Синди Шерман

После того как на «Фотобиеннале — 2006» привезли «гремучую» ретроспективу американки Нан Голдин, у Москвы, пожалуй, осталась одна непокоренная вершина в фотографии – ее соплеменница, фотограф Синди Шерман. Почти тридцать лет назад Шерман сняла свою первую серию, в одночасье поставившую ее в один ряд с самыми громкими фотографами того времени. Принятие ее работ критиками и публикой схоже принятию откровений Нан Голдин. Первая на волне актуальности постмодернизма с его перформансами, хеппенингами и прочим акционизмом и цитированием выступила cо снимками, новый визуальный язык которых поставил под сомнение базовую функцию фотографии как фиксатора правды, того, что существует в реальности. Вторая же — впервые создала визуальный дневник своей ежедневной, не вполне благополучной жизни, заставив зрителя проживать через кадры ее судьбу.

Одна из первых и самых известных серий Синди Шерман, сделанная в 1977—1980 годы, — это «Кадры из неизвестных фильмов» (Untitled Film Stills). Она представляет собой небольшие черно-белые фотографии (20 х 25 см), на которых снята сама Шерман в образах совершенно не похожих друг на друга молодых женщин. С помощью париков, макияжа, костюмов и верно выбранного антуража она примерила на себя образы актрис второсортных американских триллеров и европейских арт-лент. Каждый снимок создает стойкое впечатление как будто бы вырезанного из фильма кадра: камера «застигает» героиню в момент высочайшего напряжения, опасности, неуверенности или страха. Хичкоковская блондинка у книжного шкафа, оборачивающаяся на чей-то голос; знатная дама на диване, замершая в ожидании чьего-то появления в дверях; молодая девушка с густо подведенными глазами, собирающая на полу продукты из выпавшего из рук пакета (ее глаза устремлены на нежданого гостя); или секретарша, испуганно озирающаяся в дебрях мегаполиса. Каждая фотография как остановленный на секунду фильм, в котором по одному кадру можно додумать весь сюжет. И главным героем на снимках выступает не женщина, а некто, на кого она смотрит, невидимый нам, находящийся за кадром. Всех женщин играет сама Синди Шерман, здесь все ее: режиссура, сценарий и постановка. Этой серией Шерман создала фотографию, являющую собой полностью замкнутый в самой себе мир, герои которого не вступают в диалог со зрителем, не смотрят на него, ничем не рассказывают о себе и не демонстрируют себя. Они живут только внутри кадра, иная реальность для них отсутствует. Так в начале 80-х молодая американка, новоиспеченная выпускница колледжа, открыла новый для фотоискусства визуальный язык, а себе открыла дорогу в арт-мир.

Успех Синди Шерман совпал с подъемом коммерческого интереса к фотографии. Особенно бурно новая фотография начала развиваться в Америке, где в 70-е стала с успехом продаваться через коммерческие галереи.

Шерман родилась в 1954 году в Глен Ридж, в штате Нью- Джерси. В 1976 году она заканчивает State University College в Буффало и переезжает жить в Нью-Йорк. В колледже первоначально она учится живописи. В последующих интервью о своем опыте она рассказывает, что уже в то время ее картинами были автопортреты и реалистические копии картинок или фотографий, которые она находила в журналах или рекламе. За год до окончания колледжа, в 1975 году, Синди Шерман снимает потрясающую, но мало известную серию из пяти черно-белых работ «Без названия. А — Е», где саму себя представляет в пяти разных образах: дамочки с розовыми щечками в вязаной кокетливой шляпке, улыбающегося сельского парня в кепке, застенчивой курносой девушки, пятилетнего ребенка с заколками в волосах и горделивой дамы все в той же вязаной шляпе. С этой серии страсть Шерман к переодеванию, смене внешности и образов в реальной жизни, совмещается с творчеством, приводя в итоге к полному слиянию. Покупая странные аксессуары и одежду в дешевых магазинах, делая грим, художница появляется в разных образах на публике, на открытиях выставок, устраивая почти перформансы, тем самым соединяя искусство и повседневную жизнь.

Лицо женщины, похожей на Синди Шерман, мы можем видеть практически на всех ее фотографиях, кроме тех, на которых уже в 90-е годы она использует кукол, манекены или особые предметы. Ее настоящее лицо для многих остается загадкой. И даже, пустив три года назад журнал Tate Magazine в святая святых — свою съемочную студию, она все равно не снимает маску: клоунские черно-белые краски на лице зрелой женщины, не боящейся выглядеть смешно, потому что ее внешность есть постоянная маска. Ее сила — в безличье, способности проявить через себя любой образ. Сегодня ей 52 года, но ее лицо перед объективом фотокамеры способно обрести детскую наивность, зрелость героя, мудрость старухи или одновременно горечь и радость клоуна. Ее настоящее лицо можно увидеть на редких портретах, в том числе на снятом в 1985 году безупречным в фотографии и неуемным в жизни Робертом Мэпплторпом. В 80-х их связывала дружба, особый род дружбы представителей творческого мира, к которому примешивается дух соперничества.

Синди Шерман — один из тех признанных фотографов рубежа тысячелетий, о которых уже высказано множество противоречивых суждений, предложены всевозможные трактовки и объяснения их наследия и текущих работ, и еще при жизни критиками и теоретиками они вписаны в историю искусств и историю фотографии. На русском языке о ней можно прочитать довольно мало, но в книге петербургского искусствоведа Екатерины Андреевой «Все и Ничто» есть статья, посвященная творчеству Синди Шерман, рассмотренному с разных позиций теории искусства 20 века. В вопросе принадлежности к какому-либо из его лагерей с Шерман сложнее вдвойне, ее нельзя назвать исключительно фотографом: она — художник, использующий в своей работе фототехнику, ее возможности и особые приемы. Сама же себя она называет художником-перформансистом, отказываясь зачастую называться фотографом. Критики ее разрывают на части, приписывая то к одному, то к другому лагерю: в разное время Синди Шерман выражала феминистские взгляды (эксплуатации женского тела и стандартизация образов) и идеи перформанса от фотографии, принадлежала либо только лагерю актуальных художников (contemporary art), либо современных фотографов.

В каждом своем интервью, как истинный творец, она может высказывать противоположные суждения о своих работах, об отношении к критикам и критике. Да и можно ли верить женщине, сменившей за свою жизнь столько масок? При этом важно отметить, что в каждой из них она пронзительно правдива. Что путает еще больше, потому что зритель не знает, с кем именно он имеет дело, смотря на фотографии, с кем ведет диалог: с автором, художником Синди Шерман или ее очередным образом, маской, слившейся с автором-моделью в момент съемки кадра. Как до конца не знает этого и сама Шерман: «Не думаю, что мне хоть когда-нибудь удастся в полной мере быть собой, разве только в тот момент, когда я совершенно одна. Я ощущаю свою жизнь как спортивную площадку, потому что постоянно играю какую-то роль, веду себя по-разному в зависимости от тех людей, с которыми общаюсь. Ведь нужно добиваться, чтобы делались какие-то дела, чтобы получить то, чего я хочу, чтобы другие вели себя так, как мне представляется естественным».

Она вдохновляется вещами — принадлежностями искусственного мира; в ее мастерской костюмы, парики, туфли, предметы, грим. Работая над серией, она настолько много вкладывает и выдает в концентрированный период времени, что после завершения съемки долго не может подойти к фотокамере. Это как в литературе: опустошение приходит после последнего слова, но настоящему писателю, как и фотографу, в миссии посредничества божественное не позволяет остановиться. Почти за тридцать лет творчества в своих фотографиях и на своем теле она выносила героинь кино, рекламы, телевидения и женщин со знаменитых живописных полотен, образы простушек, бизнес-леди и женщин-вамп. Она переодевалась, дразнила, провоцировала и пугала — она всегда играла. И одна из ее последних на сегодня ролей — это клоунский избыточный грим, парик и костюмы-метафоры в серии работ 2004 года, в которых клоунская многоликость Синди Шерман, ее бесстрашие и интуитивность творческого процесса проявились наиболее отчетливо. А все лето в Париже в выставочных залах Jeu de paume проходит ретроспектива Синди Шерман, включающая работы с 1975 по 2005 год, некоторые из которых представлены на этих страницах журнала.

Комментарии

мари
23.01.2011
0
Отличная статья.

Похожие статьи

Компания Synology представляет DiskStation DS1618+
21 мая 2018
Новости

Компания Synology представляет DiskStation DS1618+

Компания Synology Inc. выпустила DiskStation DS1618+, 6-ти дисковый NAS-сервер на базе процессора Intel Atom® C3538. Предназначенный для ценителей производительной техники, а также компаний малого и среднего бизнеса, DS1618+ представляет собой превосходное универсальное решение для хранения файлов, работы с интегрированными приложениями, резервного копирования данных и совместной работы в режиме реального времени. Все эти функции обеспечиваются благодаря исключительной производительности системы.

Nikon пополнил линейку COOLPIX новинками: высокопроизводительной Nikon COOLPIX P7800 и ультра-компактной Nikon COOLPIX S02
7 сентября 2013
Новости

Nikon пополнил линейку COOLPIX новинками: высокопроизводительной Nikon COOLPIX P7800 и ультра-компактной Nikon COOLPIX S02

Европейское подразделение компании Nikon представило две новые компактные фотокамеры, пополнившие линейку COOLPIX: универсальную и высокопроизводительную COOLPIX P7800, оснащенную светосильным зум-объективом NIKKOR 28–200 мм f/2,0–4,0 исключительно высоким разрешением, встроенным электронным видоискателем и 12-мегапиксельной КМОП-матрицей с задней подсветкой, а также сверхкомпактную Nikon COOLPIX S02 с сенсорным экраном, 13-мегапиксельной КМОП-матрицей и функцией записи видеороликов в формате Full HD.

Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC
18 января 2017
Тесты

Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC

Tamron, второй по величине сторонний производитель объективов, решил последовать примеру Sigma и изменить имидж и восприятие марки: стать не «бюджетной альтернативой «родным» объективам», а полноценным их конкурентом. Параллели с действиями Сигмы явные: глубокий редизайн экстерьера, выделение новинок в отдельную серию (в случае с Тамроном – «новая SP-линейка»), док-станция (консоль) для самостоятельной юстировки совместимых объективов в ассортименте, выход в сегменты, где продукция компании ранее не присутствовала.

Venus Optics выпустит широкоугольный объектив Laowa 9 мм F2.8
29 декабря 2017
Новости

Venus Optics выпустит широкоугольный объектив Laowa 9 мм F2.8

По данным фабрики слухов Sony Alpha Rumors, новый объектив будет совместим с камерами Fujifilm X, Sony E и Canon EOS M формата APS-C. Объектив станет хорошим инструментом для съёмки ландшафтов или архитектуры. Дата выхода объектива не уточняется, но предположительно это будет в начале2018 г.

Музей современного искусства
11 октября 2006
Обзоры

Музей современного искусства

Акустические системы французской компании TRIANGLE Electroacousique хорошо знакомы нашим постоянным читателям. Практически в каждом из наших выпусков они становятся участниками наших полномасштабных тестов либо в стереоварианте, либо в комплектах 5.1. Причин, по которым этим акустическим системам оказывается такое внимание, несколько.

Новинки, секреты мастерства и традиционные конкурсы: в Москве пройдет масштабный праздник фотографии Nikon Day
7 ноября 2019
Новости

Новинки, секреты мастерства и традиционные конкурсы: в Москве пройдет масштабный праздник фотографии Nikon Day

17 ноября в Москве пройдет третий ежегодный масштабный праздник для любителей фотографии Nikon Day. Площадкой для мероприятия станет лофт-шале Montblanc. На этот раз гости Nikon Day соберутся вместе, чтобы протестировать блестящую новинку – беззеркальную камеру Nikon Z 50 с первыми объективами серии NIKKOR Z формата DX, а также полнокадровые беззеркальные камеры Z6 и Z7 в разнообразных фотозонах с участием профессиональных моделей.

Профи-серия Olympus M.ZUIKO PRO теперь включает все виды объективов: от широкоугольных до супер-телеобъективов.
14 мая 2015
Новости

Профи-серия Olympus M.ZUIKO PRO теперь включает все виды объективов: от широкоугольных до супер-телеобъективов.

Olympus добавила два профессиональных объектива стандарта Микро 4/3 в быстро расширяющуюся серию M.ZUIKO PRO: M.ZUIKO DIGITAL ED 8mm Fisheye 1:1.8 PRO с невероятной светосилой и M.ZUIKO DIGITAL ED 7-14mm 1:2.8 PRO. Теперь объективы M.ZUIKO PRO дают возможность профессиональным и полупрофессиональным фотографам, а также амбициозным фото энтузиастам, получить широчайший диапазон фокусных расстояний - от 14 мм (супер-широкоугольного) до 300 мм (супер-телефото) в эквиваленте 35 мм...

Тест Full HD-медиаплеера TViX-HD Slim S1
13 июня 2012
Тесты

Тест Full HD-медиаплеера TViX-HD Slim S1

TViX-HD Slim S1 позволяет просматривать не только видео высокого разрешения, но и воспроизводить музыкальные и фотофайлы практически всех известных форматов. Медиаплеер обладает широкими возможностями работы в Сети — с его помощью можно закачивать торренты, посещать многочисленные видеохостинги, просматривать каналы интернет-ТВ и получать свежие новости. Словом, TViX-HD Slim S1 предоставляет все современные возможности для работы с мультимедиаконтентом, поэтому станет незаменимым помощником аудио-, видеолюбителя.

Новая серия LEGRIA HF: снимайте и делитесь своим видео
6 января 2017
Новости

Новая серия LEGRIA HF: снимайте и делитесь своим видео

Москва, Россия 4 января 2017 г. Сегодня Canon представляет обновление серии LEGRIA HF: модели LEGRIA HF R806, LEGRIA HF R86 и LEGRIA HF R88. Видеокамеры, выполненные в новых корпусах, унаследовали все достоинства предыдущих моделей и предлагают еще больший контроль над творческим процессом. Среди усовершенствований: гибкие эффекты замедленного и ускоренного видео, повышенное качество съемки при слабой освещенности и насыщенные цвета изображения. Теперь простая и качественная HD-видеосъемка доступна каждому, кто хочет сохранить важные воспоминания.

Добейтесь совершенства своих снимков с бонусной кампанией OLYMPUS
8 ноября 2016
Новости

Добейтесь совершенства своих снимков с бонусной кампанией OLYMPUS

Специальные бонусные предложения для объективов OLYMPUS M.ZUIKO DIGITAL позволят запечатлеть прекрасные моменты вышей жизни в любую зимнюю погоду и сэкономить до 35 000 руб. Планируете расширить свои творческие возможности или хотите сосредоточиться на оттачивании мастерства в одном направлении? – Приобретайте акционные объективы M.ZUIKO этой зимой!