Кевлар, карбон и все, все, все

21 июля 2006

С точки зрения физики современный автомобиль, наверное, одно из самых противоречивых устройств, созданных человеком. Посудите сами: на протяжении более ста лет тысячи людей разрабатывают диаметрально противоположные по смыслу устройства, которые объединяются в автомобиле. Так, например, задача двигателя — преобразовывать тепловую энергию сгорания во вращение коленчатого вала, и чем меньше этого тепла уйдет в атмосферу, тем эффективней будет сам двигатель. Другое дело тормоза. Их задача — по-глотить кинетическую энергию несущегося куска железа. До недавнего времени единственно верным способом было преобразование этой энергии в тепловую с помощью трения.

Конструкция тормозных механизмов постоянно претерпевает изменения, направленные на достижение высокой эффективности торможения, сохранение стабильности замедления независимо от температуры тормозной колодки или диска, высокого ресурса и комфорта.

НАГРЕВ РЕШАЕТ ВСЕ

Выполнить эти условия непросто и в тепличных условиях, что уж говорить об обстановке, в которой трудятся автомобильные тормоза. Контрастный душ из воды, грязи, а зимой из соли и реагентов, большие перепады температуры окружающей среды — влияние этих факторов на эффективность и прогнозируемость торможения носит только негативный характер. Тем не менее главной проблемой становится нагрев самих механизмов в процессе торможения, ведь количество тепла, выделяющегося при замедлении, просто огромно!

Усугубляет нагрев фрикционной пары и односторонний отвод тепла в тело тормозного диска или барабана. Тормозная колодка не должна пропускать через себя тепло, иначе из-за чрезмерного нагрева может закипеть тормозная жидкость, и тогда эффективность торможения будет стремиться к нулю. Диск же, в свою очередь, тоже не должен допускать чрезмерного нагрева ступицы, иначе узел быстро придет в негодность.

Существует один выход: отдавать тепло непосредственно в атмосферу. В современных автомобилях между двумя поверхностями тормозных дисков находятся радиальные воздушные каналы, благодаря которым теплоотвод существенно улучшился. Иногда эти каналы имеют спиралеобразную форму и играют роль центробежного вентилятора. На спортивных автомобилях зачастую не хватает даже такого решения, и тогда на болиды устанавливают дефлекторы, направляющие поток воздуха непосредственно на тормозные механизмы.

Компания DELPHI предложила свой вариант кардинального решения проблемы в системе Maximum Torque Brake. По замыслу разработчиков на одном колесе автомобиля должен трудиться не один, а два тормозных диска. Идея следующая: на ступице находятся два плавающих тормозных диска, которые обслуживаются одним суппортом. Тормозных колодок в такой системе три, две колодки имеют вполне привычный вид, а третья работает одновременно двумя поверхностями, так как находится между тормозными дисками. Таким образом, суще-ственно увеличивается эффективность торможения, да и нагреваются такие диски меньше из-за снижения нагрузки. Еще из плюсов стоит отметить ослабление нажима на педаль и хорошее охлаждение дисков. Остается дождаться, когда разработка пойдет в серию. А когда это случится, не известно.

В БОРЬБЕ ЗА ГРАММЫ И МЕТРЫ

Несмотря на ухищрения конструкторов, на серийных автомобилях проблема перегрева до конца не решена. Поэтому почти вся ответственность перекладывается на фрикционный материал: как тормозного диска, так и колодки.

Если говорить о тормозных дисках, то до недавнего времени практически 100% автомобильных тормозных дисков были изготовлены из чугуна. Некоторый консерватизм обусловлен сбалансированностью таких качеств, как коэффициент трения, износостойкость, теплоемкость и т.д. Хотя консерватизмом это назвать тоже нельзя: сплавы чугуна постоянно усовершенствуются для достижения более высоких характеристик. Но все равно существенных изменений можно было добиться только с вводом принципиально новых материалов.

Как водится, пионером, открывшим новое направление развития, стал автоспорт, а точнее Формула-1. Бешеные скорости, нагрузки и борьба за каждый грамм открыли карбону дорогу к автомобилям. В конце 70?х годов на болидах Формулы-1 впервые стал применяться карбон в качестве материала тормозных дисков. Преодолев период роста, карбоновые тормоза оставили своих металлических коллег далеко позади. Посудите сами: вес тормозного диска из карбона на порядок меньше металлического, коэффициент трения на порядок выше, а рабочий диапазон, ограничивающийся на обычных тормозах 500—600? С, здесь простирается далеко за отметку в 1000? С.?Тем не менее путь к обычным дорожным автомобилям таким тормозам пока заказан, и связано это с недостатками углеродных замедлителей (конечно, куда же без них!). Стоимость ком-плекта карбоновых тормозов может достигать стоимости нового автомобиля малого класса, а нормально работать они начинают только после хорошего прогрева: до этого коэффициент трения тормозов даже ниже обычных! Нельзя забывать и об удобстве управления замедлением: если с традиционными тормозами все просто и понятно, то здесь контролировать замедление архисложно. Фактически в обычных условиях карбоновые тормоза будут аналогом переключателя «ехать/стоять».

Более радужные перспективы в автомобилестроении имеют композитные керамиче-ские тормоза. Они не имеют такого ошеломляющего коэффициента трения, как карбоновые, но обладают целым рядом преимуществ. Во-первых, все тот же вес, например, керамического тормозного диска PORSCHE 911 в два раза легче обычного, значит, меньше и неподрессоренные массы, а следовательно, и нагрузка на подвеску. Уменьшается и так называемый гироскопический эффект, когда вращающееся с большой скоростью тело сопротивляется смене направления вращения. Коэффициент трения таких тормозов не падает с ростом температуры и одновременно обеспечивает хорошее замедление в холодном состоянии. Срок службы керамических тормозов в несколько раз выше, чем у обычных, но их цена способна поднять волосы на голове даже обеспеченных автомобилистов.

Увлекшись рассказом о дисках, мы чуть было не забыли рассказать о тормозных колодках, от свойств которых в наибольшей степени зависит эффективность торможения. Недаром во фрикционном материале даже самых обычных колодок для отечественных автомобилей насчитывается более 20 компонентов, смешанных по определенной рецептуре. А подбором рецептур еще с советских времен у нас в стране занимаются несколько научно-исследовательских институтов.

Технология изготовления колодок и проста, и сложна одновременно. Сначала приготовляется смесь для выпекания фрикционной накладки. У каждого производителя своя рецептура, и от оптимального подбора компонентов во многом зависят свойства конечного продукта. В состав смеси входят до двух десятков составляющих, поэтому после тщательного перемешивания смесь должна выстояться около суток, для того чтобы прошли необходимые химические реакции между компонентами. Затем смесь засыпается в формы, и происходит прессование. Следует отметить, что существует два вида прессования — горячее и холодное. При холодном прессовании стоимость конечного продукта ниже, а производительность выше, но при использовании горячего прессования улучшаются эксплутационные свойства изделия.

Прессование производится на основу с нанесенным слоем клея (температурного застывания). Если в техпроцессе используется метод холодного прессования, то затем полученные полуфабрикаты помещаются в печь для окончательного спекания. Следующими этапами является шлифовка рабочей поверхности и выходной контроль.

Долгое время в качестве основы фрикционного материала тормозных колодок применялся асбест, рабочие свойства которого позволяли сделать эффективную и недорогую колодку с высоким ресурсом. Но в какой-то момент этот материал в Западной Европе запретили, руководствуясь требованиями якобы экологического характера. Истинные причины этого мы раскрывать не будем, но мнения, что запрет введен только заботой о собственном кармане, придерживаются многие специалисты. Так или и иначе сейчас асбест у производителей не в почете, и каждый пытается заменить этот армирующий компонент своим.

В бюджетных колодках производители используют смесь органических и неорганических волокон, балансируя между коэффициентом трения, изностойкостью и конечной ценой колодки. Если речь идет о дорогих колодках, хотя и предназначенных для дорожных автомобилей, то производители могут включать гранулы мягких металлов и искусственного графита, кевларовых и карбоновых волокон, таким образом увеличивая термостабильность фрикционного материала.

В любом случае исследования и испытания не прекращаются ни на минуту, и в скором времени мы будем свидетелями появления новых материалов, позволяющих надолго забыть о периодической замене колодок и дисков, низкой эффективности торможения с писком. Свежую струю внесут электромобили и гибридные авто, превращающие при торможении энергию движения в электричество (рекуперация). С появлением мотор-колес тормозные диски будут крепиться не к ступице, а к внутреннему ободу диска, что также повысит эффективность торможения. А нам остается ждать этого светлого будущего…

Главной проблемой тормозной системы становится нагрев механизмов в процессе торможения, ведь количество тепла, выделяющегося при замедлении, просто огромно!

В состав смеси, из которой изготавливаются колодки, входят до двух десятков составляющих.

21 июля 2006

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Кто свидетель? Я - свидетель. Устройство Mio MiVue 698 стало победителем в Национальной премии «Продукт года 2016» в номинации «Видеорегистраторы»
15 апреля 2016
Новости

Кто свидетель? Я - свидетель. Устройство Mio MiVue 698 стало победителем в Национальной премии «Продукт года 2016» в номинации «Видеорегистраторы»

Компания Mio Technology с гордостью сообщает о получении Национальной премии «Продукт года 2016». Независимое жюри, в состав которого входят ведущие специалисты в области портативной электроники, признало Mio MiVue 698 победителем в номинации «Видеорегистраторы». Награждение состоялось 14 апреля в рамках выставок «Фотофорум» и «Mobile&Digital Форум» на территории международного выставочного центра «Крокус Экспо».

Стартовал конкурс "Горячее время барбекю"
25 августа 2017
Новости

Стартовал конкурс "Горячее время барбекю"

Открылся прием работ на фотоконкурс «Горячее время барбекю», посвященный фуд-фотографии. Конкурс проводится порталом www.fotosky.ru совместно с фотографом Эдуардом Крафтом и при поддержке интернет-магазина Фотогора. Компания Фотогора является информационным спонсором фотоконкурса и учредителем специального приза "За лучшее композиционное решение". Победитель в этой номинации, которого определит творческий коллектив компании, получит в подарок весьма полезный для фотографа аксессуар - линзу Френеля, которую профессионалы итспользуют для модификации света в портретной и предметной съемке. А суперфинал в этом конкурсе проводит компания BBK, призовой фонд в решающем раунде - сертификаты на бытовую технику BBK на общую сумму 30 тысяч рублей.

Автохолодильник Shiver 30-12V: как усилить холод на колесах?
15 декабря 2012
Тесты

Автохолодильник Shiver 30-12V: как усилить холод на колесах?

Сегодня речь пойдет не о том ящике, что зимний «пингвин» таскает на плече по замерзшему озеру, выбирая лунки для подледной рыбалки, заодно используя его как сидение, а совсем о другом - о холодильнике, который можно еще прикупить за разумные деньги, без сезонных накруток в магазине товаров для туризма и отдыха. Рассмотрим принцип работы переносного холодильника Shiver 30-12V, чтобы стало ясно – как его дорабатывать...

Гидравлику - на замок!
10 марта 2004
Новости

Гидравлику - на замок!

«Воруют»! Так, помнится, отвечал один русский литературный персонаж на вопрос иностранца «А как у вас в России дела?». «А что воруют?» — переспрашивает иностранец. И получает исчерпывающий ответ: «Все!». И ведь правда, воруют все: лес, уголь, нефть, деньги из госбюджета, яблоки из соседского сада... и автомобили.

Mio Technology на Computex 2013 представила обновленные линейки автомобильной и профессиональной техники
11 июня 2013
Новости

Mio Technology на Computex 2013 представила обновленные линейки автомобильной и профессиональной техники

Москва, 11 июня 2013 г. — Компания Mio, международный лидер в области GPS-навигации, показала на выставке Computex 2013, которая проходила на Тайване с 4 по 8 июня, свои новые устройства. Среди экспонатов были представлены навигационные решения для автовладельцев и велосипедистов, видеорегистраторы и профессиональные планшеты.

Дорога к вершине
27 июня 2005
Советы

Дорога к вершине

Широко известная компания Дельта Электроникс совместно с представительством компании BLAUPUNKT, специализирующейся на выпуске автомобильной аудиовидеотехники, представили на суд публики новый демонстрационный автомобиль, построенный на компонентах Blaupunkt для презентации новой линейки. Воплотить подобное под силу только команде, точно знающей свое дело.

Как статическое электричество влияет на работу видеорегистраторов и можно ли от него защититься
22 марта 2018
Новости

Как статическое электричество влияет на работу видеорегистраторов и можно ли от него защититься

Компания Mio Technology, ведущий международный разработчик и производитель автомобильной электроники, объясняет, как статическое электричество может вывести видеорегистратор из строя, как от него защититься и ремонтируют ли такие поломки по гарантии. Сильные перепады температуры, удары или агрессивная среда грозят видеорегистраторам от случая к случаю: при отсутствии морозов или жаркого солнца, повышенной влажности и ухабов на дороге автомобильные гаджеты способны работать долгие годы без поломок и сбоев. Но одна опасность подстерегает любую электронику всегда, пока с ней взаимодействует человек, – статическое электричество.

Качество, достойное самых требовательных: Mio MiVue 788
18 октября 2017
Новости

Качество, достойное самых требовательных: Mio MiVue 788

Компания Mio Technology, ведущий международный разработчик и производитель автомобильной электроники, представляет видеорегистратор Mio MiVue 788. Новое устройство имеет ряд «фамильных» опций, уже полюбившихся пользователям, а также абсолютно новую функцию, которая призвана сделать жизнь водителей ещё проще.

Работа спорится
21 июля 2006
Новости

Работа спорится

PROXXON Industrial («Проксон Индастриал») — профессиональный слесарный инструмент промышленного качества, предназначен для использования не только в бытовых условиях, но главным образом в мастерских и сборочных производствах. На слесарный инструмент предоставляется гарантия от 2 до 10 лет при промышленном применении и 25 лет гарантии на качество материала и технологический брак.

Gemalto и VALEO совместно работают над превращением смартфона в надежный электронный ключ от автомобиля
23 сентября 2016
Новости

Gemalto и VALEO совместно работают над превращением смартфона в надежный электронный ключ от автомобиля

Париж и Амстердам, 22 сентября 2016 г. – Valeo, один из ведущих мировых поставщиков автомобилей, совместно с компанией Gemalto, мировым лидером в сфере цифровой безопасности работает над обеспечением безопасности системы электронных ключей для автомобилей Valeo InBlue®. С помощью технологии Valeo InBlue®, водители смогут использовать свой смартфон или подключенные к нему часы для блокировки, разблокировки и запуска своих автомобилей, используя приложения для управления и удаленного доступа к данным автомобиля через Bluetooth®.