Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-то тесные, так хочется заглянуть за их край, перевести взгляд за границу кадра, узнать, что там происходит. А все дело в том, что мы видим гораздо шире, воспринимаем мир панорамно. Так давайте попробуем такие панорамы снять, чтобы затем заглянуть за все края разом.

Текст и фото: Антон Агарков

Полный обзор и тест драйв Niko D500

 Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/11.0, 1/100, ISO 200.

Киргизия, горное плато близ озера Сон-Куль. Панорама из восьми горизонтальных кадров.

 

Когда-то панорамная фотография была прерогативой владельцев панорамных камер. Если не брать в расчет не самые качественные “Горизонты”, которые за раз экспонировали сразу два кадра 35-мм пленки, то панорамные фотоаппараты были громоздкими и не самыми дешевыми, и к тому же работали исключительно с фиксами на среднеформатную пленку, где на ролике умещалось всего 4 панорамных кадра. Сложное дело.

С появлением цифровых камер процесс сборки панорамы стала куда проще. Самый примитивный способ сделать панораму - снять обычный кадр и обрезать его до вытянутого формата. Не лучший вариант - в результате вы получите изображение низкого разрешения и такого же качества. Гораздо интереснее снять несколько фотографий и потом склеить их в единую настоящую панораму.

 

Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/7.1, 1/125, ISO 200

Каньон Конорчек в Киргизии. Панорама из шести горизонтальных кадров

 

В те недавние времена, когда цифровые камеры еще не обзавелись мегапиксельными матрицами, можно было услышать разумные рекомендации склеивать горизонтальные панорамы из вертикальных кадров. Таким образом удавалось получить панораму большего разрешения, так как короткая сторона панорамы по вертикали будет ограничена высокой вертикалью отдельного кадра-заготовки. Но сейчас технологии шагнули вперед, разрешения камер, в том числе и Nikon D500, достаточно, чтобы склеивать панорамы из горизонтальных кадров. Поэтому вполне достойную панораму можно склеить из 3-4 кадров. Меньше кадров, проще склейка!

Теперь давайте разбираться, как и что снимать. Для начала должна появиться полная ясность с сюжетом. Выберите интересный фрагмент пейзажа и четко определитесь, где будет начало сцены, а где ее окончание. Обычно посыл “сейчас сниму все, а потом обрежу лишнее” не приводит ни к чему толковому - все кажется одновременно и важным, и бесполезным. Не забывайте, что панорамная фотография - это та же самая фотография, только немного другого формата. А это значит, что правил построения композиции и сюжета в панорамном кадре никто не отменял.

Как подготовиться к съемке панорамы? Сделайте замер экспозиции по центральному кадру. Очень важно, чтобы на всех кадрах для будущей панорамы были одинаковый фокус и экспозиции, так что и то, и другое придется зафиксировать. Для фиксации фокуса я предпочитаю использовать рычажок перевода режима фокусировки, который на D500, как и на прочих камерах Nikon, находится под мизинцем левой руки. Его перевод в режим M, по сути, отключает автофокус и фиксирует его в некотором выбранном положении.

Фиксировать экспозицию удобнее всего нажатием кнопки AF-ON, которую можно перепрограммировать. Для удобства съемки панорамы я задаю ей функцию фиксации экспозиции до следующего нажатия. Так вам не придется держать палец на кнопке во время съемки. Также будет удобно включить виртуальный горизонт, чтобы кадры шли на одном уровне, а не сваливались куда-то вниз.

Теперь можно начать снимать заготовки для будущей панорамы. И тут нас поджидает враг всех панорамных фотографов - параллакс. «Когда двоится в глазах», происходит то же самое: объекты меняют свое положение относительно друг друга в зависимости от угла зрения. В начале съемки дерево - справа от камня, в середине процесса - за ним, а в конце и вовсе уходит налево.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше влияние параллакса, так что при съемке на телеобъектив о нем можно полностью забыть. Но при съемке на штатник и широкоугольник параллакс может привести к неожиданным дефектам сборки панорамы. Полностью избежать этого неприятного эффекта можно, воспользовавшись специальными панорамными головками. Но это тяжелое и громоздкое устройство, которое не всегда удобно притащить с собой на природу.

Выручает то, что алгоритмы современных программ эффективно распознают и борются с параллаксом. Нужно только дать им пространство для маневра. Это значит, чем меньше фокусное расстояние, тем больше нужно давать перекрытие между кадрами. Если при съемке на телеобъектив достаточно перекрытия в 20-30 процентов, то при съемке на широкоугольник лучше перекрывать кадры на 90 процентов.

Еще надо учитывать, что многие объективы дают существенное виньетирование, от которого можно избавиться, задав гораздо большее перекрытие, чем того требует фокусное расстояние объектива.

 

Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/8.0, 1/13, ISO 100

Панорама из пяти горизонтальных кадров

 

У вас получился цикл фотографий, теперь надо склеить из них панораму. Для предварительной обработки я предпочитаю использовать Adobe Camera RAW. Но если вы привыкли работать в Lightroom, то все описанные приемы подойдут и для него. Откройте все фрагменты будущей панорамы. Вам важно, чтобы все кадры панорамы были обработаны с одними настройками. Для этого после обработки одного кадра выделите все загруженные в ACR фотографии, найдите в верхнем левом углу, справа от заголовка Filmstrip небольшую иконку со стопкой полосок, нажмите на нее и выберите опцию Sync Settings (Синхронизировать настройки). В появившемся меню поставьте все галочки, включая Local Adjustments (локальные изменения), и нажмите ok.

Конечно, можно сразу выбрать все файлы и обработка одной фотографии автоматом применится сразу ко всем, за исключением тех самых локальных изменений Local adjustments - то есть разного рода индивидуальных градиентов и раскраски кистями. Так что вам все равно придется синхронизировать изменения через меню Sync Settings.

Сохраните все файлы в TIFF, чтобы избежать потери качества при последующей обработке. Закрывайте ACR и отправляйтесь в Photoshop. Там выберите File - Automate - Photomerge. Это встроенный в Photoshop инструмент, который с недавнего времени начал давать очень качественные результаты при склейке панорамы. В открывшемся меню выберите ваши файлы-заготовки и нажмите OK. В качестве типа панорамы выберите Auto.

Программа немного поколдует над файлами и выдаст готовую панораму. Скорее всего вместо красивого произведения искусства вы получите гадкого утенка  - перекошенное изображение с кучей лишнего места по краям. Особенно вас удивит результат склейки панорам, снятых на широкоугольник. Внимательно просмотрите итоговую панораму, поищите нестыковки - очень часто программа неправильно сшивает провода и прочие прямые линии. Эти дефекты придется исправлять вручную.

При помощи инструмента Free Transform вытяните панораму там, где это необходимо, обрежьте лишние черные куски по краям при помощи инструмента Crop. Ваша панорама готова!

 

Групповая обработка заготовок для будущей панорамы в Adobe Camera RAW и синхронизация параметров

 

Загрузка фотографий в Photomerge

 

Склейка и доводка панорамы при помощи инструмента Free Transform для последующей окончательной обработки

  

Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/10.0, 1/1000, ISO 400

Готовая панорама из восьми вертикальных кадров

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

ISE-2017: эволюция аудиобрендов
13 марта 2017
Новости

ISE-2017: эволюция аудиобрендов

В прошлом аудиокомпании были не самыми частыми гостями на крупнейшей интеграционной выставке Старого Света. Но времена меняются, и с каждым годом количество аудиобрендов со своими стендами на ISE, занимающими целые павильоны, неуклонно растёт. Системные решения глубоко проникли и в звук.

Две SIM-карты, 8 ядер, ручная фокусировка. Смартфон LG G4 S уже в российской рознице
23 июля 2015
Новости

Две SIM-карты, 8 ядер, ручная фокусировка. Смартфон LG G4 S уже в российской рознице

Москва — Компания LG Electronics объявила о начале продаж в России нового 5,2-дюймового смартфона LG G4 S на 8-ядерном процессоре. Новинка поддерживает ряд премиальных функций, включая поддержку ручного режима съёмки основной 8-Мп камерой.

Окунись в подводный мир Olympus!
15 января 2019
Новости

Окунись в подводный мир Olympus!

Компания Olympus примет участие в крупнейшей выставке подводного оборудования Moscow Dive Show 2019, которая пройдёт с 31 января по 3 февраля в выставочном центре «Сокольники». На стенде Olympus будут представлены камеры линейки Tough: амфибийная камера TG-5 и экшн-камера TG-Tracker, а также флагман OM-D E-M1 Mark II и аксессуары для подводной съемки. Все камеры можно будет протестировать и получить подробную консультацию специалистов компании. Все посетители выставки получат возможность приобрести продукты Olympus со скидкой.

Уроки Розова: главное в кадре. Часть1
11 сентября 2014
Советы

Уроки Розова: главное в кадре. Часть1

Композиционная грамотность таланта не заменяет. Ее можно сравнить с мастерством оратора, заставляющего себя слушать. Грамотно выстроенная фотография не гарантирует любви аудитории, но дает надежду на внимание. Добиться успеха невозможно, не освоив ремесленных знаний и навыков, а они не падают с неба вместе с эмоциональной чувствительностью. Особенно важно умение компоновать объекты на плоскости будущей фотографии и выделять главные из них, так чтобы никто не мог ошибочно принять второстепенное за суть высказывания...

Canon готовит анонс зеркальной камеры начального уровня EOS 4000 D
22 февраля 2018
Новости

Canon готовит анонс зеркальной камеры начального уровня EOS 4000 D

Первые изображения и спецификации Canon EOS 4000 D попали в открытый доступ. Предположительно, Canon может представить новую камеру в начале марта на выставке CP+ в Японии. Canon EOS 4000 D получитт 18 Мп сенсор и процессор обработки изображения DIGIC 4+. Ориентировочная цена камеры составит $400.

Обзор аудиоплеера Hidizs AP200: музыкальный омут с бархатной экспрессией в середине
16 октября 2017
Обзоры

Обзор аудиоплеера Hidizs AP200: музыкальный омут с бархатной экспрессией в середине

Обещанного три года ждут… Эта пословица, свойственная нашему менталитету, приглянулась, видимо, и нашим китайским братьям. Еще в 2014 году Hidizs, бренд из Поднебесной, выпустил свой первыйHi-Fi плеер AP100 и был полон решимости сделать новый рывок на рынок, замахнувшись на флагман собственного производства - AP200. Модель, судя по картинкам, смахивала на корейское изделие Astel&Kern 240. И на борту, по слухам, должны были обосноваться также корейские микросхемы ЦАП - дважды Cirrus Logic CS4398. Но плеер так и не родился тогда... И вот, наконец, заклятье нашей пословицы закончилось, прошло три года и отложенный флагман Hidizs AP200 - уже в совсем ином обличии и на других комплектующих, заиграл! Очень интересно – как же именно?

23 ярких момента Hi-Fi & Hi-End Show 2016
20 апреля 2016
Новости

23 ярких момента Hi-Fi & Hi-End Show 2016

Ведущий отечественный смотр всего самого передового и лучшего из мира качественного звука и видео, не могло обойтись без лучших домашних кинотеатров… Домашних кинотеатров от DIGIS…Судя по количеству посетителей на экспозиции DIGIS, поклонников домашнего кино в нашей стране стало значительно больше. Более того, люди стали лучше разбираться в технике и лучше понимать зачем это вообще нужно.

Тест сабвуфера SVS PC 12 Plus
31 января 2013
Тесты

Тест сабвуфера SVS PC 12 Plus

Сабвуферы SVS популярны тем, что в любой ценовой группе не оставляют конкурентам никаких шансов по глубине проникновения в инфразвук. Правда, если в понятие цены вкладывать не только дензнаки, но еще жизненное пространство и эстетику, то можно увидеть здесь некий баланс, благодаря которому другие производители как-то выживают. Полное подчинение формы функционалу на сей раз воплотилось в огромный неподъемный цилиндр темного цвета, уместно выглядящий разве что в не менее темной комнате, целиком отданной под домашний кинотеатр.

Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»
25 марта 2013
Обзоры

Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»

Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в Вышнем Волочке Калининской области. С 1961 года живет в Ленинграде (Петербурге). Окончила Ленинградский технологический институт. По специальности — химик-технолог, кандидат технических наук. В 1970–1980-х была членом фотоклуба при ДК им. Горького и фотоклуба «Зеркало». Член Союза фотохудожников России с 1992 года. Приверженец серебряной фотографии и ручной печати. Любимый рабочий объектив — монокль. Автор 41 персональной выставки и участник более ста групповых проектов.

Новый высококачественный теле-фото зум объектив от Panasonic
27 февраля 2018
Новости

Новый высококачественный теле-фото зум объектив от Panasonic

Компания Panasonic официально анонсировала теле-фото зум объектив LEICA DG VARIO-ELMARIT 50-200 мм/ F2.8-4.0 ASPH - третью и последнюю модель в серии объективов с диафрагмой F2.8-4.0. Новый объектив охватывает эквивалентный диапазон фокусных расстояний от 100 до 400 мм и имеет корпус с защитой от влаги и пыли.Встроенная система стабилизации Power OIS может работать совместно со стабилизацией в корпусе камеры, при установке объектива на камеры Lumix, поддерживающих технологию Dual IS.