Через 9 месяцев после окончания Второй мировой войны, 7 мая 1946 года, в столице Японии — городе Токио на свет появилась маленькая фирма с длинным и труднопроизносимым названием «Токио цугин когё кабусики кайси», что в переводе означало «Токио телекомьюникешнз инжиниринг корпорейшн», которое позднее превратилось в Sony Corporation.
60 лет назад около двадцати человек собралось на четвертом этаже обгорелого универмага в разрушенном войной центре Токио. Ни в то тяжелое время, ни позднее «у Японии не было и нет никаких природных ресурсов, кроме энергии народа», как писал в своей книге «Сделано в Японии. История фирмы Sony» один из двух основателей фирмы — Акио Морита, отвечавший за коммерческую сторону дела. Вторым был технический гений фирмы — Масару Ибуки. Их усилиями была создана одна из крупнейших транснациональных корпораций мира, основной целью которой стало стремление создавать то, что еще не сделали или не смогли сделать другие.
Первой разработкой новой фирмы был ленточный магнитофон, образец которого был получен у американского офицера, согласившегося доставить его и продемонстрировать, как он работает. Изготовленный фирмой вариант японского магнитофона имел форму ящика, весил 35 килограммов и стоил 470 долларов.
Если учесть, что первым приобретением вновь созданной фирмы был грузовичок « Датсун», стоивший немногим более 100 долларов, станет ясно, что в очень бедной послевоенной Японии покупателей было очень мало. Всего было изготовлено 50 штук, часть из которых так и не была продана.
Однако следующая модель — тип Н — была более удачной, имела размер больше дипломата, но меньше дорожного чемодана и пользовалась большим спросом.
Это было первым серьезным коммерческим успехом фирмы. Следующим этапным достижением корпорации стала разработка первого японского портативного карманного транзисторного радиоприемника TR-1. Для коммивояжеров заказали специальные рубашки с увеличенными карманами, чтобы туда можно было опустить радиоприемник. Серийный выпуск приемников TR-1 начался в 1955 году.
В этом же году появилось ставшее всемирно известным имя SONY. Название фирмы берет свое начало от латинского sonus («звук»). В Японии после войны росла популярность слов и прозвищ из английского сленга. Сообразительных парней называли «сони» и «сони-бой», а также sanny («солнечный»). Но на японском языке sonny означает «потерять деньги». Поэтому была вычеркнута одна буква n, и появилось слово, которого не было ни в одном языке и, которое, как и не менее знаменитое имя Kodak, ничего не обозначало. Спустя три года появилось наименование Sony Corporation, существующее до сих пор.
Следующие выдающиеся разработки Sony — первый портативный телевизор TV8–301 (1960 г.), первый в мире переносной телевизор TV5–303 (1962 г.), первая видеокамера VCR Betamax (1975 г.), первый в мире стереоплеер Walkman (1979 г.). Через два года Акио Морита продемонстрировал миру новую разработку корпорации — цифровой фотоаппарат Mavica, довольно крупный по размерам и с низким разрешением.
В этом же году Kodak сообщил о своей выдающейся разработке — принципиально новой фотопленке Kodacolor VR1000 с чувствительностью 1000 ASA на базе эмульсий с ультратонкими микрокристаллами (T — Grain).
Это блестящее достижение фирмы Kodak cтало мощным импульсом для проведения аналогичных разработок крупнейшими фотографическими фирмами, оставив в тени цифровую камеру Mavica. Как теперь очень хорошо видно, это была крупная стратегическая ошибка не только фотографических фирм, но и корпораций, производящих фотографические аппараты. Победное шествие цифровой фотографии — прекрасная иллюстрация правильности стратегии Sony.
Могучая, транснациональная по расположению производств, но японская по духу и идеологии бизнеса, корпорация Sony делает ошеломляющие приобретения вне сферы ее непосредственной деятельности: в 1988 году за два миллиарда долларов она приобретает американскую фирму CBS Records, а спустя всего лишь один год за 3,4 млрд долларов гордость американской киноиндустрии — киностудию Columbia Pictures (у фирмы Metro Goldwin Mayer). Это приобретение — своеобразный рекорд для японских корпораций — самая дорогая покупка в те годы.
В 1995 году была выпущена для широкой продажи первая цифровая видеокамера Camcoder DSR — VX1000, в следующем году — цифровая фотокамера Cybershot — DSC — F1.
В 1997 году появились абсолютно плоские экраны CRT WEGA, а в 1999 году — первый робот- игрушка Robot AIBO ERS–110. 2001 год был ознаменован созданием самого большого, 13-дюймового, дисплея на органических полупроводниках. Спустя два года корпорация Sony предъявила миру первый в мире оптический диск для высокоплотной записи Blu — Ray Disk Recorder BDZ — S77.
Цифровые методы регистрации изображения в медицинских исследованиях вытесняют классические аналоговые, и одним из основных создателей новых технологий является Sony. В настоящее время в России фирма представлена большим количеством разнообразного оборудования, включающего цветные и черно-белые принтеры и расходные материалы к ним, а также специальные видеомагнитофоны, видеокамеры и мониторы. Это оборудование в большом количестве установлено в различных медицинских центрах страны. В марте 2003 года на европейском радиологическом конгрессе ECR в г. Вене фирма Sony представила новый принтер для печати медицинских рентгеновских снимков формата А -3+ Sony UP –DF500 Film Station, по ряду основных характеристик превосходящий все существующие модели конкурентов. Принцип получения изображения — термальная печать, что обеспечивает рекордную скорость печати до 70 отпечатков в час при высоком разрешении (320 dpi и 4096 градаций серого цвета). Несомненное достоинство Film Station — система автоматического поддержания качества печати POS (как сообщает фирма Sony, каждый пиксель изображения контролируется и оптимизируется программой). И, как заложено в идеологии фирмы, создано то, чего нет у других. Поскольку Япония страна малых размеров, была предложена идея экономии площади: принтер способен работать как в горизонтальном, так и в боковом положении, благодаря чему он занимает мало места на рабочем столе диагностического центра. Ни один другой принтер не способен на это: IT’S THE SONY.
Но, разумеется, основными направлениями деятельности корпорации являются системы записи, теле- и радиотрансляции отображения и воспроизведения информации.
В последние годы фирма Sony разработала видеокамеры с новым форматом высокой четкости (HDV), обеспечивающим очень высокое качество записи. В 2002 году Джордж Лукас снял фильм «Звездные войны-2», применяя видеокамеры Sony формата HD (High Definition — высокое разрешение).
В настоящее время фирма выпускает любительские видеокамеры HDR — FX1E, поддерживающие профессиональный формат 1080i с высочайшим качеством разрешения благодаря применению объектива Carl Zeiss Vario — Sonnar T* и трех матриц CCD с разрешением по 1,12 млн пикселей каждая. Разработанное компанией Zeiss новое многослойное покрытие T* минимизирует отражение от поверхностей компонентов объектива, благодаря чему практически исключаются возможности искажения изображения.
Sony и Panasonic совместными усилиями создали в прошлом году новую цифровую видеокамеру с высоким разрешением и записью изображения на диск диаметром 8 см при помощи лазера с длиной волны 650 нм.
В этом году Sony начинает производство камер SLR с индексом a — первой буквой греческого алфавита. Под этим символом фирма понимает начало (begining) и важный, существенный, ценный (essential) с применением технологий, разработанных корпорацией KonicaMinolta для фотокамер типа Maxxum / Dynax. Камеры этого типа будут комплектоваться набором объективов фирмы Karl Zeiss. Первая камера с разрешением 10 мегапикселей появится в продаже в июле 2006 года. Корпорация Sony в своем пресс-релизе, опубликованном в мае этого года, заявила, что она намерена проводить активную и даже агрессивную политику по продвижению на мировой рынок этого нового для нее вида продукции.
Фирма Sony охотно сотрудничает с другими крупнейшими фирмами. Типичный пример — разработка LSD-панелей восьмого (!) поколения для воспроизведения телевизионного изображения совместно с южнокорейской корпорацией Samsung. Стоимость разработки — 2 млрд долларов. При объеме продаж фирмы Sony в 65 млрд долларов такие расходы вполне позволительны. Штат сотрудников фирмы Sony — более 158 тыс. человек. Редакция нашего журнала поздравляет сотрудников московского офиса Sony c юбилеем.
Комментарии
Хочу познакомиться с Вами Михаил. А также с представителем фирмы Sony. Удачи!