Синди Шерман

После того как на «Фотобиеннале — 2006» привезли «гремучую» ретроспективу американки Нан Голдин, у Москвы, пожалуй, осталась одна непокоренная вершина в фотографии – ее соплеменница, фотограф Синди Шерман. Почти тридцать лет назад Шерман сняла свою первую серию, в одночасье поставившую ее в один ряд с самыми громкими фотографами того времени. Принятие ее работ критиками и публикой схоже принятию откровений Нан Голдин. Первая на волне актуальности постмодернизма с его перформансами, хеппенингами и прочим акционизмом и цитированием выступила cо снимками, новый визуальный язык которых поставил под сомнение базовую функцию фотографии как фиксатора правды, того, что существует в реальности. Вторая же — впервые создала визуальный дневник своей ежедневной, не вполне благополучной жизни, заставив зрителя проживать через кадры ее судьбу.

Одна из первых и самых известных серий Синди Шерман, сделанная в 1977—1980 годы, — это «Кадры из неизвестных фильмов» (Untitled Film Stills). Она представляет собой небольшие черно-белые фотографии (20 х 25 см), на которых снята сама Шерман в образах совершенно не похожих друг на друга молодых женщин. С помощью париков, макияжа, костюмов и верно выбранного антуража она примерила на себя образы актрис второсортных американских триллеров и европейских арт-лент. Каждый снимок создает стойкое впечатление как будто бы вырезанного из фильма кадра: камера «застигает» героиню в момент высочайшего напряжения, опасности, неуверенности или страха. Хичкоковская блондинка у книжного шкафа, оборачивающаяся на чей-то голос; знатная дама на диване, замершая в ожидании чьего-то появления в дверях; молодая девушка с густо подведенными глазами, собирающая на полу продукты из выпавшего из рук пакета (ее глаза устремлены на нежданого гостя); или секретарша, испуганно озирающаяся в дебрях мегаполиса. Каждая фотография как остановленный на секунду фильм, в котором по одному кадру можно додумать весь сюжет. И главным героем на снимках выступает не женщина, а некто, на кого она смотрит, невидимый нам, находящийся за кадром. Всех женщин играет сама Синди Шерман, здесь все ее: режиссура, сценарий и постановка. Этой серией Шерман создала фотографию, являющую собой полностью замкнутый в самой себе мир, герои которого не вступают в диалог со зрителем, не смотрят на него, ничем не рассказывают о себе и не демонстрируют себя. Они живут только внутри кадра, иная реальность для них отсутствует. Так в начале 80-х молодая американка, новоиспеченная выпускница колледжа, открыла новый для фотоискусства визуальный язык, а себе открыла дорогу в арт-мир.

Успех Синди Шерман совпал с подъемом коммерческого интереса к фотографии. Особенно бурно новая фотография начала развиваться в Америке, где в 70-е стала с успехом продаваться через коммерческие галереи.

Шерман родилась в 1954 году в Глен Ридж, в штате Нью- Джерси. В 1976 году она заканчивает State University College в Буффало и переезжает жить в Нью-Йорк. В колледже первоначально она учится живописи. В последующих интервью о своем опыте она рассказывает, что уже в то время ее картинами были автопортреты и реалистические копии картинок или фотографий, которые она находила в журналах или рекламе. За год до окончания колледжа, в 1975 году, Синди Шерман снимает потрясающую, но мало известную серию из пяти черно-белых работ «Без названия. А — Е», где саму себя представляет в пяти разных образах: дамочки с розовыми щечками в вязаной кокетливой шляпке, улыбающегося сельского парня в кепке, застенчивой курносой девушки, пятилетнего ребенка с заколками в волосах и горделивой дамы все в той же вязаной шляпе. С этой серии страсть Шерман к переодеванию, смене внешности и образов в реальной жизни, совмещается с творчеством, приводя в итоге к полному слиянию. Покупая странные аксессуары и одежду в дешевых магазинах, делая грим, художница появляется в разных образах на публике, на открытиях выставок, устраивая почти перформансы, тем самым соединяя искусство и повседневную жизнь.

Лицо женщины, похожей на Синди Шерман, мы можем видеть практически на всех ее фотографиях, кроме тех, на которых уже в 90-е годы она использует кукол, манекены или особые предметы. Ее настоящее лицо для многих остается загадкой. И даже, пустив три года назад журнал Tate Magazine в святая святых — свою съемочную студию, она все равно не снимает маску: клоунские черно-белые краски на лице зрелой женщины, не боящейся выглядеть смешно, потому что ее внешность есть постоянная маска. Ее сила — в безличье, способности проявить через себя любой образ. Сегодня ей 52 года, но ее лицо перед объективом фотокамеры способно обрести детскую наивность, зрелость героя, мудрость старухи или одновременно горечь и радость клоуна. Ее настоящее лицо можно увидеть на редких портретах, в том числе на снятом в 1985 году безупречным в фотографии и неуемным в жизни Робертом Мэпплторпом. В 80-х их связывала дружба, особый род дружбы представителей творческого мира, к которому примешивается дух соперничества.

Синди Шерман — один из тех признанных фотографов рубежа тысячелетий, о которых уже высказано множество противоречивых суждений, предложены всевозможные трактовки и объяснения их наследия и текущих работ, и еще при жизни критиками и теоретиками они вписаны в историю искусств и историю фотографии. На русском языке о ней можно прочитать довольно мало, но в книге петербургского искусствоведа Екатерины Андреевой «Все и Ничто» есть статья, посвященная творчеству Синди Шерман, рассмотренному с разных позиций теории искусства 20 века. В вопросе принадлежности к какому-либо из его лагерей с Шерман сложнее вдвойне, ее нельзя назвать исключительно фотографом: она — художник, использующий в своей работе фототехнику, ее возможности и особые приемы. Сама же себя она называет художником-перформансистом, отказываясь зачастую называться фотографом. Критики ее разрывают на части, приписывая то к одному, то к другому лагерю: в разное время Синди Шерман выражала феминистские взгляды (эксплуатации женского тела и стандартизация образов) и идеи перформанса от фотографии, принадлежала либо только лагерю актуальных художников (contemporary art), либо современных фотографов.

В каждом своем интервью, как истинный творец, она может высказывать противоположные суждения о своих работах, об отношении к критикам и критике. Да и можно ли верить женщине, сменившей за свою жизнь столько масок? При этом важно отметить, что в каждой из них она пронзительно правдива. Что путает еще больше, потому что зритель не знает, с кем именно он имеет дело, смотря на фотографии, с кем ведет диалог: с автором, художником Синди Шерман или ее очередным образом, маской, слившейся с автором-моделью в момент съемки кадра. Как до конца не знает этого и сама Шерман: «Не думаю, что мне хоть когда-нибудь удастся в полной мере быть собой, разве только в тот момент, когда я совершенно одна. Я ощущаю свою жизнь как спортивную площадку, потому что постоянно играю какую-то роль, веду себя по-разному в зависимости от тех людей, с которыми общаюсь. Ведь нужно добиваться, чтобы делались какие-то дела, чтобы получить то, чего я хочу, чтобы другие вели себя так, как мне представляется естественным».

Она вдохновляется вещами — принадлежностями искусственного мира; в ее мастерской костюмы, парики, туфли, предметы, грим. Работая над серией, она настолько много вкладывает и выдает в концентрированный период времени, что после завершения съемки долго не может подойти к фотокамере. Это как в литературе: опустошение приходит после последнего слова, но настоящему писателю, как и фотографу, в миссии посредничества божественное не позволяет остановиться. Почти за тридцать лет творчества в своих фотографиях и на своем теле она выносила героинь кино, рекламы, телевидения и женщин со знаменитых живописных полотен, образы простушек, бизнес-леди и женщин-вамп. Она переодевалась, дразнила, провоцировала и пугала — она всегда играла. И одна из ее последних на сегодня ролей — это клоунский избыточный грим, парик и костюмы-метафоры в серии работ 2004 года, в которых клоунская многоликость Синди Шерман, ее бесстрашие и интуитивность творческого процесса проявились наиболее отчетливо. А все лето в Париже в выставочных залах Jeu de paume проходит ретроспектива Синди Шерман, включающая работы с 1975 по 2005 год, некоторые из которых представлены на этих страницах журнала.

Комментарии

мари
23.01.2011
0
Отличная статья.

Похожие статьи

Слушаем RADIUS
28 апреля 2003
Новости

Слушаем RADIUS

Серия Radius от известного производителя акустики британской компании Monitor Audio является новинкой. Эта акустика разрабатывалась как полностью новая серия, предназначенная исключительно для домашнего кинотеатра. Поэтому в ее составе присутствуют все необходимые элементы, необходимые для качественного озвучивания многоканальных фонограмм DVD.

Когда ватт дешевле доллара
31 декабря 2003
Новости

Когда ватт дешевле доллара

Компания М.Видео является одной из крупнейших фирм, представляющих на российском рынке весь спектр аудиовидеокомпонентов, электробытовых приборов и компьютерной техники. Придя в любой магазин компании, покупатель найдет все, что ему необходимо дома, — от простого утюга до сложнейшей Hi-Fi системы. И все только от самых лучших производителей.

Компактный зум-объектив AF-S DX NIKKOR 18–55mm f/3.5–5.6G VR II запускается в производство одновременно с зеркальной фотокамерой начального уровня Nikon D3300
12 января 2014
Новости

Компактный зум-объектив AF-S DX NIKKOR 18–55mm f/3.5–5.6G VR II запускается в производство одновременно с зеркальной фотокамерой начального уровня Nikon D3300

Компания Nikon представила AF-S DX NIKKOR 18–55mm f/3.5–5.6G VR II, невероятно компактный зум-объектив, запускаемый в производство одновременно с цифровой зеркальной фотокамерой начального уровня Nikon D3300. Отличный первый объектив, который поможет запечатлеть повседневную действительность, AF-S NIKKOR 18–55mm VR II является сверхлегкой версией одного из наиболее популярных повседневных объективов Nikon. При весе всего в 195 г и с механизмом втягивания объектива, этот объектив очень компактен и удобен. 3-кратный зум покрывает популярный диапазон фокусных расстояний 18–55 мм и идеально подходит для самых разнообразных ситуаций.

Флагманская консоль питания Powerstation 909 бренда Oehlbach – немецкое качество у меня дома
17 июля 2013
Новости

Флагманская консоль питания Powerstation 909 бренда Oehlbach – немецкое качество у меня дома

Энергетическая программа Oehlbach Powerstation 909 – воплощение немецкой надежности! Даже самые передовые технологии впоследствии могут требовать улучшения, но флагманская консоль питания Powerstation 909 бренда Oehlbach – не тот случай. Конструкция версии, устанавливаемой в 19-дюймовую стойку или на стол, очень впечатляет: на прочной алюминиевой передней панели располагается информационный дисплей (его можно отключать), отображающий напряжение и потребляемую мощность устройств, подключенных к задней панели.

Canon отмечает 16 лет лидерства на международном рынке цифровых камер
28 марта 2019
Новости

Canon отмечает 16 лет лидерства на международном рынке цифровых камер

Компания Canon объявляет, что цифровые камеры ее производства со сменными объективами (как зеркальные, так и беззеркальные) удерживают первое место по объему продаж на мировом рынке уже 16 лет подряд1, с 2003 по 2018 год.

Canon PowerShot D20 — создана для приключений
5 апреля 2012
Новости

Canon PowerShot D20 — создана для приключений

Лондон (Великобритания), 7 февраля 2012 г. — компания Canon представила свою новую прочную и универсальную фотокамеру PowerShot D20, созданную сопровождать вас в приключениях, позволяя вам делать великолепные снимки и видео в формате Full HD (1080p), чтобы запечатлеть незабываемые моменты ваших приключений. Сочетая передовые технологии обработки изображений Canon и прочный корпус, камера PowerShot D20 водонепроницаема, ударопрочна, устойчива к воздействию мороза и пыли — то есть идеальна для гонок на бешеной скорости или для того, чтобы доказать всем: вы действительно поднимались на эту гору.

Открыт приём заявок на конкурс NIKON Photo Сontest 2018–2019
30 октября 2018
Новости

Открыт приём заявок на конкурс NIKON Photo Сontest 2018–2019

Компания Nikon начинает прием заявок на участие в конкурсе Nikon Photo Contest 2018–2019. Работы претендентов будут приниматься с 6:00 18 октября 2018 г. до 5:00 31 января 2019 г. (время и даты указаны по центрально-европейскому времени).Международный фотоконкурс Nikon Photo Contest предоставляет профессионалам и любителям возможность познакомиться друг с другом и внести свой вклад в развитие жанра фотографии.

Совершенно новый Tough TG-6: создан для любых приключений
22 мая 2019
Новости

Совершенно новый Tough TG-6: создан для любых приключений

Компания Olympus представляет новый флагман линейки Tough, камеру Tough TG-6, которая выдерживает любые погодные условия, подводную съемку, давление и падения с большой высоты. Она обладает не только знаменитой прочностью Olympus, уникальной системой датчиков и способностью снимать RAW-файлы, но и получила многочисленные улучшения и новые функции: новые режимы подводной съемки и универсальные режимы макросъемки, а также улучшенный монитор с большим разрешением.

Sony_NEWS_наушники Sony серии ZX: беспроводное подключение, шумоподавление, отличный звук
17 апреля 2015
Новости

Sony_NEWS_наушники Sony серии ZX: беспроводное подключение, шумоподавление, отличный звук

Модели весенней коллекции предлагают свободу и удобство прослушивания с беспроводным подключением Bluetooth. Просто прикоснитесь своим Walkman, MP3-плеером или смартфоном с поддержкой NFC к наушникам, чтобы мгновенно установить беспроводное соединение. Затем устраивайтесь поудобнее и наслаждайтесь музыкой, которая будет звучать именно так, как вам всегда хотелось: с богатыми басами и детализированными, кристальными верхними частотами.

Sony BRAVIA теперь с Android TV™
18 апреля 2015
Новости

Sony BRAVIA теперь с Android TV™

Sony поднимет представление о телевизорах на новый уровень. В новых моделях BRAVIA™ удачно сочетаются поразительное качество полноценного 4K-изображения, удивительно тонкий и стильный корпус и «умные» возможности.