Последние несколько лет на рынке любительских фотоаппаратов прослеживаются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, производители пытаются вместить привычные и востребованные функции во все более компактные корпуса, с другой – растет физический размер датчиков изображения. «Гонка мегапикселей» в матрицестроении во многом сменилась погоней за большим размером, а компактность фотоаппарата на фоне высокого качества формируемого изображения привлекает не только новичков, но и продвинутых любителей и профессионалов. Беззеркальные, или «системные», фотоаппараты со сменной оптикой, появившиеся в начале 2009 года, отвечают обеим тенденциям, добавляя к компактности корпусов и большим матрицам гибкость в выборе оптики.
Тест: Владимир Дорофеев
Беззеркальная камер Nikon 1 J3
Технические характеристики
|
Nikon 1 V2
|
Nikon 1 J3
|
Байонет |
Nikon CX, кроп-фактор 2,7 |
Датчик изображения |
CMOS 13,2×8,8 мм, 14,2 Мп эффективных |
Процессор |
EXPEED 3A (двойной процессор, обрабатывающий изображения со скоростью 850 мегапикселей в секунду) |
Защита от пыли |
очистка матрицы при включении/выключении |
отсутствует |
Видоискатель |
электронный ЖК-видоискатель TFT с диагональю 0,47 дюйма, разрешением 1 440 000 точек и 100% покрытием кадра |
отсутствует |
Дисплей |
ЖК TFT с диагональю 7,5 см и разрешением 921 000 точек |
Встроенная вспышка |
i-TTL, GN 5 м (ISO 100) |
Чувствительность ISO |
ISO 160–6400 с шагом 1 EV |
Диапазон выдержек |
мех. затвор: от 30 до 1/4000 с, электрон. затвор: от 30 до 1/16000 с |
электронный затвор: от 30 до 1/16000 с |
Автофокус |
гибридный автофокус по 135 точкам (центральные 73 поддерживают фазовый АФ) |
Экспозамер |
TTL с помощью датчика изображения. Матричный, центровзвешенный, точечный |
Режимы съемки |
автоматический, P, A, S, M |
Формат записи кадров |
JPEG, RAW (NEF) 12 бит, RAW+JPEG |
Серийная съемка |
5, 10, 15, 30 или 60 кадров в секунду |
Видео |
Full HD при 30 или 60i кадрах в секунду, замедленная съемка |
Карты памяти |
SD, SDHC, SDXC |
Интерфейс |
USB, HDMI тип C, многофункциональный разъем для аксессуаров |
USB, HDMI тип C |
Питание |
литий-ионный аккумулятор 7,2 В, 1485 мА·ч, 310 кадров |
литий-ионный аккумулятор 7,2 В, 1020 мА·ч, 220 кадров |
Размеры |
107,8×81,6×45,9 мм |
101×60,5×28,8 мм |
Вес |
278 г (337 г с аккумулятором) |
201 г (244 г с аккумулятором) |
Введение
Nikon анонсировал беззеркальную систему Nikon 1 в сентябре 2011 года, через 2 года после выхода на рынок первых беззеркалок Olympus и Panasonic. Анонс вызвал немало сомнений и критики: новинки полностью соответствовали ожиданиям по размеру корпуса, но основывались на однодюймовой CMOS-матрице 13,2×8,8 мм.
Логичность решения для производителя трудно поставить под сомнение: Nikon отчаянно пытался не потерять время и присоединиться к быстро растущему беззеркальному сегменту рынка фототехники, одновременно старясь избежать «каннибализма», явно отделив новую систему от своих зеркальных моделей.
Логика понятна, но привлекательность новой системы и ее конкурентоспособность вызывали и продолжают вызывать немало дискуссий. Однако Nikon старательно наращивает линейку беззеркальных фотоаппаратов и парк оптики к ней: 7 моделей фотоаппаратов и 11 объективов за 2 года – результат внушительный.
Так или иначе, интерес Nikon 1 вызывает. Насколько производителю удалось использовать потенциал сменной оптики в связке с небольшим датчиком изображения и можно ли рассматривать систему в качестве серьезного инструмента? Попробуем ответить на эти вопросы, взяв для тестирования Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3 – две актуальные модели фотоаппаратов системы Nikon 1, в компании из 6 объективов.
Качество изготовления, органы управления и эргономика
Обсуждать достоинства и недостатки можно бесконечно, но отказать системе Nikon 1 в высоком качестве изготовления невозможно: обе модели сделаны аккуратно, тщательно и с вниманием к деталям, вызывают уважение и не дают поводов для придирок. Компания не стесняется с ценами, но фотоаппараты и объективы системы использованными материалами и качеством сборки ей соответствуют. Корпус Nikon 1 J3 выполнен из алюминия, шасси Nikon 1 V2 сделано из металла.
Качественный пластик старшей модели приятен на ощупь, металл и схожий пластик используется в объективах системы. Придраться можно лишь к конструкции встроенной вспышки на младшей модели: она вызывает некоторые сомнения в долговечности.
Тестируемые модели во многом схожи начинкой и способностями; различия кроются в эргономике, оснащенности и функциональности. Целевые аудитории, на которые рассчитаны герои теста, легко определяются по внешнему виду. Так, компоновка и дизайн Nikon 1 J3 напоминает привычные компактные цифровые фотоаппараты (видоискатель отсутствует, органы управления крайне немногочисленны, а модель явно рассчитана на новичков и пользователей «цифромыльниц»). Nikon 1 V2 выглядит уменьшенной копией традиционного зеркального фотоаппарата, с электронным видоискателем и расширенным набором органов управления; он скорее привлечет фотографов, стремящихся к оперативному контролю над процессом съемки.
Nikon 1 V2 показался одним из самых привлекательных внешне фотоаппаратов: изображения, к сожалению, не передают изумительное сочетание «игрушечности» и компактности с «серьезностью».
Набор органов управления на верхней панели Nikon 1 J3 ограничен диском выбора режимов съемки и 3 кнопками – включения, записи видео и спуска затвора. Привыкания потребовала кнопка включения питания: я постоянно путал ее с кнопкой записи видео. Не понравился диск выбора режимов: расположен он удобно, но почему на него не вынесен прямой доступ к творческим режимам – непонятно. Верхняя панель Nikon 1 V2 традиционна и удобна: включение питания рычажком на кнопке спуска затвора, диск выбора дает прямой доступ ко всем режимам съемки, диск управления расположен удачно.
Передняя панель не перегружена на обеих моделях: органы управления ограничены кнопкой расфиксации объектива и лампой подсветки автофокуса. На V2 добавлен датчик дистанционного ИК-пульта. Шахта Nikon 1 J3, оборудованного только электронным затвором, закрыта прозрачным экраном, призванным защитить матрицу фотоаппарата от попадания пыли; у Nikon 1V2, в котором электронный затвор соседствует с механическим, такого экрана нет.
Задняя панель Nikon 1 J3 лаконична: доминирует 3-дюймовый (7,5 см по диагонали) дисплей с разрешением 921 000 точек, справа от которого расположены кнопки просмотра, доступа к меню, мультиселектор и кнопка удаления. Запаса яркости дисплея хватает для использования в большинстве ситуаций, но он пасует при ярком солнце. Непонятно, почему «Никон» до сих пор не использует на фотоаппаратах Nikon 1 сенсорные дисплеи: такое решение явно напрашивается и способно добавить немало удобства и оперативности.
Дисплей Nikon 1 V2 не отличается от установленного на младшей модели, но над ним располагается электронный видоискатель, кнопки расположены слева от дисплея, а к органам управления добавлены кнопка DISP (переключение режимов отображения информации на дисплее) и кнопка F, обеспечивающая прямой доступ к часто изменяемым настройкам. Компактность корпуса накладывает ограничения на размер органов управления, но на Nikon 1 V2 удалось сделать их удобными настолько, насколько это возможно. Добавлю, что обе модели оборудованы качественным мультиселектором, обеспечивающим быструю навигацию по меню и настройкам фотоаппарата.
По эргономике Nikon 1 J3 напоминает обычный компактный фотоаппарат, с крайне ограниченным набором органов управления и неартикулированным невнятным хватом. О том, что это не банальный бюджетный компакт, вспоминаешь только при смене объективов.
Nikon 1 V2 привычнее и дружелюбнее. В первую очередь – присутствием неплохого электронного видоискателя с регулировкой яркости, диоптрийной коррекцией и 100% покрытием кадра. Старшая модель на удивление удобнее ожидаемого: несмотря на миниатюрные размеры, органы управления расположены продуманно, фотоаппарат уверенно ложится в руку, а корпус в форме традиционной зеркалки оказался не дизайнерским изыском, а удачным решением, обеспечивающим комфортную и надежную работу.
Вспышка
Тестируемые модели оснащены одинаковыми по мощности, режимам и управлению i-TTL встроенными вспышками (у предыдущего флагмана линейки, Nikon 1 V1, встроенная вспышка отсутствовала). Поднимаются вспышки нажатием специальной кнопки, у Nikon 1 J3 расположенной на левой стенке корпуса рядом с интерфейсными разъемами.
У Nikon 1 V2 – сбоку на корпусе вспышки. Заявленным характеристикам вспышки соответствуют, но ограничение выдержки синхронизации у младшей модели – электронный затвор J3 дает выдержку синхронизации лишь 1/60 секунды и медленнее – накладывает определенные ограничения на успешную работу в режиме заполняющей вспышки (у старшей модели при работе механического затвора выдержка синхронизации составляет 1/250 секунды).
Наличие у Nikon 1 V2 аксессуарного разъема недвусмысленно намекает на приобретение накамерной вспышки, но решение производителя использовать особый разъем, ограничивающий выбор всего двумя моделями – Nikon 1 SB-N5 и SB-N7, приводит в недоумение. Полагаю, что возможность использовать внешние вспышки Nikon Speedlight подтолкнула бы многих владельцев зеркальных фотоаппаратов Nikon к покупке Nikon 1 в качестве второй камеры.
Фокусировка
Тестируемые модели используют одинаковые модули автофокуса: гибридную систему с 73 точками фазового и 135 точками контрастного автофокуса. Я считаю, что автофокус Nikon 1 остается одним из лидеров беззеркального рынка, хотя за 2 года с момента выхода системы конкуренты сократили разрыв. Тем не менее автофокус обоих фотоаппаратов точен, быстр и уверен, независимо от используемого объектива.
В неоспоримых плюсах – работа следящего и непрерывного автофокуса, в известных минусах – невозможность влиять на выбор метода фокусировки (фазовый или контрастный автофокус) и резкое падение скорости при неблагоприятных условиях освещения, когда автоматика переключается на контрастный автофокус.
Ручная фокусировка остается уделом приверженцев: легкость оперирования вращающимся мультиселектором очень во многом нивелируется недостаточной детализацией изображения на дисплее. Никон ответил на критику поклонников ручного фокуса выпуском топового объектива Nikon 1 Nikkor 32/1.2 – первого объектива системы с выделенным кольцом ручного фокуса.
Быстродействие
На первый взгляд, к рекордсменам героев обзора отнести сложно: время от включения до первого снимка, запись на карту памяти, просмотр и навигация по меню не отличаются от показателей конкурентов. Но есть у тестируемых моделей неоспоримые преимущества: выдержка электронного затвора 1/16000 секунды и способность записывать серию из 40 полноразмерных кадров со скоростью до 60 кадров в секунду. И то, и другое не замечается при беглом просмотре технических характеристик, но оказывается полезным при использовании.
Съемка
Удобство использования и эргономика немаловажны, но основной характеристикой фототехники остается качество формируемого изображения, и именно способности непривычно небольшой матрицы внушали наибольшие опасения. По аналогии с автомобилестроением, где объем двигателя остается одной из объективных характеристик, позволяющих сравнивать модели-конкуренты лоб в лоб, «объем двигателя» – площадь матрицы – Nikon 1 почти в два раза меньше площади матриц стандарта micro4/3 (17,3×13 мм) и в 3,2 раза меньше площади матриц формата APS-C (23,5×15,6 мм).
Начнем с выводов: чуда не произошло, но и жгучего разочарования тестируемые модели не вызвали. Производителю удалось выжать из дюймовой матрицы максимум, но конкурировать на равных по шумам и динамическому диапазону пока не удается. Тестируемые модели основаны на CMOS-датчиках изображения производства Aptina с разрешением 14,2 Мп и чувствительностью ISO 160–6400.
С детализацией и резкостью все в полном порядке, чему в немалой степени способствует высокое качество оптики Nikon 1: ни один из 6 протестированных объективов не вызвал нареканий и не стал ограничивающим фактором. Разрешение 14 мегапикселей в наши дни к рекордным отнести сложно, но его с запасом хватает для комфортной работы и печати вплоть до формата А3+.
Шум ожидаемо присутствует на высоких значениях ISO, но правильно экспонированные кадры приятно удивили: при отключенном шумоподавлении до ISO 800 шум незначителен, ISO 1600 не вызывает нареканий, ISO 3200 условно приемлемо, но ISO 6400, как, впрочем, и у основных конкурентов, стоит избегать. Шумоподавление работает щадяще, максимально сохраняя детализацию.
Размер матрицы напоминает о себе на снимках с недоэкспонированными областями: без шумоподавления навязчивый цветной шум становится виден уже на ISO 400, а включение функции приводит к падению разрешения в недоэкспонированных областях, подвергшихся коррекции.
Сказанное в немалой мере относится и к съемке в RAW (NEF): кадр без недоэкспонированных областей не вызывает нареканий на ISO 160–1600 и приемлем на ISO 3200. Шумоподавление присутствует на RAW-снимках независимо от установок меню, но применяется достаточно деликатно.
В целом неплохой результат, если и отличающийся в худшую сторону от конкурентов, то неожиданно незначительно. Однако очень многое зависит от правильного экспонирования.
Отмечу две нехарактерные настройки автоматики тестируемых фотоаппаратов. С одной стороны, отменно работающая в зеркалках Nikon функция AutoISO в тестируемых моделях часто неоправданно удлиняет выдержку, стремясь избежать высоких значений чувствительности, что приводит к смазанным и нерезким кадрам, с другой – алгоритмы работы встроенного экспонометра запрограммированы на исключение недоэкспонированности (и, соответственно, появления цветного шума), что нередко приводит к «выбитым» областям при съемке контрастных сцен. Предлагаемые «Стили изображения» (Picture Styles) видимого влияния не оказывают. Мне ближе традиционное «экспонирование по светам», поэтому в настройки по умолчанию вносилась отрицательная коррекция экспозиции в 1/3 (или даже в 2/3) ступени, что давало привычный результат, пусть и за счет риска появления цветного шума.
Активный D-Lighting отчасти исправляет ситуацию, и в автоматических режимах я бы рекомендовал использовать его постоянно. Для сложных контрастных сцен нелишне применять режим HDR. Огорчило отсутствие функции брекетинга экспозиции: в сочетании с выдающейся скоростью серийной съемки в 60 кадров в секунду она обеспечивала бы комфортную съемку серии для HDR с рук.
В младшей модели отсутствует выделенная кнопка блокировки экспозиции: на V2 функция AE-L/AF-L выведена на мультиселектор, на J3 экспозиция блокируется только полунажатием кнопки спуска затвора.
Работа автоматического баланса белого понравилась: оба фотоаппарата уверенно и правильно передают цвета даже в сложных условиях освещения.
Подытожу: я ожидал худшего! Сказать, что система Nikon 1 сравнима или превосходит именитых конкурентов, к сожалению, нельзя, но с учетом разницы в размерах датчиков изображения результат вызывает уважение.
Видео
Оба тестируемых фотоаппарата обладают внушительным видеопотенциалом, не уступающим, а зачастую превосходящим предложения конкурентов. Видео Full HD с надежной работой автофокуса, предсказуемым экспозамером, уверенным балансом белого и возможностью гибкой настройки не разочарует владельца.
Выводы
Знакомство с системой Nikon 1 помогло сломать заочную предубежденность. На деле Nikon 1 оказался лучше, чем можно было предположить по техническим характеристикам. Камеры системы Nikon 1 способны стать следующим шагом для тех, кто снимает на цифрокомпакты, но решил перейти на более высокое качество и функциональность, да и при выборе второго фотоаппарата продвинутым фотолюбителям о Nikon 1 забывать совсем не стоит: опыт и наработки одного из бесспорных лидеров рынка в полной мере воплотились в фотоаппаратах и объективах Nikon 1.
Среди многих несомненных плюсов системы отметим качественную линейку объективов, один из лучших модулей автофокуса, уверенную работу автоматики, высокое качество изготовления и материалов.
Минусы тоже присутствуют, главный из них – высокая цена, часто превышающая цену на конкурирующие модели других производителей, оборудованные матрицами большего размера.
Nikon 1 обладает явным потенциалом и четким вектором развития: прогресс не стоит на месте, и через несколько лет сегодняшние ограничения, связанные с физическим размером матриц, будут во многом преодолены. Nikon работает на будущее.
Тесты в картинках
Нейтральная и правильная цветопередача. Nikon 1 V2. ISO 250, 1/60 с, f/8.
Высокая резкость и отсутствие «каши», характерной для матриц небольшого размера. Nikon 1 V2. ISO 800, 1/25 с, f/8.
Диапазон яркостей не самой сложной сцены превышает возможности матрицы. Высокая резкость и детализация на комплектном объективе Nikon 1 10–30/3.5–5.6 VR уже на полностью открытой диафрагме. Nikon 1 V2. ISO 220, 1/125 с, f/3,5.
Nikon предлагает качественный суперзум с эквивалентными фокусными 27–270 мм и оптическим стабилизатором. Nikon 1 J3, объектив 10–100/4–5.6 VR. ISO 200, 1/250 с, f/6,3, фокусное расстояние 100 мм (экв. 270 мм).
Ночная съемка с рук на новый объектив Nikon 1 32/1,2. Nikon 1 J3, ISO 1100, 1/60 с, f/1,2. Шумоподавление выключено.
ISO 2200 – назойливый цветной шум и явная потеря детализации. Nikon J3, ISO 2200, 1/30 с.
Отличное качество в благоприятных условиях. Nikon J3, ISO 160, 1/2500 с, f/2,8.
Детализация снижена, но цветной шум ненавязчив и легко убирается при постобработке. ISO 2800, 1/15 с, f/5,6
В попытке избежать недоэкспонированных областей автоматика зачастую «пересвечивает» кадры. Матричный экспозамер, ISO 160, 1/2000 с.
Комментарии