За кадром - Павел Маркин

Павел Маркин – фотограф. Вообще-то у него бездна профессий: он работал портным, дамским закройщиком, пионервожатым и воспитателем девочек и мальчиков, учителем рисования и черчения у них же, став неожиданно для себя грузчиком, завхозом и поваром. Если перечислять всё то, что умеет делать Павел Михайлович Маркин, как раз и получатся те 5000 знаков, в которые я собиралась уложить большую часть его судьбы. Кто бы меня остановил? Тем паче, что основные перечисления впереди.

Ирина ЧУДИ, журнал «Город», СПб

Относительно фотографов и их места в обществе, относительно фотографии как двигателя прогресса и всего остального у меня есть очень много теоретических выкладок, постоянно находящихся в движении. Раньше мне казалось, что у фотографа только два пути – показать то, чего не видели, или фиксировать то, что есть, ради узнавания. То есть удивить или напомнить. Без вариантов.

Итак, я полагаю, что Павел Маркин всё-таки фотограф, потому что сам утверждает, что первый снимок сделал в четыре года. Это – рекорд, я поспрашивала петербургских профессионалов, все начали на десять лет позже.

Наш тогдашний город Ленинград, как известно, был городом маленьким, но страшно амбициозным. В 1975 году, когда мы с Маркиным встретились в одной редакции и оказались в полной рабочей зависимости друг от друга, он назывался фотокорреспондентом, а я – зав. профилирующим отделом. Фотокорреспондент звучало уважительней, поскольку о всемирно установленной значимости папарацци никто из нас понятия не имел.

«Фотокоры снимали репортажи в номер» – так называлась Пашина работа в газете «Смена». Сегодня мне кажется, что жизнь мучеников, гордо именуемых фотокорами, никто при Советах не живший понять не сможет. Не знаю, но думаю, что компьютер не принёс даже секретным службам больше перемен, чем производству того, что сегодня называется средствами массовой информации. Давно хотела вас спросить: хоть кто-нибудь знает, как при советской власти появлялись картинки в газете?

Утром Маркин ехал в совхоз, не ближе Гатчины, кто понимает. На электричке – тачка была только у Балтерманца, да и то в Москве, а на редакционной редактор ездил в обком партии КПСС по два раза на дню.

Приезжал Павел Михайлович и сразу шёл искать кабину, где можно проявить плёнку (!) напечатать (!) и мокрую показать.

Выбрать ту, которая получше, можно было в тесноте кабины 1,5x1,5 м2, честно, и при красном свете, как в квартале определённого жанра в Амстердаме. Естественно, что такие аскетические условия приучали разных советских жителей довольствоваться разным: меня, например, не искать в карточках эксклюзивной светотени, Маркина – стараться дать максимум при всеобщем минимуме сроков, аппаратуры, зарплаты.

Чтобы удача преследовала тогдашнюю маркинскую камеру, надо было быть Картье-Брессоном, коллеги бродили в поисках творческого эталона, я вообще полагала, да и сейчас так же думаю, что чёрный квадрат легче нарисовать, чем снять, как легче что-то придумать, чем увидеть.

В тогдашней «Смене» Павел Маркин учился на своих ошибках, я – на маркинских. Результатом стал, можно сказать, стандарт, но лучше – пример первополосного репортажа, в прессе Ленинграда достаточно заметный. И что особенно было приятно, Павел работал, как теперь бы сказали, без понтов, без доморощенной двойной экспозиции, но очень искренне и уверенно, а поскольку до 1985 года «социалка» была не в моде, то чуть ли не помимо своей воли Маркин научился снимать красиво и без подделки.

Нет ничего глупее, чем пытаться словами передать не впечатление, нет, а сюжет, композицию снимка. Если это кому и удалось, то этот гений – не я. Хотя даже в те годы у Маркина были знаменитые снимки, и не в узком кругу, а просто среди читателей.

А читателей становилось всё больше, поскольку демократически настроенные власти позволили даже футболистам переходить самостоятельно куда хотят. Фотографы не стали исключением. Началась просто новая жизнь, но фотокор Маркин вполне был готов к работе с разнообразными концепциями и установками.

Сейчас начнутся перечисления, которые я обещала. Павел Михайлович Маркин работал практически в половине петербургских и федеральных изданий. Их я перечислять не буду – получите этот длинный список на сайте. Но перечислить хоть часть его общественных работ, которые ну просто как в советское время делаются абсолютно бескорыстно, я полагаю, надо.

Заслуженный работник культуры РФ двадцать четыре (!) года руководит факультетом фотокорреспондентов при питерском журналистском Союзе. И что удивительно: я сама работаю не меньше чем с двумя десятками маркинских выпускников, они определённо много чему научились у Павла Михайловича. Естественно, что он же и председатель фотосекции журналистского Союза. В 1999 году Указом президента России Павел Маркин за многолетнюю плодотворную общественную работу награждён орденом Дружбы. Как видите, нет трудов, погибших в забвении.

Ну, если вы ещё не совсем сникли от зависти, можете прочитать список личных маркинских достижений: 25 персональных выставок, гран-при «Золотого пера», «Фарфоровый джентльмен», «Золотой пеликан» и т.д. Не слабо?

У меня в конторе над столом приколоты разные фотки, не одна я такая. Но только у меня висят маркинские работы: сменовская голодовка девяностого года, фотосессия моего сына – митинг на Манежной, портреты моих любимых людей – нашего редактора и писателя Быкова. И конечно, как вы понимаете, у меня самая красивая экспозиция.

 

***

Как у всякого Мерлезонского балета, у любого текста есть как минимум две части. Вторая – это вариации базовой первой, детализация в нашем случае. Я надеюсь, что этот текст будет хоть как-то проиллюстрирован, поэтому, не заостряя внимание на художественных достоинствах творчества Павла Маркина, хочу рассказать, как они достигаются.

Собственно, все, что умел Маркин с 1952 до 1991 года включительно, можно забыть. Я думаю, что он и забыл, поскольку нельзя объять необъятное, но надо творить (вариант – зарабатывать на жизнь для большой семьи и домик в деревне) по-новому. Даже сегодня еще до конца трудно осознать, как умудрилась обрушиться в одночасье целая индустрия, прежнее фотодело, однако обрушилась.

Нет, снимать Павел Маркин не разучился: то, что он уже постиг про ракурс, композицию и цвет, никуда подеваться не могло, эти знания он добыл самостоятельно, одной интуицией. (Минуту внимания: когда Маркин учился в универе, ничему фотографическому там не учили, разве что про Буллу рассказывали и про адреса и телефоны его мастерской. Но это вряд ли научит цифровой технике, а главное – поможет её приобрести. Отступление N 1 окончено). Но закрытая на замок дверь цинкографии на Фонтанке не оставляла никаких надежд на то, что вернется время ломовских фотоаппаратов, киевских зеркалок, сырых оригиналов и социалистических методов создания областной прессы, которая с радостью печатала первополосные репортажи.

Кстати, о репортажах. Отступление второе.

Неизвестно, какими путями в самый разгар социализма Маркин сумел съездить за рубеж и не в простую, некоторым уже доступную, родную славянскому сердцу Болгарию, а в Сирию и Иорданию. Я думаю, что и сегодня туда мало кто добирается. Не стоит думать, что Павел Михайлович отдал свою бессмертную душу за это путешествие, потому что, когда он вернулся, душа была при нём, но так или иначе в апогее застоя Маркин оказался с фотоаппаратом марки ФЭД посреди сирийской пустыни. Я довольно необразованна, поэтому предположить, что там Маркин увидел, не могу. Но то, что он снял, я видела. Безумная красота и развалины какого-то античного сооружения. Ну и люди, конечно, близкие, наверное, нам по идеологическим понятиям, но не сильно на нас похожие ввиду негритянского происхождения. Ладно, речь не о людях, а о развалинах.

Боюсь повториться, но при социализме фотооригиналы ретушировали. Это сегодня любой фотокор в «Фотошопе» сам доведет картинку до ума, своего, разумеется. А раньше этим делом занимался художник, с кисточкой, тушью, белилами и скальпелем.

И вот. Сидит наш художник над Пашиным репортажем (а дело было в «Смене»), жутко ему завидует и в задумчивости на колонне выцарапывает «Сдесь был Паша». Типа, шутит так, чтобы не было уж слишком завидно. И только он довел до конца это свое дело, как его куда-то вызывают. Курьер, разминувшись в коридоре с художником, забирает снимки и в таком виде уносит в работу, где, что там нарисовано или написано, никого не интересует, а интересует качество пластинки, клише, по-старому. Долго технологию рассказывать не хочется, «композиция рухнет», но утром все подписчики и розничные читатели «Смены» узнали, что Маркин не только отличный репортер, но и пишет с ошибками.

Если вам не смешно, то это ещё не конец, читайте дальше.

При развитом социализме тоже приходилось переходить из конторы в контору – на всю жизнь не устроишься. Я тоже прошлась по всем этажам «Лениздата», но Маркина брали на работу с большей охотой, чем меня. И вот он, Павел Михайлович, оказался на четвертом этаже в еженедельнике «Ленинградский рабочий», любимом детище тогдашнего коммунистического хозяина города товарища Романова. Ну и, конечно, не пропадать же сирийско-иорданскому репортажу! В нужный момент на международную тему Маркин сдает тот же самый репортаж, с теми же колоннами, просит замазать мемориальную надпись, звонит не один раз с объектов, все кругом клянутся, что все будет в порядке, но… Утром читатели «Ленинградского рабочего» видят руины Пальмиры с всё той же надписью, правда, ошибку исправили.

Про эмоции спросите у Маркина, я не в силах.

Отступление N 2 тоже окончено.

Так о чем я?

С момента прихода капитализма фотографы стали объединяться: в агентствах меньше расходов, пока один рассылается по редакциям, другой стережет оригиналы, чтоб не стащили, как братья Гонкуры. Павел Маркин объединяться не стал, справедливо полагая, что таким образом легко утратить какое ни есть необщее выражение лица. К тому же сюжетами, которые были, когда агентств ещё не было, в корпорациях не интересуются, а Маркин полагает, и тоже справедливо, что они, эти сюжеты, очень нужны для сегодняшней жизни и бережёт их, как умеет.

Я помню, как он показывал всем очень неплохую картинку про тусовку старинных фотокоров – все, как чикагские гангстеры 20-х годов, в шляпах, длинных пальто, с аппаратами, и композиция неплохая. Но это так давно было…

- Паша! - спрашивали мы. – Как ты успел это снять? Тебе сколько лет было?

- Девять, – отвечал Маркин. - Меня папа на руках поднял.

Вот так.


Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания TCL завоевала награды за технологии и инновации на выставке IFA 2016 в Берлине
23 сентября 2016
Новости

Компания TCL завоевала награды за технологии и инновации на выставке IFA 2016 в Берлине

В сентябре 2016 года компания TCL в очередной раз приняла участие в одном из ключевых событий на рынке потребительской электроники – выставке IFA в Берлине.

«Фото года» на конкурсе «Золотое перо-2014»
19 января 2015
Новости

«Фото года» на конкурсе «Золотое перо-2014»

9 февраля 2015 года завершается прием заявок на участие в Двадцатом конкурсе журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Золотое перо-2014». Организаторы конкурса предлагают фоторепортерам принять участие в традиционной конкурсной номинации «Фото года». Конкурс проводится с целью поощрения журналистов и творческих коллективов, добившихся своей деятельностью наибольшего уважения и признания по итогам 2014 года. На конкурс могут быть выдвинуты материалы (за 2014 год) журналистов и внештатных авторов СМИ, действующих в Петербурге и Ленобласти, а также сотрудников представительств общенациональных и иностранных СМИ в этих регионах.

Тест плазменного телевизора Panasonic Viera TX-PR42GT20
15 апреля 2012
Тесты

Тест плазменного телевизора Panasonic Viera TX-PR42GT20

Достоинства: хорошая натуральность красок изображения. Наличие 8-полосного эквалайзера для детальной подстройки тембра звука. Недостатки: чуть заметны цифровые артефакты при сигнале с HDMI на движущихся наклонных линиях.

Микросистема Pioneer X-SMC00 и на начальном уровне может бабахнуть на радость соседям
19 ноября 2013
Обзоры

Микросистема Pioneer X-SMC00 и на начальном уровне может бабахнуть на радость соседям

В марте этого года компания Pioneer представила на рынке компактную микросистему X-SMC00 начального уровня с возможностью настенного крепления и сменными фронтальными панелями. Следующим шагом в развитии этой линейки становятся две новые модели с USB-портом и встроенной док-станцией с коннектором Lightning. Изящные и элегантные аудиосистемы Pioneer серии X-SMC прекрасно работают с новыми iPhone, iPod или iPad, обеспечивая удобство и вариативность подключения...

Обзор аудиоплеера AUNE M1: способен на хорошие атаки, быстрый бас и кристальный звук
27 ноября 2014
Обзоры

Обзор аудиоплеера AUNE M1: способен на хорошие атаки, быстрый бас и кристальный звук

«Я перекодировал недавно присланные с Амазона «David Bowie «Nothing Has Changed» и «Bow Wow Wow», «See Jungle! See Jungle!» в формат WAV и отправился в путь». Китайская компания AUNE начала свою деятельность в 2004 году. Ребята занимаются производством качественных аудиосистем для ПК и последнее время выпуском портативного аудио. Сегодня я познакомлю вас с их «первой ласточкой», плеером AUNE M1.

Мастер-класс. Секреты travel-фотографии от Антона Агаркова
13 февраля 2017
Новости

Мастер-класс. Секреты travel-фотографии от Антона Агаркова

В ближайшее воскресенье , 19 февраля, в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдет мастер-класс путешественника, фотографа и журналиста, автора мастер-классов по фотографии и фототуров Антона Агаркова.

В России появились наушники Westone W40 легендарной серии W
17 декабря 2013
Новости

В России появились наушники Westone W40 легендарной серии W

В декабре на российском рынке появились в продаже уникальные наушники Westone W40 легендарной серии W. Арматурные вставки с четырьмя драйверами на канал порадуют каждого ценителя безупречного, кристально ясного звучания. Модель W40 — топовые наушники серии W американской компании Westone, представитель нового поколения легендарных Westone 4R.

Samsung Electronics представляет три новые беспроводные аудиосистемы 360
27 августа 2015
Новости

Samsung Electronics представляет три новые беспроводные аудиосистемы 360

Москва, 26 августа, 2015 — Компания Samsung Electronics, мировой лидер по производству потребительской электроники и мобильных устройств, объявляет о расширении линейки беспроводных аудиосистем с всенаправленным звучанием на 360° — модели R5, R3 и R1 будут на следующей неделе представлены на международной выставке IFA 2015 в Берлине. Аудиосистемы со всенаправленным звуком используют новый пользовательский сенсорный интерфейс и улучшенное приложение Мультирум для смартфонов, планшетов и умных часов.

Ищите победителей Национальной Премии «Продукт года 2013» на полках крупнейших магазинов Москвы!
25 марта 2013
Новости

Ищите победителей Национальной Премии «Продукт года 2013» на полках крупнейших магазинов Москвы!

В этом году стратегическими ритейл-партнерами Национальной Премии в области потребительской электроники «Продукт года» стали сетевые магазины «М.Видео», «Эльдорадо», «Техносила», «Цифровой центр ИОН», Enter и техномолл «Горбушкин Двор». Оказанное доверие к результатам Премии ритейл-сети продемонстрируют, размещая в своих магазинах специальный знак «Продукт года» на товарах-победителях, призванный помочь покупателям при выборе техники.

Смартфон HONOR View 20
23 января 2019
Новости

Смартфон HONOR View 20

Бренд HONOR представляет новый флагманский смартфон HONOR View 20, открывающий пользователям доступ к передовым мобильным технологиям. На презентации новинки были продемонстрированы пять функций и технологий, впервые примененные в устройстве бренда. Среди них: камера с разрешением 48 МП, встроенная в экран фронтальная камера с разрешением 25 МП, 7-нм интеллектуальный процессор Kirin 980, тройная интеллектуальная Wi-Fi антенна и нанотекстурное покрытие с эффектом сияния.