Умелые руки

Фотографу, освоившему семейную съемку, становится тесно в бытовых рамках. В визире своего фотоаппарата он видит, что мир предметен, разнообразен в своих проявлениях: причудлив, красив и безобразен, сер и цветист.

Ах, как начинает хотеться художественной натуре запечатлеть эту землю, это небо, этот пейзаж, эту благостность и хаос, оставить на память себе и потомкам сегодняшний день, ведь завтра окружающий мир уже будет другим. И тогда рождается творчество.

Но вдруг выясняется, что выразительных средств недостает, что наработанных приемов мало, что хочется в своих фотографиях быть отличным от других и вообще «иметь лица не общее выражение».

Листая журналы, неопытный еще фотограф думает: «Мне бы их аппаратуру...» — и ошибается. Шедевры делает не камера, их создает фотограф, знающий «Как» и потом только «Чем».

С какой завистью смотрит фотограф, стесненный в средствах, на многообразие всего и всякого в магазинах фототехники, каким недоступным кажется провинциальному фотохудожнику этот арсенал. Он не догадывается, что многое можно сделать самому, и даже то, до чего не додумались фирмы. Нужно лишь немного воображения и немного изобретательности.

Мы не ставим своей задачей выдать вам технологически выверенный продукт, мы только хотим дать толчок вашей самодеятельности — импульс сметливости и легендарной российской сообразительности.

Мы не привязываем то, что хотим предложить, к какой-то определенной модели фото- или видеокамеры. Их нынче многие сотни, и у каждой свой посадочный размер, своя резьба под насадки и фильтры. Мы даем идею, а вы сами должны решить, как ее можно реализовать.

И города и веси засорены пластиковой тарой. Коричневые бутылки из-под пива, зеленые, синие, красные бутылочки из-под напитков, молочного цвета флаконы из-под разной бытовой нужности — все это может стать простым и эффектным средством вашего творческого самовыражения.

И тогда брошенная пивная бутылка волшебно превращается в сепия-фильтр, а белый флакон в софт-насадку на вспышку (фото 1).

Но нарезав множество разноцветных фильтров, оформив их в оправы, или просто вклеив в картонные рамки под фильтродержатель, вы должны знать, что применение их вовсе не самоцель, а иногда единственное средство выражения творческого замысла. Конечно, чтобы знать, надо посмотреть, попробовать.

Теория светофильтров досконально проработана относительно черно-белой фотографии, в цветной же все зиждется на вкусовых пристрастиях снимающего, на мере допустимого и художественного таланта. Следует помнить, что фильтр усиливает тот цвет, в который он сам окрашен, что зеленый, к примеру, сделает ярче растительную зелень, а осенние красные листья осин сделает черными, но и белые стволы берез окрасятся неприятной зеленью, и небо станет грязным. Нельзя описать все случаи использования цветных фильтров, каждая фотография конкретна, ограничимся общей рекомендацией — будьте внимательны и осторожны.

Сепия наполнит пасмурный день неясным ярким светом, синий привнесет загадку или угрозу, в зависимости от сюжета, розовый — нежность, красный — тревогу (фото 2).

Фото 2

Совсем не обязательно использовать цветные фильтры на объективе. Иногда, и очень часто, целесообразнее поставить их на вспышку и подсветить окрашенным светом необходимый план или фрагмент кадра — то, что, на ваш взгляд, требует усиленного восприятия.

И еще одно маленькое замечание. Пластиковые бутылочные фильтры нежны и ранимы. Оберегайте их от потертостей и царапин. Пыль лучше сдувать резиновой грушей.


Теперь о стеклах. Не поленитесь зайти в мастерскую, где режут стекла. Здесь среди ненужных отходов вы наберете великое множество обрезков «кривых» витражных стекол и значительно обогатите свою творческую палитру и даже откроете новый мир: деформированный, кривой, устремленный, загадочный и непонятный. Здесь же, в мастерской, вы можете нарезать их под необходимые размеры. Вам останется дома обработать острые края наждачным бруском под струей воды и наклеить стекла суперклеем на рамки из любого твердого материала (фото 3).

Такими фильтрами надо пользоваться с фильтродержателем, отсюда надо находить размеры и стекол, и рамок.

Мы не можем дать рекомендаций по съемке с «кривыми» фильтрами, неизвестно, какие эффекты достанутся вам: тут опять все зависит от меры вкуса и таланта, мы можем лишь показать на примерах некоторые возможные применения для решения творческого замысла.

Фото 4

Открыточных изображений собора Василия Блаженного множество. Счет их на миллионы. Всякий приезжающий в Москву с фотоаппаратом обязательно снимает это великое творение русских зодчих. Православное устремление к Богу — вот задача, которую пытается решить эта фотография. Следует заметить, что такая съемка требует обязательно зеркальной или цифровой камеры, необходимо видеть и оценить эффект (фото 4).

«Аничков мост, дождь и зеленый автомобиль» так названа фотография. Это Санкт-Петербург. Идею изломанности судьбы города пытается осмыслить и решить эта работа. Здесь уже другое стекло (фото 5).

«Осень». Любимая пора всех фотографов. Мир трепетен и ярок. Тут подход импрессионистский — впечатление (фото 6).

Ищите к каждому явлению, к каждой картине природы или жизни свой подход. «Кривые» стекла лишь элемент, они призваны не исказить мир, а просто увидеть его по-новому.

Электронная вспышка — обязательный атрибут современной фотографии. Вспышка на камере призвана обеспечить общее, заполняющее освещение. К недостаткам ее можно отнести повышенную контурную резкость и черные тени за спинами снимаемых. Фотографы решают эту проблему, светя в потолок, но это требует большого расхода энергии вспышки. Частично может помочь вам софт-насадка, сделанная из подходящего молочного по цвету флакона (фото 7).

Фото 7, 8, 9

Сэкономленный на батарейках капитал вы сможете потратить потом на приобретение чего-нибудь «фирменного». Отражатель, оклеенный фольгой, нужен для того, чтобы получить не просто источник рассеянного света, а широкий луч. Свет вспышки с такой насадкой мягкий, пластичный. Немного бумаги, немного терпения, и вы получите еще один творческий инструмент. Это сотовая насадка на вспышку (фото 8). Назначение ее прямо противоположно софт-насадке. Если первая призвана служить источником рассеянного света, то вторая — это источник остро направленного, концентрированного света.

Накатайте из полосок бумаги шириной два сантиметра, с клеем, на стержне от шариковой ручки трубочки. Склейте их в блок, по размерам рефлектора вашей вспышки. Из полосы ватмана склейте оправу по конфигурации вспышки. Принципиальные решения должны быть понятны из фотографии (фото 9).

Повторяем: мы не можем давать конкретных размеров в сантиметрах и миллиметрах, вам самим придется решать эти задачи, исходя из имеющейся аппаратуры.

Работа вспышки с сотовой насадкой имеет свои особенности. Она должна быть выносной, на удлиняющем синхрокабеле. Место ее определяется задачей, которую вы хотите решить: отсечь ли светом объект съемки, использовать ли как источник рисующего света или как направленного контрового в портретной съемке — понимание приходит с опытом. Пробуйте, дерзайте и успех обязательно придет к вам. Вот два примера того, как может быть использована вспышка с сотовой насадкой.

Съемка без заполняющего света, одной вспышкой с сотовой насадкой. Рисунок жесткий, конкретный, подчеркивающий мужскую природу модели (фото 10) .

Эти, как бы мартовские, коты помещены фотографом в ночь, в свет уличных фонарей, все лишнее отсечено, и длинные тени подчеркивают ситуацию (фото 11).

И еще несколько общих положений. Современная творческая фотография базируется на авторском видении мира, на качественной реализации замысла, на нестандартном решении привычного. Только постоянный поиск и осмысление приемов и способов съемки могут вывести вас в выставочный и конкурсный ряд.

Желаем творческих успехов!




Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компактный фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-FX700
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-FX700

Lumix FX700 — настоящий склад самых перспективных технологий Panasonic и сочетает их с модной системой управления на основе жестов. Миниатюрная с виду камера оснащена светосильным объективом, функциями скоростной съемки и записи видео высокого разрешения, имеет режимы ручного контроля экспозиции, а ее 3-дюймовый экран чувствителен к нажатиям.

ONYX Dontsova Book — «фанбук» с экраном E Ink Carta и контентом автора
9 июня 2015
Новости

ONYX Dontsova Book — «фанбук» с экраном E Ink Carta и контентом автора

«Фанбук» отличают эксклюзивный дизайн и отличные технические характеристики, для него разработано специальное программное обеспечение, а предустановленный контент и дополнительные опции придутся по вкусу всем любителям творчества Дарьи Донцовой и иронических детективов.

Камера дарит свободу: беззеркальная фотокамера Sony А3500 и полная свобода творчества
9 апреля 2014
Новости

Камера дарит свободу: беззеркальная фотокамера Sony А3500 и полная свобода творчества

Новая камера А3500 со сменными объективами оснащена инновационными функциями съемки и обеспечивает превосходное качество изображения. Начинающих фотографов, которые ищут свою первую камеру со сменными объективами, чтобы перейти на следующий уровень фототворчества, приведет в восторг новая камера А3500 от Sony. 20,1-мегапиксельная цифровая камера со сменными объективами, которая с легкостью создает изображение, с качеством цифровой зеркальной фотокамеры.

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1
30 августа 2014
Советы

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Вспышка — это стеклянная колба (прямая, спиральная, подковообразная или даже в форме кольца), из которой откачали воздух и которую заполнили специальным газом — ксеноном, вмонтировали в нее два металлических контакта (анод и катод) и подвели заряд высокого напряжения от электролитического конденсатора. Поверх колбы намотали несколько витков тонкого провода, к которому подключили источник очень высокого напряжения (несколько тысяч вольт).

Видеосъемка в новогоднюю ночь
31 декабря 2003
Обзоры

Видеосъемка в новогоднюю ночь

«Каждый Новый год снимаю несколько часов видео и даже сам его не всегда смотрю. Нужно ли вообще вертеться целую ночь вокруг праздничного стола, вместо того, чтобы сесть и расслабиться, как все?» Такие вопросы задают себе многие видеолюбители. Автор не считает необходимым уговаривать читателей заняться съемкой шедевров, если они уже решили, что лучше хорошо встретить Новый год, чем плохо снять его приход.

Тест AV-ресивера Yamaha RX-V3067
26 июня 2012
Тесты

Тест AV-ресивера Yamaha RX-V3067

Достоинства: богатейший арсенал портов, огромный набор функций, мощный звук. Недостатки: сложное управление, неудобный пульт, вольное отношение к аудиодорожкам. Резюме: среди ресиверов YAMAHA эта модель является на сегодня самой высокотехнологичной. Есть, конечно, вершина пирамиды в лице DSP-Z11, но пока в нее не внедрили поддержку 3D, так что средняя ценовая категория кажется сейчас даже привлекательнее.

Открытие выставки Вадима Гущина "Из частной библиотеки"
10 ноября 2018
Новости

Открытие выставки Вадима Гущина "Из частной библиотеки"

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку известного российского фотографа Вадима Гущина "Из частной библиотеки", которая пройдет с 14 ноября 2018 по 10 марта 2019. Открытие выставки состоится 13 ноября в 19.00.

Sony выпускает новую линейку защищённых карт памяти SD
31 августа 2018
Новости

Sony выпускает новую линейку защищённых карт памяти SD

Sony объявила о выпуске SD-карт UHS-II серии SF-G TOUGH, сочетающих прочность и высокую скорость чтения/записи. Новые карты нацелены на фотографов, которые хотят быть уверены, что их фотографии останутся в безопасности, когда карта SD будет извлечена из корпуса камеры.

Широкоугольный, cверхширокоугольный и fisheye – три новых объектива NIKKOR
1 июня 2017
Новости

Широкоугольный, cверхширокоугольный и fisheye – три новых объектива NIKKOR

Компания Nikon пополнила ассортимент оптики первым зум-объективом NIKKOR типа fisheye для формата FX, светосильным полнокадровым объективом 28 мм и широкоугольным зум-объективом формата DX. Каждый предоставляет новые возможности для фотографов, которые желают расширить пространство и увеличить перспективу в изображении.

Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN E-P5
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN E-P5

В компактной линейке беззеркалок Olympus уже год как не происходит ничего нового. Судя по интервью, которые дает в последнее время топ-менеджмент компании, эта серия «поставлена на паузу» как минимум временно. Покупатели куда больше внимания уделяют серии O-MD, и именно на ней решил сконцентрировать свои усилия производитель. На наш взгляд, ситуация совершенно несправедливая, особенно если взглянуть на камеру PEN E-P5.