Формируем освещение

В предыдущих номерах нашего журнала мы начали серию публикаций про различные насадки, которые устанавливаются на осветительные приборы и используются фотографами для формирования необходимого освещения. Безусловно, рассказ о насадках будет неполным, если мы не остановимся на конструкциях, которые позволяют максимально рассеять световой поток на всей поверхности свечения. Не секрет, что при работе с искусственным светом очень важно иметь возможность получать любое освещение и имитировать самые различные его схемы. Достаточно часто возникает необходимость создать сильно рассеянный световой поток и одновременно обеспечить предельную затемненность помещения по другим направлениям. Общее название устройства, которое позволяет это делать, — софтбокс (часто в фотографической литературе встречается название — световой бокс). Мы совсем не ошибемся, если скажем, что софтбоксы — одни из самых популярных насадок среди фотографов, которые используют в своей работе искусственный свет.

КВАДРОФЛЕКС

Если на переднюю часть рефлектора общего назначения поместить лист полупрозрачного пластикового рассеивателя, полностью перекрывая выходное окно, то получится как бы закрытый источник света. У такого осветителя прямые лучи от пилотной и импульсной ламп уже не смогут достичь объекта съемки. Свет внутри такого источника многократно переотражается и дополнительно рассеивается полупрозрачным пластиком (матовым стеклом). В результате вся поверхность прибора светится абсолютно равномерно и диффузно. Такое сочетание отражателя и рассеивателя в закрытом корпусе является основой световых боксов.

По такому принципу устроены насадки, которые называются квадрофлексами. Они обычно имеют жесткую металлическую или пластиковую конструкцию в виде ванны, внутренняя поверхность которой имеет покрытие с рассеивающими свойствами. Поверхность, через которую выходит свет, перекрыта матовым полупрозрачным пластиком. Квадрофлексы могут достигать значительных размеров, поэтому их жесткая конструкция ограничивает возможности для транспортировки. В основном это насадки для павильонной съемки. Но в то же время еще одним плюсом жесткой конструкции может быть удобное крепление шторок или отражающих панелей. Помимо высоких рассеивающих свойств у такой конструкции есть еще одна отличительная особенность. Квадрофлексы могут служить «световыми столами», так как прочная матовая поверхность без проблем выдержит вес небольших фотографируемых предметов.

Софтбокс в сборе Софтбокс без внешнего экрана Открытый софтбокс

СОФТБОКС

Конструктивно софтбоксы несколько отличаются от устройств жесткой конструкции. Основой, придающей форму софтбоксу, является каркас из прутьев и одна из двух частей байонетного соединения или коннектор. На каркас натягивается специальный материал и тем самым создается рефлектор большого размера. На переднюю часть устройства крепят белую ткань, которая выполняет роль экрана, рассеивающего световой поток. Внутренняя поверхность софтбокса может иметь и диффузные, и направленно-рассеяные характеристики. В основном на внутреннюю поверхность наносят серебренное металлизированное или просто белое покрытие, при этом внешняя часть «бокса» обычно окрашена в черный цвет.

Софтбоксы выпускаются самых различных размеров: от небольших (40х40 см) до огромных, когда длинная сторона достигает 8—10 метров. По форме они могут быть квадратные, прямоугольные, круглые или многогранные. Соотношение сторон может быть самое разное. Конструкции софтбоксов также могут отличаться друг от друга, но основная задача всех этих устройств в принципе одна — это получить максимально равномерную поверхность свечения.


Софтбокс размером 70х140 см, расстояние от источника света до модели - 2 м.

Софтбокс размером 45х45 см, расстояние от источника света до модели - 2 м.

Для более равномерного рассеивания светового потока внутрь устанавливается перегородка из полупрозрачной ткани, причем в центре этой перегородки может накладываться еще один или несколько слоев ткани, тем самым добиваются одинаковой интенсивности света в центре и на краях софтбокса. Работает эта система очень просто. Свет от источника, попадая на внутренний полупрозрачный экран, частично рассеивается. В свою очередь это обеспечивает отсутствие неравномерного светового пятна на наружном экране. Качественные «софты» обычно имеют минимальную разницу между яркостью в центре и яркостью на краях светящейся поверхности. Если софтбокс имеет разницу яркостей (центр/край) больше одной ступени, необходимо хорошо подумать, перед тем как приобретать данное изделие. Ведущие фирмы-изготовители осветительного оборудования не позволяют себе выпуск некачественной продукции. При покупке же «бокса» неизвестной компании лучше проверить, как распределяется световой поток по площади свечения.

Следует отметить, что помимо «осветительных марок» BRONCOLOR, PROFOTO, ELINCHROM, HENSEL, MULTIBLITZ, BOWENS, REKAM, PROGRAF, МАРКО, которые активно «работают» на нашем рынке, существуют независимые компании, выпускающие все необходимые студийные аксессуары, но при этом не производящие собственно осветительные приборы. Самые известные такие фирмы у нас — это PHOTOFLEX и LASTOLITE. Все насадки этих фирм можно устанавливать на любые приборы (любой фирмы) при помощи коннекторов или специальных адаптеров. Качество продукции этих фирм достаточно высокое, а разнообразие насадок и других принадлежностей весьма большое. Поэтому, если у вас осветительное оборудование разных марок, а вам необходимо, например, три абсолютно одинаковых софтбокса, то PHOTOFLEX и LASTOLITE — это реальное решение проблемы.

Но вернемся к внутренним перегородкам и поверхностям «софтов». Для фотографа важно, чтобы при использовании насадок не происходило изменение цветовой температуры источников света. Стабильность этого параметра как раз и обеспечивается качеством изготовления ткани для экранов и покрытием внутренней части софтбокса. Для того чтобы иметь возможность варьировать цветовую температуру, используются перегородки-фильтры, а также золотые или комбинированные внутренние покрытия.

Каких-либо стандартов линейных размеров для софтбоксов не существует, поэтому фирмы, выпускающие осветительное оборудование, при производстве «софтов» исходят из своего опыта и исследований. Вопрос, какой «бокс» лучше — 100х100 см или 70х130 см, — скорее будет некорректным. Выбирать софтбоксы необходимо исходя из размеров вашей студии, будет ли работа на выезде, какие задачи будут решаться при выполнении фотосъемок и т.д. На иллюстрациях вверху видно, как распределяется световой поток от разных по размерам софтбоксов.

Большой интерес представляют световые боксы сверхбольших размеров круглой или восьмигранной формы. Двухметровые октобоксы позволяют получать диффузный световой поток по всей площади свечения. Например, такие устройства очень удобно использовать при съемке человека в полный рост. Помимо традиционного крепления софтбокса и осветительного прибора бывает конструкция, когда источника света расположен внутри светового бокса. Такое устройство обеспечивает очень мягкое и равномерное освещение.

При необходимости получить длинный, тонкий, почти направленный источник света применяются насадки, которые обычно называют «стрипами» от английского слова strip — полоска. Это также конструкция софт-бокса, только типичные размеры — 15 см х 1 м (у разных фирм размеры меняются).

Помимо этого выпускаются шторки, которые крепятся по периметру конструкции.

Для уменьшения угла светового потока выпускаются специальные решетки, которые предотвращают нежелательное распыление света вокруг объекта. Решетки имеют различные формы и способы крепления к софтбоксу.

Интересную разборную конструкцию софтбокса предлагает компания LASTOLITE. Каркас «софта» раскладывается за считанные секунды, затем крепится экран, и все готово к съемке.

В заключение несколько слов хотелось бы сказать о том, чем же хороши устройства, которые максимально рассеивают световой поток. Необходимость наличия таких насадок для фотографа во многом вызвана еще и тем, что очень многие предметы съемки имеют гладкие отражающие поверхности. Эти поверхности «расшифровывают» схему света, создавая изобразительно нелогичные световые пятна. Многие, наверное, замечали как при съемке с зонтами в бликах хорошо читаются спицы. Светящаяся поверхность софтбокса создает равномерный блик, который ассоциируется скорее с формой предмета, чем с источником света. Тем более что во многих случаях это блик — необходимая деталь изображения.

Световые характеристики можно менять в основном только изменением площади свечения прибора. Очень большая площадь свечения даст «обволакивающий» световой рисунок, что может отрицательно сказаться на объемности предмета. Меняя дистанцию от объекта съемки до источника света, можно изменять светотеневой рисунок. Диффузный характер свечения световых боксов определяет и характер светотени — мягкая, плавная светотень вызывает аналогию со светом пасмурного дня.



Светотени на модели и фоне заметно отличаются друг от друга. "Решетка" помогает выделить объект и увеличивает контраст

Комментарии

Leonid
22.02.2009
0
Наконец-то нашел статью с понятным и подробным описанием устройства софтбокса.
Спасибо авторам!
слава
27.05.2012
0
Нормально!

Похожие статьи

«Швабе» подвел итоги крупнейшей фотовыставки мира
3 октября 2018
Новости

«Швабе» подвел итоги крупнейшей фотовыставки мира

В Кельне завершилось промышленное фотоэкспо Photokina 2018 с участием Холдинга «Швабе». Одним из ключевых событий стала презентация цифровой дальномерной камеры Zenit M. Фотоаппарат под легендарным брендом создавался Красногорским заводом им. С. А. Зверева (КМЗ) Холдинга «Швабе» и немецким производителем оптики премиум-класса Leica Camera AG. В основу разработки легла камера Leica M (Type 240). Результат российско-немецкого сотрудничества был представлен на стенде «Швабе» впервые.

ДОСТУПНАЯ АКУСТИКА GENIUS SW-2.1 370 ДЛЯ МЕЛОМАНОВ
25 декабря 2015
Новости

ДОСТУПНАЯ АКУСТИКА GENIUS SW-2.1 370 ДЛЯ МЕЛОМАНОВ

Москва, 25 декабря 2015 года — Компания Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет новую акустическую систему Genius SW-2.1 370. Отличительная особенность новинки — мощный для этого класса сабвуфер, обогащающий звучание колонок густыми глубокими басами.

Обзор мультимедийного LCoS-проектор Canon XEED WUX5000
19 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного LCoS-проектор Canon XEED WUX5000

XEED WUX5000 — один из немногих представленных на рынке инсталляционных проекторов, выполненных на основе LCoS-технологии. От более распространённой 3 LCD-технологии она отличается тем, что для создания картинки применяются не просветные ЖК-матрицы, а отражающие — с кристаллами на силиконовой подложке. Одно из преимуществ LCoS-панелей в том, что зазоры между отдельными пикселями меньше, чем в ЖК-панелях, а значит, не возникает эффекта «сетки».

Как фотолюбителю освоить Photoshop
17 ноября 2003
Советы

Как фотолюбителю освоить Photoshop

В наши дни преимущество цифровых технологий стало настолько очевидным, что игнорировать этот факт становится труднее даже фотографам старой традиционной школы. Все реже слышны споры на тему: «Что лучше — цифра или пленка?» Умные люди перестали спорить и начали использовать уникальные возможности компьютерной фотографии — зарабатывать деньги и создавать неповторимые шедевры.

Акустическая микро-система Defender SoundWay позволяет отлично воспроизводить любую композицию - от арии, спетой бархатным баритоном, до трансовых ди-джейских сетов
30 ноября 2013
Новости

Акустическая микро-система Defender SoundWay позволяет отлично воспроизводить любую композицию - от арии, спетой бархатным баритоном, до трансовых ди-джейских сетов

Москва, 29 ноября 2013 г. — Defender, один из лидеров рынка компьютерных аксессуаров и периферии, представляет дизайнерскую мини-акустическую систему 1.0 Defender SoundWay. Кристально чистое звучание в совокупности с нестандартным дизайном и способностью воспроизводить низкий диапазон воплотились в этом маленьком устройстве. Секрет глубоких басов спрятан в конструкции системы: один поворот на полкорпуса сделает колонку выше, звучание низких частот - шире, и потенциал устройства раскроется полностью.

Азбука здоровой спины: что должен знать каждый взрослый о себе и своём ребёнке
7 ноября 2018
Советы

Азбука здоровой спины: что должен знать каждый взрослый о себе и своём ребёнке

Болезни опорно-двигательного аппарата входят в тройку лидеров по распространённости, и, по данным ВОЗ, показатели заболеваемости продолжают расти в среднем на 3 % в год. На сегодняшний день у 85 % россиян, среди которых много детей, есть проблемы с позвоночником. Как помочь себе и ребёнку самостоятельно? Разберёмся вместе с врачом Дмитрием Крохмалевым – неврологом клиники Dr. Kramar, мануальным терапевтом, остеопатом, рефлексотерапевтом.

Акустические системы BBK
28 апреля 2003
Новости

Акустические системы BBK

Создание современной многоканальной системы домашнего кинотеатра невозможно без качественных акустических систем. К сожалению, большинство из них имеют либо слишком высокую цену, либо представляют собой компромиссные варианты, пригодные только для небольших помещений. Компания BBK Elektronics, отлично известная своими недорогими, но качественными и высокотехнологичными электронными компонентами, предлагает потребителю выход из сложившейся ситуации, выпуская собственные недорогие и качественные акустические системы, использовать которые можно как с аппаратурой BBK, так и с компонентами других марок.

Нужно зависеть полностью от себя
22 мая 2007
Обзоры

Нужно зависеть полностью от себя

Стать обладателем стильного iPod и респектабельного домашнего кинотеатра несложно — оплати покупку и наслаждайся. Но ключом к владению желанной AV- техникой всегда были деньги. Как, когда и на что потратить, чтобы сберечь и приумножить и стать финансово свободнее? Мы уверены, что читателям «Video&Audio» это действительно интересно, ведь в погоне за AV-новинками приходится существенно раскошелиться.

В России начинаются продажи премиальных часов MARQ от компании Garmin
16 мая 2019
Новости

В России начинаются продажи премиальных часов MARQ от компании Garmin

15 мая 2019 года в России стартовали продажи коллекции MARQ – линейки подключаемых часов-инструментов премиального уровня. Выпуск приурочен к 30-й годовщине компании Garmin. Новые устройства разработаны на базе многолетнего опыта Garmin в авиационном, автомобильном, морском и спортивном направлениях, а также на рынке оборудования для активного отдыха.

Беззеркальный фотоаппарат Nikon J1 ориентирована на простую «жизненную» фотосъемку
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Nikon J1 ориентирована на простую «жизненную» фотосъемку

Nikon J1, младшая модель в семействе системных компактов Nikon One, ориентирована в большей степени на любителей и простую «жизненную» фотосъемку. Нет ничего серьезного, включая даже эффектные цифровые фильтры. Практически любые настройки осуществляются через меню, тут позиция разработчиков бескомпромиссная — никаких упрощений и быстрого доступа.