Съемка панорам: небесное око

Создатели проекта AirPano занимаются съемкой сферических панорам сверху, с высоты птичьего полета. В результате любой человек, сидя дома за компьютером, может посмотреть достопримечательности нашей планеты с необычного ракурса. Зритель с очень высокой степенью достоверности видит мир на экране монитора так, будто он сам находится в кабине вертолета или если бы вдруг он научился летать.


Беркуты над Москвой Россия, Москва. Май, 2010Беркуты над Москвой
Россия, Москва.
Май, 2010
1/800 с, f/8, ISO 400.
Фото: Сергей Семенов

 

Как все начиналось?

Когда-то давно, примерно в 2006 году, мы научились снимать сферы на земле. Тогда это было еще в диковинку и являлось занятием для продвинутых энтузиастов фотографии. Требовались штатив, специальная панорамная головка, достаточно глубокие знания при съемке и склейке сферы. Со временем технология упрощалась, развивалась и становилась все более доступной. К тому времени мы имели довольно большой опыт в фотосъемке с вертолетов и самолетов, и однажды у нас появилась идея: а почему бы не нарушить все существующие классические законы съемки сфер и не попытаться сделать это в воздухе? И мы придумали, как снять сферу в небе, где нельзя поставить штатив и высокоточную панорамную головку, а вертолет из-за ветра сносит на десятки метров при съемке.

После нескольких неудачных попыток у нас получилось это сделать, и результат превзошел все наши ожидания. Эффект присутствия был ошеломляющим, зритель словно сам сидел в вертолете и видел окружающий пейзаж собственными глазами.

Вначале проект был просто попыткой открыть дверь в иную реальность: ведь ни съемка обычных панорам, ни видеосъемка не передают того, что может передать сферическая панорама. Если человек хоть раз это увидел, он сразу понимает, что другого такого опыта (кроме, конечно, непосредственного пребывания в точке съемки) просто нет.

Будучи фотографами, мы побывали примерно в сотне стран мира и смогли увидеть собственными глазами совершенно невероятные пейзажи. И когда стало ясно, что теперь все это можно показать людям в новом качестве, мы решили, что должны сделать это.

Мы с Андреем Зубец, нашим главным конструктором и генератором технических идей, начали создавать сайт. Я снимал, он обрабатывал результаты и выкладывал их в Интернет. Примерно через год мы поняли, что планета очень большая и вдвоем нам не справиться. К тому времени за годы фотопутешествий у нас появилось много друзей и коллег в нашем кругу любителей пейзажной фотографии. Я предложил им присоединиться к нам, и некоторые согласились. Кто-то из них умел программировать, кто-то занимался web-дизайном, кто-то был специалистом в постобработке, кто-то хорошо писал тексты. В итоге в нашем проекте собралась очень сильная команда увлеченных энтузиастов панорамной фотографии, которая позволила нам создавать продукты высочайшего качества.

Мы последовательно и планомерно снимаем интересные места буквально по всей планете. Сейчас у нас отснято около 60 таких мест. На нашем сайте уже выложено более трехсот панорам, причем многие места представлены в виде виртуальных туров: вы можете посмотреть какой-либо интересный объект, скажем, Куала-Лумпур или Нью-Йорк, с нескольких точек съемки.

Научившись снимать сферические панорамы в небе, мы не остановились и поставили себе новые, более сложные задачи. Мы разработали технологию съемки с вертолета в движении, затем научились снимать сферы с летящего самолета. Потом пришла очередь ночной съемки, съемки многорядных сфер сверхвысокого разрешения и, наконец, воздушных панорам разрешением свыше 1 гигапикселя! В общем, сумели сделать все то, что, согласно классическим представлениям о фотографии, сделать в воздухе очень сложно либо вообще невозможно. Затем мы попробовали спуститься под воду и сняли несколько десятков подводных панорам на Мальдивах. В 2011 году нами была закончена разработка собственной методики съемки «360-видео». Это очень серьезный шаг вперед в воссоздании на компьютере виртуальной реальности. «360-видео» — это не статическая сфера, а фактически сферическая панорама в движении: на всем пути движения камеры, автомобиля или вертолета зритель может смотреть по сторонам, будто он сам находится в точке съемки и летит в вертолете.

 

Что такое сферическая панорама? Чем она отличается от традиционной фотографии?

По степени достоверности передачи окружающего пространства сфера на порядок превосходит любую самую профессиональную и дорогостоящую фото- и видеосъемку. Например, если вы подбираете себе дом, вы можете, сидя за компьютером, потратить 10 минут на виртуальное путешествие по какому-нибудь коттеджу на другом конце света и получить очень полное представление об этом доме, как будто вы видели его собственными глазами и сами гуляли по комнатам. Никакая, даже высокобюджетная и профессиональная фотовидеосъемка не может дать этого.

При просмотре сферы зритель как бы «перелетает» в точку съемки и видит в точности то, что видел бы собственными глазами, находясь на том месте, откуда снимал фотограф. Он может вращать головой во все стороны: влево-вправо, вверх-вниз, он может увеличивать интересные участки изображения, как бы подходя ближе, может перемещаться между разными точками съемки. Возникает сильнейший эффект присутствия, который особенно хорошо проявляется на больших мониторах. При этом надо учесть, что сделать виртуальный тур может человек с достаточно скромной технической подготовкой, а стать грамотным архитектурным фотографом весьма непросто.

У сферических панорам есть лишь одно ограничение: все их удивительные свойства проявляются только при наличии компьютера. Даже если их напечатать, как обычную фотографию (хотя при этом есть определенные ограничения), эффект присутствия пропадает почти полностью.

 

Использование радиоуправляемых моделей для съемки

Примерно 90% панорам, которые сейчас представлены на сайте, сняты все еще с обычного вертолета или самолета. Однако со временем мы обратили внимание на то, что во многих популярных местах планеты съемки с большого вертолета либо запрещены, либо недоступны в силу удаленности. Когда к нашей команде присоединился Стас Седов, пилот и конструктор радиоуправляемых моделей с большим опытом практической работы, наш проект обрел новые возможности. Полтора года лет назад мы стали использовать небольшую радиоуправляемую модель вертолета. Совместными усилиями мы адаптировали имеющееся фотооборудование и технологии съемки для использования на таком вертолете. А затем сняли несколько объектов, к которым ранее вообще не могли подступиться, например, пирамиды в Гизе (Египет), замок Нойшванштайн в Германии, древний город майя Мачу-Пикчу, фигуры и линии Наска в Перу, каменных истуканов на острове Пасхи, дневные и ночные панорамы Москвы.

Мы подготовили на 2012 год серьезную программу съемок самых интересных объектов планеты из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, основанную на использовании радиоуправляемой модели, и надеемся, что нам удастся ее выполнить. Сейчас, например, двое наших ребят улетели в Камбоджу и Вьетнам.

 

Основные проблемы при съемке

Одна из традиционных сложностей — снять объект красиво, художественно, так, чтобы зрителю было интересно смотреть. Обычно при съемке виртуального тура мы делаем 20–30 панорам. Если после предварительного просмотра нас не устраивает первый результат, мы делаем повторную съемку. Таким образом, мы выбираем в итоговый тур около 5–7 панорам из снятых 30–40. При этом у нас идет очень жесткий отбор, мы проводим голосование всем коллективом и выбираем лучшее.

Другая сложность — это разрешение на съемку. Когда представители администрации какого-либо интересного объекта видят перед собой фотографа со штативом в руках и любой более-менее приличной камерой, они тут же думают, что завтра его фотографии выйдут на первой полосе газеты New York Times и фотограф получит миллион долларов. Что же говорить о том, когда они видят вертолет, к которому подвешена приличная камера…

Нередко чиновники так забюрократизированы, что получить разрешение на съемку невозможно простому смертному, а ответа на запрос можно ждать месяцами. Но мы же не можем приехать в другую страну и жить там месяц! Бывает, что нам говорят: вы хотите снимать с вертолета? Платите 20 тысяч долларов. Минимальная высота съемки 200 метров. Хотите летать ниже? Платите еще 10 тысяч долларов. И тогда остается разобрать наш вертолет на части и пронести его в парк незаметно.

К счастью, есть и думающие руководители. Мы показываем наш сайт, рассказываем о себе, объясняем, что проект некоммерческий и мы на этом не зарабатываем, и нам разрешают снимать. Последний пример — съемка огромных каменных истуканов на острове Пасхи. В администрации нам даже дали сопровождающего гида, который провел нас по всем интересным местам. Директор сказал: ваши съемки увидят миллионы людей, и часть из них приедет к нам на остров в качестве туристов. Нам выгодно это, снимайте, но пришлите ссылку на материалы. И наши ребята сняли остров Пасхи, и сняли так мастерски, что при просмотре результатов работы мне самому захотелось там оказаться.

Подробности на сайте www.airpano.ru

 

Малайзия, Куала-Лумпур  Май, 2008

Малайзия, Куала-Лумпур

Май, 2008

Панорама из 6 кадров, 1/800 с, f/6,3, ISO 100.

Фото: Олег Гапонюк

 

Бразилия, Рио-де-Жанейро  Февраль, 2009

Бразилия, Рио-де-Жанейро

Февраль, 2009

Панорама из 5 кадров, 1/640 с, f/6,3, ISO 200.

Фото: Олег Гапонюк

 

Бразилия, Водопад Игуасу  Январь, 2008

Бразилия, Водопад Игуасу

Январь, 2008

Панорама из 5 кадров, 1/4 с, f/7,1, ISO 100.

Фото: Олег Гапонюк

 

О том, как Сергей Семенов смотрит на Манхеттен из окна отеля «Миллениум». США, Нью-Йорк

О том, как Сергей Семенов смотрит на Манхеттен из окна отеля «Миллениум». США, Нью-Йорк

Январь, 2010

Сфера из 30 кадров (брекетинг), 3 с, f/9, ISO 320, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов

 

В небе над Петербургом  Россия, Санкт-Петербург  Октябрь, 2010

В небе над Петербургом

Россия, Санкт-Петербург

Октябрь, 2010

Сфера из 7 кадров, 1/800 с, f/6,3, ISO 400, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов, Сергей Румянцев

 

В небе над Исаакиевским собором  Россия, Санкт-Петербург  Сентябрь, 2010

В небе над Исаакиевским собором

Россия, Санкт-Петербург

Сентябрь, 2010

Сфера из 16 кадров, 1/500с, f/5,6, ISO 160, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов, Сергей Румянцев

 

Река Сан-Хуан  США, Юта  Сентябрь, 2006

Река Сан-Хуан

США, Юта

Сентябрь, 2006

Сфера из 4 кадров, 1/500 с, f/5,6, ISO 200, плагин Flexify.Фото: Олег Гапонюк

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Герой нашего времени. В пейзаже
28 сентября 2016
Советы

Герой нашего времени. В пейзаже

Есть мнение, что пейзаж должен быть свободен от человека. Ничего антропогенного, только чистая первозданная природа. Я знал фотографов, которые не снимали потрясающий пейзаж, потому что в кадр попадала дорога. На одной из фотографий плато Маньпупунер редактор убрал человека, поставленного там для масштаба. Такой формат, сказали мне тогда. Но чем больше мы снимаем, тем больше понимаем, что даже самый крутой пейзаж маленький человек может сделать еще круче, или дотянуть до высокого уровня пейзаж посредственный. Что нам может дать герой? Для начала: присутствие привычного объекта позволит оценить масштабы происходящего. Стоит сказать, что с этой задачей может справиться не только человек, но и любое животное, дом или автомобиль. Но это далеко не самое важное.

BSI CMOS сенсор с глобальным затвором от Sony
7 мая 2018
Новости

BSI CMOS сенсор с глобальным затвором от Sony

Sony разработала CMOS сенсор с обратной подсветкой, который может считывать каждый пиксель одновременно, делая возможным реализацию глобального затвора. Несмотря на то, что датчик имеет разрешение 1,46 миллиона пикселей, развивающаяся технология обладает значительным потенциалом.

Премиальный видеосервис Play теперь в телевизорах Philips Smart TV
13 марта 2013
Новости

Премиальный видеосервис Play теперь в телевизорах Philips Smart TV

Москва, 13 марта 2013 г. — Пользователи «умных» телевизоров Philips получили доступ к более чем 4000 лучших голливудских и российских фильмов, мультфильмов и сериалов в приложении Play для Philips Smart TV. Видеосервис работает на телевизорах модельного ряда 2012 года серий 6000 и выше.

ВЫСТАВКА BEST OF RUSSIA – «ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ» ЗА 2014 г.
14 апреля 2015
Новости

ВЫСТАВКА BEST OF RUSSIA – «ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ» ЗА 2014 г.

Москва, Центр современного искусства Винзавод. На вы ставке BEST OF RUSSIA – «ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ» ЗА 2014 г будет представлено более 300 фотографий: «ПРИРОДА», «АРХИТЕКТУРА», «ЛЮДИ. СОБЫТИЯ. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ», «СТИЛЬ» И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА «ТАКАЯ РАБОТА». В каждом разделе – работы как известных фотографов, признанных в российском и международном профессиональным сообществе, так и начинающих авторов. Кирилл Овчинников / Владимир Федоренко / Паскаль Дюмон / Илья Питалев / Михаил Розанов / Дмитрий Чистопрудов / Иван Дементиевский / Вадим Трунов /Данил Головкин / Марат Мухонкин / Андрей Давыдовский и другие.

Градиентный фильтр переменной плотности от Aurora Aperture
21 января 2018
Новости

Градиентный фильтр переменной плотности от Aurora Aperture

Компания Aurora Aperture недавно представила градиентный фильтра переменной плотности PowerGXND. Фильтр устанавливается на переднюю часть объектива и позволяет менять степень затемнения в диапазоне от 0 до 5 стопов (ND 0 - 1.5)

Динамика, драйв, уникальный стильный дизайн — всё это новые наушники Astell&Kern AK T8iE!
28 октября 2015
Новости

Динамика, драйв, уникальный стильный дизайн — всё это новые наушники Astell&Kern AK T8iE!

Неутомимые новаторы, премиальный бренд Astell&Kern — один из лучших производителей портативных Hi-End систем и наушников, совсем скоро, в конце ноября, представит совершенно уникальные наушники — AK T8iE!

LG Q8 – новый мощный мультимедийный смартфон серии Q в компактном формате
25 июля 2017
Новости

LG Q8 – новый мощный мультимедийный смартфон серии Q в компактном формате

Компания LG (Electronics) объявила о скором появлении новой модели мощного, стильного и надежного смартфона LG Q8. В новом смартфоне будет реализована основная функциональность флагманской линейки LG – в частности, устройств серии V, предназначенных для «продвинутых пользователей», при этом модель оптимизирована для управления одной рукой и обладает широкими возможностями использования. Будучи уже вторым устройством, заявленным в новейшей серии Q от LG, компактный смартфон LG Q8 предложит пользователям звук Hi-Fi качества, продвинутые возможности для фото- и видеосъемки, а также надежную защиту от воды и пыли.

Медиареволюция!
11 октября 2006
Новости

Медиареволюция!

JVC GZ-MG22 Медиакамеры ИЗОБРАЖЕНИЕ: новая недорогая медиакамера GZ-MG22 оснащается матрицей, содержащей 800 тысяч пикселей. Это абсольтно достаточно для получения хорошего видеоизображение, при этом нет нужды платить за «лишние» пикселы. Важным «козырем» камеры является 32-кратный трансфокатор, позволяющий «доставать» самые удаленные объекты.

Умелые руки
23 июня 2004
Обзоры

Умелые руки

Фотографу, освоившему семейную съемку, становится тесно в бытовых рамках. В визире своего фотоаппарата он видит, что мир предметен, разнообразен в своих проявлениях: причудлив, красив и безобразен, сер и цветист. Ах, как начинает хотеться художественной натуре запечатлеть эту землю, это небо, этот пейзаж, эту благостность и хаос, оставить на память себе и потомкам сегодняшний день, ведь завтра окружающий мир уже будет другим.

DJI представляет стабилизатор Ronin-S для зеркалььных и беззеркальных цифровых камер.
11 января 2018
Новости

DJI представляет стабилизатор Ronin-S для зеркалььных и беззеркальных цифровых камер.

Новый стабилизатор доступен в двух типоразмерах: один для «беззеркалок», таких как система Sony Alpha и Panasonic GH, а другой для более крупных зеркальных фотокамер, таких как Canon 5D Mark IV. Подвес обеспечивает стабилизацию по трём осям, и совместим с любыми типами оптической стабилизации: как на сдвиге линз в объективе, так и на сдвиге матрицы в камере.