Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-то тесные, так хочется заглянуть за их край, перевести взгляд за границу кадра, узнать, что там происходит. А все дело в том, что мы видим гораздо шире, воспринимаем мир панорамно. Так давайте попробуем такие панорамы снять, чтобы затем заглянуть за все края разом.

Текст и фото: Антон Агарков

Полный обзор и тест драйв Niko D500

 Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/11.0, 1/100, ISO 200.

Киргизия, горное плато близ озера Сон-Куль. Панорама из восьми горизонтальных кадров.

 

Когда-то панорамная фотография была прерогативой владельцев панорамных камер. Если не брать в расчет не самые качественные “Горизонты”, которые за раз экспонировали сразу два кадра 35-мм пленки, то панорамные фотоаппараты были громоздкими и не самыми дешевыми, и к тому же работали исключительно с фиксами на среднеформатную пленку, где на ролике умещалось всего 4 панорамных кадра. Сложное дело.

С появлением цифровых камер процесс сборки панорамы стала куда проще. Самый примитивный способ сделать панораму - снять обычный кадр и обрезать его до вытянутого формата. Не лучший вариант - в результате вы получите изображение низкого разрешения и такого же качества. Гораздо интереснее снять несколько фотографий и потом склеить их в единую настоящую панораму.

 

Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/7.1, 1/125, ISO 200

Каньон Конорчек в Киргизии. Панорама из шести горизонтальных кадров

 

В те недавние времена, когда цифровые камеры еще не обзавелись мегапиксельными матрицами, можно было услышать разумные рекомендации склеивать горизонтальные панорамы из вертикальных кадров. Таким образом удавалось получить панораму большего разрешения, так как короткая сторона панорамы по вертикали будет ограничена высокой вертикалью отдельного кадра-заготовки. Но сейчас технологии шагнули вперед, разрешения камер, в том числе и Nikon D500, достаточно, чтобы склеивать панорамы из горизонтальных кадров. Поэтому вполне достойную панораму можно склеить из 3-4 кадров. Меньше кадров, проще склейка!

Теперь давайте разбираться, как и что снимать. Для начала должна появиться полная ясность с сюжетом. Выберите интересный фрагмент пейзажа и четко определитесь, где будет начало сцены, а где ее окончание. Обычно посыл “сейчас сниму все, а потом обрежу лишнее” не приводит ни к чему толковому - все кажется одновременно и важным, и бесполезным. Не забывайте, что панорамная фотография - это та же самая фотография, только немного другого формата. А это значит, что правил построения композиции и сюжета в панорамном кадре никто не отменял.

Как подготовиться к съемке панорамы? Сделайте замер экспозиции по центральному кадру. Очень важно, чтобы на всех кадрах для будущей панорамы были одинаковый фокус и экспозиции, так что и то, и другое придется зафиксировать. Для фиксации фокуса я предпочитаю использовать рычажок перевода режима фокусировки, который на D500, как и на прочих камерах Nikon, находится под мизинцем левой руки. Его перевод в режим M, по сути, отключает автофокус и фиксирует его в некотором выбранном положении.

Фиксировать экспозицию удобнее всего нажатием кнопки AF-ON, которую можно перепрограммировать. Для удобства съемки панорамы я задаю ей функцию фиксации экспозиции до следующего нажатия. Так вам не придется держать палец на кнопке во время съемки. Также будет удобно включить виртуальный горизонт, чтобы кадры шли на одном уровне, а не сваливались куда-то вниз.

Теперь можно начать снимать заготовки для будущей панорамы. И тут нас поджидает враг всех панорамных фотографов - параллакс. «Когда двоится в глазах», происходит то же самое: объекты меняют свое положение относительно друг друга в зависимости от угла зрения. В начале съемки дерево - справа от камня, в середине процесса - за ним, а в конце и вовсе уходит налево.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше влияние параллакса, так что при съемке на телеобъектив о нем можно полностью забыть. Но при съемке на штатник и широкоугольник параллакс может привести к неожиданным дефектам сборки панорамы. Полностью избежать этого неприятного эффекта можно, воспользовавшись специальными панорамными головками. Но это тяжелое и громоздкое устройство, которое не всегда удобно притащить с собой на природу.

Выручает то, что алгоритмы современных программ эффективно распознают и борются с параллаксом. Нужно только дать им пространство для маневра. Это значит, чем меньше фокусное расстояние, тем больше нужно давать перекрытие между кадрами. Если при съемке на телеобъектив достаточно перекрытия в 20-30 процентов, то при съемке на широкоугольник лучше перекрывать кадры на 90 процентов.

Еще надо учитывать, что многие объективы дают существенное виньетирование, от которого можно избавиться, задав гораздо большее перекрытие, чем того требует фокусное расстояние объектива.

 

Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/8.0, 1/13, ISO 100

Панорама из пяти горизонтальных кадров

 

У вас получился цикл фотографий, теперь надо склеить из них панораму. Для предварительной обработки я предпочитаю использовать Adobe Camera RAW. Но если вы привыкли работать в Lightroom, то все описанные приемы подойдут и для него. Откройте все фрагменты будущей панорамы. Вам важно, чтобы все кадры панорамы были обработаны с одними настройками. Для этого после обработки одного кадра выделите все загруженные в ACR фотографии, найдите в верхнем левом углу, справа от заголовка Filmstrip небольшую иконку со стопкой полосок, нажмите на нее и выберите опцию Sync Settings (Синхронизировать настройки). В появившемся меню поставьте все галочки, включая Local Adjustments (локальные изменения), и нажмите ok.

Конечно, можно сразу выбрать все файлы и обработка одной фотографии автоматом применится сразу ко всем, за исключением тех самых локальных изменений Local adjustments - то есть разного рода индивидуальных градиентов и раскраски кистями. Так что вам все равно придется синхронизировать изменения через меню Sync Settings.

Сохраните все файлы в TIFF, чтобы избежать потери качества при последующей обработке. Закрывайте ACR и отправляйтесь в Photoshop. Там выберите File - Automate - Photomerge. Это встроенный в Photoshop инструмент, который с недавнего времени начал давать очень качественные результаты при склейке панорамы. В открывшемся меню выберите ваши файлы-заготовки и нажмите OK. В качестве типа панорамы выберите Auto.

Программа немного поколдует над файлами и выдаст готовую панораму. Скорее всего вместо красивого произведения искусства вы получите гадкого утенка  - перекошенное изображение с кучей лишнего места по краям. Особенно вас удивит результат склейки панорам, снятых на широкоугольник. Внимательно просмотрите итоговую панораму, поищите нестыковки - очень часто программа неправильно сшивает провода и прочие прямые линии. Эти дефекты придется исправлять вручную.

При помощи инструмента Free Transform вытяните панораму там, где это необходимо, обрежьте лишние черные куски по краям при помощи инструмента Crop. Ваша панорама готова!

 

Групповая обработка заготовок для будущей панорамы в Adobe Camera RAW и синхронизация параметров

 

Загрузка фотографий в Photomerge

 

Склейка и доводка панорамы при помощи инструмента Free Transform для последующей окончательной обработки

  

Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/10.0, 1/1000, ISO 400

Готовая панорама из восьми вертикальных кадров

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Авангард звука
16 декабря 2005
Новости

Авангард звука

JVC DX-T5 Данная система открывает новую линейку продуктов домашней аудио- и видеоаппаратуры. Сразу же обращает на себя внимание ее необычный дизайн. Если колонки и выглядят ортодоксально, то центральный блок напоминает по форме системный блок персонального компьютера. Его элементы только усиливают это сходство.

Три подарка для киномана!
31 августа 2003
Новости

Три подарка для киномана!

Современная домашняя развлекательная система в большинстве случаев строится на базе многоканальной звуковой аппаратуры. Проще говоря, представляет собой домашний кинотеатр, совместимый со звуком форматов Dolby Digital, DTS и Dolby Pro Logic II, имеющим как минимум пять каналов окружающего звука и низкочастотный канал для сабвуфера.

Новые матричные коммутаторы WyreStorm
15 июня 2017
Новости

Новые матричные коммутаторы WyreStorm

Известная компания WyreStorm, не так давно дебютировавшая на российском рынке, продолжает расширять свой модельный ряд: в самом конце весны производитель объявил о скором появлении на рынке сразу двух новых коммутаторов. Ключевая особенность устройств из серии H2X – независимая аудио-матрица, существенно расширяющая границы их применения.

Тест CD-ресивера NAD C715
23 сентября 2013
Тесты

Тест CD-ресивера NAD C715

Аппарат интересен тем, что он одновременно является и CD-проигрывателем, и двухканальным усилителем, и тюнером FM/AM радиодиапазонов. Достаточно добавить пару колонок, чтобы создать довольно мощную музыкальную систему. Чисто звуковые характеристики с учетом невысокой стоимости аппарата также находятся на высоте. Наиболее интересно проигрыватель интерпретирует джазовые и, чуть в меньшей степени, рок-композиции. Для безукоризненной передачи классической музыки не хватает разрешения во всем диапазоне.

Демократичная элита
23 мая 2006
Новости

Демократичная элита

В этом году прославленная японская фирма порадовала всех любителей качественного аудио и видео целым спектром интересных новинок, причем от самых доступных до относящихся к премиум сегменту. Естественно, самым большим спросом пользуются относительно бюджетные варианты. Ввиду глобального падения цен на DVD-проигрыватели и AV-ресиверы даже в ONKYO в корне изменили свою ценовую политику.

Кино от лучших мировых студий на экранах Samsung Smart TV
7 марта 2014
Новости

Кино от лучших мировых студий на экранах Samsung Smart TV

Москва, 7 марта 2014 года – Онлайн-библиотека сериалов и фильмов от ведущих мировых студий «Амедиатека» стала доступна для владельцев телевизоров Samsung, оснащенных функцией Smart TV всех модельных годов.

Olympus представляет самый компактный супертелеобъектив в мире M.ZUIKO PRO 300 мм.
11 января 2016
Новости

Olympus представляет самый компактный супертелеобъектив в мире M.ZUIKO PRO 300 мм.

Для профессионалов и путешественников: самый компактный супертелеобъектив в мире с фокусным расстоянием 300мм (экв. 600 мм) и постоянной светосилой. Профессиональные фотографы, отдающие предпочтение компактным системным камерам стандарта Микро 4/3 (MFT) скоро получат возможность вести съемку с рук на больших дистанциях в любых условиях освещения после появления в продаже нового профессионального телеобъектива Olympus с фокусным расстоянием 300мм стандарта Микро 4/3: M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO (600 мм в 35-мм эквиваленте).

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова
11 сентября 2014
Советы

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Студия Максима Полубояринова расположилась, понятное дело, в полуподвале. Даже в названии хозяин обыграл «полубоярскую» фамилию — Halfmax studio. Впрочем, все остальное тут пополам не делится. 80 квадратных метров выделены для съемки. Еще примерно столько же — подсобные помещения, кухня с обязательной посудомоечной машиной и гостиная. Хозяин при этом считает, что места маловато. Потолки невысокие, зато есть возможность снимать воду.

Nikon D850 удостоена премии Camera GP 2018 в номинациях Readers Award и Editors Award
26 июня 2018
Новости

Nikon D850 удостоена премии Camera GP 2018 в номинациях Readers Award и Editors Award

Компания Nikon объявляет о том, что цифровая зеркальная фотокамера Nikon D850 удостоилась награды премии Camera Grand Prix 2018 в номинациях Readers Award («Выбор читателей») и Editors Award («Выбор редакторов»). Премия, организатором которой выступает Camera Journal Press Club (CJPC/Япония), присуждалась фотокамерам и объективам, выпущенным в период с 1 апреля 2017 г. по 31 марта 2018 г.

Восемь ядер для России: смартфон Huawei Honor 6 уже у нас
18 октября 2014
Новости

Восемь ядер для России: смартфон Huawei Honor 6 уже у нас

16 октября 2014 г. Компания Huawei объявляет о старте продаж в России первого в мире 8-ядерного смартфона стандарта LTE Cat6 Huawei Honor 6 со скоростью приема данных до 300 Мбит/с. 8-ядерный интеллектуальный процессор смартфона Honor 6 HiSilicon Kirin 920 состоит из четырех больших чипсетов A15 1.7 ГГц и четырех малых чипсетов A7 1.3 ГГц, что обеспечивает стабильную длительную работу даже при самом активном режиме использования.