Фотограф времен и народов

«Здравствуйте, Дмитрий Николаевич!» — как много я отдала бы, чтобы увидеть встречу фотографа Бальтерманца и моего деда Алексея Суркова, который был тогда главным редактором «Огонька»! В то время фотографа из штрафбата боялись брать на работу все крупные советские журналы, но мой дед решился. Теперь я могу гордиться этим фактом семейной биографии — с «Огонька» началась огромная, невероятная слава Бальтерманца. Он проработал в журнале всю жизнь: сначала фотокорреспондентом, а потом и редактором фотоотдела. В скудные послевоенные годы люди вырезали его фотографии из журнала и вешали на стены вместо картин — красота входила в дом вместе с именем Бальтерманца, его узнали многие простые люди в нашей стране.

Атака

За именем Бальтерманца стоит множество определений: классик советской фотографии, основоположник официального фотографического стиля, первый фотограф Советского Союза и так далее. Все это о нем говорилось и писалось уже при жизни. И все было правдой, как правда и то, что сам Бальтерманц этих титулов не хотел и даже побаивался — знал, к чему может привести в нашей стране громкая слава. Во время войны ему пришлось побывать в штрафбате — за то, что в печать пошла не та карточка. От смерти на фронте его спасло только ранение, которое грозило ампутацией ноги. В мирное время он с трудом устроился на работу.

А в послевоенные годы его ждали обложки «Огонька», международные выставки и членство в жюри World Press Photo. Персональные выставки прошли в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965). Язык фотографий Бальтерманца был более других понятен за рубежом, он стал известен еще при жизни. Джозеф Куделка делал его портреты, его знали и любили Анри Картье-Брессон, Марк Рибо, Робер Дуано, Бальтерманца боготворили друзья и коллеги в России. Видимо, Бальтерманц был самым «близким» для зарубежных зрителей, потому что умел показать человеческую боль и трагизм войны без привязки к месту, понятные всем. Сюжеты снимков Бальтерманца превращались в символы и знаки.

Москва, 1962 г.

Есть фотографии «времени и места», есть «фотографии-символы». Георгий Зельма был летописцем Сталинградской битвы, Евгений Халдей был свидетелем взятия Рейхстага, а Бальтерманц оставил для выставок те работы, которые показывали войну как трагедию в общечеловеческом смысле. Многие известнейшие снимки были напечатаны спустя десятилетия после войны, в период «оттепели» — цензура не хотела показывать людям картину страшных потерь войны.

Фотография в Советском Союзе имела прикладное значение, документировала достижения народа. Многие классические снимки, которыми сейчас в основном и иллюстрируют войну, годы послевоенного строительства, советских вождей и прочий официоз — это Бальтерманц. При этом многие снимки были сделаны случайно, некоторые долго выстраивались, а иногда вообще делались при помощи фотомонтажа. Как, например, партийная трибуна с очередной майской демонстрации, куда Бальтерманц отдельно наклеивал фигурку каждого руководителя. Сталина в этой группе он специально клеил повыше, а потом переснимал.

"Два Ильича"

Сочетание репортажа с постановочной фотографией — характерное явление того времени. Бальтерманц сам справедливо считал себя мастером постановки. Он добивался совершенной композиции, часто достраивал кадр фрагментами других негативов. Классический пример — черные тяжелые облака с фотографии «Горе», которые попали на снимок из другого негатива. Но постановочные фотографии Бальтерманца вели не в сторону соцреализма — это была скорее «концентрированная» жизнь, правда и сила событий и человеческого духа.

Бальтерманц передавал масштаб и мощь новых свершений, но сохранял при этом чистоту взгляда, профессиональную дистанцию.

Постановка была в духе эпохи — показать грандиозность социалистических свершений. Если уж снимать заседание парткома, то по меньшей мере заседание какого-нибудь «Уралмаша». И чтобы человек сорок сидели каждый в своем состоянии, каждый в своей роли. В девяностых та былая серьезность могла вызвать улыбку. Но прошло всего десять лет, и теперь это история, которая во многих вдруг отзывается ностальгией. Может быть, поэтому как снимали раньше строителя на фоне БАМа и рабочего у нефтепровода, так сейчас снимают банкиров под крылом собственного вертолета или на фоне загородной резиденции...

Бальтерманц не был бы Бальтерманцем, если бы делал лишь помпезные, идеологические фотографии. Он объездил почти весь мир. И во всей этой череде впечатлений его объектив всегда замечал и ловил случайных прохожих, будь то на улицах Лондона или у книжного развала на фоне только что отстроенного Нового Арбата... Потому что в лицах можно было уловить живое дыхание каждого дня.

Последний раз на трибуне

Бальтерманц считается одним из первооткрывателей цвета, но его визитная карточка — не красные галстуки, а восковой Сталин в гробу, утопающий в радуге живых цветов. Классик военного фото, он подарил миру не пафос военных парадов, а обнаженную людскую боль. Фотограф показал, что трагедия войны сильнее гордости за то, что она Отечественная.

Достаточно взглянуть на фотопортрет самого Бальтерманца в 60-х годах, чтобы понять — перед нами художник. Не придворный угодник, не затравленный диссидент. Седой аристократичный красавец, в глазах которого достоинства больше, чем в обликах всех шести генсеков, которые живут на его фотографиях.

Дмитрий Бальтерманц умер в 1990 году неожиданно и быстро, не проболев и недели. Многих перемен, к счастью или к сожалению, он уже не увидел. Болезненной для него могла быть не смерть власти, а конец эпохи, по отношению к которой Бальтерманц был не летописцем, а творцом. Созданная им советская история заняла почти два этажа Дома фотографии на Остоженке, но уместить ее целиком было возможно только в памяти нескольких поколений.





Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Волшебство мгновенной фотографии. Мастер-класс Алексея Белова
3 марта 2017
Новости

Волшебство мгновенной фотографии. Мастер-класс Алексея Белова

В субботу, 4 марта в 17 часов Галерея Классической Фотографии приглашает на мастер-класс Алексея Белова – художника, фотографа, специалиста по альтернативным и историческим методам получения фотографического изображения. Алексей Белов – один из немногих энтузиастов, возрождающих старинные технологии получения фотоснимков, активно работает с различными материалами Polaroid и их аналогами – Impossible Project, New 55 и другими.

Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-E2
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Fujifilm X-E2

Аппараты с буквой E в индексе изначально задумывались в качестве немного «урезанной» версии X-Pro1. При менее эффектной внешности они оказались ощутимо легче (в конструкции меньше металла) и компактнее. Впрочем, здесь полностью сохранена оригинальная система управления экспозиционными параметрами. Гибридный видоискатель, у которого, как уже говорилось ранее, есть свои недостатки, уступил место полностью электронному аналогу. При всем этом X-E2 оказывается несколько дороже старшего, казалось бы, собрата.

Samsung представляет новейшую линейку домашних аудио- и видеопродуктов на CES 2017®
29 декабря 2016
Новости

Samsung представляет новейшую линейку домашних аудио- и видеопродуктов на CES 2017®

Компания Samsung уже более 10 лет лидирует в сфере бытовых аудио и видео технологий и активно инвестирует в исследования и разработки. В 2017 году компания представит линейку инновационных продуктов, невероятные возможности которых отражают грандиозный технологический прорыв, произошедший в отрасли. Новые устройства отличаются элегантным минималистичным дизайном и расширенными возможностями интеграции с другой техникой.

Атомные модели: ASUS представил ZenFone – линейку смартфонов с экраном от 4 до 6 дюймов и процессором Intel Atom Z2520
16 января 2014
Новости

Атомные модели: ASUS представил ZenFone – линейку смартфонов с экраном от 4 до 6 дюймов и процессором Intel Atom Z2520

Компания ASUS представляет ZenFone – новую линейку смартфонов, в которую входят модели с размером экрана от 4 до 6 дюймов. Учитывая их доступность в нескольких цветовых вариантах, каждый пользователь сможет выбрать ZenFone по своему вкусу.Удобный доступ ко всем функциям новых устройств обеспечивает эксклюзивный программный интерфейс ZenUI.

Цвет в современной фотографии
13 мая 2013
Новости

Цвет в современной фотографии

Школа визуальных искусств набирает слушателей на курс художника и фотографа Вивиан ДЕЛЬ РИО «ЦВЕТ В СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ». Курс рекомендован как начинающим, так и продвинутым фотографам и художникам, работающим с цветной фотографией и интересующимся различными аспектами использования цвета в изображении. Курс полезен для понимания цветовой композиции, свойств цвета, его формального, смыслового и композиционного значения в изображении, создания акцента в кадре с помощью цвета...

Ультратонкие LED-телевизор Samsung ES6800 с выходом в магазин
31 октября 2012
Новости

Ультратонкие LED-телевизор Samsung ES6800 с выходом в магазин

Москва, 31 октября 2012 года — Компания Samsung Electronics представляет на российском рынке ультратонкие LED-телевизоры Samsung серии ES6800. Телевизоры Samsung Slim LED TV ES6800 позволяют насладиться всеми преимуществами ультратонких LED-технологий. Даже самый взыскательный пользователь сможет подобрать себе телевизор, в полной мере отвечающий его требованиям.

Sigma подтвердила работоспособносность своих новых объективов с камерой Nikon Z7
30 сентября 2018
Новости

Sigma подтвердила работоспособносность своих новых объективов с камерой Nikon Z7

Компания Sigma подтвердила, что её новые объективы без каких либо проблем работают с камерой Nikon Z7 при установке через адаптер FTZ. Официальное заявление было опубликовано на сайте компании.

HUAWEI представляет смартфоны Y6 2019 и Y7 2019 в России
1 марта 2019
Новости

HUAWEI представляет смартфоны Y6 2019 и Y7 2019 в России

Компания HUAWEI представляет два новых смартфона линейки Y — HUAWEI Y6 2019 и HUAWEI Y7 2019. По традиции, новинки открывают самой широкой аудитории пользователей возможность оценить функции и технологии, доступные ранее в устройствах более высоких ценовых категорий. Среди них — большие безрамочные экраны Dewdrop Display с каплевидными вырезами под фронтальную камеру, интеллектуальные технологии, функция защиты зрения, емкие батареи и яркий, привлекающий внимание дизайн.

Fly Spark (IQ4404) — стильный смартфон для всех
24 сентября 2013
Новости

Fly Spark (IQ4404) — стильный смартфон для всех

Бренд Fly //www.fly-phone.ru/ представляет на российском рынке новый смартфон Fly Spark (IQ4404). Новинка является доступным решением для широкой аудитории. Этот телефон — оптимальный вариант для тех, кто предпочитает проверенные недорогие решения с мощной начинкой, расширенным функционалом и стильным дизайном. Новый Fly Spark станет Вашим незаменимым помощником: офисные документы, почта, навигатор, книги, заметки, органайзер, любые приложения и настоящий центр развлечений — всё доступно в компактном тонком корпусе смартфона...

JVC. Театральные премьеры
31 декабря 2003
Новости

JVC. Театральные премьеры

Осенью 2003 года JVC выпускает на рынок четыре новейших домашних кинотеатра — QP-ES7, QP-ES5, QP-ES3 и QP-ES1. Каждая модель состоит из высококачественного 5-канального ресивера (RX-ES1SL) и DVD-проигрывателя (XV-N55SL), укомплектованных набором соответствующих сателлитных громкоговорителей, сабвуфером и новым универсальным пультом ДУ с выдвижной крышкой.