Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди

Архитектурная фотография - понятие весьма широкое, но если взять хотя бы какую-то точку отсчета, чтобы было понятно, с чего начинать и как снимать, то получится довольно банально: архитектурная фотография - это снимок здания. Это может быть каталожная фотография особняка или квартала многоэтажек, одинокая церковь или причудливый арт-объект. Кроме всего прочего, архитектурная фотография имеет прямое отношение к популярному нынче жанру тревел-фотографии, то есть фотографии в путешествии. Посыл тут совсем простой: хочешь рассказать, как живут люди за тридевять земель, фотографируй их дома.

Текст и фото: Антон Агарков

 

 

Перед нами один и тот же архитектурный пейзаж. Первый кадр - внутрикамерный jpeg, второй получен обработкой RAW-файла. Собственно, это самый доступный способ получить такой относительно широкий динамический диапазон. Кадр экспонируется с небольшой недодержкой - примерно на один стоп, но надо смотреть по реальной ситуации и разнице освещенности неба и уличного света. Потом в RAW-конвертере ползунком Highlights отдельно приглушаем света, а ползунком Shadows осветляем тени. Внимательно следим за гармоничным освещением кадра и при необходимости добавляем или убавляем экспозицию.

 

На самом базовом уровне съемку архитектуры стоит воспринимать как съемку пейзажа, но с объектом архитектуры в качестве главного героя. Поэтому все правила построения композиции, применимые в пейзаже, будут работать и здесь. Например, правило «третей», когда кадр невидимыми линиями делится на трети по горизонтали и вертикали, и ключевые объекты располагаются на этих линиях или в точках их пересечений - в золотом сечении. Точно так же будут работать и диагонали, уводящие взгляд зрителя вглубь картинки от переднего плана к заднему, на котором будет располагаться ваш главный герой.

Для съемки архитектуры стоит вооружиться штатным объективом, широкоугольником, телевиком и штативом. Могут пригодиться поляризационный и градиентный фильтры. Снимать лучше всего в режиме приоритета диафрагмы, чтобы эффективно управлять глубиной резко изображаемого пространства.

Если у вас есть задача снять какой-то конкретный объект, то начните готовиться к съемке заранее - изучите карту местности, оцените, как и откуда будет падать на объект солнце утром и вечером. Распланируйте время съемки, исходя из того, что находится вокруг объекта. Например, снимать в городе в рассветные и закатные часы нужно с оглядкой на то, что высотные здания могут давать тень на вашем объекте. Возможно, вам придется прийти на точку съемки раньше, в не самый выгодный свет, но так вы сможете получить хотя бы какие-то снимки. Посмотрите фотографии того здания, которое вы будете снимать - возможно, вы увидите какие-то интересные подходы к съемке вашего героя или почерпнете что-то об окружающем ландшафте.

Когда окажетесь на месте съемки, начните издалека. В буквальном смысле. Установите на камеру телеобъектив и изучите вашего героя с расстояния в километр. Может быть вы увидите интересный ракурс на ваш объект через улицу города или откуда-то с высокой точки - холма или смотровой площадки. Постепенно подходите к зданию и продолжайте искать интересные ракурсы - в отражениях бизнес-центров, в лужах, через арки ворот или, в случае если объект где-то на природе, через интересные детали ландшафта, примятую первым снегом траву или фактурные камни. Будьте внимательны к окружающему ландшафту и объектам вокруг вас - они могут стать хорошим дополнением к пейзажу.

По мере того, как вы будете приближаться к объекту, смотрите, как из-за причуд перспективы меняется его внешний облик. Нижние этажи постепенно перегораживают верхние, выступающие объемы начинают съедать элементы над собой. Так что очень часто именно съемка издали на телевик - это единственный способ дать зрителю полное представление о том, как оно выглядит сверху донизу.

Когда вы подойдете достаточно близко, не спешите убирать телеобъектив. Внимательно рассмотрите отдельные элементы здания -  фрески, декор окон и дверей, какие-то интересные пересечения объемов. Снимая подобные детали на телевик, постарайтесь не только передать реальность, но и вычленить из общего контекста какие-то абстрактные детали. К примеру, несколько граней здания могут быть по разному освещены солнцем, и, вынесенные в один кадр, будут давать причудливый калейдоскоп оттенков. Точно так же пройдитесь внутри и поищите интересные детали - росписи, светильники, сходы потолочных перекрытий.

После съемки деталей самое время поменять телеобъектив на широкоугольный. Самые востребованные в архитектурной съемки фокусные расстояния - от 24 до 14. В комплект к Nikon D5500 я бы посоветовал взять объективы 17-55 f/2.8 и AF-A DX Nikkor 10-24, которые обеспечат весь необходимый диапазон фокусных расстояний для этого вида съемки.

Широкоугольные объективы помогают визуально растянуть пространство, отдаляют объекты на разных планах друг от друга - объекты на переднем плане кажутся очень близкими, объекты чуть дальше от вас кажутся отнесенными бесконечно далеко. Использование «шириков» помогает включить в кадр все здание целиком. Такая фотография получится оригинальной, с сильно искаженной перспективой. Подобный прием стоит взять на вооружение, но, как и с любым художественным приемом, злоупотреблять им не стоит.

Теперь самое время поговорить о главном враге архитектурного фотографа - перспективных искажениях. Если вы снимаете здание снизу вверх, то вы увидите, как его стены заваливаются к центру. Чем шире объектив вы будете использовать для съемки, тем сильнее будет этот завал. И чем сильнее вы будете поднимать объектив относительно горизонта, тем сильнее будут искажения - в какой-то момент дом из прямоугольной коробки может и вовсе превратиться в треугольник. Иногда этот эффект можно использовать в художественных целях, но чаще это все-таки будет считаться фотографическим браком.

Профессионалы архитектурной фотографии для исправления этих искажений используют специальные объективы с поворотом и наклоном (tilt-shift-объективы). Но это техника дорогая, да и найти подобные объективы на российском рынке очень сложно. Поэтому мы найдем другие способы выпрямить заваленные стены.

Для начала можно попробовать скадрировать фотографию так, чтобы все здание находилось в верхней половине кадра, а нижняя половина была занята интересным передним планом. Так оптическая ось объектива будет параллельна земле, а в этом случае вертикальные линии в кадре не искажаются и идут параллельно друг другу. Если рядом с вашим объектом есть еще какое-то здание, и у вас есть возможность на него подняться, то стоит этой возможностью воспользоваться. Причем подниматься нужно не так высоко, как получится, а примерно до середины высоты вашего объекта - так вы будете смотреть на вашего героя прямо. Оптическая ось объектива снова будет параллельна земле со всеми вытекающими последствиями.

Если подобных возможностей нет, либо они исчерпаны, а результат все еще не радует, то можно прибегнуть к помощи графических редакторов. К счастью, разрешение матриц современных фотоаппаратов, включая Nikon D5500, позволяет достаточно сильно деформировать фотографию без потери качества итогового снимка.

Сегодня опции исправления перспективных искажений есть даже в RAW-конвертерах, причем Adobe Camera RAW позволяет исправлять их достаточно точно в автоматическом режиме нажатием одной кнопки. Но стоит помнить, что если вы решили исправлять перспективные искажения на постобработке, то во время съемки стоит оставлять на снимке большие поля со всех сторон - эти части фотографии будут отрезаны во время редактирования.

Обязательно задержитесь на месте съемки после заката. Час после захода солнца принято называть синим. Зашедшее солнце уже не освещает пейзаж, но его лучи все еще подсвечивают небо, а слабый свет сумерек равняется с яркостью искусственного ночного освещения. В это время можно снять эффектные фотографии освещенного здания с насыщенно-синим небом. Синий час пролетает очень быстро, поэтому не теряйте времени. 

 

Всегда начинайте съемки издали. Установите на камеру теле-объектив и постарайтесь показать здание в полный рост. Скомпонуйте объектив с такими-то объектами на переднем плане, чтобы подчеркнуть своего героя.

 

Не бойтесь использовать приемы минимализма, когда ваш «главный герой» занимает в кадре совсем немного места

Ищите эффектные объекты, объекты с интересными линиями, которые будут интересно смотреться на переднем плане

 

Ищите интересные линии, ведущие взгляд к зданию, постарайтесь вписать его в пейзаж, чтобы показать зрителю окружающий здание ландшафт. 

Используйте в съемках части других зданий - арки, оконные проемы, фрагменты стен

 

Постарайтесь вывести из кадра все яркие источники освещения - фонари и светильники будут давать в кадре яркие блики или паразитную засветку. Но иногда это можно использовать как творческий прием

Если здание подсвечивается ночью, то стоит дождаться темноты, чтобы снять его с ночной подсветкой. Часто это полностью преображает его облик.

  

Ночью многие объекты преображаются до неузнаваемости. Одни из-за резкого света они приобретают резкие очертания, другие проваливаются в темноту или превращаются в какие-то неясные силуэты.

Как только вы подойдете к зданию достаточно близки, не спешите убирать телеобъектив - поищите какие-то интересные детали и снимите их с большим приближением

Все, вы подошли вплотную к зданию. Самое время поменять телеобъектив на широкоугольник

 

 

 

Попробуйте поставить рядом с объектом человека, чтобы подчеркнуть его масштаб.

 

 


 

Обязательно поснимайте интерьер здания, если есть такая возможность. Не забывайте обращать внимание на детали


Не бойтесь пользоваться приемами минимализма, когда объект съемки занимает на снимке лишь небольшую часть кадра - такой подход может быть интересным. 

 




Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Телевизор Harper 49U750TS: открываем премиум сегмент за доступную цену
21 мая 2018
Тесты

Телевизор Harper 49U750TS: открываем премиум сегмент за доступную цену

Наверное, такая ситуация была у каждого: в продаже уже появился топовый смартфон, камера или телевизор, но покупку флагмана приходится откладывать, потому что наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Но с этим флагманом, думаю, будет другая ситуация. Сегодня к нам на обзор пришел 4К Смарт ТВ Harper 49U750TS, который за вполне доступную цену несет в массы настоящий премиум сегмент: большую диагональ экрана, ультравысокое разрешение и неплохой набор Смарт-опций, характерный для очень дорогих девайсов. Нам лишь остается убедиться, что иногда справедлива и такая логика: платишь меньше, а получаешь больше!

Будь лидером!
28 апреля 2003
Новости

Будь лидером!

PIONEER AVIC-X1 Мультимедийный центр со встроенным DVD-проигрывателем и навигационной системой ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: максимальная выходная мощность 50 Вт х4. ТЮНЕР: цифровой тюнер D4Q. Контур подавления импульсных шумов (PNS). Память на 24 станции. Автоматическое занесение станций в память.

Серия квадратных фильтров нейтральной плотности B+W
2 февраля 2018
Новости

Серия квадратных фильтров нейтральной плотности B+W

Фильтры нейтральной плотности незаменимы в пейзажной фотографии, позволяя снимать на длинных выдержках и при более открытой диафрагме, они помогают создавать мягкие, размытые облака или туманные потоки воды. Серия светофильтров BW состоит из 4 квадратных фильтров 100х100 мм со степенью плотности от 2 до 10 стопов, коорые устанавливаются на объектив камеры с помощью специального адаптера и набора переходных колец.

Проекторы JVC DLA-X900R, DLA-X700R, DLA-X500R предложат самый высокий в отрасли уровень натуральной и динамической контрастности
20 ноября 2013
Новости

Проекторы JVC DLA-X900R, DLA-X700R, DLA-X500R предложат самый высокий в отрасли уровень натуральной и динамической контрастности

20 ноября 2013 г. — Компания JVC объявила о начале поставок новой линейки домашних кинотеатральных проекторов 2014 года, которые обеспечивают существенное улучшение качества изображения и самый высокий в отрасли показатель натуральной и динамической контрастности. Повышение производительности достигнуто за счет нового устройства обработки изображения, обновленной версии технологии e-shift3 позволяющей воспроизводить сигнал 4К, совместимости с 4K источниками, а так же управляемой пользователем Интеллектуальной Диафрагмы Объектива.

Элегантное решение
28 апреля 2003
Новости

Элегантное решение

Британские колонки марки Mission хорошо известны меломанам всего мира благодаря своим непревзойденным музыкальным способностям. Многочисленные призы и положительные оценки аудиопрессы всего мира тому явное свидетельство. В своих колонках разработчики компании постоянно применяют новейшие технологии в изготовлении корпусов и динамиков, стремятся наилучшим образом согласовать между собой все компоненты акустической системы.

На Фестивале Турции устроят мастер-класс по фотографии и фотоконкурс
6 августа 2018
Новости

На Фестивале Турции устроят мастер-класс по фотографии и фотоконкурс

День открытия Фестиваля Турции в парке «Красная пресня» превратится в увлекательный фотоквест для фотолюбителей. Финалом прогулки станет награда для лучшего фотографа – ваучер в один из пятизвездочных турецких отелей на побережье Турции.

Съемка людей в путешествии
4 сентября 2017
Советы

Съемка людей в путешествии

Кто-то старается в поездках снимать только природу. Кто-то фокусируется на животных и растениях. Но я считаю, что любое место, куда мы попадаем, приобретает свой особый колорит благодаря людям, которые там живут. Приехать из путешествия и не привезти ни единой фотографии людей - значит выкинуть из своего визуального повествования огромный кусок информации. Возможно, самый важный кусок. Давайте разбираться, как привезти из поездки интересные портреты людей.

Вперед вместе с Rolsen
8 декабря 2004
Новости

Вперед вместе с Rolsen

Компания ROLSEN хорошо известна российским покупателям как производитель высококачественных телевизоров, DVD, домашних кинотеатров и бытовой техники. До недавних пор, впрочем, про телевизоры ROLSEN в основном говорили «дешево и сердито», но новые модели успешно конкурируют с продукцией таких известных корейских компаний, как Samsung и LG, что неудивительно: функционально не уступая другим импортным аналогам, продукция ROLSEN сохраняет существенное преимущество в цене.

FiiO F3 – новые внутриканальные мониторы с Hi-Fi-звучанием
27 февраля 2017
Новости

FiiO F3 – новые внутриканальные мониторы с Hi-Fi-звучанием

Бренд FiiO представил новые наушники – динамические внутриканальные мониторы F3. Новинка отличается необычным стильным дизайном, продуманной конструкцией и высокотехнологичными драйверами, обеспечивающими превосходное Hi-Fi-звучание.

Фотография в театре: правда и вымысел
23 марта 2007
Обзоры

Фотография в театре: правда и вымысел

Гамлет Что такое театральная фотография? Особый жанр фотоискусства или всего лишь архивный документ, помогающий составить летопись театра? Самодостаточное произведение искусства или просто рекламный довесок к спектаклю? Как изображение лица человека мы не всегда можем назвать портретом, так и снимок, на котором запечатлены актеры на сцене во время спектакля, нельзя однозначно назвать театральной фотографией.