Фотокиножизнь

Игорь Гневашев, 1987

Как быстро летит время. Помню Игоря Гневашева еще юношей, показывающего в редакции журнала «Советское фото» свои первые любительские снимки… И вот телефонный звонок сообщает о том, что их автору в октябре нынешнего года исполняется 70 лет! Встретились, поговорили, вспомнили прошлое, но подводить итоги не стали. Это было бы нелепо, поскольку известный фотожурналист и фотохудожник в одном лице — Игорь Иванович Гневашев полон творческих планов. Он продолжает успешно работать, удивляя читателей иллюстрированных изданий и посетителей фотовыставок новыми фотонаходками. А это нелегко в дни изобилия тех, кто владеет цифровыми камерами и компьютерами.

В число самых именитых шестидесятников (напомним имена некоторых из них: В. Генде-Роте, Н. Рахманов, В. Шустов, Г. Копосов, Л. Шерстенников, Л. Лазарев, В. Ахломов и др.) И. Гневашев вошел с дипломом Московского полиграфического института и опытом работы в типографии издательства «Правда». Но прежде чем занять место фотокорреспондента в престижных журналах «Советский экран», «РТ», «Советский фильм», он успел заявить о себе в широких любительских кругах. Его тематическому диапазону могли бы позавидовать многие коллеги.

Что же это за глобальные темы, которым остается верен многие десятилетия вплоть до дней сегодняшних фотограф-профессионал высокого класса? Это сама жизнь, как она есть: без лакировки, при-украшивания, эпатажного любования, а также жизнь отечественного кинематографа, насыщенная «эмоциями и интонациями».

Казалось бы, обе темы весьма далеки друг от друга. Но творчество мастера убеждает в обратном. Именно широкий авторский диапазон, объединивший несовместимое, позволил мастеру глубоко проникнуть в жизнь «как она есть» и одновременно понять, почувствовать и умело сынтерпретировать разнообразие жизни кинематографической.

В. Шукшин на съмках «Калины красной»

Окунуться в прошлое Игоря Гневашева автору этих строк довелось совершенно случайно. В одном из номеров «Советского фото» за 1964 год известный фотожурналист «огоньковец» С. Фридлянд в своей статье отметил оптимистичность, чувство юмора, наблюдательность И. Гневашева, его умение находить и любоваться красивым в жизни. Были в статье и критические замечания, но одно оставалось главным: тема молодого фотолюбителя — это сама жизнь!

Прошло много лет, и незадолго до знаменательной даты — 70-летия Игоря Гневашева — автору этих строк довелось встретиться с ним и послушать, что же тот думает о прошлом и настоящем. Это была дружеская беседа, а не интервью, поскольку мы знакомы много лет. В беседе этой принимала участие супруга Игоря Ивановича — его сокурсница, участник многих фототворческих акций и строгий оценщик их результатов Людмила Аниковна Бурова, много лет проработавшая фоторедактором в журнале «Кругозор».

«Моими кумирами с фотолюбительской поры, — рассказывает И. Гневашев, — были Дмитрий Бальтерманц, Евгений Халдей, Всеволод Тарасевич, Михаил Савин, прошедшие с фотокамерой по фронтам Великой Отечественной. Их имена олицетворяют собой высокие достижения нашей послевоенной фотографии. М. Савин сказал мне как-то: «Нужен жесткий режим, работать надо по своему расписанию, тогда и будет хороший результат». Следуя этому совету еще в «любительские» времена, И. Гневашев работал в типографии по ночам, чтобы днем иметь время и возможность снимать и снимать… Его главным творческим тезисом был чистый фоторепортаж без инсценировки. Это начали использовать в 60-е годы почти все его соратники.

Когда актеры уважают режиссера

Один из первых опубликованных в журнале «Советский союз» снимков — отец и дочка в подпоясанной веревкой шубке. А дальше –дети после купания, старик с собакой, жители села Бармино, отец с новорожденным ребенком на руках… Словом, «все как в жизни, все без прикрас, без эпатажа и в той же манере в по­следующие годы». (Эти снимки были опубликованы в 2002 г. в журнале «Потребитель», № 4 как иллюстрации к статье «Спасибо вам, шестидесятники». — Прим. ред.)

Каждый снимок Игоря Гневашева из цикла «Простая Россия» рождался с большим напряжением, серьезным подходом к теме и сюжетному решению. Путь в профессионалы был без преувеличения мучительным. Вот почему такое раздражение вызывает у него расхожая в наши дни реплика: «Чикнул — и классные фотки!».

«Простую Россию» далеко не всегда удавалось увидеть на страницах тогдашней прессы, хотя газеты и журналы все с большим энтузиазмом командировали шестидесятников в самые экзотические и труднодоступные регионы страны. Гневашеву довелось побывать в Сибири, на Дальнем Востоке, на горячих лечебных источниках под Магаданом, на острове Врангеля. Всего и не перечислишь! Работая вне штата, он выполнял задания многих редакций без гарантии, что снимки будут опубликованы, но редко отказывал себе в удовольствии увидеть свои работы на выставках, которые в те годы пользовались большой популярностью как у авторов снимков, так и у широкой публики.

Лицедей Л. Ярмольник

Главным для фотомастера как профессионала не нажимать на кнопку, пока не уверен, что именно хочешь сказать. А где следует стоять, какой нужен объектив — это уже вопросы техники. И тогда — удачный финал, что бы ни появилось на негативе: неподвижная картинка, кремлевская башня, солнечный закат или автомобильная пробка. Для Гневашева люди становились близкими знакомыми, когда он выходил с ними на контакт. «Я люблю их, этих людей от земли, близких к природе, — говорит И. Гневашев, — и охотно рассказываю о них другим людям. Хорошо, если удастся вызвать к ним сочувствие, уважение, сострадание. Грусть и красота много претерпевшей российской глубинки нуждаются в защите, внимании, духовном возрождении. В этом, думается, моя, как фотографа, социальная задача».

Вот так в репортерский объектив видит Игорь Гневашев простую в его понимании Россию, людей, олицетворяющих соль земли русской. Видимо, именно в этом специфика его творческих поисков, продолжающихся уже более сорока лет наряду с уникальными поисками и находками в трудной, но навсегда полюбившейся фоторепортеру теме — «Кинематография», о чем и пойдет речь дальше.

С «кинематографическим» Игорем Гневашевым мы познакомились очень давно, еще тогда, когда на страницах «Советского экрана» появился снимок шестнадцатилетнего Никиты Михалкова, дебютировавшего в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Участие фоторепортера в съемке головокружительных ситуаций михалковского фильма «Сибирский цирюльник», пожалуй, одно из самых ярких воспоминаний И. Гневашева о съемках на «киношную» тему. Именно тогда вместе с кинооператором его подняли на кране над кремлевским Иваном Великим. Внизу Москва-река, знакомые силуэты кремлевских башен, и все в движении. А в руках камера — диафрагма 2,8, выдержка 1/100 секунды. И в результате — черно-белые и цветные кадры. Результат — подтверждение того, что и в экстремальных условиях стоп-кадр можно почувствовать еще до его рождения и получить снимок, в котором сочетается сиюминутный репортаж и художественная фотография.

Ю. Никулин, Е. Моргунов, Г. Вицин

Ну а что такое съемочная площадка кинематографа? Для человека, впервые попавшего сюда, по свидетельству очевидцев, это своеобразный сумасшедший дом. И только профессионал, обвешанный фотокамерами, в состоянии чувствовать себя вполне нормальным и работоспособным в окружении печек-буржуек, красоток с накладными животами, имитирующих беременность, паровозами и качелями, знакомыми лицами актеров, операторов и режиссеров. Как же надо любить свою работу, чтобы чувствовать себя в любую минуту готовым запечатлеть самое важное, интересное, значительное не только для читателей журнала, но и для участников всего этого действа. Кстати, они часто пользуются фотоснимками репортера в операторских и режиссерских целях. Фотомастер охотно предоставляет им эту возможность и с большим уважением относится к замечаниям и пожеланиям. Для него важна, разумеется, и точка зрения… кинозрителей.

Однажды И. Гневашеву довелось снимать актеров — участников фильма «Никто не хотел умирать», получившего широкое признание. Он собрал главных героев и поставил их у деревенских ворот. Попросил каждого «сыграть свой характер». Все четыре брата сыграли в одном кадре. И когда снимок был опубликован, посыпались письма читателей: «Почему из финала фильма убрали этот кадр?». Этот эпизод дал повод И. Гневашеву и его коллегам всерьез задуматься над тем, какой должна быть фотореклама кинофильмов и так ли важно снимать только по строгой указке режиссера или оператора. Игорь Гневашев понял это уже давно и довольно преуспел в кинематографическом деле.

В. Высоцкий и А. Митта в фильме
«Как царь Пётр арапа женил»

Творческие достижения фотомастера были недавно отмечены Союзом журналистов России и Гильдией профессиональных фотографов СМИ России. Ему был вручен диплом «Золотой глаз» за создание фотолетописи российского кино.

Рассказ о фотомастере хотелось бы завершить стихотворными строками поэта Вадима Кузнецова, которые навсегда запомнил и полюбил сам Игорь Гневашев:

Мне в этой жизни

трижды повезло:

С Отчизною, где выпало родиться,

С подругой,

чьей любовью не напиться,

С надеждой,

что дала мне ремесло …

Со славным юбилеем Вас, Игорь, и Вашу супругу Людмилу! С пожеланием новых успехов и достижений во благо отечественной фотографии.

Е. Леонов в фильме «За спичками»

«Воспоминания»

«Первый парень»

Роман Ткачук

«Первенец»

Виталий Соломин

«Глаза»

«Старость»

Василий Шукшин

Комментарии

Тата
15.01.2008
0
Хорошо оформлено и интересно.
Павел Маркин
06.12.2009
0
Игорь сообщите, пожалуйста Ваш E-mail- я пришлю Вашу фотографию с Николой Гнисюком (20 мая 1983 года)
С уважением
декан Факультета фотокорреспондентов
Союза журналистов СПб и Ленинградской области,
председатель Секции фоторепортеров Санкт-Петербурга,
ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ МАРКИН
(812) 8-921-356-93-84
http://www.photofaculty.ru
http://photopolygon.com/user/3838
http://www.interpress.ru/index.php?page=search&do_search=%D0%98%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C&author=443
Skype – markindekan
В Контакте –Pavel Dekan Markin
E-mail - pavel_markin@mail.ru
Aiturgan
24.01.2010
0
Privet dorogoi, ljubimyi Igor!
Pishet tebe Aiturgan Temirova- kyrgyzskaya aktrisa. Ya teper jivu v Chehii v gorode Brno. Uvidela tebya po internetu i ochen obradovalas! Vse eti gody tebya vspominala. Pojaluisto napishi mne, ili na moi skype: Aiturgan Temir.

Похожие статьи

Тест ЖК-телевизора Toshiba 19DL833R
19 февраля 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизора Toshiba 19DL833R

ЖК-телевизор с LED-подсветкой со встроенным DVD-проигрывателем, диагональ 19 дюймов. Достоинства: богатый сервисными функциями аппарат с возможностью проигрывания DVD-дисков и просмотра видео через вход USB. Недостатки: учитывая богатую функциональную насыщенность аппарата, к системе управления придется некоторое время привыкать.

Лазерные проекторы LG CineBeam HF85LSR и HF80LSR
16 апреля 2019
Новости

Лазерные проекторы LG CineBeam HF85LSR и HF80LSR

Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке лазерные проекторы серии CineBeam: ультракороткофокусный LG HF85LSR и LG HF80LSR яркостью 2000 Люмен. Оба проектора поддерживают Smart TV webOS4.0 и управляются Magic пультом, обеспечивают диагональ изображения до 120 дюймов в разрешении Full HD (1920 x 1080).

Объективы для зеркальных фотокамер
27 июня 2005
Обзоры

Объективы для зеркальных фотокамер

Обсуждая как технические, так и художественные аспекты фотографии, мы традиционно уделяем оптике едва ли не больше внимания, чем всем остальным компонентам фотопроцесса. И это не удивительно, ведь качество используемого объектива в значительной мере определяет техническое качество получаемого изображения, а от параметров объектива напрямую зависят возможности фотографа выразить в виде фотографии свои творческие замыслы и чувства.

Smart камера Samsung NX Min: маленькая, а снимает, как большая
2 июля 2014
Обзоры

Smart камера Samsung NX Min: маленькая, а снимает, как большая

Маленькая, легкая, изящная. И это еще не все, что можно сказать про Smart камеру Samsung NX Mini. Другие достоинства, скрытые внутри корпуса и объектива, так сразу и не разглядишь. О них почти наверняка можно все узнать во время творческого процесса фотосъемки. Но это когда еще случится... А самую суть про новинку, про все ее необычные преимущества каждый любитель должен знать заранее. Наш эксперт уже походил по жизни с этой миниатюрной камерой и готов сфокусировать ваше внимане на главных плюсах. Да, камера маленькая, но снимает, как большая... И это еще не все.

Fujifilm представила X-100F в коричневом корпусе.
30 мая 2018
Новости

Fujifilm представила X-100F в коричневом корпусе.

Fujifilm выпустила компактную камеру премиум класса X-100F в коричневом варианте корпуса. Официального анонса так и не последовало, но камера доступна для заказа в некоторых магазинах Fujifilm, например в Турции и Южной Корее, по цене $1100. По своим характеристикам камера идентична существующим версиям в чёрном и серебристом исполнении.

Обзор мультимедийного лазерно-светодиодного DLP-проектора Casio XJ-A256
19 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного лазерно-светодиодного DLP-проектора Casio XJ-A256

Проектор относится к серии Green Slim, первые модели которой Casio выпустила три года назад и продолжает совершенствовать до сих пор. Само название серии отражает основные достоинства устройства. Во-первых, в модели применяется гибридный лазерно-светодиодный источник света, более экологичный и экономичный, чем газоразрядные лампы. Он не содержит ртуть и служит до 20000 часов с возможностью круглосуточной работы.

Компания Sony представила новые проекторы для домашнего кинотеатра с поддержкой форматов 4K и Full HD 3D и эффектом полного погружения: VPL-VW500ES и VPL-HW55ES
4 октября 2013
Новости

Компания Sony представила новые проекторы для домашнего кинотеатра с поддержкой форматов 4K и Full HD 3D и эффектом полного погружения: VPL-VW500ES и VPL-HW55ES

Выставка IFA, Берлин — 4 сентября 2013 года (павильон 4.2). Сегодня на выставке IFA (Internationale Funkausstellung ) компания Sony представила два 4K проектора для домашних кинотеатров VPL-VW500ES и Full HD 3D VPL-HW55ES. Разработанные с учетом передовых технологий Sony обе модели созданы для того, чтобы зрители могли наслаждаться высококачественным изображением и смотреть любимые фильмы дома, как на большом экране в кинотеатре.

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-SZ8
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-SZ8

В начальном сегменте все чаще и чаще появляются любопытные модели с необычной для класса функциональностью. DMC-SZ8 — простенький аппарат, в значительной степени рассчитанный на новичков. Здесь используются недорогая ПЗС-матрица, не слишком производительные память и процессор (насколько можно судить по режиму серийной съемки 1 кадр/с).

Huawei P10 lite — уже в России!
12 апреля 2017
Новости

Huawei P10 lite — уже в России!

Вслед за презентацией в феврале на Всемирном мобильном конгрессе (MWC) новой флагманской модели Р10 компания Huawei представляет в России смартфон Huawei P10 lite. Разработанная специально для молодых и активных пользователей, быстро принимающих решения и формирующих моду сегодняшнего дня, новая модель наследует минималистичный дизайн, утонченную эстетику и удобство легендарной серии P.

Компания Canon представила первые два из анонсированной трио объективов RF F2.8L
28 августа 2019
Новости

Компания Canon представила первые два из анонсированной трио объективов RF F2.8L

Компания Canon, мировой лидер в области производства объективов, в очередной раз подтвердила свое намерение развивать модельный ряд объективов RF, выпустив две новинки — RF 15–35mm F2.8L IS USM и RF 24–70mm F2.8L IS USM. Рекомендацию этим объективам дает Улла Ломанн (Ulla Lohmann) — амбассадор Canon, обладательница различных наград, фотограф, специализирующаяся на документальной съемке и экспедициях. Вместе с еще одной новинкой, RF 70–200mm F2.8L IS USM, который будет выпущен позднее в этом году, они составят трио моделей Canon F2.8L для байонета RF.