Фотокритика

Уважаемые читатели, в этом номере журнала мы продолжаем критический анализ ваших фотоснимков. Надеемся, что данная рубрика поможет вам лучше ориентироваться в различных направлениях фотографического творчества.

В адрес редакции пришло достаточно много писем с фотографиями. К сожалению, наша рубрика не может вместить все ваши работы. Прежде всего на страницы журнала попадают наиболее интересные и оригинальные фотографии. В то же время мы публикуем в рубрике «Фотокритика» и достаточно стандартные и банальные снимки. Количество таких фотографий, к сожалению, велико. Публикуя и критикуя такие снимки, мы хотим, чтобы наши читатели учились на чужих ошибках и не допускали их в своих фотоработах.

Чтобы ваши фотографии были опубликованы и подвергнуты критическому анализу, необходимо прислать в адрес редакции 1-3 фотографии (различного жанра). Убедительная просьба: не присылать более трех снимков. Количество фотографий никогда не перейдет в качество. Лучше ваши фотографии от их большого количества не станут. (Иногда мы разбираем две работы одного автора, в том случае, если они представляют высокую художественную ценность или, наоборот, наглядно иллюстрируют те или иные фотографические ошибки.) Очень важно, чтобы автор сам мог критично подойти к своим работам и не присылать в адрес редакции все подряд. Строгая оценка своих работ самим автором поможет вашему творческому росту. Ну и, конечно, надо больше фотографировать.

На конверте с присланными фотографиями необходимо сделать пометку «Фотокритика». На оборотной стороне каждой фотографии напишите свою фамилию, имя, отчество, место жительства, название фотоснимка. Укажите технические параметры: марку фотокамеры, объектива, экспозицию (выдержка, диафрагма), тип фотопленки и условия съемки: освещение, место и время фотосъемки. Присланные фотографии не возвращаются. Фотографии можно отправлять и по электронной почте по адресу: Info@yurkoffoto.ru или marchenko@potrebitel.ru.

Критерии оценки фотографии

Оценить и критически проанализировать фотографию весьма непросто, в частности, из-за большого разнообразия фотографических жанров.

Фотоснимок складывается в единое целое из элементов творчества и ряда технических аспектов. Оценку ваших фоторабот мы проводим по четырем критериям.

1. ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Любую фотографию можно отнести к тому или иному фотографическому жанру (натюрморт, пейзаж, портрет и т.п.). Это важно для анализа фотографии, так как каждый жанр имеет свои особенности и нюансы, которые фотограф должен учитывать при работе над тем или иным сюжетом. В то же время очень важно понять, в чем проявилась творческая индивидуальность автора в конкретной работе. От этого зависит дальнейший критический анализ фотоснимка и общая его оценка.

2. КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Компоновка и композиционное решение кадра имеют определяющее значение в создании фотографии. Достаточно композиционно неверно построить фотокадр, и даже самый интересный и необычный сюжет не будет смотреться. Фотография не сложится в единое целое, не будет гармоничной.

Предмет «Фотокомпозиция» включает в себя ряд правил и законов, творческих и технических приемов. Работая над фотоснимком, не забывайте о закономерностях линейной и тональной перспективы. Стремитесь создавать динамичные композиции. Фотографию называют застывшим мгновением, но это не значит, что композиция кадра должна быть статичной. Внутри фотоснимка должно чувствоваться движение и течение времени.

3. ОСВЕЩЕНИЕ

Работая над кадром, фотограф должен четко понимать и представлять, каким светом будет освещена его композиция. В противном случае может возникнуть несоответствие между замыслом автора и его реализацией.

Начинающие фотографы часто не уделяют должного внимания освещению, считая свет некой данностью, которой нельзя управлять. Это не так. Конечно, мы не можем управлять солнцем, но мы можем дождаться наиболее выгодного освещения, выбрать ту или иную точку съемки, ракурс, компоновку кадра и тем самым подчинить свет своему замыслу.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Фотографию можно разделить на творческую и техническую составляющие. Яркая идея, оригинальный замысел не могут быть осуществлены в фотоснимке без технических средств.

Фотографу для осуществления своих творческих замыслов в полной мере необходимо иметь высококлассную аппаратуру. В то же время самое современное и дорогостоящее оборудование не в состоянии создать художественное произведение. Фотограф вынужден постоянно искать некий баланс между творчеством и техническими возможностями своей фотоаппаратуры.

«Зимнее утро в заброшенном парке»

Юрий Приходько Красный Луч, Украина

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Это романтический пейзаж. Название и изображение фотоснимка настраивают зрителя на соответствующий лад. На фотографии отлично передана атмосфера зимнего утра и романтичное, мечтательное настроение, которое может посетить человека в заброшенном старом парке на рассвете.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композицию можно считать традиционной и довольно скучной. За счет центровзвешенной компоновки кадр получился статичным. Геометрический и композиционный центр фотоснимка совпадают. Две коряги в реке образуют своеобразную рамку в центре. Однако рамка осталась ничем не заполненной, а сама композиция — незавершенной. Отсутствует изобразительный элемент, который поставил бы логическую точку в этой фотографии. На снимке имеется еще один композиционный узел, который притягивает взгляд. Это синее пятно на дальнем плане. За счет общего золотистого тона изображения этот участок отлично выделяется на фотографии. Но, пожалуй, завершенности нет и там. Например, фигура человека, идущего в глубь парка, значительно усилила бы композицию и эмоциональный смысл кадра.

К сожалению, фотоснимок смотрится достаточно «плоско», нет ощущения глубины пространства. Это произошло из-за плохо организованного переднего плана, который остался пустым. Кромка берега, включенная в кадр, дала бы возможность сделать фотографию объемной и разноплановой.

ОСВЕЩЕНИЕ

Фотоснимок сделан утром на рассвете. Солнце находится низко над горизонтом, и его лучи не могут пробраться в самые затаенные уголки парка. Эти места освещаются не прямым солнечным светом, а рассеянным, имеющим высокую цветовую температуру. В результате фотография получилась очень красивой по колориту. На общем желтом фоне яркие синие пятна создают интересную цветовую композицию.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество снимка хорошее. Но необходимо было бы пропечатать снег. Все-таки он получился не фактурным, с недостаточной плотностью.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «отлично». Фотография получилась достаточно интересной. Но в ней нет законченности. Вам удалось найти интересный сюжет и выбрать отличное освещение для съемки. В дальнейшем больше внимания уделяйте композиции кадра.

«Преодоление»

Игорь Радченко, Комсомольск-на-Днепре, Украина

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок с изображением скачущей лошади с наездником относится к спортивному фоторепортажу. Автор снимка «выхватил» один из динамичных моментов скачек. Давайте рассмотрим эту фотографию и отметим ее достоинства и недостатки.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

В целом фотоснимок выполнен достаточно грамотно. В фотографии явно выделен смысловой и изобразительный центр — это лошадь с наездником. Их диагональное расположение создало иллюзию движения в кадре. Съемка с проводкой усилила эффект движения за счет размытого фона и легкой нерезкости лошади и наездника. И только голова лошади выделяется своей резкостью и в первую очередь привлекает внимание. Удачно способствовали выделению главного в снимке и светлые участки фона. Автор правильно откадрировал фотоснимок, убрав лишние детали и оставив перед лошадью по направлению ее движения свободное пространство. Это способствовало получению в снимке равновесия, акцента на главном и динамичности.

ОСВЕЩЕНИЕ

Если судить по теням на здании на заднем плане, можно сделать вывод о преобладании солнечного освещения. Оно позволило подчеркнуть фактуру деталей изображения, эффектно передать динамику движения лошади.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Удовлетворительное. Следует отметить хорошую проработку деталей. В качестве недостатка — общий легкий пурпурный оттенок на всем фотоснимке. После съемки вам следовало на компьютере скорректировать цветопередачу, например, с помощью фотографической программы Adobe Photoshop.

РЕЗЮМЕ

В целом снимок заслуживает оценки «хорошо». Изображение скачки выглядит очень эффектно и динамично. Правильный подход к линейному построению снимка, его кадрированию позволяет показать в фотографии главное. Желаем вам успеха в спортивном репортаже.

«Малая авиация»

Наталья Неклюдова

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Изображение мальчика на фоне самолета относится к портретной фотографии на пленере. В снимке присутствуют изображения ребенка, самолета, хорошо читаемого берега, воды, неба. Композиционных элементов, включенных в кадр, достаточно много, попытаемся разобраться в их роли.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

В данной фотографии присутствуют два изобразительных центра — это ребенок и самолет. При этом их масштаб и расположение говорят об обособленности каждого из них. В снимке отсутствует взаимосвязь между малышом и самолетом. Взгляд мальчика направлен в другую сторону от самолета. Создается такое впечатление, что мальчик беседует с кем-то за пределами кадра. А самолет получился сам по себе. Название вашего снимка «Малая авиация» не соответствует изображению на фотографии.

ОСВЕЩЕНИЕ

При съемке использовался боковой солнечный свет. На снимке создался резкий светотеневой рисунок с высоким контрастом изображения. Лицо ребенка имеет большие теневые участки, которые скрывают его от зрителя. Такое освещение весьма неудачно при портретной съемке.

Вам следовало еще до съемки уточнить положение мальчика по отношению к световому потоку или, в крайнем случае, подсветить лицо фотовспышкой.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Техническое качество фотоснимка — удовлетворительное. Фотоснимок имеет высокий контраст изображения. В фотографии естественная цветопередача, высокая резкость изображения, отсутствуют технические дефекты.

РЕЗЮМЕ

В целом снимок заслуживает оценки «удовлетворительно». Название снимка не соответствует изображению. Композиционное построение кадра неудачно. Фотоснимок делится на две части, не связанные между собой ни композиционно, ни по смыслу.

«Ружья»

Александр Дмитриев, Минск

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок с изображением охотничьего снаряжения следует отнести к жанру «Натюрморт». Параллельное изображение аккуратно расположенных охотничьих ружей и патронташа говорит о подготовленности такой композиции с использованием естественного фона. Фотограф создал из охотничьей амуниции красивую, на его взгляд, натюрмортную композицию и запечатлел ее.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

На первый взгляд композиционно снимок выполнен правильно. В снимке наблюдается уравновешенность, так как все элементы изображения практически равномерно распределены по всему полю кадра. Правда, следует отметить, что за счет темного рюкзака и его объемности смысловой и изобразительный центры кадра оказываются несколько перегруженными. При более внимательном рассмотрении в глаза бросается явная наигранность композиции за счет чрезмерно параллельного расположения ружей и патронташа. Все это говорит о какой-то неестественности. Обычно на привалах охотники так ружья и свою амуницию не располагают. Вам следовало учесть это при подготовке к фотосъемке этого натюрморта.

ОСВЕЩЕНИЕ

Фотоснимок выполнен при естественном освещении. Ровный световой поток без явных тенеобразований осветил охотничий натюрморт. Но в то же время на светлых и блестящих металлических частях ружей видны блики. Есть и пересвеченные участки. Так как, по нашему мнению, натюрморт является постановочным, следовало больше поработать с композицией, располагая ружья под разным углом по отношению к световому потоку.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Техническое выполнение фотоснимка хорошее. Все предметы натюрмортной композиции резкие. В изображении мы сразу определяем материал, из которого состоит натюрморт: металл, дерево, кожа и т.д.

РЕЗЮМЕ

С учетом положительных и отрицательных сторон фотоснимок заслуживает оценки «хорошо». Проанализировав фотографию, мы пришли к выводу, что вам следует более глубоко изучить законы фотокомпозиции. Учтите, что расположение предметов на плоскости часто должно иметь естественный и непринужденный вид. Далеко не всегда должен ощущаться элемент постановки.

«Кошка Дуся»

Владимир Пуляев

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

В адрес редакции приходит довольно много фотографий кошек. Почти все они похожи друг на друга. Но в данном случае у автора получился довольно оригинальный «портрет» кошки (портрет-шарж). Вам удалось запечатлеть на снимке интересный момент. Наверняка это потребовало наблюдательности и терпения.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

С композицией снимка вы справились не столь удачно. Главное в этом снимке — мордочка кошки, все остальное совершенно не важно и только отвлекает внимание. Композиция должна строиться исходя из этого. Необходимо было выбрать более крупный масштаб фотосъемки. В кадре должна быть только мордочка кошки, остальное пустое пространство необходимо исключить из кадра. Для этого надо было использовать длиннофокусную оптику, которая позволила бы снять кошку довольно крупно, не приближаясь к ней вплотную. Длиннофокусная оптика позволила бы увести в нерезкость пестрый задний план, который в данном случае только отвлекает от «портрета». Фотографию нужно было скадрировать вертикально, так как горизонтальный кадр оставляет слишком много пустого композиционно не задействованного пространства в правой и левой частях фотоснимка.

ОСВЕЩЕНИЕ

В качестве осветителя в данном случае, видимо, использовалась вспышка фотокамеры. Не самый лучший вариант для съемки «портрета». Фронтальное расположение вспышки и «жесткий» направленный свет создали вокруг мордочки животного хорошо видную четкую тень, двойной контур. Создается впечатление, что у кошки четыре уха.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество фотографии достаточно хорошее. Снимок резкий, с хорошей цветопередачей.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «удовлетворительно». Вам удалось сделать довольно неплохой снимок, поймав интересный момент. Но при этом вы не уделили внимания композиции и освещению.

«Закат»

С. Б. Скрипка, Смоленск

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Перед нами морской пейзаж, снятый на закате. Автор удачно выбрал время для фотосъемки. В результате получилась довольно красивая фотокартина.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Автор включил в кадр минимум композиционных элементов. Скалы, море, небо. Ничего лишнего. На фотоснимке отлично передана тональная перспектива. Хорошо виден плавный спад насыщенности тонов от переднего плана к дальнему. За счет этого кадр получился объемным. Особенно хорошо передано пространство на дальнем плане, где видны горы. Каждая гора имеет свою тональность. И чем дальше она расположена, тем менее насыщенной она получилась.

Недостатком композиции является не совсем удачное кадрирование. Автор слишком симметрично расположил элементы композиции. Скала справа занимает ровно половину фотоснимка. В результате кадр делится на две части. Взгляд зрителя от скалы устремляется вдаль к исчезающим в дымке горам, облакам, заходящему солнцу и, к сожалению, упирается

в границу кадра. А очень хочется заглянуть за рамку фотографии и продолжить наслаждаться видом морского заката, морем, тающими в дымке горами. Вам надо было при съемке повернуть камеру чуть влево. Немного подрезать скалу и включить в кадр больше морских далей.

К положительному композиционному решению следует отнести высокую точку съемки, которая позволила передать пространство ландшафта.

ОСВЕЩЕНИЕ

Снимок сделан на закате. В это время солнечный свет меняет цветовую температуру и окрашивает небо, море, горы, землю в красно-розовые тона. Фотоснимок приобретает загадочность и романтичность. Заходящее солнце находится в контровом положении по отношению к фотокамере. Такое освещение усиливает воздушную дымку, в результате тональная перспектива выявляется еще больше, придавая фотографии глубину и объемность.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Технически фотоснимок выполнен неплохо. Отличная цветопередача. Хорошая проработка светов и теней.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «хорошо». Очень красивая ландшафтная фотография. В дальнейшем старайтесь более продуманно кадрировать изображение и избегать слишком симметричных композиций.

«Фотограф»

Артем Аветисян, Ереван

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок представляет собой жанровую сценку. Девушка-фотограф снимает мальчика. Видно, что она очень увлечена этим. Вы сумели снять ее в самый кульминационный момент. Лицо, руки девушки напряжены. Мальчик, наоборот, расслаблен. Лицо его задумчиво, взгляд опущен вниз. На контрасте эмоционального состояния двух людей и построен этот фотоснимок.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Две фигуры, расположенные в разных частях кадра, создают симметричную композицию. При такой компоновке перед фотографом стоит задача связать правую и левую части воедино, в противном случае фотография будет разделена на две части. Эту задачу можно решить с помощью геометрических связей, когда фигуры имеют непосредственный контакт друг с другом, или с помощью активных линий на фоне. В данном случае люди связаны по смыслу. Девушка фотографирует мальчика, она направила фотокамеру в его сторону. Эта смысловая связь держит симметричную композицию фотоснимка. Очень хорошо, что вы размыли фон. Тем самым выявили главное в кадре. В противном случае люди на дальнем плане отвлекали бы внимание от сюжета.

Нерезкий размытый фон и уходящий в глубь кадра ряд колонн придали объем фотоснимку. А вот цветок за мальчиком расположен неудачно. В следующий раз внимательнее следите за фоном.

ОСВЕЩЕНИЕ

Снимок сделан в помещении. Тем не менее пространство кадра хорошо освещено естественным светом от окон. Этот свет пластично и объемно высветил фигуры на переднем плане. Получился красивый светотеневой рисунок. Хорошо, что вы не пользовались вспышкой. Она бы разрушила это освещение. Сделала бы снимок контрастным и «жестким» по свету.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество фотографии хорошее. Цветопередача, резкость, проработка светов и теней нареканий не вызывают.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «хорошо». У вас получился достаточно хороший жанровый фотоснимок. Вы смогли увидеть и успели снять интересный момент. Желаем вам дальнейших творческих успехов.

«Ночная Уфа»

Марат Мельников, Уфа

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Интересный снимок ночного города во время грозы. Разряд молнии длится доли секунды. Для того чтобы снять вспышку молнии, необходимо установить фотокамеру на штатив, направить объектив на тот участок неба, где наиболее часто вспыхивают молнии, и произвести экспонирование на длительной выдержке. При этом чем сильнее фотограф задиафрагмирует объектив, тем с более длительной выдержкой он будет снимать и тем больше вероятность запечатлеть молнию. Видимо, автор фотографии так и поступил.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Автор выбрал вертикальную кадрировку, наверное, хотел включить в кадр все городское пространство, видное с этой верхней точки съемки. Стоило ли это делать? Пожалуй, нет. Мощь и красота ночной грозы никак не гармонируют с передним планом, представленным на фотографии отдельными фрагментами городской среды (столбы, фонари, заборы, гаражи). Ничего достойного быть запечатленным в этой части фотоснимка нет. Передний план ярко освещен, и на нем имеется ряд еще более ярких пятен (уличные фонари). Все это отвлекает от главного — молнии над городом. Посередине кадра на черном фоне проходит хорошо освещенная дорога. Эта яркая линия разрезает фотографию на две части. Каждая из этих частей живет своей собственной жизнью и не соединяется в единое целое. В данном случае было бы более уместно горизонтальное кадрирование. Тем самым из кадра был бы убран передний план, отвлекающий внимание зрителя. Фотоснимок получился бы более лаконичным и композиционно завершенным. Кроме того, надо было бы убрать из кадра трубу, торчащую справа. Все это можно было сделать с помощью длиннофокусной оптики.

ОСВЕЩЕНИЕ

Пространство фотоснимка освещено смешанным светом. Это и свет от разряда молнии, и свет уличных фонарей. В результате кадр получился довольно пестрым по колориту, что не добавляет целостности в композицию. Даже свет делит фотографию на две части.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество фотографии хорошее, если не считать пересвеченного участка в правой части кадра. Уличный фонарь создал непроработанное яркое пятно.

РЕЗЮМЕ

Очень хорошо, что вы ищете интересные и необычные сюжеты для съемки. Но не надо включать в кадр все, что вы видите. Подумайте над композицией кадра, прежде чем нажать на спусковую кнопку. Общая оценка — «хорошо».

«Пейзаж»

Александр Дмитриев, Минск

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Присланная фотография относится к фотопейзажу. Автор запечатлел на своем снимке весеннее утро. В целом снимок довольно удачно передает атмосферу весенней свежести. Нежно-розовые облака на синем общем фоне придают фотографии романтичность. Фотоснимок создает у зрителя определенное настроение. Во многом этому способствует мягкость, пастельность и размытость изображения, которая, видимо, стала результатом последующей цифровой обработки.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Автор создал неуравновешенную композицию, что делает любой фотоснимок более интересным и динамичным. Однако при такой компоновке кадра необходимо все-таки привести фотографию к некоему равновесию. В данном случае дерево в левой части кадра необходимо было уравновесить каким-либо композиционным элементом в правой части. Причем этот элемент должен быть менее значимым как по размеру, так и по содержанию, чтобы кадр не получился симметричным. Вы этого не сделали, и в результате левая часть получилась тяжеловесной. В правой части слишком много пустого пространства, особенно на переднем плане. Здесь был бы весьма уместен край берега. Для этого вам надо было сделать несколько шагов назад и тем самым создать передний план. Это сделало бы изображение более объемным. Линию горизонта тоже не следовало располагать в центре кадра. Она делит его на две равные части, что не способствует гармоничной композиции.

ОСВЕЩЕНИЕ

Фотосъемка велась в утренние часы, для которых характерна довольно высокая цветовая температура освещения. Это придало фотографии явно выраженный синий оттенок, подчеркивающий утреннюю атмосферу. Солнце скрыто достаточно плотными облаками, создающими рассеянное бестеневое освещение. Такое освещение называется светотональным. Именно оно делает снимок воздушным, прозрачным, романтичным.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

К сожалению, техническое качество невысокое. Видно, что изображение состоит из квадратиков, то есть видны пикселы, формирующие изображение.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «хорошо». Автору удалось передать атмосферу и настроение в кадре. Однако не очень удачное композиционное решение и низкое качество изображения снижают общее впечатление от фотографии.

«Селигер»

Наталья Осипова, Бежецк

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотография относится к ландшафтному пейзажу. Перед нами красивейшее озеро Селигер. Верхняя точка съемки дала возможность передать на снимке бескрайние просторы и красоту этого места.

Заметим, что средняя полоса России вообще-то не богата верхними точками съемки. Это либо высокие берега рек, либо колокольни, с которых и открываются такие захватывающие виды.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Кадр имеет ярко выраженную центровзвешенную композицию. Цветовой акцент в виде желтой листвы деревьев на общем сине-зеленом фоне снимка делает главным элементом композиции часовню, расположенную в центре кадра.

Зрительный и геометрический центры кадра совпадают. Дорога, идущая из глубины кадра, делает эту часовню еще и смысловым центром кадра. Взгляд зрителя стремится в центр кадра и перемещается по вертикали вдоль дороги. Тем самым кадр делится на две равные части. В левой и правой части фотографии нет никаких композиционных элементов, способных привлечь внимание зрителя. Водная поверхность озера пуста. Там так не хватает какой-нибудь лодки, яхты, корабля, способных разрушить монополию центра снимка на внимание зрителя. Вам следовало отказаться от центральной компоновки кадра, повернуть камеру левее, тем самым поместить часовню в правой части кадра. Создать неуравновешенную композицию, которая смотрится интересней и динамичней. Тогда остров на дальнем плане полностью вошел бы в кадр, и замкнутое водное кольцо вокруг него заставило бы взгляд зрителя совершать круговое движение по фотоснимку. Тем самым композиционно заиграла бы почти вся площадь кадра.

Не очень удачно организован передний план. Большое белое пятно дороги отвлекает зрителя так же, как и вошедшие в кадр архитектурные фрагменты (башня, крест). Непонятно, откуда они «растут». Их надо либо полностью включить в кадр, либо полностью убрать. Второе — более предпочтительно, так как не очень уместны для такого пейзажа и торговые ряды, расположенные на переднем плане. Если подрезать низ, то в кадр вошло бы больше неба. Его следовало бы лучше выявить, проработать облака, что можно было сделать при съемке с помощью оттененного или поляризационного светофильтра.

ОСВЕЩЕНИЕ

Солнце находится за облаками. Создается эффект светотонального рассеянного освещения. Для этого света характерно отсутствие теней и низкая контрастность изображения. Это способствует созданию у зрителя мечтательного, задумчивого, немного грустного настроения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество снимка невысокое. Изображение имеет довольно слабую резкость, что нежелательно для ландшафтной фотографии.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «удовлетворительно». Вы нашли довольно интересную точку съемки. Но использовать все преимущества высокой точки съемки не смогли. Какой бы красивый вид не открывался перед вами, не нужно забывать о композиции фотокадра.

«Ритмы»

Николай Григорьев, Санкт-Петербург

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Присланный фотоснимок с изображением зимнего сюжета следует отнести к жанру «Пейзаж». Фрагмент зимнего пейзажа с чередующимися на снегу светотеневыми ритмичными переходами привлек ваше внимание, и вы зафиксировали все это на фотопленку.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Некоторым данная фотография может показаться довольно банальной. Но только на первый взгляд. Если внимательно рассмотреть фотоснимок, то он привлекателен за счет своей композиции. В снимке присутствуют нижние части стволов деревьев, не заснеженные участки земли и снег. Композиционно фотография опирается на диагональное расположение элементов в кадре. Такое построение кадра с использованием линейной и масштабной перспективы позволило получить необходимую объемность изображения.

ОСВЕЩЕНИЕ

Вся красота этой фотографии заключается в эффекте освещения. Боковой свет создал на снежных складках светотеневые переходы в виде диагональных линий. А слегка желтоватая окраска снега от лучей заходящего солнца придала фотоснимку теплоту. Сочетание диагональных светотеневых линий с перспективой масштабов изображения придало снимку глубину пространства.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Техническое исполнение фотоснимка безукоризненное. Точная экспозиция фотоснимка, качественная фотопечать с естественной цветопередачей и проработкой фактуры снега позволили получить интересный фотоснимок.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка фотографии — «отлично». Вы как автор снимка очень наблюдательный человек. У вас есть фотографическое видение, а индивидуальный взгляд на композиционное построение снимка — один из главных моментов в фотографии. Удачи вам!

«С добрым утром»

Алексей Рылов, Москва

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Снимок с изображением новорожденного ребенка следует отнести к детскому репортажному портрету. Фотограф увидел эмоциональное состояние малыша в момент его пробуждения и произвел фотосъемку. Фотография представлена в черно-белом исполнении.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

В фотоснимке присутствует крупное изображение ребенка и фрагмент руки человека, держащего малыша. Изобразительным центром кадра является лицо малыша с широко открытым ртом. Диагональное расположение ребенка в кадре способствует созданию динамичной композиции. Однако точка фотосъемки выбрана фотографом неудачно. На снимке хорошо «читается» только одна часть лица малыша. Привлекает внимание и некрасивое изображение кисти руки человека, держащего ребенка.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение в фотоснимке одностороннее, естественное, скорее всего, от окна. В связи с этим только одна сторона в изображении ребенка имеет хорошую проработку, другая же содержит большие тенеобразования. В снимке создан высокий контраст за счет темного фона и светлой пеленки на малыше. Темные детали изображения (волосы на голове малыша) сливаются с темным тоном фона. Вам следовало использовать светлый тон фона или же применить дополнительную подсветку теневых участков изображения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Снимок выполнен достаточно контрастно, без хорошо читаемой градации полутонов. Отдельные участки изображения (светлая пеленка на малыше) содержат явные бесфактурные белые пятна. Это говорит о том, что вы неудачно использовали имеющееся освещение.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка снимка — «удовлетворительно». Вы попытались поймать эмоциональное состояние, в котором находился ребенок, и это у вас получилось. Но вот с композиционным и техническим исполнением справились неудачно. Вам следует обратить на это особое внимание, без этого снимок не может быть хорошим.

Удачи вам.

«Финский пейзаж»

Наталья Неклюдова

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Присланный вами фотоснимок относится к жанру «Пейзаж». Спокойное озеро с растительностью на берегу, голубое небо с облаками, все это создает у зрителя ощущение умиротворенности и желания посетить это место, чтобы насладиться окружающей природой.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиционно фотоснимок построен достаточно грамотно. В нем присутствуют разные планы изображения: передний — участок берега, облака и фрагменты дерева, средний — выступающий мыс и дальний — деревья на островах и линия горизонта. В снимке хорошо проработаны облака с их изменяющейся тональностью и ритмичным расположением. Все это в целом придает фотографии объемность, подчеркивает глубину пространства. Фотоснимок является уравновешенным за счет равномерного расположения элементов изображения по всему полю кадра.

ОСВЕЩЕНИЕ

Боковое солнечное освещение способствовало выявлению объемности элементов изображения в кадре. За счет этого мы хорошо «читаем» фактуру камней на берегу и легких волн на воде.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Техническое исполнение фотографии хорошее. Нормальная плотность фотоснимка, проработка деталей изображения в тенях и светах говорят о правильно выбранной экспозиции и качественной печати. Фотография имеет естественную цветопередачу.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка снимка — «отлично». Вы ощутили красоту окружающей природы и фотографическим путем передали ее зрителям. Неплохо поработали с композицией фотокадра. Правильно выбрали время съемки и удачно использовали боковое солнечное освещение. Желаем вам творческих успехов в пейзажной фотографии.

«ПО-СТРОЙ-КА!»

Евгений Белов, Березники

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

В своем фотоснимке автор показал портрет девочки на фоне «постройки», собранной ею из детского конструктора.

Лукавый взгляд девочки направлен в объектив фотокамеры. Легкая улыбка оживляет фотоснимок. Такая фотография относится к жанру «Детский портрет».

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиционно фотоснимок построен с диагональным изображением сюжетных элементов. Такая композиция достигнута легким наклоном фотоаппарата. Верхняя точка съемки позволила показать сюжет фотографии достаточно объемно. Диагональные линии «постройки» и хорошо читаемые их фронтальная и боковая грани подчеркивают глубину пространства.

ОСВЕЩЕНИЕ

По фотоснимку видно, что было использовано импульсное освещение. Да и сам автор фотографии отмечает применение фотовспышки со светорассеивателем.

Однако эффект импульсного направленного светового потока явно создал пересвет переднего плана и совершенно не проработал задний план. Работа со вспышкой требует тонкого управления импульсным светом и часто опирается на возможность использования дополнительных источников освещения.

Яркие цвета элементов конструктора отвлекают внимание зрителя.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Фотоснимок резкий, имеет естественную цветопередачу. Недостатком следует считать пересвеченный передний план и излишний контраст изображения.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка фотоснимка — «хорошо». Автор удачно построил композицию фотоснимка за счет точки съемки и наклона фотоаппарата. Однако ему необходимо лучше изучить возможности импульсного освещения и способы управления им. Например, грамотно пользоваться отраженным потоком света от стен или потолка, а также, при необходимости, использовать два и более импульсных источника.

«Зимний пейзаж»

Леонид Елецких, Воронеж

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Сюжет фотографии с изображением зимней природы относится к жанру «Пейзаж». Вы увидели на берегу реки красивое силуэтное изображение деревьев, замерзшей воды и постарались передать в фотоснимке своеобразное очарование этого места.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Фотоснимок уравновешен за счет расположения элементов изображения по всему полю кадра. Диагональное расположение линий берега и уходящая в глубину темная линия горизонта придают фотографии объемность.

Небольшую перегруженность на фотоснимке создают густые ветви деревьев в правой части кадра.

ОСВЕЩЕНИЕ

Фотоснимок выполнен в одном светло-синем цвете. Такое впечатление, что съемка была произведена на черно-белую пленку с последующей печатью на цветной фотобумаге. Однако автор указал, что съемка проводилась на цветную фотопленку. Фотографу удалось передать состояние пасмурного зимнего дня. Слабый контровый поток света создал небольшую яркость замершей реки и неба. На берегу силуэтно выделены стволы деревьев с их разнообразной формой. Однако правая часть снимка из-за густых веток получилась более темной.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Плотность изображения соответствует пасмурному зимнему дню. В снимке хорошая проработка всех деталей изображения. Высока резкость как переднего, так и заднего планов. В качестве пожелания — правую часть снимка следовало сделать несколько светлее.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка фотоснимка — «хорошо». Вы справились с задачами фотокомпозиции и передали настроение зимнего пейзажа в своей фотографии.

«Белые ночи»

Николай Малоземов, Санкт-Петербург

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Перед нами городской пейзаж. В этом жанре важно передать городскую атмосферу, создать определенный образ города. Посмотрим, удалось ли это вам.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Считать композицию удачной нельзя. Левая часть фотокадра перегружена темным мостовым пролетом. Фонарный столб, расположенный почти посередине кадра, разделяет снимок на две части. Плюс ко всему столб расположен в кадре таким образом, что кажется, будто он подпирает пролет моста. Кадр распадается на две части еще и потому, что верхняя правая часть ничем не заполнена. Поэтому для правой части было бы более уместно горизонтальное кадрирование, а для левой — вертикальное. Не вносят гармонии попавшая в кадр рекламная вывеска и уличные указатели. К сожалению, даже исторический центр Санкт-Петербурга «замусорен» рекламой. И здесь задача фотографа за счет того или иного композиционного решения исключить этот «мусор» из кадра.

ОСВЕЩЕНИЕ

Название фотографии «Белые ночи» само говорит об освещении. Такой свет бывает в сумерках. Летом в Санкт-Петербурге сумеречный свет освещает город всю ночь. Это светотональное освещение, которому присущ мягкий рассеянный характер света. Такой свет загадочен и романтичен и предоставляет фотографам огромное пространство для творчества. Необходимо помнить, что такое освещение достаточно слабое, приглушенное. Поэтому необходимо для съемки использовать пленки с высокой чувствительностью или пользоваться штативом.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество фотографии низкое. Плохая резкость, крупное зерно. На изображении видны технические дефекты.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «неудовлетворительно». Фотография оставляет впечатление случайного кадра, снятого «без души». Вы живете в красивейшем городе, который просто создан для творчества. Больше фотографируйте и больше думайте над построением кадра.

«About lonely orange soul»

Сергей Фомин, Москва

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Автор создал оригинальную фотографию. Такой снимок можно отнести к жанру «найденного» натюрморта. Случайно фотограф заметил апельсин на дороге или сам положил его на это место. Трудно сказать. Нам все-таки кажется, что это не постановочный фотокадр. Если это так, то можно поздравить автора с хорошим «фотографическим» зрением.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Фотоснимок имеет диагональную композицию. Диагональ — самая активная композиционная линия в фотографии. Она создает иллюзию движения в кадре. Во время съемки апельсин лежал неподвижно. Но за счет диагонали создается впечатление, что апельсин катится прямо на зрителя и выкатывается из кадра. Путь его пролегал строго по диагонали из правого верхнего угла в нижний левый. Диагональ создает уклон, и апельсин катится под «горку». Внутри фотоснимка ощущается движение, несмотря на то, что никаких движущихся объектов в кадре нет. Фотокадр получился очень динамичным.

Главный композиционный элемент (апельсин) находится в левом нижнем углу фотографии.

Тем самым создается неуравновешенная композиция, которая также добавляет динамики в фотокадр.

В правом верхнем углу кадра имеется белое пятно. На этот участок изображения можно было поместить композиционный элемент, который привлекал бы внимание. Например, силуэт человека. Взгляд зрителя стал бы более активно перемещаться по диагонали, тем самым композиционно была бы задействована почти вся площадь фотографии. Конечно, в кадре есть фигуры людей, правда с обрезанными головами. И расположены они не там, где надо...

Фотография имеет удачное колористическое решение. Цветовая композиция построена на цветовом акценте, оранжевом апельсине, на общем черно-белом фоне. Этот яркий цветовой акцент (апельсин) на серой, грязной, зимней улице и создает фотографию как с композиционной, так и со смысловой точки зрения.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение достаточно мягкое и пластичное. Такой свет называют светотональным. Освещение вполне подходит для этой композиции.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Фотография имеет хорошее качество. Нерезкий общий фон не является недостатком. Наоборот, размытый задний план выявляет главный композиционный элемент на фотографии.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «отлично». Интересное композиционное решение. Поработайте еще в этом направлении.

«Проделки дятлов»

Сергей Гаркуша

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок с изображением окружающей нас природы относится к жанру «Пейзаж». Автор фотографии ощутил красоту леса, его дыхание, «игру» солнечных лучей и постарался передать все это в своей фотозарисовке. Посмотрим, насколько это ему удалось.

КОМПОЗИЦИЯ КАДРА

Композиция фотокадра построена на вертикальной геометрии. Практически всю его плоскость занимает изображение деревьев, одно из которых выделяется своим масштабом. Его расположение в центре кадра создает равновесную композиционную структуру фотоснимка. Нижний ракурс подчеркнул явно выраженные перспективные сокращения стволов деревьев. Ближние к объективу детали изображения переданы чрезмерно крупно, а удаленные — значительно мельче. При этом линии деревьев теряют свое устойчивое положение, устремляясь к общей точке схода. Это позволило передать деревья в несколько необычном виде. Недостатком композиции следует считать расположение основного элемента — дерева в центре кадра. С одной стороны это позволяет достичь некоторого равновесия в изображении, с другой — делает снимок излишне статичным.

ОСВЕЩЕНИЕ

Фотоснимок выполнен при солнечном освещении. Боковое направление его лучей создало на стволе дерева световые пятна и проработало фактуру коры. Нижняя часть дерева с проклеванным дятлами участком, возможно, подсвечена светом фотовспышки. Это позволило проработать фактуру переднего плана. Голубое небо в сочетании с белыми облаками добавляет красоту снимку.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Фотография выполнена качественно. Нормальная плотность изображения, хорошая проработка фактуры объектов съемки. Естественная цветопередача.

РЕЗЮМЕ

Итоговая оценка фотоснимка — «хорошо». По фотографии можно судить, что Вы обладаете фотографическим видением. Смелое решение в проведении съемки с нижнего ракурса позволило получить интересный фотокадр. Продолжайте экспериментировать. Присылайте к нам новые и необычные по композиционному решению фотографии.

«Ночной Реховот»

Альберт Лозицкий, Израиль

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотография относится к жанру ночного городского пейзажа. Любой город ночью выглядит совсем иначе, чем днем. Ночное освещение меняет облик и образ города. На наш взгляд, название для фотоснимка подобрано неудачно, на фотографии изображено лишь одно здание, и полного представления о городе составить нельзя. Ведь под городом подразумевается определенная архитектурная среда, присущая этому населенному пункту.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиция кадра неинтересная и достаточно скучная. Главный элемент композиции (здание) располагается в центре кадра. Справа и слева почти симметрично расположены уличные фонари. Композиция статична. Некоторую динамику кадру добавляет небольшой нижний ракурс при фотосъемке. Но в данном случае это вряд ли оправдано, здание получилось немного «заваленным». Фотографируя архитектурные сооружения, подобных «завалов» следует избегать. Большую площадь на вашей фотографии занимает черное небо. Это композиционное пространство осталось не задействованным.

ОСВЕЩЕНИЕ

Пространство фотокадра освещено искусственным светом уличных фонарей. Естественный свет полностью отсутствует, в результате небо получилось черным, непроработанным. Если вы хотите сфотографировать ночной город, то это не значит, что съемку надо производить ночью. Наиболее подходящее время для ночных съемок — это время после захода солнца. Небо какое-то время остается еще слабо освещенным, фактурным. При этом уличное освещение уже включено. Этот короткий промежуток времени называют «режимом». При фотосъемке в «режиме» небо получается проработанным, фактурным, без черных участков. Слабый свет уже скрывшегося за горизонтом солнца подсвечивает небо. Снижается общий контраст изображения. Подсвечиваются участки изображения, на которые не попадает свет уличных фонарей.

Если бы фотоснимок был сделан в «режиме», то изображение имело бы более богатый колорит. На фотоснимке не преобладал бы только желтый цвет.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Техническое качество фотоснимка высокое. Резкость, цветопередача, проработка отличные. Увы, для хорошей фотографии этого недостаточно.

РЕЗЮМЕ

Фотосъемка ночного города — интересный жанр. Можно сделать очень эффектную фотографию. К сожалению, вам это не удалось. В следующий раз более творчески подходите к процессу съемки, особенно при выборе сюжета и построении композиции. Общая оценка — «удовлетворительно».

«Ты и я — одной крови...»

Владимир Ухин, Кингисепп

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок с «выхваченным» из жизни непредвиденным сюжетом относится к репортажному жанру. Автор увидел «разговор» девочки с обитателями двора и удачно сфотографировал это. Сюжет интересен, но вот его реализация требует обсуждения.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Главным смысловым центром является изображение девочки, кошки и курицы. Выбранная фотографом точка съемки позволила выделить главное в снимке. В фотографии прослеживается многоплановость: это девочка на переднем плане, кошка и курица на втором (среднем) плане и стена дома на третьем. Такая многоплановость создает объемность в фотоснимке. Но это ощущение несколько уменьшает задний план (стена дома) своей четкой горизонтальной плоскостью. Этот недостаток можно было бы уменьшить легким «размытием» (нерезкостью) этой стены. А достичь этого можно было приоткрытием диафрагмы объектива. Глубина резко изображаемого пространства уменьшится, главный объект будет резким, а все остальное уйдет в нерезкость. Автор снимка удачно акцентировал внимание на кошке и курице. Девочка изображена со спины и выглядит несколько второстепенным элементом. Хотя ее масштаб изображения и пестрый цветной костюмчик также привлекают внимание зрителя. Легкий наклон девочки к обитателям двора и приподнятая ступня одной из ног придают снимку динамичность.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение в снимке естественное, верхнее, светотональное. Солнечные лучи, проходя через облачное небо, рассеялись и дошли до земли в виде ровного бестеневого света. Световой поток выявил фактуру стены дома и выложенных камней на земле двора. Создал яркость цвета на одежде девочки и стене дома. Цветовой акцент придал фотографии некоторую «крикливость» и отвлекает от главного сюжета изображения. Это в первую очередь относится к активному желтому цвету на стене дома.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Техническое выполнение фотографии хорошее. Проработка фактуры деталей изображения, цветопередача создают хорошее впечатление о фотоснимке.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка фотографии — «хорошо». Автор фотоснимка удачно подметил момент общения девочки с обитателями своего двора. В этом вся ценность фотографии. Однако вам следует уделить внимание техническим возможностям фотоаппарата и правильно использовать их в процессе фотосъемки.

Вам необходимо изучить цветоведение и грамотно использовать сочетание введенных в кадр цветных элементов изображения. Это важно в построении общей композиции фотоснимка.

Удачи вам!

«Я от бабушки ушел»

И.В. Пих, Воркута

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Снимок с изображением ребенка относится к детской семейной фотографии. Практически все родители фотографируют своих детей с первых месяцев их жизни. Вот и на этом снимке изображен малыш, который делает свои первые неуверенные шаги. Часто именно любительские фотоснимки, выполненные родителями, выхватывают очень интересные моменты из жизни их детей. У одних фотолюбителей такие снимки получаются композиционно более удачными, у других — менее. Давайте разберем эту фотографию и отметим плюсы и минусы в ее исполнении.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Главным изобразительным центром в кадре является ребенок. Его центральное размещение и крупный масштаб сразу же привлекают внимание. Легкий диагональный наклон ребенка, положение рук и ног создают эффект движения. Относительно введенных в кадр элементов изображения снимок можно считать уравновешенным. Но эти элементы автор включил в кадр необдуманно. Так, идущие в глубине снимка люди отвлекают внимание от главного — ребенка. В снимке глубина пространства и объем переданы с помощью закономерностей линейной перспективы.

Если в процессе съемки фотограф не смог правильно откадрировать изображение, то это следовало сделать потом, на компьютере. Правильная кадрировка убрала бы в снимке все второстепенные элементы, оставив только самое необходимое.

Не следовало в погоне за эмоциями ребенка «урезать» у него ноги. Это неестественно и к тому же ухудшает динамику кадра.

ОСВЕЩЕНИЕ

Солнечные лучи, пробивающиеся через листву деревьев, как правило, создают «пятнистость» изображения. Что мы и наблюдаем на этом снимке. Но в данном случае игра этих световых пятен удачно вписалась в этот фотоснимок. Световое пятно высветило лицо малыша, тем самым акцентировало внимание на главном. Создало на асфальте световые «зайчики», придавшие снимку некоторую игривость и оживленность. Только наиболее светлое пятно на траве перед взглядом малыша отвлекает внимание. Используя компьютер и программу Adobe Photoshop, яркость светлого пятна можно уменьшить.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество фотоснимка со стороны его технического исполнения хорошее. Естественная цветопередача. Хорошая проработка теневых участков.

Недостатком следует посчитать общую небольшую нерезкость переднего плана и, наоборот, чрезмерную четкость элементов среднего плана.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка фотоснимка — «удовлетворительно». Автор фотографии уловил эмоциональное состояние ребенка, но с композиционным построением кадра справился неудачно.

Рекомендуем в последующих своих фотоработах учитывать законы фотокомпозиции. Это позволит получить красивые фотоснимки как детей, так и окружающей нас природы. Желаем удачи!

«Кафешка»

Михаил Пивоваров, Волгоград

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Перед нами жанровый снимок. Снимающий в этой стилистике фотограф должен иметь острый взгляд и хорошую реакцию, чтобы заметить и успеть снять необычный момент в повседневной жизни, часто при беглом взгляде ничем не привлекательной. К сожалению, вам это не удалось. Название снимка «Кафешка» не соответствует содержанию фотографии. Ничто на изображении не указывает на то, что действие происходит в кафе. Такой снимок можно сделать где угодно (дома, на работе, в гостях). Ничего необычного, интересного в этом сюжете нет. Если не прочитать название фотографии, то можно предположить, что это неудачное фото на память. Девушка слева получилась с открытым ртом. Две другие девушки слишком манерно подпирают головы руками. Взгляды девушек направлены в разные стороны, между ними отсутствуют смысловые связи, воспринимаются они отдельно друг от друга. Сюжет снимка не складывается в единое целое. Создается впечатление, что фотограф забыл сказать «Внимание! Снимаю!», и застал девушек врасплох.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиционно этот фотоснимок можно рассмотреть с точки зрения группового портрета. Фигуры девушек накладываются друг на друга и тем самым создают компоновку группового портрета. Однако все остальное только нарушает целостность композиции. Прежде всего это разное направление взглядов девушек. В результате снимок разделяется на три отдельных портретных изображения, не связанных между собой. На переднем плане непонятная светлая деталь отвлекает внимание и частично перекрывает руки двум девушкам. К тому же никакой композиционной и смысловой нагрузки эта деталь не несет. Если вы хотели сфотографировать «кафешку», то надо было бы включить в кадр стол и все, что на нем стоит. Тем самым вы хотя бы оправдали название фотографии, а передний план помог бы создать более целостную композицию и по смыслу объединить девушек. Для этого надо было лишь немного наклонить фотокамеру вниз. Получился бы не только передний план, но и ушло бы из кадра большое черное пространство над головами девушек. Это пространство не информативно и композиционно не оправдано. Кадр имеет слишком симметричную и однообразную структуру. Лица девушек расположены на одной высоте, расстояние между ними одинаковое.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение надо признать удачным. Свет достаточно пластично и мягко освещает пространство фотокадра. Светлая одежда получилась проработанной без пересветов. Общая тональность фотографии весьма приятная.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Замечаний по техническому качеству нет.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «неудовлетворительно». Фотография получилась неудачной, никакого интереса не представляет.

«Голуби»

Ольга Логинова, Краснозаводск

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

На фотоснимке изображены голуби, сидящие на выступе кирпичной колонны. На заднем плане на стене просматривается причудливое изображение, чем-то похожее на лицо человека.

Фотографию с изображением такого сюжета можно отнести к репортажному жанру.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Фотоснимок содержит два основных плана: это голуби и светлая колонна — первый, стена — второй. Объем в снимке достигается, во-первых, за счет противопоставления резкого изображения голубей и колонны и слегка нерезкого изображения стены; во-вторых, за счет разной тональности переднего и заднего планов.

Точка съемки выбрана так, что взгляд «со стены» направлен на мирно сидящих голубей.

Неудачно, на наш взгляд, введена в кадр большая площадь светлой колонны. Она отвлекает внимание от главного сюжета. Поэтому целесообразно было сделать кадрировку, «подрезав» с правой стороны снимка часть колонны.

ОСВЕЩЕНИЕ

Фотоснимок выполнен при светотональном естественном освещении. На фотоизображении отсутствуют резкие тени. С одной стороны, такое освещение создает проработку всех изображенных в снимке деталей, а с другой — не способствует увеличению объемности фотографии.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Со стороны технического исполнения замечаний нет. В снимке хорошо проработаны как светлые, так и темные участки изображения. Плотность изображения соответствует норме.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка фотографии — «хорошо». Снимок показывает, что вы внимательный человек и можете в окружающей природе увидеть интересный сюжет.

В качестве пожелания — старайтесь делать подобные снимки более динамичными.

«Портрет»

Александр Глобенко, Одинцово

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок содержит изображение молодого человека на фоне пейзажа, такой снимок следует отнести к жанру «Портрет на пленере». Судя по изображению на фотографии, можно сказать, что фотосъемка сделана «на память». Фотоснимок достаточно банальный. Однако мы решили обсудить его, так как его исполнение весьма своеобразное.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиционным и смысловым центром в фотоснимке является изображение молодого человека. Его крупномасштабное и центральное положение в кадре сразу же привлекает внимание. Фотоснимок имеет многоплановость, что придает изображению дополнительную объемность. Однако горизонтальная линия тропинки на среднем плане и линия берега на дальнем плане делят снимок как бы на три части и лишают фотографию целостности.

ОСВЕЩЕНИЕ

Общее естественное освещение — заднедиагональное. Просветы между облаками придают небу своеобразную красоту и объемность. Благодаря дополнительному источнику освещения (вспышка) лицо и фигура человека оказались хорошо проработанными.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Техническое качество фотоснимка удовлетворительное. Положительной стороной является высокая резкость изображения и естественная цветопередача. Отрицательной — светлые бесфактурные пятна на воде от заднедиагонального освещения.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «удовлетворительно». Судя по фотографии, можно сделать вывод, что вы выполнили фотосъемку просто «на память». И, возможно, фотовспышка на вашем фотоаппарате автоматически сработала. Наш совет — больше думайте над композицией кадра перед тем, как нажать на спусковую кнопку.

«Лошадки на Димерджийской яйле. Крым»

Сергей Гаркуша

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Изображение на фотоснимке гор, зеленого луга и лошадей следует отнести к жанру «Пейзаж». Фотограф попытался отразить в фотографии красоту лошадей. Однако они получились второстепенным элементом. Их мелкое изображение и пассивное состояние не сразу привлекают к ним внимание. Первоначально взгляд устремляется к изображению гор. Затем — зеленого луга и только потом к пасущимся лошадям. Поэтому, на наш взгляд, ваше название снимка неудачно.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Автор фотоснимка разместил в кадре элементы пейзажа практически по всему его полю. Причем главным изображением получилась гора (камни) с левой стороны кадра из-за своего крупного масштаба и темного тона. Пасущиеся лошади за счет своего мелкого изображения и проекции на темные участки горных выступов становятся плохо «читаемыми».

Фотоснимок не уравновешен. Левая часть кадра выглядит более «тяжелой», перегруженной элементами изображения. Высокая резкость всех введенных в кадр деталей делает снимок недостаточно объемным. Изображение одних элементов накладывается на другие. Частично глубину пространства создают постепенно усиливающиеся по своему масштабу камни, находящиеся на лугу. За счет резких очертаний гор и четкого их деления снимок можно разделить на две части. В этом случае правая часть снимка имела бы более завершенную композицию с четким акцентом на включение в кадр лошадей.

ОСВЕЩЕНИЕ

Фотоснимок выполнен при мягком рассеянном облаками солнечном освещении. Левый боковой поток света создал легкие тени на участках гор и лошадях. Оттенил лежащие на лугу камни. Удачно выбранное освещение способствовало выявлению фактуры и формы всех изображенных элементов кадра. Но в то же время лошади, находящиеся в левой части снимка в тени от гор, теряют свои очертания. В итоге изображение лошадей получилось нечетким, и они стали второстепенными элементами фотоснимка.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Снимок с технической стороны получился хорошим. Фотография имеет естественную цветопередачу всех включенных в кадр элементов изображения.

Неудачей следует считать невыразительное небо, имеющее слабый голубой оттенок.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка фотографии — «удовлетворительно». Вам следует четко определить перед съемкой, что будет главным элементом в кадре, выделив его с помощью различных творческих и композиционных приемов. Для лучшего понимания законов композиции вам необходимо изучить специальную литературу.

Комментарии

Ринальдо
03.05.2011
0
Замечательно! Какие Вы молодцы, мне не хватает профессиональной обоснованной критики. Решил послать свои работы.

Похожие статьи

Музыка в любом стиле!
31 августа 2003
Новости

Музыка в любом стиле!

ELEKTA EKD-180 Магнитола c проигрывателем CD ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ: внешнее исполнение магнитолы сочетает в себе черный и серебристый цвета с обилием хромированных конструктивных элементов. Заметим, что дизайн модели насыщен интересными стилистическими решениями. В первую очередь это хромированные «ноздри» фазоинвертора, а также крышки кассетной деки и дисковода.

25 лет вместе: Bosch инвестирует в Россию
22 мая 2018
Новости

25 лет вместе: Bosch инвестирует в Россию

Продукция Bosch появилась на российском рынке еще в 1904 году, однако российская региональная организация начала работу в 1993 г. Сегодня Bosch отметил свое 25-летие работы в России. Примечательно, что компания за это время построила в РФ несколько заводов, производящих самую разную технику.

Смартфон Fly Luminor FHD (IQ453 Quad): самый главный среди бессмертных
12 октября 2013
Новости

Смартфон Fly Luminor FHD (IQ453 Quad): самый главный среди бессмертных

Бренд Fly представляет на российском рынке абсолютно новый флагманский смартфон Fly Luminor FHD (IQ453 Quad) – самый яркий, стильный и мощный из всей линейки Fly. Главная его особенность и гордость – это внушительный 5” IPS дисплей с разрешением Full HD, гарантирующий самые яркие эмоции и впечатления от просмотра изображений и видеофайлов. Мощный четырехъядерный процессор вместе с 2 Гб оперативной памяти и ОС Android 4.2 обеспечивает практически безграничные возможности мультимедиа и работы с приложениями. Встроенная память объемом 32 Гб позволяет хранить огромную библиотеку фото и видео контента...

Беззеркальная камера Nikon 1 V3: первая фотокамера линейки Nikon 1, оснащенная сверхчувствительным поворотным сенсорным монитором
13 марта 2014
Новости

Беззеркальная камера Nikon 1 V3: первая фотокамера линейки Nikon 1, оснащенная сверхчувствительным поворотным сенсорным монитором

Компания Nikon добавила к линейке революционных системных фотокамер Nikon 1 совершенно новую модель — Nikon 1 V3. Эта скоростная системная фотокамера профессионального класса в небольшом прочном корпусе, обладающая высокой производительностью, всегда поможет поймать нужный кадр. Nikon 1 V3 — отличная модель для тех, кто желает приобрести фотокамеру более высокого класса или вторую фотокамеру. Она создана для серьезных фотографов, желающих путешествовать налегке и предъявляющих высокие требования к скорости, мощности и надежности фотокамеры.

Тест телевизора Panasonic Viera TX-LR42E30
17 февраля 2012
Тесты

Тест телевизора Panasonic Viera TX-LR42E30

Достоинства: цвета на экране не изменяются при изменении угла просмотра. Богатый набор возможностей. Недостатки: телесные оттенки местами чуть перенасыщены.

Прочная, надёжная и компактная: FUJIFILM анонсировал FinePix XP130
24 января 2018
Новости

Прочная, надёжная и компактная: FUJIFILM анонсировал FinePix XP130

Компания FUJIFILM анонсировала FinePix XP130, новое пополнение в серии прочных компактных камер XP. XP130 является первой в линейке камерой, которая поддерживает технологию Bluetooth , а также имеет новые функции съемки, такие как электронный уровень и обнаружение глаз.

Галерея Грега Гормана: особый взгляд
26 марта 2013
Обзоры

Галерея Грега Гормана: особый взгляд

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер недавно прошла ретроспективная выставка Грега Гормана «Особый взгляд» (1970-2010), охватывающая четыре десятилетия творческого пути автора. Экспозиция включала в себя портреты знаменитостей и работы в стиле ню, всего более 190 авторских отпечатков.

Lenovo представляет Moto Z Play на выставке IFA 2016
1 сентября 2016
Новости

Lenovo представляет Moto Z Play на выставке IFA 2016

Берлин, Германия — 1 сентября 2016 года: Компания Lenovo (HKSE: 992) (ADR: LNVGY) в рамках выставки IFA 2016 представляет новые устройства: смартфон Moto Z Play и модуль камеры семейства Moto Mods под названием Hasselblad True Zoom.

Как Nikon проектирует датчики для своих камер
26 июля 2018
Новости

Как Nikon проектирует датчики для своих камер

На протяжении нескольких лет Sonу сохраняет статус одного из ведущих производителей датчиков изображений, изготавливая их не только для себя, но даже для таких гигантов индустрии как Nikon. И последняя разборка камеры D850 наглядно это подтверждает. Но даже если некоторые из датчиков Nikon производятся на заводах Sony, Nikon тратит значительные ресурсы на их разработку и проектирование.

Выставка «За кулисами» в Центре фотографии имени братьев Люмьер
26 декабря 2017
Новости

Выставка «За кулисами» в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет первую в России выставку многократно отмеченного наградами американского фотографа, лектора и автора нескольких книг Дугласа Киркланда (DouglasKirkland). Выставка «За кулисами» охватит всю 60-летнюю карьеру фотографа и сфокусируется на самых ярких её этапах. В Большом зале Центра будут представлены фотографии, раскрывающие закулисье Голливудских киносъемокс 1960х по 2010е годы, а также культовая серия Мэрилин Монро 1961 года. Специальной частью экспозиции станет фотохроника 3х недель из жизни Коко Шанель, которая будет представлена в Белом зале Центра фотографии.