Камера-обскура (лат. camera obscura — «темная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.
«Википедия»
Когда я снимаю на камеру-обскуру на улице, ко мне часто подходят люди и расспрашивают о ней. Разумеется, вид этой странной деревянной коробочки на штативе вызывает интерес. Первый вопрос, в разных вариантах и на разных языках, как правило, звучит так: «Это очень старая камера?». Я отвечаю, что камера совсем не старая, а наоборот, сделана уже в XXI веке, в Англии, на фабрике Robert Rigby…
Людмила Зинченко. Венеция. Гондолы. 2009
Камеру-обскуру не изобрели, а скорее открыли как свойство света, которое позволяет лучам, проходя через небольшое отверстие, рисовать изображение на противоположной стороне темной комнаты. Причем невероятно давно: первые упоминания встречаются в текстах китайских философов IV века до нашей эры. Этим приспособлением пользовались художники задолго до изобретения фотографии. Таким образом, камера-обскура — это уже не старая, а скорее вечная техника. Не назовем же мы старой техникой, например, колесо? Еще неизвестно, что будет с нашими цифровыми носителями через несколько сотен лет, а камера- обскура уже доказала свою жизнеспособность.
Ира Алаева. Пинхол камера из ф/а ФЭД И сейчас она используется в различных сферах — например, в архитектуре и астрономии, я же расскажу о применении ее в современной фотографии. Конечно, все ее разновидности перечислить невозможно: от спичечного коробка до фургона, который возит фотограф, снимающий пейзажи; от банки из-под кофе до темной комнаты (что по-латыни и означает «камера обскура»). Второе название — пинхол (от англ. pinhole — булавочное отверстие). Эти два сочетания и дали имя арт-группе «Черная дыра». Работами ее участников я проиллюстрирую материал о возможностях пинхола. Да, есть и третье название камеры обскуры — стеноп.
Главная особенность ее конструкции — отсутствие объектива. То есть свет попадает на фотопленку или фотобумагу, просто проходя через маленькую дырочку, минуя все технические приспособления типа линз. От размера дырочки, вернее, от соотношения между ее диаметром и расстоянием до светочувствительного слоя, и зависит резкость изображения. Для расчета существуют специальные формулы. Если зайти на сайт www.pinhole.ru, то на главной странице можно увидеть таблицу, которая позволит вам узнать нужные размеры, не прибегая к сложным математическим расчетам. Кстати, на этом же сайте можно обсудить все тонкости съемочного процесса пинхолом.
Ира Алаева. Фото из серии «Туристы» Другие, вытекающие из главной особенности такой техники — отсутствие затвора и видоискателя (если камера не переделана из фотоаппарата); бесконечная глубина резко изображаемого пространства (хотя надо понимать, что резкость в пинхоле — понятие относительное); длинные выдержки; виньетирование по краям, то есть светлый центр и темные углы. Некоторые из этих особенностей используют фотографы для реализации своих идей.
В своем проекте «Туристы» Ира Алаева в прямом смысле играет с пресловутой глубиной резкости. Она ставит игрушечных человечков, как видно на фотографии, перед камерой-обскурой из переделанного старого фотоаппарата ФЭД, и на полученном изображении уже исчезает разница между реальностью и вымыслом. Игрушечных туристов на фоне московских достопримечательностей не отличить от настоящих.
Ольга Матвеева. Фото из серии «Синяя бухта» В истории «Синяя бухта» Ольга Матвеева размышляет об уходе современного техногенного общества от простоты и первозданности. Нудистские пляжи морского побережья сняты на камеру-обскуру — первое простейшее средство изображения окружающей среды. Поиск первооснов довел автора до применения простейшего пинхола, сделанного даже не из фотоаппарата, а склеенного из картона.
Примерно такой камерой, даже проще, выполнен проект Тани Сушенковой «Техническое копирование». Все происходит как в дурном сне фотографа, который идет выполнять какую-то работу, и у него под рукой совсем не та техника, а до абсурдности другая. Также автор переснимает различные тексты — от вечных книг до инструкции пользователя — на пинхол, сделанный уж совсем просто, из спичечного коробка. Нетрудно догадаться о качестве этого копирования, что и требуется автору, который хочет донести свое высказывание: размытие, утрата смысла текста в наших глазах в эпоху информационного бума.
Ольга Матвеева. Картонный пинхол Роман Каримов сам сделал свою деревянную камеру, рассчитанную на узкий формат негатива. При этом он позаботился и о ее дизайне, и об имени. «Маруся» — так называется этот аппарат. Одна из серий, снятых «Марусей», — «Состав». Вагоны расположены друг за другом, сняты примерно с одного ракурса (на иллюстрации один из них). Длина состава — 20 вагонов.
Конечно, чаще всего автор, обращающийся к пинхолу, делает его из пленочного фотоаппарата. Так, старый «Любитель» с дыркой вместо снятого объектива позволяет фотографу из Минска Светлане Еркович делать чудесные портреты. И опять же: длинную выдержку, недостаток при других обстоятельствах, автор превращает в достоинство.
Таня Сушенкова. Пинхол из спичечного коробка
Светлана рассказывает: «Возможно ли постичь мистику человека, увидеть его образную ауру в портрете? Длинная выдержка способствует продолжительному энергетическому взаимодействию фотографируемого с некоей чернотой, темнотой, неясностью; отсутствие линз как отсутствие каких-либо дополнительных преломляющих и искажающих факторов для проникновения светового рисунка, концентрация в 4–8 минут. Я прямо говорю о важности происходящего, долго выставляю камеру, нажимаю на спуск и ухожу на время экспонирования, оставляя позирующего и черную коробочку наедине, сосредоточенно смотрящих друг на друга, друг в друга».
Таня Сушенкова. Фото из серии «Техническое копирование»
Пинхол, сделанный из такого же фотоаппарата, путешествовал в прошлом году по Японии с Еленой Тутатчиковой. Ее работа называется Between sea.
Роман Каримов. Самодельная камера
Деревянная камера Robert Rigby с размером негатива 4×5 дюймов побывала в этом году в Камбодже вместе с Натальей Табаковой. Впрочем, реальность времени и пространства получилась настолько условной, что если привязанность съемки к месту, к какой-то экзотической стране и угадывается, то этого не происходит со временем. Автор как бы пытается настигнуть утраченное…
Роман Каримов. Фото из серии «Состав»
В феврале-марте этого года в галерее «Белый куб» города Омска была показана моя выставка «Населенный пункт».
Света Еркович. Портрет
Этот проект повествует о том, что каждый город имеет свое лицо. Самые знаменитые места в Париже, Москве, Стамбуле, Венеции, Дюссельдорфе — его символы, десакрализуются посредством распространения по всему миру огромнейшего количества любительских снимков, сделанных многомиллионной толпой туристов. Эти главные символы каждого города, а следовательно и культуры, его создавшей, сняты мной на камеру-обскуру.
Света Еркович. Портрет
Некоторая мода на камеру-обскуру, которую сейчас можно заметить в среде молодежи, конечно, отчасти обусловлена желанием выделиться из толпы фотографов (здесь я не имею в виду вышеупомянутых молодых авторов, которыми, я надеюсь, руководят другие мотивы). Но, возможно, в этом увлечении присутствует еще и интуитивный поиск чего-то таинственного, связанного с фотографией. Наверное, многие, кто хоть раз проявлял пленку или печатал фото, помнят это замирание сердца, когда на твоих глазах неизвестно откуда, из каких то физико-химических-мистических глубин вдруг возникает изображение. И ты, по Ролану Барту, понимаешь, что «это было». Цифровые технологии просты и доступны, а люди всегда тянулись к непостижимому…
Елена Тутатчикова. «Между морями. Япония»
Пинхол из ф/а «Любитель 6 х6»
Наталья Табакова. Фото из серии «Простое прошедшее»
Наталья Табакова. Фото из серии «Простое прошедшее»
Людмила Зинченко. Венеция. Тагетто. 2009
Наталья Табакова. Пинхол “Роберт Ригби” Людмила Зинченко. Стамбул. Дворец Топкапы. 2010
Людмила Зинченко. Из проекта «Населенный пункт. Москва. Париж»
Людмила Зинченко. Из проекта «Населенный пункт. Москва. Париж»
Быть может, поэтому пинхол-фотография вызывает такой интерес как у профессионалов, так и у любителей. Международный день камеры-обскуры, который празднуется в последнее воскресенье апреля (www.pinholeday.org), привлекает к ней все больше поклонников из разных стран. Смысл этой коллективной акции состоит в том, что люди в этот день снимают на пинхол в тех местах, где они находятся, и выкладывают фотографию, только одну, на сайте. В этом году День пинхола приходится на 24 апреля. Мы традиционно отмечаем в его Нескучном саду.
Комментарии