Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Почти все традиционные жанры живописи в момент появления фотографии стали и ее традиционными жанрами (если это было возможно технически). Замечательные артефакты фотографической истории — снимки Ньепса на металлических платинах с выдержкой в восемь часов — были пейзажем и натюрмортом. И если первую фотографию «Вид из окна» можно считать первой «прямой» непостановочной фотографией, то «вторая» (к сожалению, сохранившаяся лишь в репродукциях) — натюрморт с бутылкой, букетом, бокалом и куском хлеба — это уже пример «сконструированной реальности», постановочного снимка, с продуманной композицией и, возможно, неким символическим значением.

Текст: Ирина Толкачева

 

1. Андре Кертеш. Вилка, Париж, 1928

 

Натюрморты XIX века вдохновлялись самыми разными живописными традициями (как, впрочем, и другие жанры молодой фотографии). Скульптурные бюсты, книги, предметы столовой сервировки, роскошные кисти винограда, цветы, череп, песочные часы, битая дичь… Быстротечность времени, тщетность упований, наслаждение дарами земли или прославление скромности, а также восхищение способностью фотографии передавать фактуры, масштабы и мелкие детали.

Часто натюрморт служит не только для воспроизведения традиционных аллегорий, но и для выражения специфических рассуждений о фотографии и ее месте среди изящных искусств. Историк фотографии Йен Джеффри отмечает заметное количество натюрмортов, составленных из грабель, лопат, леек и прочего садового и столярного инвентаря.

Размышления фотографов о ручном труде как бы приравнивают их собственный труд к ремеслу — естественному и честному. Но претензии фотографии на область изящного также очевидны с самого начала. Фотография — таинственный гибрид. Прекрасные натюрморты, похожие на голландскую или фламандскую живопись, одновременно и созданы человеком, и «сняты», получены, взяты, подобно каким-нибудь геологическим образцам.

Пожалуй, одним из наиболее «фотографических» видов натюрморта, не имеющим традиционных аналогов в живописи до модернизма, является бессюжетный натюрморт из случайных предметов, снятых фрагментарно или в необычном ракурсе, которые ценны исключительно своей формой. Такой натюрморт появляется в 1920-е — начале 1930-х. Это время экспериментов с формой, выработки новых языков искусства, подходящих для описания и анализа меняющегося мира.

Визуальные загадки, перекрещивающиеся плоскости из кусочков стекла, зеркал и бумаги, простые и знакомые ложки, вилки и тарелки, расположенные нелогично, брутально обрезанные, драматично освещенные, вступающие друг с другом в пространственные конфликты и выходящие из них остроумным образом. А еще — странные сочетания предметов, которые в обычной жизни не встречаются друг с другом на одной поверхности, но, внезапно встретившись на фотографии, рождают интересные визуальные впечатления и неожиданные ассоциации. Такие натюрморты, завораживающие своей изысканной странностью, довольно быстро находят применение в рекламе. Один из ярких примеров — известный «Воротник» Пола Аутербриджа или рекламы Эдварда Стейхена.

Первая половина XX века была временем последовательного самоопределения фотографии, осознания ею собственной эстетики и философии, особых взаимоотношений с реальностью и символом, отличных от других видов искусства. Классический подход к фотографическому натюрморту складывается в 1930-е, когда группа f/64 провозглашает свой манифест. Фотография, приняв свои естественные условности и ограничения, не подражая живописи, может запечатлеть, раскрыть и объяснить красоту простой повседневности, подняв привычные объекты до уровня символического обобщения. Комнатные растения в горшках, яйца и молочные бутылки, овощи с огорода, посуду и домашнюю утварь фотография может превратить в драгоценность.

 

2. Александр Слюсарев. 1970–1980 гг.

3. Андре Кертеш. В студии Мондриана, Париж, 1926

 Модернистские эксперименты, прояснившие способность фотографии показывать обычное необычно, но так, чтобы реальность все же безошибочно распознавалась, открыли дорогу натюрмортам Эдварда Вестона, который, по словам Анселя Адамса, «заново воссоздавал окружающий мир, находя в вещах объединяющие их начала». Следующие поколения фотографов — от Судека до Мэпплторпа, избравшие этот путь, не выходили за рамки ограниченного набора объектов: стекло, фарфор, плоды, цветы. Виртуозно работая с освещением и композицией, они создавали множественные вариации классического фотонатюрморта, расширяя горизонты зрения, но не противореча привычным понятиям о красоте.

Фотограф, который обращается к натюрморту сегодня, может усвоить любую из существовавших до него моделей и продолжать традицию. Однако многим интереснее эту традицию анализировать и рассуждать о месте и роли фотографии как искусства и документа, а художника как интерпретатора. Так натюрморт превращается в инструмент исследования натюрморта.

Например, американская художница Шарон Кор тщательно воспроизводит на своих фотографиях живописные натюрморты Рафаэля Пила, художника начала XIX века, затрачивая на их изготовление едва ли не больше усилий, чем сам живописец на написание картин (а он создал изрядное количество). Добиваясь иллюзионистического сходства с живописью, стараясь честно воспроизвести дух и настроение эпохи, Шарон Кор сама выращивает цветы и овощи на огороде (в XIX веке аналогичные сорта были меньше по размеру, чем современные), покупает в антикварных лавках тарелки и вазы начала 19 столетия, тщательно работает над колоритом, добиваясь сходства фотографий с картинами. Точно так же, как сам Рафаэль Пил в своих картинах добивался максимальной реалистичности и жизнеподобия.

Что получается в итоге? То, что мы видим, — это живопись или фотография? Старое или современное? Настоящее или фальшивое? Оригинал или репродукция? Но, как бы то ни было, в целом оно выглядит симпатично и привлекательно. Композиционно выверено и колористически продуманно, спокойно, элегантно и традиционно. Хорошо это или плохо, и, главное, зачем это нужно? Чего мы ждем от натюрморта, какой смысл вкладываем?

Насколько наша интерпретация такого натюрморта отличается от интерпретации зрителя XIX века? Фотограф своим кропотливым трудом переводит репродукцию живописи обратно к предметам, которые она изображает, и делает фотографии, которые похожи на репродукции живописи. Существует ли вообще непосредственная реальность, или она вся скрыта для нас под разнообразными культурными конструкциями, сквозь которые мы на нее смотрим?

Другой автор — Лора Летински — снимает композиционно изощренные натюрморты в лучших академических традициях (что подчеркивается наличием белой скатерти или драпировки с тщательно проработанными складками). Темы увядания, суетности бытия, конечности земного изобилия, традиционные для натюрморта, также присутствуют. Собственно, почти все натюрморты Летински именно об этом. Но объекты, которые нам показаны, нельзя назвать освященными вековой традицией.

Грязные пластиковые стаканчики, огрызки, объедки, неэстетично размазанные по тарелкам, мятая упаковка, разнообразный мусор… Последствия роскошной вечеринки или скромного семейного обеда выглядят отталкивающе, несмотря на продуманную композицию, интересное освещение и нежные цвета. Возможно, на картине эффект был бы немного смягчен, но фотография показывает нам знакомую реальность, от которой трудно абстрагироваться.

Летински исследует возможность и суть натюрморта в наше время. Начав снимать натюрморты, она привычно пыталась собирать их из предметов, несущих символическую нагрузку, делать говорящими. Но результаты этих попыток выглядели нарочитыми, вымученными, фальшивыми. Современный человек (чье визуальное восприятие определяется фотографией едва ли не полностью) давно не мыслит символами. Изображенные вещи больше не наделены таким же количеством смыслов, как в XVII веке.

Возможно, в современном натюрморте атмосфера важнее знака, а объекты наполняются смыслом через их описание. Фотография и реакция на нее обнаруживает, как общество относится к сюжету. Мы формируем свою среду, обустраиваем жилье, потребляем товары — многое из этого делается бессознательно, но тем не менее все наше поведение культурно обусловлено. Интересно наблюдать и обнаруживать, как все происходит. Наша реакция на фотографию, наша оценка и ассоциации и то, чем все это определяется, — вот предмет исследования фотографа. Это исследование он проводит, используя натюрморт как инструмент.

Подобными же культурологическими изысканиями заняты и фотографы, предпочитающие не «сконструированную» реальность, а «найденную». Такие авторы, как Вольфганг Тильманс, Найджел Шафран и многие другие, с разных сторон подходят к одному и тому же вопросу — о способности фотографии придавать значение объекту, рождать смыслы. Их натюрморты выглядят совершенно спонтанными и поэтому издевательскими. Зритель, ожидая от художника хотя бы минимального редактирования реальности, недоумевает: что красивого в немытой посуде в раковине, хаотично разбросанных на столе журналах, бумажках и окурках в пепельнице?

Консервативный зритель все время возвращается к постулату философа Роджера Скратона, который тот высказал несколько десятилетий назад: красивая фотография — это фотография красивого объекта. Если некто считает предмет, запечатленный на фотографии, красивым, то и фотографию, соответственно, тоже. Возможны, конечно, исключения, которые только подтверждают правило.

Фотография располагает арсеналом средств, позволяющим ей превращать некрасивое в красивое, что демонстрирует нам, например, творчество Эдварда Вестона и Ирвинга Пенна, которые могут придать благородство какому-нибудь невзрачному овощу или даже окурку, но их усилия очевидны зрителю, именно усилия он ценит. Фотограф не просто запечатлел все, как есть, — он тщательно поработал, скомпоновал, осветил, что-то подчеркнул, что-то замаскировал. Фотография придает новый смысл и ценность реальности, преобразовывая ее.

Однако «найденные» натюрморты вовсе не так просты. Часто именно они ставят вопрос: каким образом фотография рождает смыслы? Насколько реальность должна быть изменена, чтобы мы могли любоваться ею? Может быть, достаточно простого запечатления, чтобы сфотографированное уже воспринималось символически? Груда тарелок растет, меняется освещение, расцветает цветок в горшке — так и проходит жизнь день за днем. Как мы живем, как бессознательно наводим порядок, создавая конструкции из вещей, организуя мир вокруг себя? И, наконец, почему мы не хотим считать все это предметом искусства, сюжетом для натюрморта? Или хотим?.. 

4. Андрей Рогозин

5. Андре Кертеш. Очки и трубка Мондриана, 1926

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотовыставка Алексей Мякишев. Колодозеро.
9 сентября 2016
Новости

Фотовыставка Алексей Мякишев. Колодозеро.

Галерея Классической Фотографии представляет выставку одного из лучших мастеров современной черно-белой фотографии в России - Алексея Мякишева. Мы уже проводили авторскую выставку этого фотографа «Вятка». Теперь рады представить его новый фотопроект - «Колодозеро». Работы Алексея Мякишева узнаются сразу. Его фотографиям присущ особенный авторский почерк, выделяющий их из, ставших уже привычными, работ в жанре новой русской документалистики. Так и в этом проекте, автор сумел запечатлеть жизнь нескольких сел на берегу северного озера со свойственной только его камере особенностью.

IFA 2019: телевизоры Hisense с разрешением 8K
9 сентября 2019
Новости

IFA 2019: телевизоры Hisense с разрешением 8K

На выставке IFA 2019 в Берлине Hisense представил телевизоры с разрешением 8K, более 33 млн пикселей, технологиями квантовых точек Quantum Dot Color Gamut и Dual Cell.

Цифровые фотокамеры Olympus
15 марта 2004
Новости

Цифровые фотокамеры Olympus

Вы поклонник Формулы 1, Михаэля Шумахера, Рубенса Барикелло и Ferrari? Тогда вы не сможете устоять перед новой цифровой камерой Ferrari DIGITAL MODEL 2003. Эта коллекционная модель красного цвета с логотипом Ferrari на корпусе выглядит просто изумительно. Ремешок и стильный чехол камеры также украшены логотипом Ferrari.

Живой звук
8 декабря 2004
Новости

Живой звук

Компания ALEKS Digital Technology Inc. прочно утвердилась на российском рынке. За несколько лет ассортимент различной аудиовидеопродукции вырос настолько, что в состоянии удовлетворить потребности практически любого покупателя. Среди продукции ALEKS присутствуют как недорогие компоненты для домашнего кинотеатра и стерео, так и техника класса Hi-Fi и High End.

Элио Чиол — победа над усталостью света
7 апреля 2013
Обзоры

Элио Чиол — победа над усталостью света

Выставка итальянского фотохудожника Элио Чиола «Очарование реальностью», проходившая в декабре 2011 года — январе 2012 года в Галерее классической фотографии в Москве, — одно из экстраординарных событий столичной культурной жизни. С ранней юности он учился ремеслу фотографа в мастерской его отца-фотографа. В 15 лет Чиол берет в руки камеру и начинает фотографировать. Его интересуют прежде всего новые виды съемок, и в фотографии он ищет новые возможности. В 1946 году он покупает у американских солдат катушку фотопленки, предназначенной для аэрофотосъемки.

Точка кипения
23 июня 2004
Обзоры

Точка кипения

Берег Волги В вашей фотографии поражает то, что на ней чаще всего изображается место, не знающее человека. Вы изображаете природу как мощное структурированное пространство, как воздвигнутую без или вне человека архитектуру. Вы снимаете, кажется, природу без цивилизации? — Практически да... Вырос я, во-первых, на берегу Москвы-реки, без отца, с матерью.

Док-станция HARMAN Kardon Go+Play II отличается плотными, хорошими басами
11 августа 2012
Обзоры

Док-станция HARMAN Kardon Go+Play II отличается плотными, хорошими басами

Это вторая реинкарнация популярного портативного дока Go+Play. Форм-фактор похож на переносную магнитолу, наличие батарейного отсека позволяет использовать прибор в аналогичном качестве. Основная проблема предыдущей версии, а именно не самое надежное крепление плеера, здесь в полной мере исправлена.Крепкий корпус и могучий усилитель дают сравнимое с блочными мини-системами (а во многом и превосходящее) исполнение любых музыкальных жанров.

Предупрежден — значит вооружен: профессиональная игровая гарнитура Mad Catz F.R.E.Q.TE с объемным звуком даст понять, с какой стороны приближается опасность
18 февраля 2016
Новости

Предупрежден — значит вооружен: профессиональная игровая гарнитура Mad Catz F.R.E.Q.TE с объемным звуком даст понять, с какой стороны приближается опасность

Mad Catz представляет новую игровую гарнитуру F.R.E.Q.TE с поддержкой объемного звука формата 7.1. Новинка входит в знаменитую серию Mad Catz Tournament Edition (TE), созданную для киберспортсменов и фанатов компьютерных игр.

Умные решения
25 декабря 2006
Новости

Умные решения

SITRONCIS — набирающий обороты молодой отечественный брэнд, под которым производятся высокотехнологичные цифровые устройства, представляет вам очередные новинки DVD-техники. Изящество исполнения, надежность и функциональность этих новинок заслуживают самого пристального внимания, особенно с учетом традиционной доступности техники «Ситроникс».

Новые полнокадровые объективы с байонетом E для камер Sony α
5 марта 2015
Новости

Новые полнокадровые объективы с байонетом E для камер Sony α

Теперь серьезные фотографы получили возможность реализовать еще больше творческих замыслов с помощью четырех новейших полнокадровых объективов α с байонетом E, предназначенных для знаменитого семейства беззеркальных камер Sony. От эмоциональных портретов, эффектных пейзажей и изысканных макроснимков до съемки быстро движущихся объектов, съемок в поездке или повседневной съемки – расширенный диапазон объективов с байонетом E подходит для любых ситуаций съемки. Этот квартет объективов высокого класса дополняют четыре конвертера, два из которых полнокадровые, позволяющие легко делать выразительные ультра широкоугольные снимки и снимки с акцентированной перспективой объектива «рыбий глаз».