Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположить

Последние несколько лет на рынке любительских фотоаппаратов прослеживаются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, производители пытаются вместить привычные и востребованные функции во все более компактные корпуса, с другой – растет физический размер датчиков изображения. «Гонка мегапикселей» в матрицестроении во многом сменилась погоней за большим размером, а компактность фотоаппарата на фоне высокого качества формируемого изображения привлекает не только новичков, но и продвинутых любителей и профессионалов. Беззеркальные, или «системные», фотоаппараты со сменной оптикой, появившиеся в начале 2009 года, отвечают обеим тенденциям, добавляя к компактности корпусов и большим матрицам гибкость в выборе оптики.

Тест: Владимир Дорофеев

 

Беззеркальная камера Nikon 1 V2

Беззеркальная камер Nikon 1 J3

 

Технические характеристики

Nikon 1 V2

Nikon 1 J3

Байонет Nikon CX, кроп-фактор 2,7
Датчик изображения CMOS 13,2×8,8 мм, 14,2 Мп эффективных
Процессор EXPEED 3A (двойной процессор, обрабатывающий изображения со скоростью 850 мегапикселей в секунду)
Защита от пыли очистка матрицы при включении/выключении отсутствует
Видоискатель электронный ЖК-видоискатель TFT с диагональю 0,47 дюйма, разрешением 1 440 000 точек и 100% покрытием кадра отсутствует
Дисплей ЖК TFT с диагональю 7,5 см и разрешением 921 000 точек
Встроенная вспышка i-TTL, GN 5 м (ISO 100)
Чувствительность ISO ISO 160–6400 с шагом 1 EV
Диапазон выдержек мех. затвор: от 30 до 1/4000 с, электрон. затвор: от 30 до 1/16000 с электронный затвор: от 30 до 1/16000 с
Автофокус гибридный автофокус по 135 точкам (центральные 73 поддерживают фазовый АФ)
Экспозамер TTL с помощью датчика изображения. Матричный, центровзвешенный, точечный
Режимы съемки автоматический, P, A, S, M
Формат записи кадров JPEG, RAW (NEF) 12 бит, RAW+JPEG
Серийная съемка 5, 10, 15, 30 или 60 кадров в секунду
Видео Full HD при 30 или 60i кадрах в секунду, замедленная съемка
Карты памяти SD, SDHC, SDXC
Интерфейс USB, HDMI тип C, многофункциональный разъем для аксессуаров USB, HDMI тип C
Питание литий-ионный аккумулятор 7,2 В, 1485 мА·ч, 310 кадров литий-ионный аккумулятор 7,2 В, 1020 мА·ч, 220 кадров
Размеры 107,8×81,6×45,9 мм 101×60,5×28,8 мм
Вес 278 г (337 г с аккумулятором) 201 г (244 г с аккумулятором)

 

Введение

Nikon анонсировал беззеркальную систему Nikon 1 в сентябре 2011 года, через 2 года после выхода на рынок первых беззеркалок Olympus и Panasonic. Анонс вызвал немало сомнений и критики: новинки полностью соответствовали ожиданиям по размеру корпуса, но основывались на однодюймовой CMOS-матрице 13,2×8,8 мм.

Логичность решения для производителя трудно поставить под сомнение: Nikon отчаянно пытался не потерять время и присоединиться к быстро растущему беззеркальному сегменту рынка фототехники, одновременно старясь избежать «каннибализма», явно отделив новую систему от своих зеркальных моделей.

Логика понятна, но привлекательность новой системы и ее конкурентоспособность вызывали и продолжают вызывать немало дискуссий. Однако Nikon старательно наращивает линейку беззеркальных фотоаппаратов и парк оптики к ней: 7 моделей фотоаппаратов и 11 объективов за 2 года – результат внушительный.

Так или иначе, интерес Nikon 1 вызывает. Насколько производителю удалось использовать потенциал сменной оптики в связке с небольшим датчиком изображения и можно ли рассматривать систему в качестве серьезного инструмента? Попробуем ответить на эти вопросы, взяв для тестирования Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3 – две актуальные модели фотоаппаратов системы Nikon 1, в компании из 6 объективов.

 

Качество изготовления, органы управления и эргономика 

Обсуждать достоинства и недостатки можно бесконечно, но отказать системе Nikon 1 в высоком качестве изготовления невозможно: обе модели сделаны аккуратно, тщательно и с вниманием к деталям, вызывают уважение и не дают поводов для придирок. Компания не стесняется с ценами, но фотоаппараты и объективы системы использованными материалами и качеством сборки ей соответствуют. Корпус Nikon 1 J3 выполнен из алюминия, шасси Nikon 1 V2 сделано из металла.

Качественный пластик старшей модели приятен на ощупь, металл и схожий пластик используется в объективах системы. Придраться можно лишь к конструкции встроенной вспышки на младшей модели: она вызывает некоторые сомнения в долговечности.

Тестируемые модели во многом схожи начинкой и способностями; различия кроются в эргономике, оснащенности и функциональности. Целевые аудитории, на которые рассчитаны герои теста, легко определяются по внешнему виду. Так, компоновка и дизайн Nikon 1 J3 напоминает привычные компактные цифровые фотоаппараты (видоискатель отсутствует, органы управления крайне немногочисленны, а модель явно рассчитана на новичков и пользователей «цифромыльниц»). Nikon 1 V2 выглядит уменьшенной копией традиционного зеркального фотоаппарата, с электронным видоискателем и расширенным набором органов управления; он скорее привлечет фотографов, стремящихся к оперативному контролю над процессом съемки.

Nikon 1 V2 показался одним из самых привлекательных внешне фотоаппаратов: изображения, к сожалению, не передают изумительное сочетание «игрушечности» и компактности с «серьезностью».

Набор органов управления на верхней панели Nikon 1 J3 ограничен диском выбора режимов съемки и 3 кнопками – включения, записи видео и спуска затвора. Привыкания потребовала кнопка включения питания: я постоянно путал ее с кнопкой записи видео. Не понравился диск выбора режимов: расположен он удобно, но почему на него не вынесен прямой доступ к творческим режимам – непонятно. Верхняя панель Nikon 1 V2 традиционна и удобна: включение питания рычажком на кнопке спуска затвора, диск выбора дает прямой доступ ко всем режимам съемки, диск управления расположен удачно.

 

Беззеркальная камера Nikon 1 V2 дисплейБеззеркальная камера Nikon 1 J3 - дисплей

Передняя панель не перегружена на обеих моделях: органы управления ограничены кнопкой расфиксации объектива и лампой подсветки автофокуса. На V2 добавлен датчик дистанционного ИК-пульта. Шахта Nikon 1 J3, оборудованного только электронным затвором, закрыта прозрачным экраном, призванным защитить матрицу фотоаппарата от попадания пыли; у Nikon 1V2, в котором электронный затвор соседствует с механическим, такого экрана нет.

Задняя панель Nikon 1 J3 лаконична: доминирует 3-дюймовый (7,5 см по диагонали) дисплей с разрешением 921 000 точек, справа от которого расположены кнопки просмотра, доступа к меню, мультиселектор и кнопка удаления. Запаса яркости дисплея хватает для использования в большинстве ситуаций, но он пасует при ярком солнце. Непонятно, почему «Никон» до сих пор не использует на фотоаппаратах Nikon 1 сенсорные дисплеи: такое решение явно напрашивается и способно добавить немало удобства и оперативности.

Дисплей Nikon 1 V2 не отличается от установленного на младшей модели, но над ним располагается электронный видоискатель, кнопки расположены слева от дисплея, а к органам управления добавлены кнопка DISP (переключение режимов отображения информации на дисплее) и кнопка F, обеспечивающая прямой доступ к часто изменяемым настройкам. Компактность корпуса накладывает ограничения на размер органов управления, но на Nikon 1 V2 удалось сделать их удобными настолько, насколько это возможно. Добавлю, что обе модели оборудованы качественным мультиселектором, обеспечивающим быструю навигацию по меню и настройкам фотоаппарата.

По эргономике Nikon 1 J3 напоминает обычный компактный фотоаппарат, с крайне ограниченным набором органов управления и неартикулированным невнятным хватом. О том, что это не банальный бюджетный компакт, вспоминаешь только при смене объективов.

Nikon 1 V2 привычнее и дружелюбнее. В первую очередь – присутствием неплохого электронного видоискателя с регулировкой яркости, диоптрийной коррекцией и 100% покрытием кадра. Старшая модель на удивление удобнее ожидаемого: несмотря на миниатюрные размеры, органы управления расположены продуманно, фотоаппарат уверенно ложится в руку, а корпус в форме традиционной зеркалки оказался не дизайнерским изыском, а удачным решением, обеспечивающим комфортную и надежную работу.

 

Вспышка 

Тестируемые модели оснащены одинаковыми по мощности, режимам и управлению i-TTL встроенными вспышками (у предыдущего флагмана линейки, Nikon 1 V1, встроенная вспышка отсутствовала). Поднимаются вспышки нажатием специальной кнопки, у Nikon 1 J3 расположенной на левой стенке корпуса рядом с интерфейсными разъемами.

У Nikon 1 V2 – сбоку на корпусе вспышки. Заявленным характеристикам вспышки соответствуют, но ограничение выдержки синхронизации у младшей модели – электронный затвор J3 дает выдержку синхронизации лишь 1/60 секунды и медленнее – накладывает определенные ограничения на успешную работу в режиме заполняющей вспышки (у старшей модели при работе механического затвора выдержка синхронизации составляет 1/250 секунды).

Наличие у Nikon 1 V2 аксессуарного разъема недвусмысленно намекает на приобретение накамерной вспышки, но решение производителя использовать особый разъем, ограничивающий выбор всего двумя моделями – Nikon 1 SB-N5 и SB-N7, приводит в недоумение. Полагаю, что возможность использовать внешние вспышки Nikon Speedlight подтолкнула бы многих владельцев зеркальных фотоаппаратов Nikon к покупке Nikon 1 в качестве второй камеры.

 

Фокусировка 

Тестируемые модели используют одинаковые модули автофокуса: гибридную систему с 73 точками фазового и 135 точками контрастного автофокуса. Я считаю, что автофокус Nikon 1 остается одним из лидеров беззеркального рынка, хотя за 2 года с момента выхода системы конкуренты сократили разрыв. Тем не менее автофокус обоих фотоаппаратов точен, быстр и уверен, независимо от используемого объектива.

В неоспоримых плюсах – работа следящего и непрерывного автофокуса, в известных минусах – невозможность влиять на выбор метода фокусировки (фазовый или контрастный автофокус) и резкое падение скорости при неблагоприятных условиях освещения, когда автоматика переключается на контрастный автофокус.

Ручная фокусировка остается уделом приверженцев: легкость оперирования вращающимся мультиселектором очень во многом нивелируется недостаточной детализацией изображения на дисплее. Никон ответил на критику поклонников ручного фокуса выпуском топового объектива Nikon 1 Nikkor 32/1.2 – первого объектива системы с выделенным кольцом ручного фокуса.

 

Беззеркальная камера Nikon 1 V2 - управлениеБеззеркальная камера Nikon 1 J3 - управление

 

Быстродействие 

На первый взгляд, к рекордсменам героев обзора отнести сложно: время от включения до первого снимка, запись на карту памяти, просмотр и навигация по меню не отличаются от показателей конкурентов. Но есть у тестируемых моделей неоспоримые преимущества: выдержка электронного затвора 1/16000 секунды и способность записывать серию из 40 полноразмерных кадров со скоростью до 60 кадров в секунду. И то, и другое не замечается при беглом просмотре технических характеристик, но оказывается полезным при использовании.

 

Съемка 

Удобство использования и эргономика немаловажны, но основной характеристикой фототехники остается качество формируемого изображения, и именно способности непривычно небольшой матрицы внушали наибольшие опасения. По аналогии с автомобилестроением, где объем двигателя остается одной из объективных характеристик, позволяющих сравнивать модели-конкуренты лоб в лоб, «объем двигателя» – площадь матрицы – Nikon 1 почти в два раза меньше площади матриц стандарта micro4/3 (17,3×13 мм) и в 3,2 раза меньше площади матриц формата APS-C (23,5×15,6 мм).

Начнем с выводов: чуда не произошло, но и жгучего разочарования тестируемые модели не вызвали. Производителю удалось выжать из дюймовой матрицы максимум, но конкурировать на равных по шумам и динамическому диапазону пока не удается. Тестируемые модели основаны на CMOS-датчиках изображения производства Aptina с разрешением 14,2 Мп и чувствительностью ISO 160–6400.

С детализацией и резкостью все в полном порядке, чему в немалой степени способствует высокое качество оптики Nikon 1: ни один из 6 протестированных объективов не вызвал нареканий и не стал ограничивающим фактором. Разрешение 14 мегапикселей в наши дни к рекордным отнести сложно, но его с запасом хватает для комфортной работы и печати вплоть до формата А3+.

Шум ожидаемо присутствует на высоких значениях ISO, но правильно экспонированные кадры приятно удивили: при отключенном шумоподавлении до ISO 800 шум незначителен, ISO 1600 не вызывает нареканий, ISO 3200 условно приемлемо, но ISO 6400, как, впрочем, и у основных конкурентов, стоит избегать. Шумоподавление работает щадяще, максимально сохраняя детализацию.

Размер матрицы напоминает о себе на снимках с недоэкспонированными областями: без шумоподавления навязчивый цветной шум становится виден уже на ISO 400, а включение функции приводит к падению разрешения в недоэкспонированных областях, подвергшихся коррекции.

Сказанное в немалой мере относится и к съемке в RAW (NEF): кадр без недоэкспонированных областей не вызывает нареканий на ISO 160–1600 и приемлем на ISO 3200. Шумоподавление присутствует на RAW-снимках независимо от установок меню, но применяется достаточно деликатно.

В целом неплохой результат, если и отличающийся в худшую сторону от конкурентов, то неожиданно незначительно. Однако очень многое зависит от правильного экспонирования.

Отмечу две нехарактерные настройки автоматики тестируемых фотоаппаратов. С одной стороны, отменно работающая в зеркалках Nikon функция AutoISO в тестируемых моделях часто неоправданно удлиняет выдержку, стремясь избежать высоких значений чувствительности, что приводит к смазанным и нерезким кадрам, с другой – алгоритмы работы встроенного экспонометра запрограммированы на исключение недоэкспонированности (и, соответственно, появления цветного шума), что нередко приводит к «выбитым» областям при съемке контрастных сцен. Предлагаемые «Стили изображения» (Picture Styles) видимого влияния не оказывают. Мне ближе традиционное «экспонирование по светам», поэтому в настройки по умолчанию вносилась отрицательная коррекция экспозиции в 1/3 (или даже в 2/3) ступени, что давало привычный результат, пусть и за счет риска появления цветного шума.

Активный D-Lighting отчасти исправляет ситуацию, и в автоматических режимах я бы рекомендовал использовать его постоянно. Для сложных контрастных сцен нелишне применять режим HDR. Огорчило отсутствие функции брекетинга экспозиции: в сочетании с выдающейся скоростью серийной съемки в 60 кадров в секунду она обеспечивала бы комфортную съемку серии для HDR с рук.

В младшей модели отсутствует выделенная кнопка блокировки экспозиции: на V2 функция AE-L/AF-L выведена на мультиселектор, на J3 экспозиция блокируется только полунажатием кнопки спуска затвора.

Работа автоматического баланса белого понравилась: оба фотоаппарата уверенно и правильно передают цвета даже в сложных условиях освещения.

Подытожу: я ожидал худшего! Сказать, что система Nikon 1 сравнима или превосходит именитых конкурентов, к сожалению, нельзя, но с учетом разницы в размерах датчиков изображения результат вызывает уважение.

 

Видео 

Оба тестируемых фотоаппарата обладают внушительным видеопотенциалом, не уступающим, а зачастую превосходящим предложения конкурентов. Видео Full HD с надежной работой автофокуса, предсказуемым экспозамером, уверенным балансом белого и возможностью гибкой настройки не разочарует владельца.

 

Выводы 

Знакомство с системой Nikon 1 помогло сломать заочную предубежденность. На деле Nikon 1 оказался лучше, чем можно было предположить по техническим характеристикам. Камеры системы Nikon 1 способны стать следующим шагом для тех, кто снимает на цифрокомпакты, но решил перейти на более высокое качество и функциональность, да и при выборе второго фотоаппарата продвинутым фотолюбителям о Nikon 1 забывать совсем не стоит: опыт и наработки одного из бесспорных лидеров рынка в полной мере воплотились в фотоаппаратах и объективах Nikon 1.

Среди многих несомненных плюсов системы отметим качественную линейку объективов, один из лучших модулей автофокуса, уверенную работу автоматики, высокое качество изготовления и материалов.

Минусы тоже присутствуют, главный из них – высокая цена, часто превышающая цену на конкурирующие модели других производителей, оборудованные матрицами большего размера. 

Nikon 1 обладает явным потенциалом и четким вектором развития: прогресс не стоит на месте, и через несколько лет сегодняшние ограничения, связанные с физическим размером матриц, будут во многом преодолены. Nikon работает на будущее.

 

Тесты в картинках 

Нейтральная и правильная цветопередача. Nikon 1 V2. ISO 250, 1/60 с, f/8.

 

Высокая резкость и отсутствие «каши», характерной для матриц небольшого размера. Nikon 1 V2. ISO 800, 1/25 с, f/8.

 

Диапазон яркостей не самой сложной сцены превышает возможности матрицы. Высокая резкость и детализация на комплектном объективе Nikon 1 10–30/3.5–5.6 VR уже на полностью открытой диафрагме. Nikon 1 V2. ISO 220, 1/125 с, f/3,5.

 

Nikon предлагает качественный суперзум с эквивалентными фокусными 27–270 мм и оптическим стабилизатором. Nikon 1 J3, объектив 10–100/4–5.6 VR. ISO 200, 1/250 с, f/6,3, фокусное расстояние 100 мм (экв. 270 мм).

 

Ночная съемка с рук на новый объектив Nikon 1 32/1,2. Nikon 1 J3, ISO 1100, 1/60 с, f/1,2. Шумоподавление выключено.

 

ISO 2200 – назойливый цветной шум и явная потеря детализации. Nikon J3, ISO 2200, 1/30 с.

 

Отличное качество в благоприятных условиях. Nikon J3, ISO 160, 1/2500 с, f/2,8.

 

 

Детализация снижена, но цветной шум ненавязчив и легко убирается при постобработке. ISO 2800, 1/15 с, f/5,6

 

 

В попытке избежать недоэкспонированных областей автоматика зачастую «пересвечивает» кадры. Матричный экспозамер, ISO 160, 1/2000 с.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

телевизоры Hisense на выставке ИгроМир 2018
11 октября 2018
Новости

телевизоры Hisense на выставке ИгроМир 2018

В рамках выставки компания Hisense продемонстрировала свои телевизоры на стендах Microsoft и Cougar. Для презентации возможностей консоли Microsoft Xbox 1X с поддержкой 4К Hisense поставила 22 телевизора моделей N6800 и A6250.

Цифровая зеркальная камера Nikon D500 получила редакционную премию Camera GP 2017
23 мая 2017
Новости

Цифровая зеркальная камера Nikon D500 получила редакционную премию Camera GP 2017

Компания Nikon с радостью сообщает, что цифровая зеркальная камера Nikon D500 получила редакционную премию Camera GP (Grand Prix) 2017. Ранее эта модель также удостоилась престижных наград от TIPA и EISA.

Fujifilm выпустила новую прошивку для камеры X-T1
6 ноября 2018
Новости

Fujifilm выпустила новую прошивку для камеры X-T1

Компания Fujifilm обновила прошивку беззеркальной камеры X-T1 до версии 5.51, которая восстанавливает совместимость с объективом Fujinon XC 15-45 mm F3.5-5.6.

Бренд HiFiMAN выпустил новые планарные наушники открытого типа - Edition X.
3 февраля 2016
Новости

Бренд HiFiMAN выпустил новые планарные наушники открытого типа - Edition X.

Воодушевившись успехом HE-1000, компания HiFiMAN выпустила новую версию этой флагманской модели планарного сегмента наушников – Edition X. В сравнении с предшественником новинка получилась более доступной по цене, более лёгкой по весу и со значительно большей чувствительностью.

Обзор наушников V-Moda Crossfade M100: «Монстры» по «басовитости» отстают со значительным отрывом
5 августа 2013
Обзоры

Обзор наушников V-Moda Crossfade M100: «Монстры» по «басовитости» отстают со значительным отрывом

Компания V-Moda, штаб-квартира которой находится в Голливуде, в России широко известна лишь в узких кругах гаджетоманов. Однако даже ничего доселе не слышавший о ней русский человек, по одному её названию может догадаться, что упор в её продукции делается на стиль и имидж. Компания, между тем, занимается выпуском наушников и гитар, а не так давно в её ассортименте появился чехол для iPhone со встроенным ЦАП и усилителем для наушников. И таки да, стиль и имидж – это то, на что в её продукции делается упор. Многие любители качественного звука скептически относятся к «имиджевой» аудиотехнике, однако, старшая модель гарнитуры от V-Moda – Crossfade M100, способна развеять этот скепсис – стоит лишь единожды её послушать.

Участие в проекте Ouya Everywhere сделает консоль Mad Catz M.O.J.O еще интереснее. И доступнее.
24 апреля 2014
Новости

Участие в проекте Ouya Everywhere сделает консоль Mad Catz M.O.J.O еще интереснее. И доступнее.

Москва, 23 апреля 2014 года — Компания Mad Catz, производитель периферии и аксессуаров для любителей цифровых развлечений, объявляет о скором расширении спектра игр, поддерживаемых игровой консолью Mad Catz M.O.J.O. В ближайшее время он пополнится разработками для консоли Ouya.

Nikon обновила прошивку для D850
18 октября 2018
Новости

Nikon обновила прошивку для D850

Компания Nikon обновила прошивку камеры D850 до версии 1.03. Обновление исправляет некоторые ошибки, возникавшие при работе камеры.

Понимаю приличные жесты: Samsung представляет сенсорный пульт ДУ Smart Control на выставке CES 2014
3 января 2014
Новости

Понимаю приличные жесты: Samsung представляет сенсорный пульт ДУ Smart Control на выставке CES 2014

Лас-Вегас, 3 января 2014 г. — Компания Samsung Electronics представит на выставке CES 2014 в Лас-Вегасе обновленную версию пульта дистанционного управления для Smart TV — Samsung Smart Control 2014. Новинка отличается улучшенным дизайном и усовершенствованными функциями управления, а также более быстрой работой и дополнительными опциями по выбору контента. Пульт Samsung Smart Control 2014 сочетает функцию распознавания жестов с новой кнопочной консолью и тач-падом, которые обеспечивают пользователям легкий и быстрый доступ к контенту, в частности, к потоковому видео из Интернета.

Возьмите все под свой контроль, снимая объективом с механизмом наклона и сдвига PC NIKKOR 19mm f/4E ED
25 октября 2016
Новости

Возьмите все под свой контроль, снимая объективом с механизмом наклона и сдвига PC NIKKOR 19mm f/4E ED

Компания Nikon совершенствует компоновку кадра благодаря выпуску первого объектива формата FX с управлением перспективой (PC), использующего два поворотных механизма PC. Объектив PC NIKKOR 19mm f/4E ED, созданный для фотографов, обладающих тонким чувством пространства, идеально подходит для съемки архитектуры, предметов искусства и пейзажей.

Телевизор Harper 50U660TS: большая панель с кинотеатральной картинкой
7 февраля 2019
Тесты

Телевизор Harper 50U660TS: большая панель с кинотеатральной картинкой

Сегодня у нас на тесте телевизор Harper 50U660TS: смарт ТВ с экраном 50 дюймов и разрешением 4К. Его основная задача - стать центром мультимедийных развлечений в доме. Эта модель вполне может поработать и в качестве информационной панели – например, в общепите, в школе или учреждениях здравоохранениях. Особенно аппетитно будут смотреться в 4К меню на ланч, а электронная очередь к врачу избавит посетителей от сутолоки в поликлинике… Так что, бюджетный телевизор с большим экраном будет интересен многим: и для дома, для семьи и для бизнеса.