Хладагент — теплоноситель, от свойств которого зависит эффективность работы кондиционера, его экологичность и надежность. Он должен попеременно испаряться и конденсироваться в замкнутой цепи, то поглощая, то отдавая при этом тепло.
Текст: Наталья КОНОПЛЕВА.
Замена по ходу игры - это не измена
Новая эра кондиционеров наступила, когда в 1931 году был изобретен безопасный для здоровья людей хладагент фреон. Это фторсодержащие газы или летучие жидкости, способные кипеть и испаряться при низкой температуре. Они нетоксичны, не образуют взрывоопасных смесей с воздухом, не реагируют с большинством металлов.
Правда, некоторые фреоны разрушающе действуют на озоновый слой земной атмосферы, защищающий нас от чрезмерного ультрафиолетового излучения. К счастью, не все фреоны опасны для озонового слоя.
К настоящему времени из хладагентов наибольшее распространение нашли несколько сортов фреонов. Марку фреона обозначают буквой R (от английского Refrigerant — хладагент) и несколькими цифрами, отражающими его химический состав.
В настоящее время в бытовых кондиционерах используют три марки хладагента, рассчитанного на давление до 30 бар: R22, R407С и R410А.
Хладагент R22 — самый дешевый, но он содержит хлор, который при неправильной утилизации приводит к постепенному разрушению озонового слоя атмосферы Земли.
Хладагент R407С экологически безопасен и представляет собой смесь трех хладагентов — R32, R125 и R134, соотношение которых меняется по длине змеевиков кондиционера с изменением температуры. Такое свойство усложняет управление кондиционером. В случае утечки хладагент R407С нужно менять целиком, а не дозаправлять им систему, как это можно было бы делать при R22. Это влечет удорожание сервисного обслуживания кондиционера.
Хладагент R410А является смесью двух хладагентов, экологически безопасен, почти не меняет температуру конденсации, но требует на 60% более высокого рабочего давления, чем хладагент R22. Поэтому при его использовании конструкция кондиционера должна быть самой надежной.
Согласно международной Монреальской декларации 1992 года об уменьшении выбросов в атмосферу хлорфторуглеродов, к 2014 году должно быть прекращено использование ряда фреонов, в том числе к 2010 году — R22. Сейчас повсеместно переходят к хладагентам без хлора. Эти смеси имеют марки R407A, R407B, R407C, R410, R410А.
Еще в 2001-2003 годах в большинстве европейских стран вступил в силу запрет на продажу кондиционеров, работающих на озоноопасных фреонах.
В новых моделях кондиционеров R22 заменяют на R410А, не содержащий хлора и не разрушающий озон.
Рынок отреагировал массовой заменой кондиционеров, работающих на R22, моделями на базе более экологичного хладагента. Сейчас самая распространенная альтернатива R22 — это R410A, который также отличается высокой эффективностью, правда, оборудование, где он применяется, обходится дороже прежних моделей.
Здесь следует отметить, что вслед за запретами на ввоз кондиционеров с R22 могут последовать и ограничения на использование этого фреона для заправки уже установленных моделей. Заправлять модели, рассчитанные на один определенный фреон, другими смесями нельзя, поэтому о дальнейшей эксплуатации кондиционеров стоит подумать заранее.
Сейчас практически все крупные производители бытовых сплит-систем предлагают модели на основе R410A или других экологичных фреонов или их смесей, большинство уже полностью перешли на новые марки хладагентов.
Более того, этот процесс породил волну обновлений модельного ряда — новинки отличаются уже не только типом фреона, но и улучшенным функционалом, уровнем технологий.
Комментарии