психологических.

Для точной субъективной оценки звучания надо иметь большой опыт и тренированный слух.  Надо также учесть, что современная аппаратура одного класса (т.е. стоимости) звучит почти идентично, с минимальной разницей, так что есть опасность впасть в самообман, а то и обман со стороны тех, кто хочет продать вам технику.

Во всяком случае, в магазине послушайте звучание «в первом приближении»: как усилитель звучит на очень тихой громкости, на очень большой, насколько эффективно (глубоко) работают регуляторы ВЧ/НЧ-тембра и тон-компенсации, высок ли уровень собственного шума при установлении регулятора громкости на максимум при выключенном источнике, плавно ли меняется громкость при повороте регулятора. Это позволит в целом понять, подходит ли вам данный прибор.

 

Ламповый или полупроводниковый?

Это важный вопрос, но для тех, кто придает качеству звука большее значение, чем обычный любитель музыки. Многие знатоки ценят лампу за комфортное звучание, но уловить эти нюансы не всем по силу, да и не все ставят перед собой задачу смаковать чисто акустические особенности вместо того, чтобы просто слушать любимую музыку.

К тому же, у ламповых усилителей есть не только плюсы, но и известные минусы. По таким параметрам, как отношение сигнал/шум и коэффициент нелинейных искажений ламповые усилители заметно уступают транзисторным. Они выдают гораздо меньшую выходную мощность (хотя, отмечу, мощность лампы и мощность транзистора — не одно и то же). Ламповые усилители имеют гораздо более низкую энергоэффективность, т.е. при невысокой звуковой мощности потребляют электричество «от всей души».

Ламповая техника в быту более капризна, и обращение с ней требует подготовки и внимательности, в том числе с точки зрения техники безопасности. Наконец, ламповые усилители дороже полупроводниковых: «толковый» ламповый усилитель мощности дешевле 70 тыс. руб. не найти, а интегральный ламповый усилитель мощностью хотя бы 40 Вт начинаются от 40 тыс. руб. Одним словом, ламповый усилитель — не для новичков, а для искушенных ценителей.

 

Как согласовать акустические системы и усилитель?

Здесь необходимо учитывать, что усилитель, даже недорогой — менее критичный компонент аудиотракта, чем АС, и он в целом меньше создает проблем в звучании, чем громкоговорители.

Так что если у вас уже есть колонки, которые вас устраивают, ориентируйтесь при выборе усилителя на следующие факторы: 

- Номинальное сопротивление нагрузки усилителя должно соответствовать сопротивлению АС — если у вас колонки сопротивлением 4 Ома, надо подбирать к ним и усилитель, рассчитанный на нагрузку от 4 Ом.

- Выходная мощность усилителя не должна превышать номинальную мощность акустических систем, пусть лучше колонки будут немного мощнее усилителя, это спасет их от повреждения при случайном включении усилителя на полную громкость.

- Если ваши АС вас в целом устраивают, но все же вам кажется, что им чуть не хватает верхов или низов, поинтересуйтесь качеством регуляторов тембра на усилителе: очень часто оказывается достаточным приподнять верха или низы имеющимся двухполосным корректором. Если же этого недостаточно, значит, ничего не поделаешь, придется менять акустические системы.

 

Как подобрать компоненты в комплекс?

Нельзя забывать, что все компоненты в вашем комплексе должны быть одного класса по цене и качеству. Слишком дешевый снивелирует преимущества более дорогих, а слишком дорогой, напротив, не прозвучит в полную силу.

Впрочем, если вы его приобрели «на вырост» и собираетесь со временем подтянуть к нему остальные компоненты, получив систему более высокого класса, покупка дорогого компонента может иметь смысл. В особенности это справедливо по отношению к акустическим системам. Но это уже совсем другая тема...

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

AirPano - виртуальное путешествие для Samsung Smart TV
8 мая 2014
Новости

AirPano - виртуальное путешествие для Samsung Smart TV

Москва, 8 мая 2014 года — В магазине приложений Samsung Apps появился сервис AirPano. AirPano — это подборка уникальных виртуальных туров, состоящих из сферических панорам, снятых над самыми удивительными уголками планеты с высоты птичьего полета

Asus демонстрирует новые мобильные устройства линейки PadFone
17 марта 2014
Новости

Asus демонстрирует новые мобильные устройства линейки PadFone

Компания Asus официально представила в России свои инновационные продукты, отвечающие духу нового корпоративного слогана — «In Search of Incredible» («В поисках невероятного»). Это PadFone mini 4.3, смартфон на базе Asus PadFone mini 4.3, а также смартфон на базе Asus PadFone E. «Мы всегда находимся в поисках неординарных идей, чтобы достигать невероятных результатов во всем, что мы делаем. Мы стремимся создавать такие цифровые устройства, которые приносят людям комфорт и радость, — говорит Анжела Сю (Angela Hsu), глава бизнес-группы мобильных систем в России, СНГ и странах Балтии компании Asus...

Объективы Tamron удостоены престижных премий TIPA Awards 2018 в двух номинациях
15 мая 2018
Новости

Объективы Tamron удостоены престижных премий TIPA Awards 2018 в двух номинациях

Компания Tamron, ведущий производитель оптической продукции для различных сфер применения, сообщает о том, что Ассоциация TIPA объявила о присуждении награды TIPA 2018 двум объективам Tamron: 70-210mm F/4 Di VC USD (Модель A034) в еноминации "Лучший телезум-объектив для цифровых зеркальных камер” и 18-400mm F/3.5-6.3 Di II VC HLD (Модель B028) в номинации "Лучший суперзум-объектив для цифровых зеркальных камер".

Ночная видеосъемка на Panasonic FZ1000: плавное движение, точная цветопередача
1 января 2015
Видео

Ночная видеосъемка на Panasonic FZ1000: плавное движение, точная цветопередача

Видеозапись в формате AVCHD (H.264) с разрешением Full HD (1920 х 1080 точек) и прогрессивной разверткой 50 кадров/с демонстрирует плавное воспроизведение движущегося транспорта, а также точную цветопередачу, несмотря на присутствие в кадре источников света с сильно отличающейся цветовой температурой.

Компания LG Display разрабатывает дисплей для смартфонов на основе технологии LCD QHD+ с соотношением сторон 18:9
16 января 2017
Новости

Компания LG Display разрабатывает дисплей для смартфонов на основе технологии LCD QHD+ с соотношением сторон 18:9

Компания LG Display — один из мировых лидеров в создании инновационных технологий для дисплеев — сообщила о намерении представить свой первый жидкокристаллический (ЖК) дисплей с диагональю 5,7”, разрешением QHD+i и соотношением сторон 18:9. Появление нового дисплея вызвано растущим спросом пользователей на смартфоны с большими экранами и высоким качеством изображения.

Тест сабвуфера Heybrook HBS 200 sr
18 ноября 2012
Тесты

Тест сабвуфера Heybrook HBS 200 sr

ДОСТОИНСТВА: динамичное воспроизведение баса в кино и современной музыке. НЕДОСТАТКИ: упрощенные тембры во всем рабочем диапазоне. ВЫВОДЫ: сабвуфер определенно хорош в приложениях ДТ, его яркий, напористый бас должен понравится почитателям клубной музыки и рока. Аппарат предназначен для помещений площадью до 30 кв. м.

Компактная фотокамера Nikon COOLPIX S3500 имеет широкоугольный зум-объектив NIKKOR с 7-кратным увеличением
21 февраля 2013
Новости

Компактная фотокамера Nikon COOLPIX S3500 имеет широкоугольный зум-объектив NIKKOR с 7-кратным увеличением

21 февраля 2013 года — сегодня подразделение Nikon Europe объявляет о выпуске новой модели, которая пополнит ряд компактных фотокамер COOLPIX серии S. Фотокамера Nikon COOLPIX S3500, как и ее знаменитая предшественница COOLPIX S3300, ставшая бестселлером в Европе, может похвастаться не только привлекательным внешним видом, но и весьма продвинутыми функциями: широкоугольный зум-объектив NIKKOR с 7-кратным увеличением, ЖК-монитор размером 6,7 см (2,7 дюйма), запись видео в формате 720p и встроенные эффекты фильтров.

Cверхширокоугольный объектив Canon EF-M 11–22mm f/4–5.6 IS STM: блики и паразитные изображения сведены к минимуму, чтобы каждый ваш кадр был прекрасен.
7 июня 2013
Новости

Cверхширокоугольный объектив Canon EF-M 11–22mm f/4–5.6 IS STM: блики и паразитные изображения сведены к минимуму, чтобы каждый ваш кадр был прекрасен.

Canon представляет компактный сверхширокоугольный объектив. Canon расширяет модельный ряд EF-M новой моделью - EF-M 11–22mm f/4–5.6 IS STM. Этот объектив, разработанный для компактной камеры со сменными объективами Canon EOS M — первый сверхширокоугольный объектив EF с системой оптической стабилизации изображения. Универсальный диапазон широкоугольных фокусных расстояний нового объектива, первоклассная оптика и новая раздвижная конструкция сделают его идеальным дополнением к камере EOS M, если вы фотографируете пейзажи и архитектурные объекты.

На ФОТОФОРУМе 2018 фото- и видеотехнику можно будет купить по ценам производителей
4 апреля 2018
Новости

На ФОТОФОРУМе 2018 фото- и видеотехнику можно будет купить по ценам производителей

ФОТОФОРУМ 2018 начнет работу уже на следующей неделе. С 12 по 14 апреля в Крокус Экспо помимо мастер-классов от топ-фотографов и специалистов по созданию видео посетителей ждёт богатейшая экспозиция новинок и легендарных моделей фото и видеотехники.

Новые микшерные наушники от Hercules — HDP DJ Light-Show Adv
29 октября 2013
Новости

Новые микшерные наушники от Hercules — HDP DJ Light-Show Adv

Москва, 28 октября 2013 г. Компания Hercules, эксперт в области решений для микширования и цифрового аудио, представляет новые наушники — HDP DJ Light-Show Adv. Эта модель — настоящая находка для любого диджея, которая сделает его центром любой вечеринки. Новинка обеспечит драйв и в большом зале, и в маленькой компании, где бы вам не пришлось развлекать друзей своими сетами. И, конечно же, HDP DJ Light-Show Adv гарантируют превосходную точность воспроизведения, мощный звук, шумоизоляцию и комфорт.