Дела портретные

В предыдущем номере мы говорили о том, как лучше фотографировать девушек. Закономерным результатом этой деятельности является как минимум один портрет. Его мы и обсудим, оставив в стороне другие возможные последствия. Обработкой снимка занимался Георгий ТУДОСИ.

Предположим, вам удалось найти удачный ракурс и поймать момент вдохновения. В вашем распоряжении теперь есть фотография, с которой мы и продолжим работу. Постараемся сделать так, чтобы снимок не постигла печальная участь — быть продемонстрированным на экране цифрового фотоаппарата и стертым или быть отпечатанным в дешевом фотолабе и спрятанным в семейный альбом, пылящийся в шкафу.

Что нам не нравится в исходной фотографии? В качестве примера мы специально взяли снимок, обладающий целым рядом недостатков, каждый из которых требует отдельного подхода. Этот кадр был сделан в домашних условиях без длительной подготовки. Источник света — одна энергосберегающая бытовая лампа. Ее цветовая температура (6 400 К) близка к обычному дневному освещению, однако спектр излучаемого света «неправильный» и не очень хорошо приспособленный для съемки на цифровую камеру. По-видимому, этим и обусловлен неестественный сине-зеленый оттенок снимка. Един­ственный источник света, обладающий небольшими размерами, создал глубокие тени. Их удалось слегка смягчить при съемке, установив снизу зеркало, однако глобально ситуацию это не спасло. Кроме того, свет очень жесткий, а значит, на коже появились блики, которые не только некрасивы сами по себе, но и «выпячивают» обычно невидимые мелкие дефекты. В довершение всего, нам не хотелось получить смазанную картинку, а света было мало. Съемка производилась с рук на зеркальную камеру. Фокусное расстояние объектива 50 мм, светосила f/1,8. Для получения приемлемой выдержки пришлось ввести отрицательную коррекцию экспозиции, и кадр оказался недоэкспонирован.

Что хотелось бы получить в результате? Прежде всего максимально возможное качество изображения. Какой бы высокой ни была художественная ценность снимка, технические огрехи его портят. И, напротив, хороший в техническом плане снимок всегда помогает реализовать идею автора. В фотографии основа хорошего технического качества — правильная экспозиция и фокусировка. В цветной фотографии в тот же ряд следует поставить естественную цветопередачу. Поскольку сейчас мы проводим «традиционный» практикум, сознательные нарушения этих правил рассматривать не будем.

Что мы хотим видеть в полученной фотографии — голую правду или чистый вымысел? Наш выбор где-то посередине. С одной стороны, портрет должен быть узнаваем и естественен. С другой — редкая барышня упустит возможность скорректировать мелкие недостатки своей внешности или попробовать себя в новом образе. При съемке достаточно сложно поймать тот единственный и неповторимый момент, когда в кадре идеально абсолютно все. Такое под силу лишь мастерам портрета, но и они ради такого снимка потратят уйму времени и фотоматериала. Мы же не собираемся неоправданно долго мучить модель и покупать кучу дорогостоящей косметики. Поэтому пойдем на компромисс. Исправим на сделанном снимке все то, что поддается улучшению с помощью виртуального макияжа, сохранив основные черты лица.

Наконец, позволим себе имитацию оптики, отличной от установленной на камере в момент съемки. Далеко не у каждого фотолюбителя есть, например, софт-фильтр, а его использование в работе над женским портретом создает особую романтическую атмосферу.

Итак, в нашем распоряжении есть портрет не слишком высокого технического качества и Adobe Photoshop. Посмотрим, что можно сделать.

Порядок операций должен быть жестким. Он определяется как техническими ограничениями, так и особенностями восприятия изображений. Вначале следует обеспечить разумный максимум точности машинного представления данных, затем позаботиться о визуальном комфорте, и лишь после внесения глобальных корректировок можно исправлять мелкие дефекты. Когда получено реалистичное изображение, появится возможность его художественной обработки.

Вот, пожалуй, и все. Остается лишь сохранить копию файла с изображением в формате JPEG для пересылки по сети или быстрого просмотра, воспользовавшись командой File >> Save for Web. Возьмите за правило всегда сохранять рабочие копии изображений со сжатием без потерь (например, в файлы с расширением.PSD), в полном разрешении и без лишнего преобразования цветовых пространств и глубины цвета, а также с сохранением всех слоев. Ценность этих файлов вы ощутите в полной мере, когда снова захотите что-нибудь исправить.

Выполняйте работу поэтапно. Если результат какого-либо шага вас не удовлетворил, попробуйте вернуться назад и сделать все немного иначе. Возможно, проблема не была очевидна сразу, и торопиться здесь не стоит. С опытом вы приобретете умение быстро находить ошибочное действие в цепочке из десятков операций.

Мы постарались вкратце описать здесь весь инструментарий Photoshop, который будет полезен при обработке портрета. Вы можете выбросить из приведенной последовательности некоторые шаги, если они покажутся вам лишними, или, напротив, что-то добавить. Современные графические пакеты, как правило, предоставляют множество способов решения любой конкретной задачи, но мы имеем возможность описать лишь малую их часть. Экспериментируйте, но не забывайте о чувстве меры, иначе в порыве творчества вы рискуете соорудить нечто вовсе не похожее на оригинал. Набив руку на простых и понятных операциях (типа описанных в этой статье), и поняв в деталях, как работает та или иная функция, вы обретете истинную свободу творчества. Успехов!

1. Кадрирование
Обрезка краев фотографии, оставленных во время съемки про запас, позволяет улучшить композицию снимка, увеличив лицо и не потеряв существенные детали по краям. При печати края кадра часто подрезаются дополнительно в силу технологических особенностей, так что оставьте небольшой запас с каждой стороны. 2. Переход к 48-битному представлению
Для исключения потерь качества изображения при дальнейшей обработке рекомендуем перед любыми глобальными операциями перевести изображение в режим 48-битного представления (16 бит на каждый цветовой канал). Повышенная точность представления цвета поможет избежать ошибок округления. 3. Исправление баланса белого
Фотография получилась излишне «холодной». Применим цифровой аналог конверсионного фильтра. За счет подбора типа и плотности фильтра добьемся желаемого оттенка, ориентируясь на естественный цвет кожи. Поскольку фильтр применяется ко всему изображению, остальные цвета должны прийти в норму автоматически. 4а. Исправление экспозиции (неправильно)
Инструмент Curves («Кривые») универсален. Он позволяет по усмотрению влиять на области изображения с разной яркостью. Можно увеличить общую яркость кадра, дополнительно «подсветив» излишне глубокие тени. Однако простое применение этого преобразования приводит к появлению неестественно серых областей. 4б. Исправление экспозиции (правильно)
Во избежание неприятностей с цветом предварительно следует перейти в цветовое пространство Lab (в меню, показанном на шаге 2). Теперь мы исправляем только яркость, не изменяя цвет. Обратите внимание: в разных цветовых пространствах для достижения сходного эффекта требуются различные кривые.
5а. Нанесение «косметики»
Очертим контур губ, используя Lasso («Лассо»). Под нижней губой заметен лишний слой помады. Это место мы пока не трогаем. Смягчим контуры выделенной области, воспользовавшись командой Select >> Feather и установив ширину размытия в пределах 1–3 пикселей. 5б. Нанесение «косметики»
Подберем цвет помады. Чтобы оставить яркость неизменной, следует выбрать на палитре каналов (Channels) составляющие a и b, отвечающие за оттенок. Затем необходимо откорректировать эти каналы, воспользовавшись, например, диалогом Levels («Уровни»). В нашем образце эффект намеренно преувеличен для демонстрации возможностей метода.
6. Исправление локальных дефектов
Перед выполнением этих действий необходимо вновь включить для редактирования все каналы. Используем инструмент Patch («Заплатка»). Выделим дефектную область и «перетащим» ее на ровный участок кожи. Заботиться о точном совпадении яркости и цвета «заплатки» с исправляемой областью нет необходимости.
7. Удаление бликов
Основная техника такая же, как в предыдущем шаге. Но при наложении «заплатки» блик вовсе исчезает, и изображение становится плоским. После замещения фрагмента выполним команду Edit >> Fade (редактировать >> ослабить), уменьшающую интенсивность предыдущей операции. Перемещая движок прозрачности, добиваемся желаемого эффекта.
8. Новый слой
Создание нового слоя потребуется нам для того, чтобы иметь возможность применить к изображению различные фильтры, оставляя оригинал неизменным. Кроме того, изменяя параметры наложения слоя, можно варьировать интенсивность и результат использования фильтров. Если картинка будет случайно испорчена, рабочий слой можно удалить и создать заново. 9а. Размытие изображения
Мы собираемся создать романтическое настроение. Для этого можно использовать легкую нерезкость (которая вообще хороша в портрете) и ореолы вокруг ярких элементов портрета. Применение размытия с большим радиусом дополнительно смягчит тени, компенсировав излишне жесткий свет. 9б. Всё!
Для смешивания полученной нерезкой картинки с оригиналом уменьшим непрозрачность рабочего слоя. Такого же эффекта можно добиться и ослаблением, как в шаге 7. Но этот способ не пригоден, если над рабочим слоем производилось более одной операции. Для получения разнообразных результатов можно попробовать другие фильтры и режимы наложения.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компактная фотокамера FUJIFILM FinePix XP60 способна на скоростную серийную съемку и Full DH видео даже под водой
27 января 2013
Новости

Компактная фотокамера FUJIFILM FinePix XP60 способна на скоростную серийную съемку и Full DH видео даже под водой

FinePix XP60 - последнее пополнение линейки всепогодных фотокамер серии XP. Основываясь на успехе XP50, новинка предлагает более высокое качество изображения, 5-кратный оптический зум, а также способность работать в любых условиях. Семейный отдых всегда предполагает массу эмоций и впечатлений, которые хочется сохранить надолго. FUJIFILM FinePix XP60 предлагает идеальное решение для активного отдыха: надежную камеру, которая делает снимки хорошего качества в самых экстремальных условиях. Используя весь потенциал новой фотокамеры с 4-мя степенями защиты, вы будете получать четкие и качественные снимки, как на земле, так и под водой.

Тестовая видеосъемка со штатива Nikon D750: снегоход выезжает из кадра
30 декабря 2014
Видео

Тестовая видеосъемка со штатива Nikon D750: снегоход выезжает из кадра

Камеру установили на штатив, предварительно навел на резкость в ту точку, где должны оказаться персонажи. Чувствительность установил на 1200 ISO, диафрагму 3,5, применен встроенный в фотоаппарат микрофон. Точная обрезка сюжета и перевод в сжатый формат

Тренажёр авиадиспетчерской вышки на проекторах Epson
21 апреля 2016
Новости

Тренажёр авиадиспетчерской вышки на проекторах Epson

В Санкт-Петербурге на территории аэропорта Пулково готовится к открытию необычный тренажерный комплекс для обучения диспетчеров управления воздушным движением. Авиадиспетчеры — это высококлассные специалисты по аэронавигации, которые контролируют безопасность движения самолетов на земле и в воздухе.

Ночная съемка Canon PowerShot G16: свобода в движении. «Буратино» отдыхает
20 ноября 2014
Видео

Ночная съемка Canon PowerShot G16: свобода в движении. «Буратино» отдыхает

Режим видеосъемки Full HD с частотой 60 кадров/сек позволяет точно воспроизводить движение больших и малых объектов практически на любой скорости и при любом освещении без эффекта «буратино».

"Нетипичные англичане"
23 июня 2004
Обзоры

"Нетипичные англичане"

Для меня фланирующий человек неотделим от современного города. Трудно сказать, что в момент съемки я задумывалась об этом. Погода была жуткой, промозглый ветер, дождь. Поздно. Надо было каким-то образом себя развлечь по пути к дому. Я начала снимать практически все, что попадало под «глаз». Всего несколько минут, и я почувствовала себя втянутой в ситуацию, которую снимаю.

Audio-Technica ATH-M35: закрытые полноразмерные наушники профессиональной серии
15 января 2014
Новости

Audio-Technica ATH-M35: закрытые полноразмерные наушники профессиональной серии

Японская компания Audio-Technica представила на российском рынке новинку в серии профессиональных наушников - модель ATH-M35. Audio-Technica ATH-M35 созданы специально для студийной работы. Так, за обеспечение удобства во время длительного ношения наушников отвечает особенно широкое оголовье, выполненное из мягкого материала. С помощью регуляторов его возможно «настроить» максимально точно по форме головы, обеспечив идеальное прилегание к ушам без чувства сдавливания и дискомфорта.

DJ Monitor 5 — мониторные динамики «специально для диджеев» от Hercules
15 июля 2013
Новости

DJ Monitor 5 — мониторные динамики «специально для диджеев» от Hercules

Москва, 10 июля 2013 г. Новые активные мониторные динамики, предназначенные для микширования аудио, расширяют линейку диджейского оборудования от компании Hercules, лидера в секторе портативных MIDI-контроллеров. Эти устройства призваны четко удовлетворять требования диджеев к музыкальному творчеству и домашним студиям.

5G смартфон HONOR View 30, ноутбук HONOR MagicBook и умные часы HONOR MagicWatch 2
26 ноября 2019
Новости

5G смартфон HONOR View 30, ноутбук HONOR MagicBook и умные часы HONOR MagicWatch 2

Бренд смартфонов HONOR на презентации в Китае представил сразу 3 новых устройства, каждое из которых трансформирует привычные представления пользователей о возможностях мобильных гаджетов в своём сегменте рынка. Это 5G смартфон HONOR View 30, ноутбук HONOR MagicBook и умные часы HONOR MagicWatch 2.

Ritmix анонсирует выход нового двухъядерного смартфона RMP-391
11 августа 2013
Новости

Ritmix анонсирует выход нового двухъядерного смартфона RMP-391

В июле корейский бренд Ritmix анонсировал выход нового бюджетного смартфона. Модель под названием RMP-391 внешне повторяет своего предшественника, RMP-390, но, в отличие от него, работает на двухъядерном процессоре MTK6577 ARM Cortex-A9.

Компактная полнокадровая камера Sony DSC-RX1 получила награду международной выставки CES
22 ноября 2012
Новости

Компактная полнокадровая камера Sony DSC-RX1 получила награду международной выставки CES

Компактная фотокамера Sony DSC-RX1 завоевал престижную награду международной выставки Consumer Electronic Show (CES) как лучший инновационный продукт в категории «Цифровое фото и видео». Эта категория традиционно является одной из самых значимых в списке наград за инновации, которые ежегодно вручаются в рамках международной выставки CES в Лас-Вегасе - CES Innovation Design and Engineering Awards.