Фотокиножизнь

Игорь Гневашев, 1987

Как быстро летит время. Помню Игоря Гневашева еще юношей, показывающего в редакции журнала «Советское фото» свои первые любительские снимки… И вот телефонный звонок сообщает о том, что их автору в октябре нынешнего года исполняется 70 лет! Встретились, поговорили, вспомнили прошлое, но подводить итоги не стали. Это было бы нелепо, поскольку известный фотожурналист и фотохудожник в одном лице — Игорь Иванович Гневашев полон творческих планов. Он продолжает успешно работать, удивляя читателей иллюстрированных изданий и посетителей фотовыставок новыми фотонаходками. А это нелегко в дни изобилия тех, кто владеет цифровыми камерами и компьютерами.

В число самых именитых шестидесятников (напомним имена некоторых из них: В. Генде-Роте, Н. Рахманов, В. Шустов, Г. Копосов, Л. Шерстенников, Л. Лазарев, В. Ахломов и др.) И. Гневашев вошел с дипломом Московского полиграфического института и опытом работы в типографии издательства «Правда». Но прежде чем занять место фотокорреспондента в престижных журналах «Советский экран», «РТ», «Советский фильм», он успел заявить о себе в широких любительских кругах. Его тематическому диапазону могли бы позавидовать многие коллеги.

Что же это за глобальные темы, которым остается верен многие десятилетия вплоть до дней сегодняшних фотограф-профессионал высокого класса? Это сама жизнь, как она есть: без лакировки, при-украшивания, эпатажного любования, а также жизнь отечественного кинематографа, насыщенная «эмоциями и интонациями».

Казалось бы, обе темы весьма далеки друг от друга. Но творчество мастера убеждает в обратном. Именно широкий авторский диапазон, объединивший несовместимое, позволил мастеру глубоко проникнуть в жизнь «как она есть» и одновременно понять, почувствовать и умело сынтерпретировать разнообразие жизни кинематографической.

В. Шукшин на съмках «Калины красной»

Окунуться в прошлое Игоря Гневашева автору этих строк довелось совершенно случайно. В одном из номеров «Советского фото» за 1964 год известный фотожурналист «огоньковец» С. Фридлянд в своей статье отметил оптимистичность, чувство юмора, наблюдательность И. Гневашева, его умение находить и любоваться красивым в жизни. Были в статье и критические замечания, но одно оставалось главным: тема молодого фотолюбителя — это сама жизнь!

Прошло много лет, и незадолго до знаменательной даты — 70-летия Игоря Гневашева — автору этих строк довелось встретиться с ним и послушать, что же тот думает о прошлом и настоящем. Это была дружеская беседа, а не интервью, поскольку мы знакомы много лет. В беседе этой принимала участие супруга Игоря Ивановича — его сокурсница, участник многих фототворческих акций и строгий оценщик их результатов Людмила Аниковна Бурова, много лет проработавшая фоторедактором в журнале «Кругозор».

«Моими кумирами с фотолюбительской поры, — рассказывает И. Гневашев, — были Дмитрий Бальтерманц, Евгений Халдей, Всеволод Тарасевич, Михаил Савин, прошедшие с фотокамерой по фронтам Великой Отечественной. Их имена олицетворяют собой высокие достижения нашей послевоенной фотографии. М. Савин сказал мне как-то: «Нужен жесткий режим, работать надо по своему расписанию, тогда и будет хороший результат». Следуя этому совету еще в «любительские» времена, И. Гневашев работал в типографии по ночам, чтобы днем иметь время и возможность снимать и снимать… Его главным творческим тезисом был чистый фоторепортаж без инсценировки. Это начали использовать в 60-е годы почти все его соратники.

Когда актеры уважают режиссера

Один из первых опубликованных в журнале «Советский союз» снимков — отец и дочка в подпоясанной веревкой шубке. А дальше –дети после купания, старик с собакой, жители села Бармино, отец с новорожденным ребенком на руках… Словом, «все как в жизни, все без прикрас, без эпатажа и в той же манере в по­следующие годы». (Эти снимки были опубликованы в 2002 г. в журнале «Потребитель», № 4 как иллюстрации к статье «Спасибо вам, шестидесятники». — Прим. ред.)

Каждый снимок Игоря Гневашева из цикла «Простая Россия» рождался с большим напряжением, серьезным подходом к теме и сюжетному решению. Путь в профессионалы был без преувеличения мучительным. Вот почему такое раздражение вызывает у него расхожая в наши дни реплика: «Чикнул — и классные фотки!».

«Простую Россию» далеко не всегда удавалось увидеть на страницах тогдашней прессы, хотя газеты и журналы все с большим энтузиазмом командировали шестидесятников в самые экзотические и труднодоступные регионы страны. Гневашеву довелось побывать в Сибири, на Дальнем Востоке, на горячих лечебных источниках под Магаданом, на острове Врангеля. Всего и не перечислишь! Работая вне штата, он выполнял задания многих редакций без гарантии, что снимки будут опубликованы, но редко отказывал себе в удовольствии увидеть свои работы на выставках, которые в те годы пользовались большой популярностью как у авторов снимков, так и у широкой публики.

Лицедей Л. Ярмольник

Главным для фотомастера как профессионала не нажимать на кнопку, пока не уверен, что именно хочешь сказать. А где следует стоять, какой нужен объектив — это уже вопросы техники. И тогда — удачный финал, что бы ни появилось на негативе: неподвижная картинка, кремлевская башня, солнечный закат или автомобильная пробка. Для Гневашева люди становились близкими знакомыми, когда он выходил с ними на контакт. «Я люблю их, этих людей от земли, близких к природе, — говорит И. Гневашев, — и охотно рассказываю о них другим людям. Хорошо, если удастся вызвать к ним сочувствие, уважение, сострадание. Грусть и красота много претерпевшей российской глубинки нуждаются в защите, внимании, духовном возрождении. В этом, думается, моя, как фотографа, социальная задача».

Вот так в репортерский объектив видит Игорь Гневашев простую в его понимании Россию, людей, олицетворяющих соль земли русской. Видимо, именно в этом специфика его творческих поисков, продолжающихся уже более сорока лет наряду с уникальными поисками и находками в трудной, но навсегда полюбившейся фоторепортеру теме — «Кинематография», о чем и пойдет речь дальше.

С «кинематографическим» Игорем Гневашевым мы познакомились очень давно, еще тогда, когда на страницах «Советского экрана» появился снимок шестнадцатилетнего Никиты Михалкова, дебютировавшего в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Участие фоторепортера в съемке головокружительных ситуаций михалковского фильма «Сибирский цирюльник», пожалуй, одно из самых ярких воспоминаний И. Гневашева о съемках на «киношную» тему. Именно тогда вместе с кинооператором его подняли на кране над кремлевским Иваном Великим. Внизу Москва-река, знакомые силуэты кремлевских башен, и все в движении. А в руках камера — диафрагма 2,8, выдержка 1/100 секунды. И в результате — черно-белые и цветные кадры. Результат — подтверждение того, что и в экстремальных условиях стоп-кадр можно почувствовать еще до его рождения и получить снимок, в котором сочетается сиюминутный репортаж и художественная фотография.

Ю. Никулин, Е. Моргунов, Г. Вицин

Ну а что такое съемочная площадка кинематографа? Для человека, впервые попавшего сюда, по свидетельству очевидцев, это своеобразный сумасшедший дом. И только профессионал, обвешанный фотокамерами, в состоянии чувствовать себя вполне нормальным и работоспособным в окружении печек-буржуек, красоток с накладными животами, имитирующих беременность, паровозами и качелями, знакомыми лицами актеров, операторов и режиссеров. Как же надо любить свою работу, чтобы чувствовать себя в любую минуту готовым запечатлеть самое важное, интересное, значительное не только для читателей журнала, но и для участников всего этого действа. Кстати, они часто пользуются фотоснимками репортера в операторских и режиссерских целях. Фотомастер охотно предоставляет им эту возможность и с большим уважением относится к замечаниям и пожеланиям. Для него важна, разумеется, и точка зрения… кинозрителей.

Однажды И. Гневашеву довелось снимать актеров — участников фильма «Никто не хотел умирать», получившего широкое признание. Он собрал главных героев и поставил их у деревенских ворот. Попросил каждого «сыграть свой характер». Все четыре брата сыграли в одном кадре. И когда снимок был опубликован, посыпались письма читателей: «Почему из финала фильма убрали этот кадр?». Этот эпизод дал повод И. Гневашеву и его коллегам всерьез задуматься над тем, какой должна быть фотореклама кинофильмов и так ли важно снимать только по строгой указке режиссера или оператора. Игорь Гневашев понял это уже давно и довольно преуспел в кинематографическом деле.

В. Высоцкий и А. Митта в фильме
«Как царь Пётр арапа женил»

Творческие достижения фотомастера были недавно отмечены Союзом журналистов России и Гильдией профессиональных фотографов СМИ России. Ему был вручен диплом «Золотой глаз» за создание фотолетописи российского кино.

Рассказ о фотомастере хотелось бы завершить стихотворными строками поэта Вадима Кузнецова, которые навсегда запомнил и полюбил сам Игорь Гневашев:

Мне в этой жизни

трижды повезло:

С Отчизною, где выпало родиться,

С подругой,

чьей любовью не напиться,

С надеждой,

что дала мне ремесло …

Со славным юбилеем Вас, Игорь, и Вашу супругу Людмилу! С пожеланием новых успехов и достижений во благо отечественной фотографии.

Е. Леонов в фильме «За спичками»

«Воспоминания»

«Первый парень»

Роман Ткачук

«Первенец»

Виталий Соломин

«Глаза»

«Старость»

Василий Шукшин

Комментарии

Тата
15.01.2008
0
Хорошо оформлено и интересно.
Павел Маркин
06.12.2009
0
Игорь сообщите, пожалуйста Ваш E-mail- я пришлю Вашу фотографию с Николой Гнисюком (20 мая 1983 года)
С уважением
декан Факультета фотокорреспондентов
Союза журналистов СПб и Ленинградской области,
председатель Секции фоторепортеров Санкт-Петербурга,
ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ МАРКИН
(812) 8-921-356-93-84
http://www.photofaculty.ru
http://photopolygon.com/user/3838
http://www.interpress.ru/index.php?page=search&do_search=%D0%98%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C&author=443
Skype – markindekan
В Контакте –Pavel Dekan Markin
E-mail - pavel_markin@mail.ru
Aiturgan
24.01.2010
0
Privet dorogoi, ljubimyi Igor!
Pishet tebe Aiturgan Temirova- kyrgyzskaya aktrisa. Ya teper jivu v Chehii v gorode Brno. Uvidela tebya po internetu i ochen obradovalas! Vse eti gody tebya vspominala. Pojaluisto napishi mne, ili na moi skype: Aiturgan Temir.

Похожие статьи

CES 2013. Huawei представил первый смартфон на Windows Phone 8: Ascend W1
17 января 2013
Новости

CES 2013. Huawei представил первый смартфон на Windows Phone 8: Ascend W1

Лас-Вегас, США, 8 января 2012: компания Huawei, лидирующий поставщик решений в области информационно-коммуникационных технологий (ICT), на Выставке Потребительской Электроники (CES 2013) в Лас-Вегасе представила свой первый смартфон на базе ОС Windows Phone 8 — Huawei Ascend W1. Модель с толщиной 10,15 мм оснащена 4-дюймовым сенсорным экраном (IPS матрица, 480x800) с технологией OGS. 2-ядерный процессор Qualcomm Snapdragon S4 MSM8230 с частотой 1,2 ГГц и графический процессор Adreno 305 обеспечивают устройству высокую производительность....

Выставка уникальных фотографий «Новая Земля. От Ледника Розе до залива Абросимова»
19 октября 2016
Новости

Выставка уникальных фотографий «Новая Земля. От Ледника Розе до залива Абросимова»

Выставка посвящена уникальной природе Арктического архипелага Новая Земля. На ней представлены фотографии, сделанные руководителем морских экспедиций Михаилом Флинтом, фотографами Ярославом Амелиным и Владимиром Онопко. На научно-исследовательском судне Института океанологии РАН «Академик Мстислав Келдыш» авторы прошли вдоль восточного берега Новой Земли и побывали в местах, недоступных для человека. На сделанных ими фотографиях зрители увидят эту далекую северную землю такой, какой более 500 лет назад она предстала перед глазами первооткрывателей.

Canon PowerShot SX740 HS – первые изображения и спецификации
24 июля 2018
Новости

Canon PowerShot SX740 HS – первые изображения и спецификации

О том, что Canon планирует выпустить новую компактную камеру премиум класса PowerShot SX740 HS, стало известно ещё на прошлой неделе. На этот раз в открытый доступ попали её первые спецификации и изображение, а анонс самой камеры ожидается уже в ближайшие дни.

Fly IQ443 Trend — тонкий смартфон с большим экраном и камерой 8 Мпикс
24 января 2013
Новости

Fly IQ443 Trend — тонкий смартфон с большим экраном и камерой 8 Мпикс

Бренд Fly с радостью сообщает о старте продаж первой новинки наступившего года — смартфона Fly IQ443 Trend. Компактное устройство обладает впечатляющими характеристиками: платформа Android 4.0 Ice Cream Sandwich, производительный двухъядерный процессор МТК6577 с частотой 1 ГГц, 2 SIM-карты, 4,5” IPS-дисплей, высокоскоростные 3G/HSDPA, Wi-Fi и камера 8 Мпикс. Модель будет доступна в феврале в двух цветовых решениях — черном и белом — по рекомендованной цене 8590 рублей.

Визуальный тест проектора Sony VPL-HW40ES: слайд-шоу, как мерило истины
27 мая 2014
Тесты

Визуальный тест проектора Sony VPL-HW40ES: слайд-шоу, как мерило истины

Бывают ситуации, когда надо оценить качество устройства (монитор, проектор или телевизор), а колориметра или спектрофотометра под рукой нет. В таких ситуациях я предпочитаю оценивать качество изображения визуально, по реальным примерам – и лучше всего для этого подходят фотографии. Поэтому на рабочем столе моего ноутбука на всякий случай лежит папка с эталонными фотоснимками, которые я знаю вдоль и поперек в мельчайших деталях.

Обзор AV-pесивера Pioneer VSX-423: понравится тем, кто ходит в кинотеатр
16 мая 2014
Обзоры

Обзор AV-pесивера Pioneer VSX-423: понравится тем, кто ходит в кинотеатр

Девайс понравится людям, ходящим в кинотеатр и любящим объёмный звук, любителям хорошего саунда дома и тем, кто не расстаётся со своими мобильными гаджетами. Конечно, он поддерживает не все форматы аудио, но этого вполне достаточно для категории людей, покупающим технику в таком ценовом диапазоне, - ведь речь идёт о вполне доступной модели со множеством приятных функций, настроек и возможностей. Кстати, для тех, кто озадачен выбором техники под свой интерьер, эта модель представлена как в чёрном, так и в серебристых цветах.

Встречайте две долгожданные новинки из Японии- AUDIO-TECHNICA ATH DSR7BT и ATH DSR9BT!
24 октября 2017
Новости

Встречайте две долгожданные новинки из Японии- AUDIO-TECHNICA ATH DSR7BT и ATH DSR9BT!

Мы рады, наконец, объявить о стартах продаж двух новых топовых Bluetooth наушников DSR7BT и ATH-DSR9BT от японской AUDIO-TECHNICA. Они сочетают в себе самые последние технологии сферы аудио и непревзойдённое качество. Выполнены они в классическом монохромном дизайне из материалов наивысшего уровня, внешне смотрятся действительно стильно. Мягкие амбушюры с эффектом памяти, дарят непревзойдённый комфорт использования.

Минкомсвязь России упростит присоединение средств связи к электросетям в многоквартирных домах
29 февраля 2016
Новости

Минкомсвязь России упростит присоединение средств связи к электросетям в многоквартирных домах

Москва, 29 февраля 2016 года. — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает о начале разработки проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации в части упрощения присоединения средств связи к электрическим сетям». Документ, разрабатываемый в рамках работы Минкомсвязи России по совершенствованию законодательства для недискриминационного доступа к инфраструктуре связи, упростит операторам порядок присоединения маломощного оборудования к электросетям многоквартирных домов, что позволит создать условия для снижения цен на предоставляемые гражданам услуги связи.

В путь с камерой. Тревел-фотография
28 сентября 2016
Советы

В путь с камерой. Тревел-фотография

Путешествие. Есть что-то магическое в этом слове. Огромный мир за дверью дома. Невероятные пейзажи, неожиданные встречи, чья-то непривычная культура, еда, города, полные самых разных звуков и запахов. Сегодня мир открыт, путешествовать стало гораздо проще. Проложи маршрут, собери рюкзак - и в путь. И все больше людей добавляют в свой набор путешественника камеру. И получается, что они уже не просто путешественники, а тревел-фотографы. Но что же такое на самом деле тревел-фотография?

Samsung представляет новый саундбар HW-F750 AirTrack со встроенным ламповым усилителем звука
25 марта 2013
Новости

Samsung представляет новый саундбар HW-F750 AirTrack со встроенным ламповым усилителем звука

Москва, 25 марта 2013 г. — Компания Samsung Electronics, мировой лидер в области потребительской электроники, представляет аудиосистему HW-F750 AirTrack формата «саундбар» со встроенным вакуумным ламповым усилителем, обеспечивающую превосходное качество звука. Samsung HW-F750 AirTrack — это первая в мире аудиосистема со встроенным вакуумным ламповым усилителем и фирменной технологией Sound Share, обеспечивающей высококлассное звучание и широкие возможности для беспроводной трансляции звука посредством Bluetooth-соединения.