Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядится этим знанием, является частью портрета», — говорил Ричард Аведон. Другая (основная) часть портрета — замысел фотографа и реализация этого замысла.

Текст: Ирина Толкачева

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924.

Напечатано ГунтеромЗандером в 1980 г. © Die Photographische Sammlung/
SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013

Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Намерение фотографа и ожидания модели — история фотографического портрета состоит из развития их взаимосочетаний. Конфликт, сотрудничество, дополнение, диссонанс, комплимент, лесть, насилие — огромный выбор вариантов. И еще, разумеется, общие представления эпохи о прекрасном, правильном, приличном.

В итоге получается образ некоей личности. Иногда — претендующий на глубину, в другом случае — довольствующийся поверхностью. Фотографический портрет, так же, как и живописный, может показать маску вместо лица или попытаться раскрыть подлинное настоящее лицо, которого не видно невооруженным глазом. Однако в отличие от живописного, фотопортрет может вообще не интересоваться отдельной личностью.

Фотографию с самого ее рождения приветствовали как инструмент ученого. Появилось замечательное средство документирования, каталогизации, архивирования. Этнография, антропология, медицина, криминалистика — вот области, собиравшие огромные фотоархивы, где каждый сфотографированный — это не только индивидуальность, а главным образом экземпляр, тип, представитель.

Вот студийный портрет XIX века, респектабельный и стандартный, — набор шаблонов и клише, кодов и условностей. По нему можно судить, как в целом люди той эпохи представляли себя, какими хотели видеть. Вот выдающийся портретист Надар — эпоха та же, но подход другой. Момент и впечатление, эмоция и движение против незыблемости и монолитности установленных образцов.

Вот начало XX века — и Август Зандер, стремящийся анализировать характер своих современников и соотечественников через фотографическую объективность. Вот Джордж Харрелл — и золотой век голливудского гламура: портреты богов и богинь, нужно им поклоняться и восхищаться ими.

Вот Юсуф Карш, запечатлевающий не богов, но героев — лучших представителей человечества середины XX века, которые побеждают зло и утверждают высокие идеалы, каждый на своем поприще — в науке, литературе, искусстве, политике.

Вот Арнольд Ньюман, стремящийся написать одним портретом целый роман, показать характер, сложность, неоднозначность персоны, ее место в обществе и заслуги перед человечеством.

Вот Филипп Халсман, стремящийся проникнуть в глубины психологии через игру и юмор. Вот Ричард Аведон, гламурный и гротескный, показывающий свой интерес к «парадоксу, иронии и противоречию».

Вот Дэвид Лашапель, у которого все яркие индивидуальности превращаются в красивых, но одинаковых целлулоидных кукол — и это, как ни странно, тоже немало говорит о нашем времени, самоощущении и самопредставлении.

А есть и Уолкер Эванс, который еще в 1930-е проделал простую, но до той поры невероятную вещь — снял пассажиров метро скрытой камерой, внеся в жанр портрета момент абсолютной спонтанности и непреднамеренности. Определение Аведона здесь не работает. Эти люди не знают, что их фотографируют, они не контролируют изображение. Но и фотограф довольно слабо его контролирует, потому что не прикасается к камере руками, не смотрит в видоискатель, притворяется спящим и фотографирует с помощью тросика, продетого через рукав. Почти бессознательные портреты. Интересный материал для историка. Возможно ли, что это и есть абсолютно объективная фотография?

Анри Картье-Брессон. Коронация короля Георга VI, 12 мая 1937 года. 1937. 
Серебряно-желатиновая печать. Собрание Тейт, Лондон, дар Eric and Louise Franck London Collection 2013

© Henri Cartier Bresson/Magnum Photos

АнриКартье-Брессон. Трафальгарская площадь, в ожидании коронационного шествия короля Георга VI. 1937. 
Серебряно-желатиновая печать. Собрание Тейт, Лондон, 
дар Eric and Louise Franck London Collection 2013

© Henri Cartier Bresson/Magnum Photos

МартинаФранк. Гринвич, Лондон. 1977. 
Серебряно-желатиновая печать. Собрание Тейт, Лондон, 
дар Eric and Louise Franck London Collection 2013

© Martine Franck/Magnum Photos

Современный портрет может выбрать любую из исторических моделей. Развивать ее дальше, осмысливать на современном уровне, пародировать, спорить. Кроме личности современную фотографию все чаще интересует общество. А еще — само искусство, художественные традиции и наше восприятие фотографии. Портрет сегодня становится комплексным исследованием различных вопросов. Иногда в одном проекте может говориться обо всем сразу: о фотографии, об обществе, о реакции зрителя, который смотрит на фотографию.

Ринеке Дейкстра, Альбрехт Тюбке и Шарль Фреже развивают аналитический подход Зандера. Их портреты кажутся скучными, как каталог промтоваров. Зритель часто не понимает, зачем это сделано и почему именно так. Большие глянцевые постеры на стене галереи изображают обычных граждан, протокольно снятых как будто на документ — ни позы, ни сюжета, ни явной авторской позиции. Кто все эти люди и зачем они здесь?

В подобных проектах (как и у Зандера) важен сам факт запечатления и собирания коллекции индивидуумов, объединенных каким-то общим качеством. У Тюбке это среда обитания и хронологические рамки. Например, люди, прожившие несколько десятилетий в одной деревне. У Фреже — принадлежность к группе.

Самое очевидное свидетельство этой принадлежности — униформа. Кто предпочитает ее носить и почему? У Дейкстра — это состояние перехода, изменения, становления. Дети, которые взрослеют, женщины, которые только что родили, и т. п. Фактическая информация, философские рассуждения, социологические заключения — все это извлекается непосредственно из самих фотографий. Чем их больше, тем яснее картина. Серийность здесь очень важна.

Эти авторы (как и Зандер) работают с фотографией как средством, способным обнаружить то, чего не видно невооруженным глазом. Фотография — это способ охватить взглядом нечто, протяженное во времени и пространстве, отойти на расстояние и оценить общий вид. Глядя на фотографию подростка, мы видим лишь подростка — ничего интересного.

Посмотрев сто фотографий подростков из разных стран, снятых в течение нескольких лет, мы ясно видим квинтэссенцию «отрочества», визуально объединяющую всех подростков мира. Неуверенность, уязвимость, неловкость, которых еще нет у детей, а взрослые уже научились их скрывать. Глядя на снимок молодого человека, только что поступившего на военную службу, мы не видим ничего особенного.

Фотография этого же юноши, сделанная полгода спустя, тоже едва ли интересна сама по себе. Но несколько десятков портретов, снятых на протяжении нескольких лет, выстроенных в хронологическом порядке ясно показывают нам, как сильно он изменился внутренне, почти не меняясь физически.

Все знают об этой способности фотографии обнаруживать скрытое. Фотография — замечательный инструмент научного анализа. Чем более отстраненно, протокольно, имперсонально мы снимаем, тем точнее и ближе подходим к факту. Но во всех этих портретных проектах важны не только факты, но и человеческий опыт, эмоции, культурные нормы, мировоззрение. Заключение обо всем этом выводится из фактов. Неизменная способность фотографии способствовать таким заключениям — главный предмет, с которым работают эти художники. Фотография об обществе и культуре и, кроме этого, — фотография о фотографии.

МарияИонова-Грибина. Портрет Нади Толокно

Еще пара примеров. Работу немецкого автора Беттины фон Цвель можно считать лабораторным анализом фотографического портретирования, включая все составляющие: эмоции (модели и зрителя), язык тела, символы (и то, от чего зависит их правильная расшифровка), контроль и отсутствие контроля (со стороны позирующего и со стороны фотографа) и т. п. Без специальных объяснений не очень понятно, что, собственно, происходит. Люди в одинаковой одежде, сфотографированные на нейтральном фоне, выглядят немного странными, но в чем состоит странность — трудно объяснить. Но и смысл большинства экспериментов, происходящих в научных лабораториях, так же неясен без объяснений.

Беттина фон Цвель фотографирует людей, не контролирующих свой внешний вид, не подозревающих, в какой момент их сфотографируют, полностью поглощенных происходящими с ними физическими или эмоциональными процессами. Снимок делается внезапно — в момент внезапного пробуждения, задержки дыхания или прослушивания красивой музыки в темноте. Зритель, глядя на эти портреты, не зная, как и для чего они сделаны, все равно испытывает эмпатию. Как и почему это происходит, какие механизмы здесь задействованы? Экспрессия, физиология, анатомия, эстетика — все вместе является предметом изучения. Это довольно далеко от привычных понятий о «художественном образе», но это интересное исследование искусства средствами искусства. Уолкер Эванс с бессознательными портретами пассажиров метро ступил на этот путь, современная концептуальная фотография идет по нему дальше и дальше.

Проект японского автора Шидзуки Якомидзо «Незнакомцы» на первый взгляд также далек от того, что мы посчитали бы визуально красивым и психологически глубоким портретом (если оставаться в рамках традиций, заданных в начале и середине XX века). Но если дать себе труд немного вникнуть в суть, открывается много неожиданного.

В разных городах мира художница находила подходящий многоквартирный дом и рассылала его жильцам письма, начинающиеся словами «Дорогой незнакомец!». Незнакомец (в одиночестве) в определенный час должен был выглянуть из окна так, чтобы его было видно с улицы. Шидзука Якомидзо фотографировала его.

Портретируемый никогда не видел фотографа и ничего не знал о нем, у него было только письмо с просьбой, которую он мог проигнорировать или согласиться выполнить. Фотограф ничего не знала о моделях — она всего лишь фотографировала их с улицы. Никакого контакта, только снимок незнакомца, вглядывающегося в темноту, где притаился другой незнакомец.

Дистанция и крайняя степень доверия, публичное и приватное, анонимность и демонстрация, сотрудничество и контроль. Переход одного в другое между документальным и постановочным аспектом фотографии. Исследование взаимодействия между художником и окружающими людьми, между фотографией и объектом. Предельно отстраненный и обезличенный — и одновременно предельно эмоциональный и психологически впечатляющий проект.

Фотография как перформанс, фотография как исследование, фотография как способ обратить внимание на вопросы тела, гендера, морали, типичного поведения, неосознанных реакций, культурных различий и стереотипов. Фотография как исследование самой фотографии и ее места в культуре. Всем этим занимается в том числе и современный портрет, и здесь есть еще много интересных тем для разговора.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей (Москва) за предоставленные для публикации фотографии.

Фотографии Анри Картье-Брессона и Мартины Франк демонстрируются в Мультимедиа Арт Музее (Москва) в экспозиции «Другой Лондон» в рамках X международного фестиваля фотографии в Москве «Фотобиеннале-2014».

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Если слушать, то ALPINE
8 декабря 2004
Новости

Если слушать, то ALPINE

Фирма Alpine давно известна автомобилистам, для которых качество автомобильной аудиосистемы имеет значение. Из года в год техника совершенствуется, расширяется модельный ряд, появляются новые технические решения, призванные максимально упростить пользование аудиосистемой и улучшить ее звучание. Нельзя не отметить, что Alpine уделяет большое значение автомобильным видео- и навигационным системам, представляя модели для создания в конечном итоге отличного настроения пассажирам.

ViewSonic представляет обновленную серию проекторов PA5
30 августа 2017
Новости

ViewSonic представляет обновленную серию проекторов PA5

Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, представляет обновленную линейку цифровых проекторов серии PA5. Разработанные для корпоративных и образовательных приложений, новые проекторы яркостью до 3600 люмен, позволяют получать яркие изображения в любой среде, включая помещения с высоким уровнем освещения. Кроме того, срок службы лампы увеличен в среднем до 15 000 часов, что ведет к снижению совокупной стоимости владения и обеспечивает высокую энергоэффективность решения.

Nikon разрабатывает новую прошивку для полнокадровых беззеркальных фотокамер Nikon Z 7 и Nikon Z 6
3 марта 2019
Новости

Nikon разрабатывает новую прошивку для полнокадровых беззеркальных фотокамер Nikon Z 7 и Nikon Z 6

Компания Nikon объявила о разработке новой прошивки для полнокадровых беззеркальных фотокамер Nikon Z 7 и Nikon Z 6. Благодаря этой прошивке фотографы смогут пользоваться новыми функциями, такими как АФ с распознаванием глаз, видеовыход в формате RAW и поддержка карт памяти CFexpress. Кроме того, будут улучшены функции АФ/АЭ этих фотокамер.

Начинаются продажи смартфона Lexand Callisto с 5-дюймовым дисплеем
28 мая 2013
Новости

Начинаются продажи смартфона Lexand Callisto с 5-дюймовым дисплеем

Компания «Лаборатория "Лександ"», российский поставщик навигаторов, видеорегистраторов, маршрутизаторов и аксессуаров, объявляет о выходе на рынок Android-смартфонов. Бренд представляет свое первое устройство этого типа — Lexand Callisto. Новинка относится к среднему классу и обладает 5-дюймовым дисплеем, 8-мегапиксельной камерой и двухъядерным процессором. Lexand Callisto поступил в продажу в середине мая. До конца 2013 года под маркой Lexand планируется выпустить ещё не менее 7 моделей смартфонов.

Samsung представляет новые плазменные телевизоры серии E8000
28 апреля 2012
Новости

Samsung представляет новые плазменные телевизоры серии E8000

Компания Samsung Electronics представляет на российском рынке новые плазменные телевизоры серии E8000, с которыми пользователи смогут оценить удобство и широкие возможности платформы Smart TV. Телевизоры Samsung Smart TV 2012 года поддерживают интуитивное взаимодействие Smart Interaction, которая позволяет управлять устройством при помощи голоса и жестов, а также поддерживает технологию распознавания лиц.

Nikon будет выпускать собственные карты формата XQD
24 августа 2018
Новости

Nikon будет выпускать собственные карты формата XQD

В дополнение к анонсу полнокадровых беззеркальных камер серии Z, Nikon также представила под своим собственным брендом карты памяти XQD, которые рассчитаны на использование в новых камерах.

Обзор фотографического фестиваля: Фотобиеннале 2012
14 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотографического фестиваля: Фотобиеннале 2012

Фотобиеннале — крупнейший из российских фотографических фестивалей. Он проводится раз в два года, чередуясь с «Модой и стилем в фотографии» Мультимедиа Арт Музеем (бывший Московский дом фотографии). В 2012 году Фотобиеннале прошел в 9-й раз; зрителям показали более 60 выставок. Все они, по замыслу организаторов, должны были «нанизываться» на две темы: основную — «Фокус — США» (2012-й объявлен годом США в России и России в США), а также «Кинорежиссеры-фотографы и фотографы-кинорежиссеры».

О фотографии
1 декабря 2006
Обзоры

О фотографии

Фотография — молодой вид искусства. Официальной датой ее рождения считается 1839 год, когда был впервые описан и публично продемонстрирован метод дагерротипии. С тех пор не прошло и двух столетий, но и за такой небольшой (в масштабах истории) период фотография пережила десяток революционных открытий.

Hercules представляет аудиосистемы WAE BTP02 и WBT06
28 октября 2012
Новости

Hercules представляет аудиосистемы WAE BTP02 и WBT06

Москва, 26 октября 2012 г. Компания Hercules, эксперт в области разработки аудиорешений с 20 летним стажем, представляет два новых устройства из серии беспроводных аудиосистем WAE (Wireless Audio Experience). Независимо от того, чем пользуется меломан — компьютером, смартфоном или планшетным ПК, — а также от его требований к качеству звука или мобильности, любой найдет в этой линейке решение в соответствии со своими запросами.

В России стартовал предзаказ на ROG Phone
19 октября 2018
Новости

В России стартовал предзаказ на ROG Phone

Принадлежащий компании ASUS бренд Republic of Gamers (ROG) представил ROG Phone, игровой смартфон с 6-дюймовым экраном, разработанный для самых современных и требовательных к системным ресурсам мобильных игр. Как и все устройства ROG, этот смартфон создан для геймеров. Он оснащен самым быстрым в мире восьмиядерным процессором Qualcomm Snapdragon 845 с увеличенной до 2,96 ГГц тактовой частотой и оптимизированным для игр графическим ядром Qualcomm Adreno 630. С такими характеристиками смартфон ROG Phone оставляет далеко позади всех конкурентов.