Фотографический тест: «Зеркальные» объективы с незеркальной камерой

В мае прошлого года компания Sony, известная своими нестандартными решениями в проектировании качественных фотокамер, опять удивила мир и представила самую компактную незеркальную камеру со сменной оптикой NEX-5. Через некоторое время во всемирной сети новинку стали описывать так: «самое лучшее соотношение качества изображения и возможностей на грамм веса». Продажи во всем мире, включая Россию, поползли вверх и образовалась большая группа поклонников новой модели.

Текст и фото: Андриан Колотилин.


Объективы Sony

 

Коротко напомню описание фотоаппарата, уже проходившего тест в журнале (№ 9 (36), 2010). Прежде всего в глаза бросается новаторский для камер со сменной оптикой дизайн. Размеры фотоаппарата без объектива столь малы (117×63×34 мм), что кажется, что не объектив пристегнут к камере, а наоборот. Вес изделия вместе с аккумуляторами всего 300 граммов. На корпусе всего 6 кнопок и один джойстик с вращающимся колесом.

Все управление камерой осуществляется через экранное меню, расположенное на ЖК-дисплее. По нему же осуществляется кадрирование. И тем не менее это полноценная камера с большим парком сменной оптики и превосходным качеством изображения, как заявляет производитель.

Мне было очень интересно попробовать новинку в различных ситуациях, тем более что возникла идея теста, позволяющего оценить дополнительные возможности системы NEX. Дело в том, что я много лет являюсь сторонником утверждения, что хорошие фотографии делает не камера, а фотограф. Камера ему только помогает, мешает или нейтральна к происходящему. Скорее даже не камера, а ее связка с оптикой, плюс удобство органов управления, качество дисплея или видоискателя, скорость и точность фокусировки объектива и сопутствующее настроение самого фотографа позволяют получить именно снимок, а не только набор качественно прорисованных линий или никому не нужных цветовых пятен.

Поэтому во время традиционной весенней фотоэкспедиции в нетронутые природные уголки Северо-запада России я решил взять комплект из фотокамеры NEX-5 и интересного для меня набора сменной оптики, который любезно подобрали в московском представительстве компании. Итак, передо мной небольшая сумочка, куда обычно с трудом умещается одна зеркальная репортерская камера со стандартным зум-объективом.

А тут находится полный набор для фотографа-путешественника. Это сама камера, укомплектованная стандартным зумом Sony 18–55 мм f/3,5–5,6 E OSS под новый фирменный байонет, с рабочим отрезком 18 мм, три объектива для зеркальных камер серии «Альфа»: макрообъектив 50 мм f/2,8, длиннофокусный зум 55–200 мм f/4–5,6 и телезум 70–400 мм f/4–5,6, а также адаптер LA-EA1.

Цель такого набора — максимально сократить вес и габариты рабочего экспедиционного комплекта аппаратуры без ущерба для конечного результата. Ключевым компонентом этого набора является адаптер Sony LA-EA1, специально разработанный для установки объективов от зеркальной системы «Альфа» на камеры серии NEX. Это небольшое устройство позволяет многократно расширить возможности компактной камеры.

Конечно, я прекрасно понимал, что маленькая фотокамера никак не может претендовать на роль первой скрипки в нашей научной фотоэкспедиции. Для этого есть другие инструменты — с привычным управлением, защищенные от влаги и погодных явлений. Они упакованы в специальные кофры, надежно размещены в кузове вездехода. А малютка NEX-5 всегда под рукой. Рабочие моменты, описания быта участников экспедиции я снимал только этой камерой и практически всегда именно стандартным зумом Sony E 18–55 OSS.

Он быстро и бесшумно фокусируется, дает на всех фокусных расстояниях хорошее изображение. На самом широком угле 18 мм заметны, конечно, геометрические бочкообразные искажения, но это совершенно не мешает воспринимать фотографию. На полностью открытой диафрагме качество картинки очень хорошее. Встроенный оптический стабилизатор изображения позволяет уверенно снимать на достаточно длительных выдержках.

Объектив имеет традиционную для продукции компании «хоботную» конструкцию, когда передняя линза при изменении фокусного расстояния выдвигается вперед. Этот ответственный узел сделан очень надежно, нет никаких люфтов и неконтролируемого свободного хода элементов оправы объектива. Корпус изготовлен из магниевого сплава. Кольца управления фокусировкой и зумированием не обрезинены.

Сделано это, вероятно, по соображениям дизайна, чтобы сохранить стиль. Однако при активном фотографировании мелкое металлическое рифление этих колец достаточно быстро изменяет свой внешний вид. Съемка против света, т. е. тогда, когда солнце находится в кадре или рядом с границами кадра, помогает создать очень эффектные фотографии и одновременно является серьезным тестом оптики. Стандартному зуму 18–55 мм такое освещение не страшно: он прекрасно справляется с паразитными засветками, или, говоря на профессиональном жаргоне, не ловит зайцев. К тому же комплектуется блендой, которая, к несчастью, довольно легко соскальзывает с места своего крепления на объективе.

Штатный зум настолько удобен и хорош, что возникает желание использовать его практически во всех съемочных ситуациях. Точность фокусировки, оперативность и качественный результат позволяют сравнить фотографии, которые сделаны миниатюрной незеркалкой Sony NEX, c картинками, полученными на серьезной профессиональной технике в тех же условиях. Но есть такая область применения, где связка камеры NEX и объектива 18–55 мм дает уникальный результат. В фотопутешествиях иногда необходимо создать панорамное изображение.

Для этого требуется установить штатив, сделать серию кадров, а потом достаточно долго обрабатывать снимки в графическом редакторе. Уникальная технология Sony позволяет создавать качественные панорамы буквально на лету. Во время плавного перемещения аппарат успевает сделать 20–25 кадров, которые уже через секунду превращаются в панораму высокого разрешения с размерами 5536×2160 пикселей. Панораму можно увеличить, посмотреть точность склейки и при необходимости тут же переснять.

К сожалению, набор объективов с байонетом Е для этой интересной новинки пока не сформировался полностью, хотя расширение линейки планируется в ближайшее время. Однако при помощи адаптера LA-EA1 есть возможность подключить около 30 объективов, изначально созданных для байонета Sony A. По заверению производителя, 14 из них сохраняют возможности автоматической фокусировки. Адаптер имеет съемную площадку, благодаря которой удобно закреплять тяжелые объективы на штативной головке. Стоимость адаптера 6000 руб.

Телезум Sony 70–400 мм f/4,5–5,6G SSM относится к объективам высшего класса и отлично зарекомендовал себя при работе с камерами серии Alpha. Превосходное качество изображения на длинном конце даже при полностью открытой диафрагме не раз помогало мне при ходовой фотоохоте. Отсутствие встроенного оптического стабилизатора компенсировалось стабилизатором матрицы в этих фотоаппаратах. В паре же с камерой NEX следует учитывать особенности, ограничивающие область применения этого дорогого и качественного стекла.

Поскольку компоновка кадра и контроль резкости происходят не по видоискателю, прижатому к глазу, а по большому дисплею, присоединенная к тяжелому объективу маленькая камера не сохраняет устойчивого положения. Наводка на резкость из-за естественных колебаний происходит очень долго. То есть камера сразу схватывает фокус, но из-за смещения пытается подстроить его более точно, ошибается, старается сфокусироваться снова — и так в течение нескольких секунд. Я пытался фотографировать птиц, людей, пейзажи с рук, и мне не удалось сделать ни одного резкого кадра. Но как только я использовал штатив, все встало на свои места и проблема с фокусировкой перестала портить настроение.

Очень помогает в путешествии макрообъектив. Именно внимание к деталям, макроабстракция помогают создавать фотоистории о конкретном месте, явлении, позволяют разбавить череду пейзажей. Поэтому я часто применяю объективы с возможностью работы в масштабе 1:1. В моем комплекте оказался прекрасный макрообъектив Sony 2,8/50 Macro, созданный для полноформатных камер Alpha 900 и 850. Это стекло и похожий на него по конструкции объектив Sony 2,8/100 Macro имеют безупречную классическую конструкцию и дают превосходную картинку даже на полностью открытой диафрагме.

Объективы имеют так называемый отверточный привод автофокусировки, который, к сожалению, не работает при их соединении с камерой NEX. Казалось бы, в макросъемке нет необходимости применять автофокус, однако это справедливо лишь в случае с зеркальной техникой, когда глаз очень точно может оценить точку наводки. В моем случае, при фокусировке по ЖК-экрану, да еще при съемке с рук оценить зону резкости было довольно сложно. Для надежности приходилось делать много дублей, каждый раз фокусируясь заново и немного смещая камеру относительно объекта. Штатив, разумеется, избавляет от таких неудобств.

Компактный легкий объектив Sony DT 55–200 мм f/4–5,6 разработан для зеркалок серии Alpha с размером сенсора 23,4×15,6 мм. И конечно, он может быть установлен на камеру NEX через переходник LA-EA1 c сохранением функции автофокусировки. Объектив обладает хорошими характеристиками, неплохо работает в контровом свете и на полностью открытой диафрагме. Минимальная дистанция фокусировки составляет 0,95 м. Скругленная диафрагма позволяет создавать изображения с красиво размытым задним планом, эффектно выделять сюжетно важную часть.

Однако, как и в случае с большим телеобъективом 70–400 мм, возможности быстрой и точной автоматической фокусировки ограничены, но уже не по причине вибраций. Просто при фокусировке должен вращаться и выдвигаться вперед блок передних линз объектива, что занимает довольно много времени — около 3–4 секунд. Поэтому можно смело утверждать, что оперативной работы в стиле репортажа может не получиться. Однако хорошим подспорьем будет программа помощи ручной фокусировке, встроенная в камеру. Иногда мне казалось, что именно с этим объективом данный режим срабатывал быстрее и точнее.

В течение полутора месяцев фотоаппарат с комплектом сменной оптики путешествовал со мной везде: в дикой природе, в мегаполисе и провинциальных городках. Прекрасная маленькая камера, на мой взгляд, имеет большие шансы стать популярной среди фотографов, требовательных к качеству, дизайну и размерам техники. Адаптер позволяет владельцам зеркалок Sony Alpha включить камеру NEX в набор аппаратуры в качестве резервной или легкой камеры для промежуточных съемок.

Однако я уверен, что именно родные, специально выпущенные для байонета Е объективы со встроенным оптическим стабилизатором смогут обеспечить полный и бескомпромиссный комфорт в процессе съемки. Работа же с «альфа»-объективами приобретает характер неспешной и вдумчивой штативной съемки малоподвижных объектов.

Редакция благодарит московское представительство компании Sony за предоставленную для теста аппаратуру.

 

Тесты в картинках

 

Критическая ситуация

Критическая ситуация. Вездеход экспедиции попал в болотное окно. Нет ни времени, ни возможности распаковывать оборудование, даже попытка фотосъемки здесь неуместна. Маленькая камера, висящая на груди, помогла быстро сделать снимок и броситься на выручку железного коня. ISO 200, выдержка 1/60, диафрагма 14, программный режим.

 

Тринадцатилетний капитан

Тринадцатилетний капитан. Маша возвращается на моторной лодке с вечерних наблюдений за птицами. Для того чтобы подчеркнуть скорость лодки и размазать брызги воды, сохранив портрет героини, пришлось установить длительную выдержку и сильно задиафрагмировать объектив. По краям кадра на линии горизонта заметна бочкообразность. Фокусное расстояние 18 мм, выдержка 1/25, диафрагма 14.

 

Тетерев токует

Тетерев токует на фоне заходящего солнца. Дикая птица в нетронутых цивилизацией местах не пуглива и позволила поставить штатив, прикрываясь кузовом вездехода. Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM. Выдержка 1/8000, диафрагма, коррекция экспозиции +2\3 Ev для компенсации влияния солнца на систему экспозиционного замера. Фокусное расстояние 400 мм.

 

Панорама реки

При съемке панорамы камера переходит в автоматический режим, где сама выбирает необходимую выдержку и диафрагму. Фотограф может задавать коррекцию, для того чтобы проработать фактуру неба, облаков. Выдержка 1/80, диафрагма 4,5, формат записи панорамы — изображение JPG. Фокусное расстояние при съемке — 18 мм.

 

Портрет девушки

Портрет девушки в лучах заходящего солнца. Объектив SONY DT 55–200 / 4–5,6. Полностью открытая диафрагма помогает размыть задний план, сконцентрировав внимание на лице. Однако автоматический баланс белого в камере не позволил получить желаемую цветопередачу, и потребовалась точная доводка в RAW — конвертере Capture One 6.2 Чувствительность 500 ISO, выдержка 1/160, диафрагма 4, фокусное расстояние 100 мм.

 

Ульяна в сосновом лесу

Ульяна в сосновом лесу. Резкие перепады контраста потребовали применить режим HDR auto. В процессе съемки автоматически делается три кадра, которые потом совмещаются. Результат воздействия очень деликатен и не производит впечатления грубого компьютерного вмешательства. Полностью открытая диафрагма высококлассного объектива позволяет оторвать героиню от фона, что невозможно при применении камер компактных камер.

Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM. Выдержка 1/160, диафрагма 4,5. Применялся штатив. Фокусное расстояние 140 мм.

 

Елочка — рябинка

Елочка — рябинка. Проходящий сквозь первую листву солнечный луч создает причудливый рисунок из теней. Макрообъектив позволяет запечатлеть этот мир теней. Фокусировка осуществлялась перемещением камеры, и резкий снимок получился после ряда попыток. Выдержка 1/100, диафрагма 13.

 

Пейзаж после захода солнца

Пейзаж после захода солнца. Применен штатив, для компенсации дрожания камеры использовался автоспуск с задержкой 10 секунд. Выдержка 2 сек, диафрагма 9. Объектив Sony 70–400 / 4,5–5,6 G SSM. Фокусное расстояние 140 мм.

 

Первый апрельский грибочек

Первый апрельский грибочек пробивается через прошлогоднюю листву. Сменный макрообъектив позволяет управлять резкостью заднего плана, выделяя главный объект. Съемка с низкой точки, камера лежит на земле. При помощи поворотного жидкокристаллического дисплея удобно наводиться на резкость вручную. Выдержка 1/100, диафрагма 5,6

 

  Поле, ветер и Она

Поле, ветер и Она. Объектив Sony DT 55–200 / 4–5,6 в крайнем широком положении фокусного расстояния 55 мм, в сочетании с очень низкой точкой съемки искажает пропорции героини относительно заднего плана, выделяя главное. Выдержка 1/320, диафрагма 9 для сохранения приемлемой детализации облаков и группы деревьев, которые уравновешивают композицию.

 

Капля росы на траве

Капля росы на траве. Предельно близкая для объектива Sony DT 55–200 / 4–5,6 точка фокусировки. Полностью открытая диафрагма превращает маленькие капельки в зоне нерезкости на заднем и переднем плане в интересные шарообразные образования. Диафрагма 5,6 выдержка 1/160. Заметны хроматические аберрации.

 

жел.дор.рельсы

Объектив Sony DT 55–200 / 4–5,6 в крайнем длиннофокусном положении 200 мм, искажает перспективу пространства, сплющивая ее. Выдержка 1/320 сек, полностью открытая диафрагма 5,6.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Выставка лучших фотографий 2017 года по версии Nikon
27 сентября 2017
Новости

Выставка лучших фотографий 2017 года по версии Nikon

28 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоится открытие первой выставки работ победителей конкурса «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ».

Тест зеркальной камеры Nikon D5300
14 апреля 2014
Тесты

Тест зеркальной камеры Nikon D5300

Осенью прошлого года компания Nikon представила новую фотокамеру Nikon D5300. Эта модель является дальнейшим развитием популярной серии массовых зеркальных фотоаппаратов серии 5ХХХ, которые сочетают в себе весьма широкие возможности съемки, гибкую настройку многих параметров и вполне доступную для большинства фотолюбителей стоимость. Иногда эту группу техники называют камерами начального уровня.

Пока вы отдыхали: GSM-контроллер Ariston позволяет программировать котел и следить за его состоянием из любой точки планеты
9 декабря 2015
Новости

Пока вы отдыхали: GSM-контроллер Ariston позволяет программировать котел и следить за его состоянием из любой точки планеты

Многие россияне привыкли покидать свои дома и уезжать на новогодние праздники в другие города и страны. Что делать с бытовыми приборами в этот период знают все — выключаем из сети и можем не волноваться. Но с отопительным котлом так не поступишь. Во-первых, остановить работу теплогенератора — это заморозить дом, во-вторых, современные приборы оснащены надежной защитой, которая реагирует на малейшие неисправности, поэтому поводов для беспокойства быть не должно. Если же этого не достаточно, GSM-контроллер CCU422 от Ariston избавит от лишних тревог. Ведь с его помощью можно следить за котлом с экрана планшета, смартфона или мобильного телефона.

Портрет Дориана Грея
28 июня 2006
Обзоры

Портрет Дориана Грея

С использованием современных программ редактирования изображений можно в течение получаса пересадить голову одного человека другому, заменить глаза, волосы, улучшить фигуру… Другими словами, заниматься вещами, по которым плачет инквизиция. Колдовскими приемами работы в Photoshop’е CS делится Ольга РОМАШКОВА.

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.
31 августа 2017
Советы

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать сложно. И свадьбы тоже снимать сложно. А вот пейзаж - просто. Конечно, ведь природа сама за вас постаралась - создала горы, высадила деревья, проложила каньоны с реками и разлила озера. Фотографу остается только кнопку нажать. Только вот есть одна небольшая проблема. Как только кнопка нажата и картинка появилась на экране камеры, сразу начинается: “Ну на самом деле было гораздо красивее”. Как думаете, почему так получается? Давайте попробуем разобраться и найти несколько способов приблизить свою фотографию к тому образу, который мы увидели в природе.

Тест Full HD ЖК-телевизора Rolsen RL-32L12002F
6 марта 2012
Тесты

Тест Full HD ЖК-телевизора Rolsen RL-32L12002F

Достоинства: краски не меняются при изменении угла просмотра, хорошая детальность темных и ярких сцен. Недостатки: при отображении движения мелкие детали несколько смазываются.

Триумф технологии и стиля
22 мая 2007
Новости

Триумф технологии и стиля

Компания DEFINITIVE Technology — знаменитый производитель инновационных и очень технологичных акустических систем, которым удается систематически удивлять аудио экспертов по всему миру. Компания была основана в 1990 году легендарной в Hi-Fi индустрии личностью — Сэнди Гроссом, который, успев поработать с рядом производителей и накопив уникальный опыт в проектировании, производстве и продвижении готовой продукции на рынке, решил реализовать свою мечту и в 1988 году приступил к проектированию громкоговорителей, звучание которых полностью соответствовало бы его утонченному вкусу.

Теория эволюции
23 мая 2006
Новости

Теория эволюции

Домашние кинотеатры JVC TH-R1E/TH-R3E Здесь и далее ровно никаких преувеличений: если от жизни вы привыкли брать только лучшее, то при конструировании системы домашних развлечений обязательно обратите внимание на модели TH-R1E и TH-R3E от JVC. Ибо любая из них — квинтэссенция всего того технического великолепия, на которое только способна сегодняшняя электроника.

Highscreen Boost — первый «долгоиграющий» Android-фон — неделя автономной работы
22 февраля 2013
Новости

Highscreen Boost — первый «долгоиграющий» Android-фон — неделя автономной работы

Российская компания «Вобис Компьютер», владелец бренда Highscreen, объявляет о выпуске ещё одного (о, боже!) нового смартфона под управлением Android 4.1 — Highscreen Boost. Особенностью этой новинки является комплектный аккумулятор аж на 4160 мА•ч — против 1500-2100 мА•ч в подавляющем большинстве моделей этого класса. Время автономной работы Highscreen Boost в «смешанном» режиме эксплуатации достигает одной недели, это рекорд для смартфонов под управлением Android.

Крупным планом
22 мая 2007
Обзоры

Крупным планом

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Диапазон воспроизводимых частот: 95 — 22 000 Гц. Чувствительность: 86 дБ. Импеданс: 4 Ом. Минимальная выходная мощность усилителя: 40 Вт. Рекомендуемая мощность усилителя: 60 Вт. Габариты: 125х20,7х2,5 см. Масса: 8 кг. Подставка для напольной установки: входит в комплект. Настенное крепление: приобретается дополнительно.