Давно известно, что фотограф — это не профессия, а состояние. Некоторые выражаются еще сильней — «диагноз». Есть несколько вещей, способных это состояние облегчить: покупка очередной камеры или фильтра, сам процесс фотосъемки и в особо тяжелом случае — приобретение новых знаний.
Знания до сего дня давались фотолюбителям непросто, поскольку нормальных учебников почти что не было. Приходилось задавать вопросы по интернет-форумам, получая маловразумительные и ироничные ответы мастеров. Приходилось допрашивать старшее поколение, которое уже забыло все нюансы фотографирования, или выискивать раритетные издания по книжным развалам и знакомым. Сегодня, однако, все меняется к лучшему: поход по крупным книжным магазинам принесет фотолюбителю настоящую радость. Наконец-то появились хорошие учебники, на нормальной бумаге и с отличными цветными иллюстрациями. Революцию совершило московское издательство «Арт-Родник», выпустив целые три полезные книги.
«Вопросы и ответы» Ли Фроста — настольная книга для начинающих. Исследуется снаряжение фотографа: какие бывают фотоаппараты в принципе, какие нужны аксессуары и когда, чем отличаются широкоугольные объективы от длиннофокусных — не только в теории, но и с наглядными примерами. Вы узнаете, как работать со вспышкой, как лучше организовать композицию снимка и создать в кадре ощущение перспективы. Точно узнаете, что такое цветовая температура и какие бывают типы пленки. Подробно описывается съемка разных сюжетов: макро, архитектура, натюрморт, путешествия, пейзажи, съемка животных, детей, а также ночная — вроде аттракционов и фейерверков. Основные принципы изложены внятно и коротко, в виде ответов на самые популярные вопросы.
«Творческая фотография. Идеи, сюжеты, техники съемки» того же автора — более сложный курс, подошел бы для опытных фотолюбителей. Такие люди уже не снимают все подряд и усложняют себе жизнь необычными приемами съемки. В книге рассматриваются: рисование светом, источники разной световой температуры вроде диапроектора и просмотрового столика для слайдов в их сочетании, подсвечивание крупных предметов внешней вспышкой на большой выдержке, «вечерняя» фотография, спецэффекты при съемке движения.
«Современная фотография» Ли Фроста — объяснение примерно семидесяти технических методик, которые применяются при съемке конкретных сюжетов. Фрост рассказывает, как выбирать и корректировать экспозицию, что означает странное слово «брекетинг», как сделать заметным зерно в изображении и самостоятельно тонировать снимки. Вы узнаете, что такое инфракрасная фотография, кросс- и пуш-процессы, мультиэкспозиция, сумеете определить экспозиционные поправки при макросъемке. Из необычных приемов стоит упомянуть эффект перекрестной поляризации, работу со вспышкой и светофильтрами и перенос изображения с помощью пленки поляроид. Полезные теоретические разделы — ритмический рисунок в кадре, перспектива и масштаб, игра с цветом. Глава «Поиск сюжета» поможет избежать творческого кризиса и в целом понять, зачем и что вы собираетесь фотографировать. Еще одна занятная глава — о съемке через микроотверстие в металлической пластинке, без объектива: хорошая практика для тех, кто помешан на дорогой технике. Оказывается, чтобы сделать фотографию, достаточно просто коробки с фотопленкой внутри.
Но самый основательный учебник — книжка Джона Хеджкоу «Фотография. Энциклопедия» издательства Росмэн-пресс. Это, наверное, самая полная энциклопедия на русском языке с подробными описаниями аппаратуры, схемами света и базовыми разделами о выявлении фактуры, формы и прочего. Книга великолепно иллюстрирована и снабжена словарем терминов, то есть выглядит очень солидно, но российскому фотографу придется делать скидки «на реальность». Не все смогут организовать «правильную» студию с софтбоксами и парой генераторов, а также занять у профессионала хорошую панорамную камеру, «если у вас ее нет». Хотелось бы встретить такого доброго профессионала лично...
«Фотография как...» — первое профессиональное исследование художественной фотографии за последние лет двадцать, сделанное российским фотографом и теоретиком. Автор — Александр Лапин — читает лекции в МГУ (фотокомпозиция, бильд-редактирование, фотомастерство). Его работы есть в ГМИИ им. А.С.Пушкина, музее «Коркоран» в Вашингтоне, музее «Файн Арт» в Бостоне, в частных собраниях и галереях; свою книгу он писал с восьмидесятых годов. В июле 2003-го «Фотография как...» была выпущена тиражом в три тысячи экземпляров, и сейчас найти ее почти невозможно; по слухам, готовится переиздание.
Эта книга самым подробным образом исследует роль композиции в творчестве фотографа. Лапин рассказывает, как именно организован «язык» фотоснимка, и как сделать его понятней для зрителя, сколько знаков и связей нужно вложить в изображение, чтобы сделать его сильнее. Автором рассматриваются отношения документальной и художественной фотографии, предлагается классификация видов фоторепортажа, а также принципы оценки и анализа фоторабот. «Фотография как...» написана для широкого круга специалистов, подготовленных фотолюбителей и всех, кто любит фотографическое искусство. По решению ученого совета факультета журналистики МГУ им М.В. Ломоносова книга издана в качестве учебного пособия.
Еще одна ценная книга, повествующая уже об истории: «Пикториальная фотография в России. 1890—1920-е годы». По сути дела это каталог выставки из собраний Государственного Исторического музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Союза фотохудожников России и частных коллекций. Очень полезна для тех, кто хочет узнать, что было до нас, и сделать много открытий. Книгу можно приобрести в Московской Академии Фотографии (www.photoacademy.ru. Тел. 157-5046).
Книга по истории зарубежной фотографии, о которой много говорят, но почти никто ее не видел — Кантен Бажак «История фотографии. Возникновение изображения» — была обнаружена на сайте магазина www.ozon.ru. В ней рассматриваются первые полвека существования фотографии: открытия и перспективы, трудности и ограничения, развитие технологий и борьба фотографии за статус вида искусства. В книге собрано около 150 иллюстраций: дагеротипы, гелиографические пластинки, калотипы, альбуминовой и соленой бумаге, амбротипы и цианотипы, гравюры, карикатуры.
Если вы — поклонник современной цифровой съемки, рекомендуем отличный учебник Тима Дэйли «Цифровая фотография для начинающих». В этой книге ясно и красиво изложена система цифрового мира — путешествие электронных сигналов от камеры до принтера. Изучаются виды и функции цифровых камер, сканирующие устройства, свойства и виды фотобумаги, принтеры и их технические параметры, определены принципы работы фотокамеры и сканера. Рассматриваются версии программных приложений, приведены адреса сайтов, где можно скачать пробные версии. Тим Дейли разобрался с типичными ошибками съемки и предложил способы улучшения, рассказал, как готовить картинки для Интернета и создавать web-галереи, коллажи и художественные эффекты, как добавить цвет в фотографию или использовать фильтры.
Есть книга, которую можно рекомендовать всем, кто так или иначе связан с «цифрой», — фотографам, дизайнерам, специалистам по допечатной подготовке и компьютерной графике. «Photoshop 6 для профессионалов. Классическое руководство по цветокоррекции» написал Дэн Маргулис, всемирно известный мастер препресса. Книга интересно и доходчиво освещает весь процесс допечатной подготовки, от разработки дизайна и сканирования картинок до вывода на печать. Подробный анализ возможностей Photoshop позволяет выбрать самые мощные и эффективные средства для улучшения изображений.
Наряду с теорией в книге содержится много практических советов, которые помогут читателю подняться на самый высокий профессиональный уровень — CD с упражнениями прилагается. Книжка написана с юмором и, что самое главное, дает представление о цветокоррекции как системе. Маргулис объясняет стратегию работы с оригиналом: ключевые вопросы, которые вы зададите себе до начала любых коррекций, поведут вас по правильному пути. Редактирование изображения по отдельным каналам и числам в разных цветовых пространствах сделает процесс гораздо более рациональным и естественным. Вы научитесь удалять «зерно» или «шумы», сможете повысить резкость отдельных деталей изображения без кропотливого выделения. У Маргулиса есть еще много полезных глав: растискивание и методы его компенсации; сканирование и подавление муара; способы удаления растра; выбор оптимального разрешения при подготовке к печати. Последний тираж книги был выпущен в 2001 году ООО «РТВ-Медиа», а недавно новая версия книги появилась на сайте www.ozon.ru (издано «Интерсофтмарк»). Разницы по Интернету не увидеть, кроме той, что в новой книге на 64 страницы больше.
Вообще поиск книг фотографической тематики — отдельная проблема. Русскоязычных очень мало, к тому же они есть не везде или быстро распродаются. Практичное решение — искать по Интернету, по сайтам книжных магазинов, которые могут доставить заказ за пределы Москвы и Петербурга. Большинство рекомендованных книг есть на сайтах www.ozon.ru и www.moscowbooks.ru. Если же вы ищете зарубежные издания, попробуйте заказать их на www.amazon.com или на сайтах самих издательств, если они вам известны.
Самый большой выбор — в магазине «Москва» на Тверской. Там есть не только полный набор учебников, но и множество фотоальбомов. Классика — портреты Картье-Брессона, Ньютона, Хорст. Из нового — «Мир в объективе. Лучшие фотографии National Geographic» издательства Астрель (www.ast.ru), оторваться от альбома просто невозможно. Фотожурналистика представлена книгами издательства PHAIDON (www.phaidon.com), это альбом фотоагентства MAGNUM с одноименным названием и CENTURY, что означает «век». Последний особенно интересен: история войн, революций и всех мировых потрясений с 1899-го по 2001-й год проходит в фотографиях, с подробным комментарием к каждой. Еще одна любопытная книга — «Отражения», демонстрирует страницы жизни России девяностых годов в фотографиях Moscow Times.
Второй замечательный магазин — Anglia, который находится в Воротниковском переулке. Во-первых, там много хороших фотоальбомов, доставленных прямо из Англии, а во-вторых, в магазине есть возможность заказать книги «оттуда» — что удобно, если за границей у вас никаких знакомых нет и пластиковой банковской карточки тоже. Сроки и условия оплаты, а также вопросы о наличии книг можно выяснить на сайте www.anglophile.ru.
Сейчас в магазине есть альбомы Картье-Брессона, портреты и натюрморты Мэплторпа, обнаженные Эдварда Вестона, дети Анны Геддес и атлеты Говарда Шатца; классика фэшн-фотографии «Fashion Statements» — Ляшапель, Ник Найт, Демаршелье, Ритц и многие другие в одном большом каталоге.
Существуют фэшн-фотографии, широкой публике неизвестные: их не выбрали на обложки глянцевых журналов и сложили в архив. Не так давно архив решили перетрясти — таким образом на свет появилась книга «Unseen Vogue», в которую вошли фрагменты фотосессий журнала VOGUE с 30-х годов прошлого века до наших дней. Получилось любопытно.
«Photogenic» — очень серьезная книга, собрание работ Королевского фотографического общества Англии. Представлены разные жанры периода XIX — начала XX вв.: документальная фотография, портреты, ландшафты, архитектура, ню, фэшн. Многое, ставшее классикой, начиная с экспериментов Тальбота в области калотипии, работ Маргарет Камерон и Стиглица.
«Buddhist Himalayas» — фантастическое, сказочное путешествие. Итог тридцатилетнего труда, творение лауреатов World Press Photo Оливье и Даниеля Фельми. Соавтором проекта был Мэттью Ришар, который живет в Гималаях монахом более тридцати лет и работает переводчиком для Далай Ламы с 1989 года. В альбоме есть все основные аспекты истории гималайского буддизма: вера, культура и политика в комментариях специалистов по региону.
Надеемся, что обзор книг будет для вас полезен. Все просьбы и предложения по дальнейшим обзорам присылайте, пожалуйста, на почту photolines@yandex.ru — мы обязательно расскажем о том, что вам интересно.
Наталья ЕЛИСЕЕВА.
Комментарии