Так держать!

Штативы вполне можно признать самой консервативной частью экипировки фотографа, ведь в фотографии они применяются с самых первых ее шагов, то есть более века тому назад. Впрочем, это не удивительно. Штативы, наверное, единственная фотографическая принадлежность, которая даже в ходе «цифровой революции» претерпела наименьшее изменение. Сейчас, как и сто лет назад, штатив — это конструкция из трех телескопических «ног» и головки для крепления фотоаппарата. Впрочем, в то давнее время без штатива фотографии вообще не могло существовать. Светочувствительность первых фотоматериалов была настолько низкой, что даже под палящим солнцем выдержка доходила до нескольких минут. Да и камеры были не в пример нынешним — тяжелые и громоздкие, поэтому фотографировать без штатива было практически невозможно.

Другое дело — современные фотоаппараты, приспособленные в первую очередь для съемки с рук. Форма их достаточно удобна для держания в руках, а вес даже у профессиональных репортерских 35-мм аппаратов со штатным объективом и бустером составляет немногим более двух килограммов. Любительские же модели пленочных зеркальных фотоаппаратов, основные корпусные детали которых сделаны из пластика, весят и того меньше — несколько сот граммов вместе со штатным объективом. А уж про любительские цифровые аппараты и говорить не приходится — среди них предостаточно компактных моделей весом максимум в 100—200 граммов и размером с пачку сигарет. Тем не менее практически на каждой фотокамере есть стандартное резьбовое гнездо для установки на штатив. И это отнюдь не дань традиции. Штативы, как в профессиональной, так и в любительской фотографии, применяются до сих пор, и достаточно успешно. Естественно, сами фотографические штативы за прошедшие годы изменились достаточно сильно, приспосабливаясь к видоизменившимся фотоаппаратам. Поэтому мы не будем при описании штативов пытаться найти какой-либо гипотетический вариант, идеально подходящий для всех применений, а рассмотрим наиболее распространенные типы современных штативов, исходя из их предназначения.

ЛУЧШИЙ ДРУГ АВТОСПУСКА

Как быть, если, будучи в путешествии или на вечеринке, хочется сфотографироваться всей дружной компанией? Проще всего попросить кого-нибудь из прохожих взять на себя роль фотографа. Однако лучше и надежнее захватить с собой маленький компактный штатив. В принципе для этой цели годится практически любой штатив. Главное, чтобы он стоял устойчиво, не падая под весом укрепленного на нем фотоаппарата. На выбор штатива влияют еще его компактность, вес и быстрота приведения в рабочее положение. Большой штатив с собой на вечеринку или в отпуск возьмет далеко не каждый. Поэтому для владельцев компактных P&S-камер (часто называемых просто «мыльницами») будут интересны в первую очередь самые легкие и компактные модели штативов, позволяющие быстро установить камеру на ровной горизонтальной поверхности.

«Паучьи ножки» — так в шутку называют самые маленькие штативы, например Rekam RT-M1. Такой микроштатив предназначен для установки компактных камер на горизонтальной ровной поверхности, расположенной на достаточной высоте (например, на столе или на полке в комнате, на парапете в парке, на капоте автомобиля). Гибкие ножки этого штатива с шариками на конце одновременно берут на себя и роль штативной головки, позволяя ориентировать направление «взгляда» фотоаппарата в соответствии с творческим замыслом фотографа. Сверхкомпактные размеры (высота — всего 12 см), малый вес (50 г) и незначительная цена «паучьих ножек» делают их весьма полезным и совершенно необременительным дополнением к компактной фотокамере, оснащенной автоспуском, тем более что стоимость такого штативчика совершенно символическая. Естественно, «грузоподъемность» подобной конструкции очень ограничена, — при попытке использовать его со слишком тяжелой камерой гибкие ножки просто разъезжаются в стороны.

Более функциональны невысокие, но достаточно крепкие мини-штативы, построенные по традиционной схеме (три телескопические трубчатые «ноги», выдвигающаяся центральная штанга и штативная головка). Уменьшить вес и добиться хорошей компактности в штативах Slik Mini и Slik Mini Pro удалось за счет уменьшения количества секций и укорочения «ног» и центральной колонны. Основное применение этих штативов — установка и фиксация фотоаппарата на небольшой высоте от поверхности, а благодаря достаточной жесткости эти штативы пригодны и для съемок с низкого ракурса не только компактными камерами, но и легкими зеркалками.

Совместить хорошую грузоподъемность, компактность и удобство использования удалось микроштативам типа Manfrotto #709. Они имеют жесткую конструкцию, а для ориентирования камеры предусмотрена полноценная шаровая головка. Максимальная нагрузка такого штатива составляет порядка 2 кг, поэтому он без проблем выдержит даже полупрофессиональную зеркальную фотоаппаратуру.

Многосекционные (8—10 секций) штативы типа Rekam RT-C12S или Rekam RT-C15S обладают гораздо большей высотой (порядка 100—135 см), что позволяет устанавливать компактный фотоаппарат на достаточной высоте в любом месте, а не только, к примеру, на столах. Однако жесткость таких штативов весьма невелика, поэтому рассчитывать на то, что кроме «автопортретных» целей их можно будет использовать еще для чего-то, не стоит.

ФОТОВИДЕОШТАТИВЫ

Гораздо более универсальны в использовании любительские штативы, которые и размерами побольше, и конструкцией покрепче. Их часто называют «фотовидеоштативами», так как они одинаково пригодны как для любительской фото-, так и для любительской видеосъемок. Такой штатив способен выступать не только в качестве «подставки» для легкого компактного фотоаппарата при работе автоспуска. Фотовидеоштативы можно применять и тогда, когда требуется надежная фиксация положения аппарата в течение продолжительного времени, например, при съемках вечером и ночью, когда выдержки достигают нескольких секунд или даже минут. Используя такой штатив, гораздо удобнее производить репродукционную или макросъемки.

Покупка фотовидеоштатива для нужд любительской фотосъемки — весьма распространенный вариант для любителей самого разного уровня. Серьезными аргументами в пользу покупки такого штатива являются его относительно невысокие вес и цена. Штативы этого класса хорошо справляются со своим назначением, заодно помогая начинающему фотографу понять, какие функции и параметры штатива будут для него оптимальными в дальнейшем. Широкое применение в конструкции подобных штативов деталей и узлов из композитных и полимерных материалов благотворно отражается на их весе и стоимости, однако не всегда лучшим образом сказывается на их надежности, жесткости и механической прочности, — далеко не все модели рассчитаны на длительный срок эксплуатации. Фотовидеоштативы выпускаются самыми разными фирмами: в продаже можно найти как штативы всемирно известных производителей, так и штативы неизвестных третьих производителей с хиленькими пластмассовыми креплениями. Достаточно хороши фотовидеоштативы, выпускаемые компаниями Cullmann GmbH (штативы Cullmann серий 3000, 2000 и 1000), Slik Corporation (штативы Slik серии «U»), Rekam, Velbon, Hama, Soligor, Vivitar и Unomat.

Правила выбора штатива этой категории весьма просты. Из нескольких более или менее подходящих по весу и размерам штативов вам лучше остановить свой выбор на самом мощном и крепком. Зажимы, фиксирующие выдвижение секций «ног», должны защелкиваться легко, без излишних усилий, но при этом достаточно хорошо выполнять свою функцию — штатив не должен делать попыток «складываться» под нагрузкой, превышающей вес фотоаппарата. Центральная штанга штатива в зафиксированном состоянии не должна шататься. Ни один из узлов или креплений не должен вызывать явной неуверенности в прочности или долговечности.

Немалое значение для применения фотовидеоштатива имеет конструкция и качество исполнения головки, служащей для крепления и ориентирования фотоаппарата. Площадка, к которой крепится фотоаппарат, должна без приложения излишних усилий к ручкам и зажимам надежно фиксироваться в любом положении. Фиксация съемной платы (если она есть) должна быть также надежной, без люфтов. Весьма желательно, чтобы штативная головка допускала наклон платы с закрепленным на ней фотоаппаратом на 90 градусов вбок для съемки вертикальных кадров. Сам аппарат при этом должен надежно фиксироваться в выбранном положении, не делая попыток «сползти» в какую-либо сторону под своим весом.

«ЦИФРОВЫЕ» ШТАТИВЫ

Достаточно близки к фотовидеоштативам (по высоте и «нагрузочным» характеристикам) и штативы так называемых «цифровых» серий, появившихся в каталогах ведущих производителей (например Slik и Manfrotto) совсем недавно. Эти штативы, как и следует из их названия, предназначены в первую очередь для работы с компактными цифровыми фотокамерами. Поэтому их конструкция, в отличие от фотовидеоштативов, оптимизирована именно для работы с фотокамерами. Как правило, «цифровые» штативы напоминают по устройству профессиональные штативы, только уменьшенные по размеру. Штативы «цифровых» серий комплектуются традиционными для использования в фотографии шаровыми или 3D штативными головками, однако (в отличие от более тяжелых и крепких профессиональных) эти головки сделаны более компактными, рассчитаны на меньшую «грузоподъемность» и чаще всего выполняются несъемными. К примеру, штативы Slik Sprint и Manfrotto #724B имеют несъемные шаровые головки, а Manfrotto #718B и Slik Sprint Pro 3WAY — полнофункциональные 3D-головки с быстросъемной платой, также несъемные.

Оригинальное решение применено в штативах Manfrotto #714B и #714SHB. Эти штативы стали еще компактнее в сложенном состоянии за счет того, что они оснащены сверхминиатюрной шаровой головкой постоянного трения. Эта головка не требует блокировки и разблокировки шара при изменении положения аппарата, а значит, отпадает необходимость в дополнительных органах управления. Также, в отличие от фотовидеоштативов, в «цифровых» более широко используются детали из легких металлических сплавов. Металлическими у «цифровой» серии обычно выполняются не только сами «ноги», но и другие детали, от которых зависит прочность штатива, — например, кронштейн, объединяющий в единую конструкцию 3 «ноги» и центральную колонну штатива, штативная головка, съемная плата. За счет такого подхода штативы «цифровой» серии более компактны, чем фотовидеоштативы, но одновременно более крепкие и выносливые.

Штативы «цифровых» серий оптимально использовать при съемке незеркальной цифровой или компактной пленочной камерой, когда размеры и вес штатива достаточно критичны. В сложенном состоянии длина самых больших «цифровых» штативов не превышает 50 сантиметров. При этом рабочая высота штатива получается вполне приемлемой для большинства случаев — 130—140 сантиметров с опущенной центральной колонной и 160—165 сантиметров с полностью выдвинутой центральной колонной. Часть «цифровых» штативов выпускается в двух вариантах: «нормальном» и «укороченном». К примеру, у штативов Manfrotto #714B и Slik Sprint есть «братья» — Manfrotto #714SHB и Slik Sprint Mini, отличающиеся уменьшенной на 20% длиной в сложенном состоянии. Естественно, и максимальный рост у укороченных версий заметно меньше.

На «цифровых» штативах можно устанавливать не только компакты, но и более тяжелую фототехнику — легкие пленочные и цифровые зеркальные любительские фотоаппараты. Однако в этом случае жесткости штатива будет недостаточно для демпфирования возникающих при работе аппарата колебаний, поэтому желательно, например, воздержаться от съемки длиннофокусной оптикой. Зато для ночных съемок с применением нормальной и широкоугольной оптики такие штативы вполне подходят. Впрочем, примерно такие же критерии стоит применять и при использовании описанных выше фотовидеоштативов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШТАТИВЫ

В общих чертах отличие профессиональных штативов от любительских можно охарактеризовать тем, что профессиональные более удобны в работе, а любительские — в переноске. Поэтому отличить «профи» от легких и компактных любительских моделей не составляет труда. Назначение профессиональных штативов также гораздо шире, чем у любительских. Основная задача профессионального штатива — прочно удерживать фотоаппарат в выбранном положении. А поскольку профессиональные и полупрофессиональные фотоаппараты по весу значительно превосходят компактные любительские, то и «грузоподъемность» профессионального штатива должна быть значительно больше. Кроме того, вибрация зеркальных фотоаппаратов при работе значительно сильнее, чем компактных, а требования к резкости профессиональных фотографий при этом выше. Поэтому профессиональный штатив должен быть достаточно крепким и жестким, чтобы эффективно подавлять вибрацию аппарата, тем самым страхуя от получения нерезких, смазанных снимков в любых условиях.

Профессиональные модели значительно больше любительских по размерам и весу, а в их конструкции применяются самые прочные и высококачественные материалы: алюминиевые, магниевые и титановые сплавы, углепластик. Поэтому, как и все инструменты профессионального назначения, штативы этого класса хороши высоким качеством исполнения, надежностью, достаточным запасом прочности и грузоподъемности, а также применением в их конструкции тщательно продуманных технологических решений. С другой стороны, вес и размеры профессионального штатива довольно велики, поэтому его не захватишь «на всякий случай», как легкий любительский. Конечно, не все профессиональные штативы одинаковы. Они значительно отличаются по цене, весу, размерам и грузоподъемности.

Теперь рассмотрим подробно наиболее важные параметры штативов.

ВЫСОТА ШТАТИВА

Среди характеристик штативов одна из основных — его высота в рабочем состоянии. В каталогах и проспектах приводятся, как правило, два параметра высоты: максимальная высота в рабочем состоянии и минимальная высота в рабочем состоянии. Что касается минимальной высоты, то тут все более или менее понятно: чем ниже можно опустить аппарат, укрепленный на штативе, тем проще и удобнее заниматься, например, съемкой живой природы или макросъемкой. Кроме того, даже для пейзажных и интерьерных съемок съемка с низкой точки дает очень интересные и необычные ракурсы. Поэтому значительная часть современных профессиональных штативов может «присесть» очень низко (до 8 сантиметров у штативов Manfrotto серий #055 и #190), благодаря особой конструкции шарниров, соединяющего «ноги» штатива с его корпусом. Естественно, чем меньше минимальная высота штатива, тем более универсальной будет эта модель.

Теперь о максимальной высоте. При съемке с низкого штатива (значительно более низкого, чем уровень глаз человека, то есть 160—170 см), открывается совершенно иная, искаженная и непривычная нашему зрению перспектива. Когда же высота штатива позволяет вести съемку с уровня глаз, ракурс получается более привычным, соответственно и картинка выглядит естественнее. Иногда, конечно, съемку с низкой точки можно использовать в качестве специального эффекта, но злоупотреблять таким эффектом не стоит. Кроме того, съемка с высокого штатива, когда аппарат расположен на уровне глаз, гораздо удобнее и менее утомительна, чем съемка со штатива низкого, когда перед аппаратом приходится сгибаться «в три погибели». Поэтому, если вы используете камеру, предназначенную для визирования с уровня глаз, штатив лучше выбирать даже не «впритык», а с небольшим запасом по «росту». Другое дело, если ваша основная камера допускает визирование с уровня пояса или уровня груди (такой способностью обладают, например, среднеформатные камеры с шахтой или цифровые камеры с поворотным экраном). Тогда и более низкого штатива будет достаточно для комфортной работы с ним.

Однако максимальный рост штатива в буклетах приводится для случая, когда центральная колонна его полностью выдвинута. А максимально выдвинутая вверх центральная колонна штатива — это его самое слабое (в смысле жесткости) место. И если штатив используется для гашения вибраций, возникающих при работе фотоаппарата, выдвижением центральной колонны более чем на половину длины, увлекаться не стоит (а лучше ее и вовсе не высовывать). Особенно заметно падение резкости от слишком выдвинутой центральной колонны при съемке на выдержках порядка долей секунд и в вертикальном положении аппарата. Поэтому в технических данных часто указывается еще одно значение «роста» штатива — высота с не выдвинутой центральной колонной. Этот показатель говорит о «ростовых качествах» штатива даже больше, чем максимальная высота. Данные штативов с учетом этого замечания оказываются совсем не оптимистичными. Большая часть относительно небольших профессиональных штативов, имевших, казалось бы, вполне нормальный рост, при более внимательном рассмотрении положения вещей оказываются весьма «низкорослыми». К примеру, штатив Slik Able 300DX имеет максимальную высоту при выдвинутой вверх центральной колонне 155 см, а если центральная колонна опущена вниз, то высота получается всего 128 см. Поэтому, если вы собираетесь снимать зеркальной камерой сюжеты, перспектива которых чувствительна к высоте, с которой ведется съемка (например, интерьеры), то лучше выбрать более «рослый» штатив.

ПРОЧНОСТЬ И ВЕС ШТАТИВА

Эти связанные между собой величины имеют корреляцию и с ростом штатива. Легкий и высокий штатив, скорее всего, не будет обладать ни хорошей жесткостью, ни достаточной грузоподъемностью. Высокий штатив будет одновременно легким и крепким только в случае использования в его конструкции высокопрочных материалов (например, углепластика), но такие штативы обычно гораздо дороже, чем сделанные из традиционных материалов. В остальных случаях — увы! — штатив может быть либо легким и крепким, но маленьким; либо крепким и большим, но тяжелым. «Крепость» штатива — это величина, которую тяжело выразить в каких-либо цифрах. Поэтому при выборе штатива стоит прощупать побольше штативов собственноручно, прислушиваясь к собственным ощущениям. И тогда уже решать, вызывает ли данный штатив у вас уверенность в его непоколебимости под дрожью аппарата, или лучше будет поискать более прочный штатив.

«НОГИ»

Говоря о прочности и высоте штатива, коснемся конструкции его «ног». Каждая из «ног» современного штатива имеет, как правило, телескопическую конструкцию, то есть состоит из нескольких труб разного диаметра, при транспортировке помещающихся одна внутри другой. В большинстве современных моделей штативов вместо привычных круглых труб для увеличения жесткости применяются замкнутые профили сложного сечения. Трубы, составляющие основу конструкции каждой «ноги» штатива, изготавливаются как из традиционных материалов (специально составленных сплавов легких металлов: алюминия, магния и титана), так и из многослойного углепластика (сверхпрочного композитного материала). Углепластиковые («карбоновые») штативы значительно дороже, но зато при одинаковых с металлическим штативом показателях жесткости и грузоподъемности углепластиковый штатив легче по весу.

Количество секций, из которых состоит каждая из «ног» штатива, составляет в профессиональных моделях от 2 (большие студийные штативы Cullman серии «Titan» и Manfrotto #028, #058) до 4—5 (часть моделей Gitzo и Slik). У основной массы штативов профессионального или полупрофессионального класса «ноги» имеют трехсекционную конструкцию. Это своего рода «золотая середина» между лучшей компактностью (характерной для конструкций с большим количеством секций) и лучшей жесткостью (присущей двухколенным конструкциям).

Секции «ног» штативов скреплены между собой зажимами-фиксаторами, позволяющими регулировать длину каждой «ноги» штатива индивидуально. В ослабленном состоянии фиксаторы позволяют практически без усилия изменять положение одной секции ноги относительно другой, а в положении фиксации — жестко скрепляют их. Разные фирмы используют фиксаторы различной конструкции, но в большинстве современных штативов применяются обжимные муфты, оснащенные эксцентриковыми клипсами (Manfrotto #055CLB). Недорогие модели оснащаются такими же обжимными муфтами, но с более простыми и менее оперативными винтовыми зажимами (недорогие штативы Manfrotto Basic серий #190 и #055, Slik Able 300 DX). Также встречаются цанговые фиксаторы (различные модели Gitzo, Slik Professional), оригинальные эксцентриковые зажимы (в штативах Cullmann профессиональной серии «Titan»). Различные по удобству пользования и оперативности все эти системы обычно мало отличаются по надежности и долговечности, поэтому выбор той или иной системы больше зависит от ваших личных предпочтений.

«Ноги» штативов оканчиваются либо резиновыми (или пластмассовыми) наконечниками, либо «шипами», комбинированными с резиновыми набалдашниками (например, Rekam RT-S350). Вариант с шипами и резиновыми набалдашниками более удобен, поскольку дает возможность достичь надежной фиксации «ног» штатива практически на любых поверхностях. Некоторые фирмы выпускают наборы «шипов», которые можно укрепить на концах «ног» штатива вместо поставляемых стандартно резиновых/пластиковых наконечников. К примеру, для штативов Manfrotto серий #055 предлагаются наборы 055SPK и 055SPK2. Аналогичные наборы «шипов», устанавливаемых вместо пластмассовых наконечников, компания выпускает и для штативов других популярных серий.

ШТАТИВНАЯ ГОЛОВКА

Штативная головка — это устройство, при помощи которого осуществляется крепление аппарата к штативу. Кроме функции надежного и удобного крепления аппарата к штативу головка реализует и необходимые для кадрирования возможности разного рода наклонов и поворотов фотоаппарата относительно штатива. Наиболее распространены головки двух типов: 3D и шаровые. Один из важных параметров штативной головки, который определяет ее способность жестко и надежно фиксировать укрепленный на ней фотоаппарат, — это максимальная нагрузка. При выборе подходящих для своих целей штатива и головки желательно соблюдать баланс характеристик максимальной нагрузки головки и штатива. Слишком легкая головка с небольшой грузоподъемностью ограничит потенциальные возможности, которые дает применение тяжелого и прочного штатива, а крепкая, тяжелая и дорогая штативная головка, установленная на легком компактном штативе, не будет иметь преимуществ перед более дешевой, легкой и компактной. Большинство производителей штативов дают рекомендации по совместному применению штативов и головок собственного производства, к которым имеет смысл прислушаться. В ряде случаев профессиональные и полупрофессиональные штативы даже продаются в комплекте с наиболее подходящей по характеристикам головкой.

3D-ГОЛОВКИ

3D-головки, как понятно из их названия, обеспечивают наклоны и развороты фотоаппарата относительно «ног» штатива в трех независимых плоскостях. Для этого в конструкции 3D-головки предусмотрены три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, каждая из которых оснащена своим собственным фиксатором, позволяющим корректировать положение фотоаппарата независимо в каждой плоскости. В большинстве головок фиксаторы одновременно выполняют и роль рычагов, благодаря которым все наклоны и повороты аппарата, установленного на штативе, производить не только удобнее, чем удерживая аппарат за корпус, но и гораздо точнее. Типичная 3D-головка обеспечивает 360-градусное (полный круг) вращение аппарата вокруг вертикальной оси, наклон его вперед на угол не менее 90 градусов, назад — на угол 15—30 градусов, а также наклоны вбок — не менее 90 градусов в одну сторону (для возможности съемки вертикальных кадров), и 15—30 градусов в обратную сторону. Такие возможности 3D-головки позволяют осуществлять практически все необходимые варианты наклона фотоаппарата при съемке.

Разновидность 3D-головок — это головки с зубчатым приводом (geared head), которые есть, к примеру, в программе компании Manfrotto (Junior Geared Head 410, Pro Geared Head 405 и Geared Head 400). Для изменения положения аппарата в каждой из плоскостей такие головки оборудованы тремя червячными редукторами. Это дает возможность совершать точную наводку камеры быстрее и удобнее. Кроме того, головки с зубчатым приводом получаются в рабочем состоянии более компактными в сравнении с 3D-головками за счет отсутствия длинных ручек-фиксаторов.

ШАРОВЫЕ ГОЛОВКИ

Шаровые головки получили свое название благодаря большому металлическому шару, составляющему основу их конструкции. Будучи укрепленным в специальной обойме, оснащенной регулируемым устройством прижима (фиксации), такой шар может совершать вращательные движения в любой плоскости. К шару прикреплена площадка, на которую устанавливается фотоаппарат. Соответственно фотоаппарат может быть надежно и оперативно зафиксирован в любом положении. Для повышения удобства и расширения возможностей некоторые из шаровых головок оснащаются дополнительными устройствами. К примеру, профессиональные шаровые головки Manfrotto #168 и Gitzo G1377M имеют дополнительные механизм панорамирования (возможность вращения укрепленного на головке фотоаппарата вокруг вертикальной оси без использования фиксатора основного шара) и устройство настройки прижима шара (tension control — регулировка уровня минимального усилия, которое нужно приложить для изменения наклона шара при отключенном основном фиксаторе). Оригинальные эргономичные варианты шаровых головок для оперативной работы предлагают компании Manfrotto (головки #322RC2 и #222) и Slik (модель 2100).

Вопрос о том, какие же головки наиболее удобны — 3D или шаровые, — это больше вопрос личных предпочтений, особенностей применяемой фототехники и приемов съемки. Обычно считается, что шаровые головки более компактны и оперативны в работе, а 3D-головки позволяют более удобно и тщательно корректировать наклон аппарата отдельно по каждой из осей.

QUICK-RELEASE

Как 3D, так и шаровые головки могут быть оснащены легкосъемной платой крепления фотоаппарата (quick-release), позволяющей в считанные мгновения установить или снять аппарат со штатива. Работать с головками, оснащенными быстросъемной платой, удобнее, чем без нее, по нескольким причинам. Во-первых, можно ставить аппарат на штатив только тогда, когда это необходимо, а все остальное время держать его в более безопасных местах (например, в руках, на шее или в кофре). При использовании в съемке нескольких фотоаппаратов можно укрепить на каждом из аппаратов свою легкосъемную плату и без малейшего неудобства работать ими всеми попеременно. Во-вторых, снятую с головки плату гораздо удобнее прикручивать к аппарату, чем монтировать аппарат на головке, не оснащенной quick-release. Большинство производителей, выпускающих профессиональные штативы и головки, включают легкосъемные платы в список взаимозаменяемых системных аксессуаров и выпускают их в достаточно большом ассортименте. При выборе головки (или штатива с несъемной головкой) мы рекомендуем отдать предпочтение моделям, имеющим быстросъемную плату.

РЕЗЬБА

Крепление фотоаппаратов и видеокамер к штативной головке (или ее быстросъемной плате) осуществляется при помощи резьбы. В настоящее время существует только два стандарта этого крепления: 1/4” и 3/8”. Большинство фотоаппаратов и видеокамер оснащено компактной штативной резьбой 1/4”. Более мощная резьба 3/8” применяется только в тех случаях, когда узел крепления предполагается подвергать значительным нагрузкам (профессиональные длиннофокусные объективы, тяжелые среднеформатные и широкоформатные фотоаппараты).

Большая часть штативных головок соединяются с фотоаппаратом резьбой 1/4”, а некоторые головки рассчитаны на установку аппаратов как с резьбой 1/4”, так и с резьбой 3/8”. Достигается такая универсальность либо путем возможности замены легкосъемной платы (Manfrotto #486RC2, площадки 200PL-14 и 200PL-38), либо благодаря оригинальной «коаксиальной» конструкции (Manfrotto #468MG). Однако даже в случае, когда конструкция головки не предусматривает адаптацию к разным типам крепежной резьбы, можно ввернуть в штативное гнездо фотоаппарата, имеющего резьбу 3/8”, специальный переходник, тем самым «подружив» такой аппарат с головкой, предназначенной только для крепления фотоаппаратов со штативной резьбой 1/4”.

Для крепления штативной головки к площадке центральной колонны штатива используется такая же резьба, что и для крепления аппаратов к головке: 1/4” и 3/8”. Некоторые фирмы (например Slik) используют резьбу разного размера в зависимости от грузоподъемности штатива (1/4” у легких штативов и 3/8” у более мощных). Другие же (например Manfrotto) у большинства штативов со съемной головкой предусматривают только один вариант крепления — мощной резьбой размером 3/8”.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ШТАТИВОВ

На фото: штативы Rekam

Производством штативов, оборудования и аксессуаров для них занимаются достаточно много фирм. Благодаря их усилиям сейчас можно выбрать штатив с оптимальными для пользователя характеристиками — от самого маленького и дешевого карманного штативчика типа «паучьи ножки» до огромных и сверхдорогих студийных колонных штативов (предназначенных для студийных крупноформатных фотоаппаратов), оборудованных электроприводом и креслом для фотографа.

Среди продукции, встречающейся на прилавках нашей страны, и производителей, предлагающих широкий модельный ряд штативов и аксессуаров к ним, наиболее известны «Кульман» (Cullmann), «Гитзо» (Gitzo), «Манфротто» (Manfrotto), «Слик» (Slik), «Рекам» (Rekam) и «Велбон» (Velbon).

Cullmann (www.cullmann.de) — немецкая фирма, чье имя известно многим по изделиям несколько иного предназначения, — чертежные комбайны чаще всего называли «кульманами» независимо от происхождения. К производству штативов и остального фотооборудования фирма Cullmann подходит столь же тщательно, сочетая новейшие технологии и материалы с традиционным качеством изготовления.

Gitzo (www.gitzo.com) — французская фирма, производящая высококачественные штативы для фото-, кино- и видеотехники более 80 лет (компания основана в 1917 году). Профессиональные фотоштативы Gitzo выпускаются в достаточно широком ассортименте, позволяя подойти к выбору оптимального штатива достаточно тщательно. Инженеры фирмы для уменьшения веса и увеличения жесткости штативов в числе первых начали широко применять не только традиционные для штативостроения сплавы металлов, но и многослойные углепластиковые материалы. Это, безусловно, сказывается и на цене — углепластиковые штативы от Gitzo весьма дороги, но их удобство, высокое качество изготовления, отличные характеристики жесткости и прочности не заставят вас пожалеть о деньгах, затраченных на эту покупку. Также в продукции Gitzo используются и другие высокотехнологичные материалы: волокна базальта, магний, тефлон и алюминиевые сплавы.

Manfrotto (www.manfrotto.com) — итальянская фирма, широко известная во всем мире именно благодаря своей продукции — прочным и относительно недорогим штативам. Отличное соотношение цены и качества изготовления обеспечивает изделиям Manfrotto достаточно высокий спрос, что благотворным образом сказывается и на ассортименте штативов, головок и сопутствующих аксессуаров.

Rekam (Rekam Inc, Canada, www.rekam.ru) — широко известная в России торговая марка, представляющая широкий ассортимент штативов самых разных классов, от карманных микроштативов для компактных камер до крепких мощных штативов, предназначенных для использования профессионалами и продвинутыми фотолюбителями. Среди новинок от Rekam — серия углепластиковых штативов Rekam Carbon Professional tripod, которые разработаны с учетом особенностей профессиональной фототехники и приемов съемки. В отличие от изделий многих других фирм, большинство штативов марки Rekam сразу комплектуются удобным чехлом для переноски и другими полезными аксессуарами.

Slik (Slik corporation, www.slik.com) — японская фирма, разрабатывающая высококачественные штативы самых разных классов. Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются легкие профессиональные штативы Slik, а также недорогие любительские штативы Slik серии «U».

Velbon (www.velbon-tripod.com) — также японская фирма, разрабатывающая и выпускающая штативы более 40 лет. Ассортимент продукции под маркой Velbon достаточно широк: от профессиональных штативов серии Sherpa Pro до легких и недорогих фотовидеоштативов. В нашей стране из продукции Velbon чаще всего встречаются в продаже недорогие фотовидеоштативы и штативы серии Sherpa, предназначенные для профессионалов и квалифицированных фотолюбителей.

Unomat, Soligor, Hama, Vivitar — известные торговые марки, выпускающие широчайший спектр продукции, предназначенной для фотолюбителей и любителей видеосъемки. Среди любительских фотовидеоштативов, предлагаемых под этими торговыми марками, можно найти неплохие по цене и возможностям варианты.

Комментарии

Сергей
23.07.2013
0
Спасибо огромное за Вашу статью! Очень полезна при выборе штатива. Довольно-таки подробно представлена информация.

Похожие статьи

Универсальные зарядные SMART устройства Lexand
26 июня 2017
Новости

Универсальные зарядные SMART устройства Lexand

Компания «Лаборатория «ЛЕКСАНД» (торговая марка LEXAND) — российская компания-поставщик гаджетов, облегчающих жизнь современного жителя мегаполиса, сегодня представляет 6 моделей пользовательских зарядных станций для дома, офиса и автомобиля — Lexand LP-4C, LP-6Q, LP-520, LP-618, LP-602 и LP-604, с которыми заряжать ваши гаджеты станет легко и приятно.

Поздравляем победителей!
23 марта 2007
Обзоры

Поздравляем победителей!

Поздравляем победителей фотоконкурса компании SAMSUNG и журнала ПОТРЕБИТЕЛЬ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ВЫ ПРОДОЛЖАЕТЕ РАДОВАТЬ НАС СВОИМИ ФОТОГРАФИЯМИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ГОРЯЧЕГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРИЗЕРАМИ СТАЛИ: ПЕРВЫЙ ПРИЗ: Константин Смолянинов (Украина, г. Львов) «Теография» Фотокамера Canon 350D. Объектив Sigma 18-125 ВТОРОЙ ПРИЗ: Евгений Герасимов (г.

HUAWEI Mate X получил первый в мире 5G CE сертификат
19 марта 2019
Новости

HUAWEI Mate X получил первый в мире 5G CE сертификат

Компания HUAWEI сообщает, что смартфон HUAWEI Mate X получил первый в мире сертификат 5G CE, выданный TÜV Rheinland, мировым лидером в области независимой экспертизы. Это означает, что смартфон успешно прошел все тесты и стал первым в мире 5G-смартфоном, который одобрен Уведомительным органом Европейского Союза.

Синергия высоких технологий и искусства: Samsung презентовал новую линейку телевизоров в Большом театре
16 апреля 2014
Новости

Синергия высоких технологий и искусства: Samsung презентовал новую линейку телевизоров в Большом театре

Москва, 15 апреля 2014 года — компания Samsung Electronics презентовала новинку высшего класса — линейку UHD-телевизоров. Грандиозное мероприятие прошло в самом центре Москвы, в мекке русского балета — Большом театре.

Компания ACME представила линейку мобильной периферии
19 декабря 2012
Новости

Компания ACME представила линейку мобильной периферии

19 декабря 2012 г, компания ACME Europe, один из крупнейших поставщиков и производителей компьютерных компонентов и периферии, представил полноценную линейку мобильной периферии и аксессуаров mobile line. Новая линейка включает компактные устройства, созданные специально для автомобилистов: Bluetooth-гарнитуры и наушники, наушники-вкладыши, автомобильные зарядные устройства для смартфонов и ПК, автомобильные FM-модуляторы, солнечные батареи и многое другое.

Мини-обзор компактных фотокамер Fujifilm FinePix S9200/S9400W
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактных фотокамер Fujifilm FinePix S9200/S9400W

Ассортимент ультразумов FinePix попроще, чем S1, включает в себя теперь две новые модели, различия между которыми состоят лишь в том, что у S9400W Wi-Fi есть, а у S9200 нет. Так что если у покупателя обнаруживается стойкое отвращение к беспроводному функционалу или просто не хочется на него тратить деньги и заряд батарей, то выбор между этими аппаратами очевиден, и на компромиссы идти не придется.

Fujifilm обновила прошивку для беззеркальной камеры X-H1
30 марта 2018
Новости

Fujifilm обновила прошивку для беззеркальной камеры X-H1

Новая версия прошивки устраняет ряд ошибок, которые возникали при работе с камерой.

Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN E-PL5
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN E-PL5

По всей видимости, в будущем модельном ряду «системных» камер Olympus линейка PEN Lite окажется самой младшей, вытеснив с рынка бюджетную серию Mini. Скорее всего осенью фотолюбители увидят обновленную версию E-PL. Пока же приходится довольствоваться E-PL5, самым свежим представителем линейки, выпущенной осенью 2012 года.

Компактный фотоаппарат Canon PowerShot G12: мощный премиум-компакт без сменной оптики и большой матрицы
29 апреля 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Canon PowerShot G12: мощный премиум-компакт без сменной оптики и большой матрицы

Мир изменился, и теперь оснащенные крупными матрицами и сменной оптикой модели Olympus, Panasonic, Sony или Samsung порой оказываются даже легче и меньше премиальных суперкомпактов. В Canon этого пока не заметили и вместо системной мини-камеры выпустили обновленную PowerShot G12. Оказалось, смысл в ней все еще есть, и за место в кармане конкурировать она по-прежнему может.

Canon представляет две новые серии надежных сетевых камер с разрешением 2,1 МПикс (Full HD) и 1,3 Мпикс (HD) для гибкого мониторинга
31 октября 2014
Новости

Canon представляет две новые серии надежных сетевых камер с разрешением 2,1 МПикс (Full HD) и 1,3 Мпикс (HD) для гибкого мониторинга

Москва, 30 октября 2014 г. Компания Canon, мировой лидер в области решений для обработки изображений, объявила о выпуске восьми новых сетевых камер с разрешением 2,1 Мпикс (Full HD) и 1,3 Мпикс (HD). Чтобы удовлетворить самые актуальные требования рынка, в новых устройствах были объединены разработки компании в области аппаратного обеспечения — такие, как более точный и надежный механизм панорамирования, наклона, поворота, зумирования (PTRZ), улучшенные возможности контроля, — а также новейшие аналитические функции и двойная потоковая передача с использованием кодеков H.264 или MJPEG.