Фотокиножизнь

Игорь Гневашев, 1987

Как быстро летит время. Помню Игоря Гневашева еще юношей, показывающего в редакции журнала «Советское фото» свои первые любительские снимки… И вот телефонный звонок сообщает о том, что их автору в октябре нынешнего года исполняется 70 лет! Встретились, поговорили, вспомнили прошлое, но подводить итоги не стали. Это было бы нелепо, поскольку известный фотожурналист и фотохудожник в одном лице — Игорь Иванович Гневашев полон творческих планов. Он продолжает успешно работать, удивляя читателей иллюстрированных изданий и посетителей фотовыставок новыми фотонаходками. А это нелегко в дни изобилия тех, кто владеет цифровыми камерами и компьютерами.

В число самых именитых шестидесятников (напомним имена некоторых из них: В. Генде-Роте, Н. Рахманов, В. Шустов, Г. Копосов, Л. Шерстенников, Л. Лазарев, В. Ахломов и др.) И. Гневашев вошел с дипломом Московского полиграфического института и опытом работы в типографии издательства «Правда». Но прежде чем занять место фотокорреспондента в престижных журналах «Советский экран», «РТ», «Советский фильм», он успел заявить о себе в широких любительских кругах. Его тематическому диапазону могли бы позавидовать многие коллеги.

Что же это за глобальные темы, которым остается верен многие десятилетия вплоть до дней сегодняшних фотограф-профессионал высокого класса? Это сама жизнь, как она есть: без лакировки, при-украшивания, эпатажного любования, а также жизнь отечественного кинематографа, насыщенная «эмоциями и интонациями».

Казалось бы, обе темы весьма далеки друг от друга. Но творчество мастера убеждает в обратном. Именно широкий авторский диапазон, объединивший несовместимое, позволил мастеру глубоко проникнуть в жизнь «как она есть» и одновременно понять, почувствовать и умело сынтерпретировать разнообразие жизни кинематографической.

В. Шукшин на съмках «Калины красной»

Окунуться в прошлое Игоря Гневашева автору этих строк довелось совершенно случайно. В одном из номеров «Советского фото» за 1964 год известный фотожурналист «огоньковец» С. Фридлянд в своей статье отметил оптимистичность, чувство юмора, наблюдательность И. Гневашева, его умение находить и любоваться красивым в жизни. Были в статье и критические замечания, но одно оставалось главным: тема молодого фотолюбителя — это сама жизнь!

Прошло много лет, и незадолго до знаменательной даты — 70-летия Игоря Гневашева — автору этих строк довелось встретиться с ним и послушать, что же тот думает о прошлом и настоящем. Это была дружеская беседа, а не интервью, поскольку мы знакомы много лет. В беседе этой принимала участие супруга Игоря Ивановича — его сокурсница, участник многих фототворческих акций и строгий оценщик их результатов Людмила Аниковна Бурова, много лет проработавшая фоторедактором в журнале «Кругозор».

«Моими кумирами с фотолюбительской поры, — рассказывает И. Гневашев, — были Дмитрий Бальтерманц, Евгений Халдей, Всеволод Тарасевич, Михаил Савин, прошедшие с фотокамерой по фронтам Великой Отечественной. Их имена олицетворяют собой высокие достижения нашей послевоенной фотографии. М. Савин сказал мне как-то: «Нужен жесткий режим, работать надо по своему расписанию, тогда и будет хороший результат». Следуя этому совету еще в «любительские» времена, И. Гневашев работал в типографии по ночам, чтобы днем иметь время и возможность снимать и снимать… Его главным творческим тезисом был чистый фоторепортаж без инсценировки. Это начали использовать в 60-е годы почти все его соратники.

Когда актеры уважают режиссера

Один из первых опубликованных в журнале «Советский союз» снимков — отец и дочка в подпоясанной веревкой шубке. А дальше –дети после купания, старик с собакой, жители села Бармино, отец с новорожденным ребенком на руках… Словом, «все как в жизни, все без прикрас, без эпатажа и в той же манере в по­следующие годы». (Эти снимки были опубликованы в 2002 г. в журнале «Потребитель», № 4 как иллюстрации к статье «Спасибо вам, шестидесятники». — Прим. ред.)

Каждый снимок Игоря Гневашева из цикла «Простая Россия» рождался с большим напряжением, серьезным подходом к теме и сюжетному решению. Путь в профессионалы был без преувеличения мучительным. Вот почему такое раздражение вызывает у него расхожая в наши дни реплика: «Чикнул — и классные фотки!».

«Простую Россию» далеко не всегда удавалось увидеть на страницах тогдашней прессы, хотя газеты и журналы все с большим энтузиазмом командировали шестидесятников в самые экзотические и труднодоступные регионы страны. Гневашеву довелось побывать в Сибири, на Дальнем Востоке, на горячих лечебных источниках под Магаданом, на острове Врангеля. Всего и не перечислишь! Работая вне штата, он выполнял задания многих редакций без гарантии, что снимки будут опубликованы, но редко отказывал себе в удовольствии увидеть свои работы на выставках, которые в те годы пользовались большой популярностью как у авторов снимков, так и у широкой публики.

Лицедей Л. Ярмольник

Главным для фотомастера как профессионала не нажимать на кнопку, пока не уверен, что именно хочешь сказать. А где следует стоять, какой нужен объектив — это уже вопросы техники. И тогда — удачный финал, что бы ни появилось на негативе: неподвижная картинка, кремлевская башня, солнечный закат или автомобильная пробка. Для Гневашева люди становились близкими знакомыми, когда он выходил с ними на контакт. «Я люблю их, этих людей от земли, близких к природе, — говорит И. Гневашев, — и охотно рассказываю о них другим людям. Хорошо, если удастся вызвать к ним сочувствие, уважение, сострадание. Грусть и красота много претерпевшей российской глубинки нуждаются в защите, внимании, духовном возрождении. В этом, думается, моя, как фотографа, социальная задача».

Вот так в репортерский объектив видит Игорь Гневашев простую в его понимании Россию, людей, олицетворяющих соль земли русской. Видимо, именно в этом специфика его творческих поисков, продолжающихся уже более сорока лет наряду с уникальными поисками и находками в трудной, но навсегда полюбившейся фоторепортеру теме — «Кинематография», о чем и пойдет речь дальше.

С «кинематографическим» Игорем Гневашевым мы познакомились очень давно, еще тогда, когда на страницах «Советского экрана» появился снимок шестнадцатилетнего Никиты Михалкова, дебютировавшего в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Участие фоторепортера в съемке головокружительных ситуаций михалковского фильма «Сибирский цирюльник», пожалуй, одно из самых ярких воспоминаний И. Гневашева о съемках на «киношную» тему. Именно тогда вместе с кинооператором его подняли на кране над кремлевским Иваном Великим. Внизу Москва-река, знакомые силуэты кремлевских башен, и все в движении. А в руках камера — диафрагма 2,8, выдержка 1/100 секунды. И в результате — черно-белые и цветные кадры. Результат — подтверждение того, что и в экстремальных условиях стоп-кадр можно почувствовать еще до его рождения и получить снимок, в котором сочетается сиюминутный репортаж и художественная фотография.

Ю. Никулин, Е. Моргунов, Г. Вицин

Ну а что такое съемочная площадка кинематографа? Для человека, впервые попавшего сюда, по свидетельству очевидцев, это своеобразный сумасшедший дом. И только профессионал, обвешанный фотокамерами, в состоянии чувствовать себя вполне нормальным и работоспособным в окружении печек-буржуек, красоток с накладными животами, имитирующих беременность, паровозами и качелями, знакомыми лицами актеров, операторов и режиссеров. Как же надо любить свою работу, чтобы чувствовать себя в любую минуту готовым запечатлеть самое важное, интересное, значительное не только для читателей журнала, но и для участников всего этого действа. Кстати, они часто пользуются фотоснимками репортера в операторских и режиссерских целях. Фотомастер охотно предоставляет им эту возможность и с большим уважением относится к замечаниям и пожеланиям. Для него важна, разумеется, и точка зрения… кинозрителей.

Однажды И. Гневашеву довелось снимать актеров — участников фильма «Никто не хотел умирать», получившего широкое признание. Он собрал главных героев и поставил их у деревенских ворот. Попросил каждого «сыграть свой характер». Все четыре брата сыграли в одном кадре. И когда снимок был опубликован, посыпались письма читателей: «Почему из финала фильма убрали этот кадр?». Этот эпизод дал повод И. Гневашеву и его коллегам всерьез задуматься над тем, какой должна быть фотореклама кинофильмов и так ли важно снимать только по строгой указке режиссера или оператора. Игорь Гневашев понял это уже давно и довольно преуспел в кинематографическом деле.

В. Высоцкий и А. Митта в фильме
«Как царь Пётр арапа женил»

Творческие достижения фотомастера были недавно отмечены Союзом журналистов России и Гильдией профессиональных фотографов СМИ России. Ему был вручен диплом «Золотой глаз» за создание фотолетописи российского кино.

Рассказ о фотомастере хотелось бы завершить стихотворными строками поэта Вадима Кузнецова, которые навсегда запомнил и полюбил сам Игорь Гневашев:

Мне в этой жизни

трижды повезло:

С Отчизною, где выпало родиться,

С подругой,

чьей любовью не напиться,

С надеждой,

что дала мне ремесло …

Со славным юбилеем Вас, Игорь, и Вашу супругу Людмилу! С пожеланием новых успехов и достижений во благо отечественной фотографии.

Е. Леонов в фильме «За спичками»

«Воспоминания»

«Первый парень»

Роман Ткачук

«Первенец»

Виталий Соломин

«Глаза»

«Старость»

Василий Шукшин

Комментарии

Тата
15.01.2008
0
Хорошо оформлено и интересно.
Павел Маркин
06.12.2009
0
Игорь сообщите, пожалуйста Ваш E-mail- я пришлю Вашу фотографию с Николой Гнисюком (20 мая 1983 года)
С уважением
декан Факультета фотокорреспондентов
Союза журналистов СПб и Ленинградской области,
председатель Секции фоторепортеров Санкт-Петербурга,
ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ МАРКИН
(812) 8-921-356-93-84
http://www.photofaculty.ru
http://photopolygon.com/user/3838
http://www.interpress.ru/index.php?page=search&do_search=%D0%98%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C&author=443
Skype – markindekan
В Контакте –Pavel Dekan Markin
E-mail - pavel_markin@mail.ru
Aiturgan
24.01.2010
0
Privet dorogoi, ljubimyi Igor!
Pishet tebe Aiturgan Temirova- kyrgyzskaya aktrisa. Ya teper jivu v Chehii v gorode Brno. Uvidela tebya po internetu i ochen obradovalas! Vse eti gody tebya vspominala. Pojaluisto napishi mne, ili na moi skype: Aiturgan Temir.

Похожие статьи

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-TZ60
21 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-TZ60

В карманных версиях ультразумов, по всей видимости, наблюдается ренессанс. Во всяком случае повод говорить об этом дает камера Lumix TZ60. Обновленный МОП-сенсор с обратной засветкой обеспечивает разрешение в 18 Мп. Оптимизированный привод автофокуса обещает прирост в скорости наведения резкости до 20% в широкоугольном и до 30% — в телеположении. Автофокус остается активным даже при серийной съемке с частотой 5 кадров/с.

Samsung представляет фотокамеру WB150F с поддержкой Wi-Fi
26 апреля 2012
Новости

Samsung представляет фотокамеру WB150F с поддержкой Wi-Fi

Компания Samsung Electronics представляет первую SMART-камеру Samsung WB150F. Благодаря своим широким возможностям новая зум-камера Samsung, имеющая компактный, легкий и прочный корпус, станет идеальным спутником в любом путешествии. Samsung WB150F станет отличным решением для повседневной съемки и путешествий. Камера имеет компактный прочный корпус, поддерживает съемку HD-видео, ручные режимы съемки и художественные эффекты...

С гарнитурой серии XP от Turtle Beach можно одновременно играть и разговаривать по мобильному телефону
3 августа 2012
Новости

С гарнитурой серии XP от Turtle Beach можно одновременно играть и разговаривать по мобильному телефону

Учитывая возрастающие потребности отечественных геймеров к качеству и возможностям игровых аксессуаров, компания Turtle Beach выпустила на рынок новинки гарнитуры Ear Force XP 300, XP 400, XP 500. Беспроводные, стильные, созданные специально для Xbox 360 – эти устройства, безусловно, заслуживают внимания и непременно станут отличным дополнением к приставке.

Обзор узбекского фотоискусства: когда я снимаю, мне кажется, что я пишу стихи
10 февраля 2013
Обзоры

Обзор узбекского фотоискусства: когда я снимаю, мне кажется, что я пишу стихи

Думаю, все — от любви к поэзии. Когда я снимаю, мне кажется, будто я пишу стихи, только вот в такой форме. Еще в годы учебы во Владимире, как начала фотографировать, приснился сон: люди — черно-белые, из моих фотографий — стали двигаться! Представляешь, улица и идущие люди!

Lightware продолжает удивлять: приёмо-передатчики по IP нового поколения
18 июля 2017
Новости

Lightware продолжает удивлять: приёмо-передатчики по IP нового поколения

Компания Lightware представила на суд журналистов и экспертов сразу две интересных новинки — матричный коммутатор MMX4x2-HDMI и его альтернативная версия MMX4x2-HT200 получили самый актуальный функционал и служат логичным продолжением фирменной линейки. Популярный производитель представил новые модели матричных коммуникаторов типа HDMI 4x2 со встроенным управлением.

"Нетипичные англичане"
23 июня 2004
Обзоры

"Нетипичные англичане"

Для меня фланирующий человек неотделим от современного города. Трудно сказать, что в момент съемки я задумывалась об этом. Погода была жуткой, промозглый ветер, дождь. Поздно. Надо было каким-то образом себя развлечь по пути к дому. Я начала снимать практически все, что попадало под «глаз». Всего несколько минут, и я почувствовала себя втянутой в ситуацию, которую снимаю.

Fujifilm представила X-100F в коричневом корпусе.
30 мая 2018
Новости

Fujifilm представила X-100F в коричневом корпусе.

Fujifilm выпустила компактную камеру премиум класса X-100F в коричневом варианте корпуса. Официального анонса так и не последовало, но камера доступна для заказа в некоторых магазинах Fujifilm, например в Турции и Южной Корее, по цене $1100. По своим характеристикам камера идентична существующим версиям в чёрном и серебристом исполнении.

Компактный фотоаппарат Olympus SP-820UZ впервые в истории может приблизить объект съемки в 40 раз
23 августа 2012
Новости

Компактный фотоаппарат Olympus SP-820UZ впервые в истории может приблизить объект съемки в 40 раз

22 августа 2012. Новый флагман линейки камер Ультразум – Olympus SP-820UZ, предлагает невероятный оптический зум для съемки масштабных крупных планов. Впервые в истории компактных камер можно приблизить объект съемки в 40 раз и получить снимки с такой детализацией, которая ранее была доступна только системным камерам при использовании большого и дорогостоящего телеобъектива.

ViewSonic открывает в России первый официальный он-лайн магазин
11 декабря 2019
Новости

ViewSonic открывает в России первый официальный он-лайн магазин

Корпорация ViewSonic, ведущий мировой поставщик продуктов для визуального представления информации, объявила об открытии в России официального интернет-магазина. Фулфилмент-партнером стала компания Brandshops, которая взяла на себя все необходимые формальности по работе и взаимодействию с покупателями.

Обзор компактных фотокамер Canon PowerShot A810/А1300
17 ноября 2012
Обзоры

Обзор компактных фотокамер Canon PowerShot A810/А1300

Младшие представители серии PowerShot, фотокамеры A810 и A1300, не только самые доступные фотоаппараты Canon, но и одни из наиболее недорогих камер на рынке в целом. Что можно получить за цену в три тысячи рублей? Не так уж и мало.