Фотографический тест объективов Sony

Как стать фотолюбителем? Кажется, что очень просто. В каждом доме есть компактная камера или встроенное в телефон или коммуникатор устройство. Тысячи фотографий каждый день появляются на страницах пользователей в социальных сетях.

Универсальный штатный объектив SAL-1855 удобен на небольших дистанциях и позволяет установить границы кадра, не меняя точку съемки. Однако на широком угле закономерны небольшие искажения
(объектив 18–55 мм, f/8, 1/20 с, ISO 800).

Давно сложился стиль таких изображений: герой фотографии принимает картинную позу и старается не делать резких движений. «Раз, два, три!» — и в электронной памяти остается достаточно обычная картинка. Просто у большинства компактных фотоаппаратов есть свои пределы возможностей, они работают по заложенным программам и сильно ограничивают творческий порыв того человека, который желает выйти за пределы банальных сюжетов и сам готов контролировать процесс, который когда-то назывался светописью.

Съемка на небольших объектов на длинных дистанциях возможна только с применением телеобъектива. SAL-55200–2 позволяет не беспокоить птицу, снимая на достаточном удалении (объектив 55–200 мм, f/5,6, 1/2500 с, ISO 800).

Для тех любителей, которые переросли рамки сюжетных программ, почти безграничную свободу в творческих опытах дает камера с набором сменной оптики. Попробуем понять, как и в каких ситуациях использовать эту оптику, что выбрать для покупки в первую очередь, а что оставить на потом. Для прояснения этого в моих руках оказался весьма интересный комплект современного любительского оборудования. Это новейшая камера Sony A55 и 6 сменных объективов к ней. Фотоаппарат относится к революционному классу зеркальных камер без пентапризмы и подробно описывался в предыдущем номере нашего журнала. Из особенностей отмечу электронный видоискатель, рекордную в некоторых режимах скорость съемки — до 10 кадров в секунду, отлично реализованный режим видеосъемки Full HD с постоянной автофокусировкой, чем не могут похвастаться классические зеркальные камеры с оптическим видоискателем. Самое главное — это полная совместимость с огромным парком сменных объективов самого различного назначения под байонет Sony A.

Широкоугольный SAL-28F28 применим для полноформатных камер, а на камерах формата APS-S превращается в нормальный объектив с чуть увеличенным углом зрения. Благодаря правильной геометрии изображения хорошо подходит для съемок в интерьере (объектив 28 мм, f/14, 1/25 с, ISO 800).

Специально для таких камер с размером сенсора 23,5×15,6 мм фирма Sony разработала недорогую оптику серии DT. Корпуса объективов изготовлены из современной износоустойчивой пластмассы, в том числе и узел крепления объектива к камере. Такое решение уже давно применяется многими производителями в тех объективах, которые не рассчитаны на профессиональное ежедневное использование. Это позволило существенно снизить цену оптики, что может серьезно облегчить покупателю выбор. Кольца управления всех объективов покрыты резиной и не проскальзывают в руках. На всех объективах этой серии есть переключатель режима фокусировки с автоматического на ручной. Фокусировкой управляют встроенные в каждый объектив моторы SAM, которые, по заверениям производителя, должны обеспечить плавное и точное наведение. Все объективы сконструированы по простым классическим схемам, при фокусировке оптический блок выдвигается вперед. В нашем обзоре принимают участие 5 таких объективов. Два с переменным фокусным расстоянием: Sony 18–55 mm f/3,5–5,6 SAM и Sony DT 55–200 mm f/4–5,6 SAM; и три с фиксированным фокусным расстоянием: Sony DT 30 mm f/2,8 Macro SAM, Sony DT 35 mm f/1,8 SAM и Sony DT 50 mm f/1,8 SAM. Для сравнения с новой серией оптики имеется объектив Sony 28 mm f/2,8, предназначенный для использования на полноформатных камерах с размером сенсора 24×36 мм. Далее по тексту для простоты восприятия я буду использовать упрощенные названия объективов.

Увеличенный угол зрения удобен в ограниченном пространстве, а высокое качество изображения по всему полю позволяет применять объектив SAL-28F28 для несимметричных композиций (объектив 28 мм, f/4,5, 1/60 с, ISO 400)..

Обычно первую камеру фотолюбитель комплектует объективом с переменным фокусным расстоянием. В нашем случае кандидатом на такую роль будет штатный зум SAL-1855. Стоит он около 7000 рублей и претендует на постоянное использование в обычных съемочных ситуациях. Он пригоден для пейзажа, им можно сделать ростовой или поясной портрет на улице или зафиксировать жанровую сценку среди большого скопления людей. Надо лишь помнить, что в широкоугольном положении, когда мы желаем охватить большое количество пространства, на изображении возникнут некоторые геометрические искажения. Например, чем ближе к краю кадра будет находиться лицо или фигура человека, тем сильнее нарушатся его правильные пропорции — снимок станет похожим на шарж. Такова особенность широкоугольной оптики. Поэтому при съемке людей желательно отойти чуть подальше и изменить фокусное расстояние в сторону более длинного фокуса, например в диапазоне 40–55 мм. Надо стараться применять широкий угол только тогда, когда это реально нужно. Например, чтобы нарочито исказить размеры и форму предмета, изменить соотношение объектов переднего и заднего плана или использовать его (объектив) в тесных маленьких помещениях или среди толпы. Правда, в тесных помещениях придется включать вспышку или сильно увеличивать чувствительность матрицы фотоаппарата, что, конечно, не сделает снимок приятнее. Но любом случае такой объектив будет лучшим другом на период обучения и пригодится потом, поскольку подкупает своими малыми размерами и весом.

Объектив SAL-35F18 при установке на камеру формата APS-S работает как «полтинник» на пленочных камерах и обеспечивает правильный масштаб переднего и заднего планов (объектив 35 мм, f/2,8, 1/800 с, ISO 800).

Со временем границы нашего фотографического мира расширятся, и прежде всего в путешествиях, причем неважно, на другой континент или в ближайший парк. Фотограф обязательно захочет приблизить к зрителю силуэты гор, спортсмена на любительских состязаниях, птичку в ветвях или красивую незнакомку в толпе. В этом поможет длиннофокусный объектив с переменным фокусным расстоянием, или телезум, как его называют сейчас. Такой, как SAL-55200–2. Это очень легкий и компактный телеобъектив с достаточно быстрым фокусом. Он станет идеальным дополнением к первому объективу, а весь комплект не обременит своим весом и габаритами даже в путешествии. И конечно, обеспечит фотографу весь диапазон фокусных необходимых фокусных расстояний при съемке на улице. Если активно чередовать разные фокусные расстояния, фотографировать пейзажи, портреты людей, крупные планы, детали одежды и предметы быта, то можно создать интересную фотоисторию, которая будет замечательно смотреться не только в блоге и семейном альбоме, но и в журнале. Главное — оказаться в уникальном месте среди интересных людей. Именно так делаются материалы для всемирно известных журналов о путешествиях. Стоит такой объектив чуть больше 10 000 рублей.

Длиннофокусный зум SAL-55200–2 также помогает определить композицию, но уже с большего расстояния (объектив 55–200 мм, f/7,1, 1/5 с, ISO 800).

Классический «полтинник» с камерами формата APS-S становится портретным объективом. SAL-50F28 позволяет хорошо разделить планы и получить оптимальное соотношение резких и нерезких зон (объектив 50 мм, f/4, 1/2000 с, ISO 800).



















Сложности начинаются, когда мы пытаемся фотографировать в условиях недостаточного освещения без вспышки и предъявляем повышенные требования к качеству изображения. Небольшая накамерная вспышка, конечно, обеспечивает необходимое количество света на близких расстояниях, но она полностью изменяет световой рисунок сюжета, особенно при создании портрета в помещении. Лицо человека освещается резким направленным светом, и герой снимка часто становится непохожим на тот образ, какой мы видим при нормальном, естественном свете. Надо обладать серьезными профессиональными навыками и большим набором приспособлений, чтобы заставить фотовспышку именно рисовать светом. Значительно проще и интересней использовать естественный свет, например от окна. Но его никогда не бывает много. Вот тут и приходят на помощь объективы с постоянным фокусным расстоянием, которые фотографы на своем жаргоне называют фиксами.

В пейзажной съемке этот объектив создает идеальные пропорции объектов, хорошо передавая глубину пространства (объектив 35 мм, f/2,8, 1/10 с, ISO 1600).

В нашем тестовом наборе таких объективов четыре. Три из них принадлежат к группе объективов со стандартным фокусным расстоянием, то есть к таким, которые на фотоаппарате Sony A55 или других камерах формата APS-C обеспечивают поле зрения, похожее на активную часть поля зрения человеческого глаза. Это уже давно выпускающийся SAL-28F28, а также новые SAL-35F18 и макрообъектив SAL-30M28. Каждый из них имеет свои отличия, но их объединяет вот какая особенность. Простые, десятилетиями отработанные классические оптические схемы этих объективов дают качественное изображение и по центру, и по краям. Умеренное фокусное расстояние не создает сильных геометрических искажений. Большой диапазон используемых относительных отверстий (диафрагм) позволяет не только успешно фотографировать при небольшом количестве света, но и управлять резкостью переднего и заднего плана. Используя этот прием, фотограф может отделить главную часть сюжета от фона, акцентировать внимание на важном участке изображения. Рисунок, создаваемый такими объективами, отличается пластичностью и объемом. А за широкое относительное отверстие такие объективы называют светосильными. Получается, светосильный фикс — отличное решение для художественной фотографии или фотографии, создаваемой в помещении.

Портрет в интерьере. Макрообъектив SAL-30M28 хорошо справляется и с обычными, а не только макросюжетами. В небольшом помещении возможно включать в кадр элементы интерьера и гибко управлять их резкостью (объектив 30 мм, f/8, 1/60 с, ISO 800).

Объектив SAL-28F28 разработан достаточно давно и может использоваться на полноформатных старших моделях с размером сенсора 24×36 мм. Он имеет металлический хвостовик байонета. Собственного мотора у него нет, и усилие на механизм фокусировки передается через так называемую «отвертку». Но скорость и точность фокусировки от этого не страдают. Объектив дает резкое изображение с самого максимального отверстия, но в том случае, если объект находится недалеко (при пейзажной съемке лучше все-таки прикрыть диафрагму — примерно от f/5,6 до f/11). Для защиты от постороннего света снабжен встроенной блендой, однако контролировать расположение источников света все равно необходимо, так как бленды эффективно работают только на длиннофокусных объективах за счет их небольшого угла зрения. Невнимание может привести к паразитной засветке части изображения при съемке против света (хотя и в меньших масштабах, чем при съемке зумами). Иногда подобную проблему можно решить простым расположением руки над объективом. SAL-28F28 прекрасно подходит для работы в небольших помещениях. Он очень компактный: высота его всего 4 см. Вместе с нашим аппаратом неплохо подойдет для съемки скрытой камерой среди людей, в вагонах метро, в толпе, ведь камера имеет откидной монитор. Объектив достаточно редко встречается в продаже и стоит около 13 000 рублей.


Следующий объектив — SAL-35F18 — разработан совсем недавно и немного конкурирует с предыдущей моделью. Его можно с уверенностью назвать стандартным светосильным объективом именно для камеры Sony A55. Область его применения — художественный портрет в интерьере или поясной портрет, групповой портрет в помещении и на натуре, а также детали пейзажа, архитектуры. Особенно хорош при недостатке освещения. Светосила очень велика, резкость на полностью открытой диафрагме достаточна, а при небольшом диафрагмировании просто великолепна. Уже при диафрагме f/2,8 прекрасно читаются ресницы глаз, локоны волос, кожа лица при этом неплохо разглажена за счет чистого оптического рисунка. Замечательно, что в комплект объектива входит надежная глубокая бленда для защиты изображения от встречных или боковых солнечных лучей. Да и передняя линза утоплена в корпус достаточно глубоко, так что переотражений, которые фотографы называют зайцами, можно не бояться. Честно говоря, мне кажется, что приобретение именно этого объектива в качестве светосильного фикса более оправданно, чем предыдущей модели. Стоимость его около 10 000 руб.

Камера Sony A55 с макрообъективом SAL-30M28 способны запечатлеть быстротекущие процессы без замораживающей вспышки. Съемка велась в скоростном режиме 10 кадров в секунду
(объектив 30 мм, f/6,3, 1/1250 с, ISO 3200).

Объектив SAL-30M28 относится к разряду специализированных макрообъективов, хотя опять же по фокусному расстоянию конкурирует с предыдущими моделями. Я много лет занимаюсь макросъемкой в дикой природе, несколько раз побеждал на представительных фотоконкурсах и не понаслышке знаю, о чем говорю. Этот объектив имеет определенную и достаточно узкую зону применения в макросъемке именно из-за своего фокусного расстояния. Все очень просто: при съемке в масштабе 1:1 и близком к нему расстояние от передней линзы до объекта составляет всего 2 см, поэтому объект скорее всего будет затенен самой камерой и фотографом, столь близко подошедшим. Дикое насекомое скорее всего убежит, не выдержав столь близкого контакта «третьего вида». Капельки-росинки опять же достаточно легко потревожить и сбить при фотосъемке. Однако работа с более крупными объектами в меньшем масштабе (например, растениями) может оказаться коньком этого объектива с совершенно фантастическими результатами. Можно с успехом показать задний план и гибко менять степень его проработанности. Из-за легкого оптического блока фокусируется SAL-30M28 значительно быстрее, чем старшая модель 100 мм макрообъектива от Sony. Резкость в диапазоне от макро до 2 метров отличная, далее, до бесконечности, она достаточна. Но по точности фокусировки SAL-30M28 несколько проигрывает двум предыдущим объективам. В ручном режиме фокусировки с контролем по большому экрану достаточно просто добиться резкости на бесконечности. Я могу рекомендовать эту модель любителю макросъемки в качестве первого макрообъектива. Это достаточно светосильный штатник с отличной геометрией и реальной возможностью снимать в масштабе 1:1. При более серьезном подходе потребуются и более длиннофокусные объективы. Стоимость — 9500 руб.

Тропическая бабочка. Макрообъектив с небольшим фокусным расстоянием позволяет включать в кадр элементы заднего плана и гибко управлять резкостью заднего плана (объектив 30 мм, f/5,6, 1/400 с, ISO 800).

Думаю, что из трех столь, казалось бы, близких и вместе с тем столь разных моделей можно выбрать интересный вариант, отвечающий запросам любого пользователя. Но есть еще одно «стекло» — классический портретник SAL-50F28, и он отличается в своем классе. По резкости и детализации, как и SAL-35F18, очень неплох, но в силу большего фокусного расстояния именно этим объективом удобно снимать поясные и крупноплановые художественные портреты. Геометрические искажения практически отсутствуют, а начиная с диафрагмы f/2,8 резкость и детализация становятся замечательными. Бленда не очень нужна, так как передняя линза утоплена глубоко в корпус. С этим объективом удобно проводить портретные сессии на пленэре, активно пользуясь возможностью широко изменять степень резкости фона, варьируя диафрагму. Однако из-за меньшего угла зрения этим объективом в небольшом помещении (например, в обычной городской квартире) труднее снять ростовой портрет или группу: фотографу будет просто некуда отойти. Но для такой съемки существуют другие объективы. Стоит SAL-50F28 около 10 000 руб.

Съемка через стекло. Благодаря высокому качеству оптики и минимальной глубине резкости удается получить чистое изображение (объектив 50 мм, f/3,5, 1/125 с, ISO 400).


Чтобы оценить удобство пользования довольно обширным комплектом оборудования, я пробовал его в разных ситуациях, выходил на съемки сам и давал задания совсем юным начинающим фотолюбителям, сравнивал с оптикой других изготовителей. И вот к какому выводу пришел. Связка из камеры Sony A55 и рассмотренных объективов очень мобильна и компактна. Для переноски нужен совсем небольшой рюкзачок или сумка, в которой останется место и для других вещей. Комплект всего из двух объективов обеспечит необходимое фокусное расстояние для любой запланированной съемки. Каждый из светосильных фиксов, если он будет в вашем наборе, существенно расширит возможности системы для качественной съемки. Весь комплект может достаточно долго служить основным инструментом фотолюбителю и помогать ему творчески расти. А управление интуитивно понятно именно начинающему фотографу. Однако следует понимать, что бюджетная оптика требует бережного обращения (она не рассчитана на жесткую профессиональную эксплуатацию) и что любая конструкция является компромиссом между ценой и эксплуатационными возможностями. Для примера: один объектив высшего класса для байонета типа A стоит столько, сколько весь исследуемый нами комплект!


Редакция благодарит компанию Sony за предоставленную для исследования фототехнику, также руководство телекомпании «Доверие» и Московский дом бабочек за помощь в организации съемок.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

LG Optimus L3 Dual: компактный смартфон с 2 SIM-картами
25 июня 2012
Новости

LG Optimus L3 Dual: компактный смартфон с 2 SIM-картами

Компания LG Electronics представляет на российском рынке новую версию смартфона LG Optimus L3 Dual, оснащенную всеми преимуществами модели LG Optimus L3 E400, а также поддерживает работу 2 SIM-карт, что позволяет экономить и разделять личные и рабочие контакты. LG Optimus L3 Dual — это младшая модель семейства L-Style от LG, которое отличает особый дизайн. Благородный минимализм подчеркивают интуитивно понятное расположение сенсорных кнопок и монолитное стекло.

В объективе Nikon: путешествие по Карелии с Антоном Юшко
22 января 2016
Обзоры

В объективе Nikon: путешествие по Карелии с Антоном Юшко

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. За 35 лет работы фотограф и спелеолог Антон Юшко сфотографировал полторы сотни пещер по всему миру. Последние годы его особенно интересуют пещеры, расположенные в районе Северного Приладожья. Туда он и отправился для проекта Nikon.

Ultimate Ears WONDERBOOM: портативная колонка размером с маленькую банку газировки, выдающая потрясающе мощный звук
29 марта 2017
Новости

Ultimate Ears WONDERBOOM: портативная колонка размером с маленькую банку газировки, выдающая потрясающе мощный звук

Познакомьтесь с новой моделью в линейке компактных, водонепроницаемых и ультрапортативных беспроводных Bluetooth колонок Ultimate Ears - WONDERBOOM. Несмотря на свои маленькие размеры, эта малышка размером с небольшую банку газировку воспроизводит качественный, громкий, потрясающе чистый и чёткий звук с полноценным глубоким басом. Новая колонка WONDERBOOM выпущена в шести стильных цветовых решениях: Stone (серый), Phantom (черный), Fireball (красный), SubZero (синий), Cashmere (розовый) и Lilac (сиреневый).

Новый супертелефото зум-объектив HD PENTAX-D FA 150-450mm F4.5-5.6ED DC AW
6 февраля 2015
Новости

Новый супертелефото зум-объектив HD PENTAX-D FA 150-450mm F4.5-5.6ED DC AW

Ricoh Imaging рада сообщить о выпуске PENTAX-D FA 150-450mm — объектива, созданного для цифровых зеркальных камер Pentax с байонетом «К». Диапазон фокусных расстояний выбран как наиболее востребованный фотографами, для которых важно иметь надежный прочный защищенный объектив, позволяющий получать резкие с правильной цветопередачей фотографии дикой природы, авто/мото транспорта и других объектов, находящихся на достаточном удалении...

Фотограф Дмитрий Купрацевич: если не увидеть рассвет, можно опоздать на всю жизнь
2 ноября 2016
Новости

Фотограф Дмитрий Купрацевич: если не увидеть рассвет, можно опоздать на всю жизнь

4 декабря в 17.00 в Галерее Классической Фотографии состоится лекция пейзажного и travel-фотографа, участника клуба «Российское фото» Дмитрия Купрацевича. На занятии Дмитрий расскажет о художественных приемах в фотографии, правилах построения кадра, подходах к пейзажному фото от классики до современности, а также о визуальных ориентирах и особенностях восприятия изображения и, конечно, ответит на вопросы аудитории.

Обзор телевизора Samsung UE46F8500
22 сентября 2013
Обзоры

Обзор телевизора Samsung UE46F8500

Перед нами очередная новинка 2013 года от Samsung — Smart TV, модель UE46F8500. Она относится к старшей восьмой серии, поэтому несет на борту самые передовые разработки южнокорейской компании. Телевизор Samsung Smart TV UE46F8500 приковывает внимание с первого же взгляда. Модель выделяется не только на фоне конкурентов: среди всей восьмой серии у нее нет аналогов, есть только старший брат — 55-дюймовый аналог. Такой эксклюзивностью новинка обязана подставке необычной формы. Она выполнена в виде двух дуг с плавным изгибом, которые официально называются Lip Stand. Дизайнерское решение привлекает глаз, и для кого-то это станет важным фактором.

Canon представляет свои первые зум-объективы для вещательных 8K-камер
7 ноября 2019
Новости

Canon представляет свои первые зум-объективы для вещательных 8K-камер

Компания Canon представляет два новых объектива для вещательных 8K-камерⁱ с датчиками формата 1,25 дюйма: внестудийный зум-объектив UHD DIGISUPER 51 и портативный зум-объектив 7x10.7 KAS S. Новые зум-объективы ярко демонстрируют весь опыт Canon в разработке лучших оптических технологий.

Из Японии - в Россию: SHARP вывел на российский рынок четыре Android-фона
12 декабря 2012
Новости

Из Японии - в Россию: SHARP вывел на российский рынок четыре Android-фона

Компания SHARP, лидер рынка смартфонов в Японии, выходит на российский рынок таких устройств с моделями AQUOS Phone SH930W, SH530U, SH631W и SH837W. Эксклюзивным дистрибьютором смартфонов SHARP в России выступает компания «МСота». SHARP AQUOS Phone SH930W – первый в мире смартфон с Full HD-экраном (1920 х 1080 точек). Мировая презентация этой модели состоялась именно в России.

Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди
1 декабря 2015
Советы

Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди

Архитектурная фотография - понятие весьма широкое, но если взять хотя бы какую-то точку отсчета, чтобы было понятно, с чего начинать и как снимать, то получится довольно банально: архитектурная фотография - это снимок здания. Это может быть каталожная фотография особняка или квартала многоэтажек, одинокая церковь или причудливый арт-объект. Кроме всего прочего, архитектурная фотография имеет прямое отношение к популярному нынче жанру тревел-фотографии, то есть фотографии в путешествии. Посыл тут совсем простой: хочешь рассказать, как живут люди за тридевять земель, фотографируй их дома...

Видео Nikon D7500: автофокус и электронная стабилизация
4 сентября 2017
Видео

Видео Nikon D7500: автофокус и электронная стабилизация

Видео меньшего разрешения Nikon D7500 снимает без дополнительного кропа и с частотой кадров до 60 к/сек. Также для этих разрешений в дополнение к оптической стабилизации доступна электронная.