Фотокиножизнь

Игорь Гневашев, 1987

Как быстро летит время. Помню Игоря Гневашева еще юношей, показывающего в редакции журнала «Советское фото» свои первые любительские снимки… И вот телефонный звонок сообщает о том, что их автору в октябре нынешнего года исполняется 70 лет! Встретились, поговорили, вспомнили прошлое, но подводить итоги не стали. Это было бы нелепо, поскольку известный фотожурналист и фотохудожник в одном лице — Игорь Иванович Гневашев полон творческих планов. Он продолжает успешно работать, удивляя читателей иллюстрированных изданий и посетителей фотовыставок новыми фотонаходками. А это нелегко в дни изобилия тех, кто владеет цифровыми камерами и компьютерами.

В число самых именитых шестидесятников (напомним имена некоторых из них: В. Генде-Роте, Н. Рахманов, В. Шустов, Г. Копосов, Л. Шерстенников, Л. Лазарев, В. Ахломов и др.) И. Гневашев вошел с дипломом Московского полиграфического института и опытом работы в типографии издательства «Правда». Но прежде чем занять место фотокорреспондента в престижных журналах «Советский экран», «РТ», «Советский фильм», он успел заявить о себе в широких любительских кругах. Его тематическому диапазону могли бы позавидовать многие коллеги.

Что же это за глобальные темы, которым остается верен многие десятилетия вплоть до дней сегодняшних фотограф-профессионал высокого класса? Это сама жизнь, как она есть: без лакировки, при-украшивания, эпатажного любования, а также жизнь отечественного кинематографа, насыщенная «эмоциями и интонациями».

Казалось бы, обе темы весьма далеки друг от друга. Но творчество мастера убеждает в обратном. Именно широкий авторский диапазон, объединивший несовместимое, позволил мастеру глубоко проникнуть в жизнь «как она есть» и одновременно понять, почувствовать и умело сынтерпретировать разнообразие жизни кинематографической.

В. Шукшин на съмках «Калины красной»

Окунуться в прошлое Игоря Гневашева автору этих строк довелось совершенно случайно. В одном из номеров «Советского фото» за 1964 год известный фотожурналист «огоньковец» С. Фридлянд в своей статье отметил оптимистичность, чувство юмора, наблюдательность И. Гневашева, его умение находить и любоваться красивым в жизни. Были в статье и критические замечания, но одно оставалось главным: тема молодого фотолюбителя — это сама жизнь!

Прошло много лет, и незадолго до знаменательной даты — 70-летия Игоря Гневашева — автору этих строк довелось встретиться с ним и послушать, что же тот думает о прошлом и настоящем. Это была дружеская беседа, а не интервью, поскольку мы знакомы много лет. В беседе этой принимала участие супруга Игоря Ивановича — его сокурсница, участник многих фототворческих акций и строгий оценщик их результатов Людмила Аниковна Бурова, много лет проработавшая фоторедактором в журнале «Кругозор».

«Моими кумирами с фотолюбительской поры, — рассказывает И. Гневашев, — были Дмитрий Бальтерманц, Евгений Халдей, Всеволод Тарасевич, Михаил Савин, прошедшие с фотокамерой по фронтам Великой Отечественной. Их имена олицетворяют собой высокие достижения нашей послевоенной фотографии. М. Савин сказал мне как-то: «Нужен жесткий режим, работать надо по своему расписанию, тогда и будет хороший результат». Следуя этому совету еще в «любительские» времена, И. Гневашев работал в типографии по ночам, чтобы днем иметь время и возможность снимать и снимать… Его главным творческим тезисом был чистый фоторепортаж без инсценировки. Это начали использовать в 60-е годы почти все его соратники.

Когда актеры уважают режиссера

Один из первых опубликованных в журнале «Советский союз» снимков — отец и дочка в подпоясанной веревкой шубке. А дальше –дети после купания, старик с собакой, жители села Бармино, отец с новорожденным ребенком на руках… Словом, «все как в жизни, все без прикрас, без эпатажа и в той же манере в по­следующие годы». (Эти снимки были опубликованы в 2002 г. в журнале «Потребитель», № 4 как иллюстрации к статье «Спасибо вам, шестидесятники». — Прим. ред.)

Каждый снимок Игоря Гневашева из цикла «Простая Россия» рождался с большим напряжением, серьезным подходом к теме и сюжетному решению. Путь в профессионалы был без преувеличения мучительным. Вот почему такое раздражение вызывает у него расхожая в наши дни реплика: «Чикнул — и классные фотки!».

«Простую Россию» далеко не всегда удавалось увидеть на страницах тогдашней прессы, хотя газеты и журналы все с большим энтузиазмом командировали шестидесятников в самые экзотические и труднодоступные регионы страны. Гневашеву довелось побывать в Сибири, на Дальнем Востоке, на горячих лечебных источниках под Магаданом, на острове Врангеля. Всего и не перечислишь! Работая вне штата, он выполнял задания многих редакций без гарантии, что снимки будут опубликованы, но редко отказывал себе в удовольствии увидеть свои работы на выставках, которые в те годы пользовались большой популярностью как у авторов снимков, так и у широкой публики.

Лицедей Л. Ярмольник

Главным для фотомастера как профессионала не нажимать на кнопку, пока не уверен, что именно хочешь сказать. А где следует стоять, какой нужен объектив — это уже вопросы техники. И тогда — удачный финал, что бы ни появилось на негативе: неподвижная картинка, кремлевская башня, солнечный закат или автомобильная пробка. Для Гневашева люди становились близкими знакомыми, когда он выходил с ними на контакт. «Я люблю их, этих людей от земли, близких к природе, — говорит И. Гневашев, — и охотно рассказываю о них другим людям. Хорошо, если удастся вызвать к ним сочувствие, уважение, сострадание. Грусть и красота много претерпевшей российской глубинки нуждаются в защите, внимании, духовном возрождении. В этом, думается, моя, как фотографа, социальная задача».

Вот так в репортерский объектив видит Игорь Гневашев простую в его понимании Россию, людей, олицетворяющих соль земли русской. Видимо, именно в этом специфика его творческих поисков, продолжающихся уже более сорока лет наряду с уникальными поисками и находками в трудной, но навсегда полюбившейся фоторепортеру теме — «Кинематография», о чем и пойдет речь дальше.

С «кинематографическим» Игорем Гневашевым мы познакомились очень давно, еще тогда, когда на страницах «Советского экрана» появился снимок шестнадцатилетнего Никиты Михалкова, дебютировавшего в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Участие фоторепортера в съемке головокружительных ситуаций михалковского фильма «Сибирский цирюльник», пожалуй, одно из самых ярких воспоминаний И. Гневашева о съемках на «киношную» тему. Именно тогда вместе с кинооператором его подняли на кране над кремлевским Иваном Великим. Внизу Москва-река, знакомые силуэты кремлевских башен, и все в движении. А в руках камера — диафрагма 2,8, выдержка 1/100 секунды. И в результате — черно-белые и цветные кадры. Результат — подтверждение того, что и в экстремальных условиях стоп-кадр можно почувствовать еще до его рождения и получить снимок, в котором сочетается сиюминутный репортаж и художественная фотография.

Ю. Никулин, Е. Моргунов, Г. Вицин

Ну а что такое съемочная площадка кинематографа? Для человека, впервые попавшего сюда, по свидетельству очевидцев, это своеобразный сумасшедший дом. И только профессионал, обвешанный фотокамерами, в состоянии чувствовать себя вполне нормальным и работоспособным в окружении печек-буржуек, красоток с накладными животами, имитирующих беременность, паровозами и качелями, знакомыми лицами актеров, операторов и режиссеров. Как же надо любить свою работу, чтобы чувствовать себя в любую минуту готовым запечатлеть самое важное, интересное, значительное не только для читателей журнала, но и для участников всего этого действа. Кстати, они часто пользуются фотоснимками репортера в операторских и режиссерских целях. Фотомастер охотно предоставляет им эту возможность и с большим уважением относится к замечаниям и пожеланиям. Для него важна, разумеется, и точка зрения… кинозрителей.

Однажды И. Гневашеву довелось снимать актеров — участников фильма «Никто не хотел умирать», получившего широкое признание. Он собрал главных героев и поставил их у деревенских ворот. Попросил каждого «сыграть свой характер». Все четыре брата сыграли в одном кадре. И когда снимок был опубликован, посыпались письма читателей: «Почему из финала фильма убрали этот кадр?». Этот эпизод дал повод И. Гневашеву и его коллегам всерьез задуматься над тем, какой должна быть фотореклама кинофильмов и так ли важно снимать только по строгой указке режиссера или оператора. Игорь Гневашев понял это уже давно и довольно преуспел в кинематографическом деле.

В. Высоцкий и А. Митта в фильме
«Как царь Пётр арапа женил»

Творческие достижения фотомастера были недавно отмечены Союзом журналистов России и Гильдией профессиональных фотографов СМИ России. Ему был вручен диплом «Золотой глаз» за создание фотолетописи российского кино.

Рассказ о фотомастере хотелось бы завершить стихотворными строками поэта Вадима Кузнецова, которые навсегда запомнил и полюбил сам Игорь Гневашев:

Мне в этой жизни

трижды повезло:

С Отчизною, где выпало родиться,

С подругой,

чьей любовью не напиться,

С надеждой,

что дала мне ремесло …

Со славным юбилеем Вас, Игорь, и Вашу супругу Людмилу! С пожеланием новых успехов и достижений во благо отечественной фотографии.

Е. Леонов в фильме «За спичками»

«Воспоминания»

«Первый парень»

Роман Ткачук

«Первенец»

Виталий Соломин

«Глаза»

«Старость»

Василий Шукшин

Комментарии

Тата
15.01.2008
0
Хорошо оформлено и интересно.
Павел Маркин
06.12.2009
0
Игорь сообщите, пожалуйста Ваш E-mail- я пришлю Вашу фотографию с Николой Гнисюком (20 мая 1983 года)
С уважением
декан Факультета фотокорреспондентов
Союза журналистов СПб и Ленинградской области,
председатель Секции фоторепортеров Санкт-Петербурга,
ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ МАРКИН
(812) 8-921-356-93-84
http://www.photofaculty.ru
http://photopolygon.com/user/3838
http://www.interpress.ru/index.php?page=search&do_search=%D0%98%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C&author=443
Skype – markindekan
В Контакте –Pavel Dekan Markin
E-mail - pavel_markin@mail.ru
Aiturgan
24.01.2010
0
Privet dorogoi, ljubimyi Igor!
Pishet tebe Aiturgan Temirova- kyrgyzskaya aktrisa. Ya teper jivu v Chehii v gorode Brno. Uvidela tebya po internetu i ochen obradovalas! Vse eti gody tebya vspominala. Pojaluisto napishi mne, ili na moi skype: Aiturgan Temir.

Похожие статьи

Фотографии из снов
28 июня 2006
Обзоры

Фотографии из снов

Чем вы занимаетесь сейчас? Сейчас меня очень интересует раннее христианство. Когда все еще находилось в таком наивном состоянии, и вместе с тем завоевало весь мир. Они оставили после себя какие-то детские рисунки. Сейчас состояние мира взрослое, сознательное. Мы сейчас многое в Эфиопии снимали на эту тему.

Результаты фотоконкурса FUJI
31 декабря 2003
Обзоры

Результаты фотоконкурса FUJI

Первый приз: Андрей Марков (г. Минск) Поздравляем победителей фотоконкурса компании FUJIFILM и журнала ПОТРЕБИТЕЛЬ Конкурсы фотографий, регулярно проводимые на страницах нашего журнала, — это живое общение редакции с читателями. Приятно осознавать, что с каждым следующим номером наше общение становится все более содержательным.

Компактная фотокамера Samsung ST72: поддержка записи видео высокой четкости делает новую камеру идеальным компаньоном
16 января 2013
Новости

Компактная фотокамера Samsung ST72: поддержка записи видео высокой четкости делает новую камеру идеальным компаньоном

Компания Samsung Electronics представила новую цифровую фотокамеру Samsung ST72 в рамках выставки потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES) 2013. Samsung ST72 — это компактная и стильная камера, специально разработанная для получения ярких и насыщенных изображений, а также видео в формате высокой четкости (HD). Оснащенная 16,2 Мпикс CCD-сенсором и 25 мм широкоугольным объективом с фокусным расстоянием F2.5 и 5-ти кратным оптическим зумом,..

Подразделение Canon в России сообщает о вступлении в европейскую партнерскую программу
12 февраля 2013
Новости

Подразделение Canon в России сообщает о вступлении в европейскую партнерскую программу

Москва, 12 февраля 2013 г. — ООО Канон Ру, российское подразделение корпорации Canon сообщает о запуске новой Европейской Партнерской Программы для сегмента B2B. Программа была разработана, чтобы увеличить присутствие компании Canon в непрямом канале продаж и предоставить партнерам комплексную и удобную платформу для развития своего бизнеса и сохранения его рентабельности за счет возможностей перекрестных продаж и других ресурсов в 2013 году.

Hi-Fi & High End Show 2019: видеоинтервью с ключевыми участниками рынка
20 марта 2019
Новости

Hi-Fi & High End Show 2019: видеоинтервью с ключевыми участниками рынка

Постоянно развиваясь вместе с рынком, выставка Hi-Fi & High End Show в 2019 году дополнится новыми проектами и экспозициями, целью которых является демонстрация новых технологических трендов и цифровых технологий. В преддверии выставки ведущие дистрибьюторы hi-fi & high end аппаратуры, рассказывают, что интересного можно будет увидеть на на ней и зачем стоит сюда приезжать.

AKIRA. Наслаждайтесь жизнью вместе с нами
31 декабря 2003
Новости

AKIRA. Наслаждайтесь жизнью вместе с нами

АКIRА — это международная торговая марка японской корпорации АКIHABARA ELECTRIC CORPORATION LTD. Марка относительно молодая, она существует всего десять лет, но уже хорошо известная в нашей стране. Под этим названием выпускается широкий круг товаров — от кухонных приборов до звуковой и видеоэлектроники.

Доступный штатив Patti от 3 Legged Thing
31 августа 2018
Новости

Доступный штатив Patti от 3 Legged Thing

Британская компания 3 Legged Thing выпустила новый штатив под названием Patti, который расширяет модельный ряд штативов серии Punk. Несмотря на то, что данная модель считается бюджётной, штатив сохраняет качество и универсальность, сопоставимые с более дорогими моделями серии.

Создание «планеты» из обычной фотографии
7 апреля 2013
Советы

Создание «планеты» из обычной фотографии

Наверное, многие из читателей видели в Сети вот такие симпатичные фотографии-планеты. Одна из них была опубликована на обложке предыдущего номера «Фото&Техника». Такие планеты обычно делают из полноценных сферических панорам с охватом пространства 360×180 градусов. Однако снять такую панораму непросто, и мы сейчас покажем, как сделать почти настоящую «планету» из обычной фотографии, которая есть у каждого.

Мощная и универсальная макровспышка Canon MT 26EX RT для ваших студийных шедевров
29 августа 2017
Новости

Мощная и универсальная макровспышка Canon MT 26EX RT для ваших студийных шедевров

Компания Canon Europe, мировой лидер в области решений для работы с изображениями, представила специализированную макровспышкуMacro Twin Lite MT‑26EX‑RTс широкими возможностями для профессиональной съемки. Модель MT‑26EX‑RT расширяет богатую функциональность предыдущей модели — MT‑24EX — и предлагает повышенную мощность импульса, гибкость, надежность и дополнительное удобство в работе. Она идеально подходит для съемки в ограниченном пространстве — например, для предметной и фуд-фотографии, крупных планов животных в естественной среде обитания и стоматологической съемки.

Nikon объявляет о начале продаж фотокамеры D850 в России
15 сентября 2017
Новости

Nikon объявляет о начале продаж фотокамеры D850 в России

Компания Nikon объявляет о начале продаж в России новой цифровой зеркальной фотокамеры D850, которая задает новые стандарты качества фото- и видеосъемки. Она обладает сочетанием высокого разрешения, скорости и светочувствительности, позволяя создавать безупречные снимки как в студии, так и в отдаленных уголках планеты.