Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядится этим знанием, является частью портрета», — говорил Ричард Аведон. Другая (основная) часть портрета — замысел фотографа и реализация этого замысла.

Текст: Ирина Толкачева

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924.

Напечатано ГунтеромЗандером в 1980 г. © Die Photographische Sammlung/
SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013

Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Намерение фотографа и ожидания модели — история фотографического портрета состоит из развития их взаимосочетаний. Конфликт, сотрудничество, дополнение, диссонанс, комплимент, лесть, насилие — огромный выбор вариантов. И еще, разумеется, общие представления эпохи о прекрасном, правильном, приличном.

В итоге получается образ некоей личности. Иногда — претендующий на глубину, в другом случае — довольствующийся поверхностью. Фотографический портрет, так же, как и живописный, может показать маску вместо лица или попытаться раскрыть подлинное настоящее лицо, которого не видно невооруженным глазом. Однако в отличие от живописного, фотопортрет может вообще не интересоваться отдельной личностью.

Фотографию с самого ее рождения приветствовали как инструмент ученого. Появилось замечательное средство документирования, каталогизации, архивирования. Этнография, антропология, медицина, криминалистика — вот области, собиравшие огромные фотоархивы, где каждый сфотографированный — это не только индивидуальность, а главным образом экземпляр, тип, представитель.

Вот студийный портрет XIX века, респектабельный и стандартный, — набор шаблонов и клише, кодов и условностей. По нему можно судить, как в целом люди той эпохи представляли себя, какими хотели видеть. Вот выдающийся портретист Надар — эпоха та же, но подход другой. Момент и впечатление, эмоция и движение против незыблемости и монолитности установленных образцов.

Вот начало XX века — и Август Зандер, стремящийся анализировать характер своих современников и соотечественников через фотографическую объективность. Вот Джордж Харрелл — и золотой век голливудского гламура: портреты богов и богинь, нужно им поклоняться и восхищаться ими.

Вот Юсуф Карш, запечатлевающий не богов, но героев — лучших представителей человечества середины XX века, которые побеждают зло и утверждают высокие идеалы, каждый на своем поприще — в науке, литературе, искусстве, политике.

Вот Арнольд Ньюман, стремящийся написать одним портретом целый роман, показать характер, сложность, неоднозначность персоны, ее место в обществе и заслуги перед человечеством.

Вот Филипп Халсман, стремящийся проникнуть в глубины психологии через игру и юмор. Вот Ричард Аведон, гламурный и гротескный, показывающий свой интерес к «парадоксу, иронии и противоречию».

Вот Дэвид Лашапель, у которого все яркие индивидуальности превращаются в красивых, но одинаковых целлулоидных кукол — и это, как ни странно, тоже немало говорит о нашем времени, самоощущении и самопредставлении.

А есть и Уолкер Эванс, который еще в 1930-е проделал простую, но до той поры невероятную вещь — снял пассажиров метро скрытой камерой, внеся в жанр портрета момент абсолютной спонтанности и непреднамеренности. Определение Аведона здесь не работает. Эти люди не знают, что их фотографируют, они не контролируют изображение. Но и фотограф довольно слабо его контролирует, потому что не прикасается к камере руками, не смотрит в видоискатель, притворяется спящим и фотографирует с помощью тросика, продетого через рукав. Почти бессознательные портреты. Интересный материал для историка. Возможно ли, что это и есть абсолютно объективная фотография?

Анри Картье-Брессон. Коронация короля Георга VI, 12 мая 1937 года. 1937. 
Серебряно-желатиновая печать. Собрание Тейт, Лондон, дар Eric and Louise Franck London Collection 2013

© Henri Cartier Bresson/Magnum Photos

АнриКартье-Брессон. Трафальгарская площадь, в ожидании коронационного шествия короля Георга VI. 1937. 
Серебряно-желатиновая печать. Собрание Тейт, Лондон, 
дар Eric and Louise Franck London Collection 2013

© Henri Cartier Bresson/Magnum Photos

МартинаФранк. Гринвич, Лондон. 1977. 
Серебряно-желатиновая печать. Собрание Тейт, Лондон, 
дар Eric and Louise Franck London Collection 2013

© Martine Franck/Magnum Photos

Современный портрет может выбрать любую из исторических моделей. Развивать ее дальше, осмысливать на современном уровне, пародировать, спорить. Кроме личности современную фотографию все чаще интересует общество. А еще — само искусство, художественные традиции и наше восприятие фотографии. Портрет сегодня становится комплексным исследованием различных вопросов. Иногда в одном проекте может говориться обо всем сразу: о фотографии, об обществе, о реакции зрителя, который смотрит на фотографию.

Ринеке Дейкстра, Альбрехт Тюбке и Шарль Фреже развивают аналитический подход Зандера. Их портреты кажутся скучными, как каталог промтоваров. Зритель часто не понимает, зачем это сделано и почему именно так. Большие глянцевые постеры на стене галереи изображают обычных граждан, протокольно снятых как будто на документ — ни позы, ни сюжета, ни явной авторской позиции. Кто все эти люди и зачем они здесь?

В подобных проектах (как и у Зандера) важен сам факт запечатления и собирания коллекции индивидуумов, объединенных каким-то общим качеством. У Тюбке это среда обитания и хронологические рамки. Например, люди, прожившие несколько десятилетий в одной деревне. У Фреже — принадлежность к группе.

Самое очевидное свидетельство этой принадлежности — униформа. Кто предпочитает ее носить и почему? У Дейкстра — это состояние перехода, изменения, становления. Дети, которые взрослеют, женщины, которые только что родили, и т. п. Фактическая информация, философские рассуждения, социологические заключения — все это извлекается непосредственно из самих фотографий. Чем их больше, тем яснее картина. Серийность здесь очень важна.

Эти авторы (как и Зандер) работают с фотографией как средством, способным обнаружить то, чего не видно невооруженным глазом. Фотография — это способ охватить взглядом нечто, протяженное во времени и пространстве, отойти на расстояние и оценить общий вид. Глядя на фотографию подростка, мы видим лишь подростка — ничего интересного.

Посмотрев сто фотографий подростков из разных стран, снятых в течение нескольких лет, мы ясно видим квинтэссенцию «отрочества», визуально объединяющую всех подростков мира. Неуверенность, уязвимость, неловкость, которых еще нет у детей, а взрослые уже научились их скрывать. Глядя на снимок молодого человека, только что поступившего на военную службу, мы не видим ничего особенного.

Фотография этого же юноши, сделанная полгода спустя, тоже едва ли интересна сама по себе. Но несколько десятков портретов, снятых на протяжении нескольких лет, выстроенных в хронологическом порядке ясно показывают нам, как сильно он изменился внутренне, почти не меняясь физически.

Все знают об этой способности фотографии обнаруживать скрытое. Фотография — замечательный инструмент научного анализа. Чем более отстраненно, протокольно, имперсонально мы снимаем, тем точнее и ближе подходим к факту. Но во всех этих портретных проектах важны не только факты, но и человеческий опыт, эмоции, культурные нормы, мировоззрение. Заключение обо всем этом выводится из фактов. Неизменная способность фотографии способствовать таким заключениям — главный предмет, с которым работают эти художники. Фотография об обществе и культуре и, кроме этого, — фотография о фотографии.

МарияИонова-Грибина. Портрет Нади Толокно

Еще пара примеров. Работу немецкого автора Беттины фон Цвель можно считать лабораторным анализом фотографического портретирования, включая все составляющие: эмоции (модели и зрителя), язык тела, символы (и то, от чего зависит их правильная расшифровка), контроль и отсутствие контроля (со стороны позирующего и со стороны фотографа) и т. п. Без специальных объяснений не очень понятно, что, собственно, происходит. Люди в одинаковой одежде, сфотографированные на нейтральном фоне, выглядят немного странными, но в чем состоит странность — трудно объяснить. Но и смысл большинства экспериментов, происходящих в научных лабораториях, так же неясен без объяснений.

Беттина фон Цвель фотографирует людей, не контролирующих свой внешний вид, не подозревающих, в какой момент их сфотографируют, полностью поглощенных происходящими с ними физическими или эмоциональными процессами. Снимок делается внезапно — в момент внезапного пробуждения, задержки дыхания или прослушивания красивой музыки в темноте. Зритель, глядя на эти портреты, не зная, как и для чего они сделаны, все равно испытывает эмпатию. Как и почему это происходит, какие механизмы здесь задействованы? Экспрессия, физиология, анатомия, эстетика — все вместе является предметом изучения. Это довольно далеко от привычных понятий о «художественном образе», но это интересное исследование искусства средствами искусства. Уолкер Эванс с бессознательными портретами пассажиров метро ступил на этот путь, современная концептуальная фотография идет по нему дальше и дальше.

Проект японского автора Шидзуки Якомидзо «Незнакомцы» на первый взгляд также далек от того, что мы посчитали бы визуально красивым и психологически глубоким портретом (если оставаться в рамках традиций, заданных в начале и середине XX века). Но если дать себе труд немного вникнуть в суть, открывается много неожиданного.

В разных городах мира художница находила подходящий многоквартирный дом и рассылала его жильцам письма, начинающиеся словами «Дорогой незнакомец!». Незнакомец (в одиночестве) в определенный час должен был выглянуть из окна так, чтобы его было видно с улицы. Шидзука Якомидзо фотографировала его.

Портретируемый никогда не видел фотографа и ничего не знал о нем, у него было только письмо с просьбой, которую он мог проигнорировать или согласиться выполнить. Фотограф ничего не знала о моделях — она всего лишь фотографировала их с улицы. Никакого контакта, только снимок незнакомца, вглядывающегося в темноту, где притаился другой незнакомец.

Дистанция и крайняя степень доверия, публичное и приватное, анонимность и демонстрация, сотрудничество и контроль. Переход одного в другое между документальным и постановочным аспектом фотографии. Исследование взаимодействия между художником и окружающими людьми, между фотографией и объектом. Предельно отстраненный и обезличенный — и одновременно предельно эмоциональный и психологически впечатляющий проект.

Фотография как перформанс, фотография как исследование, фотография как способ обратить внимание на вопросы тела, гендера, морали, типичного поведения, неосознанных реакций, культурных различий и стереотипов. Фотография как исследование самой фотографии и ее места в культуре. Всем этим занимается в том числе и современный портрет, и здесь есть еще много интересных тем для разговора.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей (Москва) за предоставленные для публикации фотографии.

Фотографии Анри Картье-Брессона и Мартины Франк демонстрируются в Мультимедиа Арт Музее (Москва) в экспозиции «Другой Лондон» в рамках X международного фестиваля фотографии в Москве «Фотобиеннале-2014».

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Пополнение в линейке Hi-Fi плееров от компании Hifiman!
16 декабря 2014
Новости

Пополнение в линейке Hi-Fi плееров от компании Hifiman!

Один из ведущих производителей портативных аудиоустройств, профессиональных наушников и усилителей Hifiman представил на потребительский суд свой новый плеер Hifiman HM-650!

OLED-телевизоры Hisense серии X
1 апреля 2019
Новости

OLED-телевизоры Hisense серии X

OLED-телевизоры Hisense с разрешением 4K обеспечат максимальную детализацию изображения в каждом пикселе для геймеров и фанатов кино. Высочайшее разрешение, которое поддерживает технология OLED, обеспечивается за счет использования высококачественных органических материалов. Каждый отдельный пиксель в OLED-телевизорах Hisense можно включить или выключить, в отличие от стандартных LED-телевизоров.

Nikon School запустила в России онлайн-курсы для фотографов
26 декабря 2016
Новости

Nikon School запустила в России онлайн-курсы для фотографов

Компания Nikon объявила запуске обучающих онлайн-курсов для фотографов на сайте своего образовательного проекта Nikon School. Теперь пройти обучение под руководством опытных преподавателей из школы Nikon можно не только в Москве, но и во всех городах России в любое удобное время.

Включи Rolsen
8 декабря 2004
Новости

Включи Rolsen

ROLSEN RP-42S10/RP-42G10 Плазменные телевизоры ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: компания Rolsen представила на российский рынок новые плазменные телевизоры с диагональю 42 дюйма. Основной особенностью данных телевизоров является процессор DCDi от мирового лидера Faroujia, который управляет технологией направленной коррекции изображения для обработки видео с быстро меняющейся картинкой.

LG представляет смартфон X POWER 2 с увеличенной емкостью батареи для взыскательных пользователей
28 февраля 2017
Новости

LG представляет смартфон X POWER 2 с увеличенной емкостью батареи для взыскательных пользователей

Каждая модель LG X-серии отличается эксклюзивными особенностями, которые, как правило, характерны для смартфонов премиум-класса. Очередная модель серии, LG X Рower 2, имеет мощную батарею емкостью 4 500 мАч, что значительно увеличивает возможности при использовании энергоемких приложений и игр на своих смартфонах, а также при просмотре мультимедийного контента, например, видеороликов и фильмов. Смартфон LG X Рower 2 будет представлен на MWC 2017 г. в Барселоне.

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PL2 практикует «живой» просмотр будущего кадра
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PL2 практикует «живой» просмотр будущего кадра

От нового поколения камер одного бренда привычно ожидать небольших косметических изменений да что-нибудь вроде новой матрицы с чуть большим разрешением, однако с Olympus E-PL2 получилось наоборот. Матрица в камере установлена вроде та же, 12-мегапиксельная Live MOS на стабилизирующем подвесе, разве что с более высокой «базовой» чувствительностью (границы диапазона, как верхняя, так и нижняя, синхронно сдвинулись вверх: 200–6400 ISO). А вот концептуальный подход к производству модели изменился значительно.

Мини-обзор компактной фотокамеры Canon PowerShot S120
21 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Canon PowerShot S120

Если хочется получить почти все то, что может предложить G16, только в действительно компактной камере, стоит обратить внимание на PowerShot S120. Кстати, не стоит обольщаться и думать, что S120 в силу большей цифры в индексе окажется лучше. Наоборот, она получилась функционально более облегченной версией.

Tamron выпускает обновление встроенного ПО для объектива 28-75mm F/2.8 Di III RXD (Model A036)
5 июля 2018
Новости

Tamron выпускает обновление встроенного ПО для объектива 28-75mm F/2.8 Di III RXD (Model A036)

Компания Tamron выпускает обещенное обновление для объектива 28-75mm F/2.8 Di III RXD (Model A036), которое исправляет работу автофокуса при использовании с полнокадровыми камерами Sony. Новое обновление доступно для загрузки, и может быть установлено непосредственно через камеру.

Компания LG планирует возглавить рынки телевизоров OLED и Ultra HD
16 января 2013
Новости

Компания LG планирует возглавить рынки телевизоров OLED и Ultra HD

Лас-Вегас, 14 января 2013 г. — В своей речи на международной выставке CES 2013, Хэвиз Квон (Havis Kwon), главный исполнительный директор и президент компании LG Home Entertainment, обрисовал планы компании на предстоящий год и выразил уверенность в способности LG вести за собой рынок телевизоров нового поколения.

Prestigio MultiReader 3664 — пополнение в семье компактных E-Ink ридеров
4 сентября 2013
Новости

Prestigio MultiReader 3664 — пополнение в семье компактных E-Ink ридеров

Книга — отличный подарок школьнику. А электронная книга — радость вдвойне. Компания Prestigio, международный производитель современной электроники, объявила о выходе нового E-Ink ридера — MultiReader 3664. Компактный корпус и мощный аккумулятор выделяют новинку среди электронных книг на базе технологии E-Ink.