«Усилок» на память: как выбрать усилитель для домашнего кинотеатра?

...Итак, наконец-то вы решили слушать музыку на чем-то лучшем, чем бумбокс или музыкальный центр. В таком случае, придется собрать дома так называемую компонентную аудиосистему, то есть звуковой комплекс, состоящий из отдельных устройств. В этот комплекс, - помимо усилителя и акустических систем, войдут источники сигнала - устройства, с которых воспроизводится звук.

Текст: Анатолий ВЕЙЦЕНФЕЛЬД, звукорежиссер

 

 

Чаще всего это CD-проигрыватель и тюнер (радиоприемник), но у любителей со стажем могут встретиться и проигрыватели виниловых пластинок, а также магнитофоны или минидиск-рекордеры.  К источникам аудиосигнала относится и видеотехника, - как устаревшие аналоговые видеомагнитофоны, таки пока  актуальные DVD- и Bluray-плееры. Такие современные цифровые устройства, как медиаплееры, док-станции для смартфонов или Интернет-медиасерверы — все это тоже аудиоисточники, - так же, как и компьютеры. А ведь нередко дома играют на синтезаторах, поют караоке и т.п.

Сигналы всех этих таких разных аппаратов в конечном итоге попадут в ваши акустические системы, но для этого они должны пройти через сердце вашего звукового комплекса — усилитель. Вот об усилителях и поговорим.

Типов и разновидностей усилителей существует довольно много, поэтому надо их прежде всего классифицировать, а потом разобраться с их функциями и возможностями.


 


Предварительный усилитель

Уровень электрического сигнала на его выходе таков, что если его подать на громкоговорители, то мы ничего не услышим. Так для чего же он нужен?

Прежде всего, - для коммутации. Все вышеназванные источники подключаются к предусилителю в оптимальном для каждого из них режиме.

Дело в том, что разные источники имеют разный выходной уровень сигнала: CD-плеер или тюнер выдают сигнал т.н. линейного уровня (порядка полу-вольта), а виниловый проигрыватель — во много сотен раз меньше.

Кроме того, пользователь должен иметь возможность переключать источники, и те при этом должны звучать с примерно одинаковой громкостью. Для этого требуется согласование уровней сигналов разных источников и их подъем до уровня, который достаточен для работы входного каскада усилителя мощности.

Еще одна функция предварительного усилителя — организация и коммутация т.н. сквозных каналов, т.е. возможности во время прослушивания еще и записывать сигнал на тот или иной рекордер, в том числе осуществлять два эти процесса независимо.

Другая важная функция — регулирование выходной громкости и частотной коррекции сигнала, для чего на передней панели располагаются регуляторы громкости и уровней высоких и низких частот. Часто присутствует и кнопка прямого сигнала, т.е. обхода частотного корректора, и кнопка так называемой тонкомпенсации, предназначенной для подъема низких и высоких частот при прослушивании на пониженной громкости. Предварительный усилитель может иметь и дополнительный фильтр инфранизких частот, особенно полезный при использовании проигрывателя грампластинок.

На задней панели предусилителя находятся гнезда входов для подключения источников, обычно их 5-6 и они выполнены по т.н. несимметричной схеме для подключения разъемов типа RCA (в обиходе называемых «тюльпанами»), там же находятся и гнезда выходов. Обычно их два — главный для подключения к усилителю мощности и дополнительный для записи. На некоторых дорогих моделях бывают и т.н. симметричные соединения типа XLR, обычно используемые в профессиональном оборудовании. Их главное достоинство — возможность без помех передавать слабый сигнал на очень большое, в десятки метров, расстояние, - для обычного домашнего прослушивания это малосущественно, так что нет никакого резона переплачивать за функцию, которой Вы, скорее всего, не воспользуетесь.

Практически все современные усилители имеют возможность дистанционного управления громкостью и переключением источников, часто с их помощью можно управлять и некоторыми функциями других приборов той же фирмы, например, включением воспроизведения CD-плеера и т.п. одной фирмы. Следует учесть, что раздельное усиление, т.е. предварительный усилитель и усилитель мощности — дорогое решение, так как стоимость каждого из них начинается от 20 тыс .руб.

  

 

Усилитель мощности, который иногда называют оконечным

В функциональном отношении он очень прост — имеет один вход, обычно стерео (в ином случае потребуется два моно усилителя), и из регулировок часто только ручку громкости. Но при простоте функционала это очень серьезное устройство, потому и стоит дороже «навороченного» предусилителя. Высокое качество звучания обеспечивается за счет использования мощных тяжелых трансформаторов и высокоемких конденсаторов, способных при высоком уровне входного сигнала выдать в нагрузку, - т.е. громкоговорители, очень большой ток. Поэтому хороший усилитель — всегда тяжелый.

Для усилителя мощности важно номинальное значение нагрузки, т.е. сопротивление акустических систем. Обычно усилители рассчитаны на сопротивление колонок 4 или 8 Ом. Можно подключить к усилителю акустику с бОльшим сопротивлением, но ни в коем случае не с меньшим! Это может при определенных условиях привести к повреждению выходного каскада!

Очень важным параметром усилителя мощности является коэффициент демпфирования, он же демпинг-фактор. Демпфирование позволяет предотвратить инерционное, т.е.паразитическое  колебание диффузора динамика, что делает звучание чище, детальнее и точнее. Чем больше значение демпинг-фактора, тем выше качество усилителя.

Еще один важный параметр — это скорость нарастания выходного напряжения, по английски slew rate. Чем быстрее эта скорость (измеряемая в микросекундах), тем лучше усилитель воспроизводит т.н. переходные, или «нестационарные» процессы, т.е. мелкие быстрые высокочастотные компоненты сигнала. Например, игру по тарелкам, перкуссии, струнным щипковым инструментам и т.п. Понятно, что «медленный» усилитель плохо отработает такие звуки и размоет звуковую картинку.

  

 

Интегрированный или полный усилитель

Это устройство, объединяющее в одном корпусе предварительный усилитель и усилитель мощности, является наиболее популярным на рынке. Все описанные выше функции и особенности каждой из составляющих частей присутствуют в интегрированном усилителе. Достаточно приличные полные усилители доступны практически всем, их стоимость начинается от примерно 8000 руб.

Если вы не собираетесь экспериментировать с подбором и частой сменой компонентов вашей аудиосистемы, интегрированный усилитель будет более разумной покупкой, но если вы планируете постепенный апгрейд вашего комплекта до более высокого класса, вам больше подойдет раздельное предварительное и оконечное усиление.

 

 

Ресивер

Это универсальное устройство, своего рода комбайн, - интегрированный усилитель, в который встроен также радиоприемник (тюнер), а нередко еще и цифровой сигнальный процессор эффектов.

В числе этих эффектов  - многополосный эквалайзер, ревербератор, а в случае Surround-ресивера — еще и декодер многоканальных фонограмм Dolby Digital. Мало того, в таком аппарате могут быть еще и микрофонные входы для караоке, а в последних моделях есть и приемник Интернет-радио и Ethernet- порт для подключения к сети.

Если вам нужен прибор «все -в-одном», то ресивер - это для вас. Но нужно учесть, что чудес не бывает, и цена хорошего универсального прибора должна соответствовать стоимости составляющих. Если навороченный многофункциональный аппарат стоит как простой усилитель, значит, разработчики серьезно сэкономили на комплектующих и схемотехнике.

 

Выбираем усилитель

Частично этот вопрос уже был затронут в описании типов усилителей. Теперь немного углубимся в него.


Слушить ли усилитель в магазине?

Если есть такая возможность, то да. Другое дело, что практическая ценность такого прослушивания невелика — на ваше восприятие будет влиять очень много разных факторов, как технических, так и психологических.

Для точной субъективной оценки звучания надо иметь большой опыт и тренированный слух.  Надо также учесть, что современная аппаратура одного класса (т.е. стоимости) звучит почти идентично, с минимальной разницей, так что есть опасность впасть в самообман, а то и обман со стороны тех, кто хочет продать вам технику.

Во всяком случае, в магазине послушайте звучание «в первом приближении»: как усилитель звучит на очень тихой громкости, на очень большой, насколько эффективно (глубоко) работают регуляторы ВЧ/НЧ-тембра и тон-компенсации, высок ли уровень собственного шума при установлении регулятора громкости на максимум при выключенном источнике, плавно ли меняется громкость при повороте регулятора. Это позволит в целом понять, подходит ли вам данный прибор.

 

Ламповый или полупроводниковый?

Это важный вопрос, но для тех, кто придает качеству звука большее значение, чем обычный любитель музыки. Многие знатоки ценят лампу за комфортное звучание, но уловить эти нюансы не всем по силу, да и не все ставят перед собой задачу смаковать чисто акустические особенности вместо того, чтобы просто слушать любимую музыку.

К тому же, у ламповых усилителей есть не только плюсы, но и известные минусы. По таким параметрам, как отношение сигнал/шум и коэффициент нелинейных искажений ламповые усилители заметно уступают транзисторным. Они выдают гораздо меньшую выходную мощность (хотя, отмечу, мощность лампы и мощность транзистора — не одно и то же). Ламповые усилители имеют гораздо более низкую энергоэффективность, т.е. при невысокой звуковой мощности потребляют электричество «от всей души».

Ламповая техника в быту более капризна, и обращение с ней требует подготовки и внимательности, в том числе с точки зрения техники безопасности. Наконец, ламповые усилители дороже полупроводниковых: «толковый» ламповый усилитель мощности дешевле 70 тыс. руб. не найти, а интегральный ламповый усилитель мощностью хотя бы 40 Вт начинаются от 40 тыс. руб. Одним словом, ламповый усилитель — не для новичков, а для искушенных ценителей.

 

Как согласовать акустические системы и усилитель?

Здесь необходимо учитывать, что усилитель, даже недорогой — менее критичный компонент аудиотракта, чем АС, и он в целом меньше создает проблем в звучании, чем громкоговорители.

Так что если у вас уже есть колонки, которые вас устраивают, ориентируйтесь при выборе усилителя на следующие факторы: 

- Номинальное сопротивление нагрузки усилителя должно соответствовать сопротивлению АС — если у вас колонки сопротивлением 4 Ома, надо подбирать к ним и усилитель, рассчитанный на нагрузку от 4 Ом.

- Выходная мощность усилителя не должна превышать номинальную мощность акустических систем, пусть лучше колонки будут немного мощнее усилителя, это спасет их от повреждения при случайном включении усилителя на полную громкость.

- Если ваши АС вас в целом устраивают, но все же вам кажется, что им чуть не хватает верхов или низов, поинтересуйтесь качеством регуляторов тембра на усилителе: очень часто оказывается достаточным приподнять верха или низы имеющимся двухполосным корректором. Если же этого недостаточно, значит, ничего не поделаешь, придется менять акустические системы.

 

Как подобрать компоненты в комплекс?

Нельзя забывать, что все компоненты в вашем комплексе должны быть одного класса по цене и качеству. Слишком дешевый снивелирует преимущества более дорогих, а слишком дорогой, напротив, не прозвучит в полную силу.

Впрочем, если вы его приобрели «на вырост» и собираетесь со временем подтянуть к нему остальные компоненты, получив систему более высокого класса, покупка дорогого компонента может иметь смысл. В особенности это справедливо по отношению к акустическим системам. Но это уже совсем другая тема...

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Canon выпускает третью модель зум-объектива серии RF с диафрагмой F/2.8 и портретный объектив RF
24 октября 2019
Новости

Canon выпускает третью модель зум-объектива серии RF с диафрагмой F/2.8 и портретный объектив RF

Компания Canon Europe, мировой лидер по производству объективов, запланировавшая на этот год выпуск шести объективов системы EOS R, представляет модели RF 70–200mm F2.8L IS USM и RF 85mm F1.2L USM DS. Объектив RF 70–200mm F2.8L IS USM дополняет «троицу» устройств Canon F2.8L для байонета RF. Это самый короткий и легкий в мире¹ объектив 70–200 мм F2.8L для камер² с полнокадровым датчиком 35 мм. Модель RF 85mm F1.2L USM DS в свою очередь служит альтернативой для модели RF 85mm F1.2L USM. При тех же выдающихся оптических характеристиках новинка обладает дополнительным уникальным покрытием Canon DS, которое позволяет без потери качества получать более мягкий эффект боке. Благодаря малой глубине резкости модель идеально подходит для создания красивых портретов с размытым фоном.

Беззеркальный фотоаппарат Sony NEX-5N c легкостью снимает едва ли не в полной темноте
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Sony NEX-5N c легкостью снимает едва ли не в полной темноте

Sony NEX-5, одна из лучших, на наш взгляд, беззеркалок своего времени, все же обладала рядом ограничений и недоработок — не то чтобы понижающих общий рейтинг камеры, но способных доставить некоторые неудобства пользователям. Обновленная NEX-5N содержит столько достоинств, что ее будущим владельцам предстоит не раз поразиться способностям и возможностям камеры.

LG G3 готов к мировой премьере
24 июня 2014
Новости

LG G3 готов к мировой премьере

CЕУЛ, 24 июня 2014г. — После отличного начала продаж в Южной Корее, 27 июня компания LG Electronics (LG) выводит свой, получивший высокое признание, смарт-фон G3 на международные рынки. Сначала LG G3 появится в Гонконге, Индонезии, Сингапуре и на Филиппинах, после чего уже в июле его можно будет приобрести в других странах Азии, Европы, и на Ближнем Востоке.

Чем запомнился Фотофорум 2018 - завершило свою работу главное фотособытие года.
14 апреля 2018
Новости

Чем запомнился Фотофорум 2018 - завершило свою работу главное фотособытие года.

О российском фотовидеорынке принято судить по тому, как проходит самый крупный отраслевой проект года – Фотофорум. 18 лет выставка развивалась вместе с индустрией, проходя все те же стадии – зарождения, бурного роста, успешных лет процветания, стагнации и спада. И вместе с индустрией выставка вышла на новый этап развития – теперь Фотофорум – это образовательный мегапроект, задачей которого организаторы видят последовательное развитие профессиональных навыков фотографов и привлечение к фотографии все большего числа любителей.

Компания LG намерена стать лидером глобального рынка телевизоров, реализуя стратегию развития сразу в двух премиальных сегментах
27 февраля 2017
Новости

Компания LG намерена стать лидером глобального рынка телевизоров, реализуя стратегию развития сразу в двух премиальных сегментах

СЕУЛ, 26 февраля 2017 г. — В Центре исследований и разработок в Сеуле компания LG Electronics (LG) объявила о выпуске линейки SUPER UHD телевизоров 2017 года, оснащенных экранами с технологией Nano Cell. Вместе с невероятно тонкими OLED телевизорами семейства LG SIGNATURE W, впервые представленными месяц назад на выставке CES 2017, компания LG возлагает большие надежды на развитие сразу в двух премиальных сегментах телевизионной индустрии, что позволит увеличить долю компании LG на глобальном рынке телевизоров.

Портативный плеер от Fiio — FiiO X3
19 августа 2013
Новости

Портативный плеер от Fiio — FiiO X3

Портативный проигрыватель FiiO X3 — это не просто MP3 плеер, это самый настоящий Hi-Fi компонент в вашем кармане. FiiO X3 впечатлит вас качеством звука. Действительно, он способен на гораздо большее, чем его более дорогие и громоздкие собратья. Внутри привлекательного алюминиевого корпуса скрываются проверенные временем ЦАП Wolfson WM8740, чип усилителя AD8397 и микропроцессор Ingenic JZ4760. Эти электронные компоненты отлично зарекомендовали себя в продуктах самых известных Hi-Fi производителей, а теперь они призваны обеспечить вам звучание высочайшего класса, где бы вы ни находились.

DVD-техника BBK
8 декабря 2004
Новости

DVD-техника BBK

ABS530T Музыкальный DVD-центр ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: воспроизведение DVD Video, Super VCD и VCD, воспроизведение музыки в форматах CD — DA, HDCD, mp3 и WMA, воспроизведение фотоальбомов в форматах Kodak Picture CD и JPEG, воспроизведение караоке в формате DVD, VCD, CD+G.

Накладные наушники GermanMAESTRO GMP 8.300 D: made in Germany — неожиданно для звука…
25 августа 2015
Обзоры

Накладные наушники GermanMAESTRO GMP 8.300 D: made in Germany — неожиданно для звука…

О немецкой пунктуальности ходят легенды. А что говорят о немецком звуке? Сегодня поговорим о наушниках от немецкого бренда GermanMAESTRO, GMP 8.300 D - эта модель не новая, но только сейчас попавшая ко мне в руки и устроившая фурор локального значения.

Тест наушников Sennheiser HD 650
18 января 2013
Тесты

Тест наушников Sennheiser HD 650

Наушники Sennheiser HD 650 являют собой качественный «апдейт» высококлассной модели Sennheiser HD-600, которая, в своё время, стала таким же «апдейтом» для наушников Sennheiser HD-580. У этих трёх моделей есть немало общих особенностей. Прежде всего, каждая из них в течение определённого периода занимала позицию флагмана в линейке наушников от Sennheser. Ещё один интересный момент, роднящий упомянутые модели состоит в том, что построены они на основе одних и тех же динамиков, и, по сути, различаются между собой лишь кабелем, слегка изменённым дизайном, и переработанным акустическим оформлением.

Вперед с ROLSEN
31 декабря 2003
Новости

Вперед с ROLSEN

Multivizor ROLSEN D29R75 TI2 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: линейка Multivizor включает в себя модели, находящиеся на уровне лучших представителей серии Rolsen ProLine, при этом оснащенные встроенной системой домашнего кинотеатра, состоящей из DVD-проигрывателя, пятиполосного эквалайзера и системы объемного звучания.