Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди

Архитектурная фотография - понятие весьма широкое, но если взять хотя бы какую-то точку отсчета, чтобы было понятно, с чего начинать и как снимать, то получится довольно банально: архитектурная фотография - это снимок здания. Это может быть каталожная фотография особняка или квартала многоэтажек, одинокая церковь или причудливый арт-объект. Кроме всего прочего, архитектурная фотография имеет прямое отношение к популярному нынче жанру тревел-фотографии, то есть фотографии в путешествии. Посыл тут совсем простой: хочешь рассказать, как живут люди за тридевять земель, фотографируй их дома.

Текст и фото: Антон Агарков

 

 

Перед нами один и тот же архитектурный пейзаж. Первый кадр - внутрикамерный jpeg, второй получен обработкой RAW-файла. Собственно, это самый доступный способ получить такой относительно широкий динамический диапазон. Кадр экспонируется с небольшой недодержкой - примерно на один стоп, но надо смотреть по реальной ситуации и разнице освещенности неба и уличного света. Потом в RAW-конвертере ползунком Highlights отдельно приглушаем света, а ползунком Shadows осветляем тени. Внимательно следим за гармоничным освещением кадра и при необходимости добавляем или убавляем экспозицию.

 

На самом базовом уровне съемку архитектуры стоит воспринимать как съемку пейзажа, но с объектом архитектуры в качестве главного героя. Поэтому все правила построения композиции, применимые в пейзаже, будут работать и здесь. Например, правило «третей», когда кадр невидимыми линиями делится на трети по горизонтали и вертикали, и ключевые объекты располагаются на этих линиях или в точках их пересечений - в золотом сечении. Точно так же будут работать и диагонали, уводящие взгляд зрителя вглубь картинки от переднего плана к заднему, на котором будет располагаться ваш главный герой.

Для съемки архитектуры стоит вооружиться штатным объективом, широкоугольником, телевиком и штативом. Могут пригодиться поляризационный и градиентный фильтры. Снимать лучше всего в режиме приоритета диафрагмы, чтобы эффективно управлять глубиной резко изображаемого пространства.

Если у вас есть задача снять какой-то конкретный объект, то начните готовиться к съемке заранее - изучите карту местности, оцените, как и откуда будет падать на объект солнце утром и вечером. Распланируйте время съемки, исходя из того, что находится вокруг объекта. Например, снимать в городе в рассветные и закатные часы нужно с оглядкой на то, что высотные здания могут давать тень на вашем объекте. Возможно, вам придется прийти на точку съемки раньше, в не самый выгодный свет, но так вы сможете получить хотя бы какие-то снимки. Посмотрите фотографии того здания, которое вы будете снимать - возможно, вы увидите какие-то интересные подходы к съемке вашего героя или почерпнете что-то об окружающем ландшафте.

Когда окажетесь на месте съемки, начните издалека. В буквальном смысле. Установите на камеру телеобъектив и изучите вашего героя с расстояния в километр. Может быть вы увидите интересный ракурс на ваш объект через улицу города или откуда-то с высокой точки - холма или смотровой площадки. Постепенно подходите к зданию и продолжайте искать интересные ракурсы - в отражениях бизнес-центров, в лужах, через арки ворот или, в случае если объект где-то на природе, через интересные детали ландшафта, примятую первым снегом траву или фактурные камни. Будьте внимательны к окружающему ландшафту и объектам вокруг вас - они могут стать хорошим дополнением к пейзажу.

По мере того, как вы будете приближаться к объекту, смотрите, как из-за причуд перспективы меняется его внешний облик. Нижние этажи постепенно перегораживают верхние, выступающие объемы начинают съедать элементы над собой. Так что очень часто именно съемка издали на телевик - это единственный способ дать зрителю полное представление о том, как оно выглядит сверху донизу.

Когда вы подойдете достаточно близко, не спешите убирать телеобъектив. Внимательно рассмотрите отдельные элементы здания -  фрески, декор окон и дверей, какие-то интересные пересечения объемов. Снимая подобные детали на телевик, постарайтесь не только передать реальность, но и вычленить из общего контекста какие-то абстрактные детали. К примеру, несколько граней здания могут быть по разному освещены солнцем, и, вынесенные в один кадр, будут давать причудливый калейдоскоп оттенков. Точно так же пройдитесь внутри и поищите интересные детали - росписи, светильники, сходы потолочных перекрытий.

После съемки деталей самое время поменять телеобъектив на широкоугольный. Самые востребованные в архитектурной съемки фокусные расстояния - от 24 до 14. В комплект к Nikon D5500 я бы посоветовал взять объективы 17-55 f/2.8 и AF-A DX Nikkor 10-24, которые обеспечат весь необходимый диапазон фокусных расстояний для этого вида съемки.

Широкоугольные объективы помогают визуально растянуть пространство, отдаляют объекты на разных планах друг от друга - объекты на переднем плане кажутся очень близкими, объекты чуть дальше от вас кажутся отнесенными бесконечно далеко. Использование «шириков» помогает включить в кадр все здание целиком. Такая фотография получится оригинальной, с сильно искаженной перспективой. Подобный прием стоит взять на вооружение, но, как и с любым художественным приемом, злоупотреблять им не стоит.

Теперь самое время поговорить о главном враге архитектурного фотографа - перспективных искажениях. Если вы снимаете здание снизу вверх, то вы увидите, как его стены заваливаются к центру. Чем шире объектив вы будете использовать для съемки, тем сильнее будет этот завал. И чем сильнее вы будете поднимать объектив относительно горизонта, тем сильнее будут искажения - в какой-то момент дом из прямоугольной коробки может и вовсе превратиться в треугольник. Иногда этот эффект можно использовать в художественных целях, но чаще это все-таки будет считаться фотографическим браком.

Профессионалы архитектурной фотографии для исправления этих искажений используют специальные объективы с поворотом и наклоном (tilt-shift-объективы). Но это техника дорогая, да и найти подобные объективы на российском рынке очень сложно. Поэтому мы найдем другие способы выпрямить заваленные стены.

Для начала можно попробовать скадрировать фотографию так, чтобы все здание находилось в верхней половине кадра, а нижняя половина была занята интересным передним планом. Так оптическая ось объектива будет параллельна земле, а в этом случае вертикальные линии в кадре не искажаются и идут параллельно друг другу. Если рядом с вашим объектом есть еще какое-то здание, и у вас есть возможность на него подняться, то стоит этой возможностью воспользоваться. Причем подниматься нужно не так высоко, как получится, а примерно до середины высоты вашего объекта - так вы будете смотреть на вашего героя прямо. Оптическая ось объектива снова будет параллельна земле со всеми вытекающими последствиями.

Если подобных возможностей нет, либо они исчерпаны, а результат все еще не радует, то можно прибегнуть к помощи графических редакторов. К счастью, разрешение матриц современных фотоаппаратов, включая Nikon D5500, позволяет достаточно сильно деформировать фотографию без потери качества итогового снимка.

Сегодня опции исправления перспективных искажений есть даже в RAW-конвертерах, причем Adobe Camera RAW позволяет исправлять их достаточно точно в автоматическом режиме нажатием одной кнопки. Но стоит помнить, что если вы решили исправлять перспективные искажения на постобработке, то во время съемки стоит оставлять на снимке большие поля со всех сторон - эти части фотографии будут отрезаны во время редактирования.

Обязательно задержитесь на месте съемки после заката. Час после захода солнца принято называть синим. Зашедшее солнце уже не освещает пейзаж, но его лучи все еще подсвечивают небо, а слабый свет сумерек равняется с яркостью искусственного ночного освещения. В это время можно снять эффектные фотографии освещенного здания с насыщенно-синим небом. Синий час пролетает очень быстро, поэтому не теряйте времени. 

 

Всегда начинайте съемки издали. Установите на камеру теле-объектив и постарайтесь показать здание в полный рост. Скомпонуйте объектив с такими-то объектами на переднем плане, чтобы подчеркнуть своего героя.

 

Не бойтесь использовать приемы минимализма, когда ваш «главный герой» занимает в кадре совсем немного места

Ищите эффектные объекты, объекты с интересными линиями, которые будут интересно смотреться на переднем плане

 

Ищите интересные линии, ведущие взгляд к зданию, постарайтесь вписать его в пейзаж, чтобы показать зрителю окружающий здание ландшафт. 

Используйте в съемках части других зданий - арки, оконные проемы, фрагменты стен

 

Постарайтесь вывести из кадра все яркие источники освещения - фонари и светильники будут давать в кадре яркие блики или паразитную засветку. Но иногда это можно использовать как творческий прием

Если здание подсвечивается ночью, то стоит дождаться темноты, чтобы снять его с ночной подсветкой. Часто это полностью преображает его облик.

  

Ночью многие объекты преображаются до неузнаваемости. Одни из-за резкого света они приобретают резкие очертания, другие проваливаются в темноту или превращаются в какие-то неясные силуэты.

Как только вы подойдете к зданию достаточно близки, не спешите убирать телеобъектив - поищите какие-то интересные детали и снимите их с большим приближением

Все, вы подошли вплотную к зданию. Самое время поменять телеобъектив на широкоугольник

 

 

 

Попробуйте поставить рядом с объектом человека, чтобы подчеркнуть его масштаб.

 

 


 

Обязательно поснимайте интерьер здания, если есть такая возможность. Не забывайте обращать внимание на детали


Не бойтесь пользоваться приемами минимализма, когда объект съемки занимает на снимке лишь небольшую часть кадра - такой подход может быть интересным. 

 




Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор узбекского фотоискусства: когда я снимаю, мне кажется, что я пишу стихи
10 февраля 2013
Обзоры

Обзор узбекского фотоискусства: когда я снимаю, мне кажется, что я пишу стихи

Думаю, все — от любви к поэзии. Когда я снимаю, мне кажется, будто я пишу стихи, только вот в такой форме. Еще в годы учебы во Владимире, как начала фотографировать, приснился сон: люди — черно-белые, из моих фотографий — стали двигаться! Представляешь, улица и идущие люди!

Новые карты памяти Leef с антивирусом Dr.Web для Android
1 августа 2013
Новости

Новые карты памяти Leef с антивирусом Dr.Web для Android

Москва, 31 июля 2013 года — компания Leef Ltd., известный производитель миниатюрных карт памяти и компактных флеш-накопителей, совместно с российским производителем средств защиты информации — компанией «Доктор Веб» — представляют линейку карт памяти форматов microSD и SD с предустановленным антивирусом Dr.Web для мобильных устройств под управлением операционной системы Google Android.

Canon PowerShot G7 X: надежная стабилизация и быстрая реакция
27 ноября 2014
Видео

Canon PowerShot G7 X: надежная стабилизация и быстрая реакция

Камера записывает видео без рывков даже при проводке и зуммировании. Автоматика быстро подстраивает фокусировку и экспозицию.

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.
31 августа 2017
Советы

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать сложно. И свадьбы тоже снимать сложно. А вот пейзаж - просто. Конечно, ведь природа сама за вас постаралась - создала горы, высадила деревья, проложила каньоны с реками и разлила озера. Фотографу остается только кнопку нажать. Только вот есть одна небольшая проблема. Как только кнопка нажата и картинка появилась на экране камеры, сразу начинается: “Ну на самом деле было гораздо красивее”. Как думаете, почему так получается? Давайте попробуем разобраться и найти несколько способов приблизить свою фотографию к тому образу, который мы увидели в природе.

OPPO Sonica Grand. Первая беспроводная мультирумная акустическая система с ленточными твитерами и звуком класса High End.
5 октября 2016
Новости

OPPO Sonica Grand. Первая беспроводная мультирумная акустическая система с ленточными твитерами и звуком класса High End.

OPPO Sonica Grand — беспроводная колонка, разработанная по новейшим технологиям и обеспечивающая качество звука, недостижимое для обычной компактной акустики. Её можно установить в любом месте, где имеется розетка питания 220 В, поэтому она идеально подойдет, если вы хотите без лишних хлопот послушать музыку со смартфона или планшета, включить интернет-радио или стриминговый музыкальный сервис, запустить звук из мультирумной аудиосистемы.

Тест AV-ресивера Yamaha RX-V367 и Blu-ray-плеера Yamaha BD-S667
22 октября 2012
Тесты

Тест AV-ресивера Yamaha RX-V367 и Blu-ray-плеера Yamaha BD-S667

Достоинства: великолепная цветопередача, точная локализация эффектов, ресивер 3D Ready. Недостатки: грубоватая картинка на ЖК-дисплее, не много настроек видео.

Archos представляет Music Beany — «музыкальную» шапочку
2 сентября 2014
Новости

Archos представляет Music Beany — «музыкальную» шапочку

Москва, 2 сентября 2014 — Archos, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, представляет Music Beany — теплый головной убор со встроенными наушниками. Новинка от Archos наполнит осень яркими красками и любимой музыкой, не давая замерзнуть во время прогулок.

Новая линейка SSD накопителей Western Digital для 4К и 8К RAW видео
24 апреля 2018
Новости

Новая линейка SSD накопителей Western Digital для 4К и 8К RAW видео

Western Digital выпустила новую линейку SSD дисков, оптимизированных для обработки видео ультравысокого разрешения и рассчитанных на профессионалов видеомонтажа, которым требуется серьезная скорость, емкость и надежность. Новая линейка состоит из трёх SSD накопителей: G-DRIVE Mobile Pro, G-DRIVE Pro и G-SPEED.

Nikon D810A — первая цифровая зеркальная фотокамера Nikon для астрофотографии
11 февраля 2015
Новости

Nikon D810A — первая цифровая зеркальная фотокамера Nikon для астрофотографии

Компания Nikon объявила о выпуске фотокамеры D810A — первой цифровой зеркальной фотокамеры формата FX, предназначенной для астрофотографии. Благодаря поддержке целого ряда специальных функций и матрице с разрешением 36,3 млн пикселей эта модель позволяет получать великолепные изображения звездного неба.

Океаны музыки
23 мая 2006
Новости

Океаны музыки

JVC KD-SH1000 CD/mp3/WMA-ресивер с USB-портом и поддержкой SD-карт памяти ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: максимальная выходная мощность — 50 Вт х4. Номинальная выходная мощность (RMS) — 20 Вт х4. Частотная характеристика — 40—20 000 Гц при не более 0,8 % общих гармонических искажений. ТЮНЕР: память на 18 FM и 6 АМ станций.