Новый портал о бытовой технике: тесты, цены, рейтинги, обзоры, советы, рецепты
Что такое «гарантия» — знает сегодня каждый. А вот зачем ввели понятие «срок службы» и что это дает потребителю, не всегда понятно. Например: чайник — срок службы пять лет. Так что, через пять лет его выкидывать надо, даже если он работать продолжает? Или все же можно им пользоваться и дальше? Попробуем разобраться!
СЛОМАЛСЯ, ВЫКИНУЛ, КУПИЛ!
Современный рынок бытовой техники сменил ориентиры — вместо надежных и долговечных товаров производители предлагают колоссальный ассортимент разнообразных приборов, которые объединяет одна «болезнь» — они быстро выходят из строя. Причем есть подозрение, что многие производители, в том числе и известных брендов, преднамеренно закладывают в свои товары сокращенный срок службы.
В результате потребителям приходится регулярно обновлять парк домашней техники. Недолговечная и дешевая бытовая техника — это целенаправленная экономическая политика многих компаний. По их мнению, люди должны покупать произведенную ими продукцию относительно недорого и как можно чаще. Механизмы целенаправленного вывода из строя бытовой техники просты: материалы, которые используются при производстве деталей, трескаются, крошатся и перегорают в срок, заложенный производителем. Так, через 5–7 лет в стиральных машинах летят резиновые прокладки и манжеты, горят двигатели, лопаются пластмассовые баки. В холодильниках протираются тоненькие трубочки систем охлаждения. Менять или паять их практически бесполезно. Одна неисправность тянет за собой другую, и все с треском валится. Производители на стадии проектирования вносят в конструкцию машин ограничители срока службы, о чем невозмутимо предупреждают в паспортах. Правда, в уголке и маленькими буквами.
Снизился срок службы, в частности, и у холодильников. Если раньше морозильники готовы были безотказно отработать лет двадцать–тридцать, то сегодня редкий агрегат отметит 10-летний юбилей без единой поломки. «На холодильники в среднем дают гарантию 3 года, — рассказал продавец холодильников Дмитрий. — Как только гарантия кончается, то чинить приборы не имеет смысла, проще купить новые. Срок службы холодильника заявлен примерно на 7–12 лет. Стоит он в среднем 500 долларов, но если полетит компрессор, то проще эту громадину выкинуть на помойку, так как ремонт обойдется долларов в триста». Парадоксально, но некоторые производители специально создают дефицит запчастей на складах сервис-центров. Из-за этого цена ремонта растет, и он становится невыгодным.
Но регулярно менять бытовую технику людей подталкивают и широкие рекламные кампании, имеющие целью убедить, что пользоваться старыми бытовыми приборами — это, что называется, «себя не уважать». Реклама активно внушает нам мысль, что технику нужно менять не только из-за поломок, но и по причине ее «морального устаревания». Бытовые приборы должны не только хорошо справляться с поставленной задачей, они должны радовать глаз, воображение и самолюбие. Не просто функционально, но интересно, необычно, забавно — вот какие лозунги действуют на россиян, которые после советского периода повсеместного дефицита еще вдоволь не наигрались с техническими игрушками. Бытовые приборы определенных марок или конкретного стиля становятся модными, их пытаются перевести в разряд не просто вещей, выполняющих за вас ту или иную работу, их превращают в маркеры престижа, вкуса, стиля. В большинстве случаев потребители не пользуются значительным числом функций своей техники, но сознание того, что холодильник может не только сохранять пищу, но и выходить в Интернет, для многих есть показатель того, что они живут в ногу со временем и заботятся о своем благосостоянии.
И ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ?
По мнению специалистов рынка бытовых товаров, продукция ведущих брендов вполне сопоставима по качеству и, в сущности, мало чем отличается друг от друга. Это связано с тем, что большинство заводов по производству бытовой техники работает на договорной основе. То есть в одном и том же месте одними и теми же людьми из похожих материалов, правда, по разным лекалам, делается техника различных марок.
Что касается продавцов бытовой техники, то они рекомендуют ориентироваться не на фирму, а на страну-производителя. Выделяют, в основном, Германию, которая, по их словам, до сих пор производит технику на века, но и продает соответственно качеству — в пять, а то и в десять раз дороже, чем остальные страны. Стандартно высоким качеством обладают также бытовые приборы, изготовленные в скандинавских странах, а также в Японии. А на указанный производителем срок службы придется ориентироваться, как на предполагаемый минимальный срок замены прибора. Но, если вы не будете нарушать условия эксплуатации, а также если вам хоть чуть-чуть повезет, служить бытовая техника сможет и гораздо дольше.
КАКОВ ТВОЙ СРОК
Словосочетание «срок службы» совсем недавно получило определение в российском законодательстве. Раньше его употребляли, в основном, в технической документации, при описании технических свойств и стандартов, принятых в тех или иных отраслях или конкретно для данного предмета/предметов. Длительным (до 15-20 лет) сроком службы характеризовали надежность и долговечность продукции.
В 1996 году Закон РФ «О защите прав потребителей» определил срок службы как «период, в течение которого действует обязательство изготовителя (исполнителя, поставщика) обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по его целевому назначению и несет ответственность перед потребителем за существенные недостатки, возникшие в товаре по его, изготовителя (исполнителя), вине.» (см. статью п. 1 ст. 5 Закона).
Продолжительность срока службы определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться аналогичные товары разных производителей с разными заявленными сроками службы. Синонимами понятия «срок службы» являются понятия «срок эксплуатации», или «рекомендуемый срок эксплуатации».
На некоторых сайтах в сети Интернет встречаются указания сроков службы/рекомендуемых сроков эксплуатации для бытовой техники разных торговых марок. Так, например, для большинства крупных бытовых изделий Bosch, Siemens, Neff, Gaggenau, Electrolux, Gorenje средний срок службы составляет 10 лет, для техники AEG — 15 лет, для Miele и Eurosoba — 20 лет. В документации бытовой техники Samsung срок эксплуатации редко превышает 7 лет, в инструкциях к товарам Indesit рекомендуется через 10 лет эксплуатации «провести капитальную диагностику в сервисном центре».
Установление срока службы — право, а не обязанность изготовителя или исполнителя работ. Если изготовитель по каким-то причинам не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый им товар, то в соответствии с установленными законом требованиями он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром, в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если же день передачи товара не установлен, срок службы считается со дня выпуска товара (выполнения работы).
В течение срока службы товара вы имеете право: 1) на обеспечение ремонта и технического обслуживания товара (работы); 2) на предъявление требований по поводу существенных недостатков в товаре (работе); 3) на возмещение вреда. Таким образом, в течение всего заявленного срока службы производитель обязан изготавливать запасные части к своим приборам, для возможного проведения ремонта и устранения неполадок.
Как же производители определяют срок службы товара? Как правило, в результате предпринятых на заводе опытных испытаний (эксплуатации) или специальных исследований. Рассчитывая средний срок службы модели, изготовитель определяет объем выпуска запасных частей, которые могут понадобиться для ремонта в течение всего периода эксплуатации. Правильность указанного срока проверяют по специальной методике ускоренных испытаний в лабораторных условиях. Отметим, кстати, что заявленный производителем средний срок службы бытовой техники может оказаться значительно меньше срока, в течение которого ее фактически можно эксплуатировать.
ВАЖНЫЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
Производители обязаны указывать срок службы на товарах, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде (п. 2 ст. 5 вышеуказанного закона). Самые простые примеры подобных товаров — это, например, батарейки и лампы дневного света. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации, и без указания срока службы они запрещены к продаже на территории нашей страны. При этом отметка о сроке службы должна быть не только на товаре в целом, но и на его отдельных составляющих — если срок их службы отличается от основного.
ВАЖНЫЙ И НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
Для других товаров указание срока службы не является обязательным. Тем не менее, многие производители указывают срок службы товара в сопроводительных документах. Это указание носит чисто информационный характер и ни к чему не обязывает изготовителя (продавца).
Рассмотрим конкретные ситуации на примере холодильников и морозильников. В среднем, их срок службы составляет от 7 до 15 лет. Конкретные производители могут сознательно занижать срок службы, чтобы уберечь себя от излишних требований и претензий со стороны покупателей. Поэтому в документации современных производителей редко встретишь описание холодильника со сроком службы более 10 лет. Например, официально заявляют о десятилетнем сроке службы производители холодильников Bosch, Electrolux, Атлант, Бирюса и т.п., холодильники Indesit рассчитаны на 7-10 лет службы, а вот у холодильников Liebherr заявленный срок службы составляет до 15 лет.
К СЛУЖБЕ ГОДЕН
Еще одно понятие, определяемое Законом «О защите прав потребителей», — это срок годности, т.е. период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5 закона). Для многих «скоропортящихся» товаров срок годности выполняет функции гарантийного срока. В течение срока годности товара вы имеете право на предъявление требований к продавцу или изготовителю по поводу недостатков в товаре и на возмещение причиненного вреда. В обязательном порядке срок годности должен быть установлен на товары, которые полностью потребляются при использовании (например, пищевые продукты), потребительские качества которых могут ухудшаться со временем (самый простой пример — губки для мытья посуды) и на те товары, которые со временем могут стать опасными (сменные картриджи фильтров для воды). Таким образом, срок годности обязателен для продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов, товаров бытовой химии. Перечень этих товаров также определятся постановлением Правительства РФ, а их продажа по истечении установленного срока годности запрещается.
Если на товар не установлен срок годности, потребитель вправе предъявить к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования в отношении недостатков товара. Если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.
«СЛУЖИТЬ БЫ РАД»...
В отличие от срока службы, гарантийный срок определяется российским законодательством как период, в течение которого изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя в связи с обнаружением недостатков в товаре или работе. Проще говоря, это время, в течение которого неисправности товара, случившиеся не по вине покупателя, должны быть устранены продавцом или изготовителем бесплатно.
Гарантийный срок — не объективный показатель, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение — установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность. Гарантийные обязательства могут быть разными, но обязательно должны быть указаны в сопроводительной документации — например, в руководстве по эксплуатации.
И гарантийный срок, и срок службы товара исчисляются со дня его продажи потребителю. Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
Согласно 20-й статье Закона «О защите прав потребителей», недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара.
В отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в семидневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявлении требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем.
СЛУЖИТЬ ПО ФАКТУ
Для бытовой техники понятие «срок службы» является довольно существенным, поскольку покупаются подобные товары на длительное время, с надеждой на долгую и надежную эксплуатацию. Фактический срок службы техники (т.е. срок, в течение которого холодильник бесперебойно работает или подвергается незначительному (не капитальному) ремонту) определяется многими факторами, но наиболее важный из них — правильность установки и соблюдение правил эксплуатации. При неправильной установке и эксплуатации техника не только быстро выходит из строя, но и создает угрозу жизни и безопасности людей.
Понятие «установленный срок службы» равнозначно понятию «заявленный (производителем) срок службы». Он, как правило, совпадает со средним сроком службы, который определяется компанией по результатам испытаний техники, исходя из усредненных статистических показателей, но может быть и чуть меньше среднего срока службы, во избежание лишних претензий со стороны покупателей. «Предельный срок службы» равносилен понятию «срок годности», а достижение его говорит о невозможности (опасности для здоровья, например) дальнейшей эксплуатации товара.
И ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
Согласно «Закону о защите прав потребителей», при отсутствии гарантийных обязательств изготовителя/продавца на бытовую технику, как на сложные бытовые изделия, устанавливается срок гарантии шесть месяцев. По ГОСТу гарантийный срок службы бытовых холодильников составляет не менее трех лет со дня продажи прибора.
По данным опроса, проведенного одной из крупных московских сервисных компаний, только 22% современной бытовой техники служит более десяти лет. Большая же часть приборов сдает свои позиции уже после пяти лет работы или даже раньше.
Комментарии