Съемка панорам: небесное око

Создатели проекта AirPano занимаются съемкой сферических панорам сверху, с высоты птичьего полета. В результате любой человек, сидя дома за компьютером, может посмотреть достопримечательности нашей планеты с необычного ракурса. Зритель с очень высокой степенью достоверности видит мир на экране монитора так, будто он сам находится в кабине вертолета или если бы вдруг он научился летать.


Беркуты над Москвой Россия, Москва. Май, 2010Беркуты над Москвой
Россия, Москва.
Май, 2010
1/800 с, f/8, ISO 400.
Фото: Сергей Семенов

 

Как все начиналось?

Когда-то давно, примерно в 2006 году, мы научились снимать сферы на земле. Тогда это было еще в диковинку и являлось занятием для продвинутых энтузиастов фотографии. Требовались штатив, специальная панорамная головка, достаточно глубокие знания при съемке и склейке сферы. Со временем технология упрощалась, развивалась и становилась все более доступной. К тому времени мы имели довольно большой опыт в фотосъемке с вертолетов и самолетов, и однажды у нас появилась идея: а почему бы не нарушить все существующие классические законы съемки сфер и не попытаться сделать это в воздухе? И мы придумали, как снять сферу в небе, где нельзя поставить штатив и высокоточную панорамную головку, а вертолет из-за ветра сносит на десятки метров при съемке.

После нескольких неудачных попыток у нас получилось это сделать, и результат превзошел все наши ожидания. Эффект присутствия был ошеломляющим, зритель словно сам сидел в вертолете и видел окружающий пейзаж собственными глазами.

Вначале проект был просто попыткой открыть дверь в иную реальность: ведь ни съемка обычных панорам, ни видеосъемка не передают того, что может передать сферическая панорама. Если человек хоть раз это увидел, он сразу понимает, что другого такого опыта (кроме, конечно, непосредственного пребывания в точке съемки) просто нет.

Будучи фотографами, мы побывали примерно в сотне стран мира и смогли увидеть собственными глазами совершенно невероятные пейзажи. И когда стало ясно, что теперь все это можно показать людям в новом качестве, мы решили, что должны сделать это.

Мы с Андреем Зубец, нашим главным конструктором и генератором технических идей, начали создавать сайт. Я снимал, он обрабатывал результаты и выкладывал их в Интернет. Примерно через год мы поняли, что планета очень большая и вдвоем нам не справиться. К тому времени за годы фотопутешествий у нас появилось много друзей и коллег в нашем кругу любителей пейзажной фотографии. Я предложил им присоединиться к нам, и некоторые согласились. Кто-то из них умел программировать, кто-то занимался web-дизайном, кто-то был специалистом в постобработке, кто-то хорошо писал тексты. В итоге в нашем проекте собралась очень сильная команда увлеченных энтузиастов панорамной фотографии, которая позволила нам создавать продукты высочайшего качества.

Мы последовательно и планомерно снимаем интересные места буквально по всей планете. Сейчас у нас отснято около 60 таких мест. На нашем сайте уже выложено более трехсот панорам, причем многие места представлены в виде виртуальных туров: вы можете посмотреть какой-либо интересный объект, скажем, Куала-Лумпур или Нью-Йорк, с нескольких точек съемки.

Научившись снимать сферические панорамы в небе, мы не остановились и поставили себе новые, более сложные задачи. Мы разработали технологию съемки с вертолета в движении, затем научились снимать сферы с летящего самолета. Потом пришла очередь ночной съемки, съемки многорядных сфер сверхвысокого разрешения и, наконец, воздушных панорам разрешением свыше 1 гигапикселя! В общем, сумели сделать все то, что, согласно классическим представлениям о фотографии, сделать в воздухе очень сложно либо вообще невозможно. Затем мы попробовали спуститься под воду и сняли несколько десятков подводных панорам на Мальдивах. В 2011 году нами была закончена разработка собственной методики съемки «360-видео». Это очень серьезный шаг вперед в воссоздании на компьютере виртуальной реальности. «360-видео» — это не статическая сфера, а фактически сферическая панорама в движении: на всем пути движения камеры, автомобиля или вертолета зритель может смотреть по сторонам, будто он сам находится в точке съемки и летит в вертолете.

 

Что такое сферическая панорама? Чем она отличается от традиционной фотографии?

По степени достоверности передачи окружающего пространства сфера на порядок превосходит любую самую профессиональную и дорогостоящую фото- и видеосъемку. Например, если вы подбираете себе дом, вы можете, сидя за компьютером, потратить 10 минут на виртуальное путешествие по какому-нибудь коттеджу на другом конце света и получить очень полное представление об этом доме, как будто вы видели его собственными глазами и сами гуляли по комнатам. Никакая, даже высокобюджетная и профессиональная фотовидеосъемка не может дать этого.

При просмотре сферы зритель как бы «перелетает» в точку съемки и видит в точности то, что видел бы собственными глазами, находясь на том месте, откуда снимал фотограф. Он может вращать головой во все стороны: влево-вправо, вверх-вниз, он может увеличивать интересные участки изображения, как бы подходя ближе, может перемещаться между разными точками съемки. Возникает сильнейший эффект присутствия, который особенно хорошо проявляется на больших мониторах. При этом надо учесть, что сделать виртуальный тур может человек с достаточно скромной технической подготовкой, а стать грамотным архитектурным фотографом весьма непросто.

У сферических панорам есть лишь одно ограничение: все их удивительные свойства проявляются только при наличии компьютера. Даже если их напечатать, как обычную фотографию (хотя при этом есть определенные ограничения), эффект присутствия пропадает почти полностью.

 

Использование радиоуправляемых моделей для съемки

Примерно 90% панорам, которые сейчас представлены на сайте, сняты все еще с обычного вертолета или самолета. Однако со временем мы обратили внимание на то, что во многих популярных местах планеты съемки с большого вертолета либо запрещены, либо недоступны в силу удаленности. Когда к нашей команде присоединился Стас Седов, пилот и конструктор радиоуправляемых моделей с большим опытом практической работы, наш проект обрел новые возможности. Полтора года лет назад мы стали использовать небольшую радиоуправляемую модель вертолета. Совместными усилиями мы адаптировали имеющееся фотооборудование и технологии съемки для использования на таком вертолете. А затем сняли несколько объектов, к которым ранее вообще не могли подступиться, например, пирамиды в Гизе (Египет), замок Нойшванштайн в Германии, древний город майя Мачу-Пикчу, фигуры и линии Наска в Перу, каменных истуканов на острове Пасхи, дневные и ночные панорамы Москвы.

Мы подготовили на 2012 год серьезную программу съемок самых интересных объектов планеты из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, основанную на использовании радиоуправляемой модели, и надеемся, что нам удастся ее выполнить. Сейчас, например, двое наших ребят улетели в Камбоджу и Вьетнам.

 

Основные проблемы при съемке

Одна из традиционных сложностей — снять объект красиво, художественно, так, чтобы зрителю было интересно смотреть. Обычно при съемке виртуального тура мы делаем 20–30 панорам. Если после предварительного просмотра нас не устраивает первый результат, мы делаем повторную съемку. Таким образом, мы выбираем в итоговый тур около 5–7 панорам из снятых 30–40. При этом у нас идет очень жесткий отбор, мы проводим голосование всем коллективом и выбираем лучшее.

Другая сложность — это разрешение на съемку. Когда представители администрации какого-либо интересного объекта видят перед собой фотографа со штативом в руках и любой более-менее приличной камерой, они тут же думают, что завтра его фотографии выйдут на первой полосе газеты New York Times и фотограф получит миллион долларов. Что же говорить о том, когда они видят вертолет, к которому подвешена приличная камера…

Нередко чиновники так забюрократизированы, что получить разрешение на съемку невозможно простому смертному, а ответа на запрос можно ждать месяцами. Но мы же не можем приехать в другую страну и жить там месяц! Бывает, что нам говорят: вы хотите снимать с вертолета? Платите 20 тысяч долларов. Минимальная высота съемки 200 метров. Хотите летать ниже? Платите еще 10 тысяч долларов. И тогда остается разобрать наш вертолет на части и пронести его в парк незаметно.

К счастью, есть и думающие руководители. Мы показываем наш сайт, рассказываем о себе, объясняем, что проект некоммерческий и мы на этом не зарабатываем, и нам разрешают снимать. Последний пример — съемка огромных каменных истуканов на острове Пасхи. В администрации нам даже дали сопровождающего гида, который провел нас по всем интересным местам. Директор сказал: ваши съемки увидят миллионы людей, и часть из них приедет к нам на остров в качестве туристов. Нам выгодно это, снимайте, но пришлите ссылку на материалы. И наши ребята сняли остров Пасхи, и сняли так мастерски, что при просмотре результатов работы мне самому захотелось там оказаться.

Подробности на сайте www.airpano.ru

 

Малайзия, Куала-Лумпур  Май, 2008

Малайзия, Куала-Лумпур

Май, 2008

Панорама из 6 кадров, 1/800 с, f/6,3, ISO 100.

Фото: Олег Гапонюк

 

Бразилия, Рио-де-Жанейро  Февраль, 2009

Бразилия, Рио-де-Жанейро

Февраль, 2009

Панорама из 5 кадров, 1/640 с, f/6,3, ISO 200.

Фото: Олег Гапонюк

 

Бразилия, Водопад Игуасу  Январь, 2008

Бразилия, Водопад Игуасу

Январь, 2008

Панорама из 5 кадров, 1/4 с, f/7,1, ISO 100.

Фото: Олег Гапонюк

 

О том, как Сергей Семенов смотрит на Манхеттен из окна отеля «Миллениум». США, Нью-Йорк

О том, как Сергей Семенов смотрит на Манхеттен из окна отеля «Миллениум». США, Нью-Йорк

Январь, 2010

Сфера из 30 кадров (брекетинг), 3 с, f/9, ISO 320, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов

 

В небе над Петербургом  Россия, Санкт-Петербург  Октябрь, 2010

В небе над Петербургом

Россия, Санкт-Петербург

Октябрь, 2010

Сфера из 7 кадров, 1/800 с, f/6,3, ISO 400, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов, Сергей Румянцев

 

В небе над Исаакиевским собором  Россия, Санкт-Петербург  Сентябрь, 2010

В небе над Исаакиевским собором

Россия, Санкт-Петербург

Сентябрь, 2010

Сфера из 16 кадров, 1/500с, f/5,6, ISO 160, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов, Сергей Румянцев

 

Река Сан-Хуан  США, Юта  Сентябрь, 2006

Река Сан-Хуан

США, Юта

Сентябрь, 2006

Сфера из 4 кадров, 1/500 с, f/5,6, ISO 200, плагин Flexify.Фото: Олег Гапонюк

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

"Зеркальная" революция
28 июня 2006
Новости

"Зеркальная" революция

В глухие застойные времена всеобщего дефицита, когда любая западная электроника добывалась по великому блату, одно только название Sony вызывало священный трепет у советских граждан. О телевизорах, аудиоплеерах, видеомагнитофонах, видеокамерах Sony мечтало несколько поколений строителей развитого социализма.

Обзор «системных» фотоаппаратов Sony
20 декабря 2014
Обзоры

Обзор «системных» фотоаппаратов Sony

Профессиональные зеркалки некогда делились на два условных сегмента — репортажные и студийные. Старшие модели «системных» камер Alpha в Sony решили разделить точно таким же образом. Во многом схожие, они значительно различаются в производительности и качестве съемки.

Philips Smart TV серии 8000: видео-по-запросу и вслед-за-эфиром
17 февраля 2012
Новости

Philips Smart TV серии 8000: видео-по-запросу и вслед-за-эфиром

Philips представляет три новые серии ЖК-телевизоров, обладающих широким функционалом Smart TV, превосходным качеством изображения как в формате 2D, так и в 3D, и простым управлением. Богатый набор приложений Philips Smart TV дает широкие возможности для развлечений на любой вкус, а привлекательный дизайн телевизоров понравится многим. Все три новые серии станут доступны в России со второго квартала 2012 года.

Обзор компактного фотоаппарата Samsung MV900F
22 января 2013
Обзоры

Обзор компактного фотоаппарата Samsung MV900F

Подобно тому, как в мощных ультразумах вся ценность устройства концентрируется в объективе, в новой Samsung MV900F практически все обращено на крупный дисплей с особой конструкцией. Технические особенности камеры не оригинальны — зато снимать и разглядывать фотоснимки на ней можно с неоспоримо большим удовольствием, чем на любом другом компакте.

Саундбар LG SJ8: изящество звука в ультратонком корпусе
28 июня 2017
Новости

Саундбар LG SJ8: изящество звука в ультратонком корпусе

Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке саундбар LG SJ8. Особенностями модели являются 4.1-канальный звук, 300 Вт, тонкий 38 мм корпус, звук высокой четкости, технология передачи 4К-контента без потери качества 4K Pass-Through и беспроводной сабвуфер.

Новые наушники — вкладыши Philips SHE8100: сочетание удобства и высококачественного звука
19 марта 2015
Новости

Новые наушники — вкладыши Philips SHE8100: сочетание удобства и высококачественного звука

19 марта 2015 года. Россия, Москва — Компания «ВООКС Инновейшнс» представляет новинку — наушники-вкладыши Philips SHE8100, расширяющие представления о прослушивании музыки в пути благодаря качественному звучанию с высокой детализацией и насыщенными басами.

Fujifilm представляет фотовыставку Shoot.Print.Share @ Inspire Printing, проводимую в рамках Photokina 2018
4 мая 2018
Новости

Fujifilm представляет фотовыставку Shoot.Print.Share @ Inspire Printing, проводимую в рамках Photokina 2018

FUJIFILM снова примет участие в Photokina 2018, ведущей выставке фото-, видеотехники и обработки изображений в Кельне, которая в этом году пройдет с 26 по 29 сентября. В этом году, руководствуясь лозунгом «Каждое фото достойно быть напечатанным», Fujifilm приглашает всех европейских фотоэнтузиастов загрузить с 1 мая по 31 июля по одной фотографии, которая по результатам отбора может попасть в состав экспозиции.

Смотри на здоровье все цвета радуги!
8 декабря 2004
Новости

Смотри на здоровье все цвета радуги!

Экологически чистый «ВИТЯЗЬ» Белорусский телевизор «ВИТЯЗЬ» завоевал известность и популярность во многих странах СНГ. Устойчивым спросом пользуется он у населения российских регионов. Телевизор неизменно привлекает достойным качеством и умеренной ценой. Человеку, решившему приобрести телевизор «ВИТЯЗЬ», предоставляется увлекательный выбор: номенклатура продукции предприятия очень разнообразна.

В продаже – русский конкурент GoPro. Гибрид экшн-камеры и видеорегистратора AdvoCam-FD Sport: 8 000 рублей за полный комплект с 20 аксессуарами.
16 октября 2015
Новости

В продаже – русский конкурент GoPro. Гибрид экшн-камеры и видеорегистратора AdvoCam-FD Sport: 8 000 рублей за полный комплект с 20 аксессуарами.

Российская компания «Видеомакс», производитель систем видеонаблюдения с 20-летним опытом и пионер отечественного рынка экшн-камер (первая модель выпущена в 2012 году, задолго до массовой популяризации GoPro), представляет новую камеру для водителей и любителей активного отдыха – AdvoCam-FD Sport.

Свадебная съёмка в питерских условиях. 28 августа. Питер - состоится мастер-класс Рустама Хаджибаева, амбассадора Nikon
22 августа 2016
Новости

Свадебная съёмка в питерских условиях. 28 августа. Питер - состоится мастер-класс Рустама Хаджибаева, амбассадора Nikon

28 августа в Питере Рустам Хаджибаев проведет мастер-класс по портретной и свадебной фотографии. Мастер-класс успешного мастера - отличная возможность для молодых фотографов получить сильнейший толчок в развитии и мотивацию к творчеству. Ответы на любые вопросы о фотографии и практика под руководством опытного учителя и профессионала заменяют годы самостоятельного изучения методом проб и ошибок.