Собираясь фотографировать свою девушку, вы, вероятно, преследуете две основных цели. Во-первых, хотите произвести на нее благоприятное впечатление. Во-вторых, - получить в интересные фотографии. Посмотрим, что можно сделать. Предположим, что в вашем распоряжении нет специально оборудованной студии...
Выбираем место и время
Для начала подумайте об освещении. По-настоящему Вы можете управлять светом только у себя дома. Но об этом мы поговорим позже, а сейчас займемся "укрощением" естественного света (или искусственного освещения, которым оборудованы общественные места).
Наилучшим для портретной съемки по праву считается рассеянное освещение, которое естественным образом возникает в пасмурный день. Небесный свет в этом случае приходит почти равномерно со всех сторон, поэтому на изображении не будет слишком жестких теней и пересвеченных участков. Контрастность может оказаться невысокой, но этот момент всегда можно исправить позже, при редактировании.
Напротив, съемка в ясный солнечный день довольно сложна. Если вы поступите "по правилам" и будете снимать со стороны солнца, ваша модель неизбежно будет щуриться и морщить носик от яркого света. Повернув девушку к солнцу спиной или боком, вы получите глубокие тени на лице, "вытащить" которые, скорее всего, не сможет ни один фоторедактор. В ясную погоду можно найти затененное место и снимать там, но при этом надо следить, чтобы в кадре не было участков, напрямую освещенных солнцем. Иначе, наиболее вероятно, автоматика камеры установит неправильную экспозицию, а если вы справитесь с этой проблемой, все равно некоторые участки фотографии будут безнадежно пересвечены. Конечно, они не имеют никакого отношения к портретируемой, но белые пятна неправильной формы в любом случае не украшают снимок.
Портрет при свечах. 80мм (здесь и далее - в 35-мм эквиваленте), f/1.8, 1/10c, ISO 400.
Одна из особенностей фотосъемки - относительно небольшое количество света от свечей. Использовалась высокая светочувствительность фотоматериала и длительная выдержка, поэтому камера была установлена на штатив, а модель в момент съемки оставалась неподвижна. Портрет в ночном городе. 80мм, f/1.8, 1/13c, ISO 100.
В данном случае использовался фотоматериал с низкой чувствительностью, чтобы удлинить выдержку и размазать изображение автомобилей на заднем плане. Употреблять вспышку мы не рекомендуем. Однако есть одна хитрость, позволяющая выделить передний план светом без каких-либо дополнительных затрат. Найдите достаточно яркую рекламу, расположенную не выше роста человека, поставьте модель к ней лицом и фотографируйте. Большая площадь рекламной поверхности обеспечит ровный, мягкий и мощный свет. Великолепный результат гарантирован.
Искривление пространства. 28мм, f/8, 1/100c, ISO 100.
Широкоугольный объектив сам по себе ничего не искривляет, но позволяет снимать портрет в обычном масштабе с очень небольшой дистанции. Так как передача перспективы зависит от расстояния между фотоаппаратом и объектом съемки, то, например, лицо получается крупным, а остальные части тела - комично мелкими. При выборе иной точки съемки и соответствующем изменении позы модели получается масса других интересных эффектов, оценить которые можно только обладая чувством омора. Белое небо. 28мм, f/4, 1/200c, ISO 400.
Модель на этом снимке находится довольно далеко от фотографа, поэтому масштаб не велик, а использование широкоугольной оптики почти не изменяет пропорций тела. Зато пейзаж, на фоне которого выполнен портрет, получился довольно объемным. К сожалению, небо на фотографии пересвечено. Заметим, что для улучшения освещения переднего плана использовалась вспышка, но и она не смогла спасти положение. Если бы небо было "проэкспонировано" правильно, вся остальная часть снимка оказалась бы слишком темной. Съемка в помещении имеет много особенностей, которые зависят от расположения окон (если вы работаете днем), типа, мощности и размещения искусственных источников света. Договоримся сразу: встроенную вспышку в помещении мы использовать не будем, ведь нам не нужны ни "красные глаза", ни блики на лбу и щеках, ни характерные черные тени с четкими границами, ни "плоское" изображение. Тогда нам по возможности придется пользоваться источниками света только одного типа (а точнее, одинаковой цветовой температуры). Несоблюдение этого правила часто ведёт к трудно устранимому разбалансу оттенков цвета в разных частях фотографии. Поэтому вам надо будет использовать или только свет, идущий от окон, или только лампы. Подумайте об этом, выбирая время съемки.
Тем не менее, есть один относительно недорогой способ выровнять цветность смешанного освещения. Современные люминесцентные лампы выпускаются с различными люминофорами, дающими свет определенной цветовой температуры. Эти лампы могут иметь стандартный цоколь Е14 или Е27, что упрощает их установку в обычные домашние светильники. Неплохие результаты получаются при съемке в смешанном свете с использованием распространенных ламп с температурой 6400К.
Отдельного упоминания заслуживает портрет при свечах [фото 01]. Это - совершенно особенный вид съемки, который требует от фотографа довольно высокого мастерства, а от модели - изрядного терпения. Однако в случае успеха участники процесса будут вознаграждены красивыми снимками и яркими воспоминаниями.
Наконец, еще одним распространенным жанром является ночной портрет на фоне городского пейзажа [фото 02]. Огни рекламы и цветной иллюминации, уличные фонари, светящиеся окна домов и витрины дорогих магазинов выглядят очень красиво, но... Будьте готовы к тому, что на фотографии все будет совершенно иначе. Тем не менее, сделать интересные снимки вполне возможно и в этих условиях.
Помните: хорошие фотографии можно получить практически в любых условиях, нужно лишь учесть особенности обстановки (и, прежде всего, освещения) и адекватно к ним подготовиться.
Половина успеха или выбираем технику
Разумеется, лучше всего взять с собой зеркальную камеру. Из всех распространенных типов фотоаппаратов именно этот обеспечивает максимальное качество изображения в любых условиях при весьма неплохой оперативности съемки. Кроме того, солидный вид аппарата позволит вам чувствовать себя настоящим профессионалом, а значит, создаст правильный настрой и у вас, и у вашей девушки.
Если у вас нет возможности взять с собой зеркалку, но есть выбор из нескольких цифровых фотокамер, возьмите ту, у которой больше физический размер матрицы. При неизвестных технических характеристиках аппаратов выбирайте тот, у которого корпус больше: скорее всего, не ошибетесь. Использовать пленочные "мыльницы" не стоит: как правило, они не позволяют без определенных навыков снимать качественные портреты, а быстро просмотреть результат съемки и исправить ошибки невозможно. Особенно опасайтесь камер с надписями "fixed focus" или "focus free" на корпусе. С их помощью вы никогда не сможете управлять глубиной резкости, все объекты в кадре будут совершенно четкими (если, конечно, расстояние до них больше некоторой величины), а значит, все снимки получатся весьма заурядными.
Итак, удобнее всего работать с зеркалкой. Изображение, наблюдаемое в видоискателе, почти точно соответствует результату последующей съемки. Также удобны цифровые камеры с электронным видоискателем или с возможностью визирования по экрану, однако они, как правило, делают кадр с заметной задержкой после нажатия спусковой кнопки, а это может помешать точно зафиксировать нужный момент. Наихудшим выбором для портретной фотографии будет аппарат с параллаксным видоискателем, поскольку на снятых кадрах находящиеся близко к фотографу предметы будут расположены совсем не так, как вы их видите при съемке. И если на цифровой камере ошибку можно сразу заметить и исправить, пленка не даст вам такой возможности. Впрочем, величина параллакса (смещения изображения на снимке относительно видимого в видоискателе) зависит только от расстояния до объекта съемки, и ее можно учитывать при кадрировании. Не очень удобно, но вполне реально.
Если у вас есть внешняя вспышка, возьмите ее с собой. Она может пригодиться вам практически в любой ситуации.
Портрет с сосной. 80мм, f/1.8, 1/200c, ISO 100.
Вполне заурядное дерево способно украсит снимок, особенно если внешность модели с ним гармонирует. В качестве фона использованы другие деревья. Поскольку они сняты не резко, их фактура не так важна. Естественное рассеянное освещение обеспечило равномерную экспозицию по всей площади кадра, и применять вспышку для подсвечивания переднего плана не пришлось.
Портрет с березой. 80мм, f/5.6, 1/160c, ISO 200.
Белые стволы деревьев, безусловно выгодно смотрятся на этой фотографии. Однако их высокоотражающие свойства способны вызвать проблемы у автоматики камеры, поэтому экспозицию лучше выставлять вручную, или, если аппарат это позволяет, замерять экспозицию по лицу модели. Убрать излишне глубокие тени с лица помогла вспышка.
Размытый фон. 80мм, f/2.5, 1/200c, ISO 100.
Бывает так, что фон оставляет желать лучшего. Он может содержать предметы, отвлекающие на себя внимание, или просто быть скучными. Тогда вовсе не обязательно показывать его на снимке, "уведя" задний план в нерезкость. В данном случае диафрагмма объектива все же была слегка прикрыта, чтобы обеспечить резкое изображение переднего плана, имеющего достаточно большую пространственную глубину.
Портрет в домашних условиях. 80мм, f/1.8, 1/30c, ISO 800.
Снимать портрет дома довольно сложно. Причиной тому является низкая интенсивность освещения и неудачное расположение источников света. Этот кадр был снят с рук без какого-либо дополнительного оборудования, и, разумеется, без вспышки. Для получения правильной экспозиции на относительно короткой выдержке были использованы светосильный объектив и высокая чувствительность матрицы. Не лишними будут и светофильтры. В солнечную погоду пригодится поляризационный фильтр: он поможет уменьшить нежелательные блики или слегка затемнить небо, оставив остальную часть сцены без изменений. Нейтральный фильтр позволит шире открыть диафрагму, используя достаточно длинную для правильной работы вспышки выдержку. Кстати, в качестве нейтрального фильтра с изменяемым пропусканием можно использовать два "полярика", навернутых друг на друга. Поворачивая их друг относительно друга, можно плавно менять долю проходящего через них света. Цветные светофильтры позволят существенно "изменить" погоду и создать интересные эффекты.
Если вы собираетесь делать снимки в помещении при недостаточном освещении или ночью, не забудьте о штативе. Конечно, снимать с него не так быстро и удобно, как с рук, зато фотосессия не пропадет даром. Неплохим вариантом будет использование монопода. При полном отсутствии этих приспособлений до определенной степени исправит ситуацию оптический стабилизатор изображения, встроенный в камеру или объектив.
С зеркальной фотокамерой используйте специальный портретный, а при его отсутствии - максимально светосильный объектив. Он позволит вам легко управлять глубиной резкости и работать в условиях плохого освещения, не прибегая к помощи дополнительных источников света.
Наилучшими для съемки портрета следует признать объективы с эквивалентным фокусным расстоянием не менее 80 мм. Они позволяют фотографу при съемке находиться достаточно далеко от модели, сводя к минимуму перспективные искажения. Для съемки человека в рост лучше использовать более короткофокусную оптику. Наконец, экстремально широкоугольные объективы позволяют получать довольно интересные изображения, заметно "искривляя" пространство [фото 03], однако для таких экспериментов вы должны быть уверены в хорошем чувстве юмора вашей девушки. Иначе при просмотре снимков все положительное впечатление от прогулки будет безнадежно испорчено.
Другая половина успеха (делаем снимки)
Как мы уже говорили, идеальным для съемки портрета следует признать пасмурный день. В таких обстоятельствах вам достаточно выбрать достаточно открытую, хорошо освещенную площадку и подходящий фон. Не следует делать снимки на фоне неба, особенно облачного: скорее всего, оно получится невыразительно серым, а возможно, и пересвеченным [фото 04]. Лучше найдите красивые растения или известное (возможно, просто симпатичное) вам здание [фото 05]. Постарайтесь поместить модель так, чтобы расстояние от нее до объектов фона было как можно больше. Это позволит вам увести фон в нерезкость, сконцентрировав внимание на объекте съемки [фото 07]. С целью усиления этого эффекта используйте специальный "портретный" режим работы фотоаппарата или максимально откройте диафрагму.
На ярком солнце ситуация несколько осложняется. Для начала лучше всего расположиться так, чтобы солнечный свет падал сбоку. Такая позиция создаст комфортные условия для обеих сторон, участвующих в процессе. Для того чтобы устранить или, по крайней мере, уменьшить темные тени на лице, других частях тела и одежде, включите вспышку в режим принудительного срабатывания. Подойдет любая вспышка, как встроенная, так и внешняя; однако последняя предпочтительнее, поскольку имеет больше настроек и обеспечивает большую максимальную энергию импульса. Если вы используете встроенную вспышку, вероятно, вам придется максимально увеличить ее интенсивность. Помните, что эффект, оказываемый вспышкой, тем сильнее, чем меньше расстояние до объекта и чем шире открыта диафрагма. Но будьте осторожны: при открывании диафрагмы выдержка должна быть уменьшена, а большинство вспышек не могут правильно работать при слишком короткой выдержке. Не перестарайтесь- излишняя подсветка вспышкой "убьет" объем фотографии [фото 08] и может привести к переэкспонированию отдельных частей кадра.
Разные люди по-разному реагируют на нацеленный на них объектив. Как показывает практика, очень многие "зажимаются", становятся напряженными, принимают неестественные позы и непроизвольно гримасничают. Таких людей лучше фотографировать, когда они этого не ожидают. Полезно также, если позволяет время (а оно должно позволять; хорошая фотосессия - процесс длительный), сначала сделать сотню-другую кадров, которые пойдут "на свалку". При съемке пленочной камерой, кстати, вы можете сначала вовсе не заряжать пленку, сэкономив, таким образом, немало денег. Через некоторое время модель привыкнет к клацанью затвора и немного расслабится. Тогда можно начинать "настоящую" съемку, разумеется, не сообщая об этом девушке.
Другие люди, напротив, раскрепощаются и становятся более интересными, когда знают, что их снимают. Вспомним Мэрилин Монро, которая буквально "расцветала" перед объективами. К какому типу относится ваша избранница, выяснить можно только экспериментально. Если вы никогда раньше ее не фотографировали, будьте готовы на ходу менять тактику сообразно ситуации.
Если у вас никак не получается "договориться" с моделью, попробуйте снимать ее в движении. "Стреляйте" длинными сериями, делайте кадры так часто, как позволяет ваш фотоаппарат, чтобы потом выбрать один лучший снимок [фото 09]. Конечно, в первую очередь этот совет пригодится владельцам цифровых камер, однако иногда ради одного хорошего кадра можно не пожалеть и нескольких кассет пленки.
Разговаривайте с моделью во время съемки. Если вы снимаете на "цифру", почаще смотрите на результат, хвалите девушку, вместе с ней отмечайте и исправляйте недостатки. Указывайте ей, как двигаться и какие позы принимать. Основывайте свои действия на работах известных фотохудожников, которые вы, конечно, не забыли посмотреть перед съемкой, в одиночестве или совместно. Кстати, в последнем случае девушка имеет возможность сама выбирать, как она хочет быть сфотографирована. В любом случае, тесное общение во время фотосессии не только позволит улучшить результат съемки, но и является своеобразной игрой, способной принести немало удовольствия участникам процесса.
Если вы можете управлять освещением (например, при съемке дома), попробуйте различное расположение имеющихся в наличии источников света. Обсудите предварительные результаты, решите, какое распределение света и тени вам больше нравятся, и лишь после этого экспериментируйте с выражением лица и позами. Общим правилом для начинающих фотографов будет отсутствие слишком темных теней в кадре; приобретя некоторый опыт, вы сможете более вольно распоряжаться светом. Помните, что наиболее важная часть портретного снимка - лицо, а значит, на него нужно обратить особое внимание. Выступающие части лица (нос, надбровные дуги, иногда - губы, скулы и уши) могут создавать нежелательные тени [фото 10]. Располагайте лампы, модель и фотоаппарат так, чтобы избежать таких теней, а также "лобового" освещения, которое создает плоскую, невыразительную картинку. По той же причине нежелательно использование встроенной вспышки, а внешнюю следует или оборудовать специальным рассеивателем, или направить в потолок, чтобы избежать "прямого попадания" из вспышки по модели.
Использование вспышки. 80мм, f/3.5, 1/200c, ISO 100.
На первом из трех снимков показано естественное освещение сцены. Ветви создают затененность даже в пасмурную погоду с рассеянным мягким светом. Густая крона дерева способна создать глубокие тени на лице модели. Поскольку остальная часть кадра явно светлее, мы использовали вспышку. На втором снимке вы видите хорошо сбалансированный результат. Экспозиция всего снимка получается достаточно, тени ослабевают. Такой результат можно считать вполне удовлетворительным. Но важно не перестараться. На третьем снимке показано, что станет, если энергия импульса будет слишком велика. Передний план слегка пересвечен, картинка плоская и невыразительная, а характерные "вспышечные" тени окончательно портят впечатление от просмотра.
Серийная съемка. 50мм, f/8.0, 1/50c, ISO 100.
В некоторых ситуациях бывает довольно сложно предугадать результат съемки. Если вы не уверены, что сможете спустить затвор точно в нужный момент, "стреляйте" сериями. Сделав кучу снимков, вы получите возможность дома, в спокойной обстановке, выбрать те из них, которые действительно хороши.
Заключение
Съемка окончена. Вы возвращаетесь домой (если вообще уходили куда-то) и просматриваете готовые снимки. Конечно, их всегда можно напечатать "как есть", или, если вы снимали на цифровую камеру, просто скопировать в память компьютера. Однако, скорее всего, далеко не все полученные кадры окажутся технически безупречны. Наши постоянные читатели уже знают, что современные цифровые технологии способны творить чудеса. В следующий раз мы поговорим о цифровой обработке фотографий применительно к портрету, которая поможет сделать вам изображения любимой еще прекраснее. А пока - камеру в руки, и снимайте!
На снимках: Анна Круглова, Юлия Коновалова, Ксения Круглова, Анастасия Ульянова, Алена Фокина. Фото автора.
Комментарии
Если доверяетесь автоматике камеры, то и солнечный свет вам проблема)