Фотограф времен и народов

«Здравствуйте, Дмитрий Николаевич!» — как много я отдала бы, чтобы увидеть встречу фотографа Бальтерманца и моего деда Алексея Суркова, который был тогда главным редактором «Огонька»! В то время фотографа из штрафбата боялись брать на работу все крупные советские журналы, но мой дед решился. Теперь я могу гордиться этим фактом семейной биографии — с «Огонька» началась огромная, невероятная слава Бальтерманца. Он проработал в журнале всю жизнь: сначала фотокорреспондентом, а потом и редактором фотоотдела. В скудные послевоенные годы люди вырезали его фотографии из журнала и вешали на стены вместо картин — красота входила в дом вместе с именем Бальтерманца, его узнали многие простые люди в нашей стране.

Атака

За именем Бальтерманца стоит множество определений: классик советской фотографии, основоположник официального фотографического стиля, первый фотограф Советского Союза и так далее. Все это о нем говорилось и писалось уже при жизни. И все было правдой, как правда и то, что сам Бальтерманц этих титулов не хотел и даже побаивался — знал, к чему может привести в нашей стране громкая слава. Во время войны ему пришлось побывать в штрафбате — за то, что в печать пошла не та карточка. От смерти на фронте его спасло только ранение, которое грозило ампутацией ноги. В мирное время он с трудом устроился на работу.

А в послевоенные годы его ждали обложки «Огонька», международные выставки и членство в жюри World Press Photo. Персональные выставки прошли в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965). Язык фотографий Бальтерманца был более других понятен за рубежом, он стал известен еще при жизни. Джозеф Куделка делал его портреты, его знали и любили Анри Картье-Брессон, Марк Рибо, Робер Дуано, Бальтерманца боготворили друзья и коллеги в России. Видимо, Бальтерманц был самым «близким» для зарубежных зрителей, потому что умел показать человеческую боль и трагизм войны без привязки к месту, понятные всем. Сюжеты снимков Бальтерманца превращались в символы и знаки.

Москва, 1962 г.

Есть фотографии «времени и места», есть «фотографии-символы». Георгий Зельма был летописцем Сталинградской битвы, Евгений Халдей был свидетелем взятия Рейхстага, а Бальтерманц оставил для выставок те работы, которые показывали войну как трагедию в общечеловеческом смысле. Многие известнейшие снимки были напечатаны спустя десятилетия после войны, в период «оттепели» — цензура не хотела показывать людям картину страшных потерь войны.

Фотография в Советском Союзе имела прикладное значение, документировала достижения народа. Многие классические снимки, которыми сейчас в основном и иллюстрируют войну, годы послевоенного строительства, советских вождей и прочий официоз — это Бальтерманц. При этом многие снимки были сделаны случайно, некоторые долго выстраивались, а иногда вообще делались при помощи фотомонтажа. Как, например, партийная трибуна с очередной майской демонстрации, куда Бальтерманц отдельно наклеивал фигурку каждого руководителя. Сталина в этой группе он специально клеил повыше, а потом переснимал.

"Два Ильича"

Сочетание репортажа с постановочной фотографией — характерное явление того времени. Бальтерманц сам справедливо считал себя мастером постановки. Он добивался совершенной композиции, часто достраивал кадр фрагментами других негативов. Классический пример — черные тяжелые облака с фотографии «Горе», которые попали на снимок из другого негатива. Но постановочные фотографии Бальтерманца вели не в сторону соцреализма — это была скорее «концентрированная» жизнь, правда и сила событий и человеческого духа.

Бальтерманц передавал масштаб и мощь новых свершений, но сохранял при этом чистоту взгляда, профессиональную дистанцию.

Постановка была в духе эпохи — показать грандиозность социалистических свершений. Если уж снимать заседание парткома, то по меньшей мере заседание какого-нибудь «Уралмаша». И чтобы человек сорок сидели каждый в своем состоянии, каждый в своей роли. В девяностых та былая серьезность могла вызвать улыбку. Но прошло всего десять лет, и теперь это история, которая во многих вдруг отзывается ностальгией. Может быть, поэтому как снимали раньше строителя на фоне БАМа и рабочего у нефтепровода, так сейчас снимают банкиров под крылом собственного вертолета или на фоне загородной резиденции...

Бальтерманц не был бы Бальтерманцем, если бы делал лишь помпезные, идеологические фотографии. Он объездил почти весь мир. И во всей этой череде впечатлений его объектив всегда замечал и ловил случайных прохожих, будь то на улицах Лондона или у книжного развала на фоне только что отстроенного Нового Арбата... Потому что в лицах можно было уловить живое дыхание каждого дня.

Последний раз на трибуне

Бальтерманц считается одним из первооткрывателей цвета, но его визитная карточка — не красные галстуки, а восковой Сталин в гробу, утопающий в радуге живых цветов. Классик военного фото, он подарил миру не пафос военных парадов, а обнаженную людскую боль. Фотограф показал, что трагедия войны сильнее гордости за то, что она Отечественная.

Достаточно взглянуть на фотопортрет самого Бальтерманца в 60-х годах, чтобы понять — перед нами художник. Не придворный угодник, не затравленный диссидент. Седой аристократичный красавец, в глазах которого достоинства больше, чем в обликах всех шести генсеков, которые живут на его фотографиях.

Дмитрий Бальтерманц умер в 1990 году неожиданно и быстро, не проболев и недели. Многих перемен, к счастью или к сожалению, он уже не увидел. Болезненной для него могла быть не смерть власти, а конец эпохи, по отношению к которой Бальтерманц был не летописцем, а творцом. Созданная им советская история заняла почти два этажа Дома фотографии на Остоженке, но уместить ее целиком было возможно только в памяти нескольких поколений.





Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

LG представляет новые аудиосистемы линейки SMART AUDIO в России
27 ноября 2014
Новости

LG представляет новые аудиосистемы линейки SMART AUDIO в России

МОСКВА, 27 ноября 2014 г. — Новая беспроводная аудиосистема LG SMART AUDIO, представленная в сентябре на выставке IFA, стала доступна для россий-ских потребителей. Система SMART AUDIO, включающая динамики (модели NP8340, NP8540, NP8740), саундбар (модель LAS650M) и специальное приложе-ние для смартфонов LG Music Flow, создает удобную и интеллектуальную Hi-Fi аудио экосистему у вас дома. Приложение Music Flow используется для центра-лизованного управления цифровой музыкальной библиотекой и всеми устройст-вами, подключенными к Music Flow в доме, даже если музыкальные файлы хра-нятся на различных девайсах. Приложение также рекомендует владельцу песни или плейлисты, обеспечивает легкий доступ к интернет-радиостанциям и работа-ет как медиаплеер на смартфоне, когда вы находитесь в пути.

Фотоконкурс Nikon: Я люблю вас, Машеньки!
8 августа 2014
Обзоры

Фотоконкурс Nikon: Я люблю вас, Машеньки!

Больше месяца назад стартовали наши фотоконкурсы на призы Nikon и Samsung. Каждый день, как незнакомые звездочки, появляются новые фотографии - одни притягивают, но быстро отпускают, другие почти незаметны, а третьи как-то ненароком нажимают в душе на болевые точки. И то, что уже пережито и подзабылось, пронизывает снова... Я не умею так профессионально снимать, у меня и зеркалки-то нет, но я каждый раз как-то сам по себе цепляюсь за такие фотографии, которые пронизывают. Словно случайно ухватил в толпе удивительный и проникающий взгляд, который так долго ждал, но сам этого и не знал...

Hermes-DPD: вы купили - мы привезли!
17 апреля 2013
Новости

Hermes-DPD: вы купили - мы привезли!

Принцип работы компании HERMES-DPD – постоянно предлагать своим клиентам и партнерам самые лучшие и обоюдовыгодные решения. В своем стремлении все время идти навстречу покупателям наряду с контролем качества услуг мы стремимся увеличивать интерес покупателей к нашему бренду и другими способами. Новая акция, направленная на повышение лояльности клиентов - «Приз за скорость».

Компания Sony представила новый проектор для домашнего кинотеатра VPL-HW50ES
27 ноября 2012
Новости

Компания Sony представила новый проектор для домашнего кинотеатра VPL-HW50ES

9 октября 2012 г. на ежегодной презентации видеопроекционного оборудования компания Sony представила новый Full HD 3D-проектор для домашнего кинотеатра — VPL-HW50ES. Так же, как уже ставший популярным проектор Sony VPL-HW30ES, новинка создавалась с учетом самых современных разработок Sony, что позволило сделать качественный шаг вперед в сфере видеопроекционного оборудования.

Стив Шапиро. Проживая Америку
7 сентября 2014
Обзоры

Стив Шапиро. Проживая Америку

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2013 года прошла ретроспективная выставка американского фотографа Стива Шапиро «Проживая Америку». В лихие 1960-е Шапиро объехал всю Америку от побережья до побережья, чтобы запечатлеть людей, их жизнь и осветить волновавшие их вопросы. Его фотоочерки публиковались в таких изданиях, как Life, Time, Rolling Stone, Sports Illustrated, People, Newsweek и Vanity Fair.

Страна великих множеств
1 декабря 2006
Обзоры

Страна великих множеств

Дели, 2006 Сначала меня не очень тянуло в Индию. Не то чтобы отсутствовал интерес, просто очень хотелось продолжить съемку Китая, где довелось побывать уже дважды, а какие-то темы всё еще оставались незатронутыми. Мне не верилось, что какая-либо страна может притягивать с такой же силой. Однако стоило только попасть в Дели, как Индия доказала, что по части плотности street life с ней вряд ли что-то сравнится.

Обзор AV-ресивера Sherwood R-972
3 июня 2013
Обзоры

Обзор AV-ресивера Sherwood R-972

AV-ресивер Sherwood R-972 относится к линейке элитной аппаратуры Newcastle. Данный ресивер является ультрасовременным аппаратом, который полностью совместим со всеми последними аудио-видеоформатами высокого разрешения. SherwoodR-972 обеспечивает декодирование таких наиболее «продвинутых» звуковых форматов, как Dolby True HD, Dolby Digital Plus и DTS HD Master Audio, кроме того, он поддерживает воспроизведение звука в форматах Dolby Digital EX, Dolby Digital, DTS-ES, DTS 96/24 и DTS.

Тест акустической системы ASW Magadis: достоверность превыше всего
6 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы ASW Magadis: достоверность превыше всего

Компания ASW, чье производство сосредоточено в немецком городке Вреден, расположенном на самой границе с Голландией, осенью 2007 года отпраздновала свое двадцатилетие и отметила эту круглую дату выпуском новой акустической системы Magadis. «Магадисы» стали не только флагманами модельного ряда ASW, но и открыли новую страницу в истории компании: до них фирма выпускала акустику в сегменте «доступного хай-энда», собственноручно разрабатывая корпуса и динамики колонок, стараясь максимально совместить в них хорошее звучание и дизайн с разумной себестоимостью.

Улучшенная чистота звука, мощные басы и алюминиевый корпус: обновлённые наушники-вкладыши RAZER серии Hammerhead
7 апреля 2016
Новости

Улучшенная чистота звука, мощные басы и алюминиевый корпус: обновлённые наушники-вкладыши RAZER серии Hammerhead

ИРВАЙН, Калифорния — Razer™, мировой лидер по производству периферии и ПО для геймеров, представляет новую гарнитуру Razer Hammerhead Pro V2 и наушники-вкладыши Razer Hammerhead V2. Популярная линейка внутриканальных аудиоустройств от Razer была значительно модифицирована: теперь она оснащена сверхбольшими динамиками, пультом управления и пассивной шумоизоляцией, обеспечивая непревзойдённую многофункциональность, качество и работу и давая возможность насладиться играми и музыкой

Камера FUJIFILM X-H1 получила награду EISA Awards "Лучший продукт 2018-2019" в номинации "Беззеркальная камера"
17 августа 2018
Новости

Камера FUJIFILM X-H1 получила награду EISA Awards "Лучший продукт 2018-2019" в номинации "Беззеркальная камера"

FUJIFILM X-H1 оснащена матрицей X-Trans CMOS III размера APS-C и высокопроизводительным процессором обработки изображения X-Processor Pro. В сочетании с высококачественными объективами FUJINON и уникальной технологией цветовоспроизведения, отточенной на протяжении более восьми десятилетий, FUJIFILM X-H1 делает выдающиеся, непревзойденные по своему качеству снимки, передающие мельчайшие детали объекта съемки, включая текстуру, трехмерную структуру и даже атмосферу и настроение определенной сцены.