«Усилок» на память: как выбрать усилитель для домашнего кинотеатра?

...Итак, наконец-то вы решили слушать музыку на чем-то лучшем, чем бумбокс или музыкальный центр. В таком случае, придется собрать дома так называемую компонентную аудиосистему, то есть звуковой комплекс, состоящий из отдельных устройств. В этот комплекс, - помимо усилителя и акустических систем, войдут источники сигнала - устройства, с которых воспроизводится звук.

Текст: Анатолий ВЕЙЦЕНФЕЛЬД, звукорежиссер

 

 

Чаще всего это CD-проигрыватель и тюнер (радиоприемник), но у любителей со стажем могут встретиться и проигрыватели виниловых пластинок, а также магнитофоны или минидиск-рекордеры.  К источникам аудиосигнала относится и видеотехника, - как устаревшие аналоговые видеомагнитофоны, таки пока  актуальные DVD- и Bluray-плееры. Такие современные цифровые устройства, как медиаплееры, док-станции для смартфонов или Интернет-медиасерверы — все это тоже аудиоисточники, - так же, как и компьютеры. А ведь нередко дома играют на синтезаторах, поют караоке и т.п.

Сигналы всех этих таких разных аппаратов в конечном итоге попадут в ваши акустические системы, но для этого они должны пройти через сердце вашего звукового комплекса — усилитель. Вот об усилителях и поговорим.

Типов и разновидностей усилителей существует довольно много, поэтому надо их прежде всего классифицировать, а потом разобраться с их функциями и возможностями.


 


Предварительный усилитель

Уровень электрического сигнала на его выходе таков, что если его подать на громкоговорители, то мы ничего не услышим. Так для чего же он нужен?

Прежде всего, - для коммутации. Все вышеназванные источники подключаются к предусилителю в оптимальном для каждого из них режиме.

Дело в том, что разные источники имеют разный выходной уровень сигнала: CD-плеер или тюнер выдают сигнал т.н. линейного уровня (порядка полу-вольта), а виниловый проигрыватель — во много сотен раз меньше.

Кроме того, пользователь должен иметь возможность переключать источники, и те при этом должны звучать с примерно одинаковой громкостью. Для этого требуется согласование уровней сигналов разных источников и их подъем до уровня, который достаточен для работы входного каскада усилителя мощности.

Еще одна функция предварительного усилителя — организация и коммутация т.н. сквозных каналов, т.е. возможности во время прослушивания еще и записывать сигнал на тот или иной рекордер, в том числе осуществлять два эти процесса независимо.

Другая важная функция — регулирование выходной громкости и частотной коррекции сигнала, для чего на передней панели располагаются регуляторы громкости и уровней высоких и низких частот. Часто присутствует и кнопка прямого сигнала, т.е. обхода частотного корректора, и кнопка так называемой тонкомпенсации, предназначенной для подъема низких и высоких частот при прослушивании на пониженной громкости. Предварительный усилитель может иметь и дополнительный фильтр инфранизких частот, особенно полезный при использовании проигрывателя грампластинок.

На задней панели предусилителя находятся гнезда входов для подключения источников, обычно их 5-6 и они выполнены по т.н. несимметричной схеме для подключения разъемов типа RCA (в обиходе называемых «тюльпанами»), там же находятся и гнезда выходов. Обычно их два — главный для подключения к усилителю мощности и дополнительный для записи. На некоторых дорогих моделях бывают и т.н. симметричные соединения типа XLR, обычно используемые в профессиональном оборудовании. Их главное достоинство — возможность без помех передавать слабый сигнал на очень большое, в десятки метров, расстояние, - для обычного домашнего прослушивания это малосущественно, так что нет никакого резона переплачивать за функцию, которой Вы, скорее всего, не воспользуетесь.

Практически все современные усилители имеют возможность дистанционного управления громкостью и переключением источников, часто с их помощью можно управлять и некоторыми функциями других приборов той же фирмы, например, включением воспроизведения CD-плеера и т.п. одной фирмы. Следует учесть, что раздельное усиление, т.е. предварительный усилитель и усилитель мощности — дорогое решение, так как стоимость каждого из них начинается от 20 тыс .руб.

  

 

Усилитель мощности, который иногда называют оконечным

В функциональном отношении он очень прост — имеет один вход, обычно стерео (в ином случае потребуется два моно усилителя), и из регулировок часто только ручку громкости. Но при простоте функционала это очень серьезное устройство, потому и стоит дороже «навороченного» предусилителя. Высокое качество звучания обеспечивается за счет использования мощных тяжелых трансформаторов и высокоемких конденсаторов, способных при высоком уровне входного сигнала выдать в нагрузку, - т.е. громкоговорители, очень большой ток. Поэтому хороший усилитель — всегда тяжелый.

Для усилителя мощности важно номинальное значение нагрузки, т.е. сопротивление акустических систем. Обычно усилители рассчитаны на сопротивление колонок 4 или 8 Ом. Можно подключить к усилителю акустику с бОльшим сопротивлением, но ни в коем случае не с меньшим! Это может при определенных условиях привести к повреждению выходного каскада!

Очень важным параметром усилителя мощности является коэффициент демпфирования, он же демпинг-фактор. Демпфирование позволяет предотвратить инерционное, т.е.паразитическое  колебание диффузора динамика, что делает звучание чище, детальнее и точнее. Чем больше значение демпинг-фактора, тем выше качество усилителя.

Еще один важный параметр — это скорость нарастания выходного напряжения, по английски slew rate. Чем быстрее эта скорость (измеряемая в микросекундах), тем лучше усилитель воспроизводит т.н. переходные, или «нестационарные» процессы, т.е. мелкие быстрые высокочастотные компоненты сигнала. Например, игру по тарелкам, перкуссии, струнным щипковым инструментам и т.п. Понятно, что «медленный» усилитель плохо отработает такие звуки и размоет звуковую картинку.

  

 

Интегрированный или полный усилитель

Это устройство, объединяющее в одном корпусе предварительный усилитель и усилитель мощности, является наиболее популярным на рынке. Все описанные выше функции и особенности каждой из составляющих частей присутствуют в интегрированном усилителе. Достаточно приличные полные усилители доступны практически всем, их стоимость начинается от примерно 8000 руб.

Если вы не собираетесь экспериментировать с подбором и частой сменой компонентов вашей аудиосистемы, интегрированный усилитель будет более разумной покупкой, но если вы планируете постепенный апгрейд вашего комплекта до более высокого класса, вам больше подойдет раздельное предварительное и оконечное усиление.

 

 

Ресивер

Это универсальное устройство, своего рода комбайн, - интегрированный усилитель, в который встроен также радиоприемник (тюнер), а нередко еще и цифровой сигнальный процессор эффектов.

В числе этих эффектов  - многополосный эквалайзер, ревербератор, а в случае Surround-ресивера — еще и декодер многоканальных фонограмм Dolby Digital. Мало того, в таком аппарате могут быть еще и микрофонные входы для караоке, а в последних моделях есть и приемник Интернет-радио и Ethernet- порт для подключения к сети.

Если вам нужен прибор «все -в-одном», то ресивер - это для вас. Но нужно учесть, что чудес не бывает, и цена хорошего универсального прибора должна соответствовать стоимости составляющих. Если навороченный многофункциональный аппарат стоит как простой усилитель, значит, разработчики серьезно сэкономили на комплектующих и схемотехнике.

 

Выбираем усилитель

Частично этот вопрос уже был затронут в описании типов усилителей. Теперь немного углубимся в него.


Слушить ли усилитель в магазине?

Если есть такая возможность, то да. Другое дело, что практическая ценность такого прослушивания невелика — на ваше восприятие будет влиять очень много разных факторов, как технических, так и психологических.

Для точной субъективной оценки звучания надо иметь большой опыт и тренированный слух.  Надо также учесть, что современная аппаратура одного класса (т.е. стоимости) звучит почти идентично, с минимальной разницей, так что есть опасность впасть в самообман, а то и обман со стороны тех, кто хочет продать вам технику.

Во всяком случае, в магазине послушайте звучание «в первом приближении»: как усилитель звучит на очень тихой громкости, на очень большой, насколько эффективно (глубоко) работают регуляторы ВЧ/НЧ-тембра и тон-компенсации, высок ли уровень собственного шума при установлении регулятора громкости на максимум при выключенном источнике, плавно ли меняется громкость при повороте регулятора. Это позволит в целом понять, подходит ли вам данный прибор.

 

Ламповый или полупроводниковый?

Это важный вопрос, но для тех, кто придает качеству звука большее значение, чем обычный любитель музыки. Многие знатоки ценят лампу за комфортное звучание, но уловить эти нюансы не всем по силу, да и не все ставят перед собой задачу смаковать чисто акустические особенности вместо того, чтобы просто слушать любимую музыку.

К тому же, у ламповых усилителей есть не только плюсы, но и известные минусы. По таким параметрам, как отношение сигнал/шум и коэффициент нелинейных искажений ламповые усилители заметно уступают транзисторным. Они выдают гораздо меньшую выходную мощность (хотя, отмечу, мощность лампы и мощность транзистора — не одно и то же). Ламповые усилители имеют гораздо более низкую энергоэффективность, т.е. при невысокой звуковой мощности потребляют электричество «от всей души».

Ламповая техника в быту более капризна, и обращение с ней требует подготовки и внимательности, в том числе с точки зрения техники безопасности. Наконец, ламповые усилители дороже полупроводниковых: «толковый» ламповый усилитель мощности дешевле 70 тыс. руб. не найти, а интегральный ламповый усилитель мощностью хотя бы 40 Вт начинаются от 40 тыс. руб. Одним словом, ламповый усилитель — не для новичков, а для искушенных ценителей.

 

Как согласовать акустические системы и усилитель?

Здесь необходимо учитывать, что усилитель, даже недорогой — менее критичный компонент аудиотракта, чем АС, и он в целом меньше создает проблем в звучании, чем громкоговорители.

Так что если у вас уже есть колонки, которые вас устраивают, ориентируйтесь при выборе усилителя на следующие факторы: 

- Номинальное сопротивление нагрузки усилителя должно соответствовать сопротивлению АС — если у вас колонки сопротивлением 4 Ома, надо подбирать к ним и усилитель, рассчитанный на нагрузку от 4 Ом.

- Выходная мощность усилителя не должна превышать номинальную мощность акустических систем, пусть лучше колонки будут немного мощнее усилителя, это спасет их от повреждения при случайном включении усилителя на полную громкость.

- Если ваши АС вас в целом устраивают, но все же вам кажется, что им чуть не хватает верхов или низов, поинтересуйтесь качеством регуляторов тембра на усилителе: очень часто оказывается достаточным приподнять верха или низы имеющимся двухполосным корректором. Если же этого недостаточно, значит, ничего не поделаешь, придется менять акустические системы.

 

Как подобрать компоненты в комплекс?

Нельзя забывать, что все компоненты в вашем комплексе должны быть одного класса по цене и качеству. Слишком дешевый снивелирует преимущества более дорогих, а слишком дорогой, напротив, не прозвучит в полную силу.

Впрочем, если вы его приобрели «на вырост» и собираетесь со временем подтянуть к нему остальные компоненты, получив систему более высокого класса, покупка дорогого компонента может иметь смысл. В особенности это справедливо по отношению к акустическим системам. Но это уже совсем другая тема...

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Прошивка для плееров Oppo Digital BDP-103 и BDP-105
22 июня 2013
Новости

Прошивка для плееров Oppo Digital BDP-103 и BDP-105

Для двух ключевых источников компании Oppo Digital — универсальных плееров BDP-103 и BDP-105 выпущена новая прошивка. Апгрейд снимает ряд ограничений и позволяет значительно расширить функциональность проигрывателей.

Olympus M.ZUIKO DIGITAL 17 мм 1:1,8: потрясающая светосила поможет эффектно размыть фон и отлично снимать без штатива при низкой освещенности.
16 ноября 2012
Новости

Olympus M.ZUIKO DIGITAL 17 мм 1:1,8: потрясающая светосила поможет эффектно размыть фон и отлично снимать без штатива при низкой освещенности.

15 ноября 2012 г. – С новым объективом M.ZUIKO DIGITAL 17 мм 1:1,8 (34 мм*) от Olympus получить высококачественные снимки будет просто как никогда. Помимо потрясающей светосилы 1:1,8 этот премиальный объектив стандарта Микро 4/3 предлагает широкий угол обзора, уникальный механизм фокусировки для спонтанной съемки, поддержку технологии MSC для бесшумной фокусировки при съемке видео и инновационное покрытие линз ZERO.

Парад титанов!
16 декабря 2005
Новости

Парад титанов!

Как известно, чем больше экран телевизора, тем лучше (если, конечно, позволяют размеры помещения). В этом отношении любимые фильмы и передачи будут особенно выгодно смотреться на огромном экране телевизоров JVC HD-ILA! Эти высокотехнологичные проекционные телевизоры обеспечивают, по информации производителя, непревзойденные потребительские характеристики и, в частности, чрезвычайно высокую яркость.

Тест проектора Vivitek H1180HD: куда вынесет гамма-кривая?
1 марта 2014
Тесты

Тест проектора Vivitek H1180HD: куда вынесет гамма-кривая?

Какая картинка яркая! Могу подтвердить: с изображением проектора Vivitek H1180HD не сравнится ничто, что было в доме: ни старинный ЭЛТ-персонаж, ни ЖК-панель, ни «плазма» – все это и рядом не стояло… Возможно, это все эмоции, потому что кругом будничная серость и не очень живые краски - даже на параде LED-панелей в гипермаркетах электроники. Но сегодня эмоции – в сторону, будем «алгеброй гармонию поверять..» Проекционную картинку проверим измерениями, графиками и диаграммами.

Камера RIDGID стала видеть еще дальше
4 февраля 2016
Новости

Камера RIDGID стала видеть еще дальше

Компания RIDGID, ведущий мировой производитель профессионального инструмента для строительно-монтажного, сантехнического и промышленного секторов, представила на российском рынке обновленную версию цифровой камеры для видеодиагностики micro CA-25 с увеличенной длиной кабеля. Теперь популярная среди профессионалов модель имеет видеокабель длиной 120 см, что сделало ее еще удобнее в эксплуатации и расширило спектр возможных применений.

TEAC. Юбилейные новинки
31 декабря 2003
Новости

TEAC. Юбилейные новинки

DVD-проигрыватели ТЕАС Линейка проигрывателей DVD ТЕАС имеет несколько новых моделей, каждая из которых по-своему интересна. Объединяет их высокое качество воспроизведения, а также превосходная конструкция. Компания ТЕАС сама занимается разработкой и производством CD и DVD транспортов, которые известны своей надежностью и корректной работой.

Fujifilm выпустила коричневую версию беззеркальной камеры X-E3
27 июня 2018
Новости

Fujifilm выпустила коричневую версию беззеркальной камеры X-E3

Компания Fujifilm продолжает обновление дизайна своих существующих камер и вслед за компактной X-100 F выпускает новую версию беззеркальной камеры X-E3 в коричневой расцветке. На данный момент коричневая X-E3 доступна для заказа в Корее по цене $980 в комплекте с объективом XC 15-45 мм. По своим характеристикам камера идентична существующим версиям в чёрном и серебристом исполнении.

Запущена первая российская сотовая сеть в Крыму
4 августа 2014
Новости

Запущена первая российская сотовая сеть в Крыму

Симферополь, 4 августа 2014 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров принял участие в совещании по вопросам развития связи в Крыму под руководством председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, которое было организовано в форме видеоконференцсвязи. Во время совещания было объявлено о запуске в Крыму первой российской сотовой сети, которая позволит обеспечить качество и безопасность связи для жителей полуострова. В совещании также приняли участие временно исполняющий обязанности Республики Крым Сергей Аксенов, а также исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло.

SVEN MS-304 – энергия звука
31 августа 2017
Новости

SVEN MS-304 – энергия звука

Компания SVEN представляет новую игровую акустическую систему с напористым звуком, богатым функционалом и агрессивным дизайном. Модель MS-304 – больше, чем просто акустика. Это настоящий центр развлечений.

Sony представила модель ɑ99 II – новую флагманскую камеру ɑ с байонетом A
29 сентября 2016
Новости

Sony представила модель ɑ99 II – новую флагманскую камеру ɑ с байонетом A

Подтвердив еще раз свое обязательство изготавливать лучшие в отрасли камеры со сменными объективами с байонетом A, компания Sony выпустила новую флагманскую камеру ɑ с байонетом A, модель ɑ99 II. Преемница пользующейся большим успехом модели ɑ99, новая ɑ99 II сочетает в себе лучшие из последних инноваций Sony в области создания цифрового изображения, включая новую систему гибридной фазовой автофокусировки, с эксклюзивными характеристиками камер Sony с байонетом A, такими как технология полупрозрачного зеркала Translucent Mirror TechnologyTM (TMT). Результатом стала камера профессионального уровня с высочайшими техническими характеристиками, которая будет особенно привлекательна для фотографов, снимающих спорт и дикую природу.