Фотокритика Розова: снимает не камера — снимает фотограф

Рубрику «Фотокритика» ведет известный фотограф и преподаватель, автор популярных книг по технике и искусству фотографии Георгий Розов. В разборе фотографий участвуют снимки, присланные читателями на фотоконкурс журнала «Фото&Техника», результаты которого опубликованы в № 07 (45) 2013.

Текст и фото: Георгий Розов.

 

 

Критик, на мой взгляд, вовсе не ругатель всего вокруг. Я давно уже почувствовал, что очень скоро настанет такой момент, когда уже не придется указывать коллегам на очевидные недостатки слабых работ. Общий уровень присылаемых на конкурс нашего журнала снимков растет очень быстро. Наступила пора пожинать плоды просвещения и писать в основном о достоинствах фотографий.

Эдуард Мусин из Москвы прислал всего четыре фотографии, но ни к одной из них у меня нет претензий. Мне совсем не хочется ничего в них улучшать. Это говорит не только о том, что автор талантлив и мастеровит. Он обладает редким умением посмотреть на свои работы со стороны и отобрать действительно лучшие. Впрочем, и другие фотографии этой подборки тоже достойны стать объектом любования.

 

«Белое море».
Эдуард Мусин, Москва.

Камера Pentax K-5 
Объектив Pentax 85/2,8 soft 
Выдержка 1/8000 с 
Диафрагма f/3,5 
Чувствительность ISO 200

 Если бы автор не сообщил, что снимал мягкорисующим объективом, я бы подумал, что он применил софт-фильтр. Монокли рисуют еще мягче, а с цветными аберрациями было бы трудно справиться столь элегантно, как в данном случае. Мне очень понравилось, как построена композиция этого снимка. Фотография состоит из пяти горизонтальных полос разной плотности, параллельных длинным сторонам кадрового окна.

Грамотная и красивая пейзажная картинка из таких параллелей — большая редкость. Автор справился с решением этой задачи, переключив внимание зрителя на кораблик. Он трижды выделен: как резкое на нерезком, как темное на светлом и как объект, близкий к зоне пересечения третей. Забавно, что лодочка тоже является чертой, параллельной длинной стороне картинки. Ритмический повтор чередующихся горизонталей ко всему еще и тонально очень грамотно уравновешен.

Но главное, конечно же, не то, какими инструментами достигнута гармония формы и содержания. Для меня важнее то, что я словно вновь оказался на палубе морского парома в Норвегии и подставил щеки холодному ветру.

Разбередить сокровенные воспоминания, сделать фотографию узнаваемой — один из лучших способов добиться положительной реакции зрителя.

 

«Зимняя дорога».Эдуард Мусин. Москва.

Камера Canon G9 
Выдержка 1/2000 с 
Диафрагма f/8 
Чувствительность 
ISO 200 
Фокусное 
расстояние 29,2 мм

 Очень тонкое чувство тонального равновесия нужно иметь фотографу, который берется снимать подобные зимние сюжеты. Вот вроде бы нарушил человек прописное правило: темное внизу, а светлое вверху. Но картинка живет и радует глаз. Отчасти потому, что главное в кадре точно там, где и должно быть.

Линии границ геометрических фигур — не прямолинейны и не параллельны границам кадра. Ниспадающая диагональка нижнего сектора — фактурна. Она делает картину динамичной, ненадоедливой и потому приятной для долгого созерцания. Сдержанная монохромная гамма оттенков синего холодит еще больше, чем возможное тут тональное, черное-белое решение.

Любая попытка что-либо исправить в этой фотографии ее убивает. Особо подчеркну, что сделана картинка цифрокомпактом. Что еще раз подтверждает старую как мир истину: снимает не камера — снимает фотограф!

 

«Город Тутаев».Эдуард Мусин. Москва.

Камера Pentax K-7 
Объектив Pentax 10–17/3,5–4,5 fish-eye 
Выдержка 1/40 с
Диафрагма f/10 
Чувствительность ISO 200 
Фокусное расстояние 10 мм

Замечательная картинка! Смотрел с улыбкой и восхищением. Эта история про козу бодатую, которая все вокруг порушила, хорошо сочетается с бочкообразным рисунком рыбьего глаза. Понятно, что автор знает свойства оптики, и потому героиня оказалась именно в таком месте кадра, где перспективные искажения минимальны, и в то же время точка пересечения третей совсем рядом. Заметьте: коза белая, фон темный. И сдержанная цветовая палитра тоже выбрана неспроста. И небо задавлено.

В фотографическом Тутаеве Эдуарда Мусина нет ничего случайного, кроме козы. Грустная улыбка в ответ на эту картину уходящей эпохи и превращающихся в прах зримых примет старого уклада жизни обеспечена.

К слову сказать, на другом берегу Волги расположен вполне современный городской район с передовым заводом дизельных двигателей, которыми вооружаются речные суда, тепловозы, карьерные самосвалы и даже КАМАЗы, много лет подряд выигрывающие международные ралли по бездорожью. Вполне может быть, что в избушке, которую бодает коза, живет настройщик станков с числовым программным управлением. Меня бы это не удивило.

 

«Мимолетность». Эдуард Мусин. Москва.

Камера Pentax K-5 
Объектив 
Pentax 18–135/3,5–5,6 
Выдержка 1/500 с 
Диафрагма f/8 
Чувствительность 
ISO 400 
Фокусное 
расстояние 88 мм

 Очень точно найдено название. Столкновение нос к носу конфликтующих сущностей: маленького и беззащитного с большим и хищным, живого с неживым, но все-таки собакой. Столкновение почти обесцвеченного с ярким и цветным. Мягкий свет. Продуманное снижение контраста всего неживого.

Движение бабочки по восходящей диагонали. Это не достоинства снимка — это перечисление примененных инструментов и методов. Но главное все-таки было увидеть, оценить и не упустить краткого мига, когда все сложилось в кучку и перед глазами возникло это волшебное стечение обстоятельств.

 

«Исландия. Водопад Детифосс». Олег Неугодников. Московская область, Подольск.

Камера PENTAX K-5 
Объектив 
Pentax 18–135/3,5–5,6 
Выдержка 0,6 с (штатив) 

Диафрагма f/18 
Чувствительность ISO 80 
Экспокоррекция +3 EV 
Фокусное 
расстояние 40 мм

 

Эта фотография заставила меня призадуматься. Она не соответствует моим представлениям о свойствах оптики. Автор снимал бюджетным зумом при фокусном расстоянии 40 мм. Угол обзора в этом случае должен быть примерно 60 градусов. Разделение планов такая оптика дает очень заметное, но глубина резкости зумов невелика и непредсказуема.

При диафрагме f/18 из-за дифракции неизбежно должно было сильно упасть разрешение. Иначе говоря, передний план должен был казаться крупнее, а задний мельче. Резкость наведена на камни переднего плана, следовательно, в глубине кадра должно быть заметное снижение резкости, но там все довольно тщательно нарисовано. Как такое автору удалось, для меня останется загадкой, но именно этим картинка привлекла мое внимание и заставила любоваться драматической красотой стихии.

 

«Вечер на рейде». Сергей Поляк. Москва.

Камера Panasonic Lumix DMC-FZ50 
Выдержка 1/100 с 
Диафрагма f/3,2 
Чувствительность ISO 200 
Экспокоррекция +3 EV

 

Эта фотография с луной меня огорчила: луна вмонтирована очень неумело. Технически, с точки зрения умения использовать различные прозрачности слоев «Фотошопа» — все в порядке. Комар носа не подточит. Беда в том, что луна великовата для этого снимка.

При съемке таким объективом она должна была бы выглядеть примерно так, как на отредактированном мною варианте кадрирования. Я попытался ампутировать все лишнее. Но кораблик расположился в очень неудобной точке снимка. Середину уже проскочил и повернулся к луне кормой. Презирает, вероятно? И плыть ему уже некуда: вот-вот врежется носом в рамку кадра. Именно поэтому я и оставил светило в левой половине фотографии.

Не могу сказать, что такая картинка, если ее распечатать и повесить на стену, будет согревать мою душу в минуты зимней депрессии, но так она все-таки стала естественней и гармоничней.

 

«Фантазии и реальность». Сергей Ромашев. Москва.

Камера Canon EOS 5D Mark III 
Объектив 
Canon EF 70–200mm f/4L IS USM 

Выдержка 1/400 с 
Диафрагма f/4 
Чувствительность ISO 800 
Фокусное расстояние 169 мм

 

Вне всякого сомнения, удачная жанровая фотография Сергея Ромашева останавливает внимание. Еще одна картинка про любовь. Забавный конфликт, о котором знает любой человек на склоне лет. Внутри мы всегда юные и красивые, но снаружи это никому не заметно.

Сергею удалось подсмотреть и всем показать внутреннюю молодость героини. Кремень бабушка! Ее не сломала даже страшная для любого человека жизнь на улице. Автор сознательно скомпоновал фотографию так, чтобы мы ни в коем случае не могли проглядеть это печальное обстоятельство. Приметы бомжевания (сумки) полностью введены в рамки кадра. И вот с этим я не могу согласиться.

На мой взгляд, небольшое кадрирование сделает снимок динамичнее, а главное и без того прекрасно выделенная главная сюжетная идея будет прочитываться однозначно. Заострять внимание на том, что о любви размечталась именно бомжиха, я бы не стал. Не про то история.

 

«Поймать солнце». Арсен Алабердов. Черкесск.

Камера Pentax K20D 
Объектив Pentax DA 200/2.8 с телеконвертером 2х 
Выдержка 1/350 с 
Диафрагма f/2,8 
Чувствительность ISO 400

 

— Заметил сети еще днем и решил, что неплохо будет поймать в них заходящее солнце. Осталось лишь прийти вечером и сделать снимок! — пишет Арсен.

Автор технично и композиционно правильно осуществил свой замысел. И хотя новизны в этом сюжете не больше, чем в самих рассветах и закатах, я тоже не могу удержаться от съемки заходящего солнца, если вдруг оказываюсь свидетелем этого действа. И почти всегда меня переполняет восхищение и желание остановить мгновение, законсервировать эту красоту, а потом любоваться в стенах своей бетонной сакли.

 

«Марафон». Сергей Мартишеня. Мурманск.
вверху — до ретуши, внизу — после ретуши.

Камера Pentax MZ-5N 
Объектив Pentax FA 28–80 
фотопленка Fujifilm Superia

Два варианта очень красивой фотографии Сергея Мартишени из Мурманска. Замечательно использована длинная выдержка. На переднем плане лыжники растворились до почти абстрактных символов. А в глубине кадра, где угловая скорость объектов съемки заметно меньше, лыжники выглядят вполне натуралистично.

Сочетание этих двух типов изображения в одном кадре мне кажется вполне оправданным и радует глаз. Каким-то волшебным способом автор избежал пестроты цвета, которая обычно превращает такие репортажные фотографии в простую фиксацию момента. Этот снимок и по цветовому решению настолько органичен, что мне, например, доставляет удовольствие рассматривать его долго и тщательно.

Не понравилась и потому подвигла к рационализаторству только одна мелочь: темное пятно леса и лозунгов на старте марафона. Оно очень некрасиво рвет белый фон над головами спортсменов. Я закрасил эту зону пикселями, аналогичными по цвету и яркости. Картинка теперь выглядит безупречно. От лыжников глаз не отвести.

 

«Забытый друг». Сергей Сухов. Москва.

Камера Canon EOS 50D 
Объектив Canon EF 70–200mm f/4L IS USM 
Выдержка 1/125 с 
Диафрагма f/4,5 
Чувствительность ISO 1250 
Фокусное расстояние 17 мм

 

«Ремонт. Появился сюжет: всплывший из далекой памяти свет, голые стены, одиночество, грусть, игрушка, надежда», — так написал Сергей Сухов о том, как он придумал эту историю. Уже давно известно, «из какого сора» являются на свет забытые мишки. Вот и этот явился из обрывков старых обоев и клочков детских снов. Довольно красивые, припомаженные сны у Сергея.

И медвежонок сохранился неплохо, и сидит удобненько. Ну просто король на троне! Я не берусь спорить с автором о трактовке сюжета, но мой «забытый» валялся бы на полу, частично прикрытый обрывком обойной бумаги. И одна лапа у него была бы подвернута. Я постарался бы растрогать девочек до слез. Но правда жизни и правда искусства — вещи не одинаковые.

Если же обсуждать уже готовое авторское решение, то хочется предложить скромное усекновение пустого пространства. И то исключительно ради того, чтобы попытаться выделить и подчеркнуть еще одного мультяшного героя, который совершенно незаслуженно остался незамеченным. На стене, возле левой ножки стула, волей случая прорисовался контур не то зайца, не то кролика. Если чуток его выделить, он может стать фотографическим рефреном главного объекта. В остальном же картинка симпатичная. Сентиментальным любителям фотографии, наверняка придется по вкусу.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Секреты правильного питания
11 октября 2006
Новости

Секреты правильного питания

Английская компания ISOTEK была основана в 2001 году. Компания поставила перед собой задачу выпуска качественных и высокоэффективных устройств фильтрации питания для аудио- и видеотехники. Не секрет, что электропитание аппаратуры оказывает самое серьезное влияние на качество воспроизведения звука, а поскольку в сети постоянно присутствуют шумы и помехи, то борьба с ними становится одной из основных проблем, без решения которой невозможно получить безупречное качество звучания.

Yongnuo выпустила новый объектив YN 35mm f/1.4 для полнокадровых DSLR камер
26 октября 2018
Новости

Yongnuo выпустила новый объектив YN 35mm f/1.4 для полнокадровых DSLR камер

Компания Yongnuo анонсировала новый объектив YN 35mm f/1.4 для полнокадровых камер DSLR. В объективе используется как ручная, так и автоматическая фокусировка с индикатором расстояния и поддержкой режима Lv.

Компания Epson представляет новые портативные проекторы для бизнеса и образования
19 мая 2015
Новости

Компания Epson представляет новые портативные проекторы для бизнеса и образования

Компания Epson объявляет о запуске новой линейки портативных проекторов с высоким качеством изображения и расширенными возможностями подключения. Эти проекторы идеально подойдут для использования в бизнесе и образовании, а также могут стать недорогим и качественным решением для небольшого офиса.

Следуй за лидером
28 апреля 2003
Новости

Следуй за лидером

DVD-проигрыватель Pioneer DV-668 Универсальный DVD-проигрыватель Pioneer DV-668AV является одной из последних разработок фирмы. Он совместим с дисками Super Audio CD, DVD Audio, DVD Video, CD Audio, Video CD, Super Video CD, МР3, читает диски CD-R/RW, DVD-R/RW. Универсал имеет мощные видео и звуковые процессоры, позволяющие ему воспроизводить любую запись в соответствии с самыми высокими требованиями.

Техника для жизни
25 декабря 2006
Новости

Техника для жизни

Зарекомендовав себя как производитель качественной, недорогой и надежной техники, компания VITEK решила порадовать нас обновлением и без того широкого модельного ряда. Поклонников данного бренда наверняка обрадует не только количественное пополнение рядов товаров, но и качественные изменения в ассортименте продукции компании.

Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…
26 ноября 2018
Тесты

Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Беззеркальные камеры пришли, чтобы остаться, захватить мир и поменять его. Отрицать, что фокус пользователей - профессионалов и любителей - а также рынка сместился в сторону беззеркалок, просто глупо. И странно, что самыми последними представили свои беззеркальные полнокадровые камеры тяжеловесы индустрии. В конце 2018 года Nikon под громким лозунгом Mirrorlessre invented выпустил свои первые беззеркальные полнокадровые камеры.

Салон Leica открыт в ГУМе
9 декабря 2019
Новости

Салон Leica открыт в ГУМе

Новый салон производителя фотокамер, объективов и спортивной оптики премиум-класса Leica открылся в ГУМе. Салон расположился на 220 кв. м третьего этажа главного магазина страны.

Обзор аудиоплеера Cayin N5 MK2: что не подсунь - джаз, вокал или тяжелый рок, все отыграет достойно!
8 февраля 2018
Обзоры

Обзор аудиоплеера Cayin N5 MK2: что не подсунь - джаз, вокал или тяжелый рок, все отыграет достойно!

На Западе много странного: экономика США при Трампе вроде бы растет, а фондовый рынок рекордно падает. Да, что там рынки! Британские министры подают в отставку из-за опозданий на работу, а легендарный Диснейленд открывает свою пивоварню – для детей что ли? Чудят! Повсеместно чудят так называемые «наши партнеры»: и в Сирии, и на Украине и даже в своем Диснейленде… А вот китайский бренд Cayin демонстрирует стабильную суть капитализма с коммунистическим лицом, регулярно выпуская все новые и новые аудиоплееры, причем, с отменным дизайном и хорошим звуком. Вот и сейчас бренд из Поднебесной выпустил новую модель N5 MK2. Осталось самолично отслушать новинку и детально все расписать в красках…

Джек Митчелл
28 ноября 2005
Обзоры

Джек Митчелл

Jack Mitchell Мерс Каннингем в композиции «Соло», журнал «Dancer/Choreographer» (деталь), 1975 Merce Cunningham in «Solo», Dancer/Choreographer, (detail), 1975, gelatin silver print (selenium toned), 24 x 20 inches. © Jack Mitchell Иконы и идолы: Хроника искусства и его творцов в фотографиях Джека Митчелла, 1960—1995 Icons & Idols: Jack Mitchell, A Photographer’s Chronicle of the Arts, 1960—1995 Joel and Lila Harnett Museum of Art, University of Richmond Museum Ричмонд, США 21 октября 2005 — 19 февраля 2006 С 21 октября в Музее Университета в Ричмонде (University of Richmond) проходит выставка «Иконы и идолы: Хроника искусства и его творцов в фотографиях Джека Митчелла, 1960—1995».

Исследуй абсолютный Звук
13 ноября 2017
Новости

Исследуй абсолютный Звук

Компания Neat представила долгожданный концепт новых напольных колонок Iota Xplorer. Внешне они выполнены в стилистике Iota Alpha, однако на техническом – самом важном – уровне сходство между моделями далеко не так очевидно. К примеру, верхняя часть корпуса здесь полностью изолирована от нижней: в ней располагается собственный комплект из басового и среднечастотного динамика, а также выполненный по технологии AMT твиттер.