Фотокритика Розова: снимает не камера — снимает фотограф

Рубрику «Фотокритика» ведет известный фотограф и преподаватель, автор популярных книг по технике и искусству фотографии Георгий Розов. В разборе фотографий участвуют снимки, присланные читателями на фотоконкурс журнала «Фото&Техника», результаты которого опубликованы в № 07 (45) 2013.

Текст и фото: Георгий Розов.

 

 

Критик, на мой взгляд, вовсе не ругатель всего вокруг. Я давно уже почувствовал, что очень скоро настанет такой момент, когда уже не придется указывать коллегам на очевидные недостатки слабых работ. Общий уровень присылаемых на конкурс нашего журнала снимков растет очень быстро. Наступила пора пожинать плоды просвещения и писать в основном о достоинствах фотографий.

Эдуард Мусин из Москвы прислал всего четыре фотографии, но ни к одной из них у меня нет претензий. Мне совсем не хочется ничего в них улучшать. Это говорит не только о том, что автор талантлив и мастеровит. Он обладает редким умением посмотреть на свои работы со стороны и отобрать действительно лучшие. Впрочем, и другие фотографии этой подборки тоже достойны стать объектом любования.

 

«Белое море».
Эдуард Мусин, Москва.

Камера Pentax K-5 
Объектив Pentax 85/2,8 soft 
Выдержка 1/8000 с 
Диафрагма f/3,5 
Чувствительность ISO 200

 Если бы автор не сообщил, что снимал мягкорисующим объективом, я бы подумал, что он применил софт-фильтр. Монокли рисуют еще мягче, а с цветными аберрациями было бы трудно справиться столь элегантно, как в данном случае. Мне очень понравилось, как построена композиция этого снимка. Фотография состоит из пяти горизонтальных полос разной плотности, параллельных длинным сторонам кадрового окна.

Грамотная и красивая пейзажная картинка из таких параллелей — большая редкость. Автор справился с решением этой задачи, переключив внимание зрителя на кораблик. Он трижды выделен: как резкое на нерезком, как темное на светлом и как объект, близкий к зоне пересечения третей. Забавно, что лодочка тоже является чертой, параллельной длинной стороне картинки. Ритмический повтор чередующихся горизонталей ко всему еще и тонально очень грамотно уравновешен.

Но главное, конечно же, не то, какими инструментами достигнута гармония формы и содержания. Для меня важнее то, что я словно вновь оказался на палубе морского парома в Норвегии и подставил щеки холодному ветру.

Разбередить сокровенные воспоминания, сделать фотографию узнаваемой — один из лучших способов добиться положительной реакции зрителя.

 

«Зимняя дорога».Эдуард Мусин. Москва.

Камера Canon G9 
Выдержка 1/2000 с 
Диафрагма f/8 
Чувствительность 
ISO 200 
Фокусное 
расстояние 29,2 мм

 Очень тонкое чувство тонального равновесия нужно иметь фотографу, который берется снимать подобные зимние сюжеты. Вот вроде бы нарушил человек прописное правило: темное внизу, а светлое вверху. Но картинка живет и радует глаз. Отчасти потому, что главное в кадре точно там, где и должно быть.

Линии границ геометрических фигур — не прямолинейны и не параллельны границам кадра. Ниспадающая диагональка нижнего сектора — фактурна. Она делает картину динамичной, ненадоедливой и потому приятной для долгого созерцания. Сдержанная монохромная гамма оттенков синего холодит еще больше, чем возможное тут тональное, черное-белое решение.

Любая попытка что-либо исправить в этой фотографии ее убивает. Особо подчеркну, что сделана картинка цифрокомпактом. Что еще раз подтверждает старую как мир истину: снимает не камера — снимает фотограф!

 

«Город Тутаев».Эдуард Мусин. Москва.

Камера Pentax K-7 
Объектив Pentax 10–17/3,5–4,5 fish-eye 
Выдержка 1/40 с
Диафрагма f/10 
Чувствительность ISO 200 
Фокусное расстояние 10 мм

Замечательная картинка! Смотрел с улыбкой и восхищением. Эта история про козу бодатую, которая все вокруг порушила, хорошо сочетается с бочкообразным рисунком рыбьего глаза. Понятно, что автор знает свойства оптики, и потому героиня оказалась именно в таком месте кадра, где перспективные искажения минимальны, и в то же время точка пересечения третей совсем рядом. Заметьте: коза белая, фон темный. И сдержанная цветовая палитра тоже выбрана неспроста. И небо задавлено.

В фотографическом Тутаеве Эдуарда Мусина нет ничего случайного, кроме козы. Грустная улыбка в ответ на эту картину уходящей эпохи и превращающихся в прах зримых примет старого уклада жизни обеспечена.

К слову сказать, на другом берегу Волги расположен вполне современный городской район с передовым заводом дизельных двигателей, которыми вооружаются речные суда, тепловозы, карьерные самосвалы и даже КАМАЗы, много лет подряд выигрывающие международные ралли по бездорожью. Вполне может быть, что в избушке, которую бодает коза, живет настройщик станков с числовым программным управлением. Меня бы это не удивило.

 

«Мимолетность». Эдуард Мусин. Москва.

Камера Pentax K-5 
Объектив 
Pentax 18–135/3,5–5,6 
Выдержка 1/500 с 
Диафрагма f/8 
Чувствительность 
ISO 400 
Фокусное 
расстояние 88 мм

 Очень точно найдено название. Столкновение нос к носу конфликтующих сущностей: маленького и беззащитного с большим и хищным, живого с неживым, но все-таки собакой. Столкновение почти обесцвеченного с ярким и цветным. Мягкий свет. Продуманное снижение контраста всего неживого.

Движение бабочки по восходящей диагонали. Это не достоинства снимка — это перечисление примененных инструментов и методов. Но главное все-таки было увидеть, оценить и не упустить краткого мига, когда все сложилось в кучку и перед глазами возникло это волшебное стечение обстоятельств.

 

«Исландия. Водопад Детифосс». Олег Неугодников. Московская область, Подольск.

Камера PENTAX K-5 
Объектив 
Pentax 18–135/3,5–5,6 
Выдержка 0,6 с (штатив) 

Диафрагма f/18 
Чувствительность ISO 80 
Экспокоррекция +3 EV 
Фокусное 
расстояние 40 мм

 

Эта фотография заставила меня призадуматься. Она не соответствует моим представлениям о свойствах оптики. Автор снимал бюджетным зумом при фокусном расстоянии 40 мм. Угол обзора в этом случае должен быть примерно 60 градусов. Разделение планов такая оптика дает очень заметное, но глубина резкости зумов невелика и непредсказуема.

При диафрагме f/18 из-за дифракции неизбежно должно было сильно упасть разрешение. Иначе говоря, передний план должен был казаться крупнее, а задний мельче. Резкость наведена на камни переднего плана, следовательно, в глубине кадра должно быть заметное снижение резкости, но там все довольно тщательно нарисовано. Как такое автору удалось, для меня останется загадкой, но именно этим картинка привлекла мое внимание и заставила любоваться драматической красотой стихии.

 

«Вечер на рейде». Сергей Поляк. Москва.

Камера Panasonic Lumix DMC-FZ50 
Выдержка 1/100 с 
Диафрагма f/3,2 
Чувствительность ISO 200 
Экспокоррекция +3 EV

 

Эта фотография с луной меня огорчила: луна вмонтирована очень неумело. Технически, с точки зрения умения использовать различные прозрачности слоев «Фотошопа» — все в порядке. Комар носа не подточит. Беда в том, что луна великовата для этого снимка.

При съемке таким объективом она должна была бы выглядеть примерно так, как на отредактированном мною варианте кадрирования. Я попытался ампутировать все лишнее. Но кораблик расположился в очень неудобной точке снимка. Середину уже проскочил и повернулся к луне кормой. Презирает, вероятно? И плыть ему уже некуда: вот-вот врежется носом в рамку кадра. Именно поэтому я и оставил светило в левой половине фотографии.

Не могу сказать, что такая картинка, если ее распечатать и повесить на стену, будет согревать мою душу в минуты зимней депрессии, но так она все-таки стала естественней и гармоничней.

 

«Фантазии и реальность». Сергей Ромашев. Москва.

Камера Canon EOS 5D Mark III 
Объектив 
Canon EF 70–200mm f/4L IS USM 

Выдержка 1/400 с 
Диафрагма f/4 
Чувствительность ISO 800 
Фокусное расстояние 169 мм

 

Вне всякого сомнения, удачная жанровая фотография Сергея Ромашева останавливает внимание. Еще одна картинка про любовь. Забавный конфликт, о котором знает любой человек на склоне лет. Внутри мы всегда юные и красивые, но снаружи это никому не заметно.

Сергею удалось подсмотреть и всем показать внутреннюю молодость героини. Кремень бабушка! Ее не сломала даже страшная для любого человека жизнь на улице. Автор сознательно скомпоновал фотографию так, чтобы мы ни в коем случае не могли проглядеть это печальное обстоятельство. Приметы бомжевания (сумки) полностью введены в рамки кадра. И вот с этим я не могу согласиться.

На мой взгляд, небольшое кадрирование сделает снимок динамичнее, а главное и без того прекрасно выделенная главная сюжетная идея будет прочитываться однозначно. Заострять внимание на том, что о любви размечталась именно бомжиха, я бы не стал. Не про то история.

 

«Поймать солнце». Арсен Алабердов. Черкесск.

Камера Pentax K20D 
Объектив Pentax DA 200/2.8 с телеконвертером 2х 
Выдержка 1/350 с 
Диафрагма f/2,8 
Чувствительность ISO 400

 

— Заметил сети еще днем и решил, что неплохо будет поймать в них заходящее солнце. Осталось лишь прийти вечером и сделать снимок! — пишет Арсен.

Автор технично и композиционно правильно осуществил свой замысел. И хотя новизны в этом сюжете не больше, чем в самих рассветах и закатах, я тоже не могу удержаться от съемки заходящего солнца, если вдруг оказываюсь свидетелем этого действа. И почти всегда меня переполняет восхищение и желание остановить мгновение, законсервировать эту красоту, а потом любоваться в стенах своей бетонной сакли.

 

«Марафон». Сергей Мартишеня. Мурманск.
вверху — до ретуши, внизу — после ретуши.

Камера Pentax MZ-5N 
Объектив Pentax FA 28–80 
фотопленка Fujifilm Superia

Два варианта очень красивой фотографии Сергея Мартишени из Мурманска. Замечательно использована длинная выдержка. На переднем плане лыжники растворились до почти абстрактных символов. А в глубине кадра, где угловая скорость объектов съемки заметно меньше, лыжники выглядят вполне натуралистично.

Сочетание этих двух типов изображения в одном кадре мне кажется вполне оправданным и радует глаз. Каким-то волшебным способом автор избежал пестроты цвета, которая обычно превращает такие репортажные фотографии в простую фиксацию момента. Этот снимок и по цветовому решению настолько органичен, что мне, например, доставляет удовольствие рассматривать его долго и тщательно.

Не понравилась и потому подвигла к рационализаторству только одна мелочь: темное пятно леса и лозунгов на старте марафона. Оно очень некрасиво рвет белый фон над головами спортсменов. Я закрасил эту зону пикселями, аналогичными по цвету и яркости. Картинка теперь выглядит безупречно. От лыжников глаз не отвести.

 

«Забытый друг». Сергей Сухов. Москва.

Камера Canon EOS 50D 
Объектив Canon EF 70–200mm f/4L IS USM 
Выдержка 1/125 с 
Диафрагма f/4,5 
Чувствительность ISO 1250 
Фокусное расстояние 17 мм

 

«Ремонт. Появился сюжет: всплывший из далекой памяти свет, голые стены, одиночество, грусть, игрушка, надежда», — так написал Сергей Сухов о том, как он придумал эту историю. Уже давно известно, «из какого сора» являются на свет забытые мишки. Вот и этот явился из обрывков старых обоев и клочков детских снов. Довольно красивые, припомаженные сны у Сергея.

И медвежонок сохранился неплохо, и сидит удобненько. Ну просто король на троне! Я не берусь спорить с автором о трактовке сюжета, но мой «забытый» валялся бы на полу, частично прикрытый обрывком обойной бумаги. И одна лапа у него была бы подвернута. Я постарался бы растрогать девочек до слез. Но правда жизни и правда искусства — вещи не одинаковые.

Если же обсуждать уже готовое авторское решение, то хочется предложить скромное усекновение пустого пространства. И то исключительно ради того, чтобы попытаться выделить и подчеркнуть еще одного мультяшного героя, который совершенно незаслуженно остался незамеченным. На стене, возле левой ножки стула, волей случая прорисовался контур не то зайца, не то кролика. Если чуток его выделить, он может стать фотографическим рефреном главного объекта. В остальном же картинка симпатичная. Сентиментальным любителям фотографии, наверняка придется по вкусу.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест AV-ресивера Pioneer VSX-LX55
22 июня 2012
Тесты

Тест AV-ресивера Pioneer VSX-LX55

Этот аппарат примыкает снизу к дорогой линейке LX, соответствуя по функциональному оснащению лучшим из лучших, а компромисс достигается, главным образом, снижением мощности встроенного усилителя. В дизайне ощущается благородный минимализм, порты и большая часть клавиш на лицевой панели убраны под плавно откидывающуюся крышку.

Мини-обзор мультимедийного DLP-проектора Sharp PG-LW3500
31 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного DLP-проектора Sharp PG-LW3500

Sharp продолжает расширять линейку портативных проекторов LX/LW, первые образцы которой были выпущены летом 2012 года. PG-LW3500 — флагманская модель серии со световым потоком 3500 ANSI-Lm и разрешением WXGA. Проектор оснащён цветовым колесом с пятью цветофильтрами в соответствии с технологией BrilliantColor. Дополнительные сегменты колеса улучшают цветопередачу аппарата, делают краски более естественными. PG-LW3500 совместим с 3D-очками, работающими по технологии DLP Link, и может проецировать трёхмерные изображения.

Водостойкие бинокли Olympus: когда идет дождь, экстремалы видят особенно хорошо.
8 июня 2012
Новости

Водостойкие бинокли Olympus: когда идет дождь, экстремалы видят особенно хорошо.

Компания Olympus представляет водостойкие модели биноклей, которые станут незаменимыми спутниками летних путешествий для увлеченных туристов. Ассортимент водостойких биноклей Olympus достаточно широк и разнообразен – здесь представлены как профессиональные модели, так и карманные - для отдыха или прогулок.

Обзор беззеркальной камеры Nikon 1 AW1
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Nikon 1 AW1

AW1 — фотокамера без преувеличения выдающаяся, а в свете наступающего курортного сезона так и просто незаменимая. До сих пор способностью работать под водой без дорогостоящих боксов могли похвастать лишь специализированные компакты. Ввиду необходимости защитить фотоаппарат от проникновения влаги, при конструировании таких устройств исходят в первую очередь из соображений надежности, нежели стремления достигнуть высокого качества результата. Полностью спрятанная в корпус перископическая оптика таких камер обладает рядом недостатков.

Обзор контроллера Pioneer Digital DJ WeGO2
22 ноября 2013
Обзоры

Обзор контроллера Pioneer Digital DJ WeGO2

Теперь диджеи могут быть по-настоящему мобильными с компактным контроллером Pioneer Digital DJ WeGO2 (DDJ-WeGO2), который сочетает простоту использования Digital DJ-WeGO (DDJ-WeGO) и работу с треками на iPhone/iPod touch/iPad.Диджеям необходимо просто подключить прилагаемым кабелем DDJ-WeGO2 к устройствам iOS с приложением Algorridim djay2 и получить возможность управления треками прямо из iTunes. Также есть возможность работы с другими программами, например Virtual DJ Limited Edition для PC и Mac.

Свобода — с пультом Hercules DJ Control Air+
5 июня 2013
Новости

Свобода — с пультом Hercules DJ Control Air+

Новый микшерный пульт Hercules — это большее: больше функционал скретчинга, больше возможностей для оттачивания навыков микширования... и больше удовольствия.

Пять русских фотографов в шорт-листах Открытой и Юношеской категориях конкурса Sony World Photography Awards 2019
6 февраля 2019
Новости

Пять русских фотографов в шорт-листах Открытой и Юношеской категориях конкурса Sony World Photography Awards 2019

Опубликованы списки финалистов Открытой и Юношеской категорий конкурса Sony World Photography Awards 2019, учрежденного Всемирной организацией фотографии. В списки вошли пятеро русских участников — авторов одних из лучших одиночных снимков 2018 года. Успеху русских фотографов придает особый вес рекордное количество заявок, поданных на конкурс в 2019 году, — 326 997 участников из 195 стран.

Фотосъёмка на объектив, с линзой из куска кристально-чистого льда
24 октября 2018
Советы

Фотосъёмка на объектив, с линзой из куска кристально-чистого льда

Фотограф и видеооператор Матьё Стерн (Mathieu Stern) любит использовать в своей работе странные и нестандартные объективы. Его список насчитывает множество разных необычных моделей, но последний объектив, который решил испытать Стерн, превосходит их всех по своей нестандартности, так как в его конструкции использовалась линза, сделанная из куска чистейшего льда.

Fujifilm выпустила новую прошивку для камеры X-T3
1 ноября 2018
Новости

Fujifilm выпустила новую прошивку для камеры X-T3

Компания Fujifilm обновила прошивку беззеркальной камеры X-T3 до версии 1.02. Новая прошивка устраняет ряд ошибок, возникавших при работе с камерой.

Магнитная система крепления светофильтров Manfrotto Xume
8 февраля 2018
Новости

Магнитная система крепления светофильтров Manfrotto Xume

Система крепления фильтров Manfrotto XUME рассчитана на фотографов и видеографов, которые используют светофильтры в своей ежедневной работе. Она позволяет моментально устанавливать и менять светофильтры на любом объективе, в любом положении, устраняя процесс откручивания и закручивания светофильтра.