Мануфактурой Konstantin Chaykin созданы самые сложные российские часы

Мануфактура Константина Чайкина, российского часовщика и изобретателя, известна любителям сложных часов не только в России, но и по всему миру. Здесь создаются часы, снабжённые необычными функциями, интерьерные и личного пользования, в изумительных корпусах из драгоценных или редких материалов, с уникальными механизмами — произведениями часового искусства. Одной из тем, живо интересующих Константина Чайкина и как изобретателя, и как часовщика, была и остаётся религия во всём своём многообразии, её календарные особенности, символизм, природа  интеграции в повседневную жизнь людей.

Историческая, календарная, математическая и механическая части пасхального модуля. История пасхалии

Согласно каноническим Евангелиям, Иисус Христос страдал и умер в дни иудейской Пасхи и воскрес в первый день седмицы.


Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом.


Согласно Пятикнижию (Исх. 12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.

Расхождения между синоптическими Евангелиями (от Матфея, Марка и Луки) и Евангелием от Иоанна относительно дня Тайной Вечери и казни Христа не являются существенными для пасхалии, так как целью последней является определение даты первого после иудейской Пасхи воскресенья.

В соответствии с Законом Моисея, ветхозаветная Пасха (Песах) должна совершаться в 14 день месяца нисана (полнолуние этого месяца):

В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня; И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки.Книга Левит 23:5-6; см. также Исх. 12:1-28, Чис. 9:1-14

 

Поскольку самые первые христианские общины состояли исключительно из иудеев, то для них было естественно праздновать Пасху ветхозаветную, но вложив в неё новозаветный смысл. По мере распространения христианства традиция праздновать Пасху 14 нисана была воспринята и восточными христианами из язычников. На западе в отношении празднования Пасхи не следовали иудейским традициям. Там считали правильным праздновать воскресение Христово в тот день недели, который был посвящен этому воспоминанию, выбирая эту неделю приблизительно — ту, которая следовала за полнолунием пасхального месяца. С течением времени эти две традиции  перешли к конфликту.

Любопытно, что аналогичная история наблюдалась и с празднованием рождества Христа. В 45 году до н. э. Юлий Цезарь в своём юлианском календаре установил для Европы 25 декабря как дату зимнего солнцестояния. С введением христианства императору Константину  потребовалось вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря — тогда на этот день приходилось зимнее солнцестояние, дав празднику новое значение.

Во II веке возник спор о дне праздновании Пасхи Римской общиной и общиной в Малой Азии. В Риме праздновали Пасху в день воскресный после 14 нисана согласно преданию, полученному от апостолов   Петра и Павла. Христиане Малой Азии,  совершали Пасху в 14 день (первого весеннего лунного) месяца нисана, в день ветхозаветной Пасхи, в какой бы день недели это 14 число ни выпадало, согласно преданию, полученному от апостолов Иоанна Богослова и апостола Филиппа. В Риме и в Малой Азии параллельно друг другу собирали поместные церковные соборы, в обоих местах единомысленно полностью подтверждали, что их предание получено от апостолов, только от разных.

 В 325 г.  состоялся Первый Вселенский Собор в Никее, который пришел к согласию, что христиане должны использовать единый метод для определения даты Пасхи, и что пасхальный месяц надо выбирать так, чтобы Пасха праздновалась после дня весеннего равноденствия. Еврейская календарная практика, при которой Пасха время от времени выпадала до дня равноденствия, была признана ошибочной, и следование ей было запрещено.

Однако в то время единая пасхалия ещё не была разработана. Было решено, что для того, чтобы Пасха праздновалась единовременно во всей империи, патриарх Александрии будет определять дату праздника и сообщать ее остальным общинам. Эта традиция вскоре прервалась, и потребовалось ещё несколько столетий, прежде чем общий метод был принят во всем христианском мире.

Наиболее авторитетным был признан метод, разработанный в Александрии, основанный на расчёте лунных епакт согласно 19-летнему циклу. Такой цикл был впервые предложен Анатолием Лаодикийским ок. 277 года. Александрийские пасхальные таблицы были составлены епископом Феофилом Александрийским на 380−479 гг. и Кириллом Александрийским на 437−531 гг.

В Риме была разработана собственная пасхалия, отличная от александрийской. Самые ранние известные римские таблицы, основанные на 8-летнем цикле, были составлены в 222 г. Ипполитом Римским. В конце III столетия в Риме были введены 84-летние таблицы. Изменённый 84-летний цикл был принят в Риме в течение первой половины IV столетия. Эти старые таблицы использовались в Нортумбрии до 664 г. и изолированными монастырями вплоть до 931 г. Викторий Аквитанский предпринял попытку адаптировать александрийский метод к римским правилам в 457 г. в виде 532-летней таблицы. Таблицы Виктория использовались в Галлии и Испании, пока они не были заменены таблицами Дионисия Малого в конце VIII столетия.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получила широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана — 284 год (н.э), в ней составлялись пасхальные таблицы.  В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана, однако, не желая вести отсчет по годам правления «нечестивого гонителя», решил «обозначить годы» от «воплощения Христа». В его таблице 532 год ab inscriptione («от воплощения») следовал за 247 годом эры Диоклетиана. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в употребление и эру «от Рождества Христова».

В 725 г. Беда Достопочтенный полностью адаптировал пасхалию Дионисия и эру от Рождества Христова. Начиная с VIII века, александрийская пасхалия стала всеобщей и использовалась в Западной Европе вплоть до григорианской календарной реформы.

По своей сути церковный календарь — пасхалия — состоит из двух частей — подвижной и неподвижной.

Неподвижная часть пасхалии — это обычный юлианский календарь вместе с приписанными к числам этого календаря неподвижными праздниками. Неподвижны они в том смысле, что приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть пасхалии определяет изменяющиеся год от года даты Пасхи в числах юлианского календаря, а также определяет счет церковных недель и остальных, отсчитываемых от даты Пасхи, подвижных (передвижных) церковных праздников.

Таким образом, обе части пасхалии в совокупности определяют порядок церковной службы на каждый день любого года. Поэтому канонизация пасхалии имела основополагающее значение для церкви. Именно пасхалия обеспечивала и обеспечивает единообразие церковной службы в различных местах.

Первоначально пасхалия представляла собой сложную последовательность таблиц, которые определяли рассчитанные на сотни лет вперед даты основных церковных праздников и фиксировали взаимную зависимость календарных дат или периодов, многие из которых имели астрономический смысл (связанный, например, со сменой лунных фаз), в частности, такие как: «индикт» (период в 532 года, в течение которого повторяется совокупность всех календарных величин, используемых в пасхалии), «круг Солнцу» (28 лет — как повторение одних и тех же дней недели с соответствующими числами), «круг Луне» (19 лет — как приводящий все одинаковые фазы на одно число месяца), «епакта», «основание» и т.д.

«Пасхальный предел» был установлен от дня весеннего равноденствия (21 марта — который легко могли определить) до 25 апреля (сейчас с 4 апреля до 8 мая) в первое воскресенье полнолуния, следующего за новолунием. Эти сроки были установлены для того, чтобы Христианская Пасха никогда не совпадала с Иудейской.

Исходя из значений таблиц пасхалии и определялась дата Пасхи. Однако в IV веке астрономия еще не была точной наукой, поэтому при расчетах таблиц пасхалии были допущены определенные погрешности. По прошествии многих веков на сегодняшний день дата Пасхи по пасхалии не каждый год соответствует существующему изначально правилу: «не просто после полнолуния, но в первое по полнолунии воскресенье».

В настоящее время дата Пасхи стала определяться уже не звездами, а правилами церковного календаря, то есть из события астрономического Пасха со временем превратилась в событие календарное, а именно день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля юлианского календаря (старого стиля) или от 4 апреля до 8 мая григорианского календаря (нового стиля).

Другими словами, наступление Пасхи в настоящее время определяют, не глядя на небо, а вычисляя дату Пасхи по определенным таблицам, пользуясь вполне определенными правилами, связанными с церковным юлианским календарем.

Изначально для определения даты Пасхи было определено четыре правила. Два содержатся в апостольских правилах, а два других известны из предания. Первое правило — совершать Пасху после весеннего равноденствия. Второе — не совершать ее вместе с иудеями. Третье — не сразу после равноденствия, но после первого по равноденствии полнолуния. И четвертое — не просто после полнолуния, но в первое по полнолунии воскресенье.

Григорианская реформа, установив свои календарные каноны, нарушила каноны церковные и произвела раскол в Христианской церкви, разделив ее на Католическую церковь и Православную церковь, в которых основные церковные праздники стали определяться по разным алгоритмам и приходиться на разные календарные даты.

С 15 октября 1582 г. перешли на григорианский календарь Италия, Испания, Португалия и Польша. С 20 декабря 1582 г. — Франция, с 1 января 1583 г. — Голландия и Люксембург, с 16 октября 1583 г. — Бавария, с 1 ноября 1587 г. — Венгрия, со 2 сентября 1610 г. — Пруссия. Остальные страны — начиная с 1700 года и позже.

Россия на волне революционных перемен перешла на григорианский календарь (новый стиль) с 14 февраля 1918 года, когда декретом правительства было установлено «после 31 января сразу считать 14 февраля».

В настоящее время дата Православной Пасхи в большинстве случаев не совпадает с датой Католической Пасхи и только шесть раз в 19 лет, когда расчетные и астрономические полнолуния выпадают на одну неделю, Православная Пасха и Католическая Пасха совершается в один день. Трижды в 19 лет Католическая Пасха празднуется раньше Иудейской. Вызвано это тем, что в данные годы Иудейская Пасха приходится не на первое, а на второе полнолуние после астрономического весеннего равноденствия, католики же отмечают Пасху после первого полнолуния.

Сегодня только немногие Церкви сохранили приверженность традиционному церковному юлианскому календарю. Православие придерживается существующего и по сей день знамения — схождения Благодатного огня в Великую Субботу у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения — и сохраняет в чистоте юлианский церковный календарь и Александрийскую Пасхалию.

Календарные основы пасхалии

Пасхалия — методика расчёта даты Пасхи.

Методика заключается в моделировании практики времяисчисления древних иудеев с целью определения дня ветхозаветной Пасхи в датах солнечного календаря (юлианского, григорианского или александрийского) и нахождения следующего за этим днём воскресенья как дня христианской Пасхи. Поскольку основной календарной единицей у древних иудеев был синодический (лунный) месяц, моделирование реализуется путём составления расписания лунных месяцев на интервале в несколько лет. В качестве такого интервала используется т. н. Метонов цикл, в основе которого лежит тот факт, что продолжительность 235 синодических месяцев с приемлемой точностью равна 19 тропическим годам. Таким образом, расписание лунных фаз, составленное для некоторого 19-летия, в точности повторяется в последующих 19-летиях, что позволяет составить таблицу пасхальных дат или сформулировать алгоритм для их вычисления на много лет вперед.

Правило пасхалии имеет следующую формулировку: Пасха празднуется в первое воскресенье  после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия.
Следует иметь в виду, что под полнолунием и равноденствием понимаются не астрономические явления, а даты, полученные расчётным путём. Под пасхальным полнолунием понимается т. н. «день 14-й Луны» (возраст Луны = 14) из расписания лунных фаз, построенного на основе Метонова цикла. Под весенним равноденствием понимается календарное весеннее равноденствие для северного полушария — 21 марта. В настоящее время используются две различные пасхалии. Начиная с 1583 года, католическая церковь использует григорианскую пасхалию, принимающую для расчётов день равноденствия 21 марта по григорианскому календарю, в то время как большинство православных церквей придерживаются александрийской пасхалии с 21 марта по юлианскому календарю. Кроме того, в нашем веке александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние происходит на 4—5 дней позже реального астрономического полнолуния, ввиду использования юлианского календаря. Астрономическое равноденствие по юлианскому календарю смещается в среднем на одни сутки за 128 лет в сторону зимы.

Математика

Весьма любопытно происхождение  слова компьютер. Как выясняется оно тесно связано с пасхальными вычислениями,  Примерно 2000 лет назад существовало латинское слово computare, состоявшее из двух частей — com (вместе) и putare(считать, полагать, рассматривать, рассчитывать). В VI веке computare и computus в основном использовали для обозначения специфических расчетов, связанных с определением даты праздника Пасхи. На латыни и английском написании, сегодня слово Computus обозначает способ вычисления даты Пасхи.

Алгоритм интеркаляции александрийской пасхалии строится на основе лунной епакты, которая представляет собой возраст луны на определённую дату. В случае александрийской пасхалии под епактой понимается возраст луны 22 марта. Алгоритм определения пасхального полнолуния (14-й луны) формулируется следующим образом:

первый год 19-летнего цикла выбирается так, что епакта на 22 марта равна 0 (nulla epacta)

епакта = епакта предыдущего года + 11, если предыдущий год был простым, или

епакта = епакта предыдущего года — 19, если эмболисмическим);

если епакта ≤ 15, то следующее полнолуние (22 + 14 — епакта) марта является пасхальным полнолунием;

если епакта > 15, то к текущему лунному году следует добавить полный месяц (30 дней), сделав год эмболисмическим, и пасхальным полнолунием будет (22 + 30 + 14 — епакта) марта = (35 — епакта) апреля.

Этот алгоритм последовательно применяется ко всем годам 19-летнего цикла.

Дата православной Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. Для заданного года определяется пасхальное полнолуние:

Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил следующий алгоритм вычисления даты Пасхи:

Пасхальное полнолуние (Y) = 21 марта + (19·(Y mod 19) + 15) mod 30,

где Y — номер года от Р. Х., m mod n −остаток от деления нацело m на n. Если значение Полнолуние(Y) ≤ 31, то дата полнолуния будет в марте; Если значение Полнолуние(Y) > 31, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

 d= (19·(Y mod 19) + 15) mod 30,

например, 2007 mod 19 = 12,d = (19·12 + 15) mod 30 = 3, Полнолуние(2007) = 21 марта + 3 = 24 марта

 b= (2·(Y mod 4) + 4·(Y mod 7) + 6·d + 6) mod 7,

например, 2007 mod 4 = 3, 2007 mod 7 = 5, итак для 2007 года b = 1

  ЕСЛИ  (d+ b) > 9, ТО Пасха будет (d+ b — 9) апреля ст. стиля,  ИНАЧЕ                            (22 +d+ b) марта ст. стиля.

Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.).

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX—XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю).

Проанализировав формулы Гаусса я преобразовал их в свой алгоритм.

Суть моего способа заключалась в получении наименьших габаритов программного устройства.
Например не представляется проблемным сделать, например, указатель Пасхи на больших башенных часах, требуется только изготовить колесо, имеющее 532 зуба, разбить его на кулачок с 35 уровнями. И все готово.

Для малогабаритных устройств использование как большого количества зубьев, так и большого количества программных уровней требует экстра-повышенной точности, что с учетом возможностей изготовления непременно вызовет большие погрешности показаний.
Таким образом, целью было снизить количество уровней до приемлемого.

Напомню еще раз формулу определения даты Пасхи, это первое воскресенье после пасхального полнолуния.

Я проанализировал формулы Гаусса. И вывел в графике часть полученных значений.

В них видно: чтобы получить дату Пасхи нужно ввести d сложить его с b и получить требуемое значение и прибавить один: d+b+1

Но если проанализировать формулу получения значения b

b= (2·(Y mod 4) + 4·(Y mod 7) + 6·d + 6) mod 7

можно заметить что в получении этого значения участвует значениеd, и соответственно цикл повторений значенийb= 4х7х19 = 532 года, и используя эти формулы в механике я ничего не выигрываю, так как опять нужно использовать программное колесо с цикличностью в 532 года.

Поэтому я решил преобразовать формулу,  убрав из нее данные о величинах d.  

Таким образом, оставив только  b = (2・е+4・f)mod7  ввел эти значения в наш график.

Несложно заметить, что высота новых столбиков значений b соответствует количеству дней до Пасхи за вычетом целых недель. Красными линиями я отметил семидневки.
Таким образом, чтобы получить требуемую дату Пасхи, необходимо разделить значение пасхального полнолуния d на 7, соответствующее количеству дней в неделе,  и взять целое число от частного при делении. Это будет значение n. Теперь вроде бы все просто, нужно взять значение n, умножить на 7 и прибавить значение b и получим b. Но в некоторых случаях это правило не действует.

Проанализировав, мы заметим, что исключения из правил выпадают когда значения d-7·n больше или равно значения b, назовем это значение а. Которое добавим в наш график.

Теперь получим полную формулу, использование значений из которой удобно для использования в часах.

Для вычисления даты Пасхи необходимо к дате весеннего равноденствия (21 марта) прибавить число k – сдвиг (количество дней) даты Пасхи от 21 марта, которое определяется по формуле:

 k = n・7+b,

причем если а> = b, то n = n+1, а если а

где n — количество целых недель (7 дней), определяемое, как целая часть частного от деления d на 7, до опорной даты — даты пасхального полнолуния в году, а d — сдвиг опорной даты от 21 марта, определяемый по формуле:

d = (19・c+15)%30,

где с — остаток от деления номера года на 19, то есть

с = year mod 19,

а — сдвиг даты от n (количество целых недель (7 дней) до опорной даты) до опорной

даты d, определяемый по формуле:

а = d-n・7, где

b — величина сдвига воскресений от даты весеннего равноденствия на конкретный год, определяемого по формуле:

b = (2・е+4・f)mod7, где

е — остаток от деления номера года на 4, е = year mod 4, 

f — остаток от деления номера года на 7, f = year mod 7.

g = mod 28 (остаток от деления номера года на 28)

При этом сдвиг даты весеннего равноденствия по солнечному циклу g в виде остатка от деления номера года на 28 определяют по формуле g = year mod 28.

Указанные приведенные в таблице 3 и таблице 4 величины и запрограммированы в форме программных дисков b 1, а 2 и n 3 в виде механически считываемых и обрабатываемых исходных данных.

Полученные значения внесем в таблицу:

И по результатам значений a, b и n построим кулачки.

 

По нашей формуле определим алгоритм действий нашего механизма, ниже показана блок схема пасхального механизма:

Механика

В данных часах для запуска механизма указания и переключения даты Пасхи требуется много энергии. В предыдущей версии часов (Воскресенье 2007), в часах в качестве аккумулятора я использовал плоскую пружину, которую оттягивал рычаг поднимаясь по улитке в течении года.  этих часах для обеспечении надежной работы мной было использована энергия основной пружины, раз в год, а именно, с 31-го декабря на первое января срабатывает стартовый механизм переключения приводимый рычагом вечного календаря .

 

Рычаг переключения толкаемый кулачком, поворачивается и приподнимает гребенки из уступов программных  дисков a, b и n и одновременно толкает звездочку, подпружиненную фиксатором. На оси звездочки закреплены два колеса 1 и 2, которые приводят в движение два других колеса 3 и 4 размещенных соосно, причем колесо 3 совершает один оборот за 28 лет, а колесо совершает один оборот за 19 лет.

На колесе 3 соосно размещен кулачок имеющий 28 уступов, на колесе 4 соосно размещены кулачки  а и n имеющие  по 19 уступов.

Вращаясь, кулачок привода системы переключения опускает гребенки и считывающие пальцы гребенок  становятся на новые положения в уступах программных кулачков.

С кулачком n  работает считывающая гребенка n, зубья которой передают движение на колесо редуктор, для увеличения угловой скорости и получения значения n・7.

 

С кулачком b, работает считывающая гребенка b, которая через передаточное колесо передает движение на центральное колесо дифференциального механизма. 

Дифференциальный механизм содержит два центральных колеса, сателлиты и водило, на водиле суммируются угловые скорости центральных колес.

На выходе водила, мы получаем угловое значение n・7 + b.

Система сравнения данных предназначена для сравнения показаний с кулачка b и а, и содержит дополнительно кулачок  а, гребенку a, промежуточные колеса и дифференциальный механизм, на водиле которого находится палец переключения. Если высота уступа кулачка b меньшее высоты уступа кулачка a, то палец отклоняется вправо и находится в уступе рычага коррекции. Не поворачивая при этом колеса дифференциального механизма коррекции. Если высота уступа кулачка а равна или больше высоты уступа кулачка b, то рычаг коррекции поворачивается влево и поворачивает колесо дифференциального механизма коррекции на определенный угол.

 

На выходе водила дифференциального механизма коррекции получаем суммирующее значение n・7 + b с учетом возможной коррекции на величину n. На водиле дифференциального механизма коррекции находится гребенка, передающая движение на колесо, на оси которого находится стрелка индикации даты Пасхи.

 

При этом Константин не отдаёт предпочтение какой-то одной конфессии. Среди его работ можно найти часы на иудейскую тематику, часы с мусульманским календарём, и, конечно, православные.  «Я не связываю свою работу с верой как таковой, — говорит Константин — для меня работа над различными религиозными часами связана с погружением в историю времяисчисления. Именно это меня притягивает. В священных книгах разных конфессий можно найти удивительно много информации о путях постижения человеком природы времени. И зачастую продумывание нового механизма, изобретения — целый научный труд».

Религия и часовое дело тесно сплетены с момента зарождения последнего. Первые механические часы, поначалу даже без циферблатов, были башенными, и служили для нужд определения времени службы прихожанами. И, несмотря на то, что сейчас это вполне светский предмет обихода, сочетание головоломных упражнений по вычислению даты православной Пасхи с мерной работой механизма завораживает, напоминая о тех временах, когда люди только начали вести счёт дням и часам с помощью механики.

Новое произведение мастера связано с православием. Это часы с указателем даты православной Пасхи — числа, ежегодно меняющегося и вычисляемого с учётом множества правил и ограничений. Чтобы понять всю сложность этого механизма, нужно хотя бы раз попытаться вычислить дату православной Пасхи самостоятельно. Не каждому это удастся, даже при наличии желания и терпения. Круг Луне, круг Солнцу, индикт, епакта, основание, вруцелето года, ключ границ, великий индиктион, пасхальная граница, зрячая пасхалия — вот основные методы, используемые при  вычислении даты  Пасхи. Эти вычисления Константин Чайкин не только освоил сам, но создал свой способ расчета и «обучил» ему механизм своих часов.

Внешне часы являются воплощением образа Исаакиевского собора — одного из красивейших символов Санкт-Петербурга, родного города Константина Чайкина. Отсылкой к «северной столице» звучит и название часов — «Северная Пасхалия». Часы по замыслу перекликаются с шедевром мастера от 2007 года — сложнейшими астрономическими часами «Воскресение». Всё так же механизм, вычисляющий ежегодно меняющуюся дату православной Пасхи, заключён в корпус в форме православного храма, однако и внешнее, и внутреннее содержание часов стали сложнее и изысканнее.

Механика и архитектура часов «Северная Пасхалия» конкурируют друг с другом своей сложностью. В облике часов воспроизведены основные элементы собора, что позволило сделать образ узнаваемым даже для тех, кто знает «северную столицу» лишь по фотографиям. От архитектуры Исаакиевского собора заимствованы: общая композиция, воплощённая в форме корпуса часов, купол, элементы колоннады, фронтоны, фонарь, звонницы и общая цветовая гамма. В качестве материала для облицовки корпуса часов выбран мрамор, его цветовая композиция соответствует общей цветовой гамме оформления интерьеров собора. Подбор камней для корпуса часов выполнен с учётом их особенностей, и имеет сходство с внутренним убранством собора.

Купол Исаакиевского собора, одно из самых грандиозных сооружений в мире, с внешней стороны покрыт листами золочёной меди. Этот зрительный образ и воплощён в часах — купол корпуса часов выполнен в технике гильоше и покрыт горячей эмалью «под золото». По замыслу мастера,

корпус часов должен выражать идею Пасхи и символику праздника: купол продолжен таким образом, чтобы было образовано пасхальное яйцо. Ведь яйцо в православной традиции трактуется как символ Воскресения, и дарить крашенные яйца на Пасху — древний обычай, которому мы следуем до сих пор.

Фонарь часов, как и фонарь соборного купола — венец композиции и один из основных декоративных элементов,  придающей этому огромному сооружению воздушность и красоту. Элегантная же несоразмерность звонниц и купола подчеркивает величие массивного центрального барабана собора. По аналогии с оригиналом, четыре звонницы часов «Северная Пасхалия» искусно обрамляют центральный купол. Колоннада Исаакиевского собора, грандиозное сооружение, во многом является самостоятельной достопримечательностью Петербурга. Колоннада часов также  выполнена из 24-х колонн, и в то же время является 24-х часовым индикатором функции «Время России», которая отображает текущее время во всех российских часовых поясах.

Фасады собора украшают портики, поддерживаемые монолитными колоннами, выполненными из гранита. Благодаря им собор нес идею вечности и монументальности, воплощая её в камне. Идею переняли и часы: в механизме (вечный календарь и вечный указатель даты православной Пасхи), и в колоннах, обрамляющих механизм. Их, конечно же, меньше, чем в соборе, ведь остальные исполины отступили, чтобы приоткрыть нам тайну времени. Фронтоны собора, образец классицизма в архитектуре, напоминают фигуру орла с распростёртыми крыльями. Четыре фронтона оформляют энергично проработанные и тяжеловесные рельефы. Часы в своём облике воплотили идеи южного рельефа «Поклонение волхвов» и северного — «Воскресение Христа». Мастера каменного дела с особой тщательностью воспроизвели сюжеты рельефов в каменных мозаиках. В часах также воссозданы некоторые элементы интерьеров храма: рисунок крыши заимствован из оформления пола центральной части собора, а  боковые поверхности корпуса украшают мозаики, прототипом которых явились:  витражный образ Воскресшего Христа и мозаичный образ Архангела Михаила.

На главном циферблате часов расположена шкала индикации даты православной Пасхи в текущем году. При этом имеется возможность определения даты Пасхи как по старому, так и по новому стилю летоисчисления. Для этого на шкале циферблата присутствует два ряда чисел. Нижний ряд обозначает даты с 4 апреля по 8 мая включительно, и они предназначены для определения даты Пасхи по новому стилю. В верхнем ряду располагаются даты с 22 марта по 25 апреля, предназначенные для определения даты Пасхи по старому стилю. Чтобы легче было читать шкалу, числа каждого месяца выделены цветом. Стрелка указания даты Пасхи имеет вид рамки, внутри которой помещается дата Пасхи в текущем году как по новому, так и по старому стилям. Переключение на новую дату происходит один раз в год с 31 декабря на 1 января.

На задней стороне механизма расположено устройство индикации уравнения времени, которое учитывает различие в продолжительности реального солнечного дня («истинное время») и 24-часового дня («усреднённое время»), возникающее по причине неидеальной геометрической формы орбиты вращения Земли и наклона оси вращения в 23 градуса.

О механизме, выполняющем 16 часовых функций, стоит упомянуть отдельно. Более 10 000 часов ручного труда вложено в создание механического сердца часов, бьющегося со скоростью 18 000 полуколебаний в час. Мастера довели до совершенства каждую деталь сложного механизма, а их ни много ни мало — 1375! Помимо указателя даты православной Пасхи, часы показывают фазы Луны и запас хода, уравнение времени и карту звёздного неба, день недели, дату, месяц и год по григорианскому календарю, включая високосные годы.

Часы «Северная Пасхалия» на данный момент являются самыми сложными из когда-либо созданных в России. Только для конструкторской разработки механизма потребовалось более 3 000 часов, а изготовление и сборка деталей, их регулировка, настройка потребовали от мастеров мануфактуры применить весь опыт, знания и навыки работы прецизионным инструментом. И они проявили себя на высочайшем уровне. «Северная Пасхалия» — гордость не только мануфактуры Константина Чайкина, но и всего российского часпрома.

Технические характеристики

Механизм:

Мануфактурный калибр: Т03-0

Материалы: латунь, сталь, бронза, дюралюминий, золото, лазурит, сапфиры

Частота колебания баланса: 18 000 полуколебаний в час

Количество камней: 16 камней

Количество подшипников: 68

Количество деталей механизма: 1375

Спуск: анкерный

Запас хода: до 10 дней

Точность хода: ± 20 сек в сутки

Корпус:

Габариты: 600*340*242 мм

Материалы: мрамор, латунь, серебро, сталь, дюралюминий, минеральное стекло, золото,

кремень, родонит, виолан, ксонотлит, лазурит, чароит

Дополнительные техники: гильоше, горячая эмаль по гильошированной поверхности, мозаики

Минералы в мозаиках:

Фронтоны: кремень, родонит, виолан, песчаник, ксонотлит, лазурит, чароит

Мозаика с изображением Архангела Михаила: яшма, виолан, песчаник, магнезит, нефрит

Мозаика с изображением Воскресения Иисуса Христа: яшма, мрамор, нефрит, лазурит, виолан

Мозаика верхней части корпуса: мрамор, кремень

Функции:

Одноминутный турбийон

Индикация часов

Индикация минут

Индикация секунд

Индикация даты православной Пасхи по новому и старому стилю

Индикация фаз Луны

Индикация запаса хода

Индикация уравнения времени

Карта звёздного неба

Звёздное время

Индикация времени во всех часовых поясах России

Функции вечного календаря:

Индикация дня недели

Индикация даты

Индикация месяца

Индикация года

Индикация високосного года

Патенты:

№ 2353978 «Календарное устройство и способ определения даты православной Пасхи»;

№2306618 — Календарное устройство для определения даты православной Пасхи и связанных с ней православных праздников (варианты);

№ 2568337 «Часы с индикацией времени в часовых зонах России (варианты) и способ осуществления одновременной индикации времени во всех часовых зонах России».

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Беззеркальный фотоаппарат Lumix DMC-GF3 получила сверхбыструю фокусировку
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Lumix DMC-GF3 получила сверхбыструю фокусировку

Вслед за третьим поколением «базовой» линейки компактных систем Lumix G компания Panasonic выпустила и обновленную «миниатюрную» беззеркальную фотокамеру Lumix DMC-GF3. Точнее даже будет сказать «новую», потому что изменений в камере никак не меньше, чем улучшений, а суть фотоаппарата поменялась значительно. Ключевая идея, заложенная в основу GF3 (как и ее старшей сестры G3), — уход от попытки создать урезанную зеркалку к созданию функционального и мощного компакта с «зеркальным» качеством съемки.

Будущее технологий работы с изображениями на выставке photokina — опробуйте новейшую систему Canon EOS R
20 сентября 2018
Новости

Будущее технологий работы с изображениями на выставке photokina — опробуйте новейшую систему Canon EOS R

Вслед за недавним выпуском на глобальный рынок уникальная революционная система EOS R — камера и объективы RF — будет представлена публике на выставке photokina в Кельне (Германия). Посетители стенда Canon (павильон 3, уровень 2) получат эксклюзивную возможность взять ее в собственные руки и опробовать в деле. Со среды, 26 сентября, по субботу, 29 сентября 2018 года, компания Canon будет демонстрировать свою самую передовую продукцию для всех этапов работы с изображением — множество различных решений для фото-, видеосъемки и печати, адресованных как профессионалам, так и увлеченным любителям.

Быстрее не бывает. Новая беззеркальная камера Sony α6300 получила самую быструю в мире автофокусировку
15 февраля 2016
Новости

Быстрее не бывает. Новая беззеркальная камера Sony α6300 получила самую быструю в мире автофокусировку

Компания Sony представила модель α6300, новейшее дополнение к своей отмеченной наградами серии камер со сменной оптикой. Эта модель оснащена непревзойденной системой 4D FOCUS™, которая способна сфокусировать изображение объекта всего за 0,05 секунды, самое быстрое в мире время автофокусировки[i]. Кроме того, модель α6300 использует 425 точек фазового автофокуса, которые с высокой плотностью покрывают всю площадь кадра – самое большое в мире число точек автофокусировки среди всех камер со сменными объективами[ii]. Новая камера позволяет вести съемку со скоростью до 11 кадров в секунду при непрерывной следящей автофокусировке и экспозиции.

Новости компаний
22 мая 2007
Обзоры

Новости компаний

Optoma HD73 Компания CTC Capital сообщает о том, что с 1 января 2007 года эксклюзивно представляет DLP проекторы Optoma. Фирма Optoma является самым крупным в мире производителем проекторов, основанных на DLP технологии. Ассортимент проекторов Optoma на сегодняшний день насчитывает около двадцати моделей самого различного назначения — от портативных аппаратов, предназначенных для выездных презентаций, до стационарных «кинотеатральных» видеопроекторов класса High End с разрешением матрицы Full HD (1920x1080 точек).

Зеркальные снаружи - компактные внутри: Canon представляет новые камеры PowerShot G5 X и PowerShot G9 X
13 октября 2015
Новости

Зеркальные снаружи - компактные внутри: Canon представляет новые камеры PowerShot G5 X и PowerShot G9 X

Canon пополнил серию PowerShot G двумя новыми моделями, PowerShot G5 X и PowerShot G9 X. Обе карманные камеры оснащены 1-дюймовыми CMOS-датчиками 20,2 Мпикс с задней подсветкой и процессорами DIGIC 6, которые обеспечивают выдающиеся качество изображения, скорость и производительность.

SCOUT – нагрудная система для переноса камеры
27 июля 2018
Новости

SCOUT – нагрудная система для переноса камеры

SCOUT разработана канадской компаией Cotton Carrier и предназначена для фотографов, которым важно держать свою камеру всегда на готове и быть уверенными в её безопасности. Система позволяет плотно прижимать камеру к телу, исключая лишние колебания, а сама камера надёжно фиксируется в специальном быстросъёмном креплении.

Страна великих множеств
1 декабря 2006
Обзоры

Страна великих множеств

Дели, 2006 Сначала меня не очень тянуло в Индию. Не то чтобы отсутствовал интерес, просто очень хотелось продолжить съемку Китая, где довелось побывать уже дважды, а какие-то темы всё еще оставались незатронутыми. Мне не верилось, что какая-либо страна может притягивать с такой же силой. Однако стоило только попасть в Дели, как Индия доказала, что по части плотности street life с ней вряд ли что-то сравнится.

Yongnuo выпустила новый объектив YN 35mm f/1.4 для полнокадровых DSLR камер
26 октября 2018
Новости

Yongnuo выпустила новый объектив YN 35mm f/1.4 для полнокадровых DSLR камер

Компания Yongnuo анонсировала новый объектив YN 35mm f/1.4 для полнокадровых камер DSLR. В объективе используется как ручная, так и автоматическая фокусировка с индикатором расстояния и поддержкой режима Lv.

Музыка во время тренировок: водонепроницаемый Walkman® серии WS610 — теперь с поддержкой беспроводной технологии Bluetooth®
10 октября 2014
Новости

Музыка во время тренировок: водонепроницаемый Walkman® серии WS610 — теперь с поддержкой беспроводной технологии Bluetooth®

Получите заряд энергии от любимых музыкальных треков во время бега, жима штанги или плавания с новым Walkman® NWZ-WS610 с поддержкой технологии Bluetooth® и удобным пультом ДУ в виде перстня.

10-й салон-магазин PULT.ru! Теперь и в Москве!
4 февраля 2015
Новости

10-й салон-магазин PULT.ru! Теперь и в Москве!

Интернет-магазин PULT.ru продолжает расширять федеральную сеть розничных салонов-магазинов. В конце 2014 года в Москве на ул. Орджоникидзе, 11 открылся салон-магазин PULT.ru. Здесь традиционно представлены лучшие модели акустических систем и домашних кинотеатров, новейшие телевизоры и различные аксессуары от ведущих брендов.