Формируем освещение

В предыдущих номерах нашего журнала мы начали серию публикаций про различные насадки, которые устанавливаются на осветительные приборы и используются фотографами для формирования необходимого освещения. Безусловно, рассказ о насадках будет неполным, если мы не остановимся на конструкциях, которые позволяют максимально рассеять световой поток на всей поверхности свечения. Не секрет, что при работе с искусственным светом очень важно иметь возможность получать любое освещение и имитировать самые различные его схемы. Достаточно часто возникает необходимость создать сильно рассеянный световой поток и одновременно обеспечить предельную затемненность помещения по другим направлениям. Общее название устройства, которое позволяет это делать, — софтбокс (часто в фотографической литературе встречается название — световой бокс). Мы совсем не ошибемся, если скажем, что софтбоксы — одни из самых популярных насадок среди фотографов, которые используют в своей работе искусственный свет.

КВАДРОФЛЕКС

Если на переднюю часть рефлектора общего назначения поместить лист полупрозрачного пластикового рассеивателя, полностью перекрывая выходное окно, то получится как бы закрытый источник света. У такого осветителя прямые лучи от пилотной и импульсной ламп уже не смогут достичь объекта съемки. Свет внутри такого источника многократно переотражается и дополнительно рассеивается полупрозрачным пластиком (матовым стеклом). В результате вся поверхность прибора светится абсолютно равномерно и диффузно. Такое сочетание отражателя и рассеивателя в закрытом корпусе является основой световых боксов.

По такому принципу устроены насадки, которые называются квадрофлексами. Они обычно имеют жесткую металлическую или пластиковую конструкцию в виде ванны, внутренняя поверхность которой имеет покрытие с рассеивающими свойствами. Поверхность, через которую выходит свет, перекрыта матовым полупрозрачным пластиком. Квадрофлексы могут достигать значительных размеров, поэтому их жесткая конструкция ограничивает возможности для транспортировки. В основном это насадки для павильонной съемки. Но в то же время еще одним плюсом жесткой конструкции может быть удобное крепление шторок или отражающих панелей. Помимо высоких рассеивающих свойств у такой конструкции есть еще одна отличительная особенность. Квадрофлексы могут служить «световыми столами», так как прочная матовая поверхность без проблем выдержит вес небольших фотографируемых предметов.

Софтбокс в сборе Софтбокс без внешнего экрана Открытый софтбокс

СОФТБОКС

Конструктивно софтбоксы несколько отличаются от устройств жесткой конструкции. Основой, придающей форму софтбоксу, является каркас из прутьев и одна из двух частей байонетного соединения или коннектор. На каркас натягивается специальный материал и тем самым создается рефлектор большого размера. На переднюю часть устройства крепят белую ткань, которая выполняет роль экрана, рассеивающего световой поток. Внутренняя поверхность софтбокса может иметь и диффузные, и направленно-рассеяные характеристики. В основном на внутреннюю поверхность наносят серебренное металлизированное или просто белое покрытие, при этом внешняя часть «бокса» обычно окрашена в черный цвет.

Софтбоксы выпускаются самых различных размеров: от небольших (40х40 см) до огромных, когда длинная сторона достигает 8—10 метров. По форме они могут быть квадратные, прямоугольные, круглые или многогранные. Соотношение сторон может быть самое разное. Конструкции софтбоксов также могут отличаться друг от друга, но основная задача всех этих устройств в принципе одна — это получить максимально равномерную поверхность свечения.


Софтбокс размером 70х140 см, расстояние от источника света до модели - 2 м.

Софтбокс размером 45х45 см, расстояние от источника света до модели - 2 м.

Для более равномерного рассеивания светового потока внутрь устанавливается перегородка из полупрозрачной ткани, причем в центре этой перегородки может накладываться еще один или несколько слоев ткани, тем самым добиваются одинаковой интенсивности света в центре и на краях софтбокса. Работает эта система очень просто. Свет от источника, попадая на внутренний полупрозрачный экран, частично рассеивается. В свою очередь это обеспечивает отсутствие неравномерного светового пятна на наружном экране. Качественные «софты» обычно имеют минимальную разницу между яркостью в центре и яркостью на краях светящейся поверхности. Если софтбокс имеет разницу яркостей (центр/край) больше одной ступени, необходимо хорошо подумать, перед тем как приобретать данное изделие. Ведущие фирмы-изготовители осветительного оборудования не позволяют себе выпуск некачественной продукции. При покупке же «бокса» неизвестной компании лучше проверить, как распределяется световой поток по площади свечения.

Следует отметить, что помимо «осветительных марок» BRONCOLOR, PROFOTO, ELINCHROM, HENSEL, MULTIBLITZ, BOWENS, REKAM, PROGRAF, МАРКО, которые активно «работают» на нашем рынке, существуют независимые компании, выпускающие все необходимые студийные аксессуары, но при этом не производящие собственно осветительные приборы. Самые известные такие фирмы у нас — это PHOTOFLEX и LASTOLITE. Все насадки этих фирм можно устанавливать на любые приборы (любой фирмы) при помощи коннекторов или специальных адаптеров. Качество продукции этих фирм достаточно высокое, а разнообразие насадок и других принадлежностей весьма большое. Поэтому, если у вас осветительное оборудование разных марок, а вам необходимо, например, три абсолютно одинаковых софтбокса, то PHOTOFLEX и LASTOLITE — это реальное решение проблемы.

Но вернемся к внутренним перегородкам и поверхностям «софтов». Для фотографа важно, чтобы при использовании насадок не происходило изменение цветовой температуры источников света. Стабильность этого параметра как раз и обеспечивается качеством изготовления ткани для экранов и покрытием внутренней части софтбокса. Для того чтобы иметь возможность варьировать цветовую температуру, используются перегородки-фильтры, а также золотые или комбинированные внутренние покрытия.

Каких-либо стандартов линейных размеров для софтбоксов не существует, поэтому фирмы, выпускающие осветительное оборудование, при производстве «софтов» исходят из своего опыта и исследований. Вопрос, какой «бокс» лучше — 100х100 см или 70х130 см, — скорее будет некорректным. Выбирать софтбоксы необходимо исходя из размеров вашей студии, будет ли работа на выезде, какие задачи будут решаться при выполнении фотосъемок и т.д. На иллюстрациях вверху видно, как распределяется световой поток от разных по размерам софтбоксов.

Большой интерес представляют световые боксы сверхбольших размеров круглой или восьмигранной формы. Двухметровые октобоксы позволяют получать диффузный световой поток по всей площади свечения. Например, такие устройства очень удобно использовать при съемке человека в полный рост. Помимо традиционного крепления софтбокса и осветительного прибора бывает конструкция, когда источника света расположен внутри светового бокса. Такое устройство обеспечивает очень мягкое и равномерное освещение.

При необходимости получить длинный, тонкий, почти направленный источник света применяются насадки, которые обычно называют «стрипами» от английского слова strip — полоска. Это также конструкция софт-бокса, только типичные размеры — 15 см х 1 м (у разных фирм размеры меняются).

Помимо этого выпускаются шторки, которые крепятся по периметру конструкции.

Для уменьшения угла светового потока выпускаются специальные решетки, которые предотвращают нежелательное распыление света вокруг объекта. Решетки имеют различные формы и способы крепления к софтбоксу.

Интересную разборную конструкцию софтбокса предлагает компания LASTOLITE. Каркас «софта» раскладывается за считанные секунды, затем крепится экран, и все готово к съемке.

В заключение несколько слов хотелось бы сказать о том, чем же хороши устройства, которые максимально рассеивают световой поток. Необходимость наличия таких насадок для фотографа во многом вызвана еще и тем, что очень многие предметы съемки имеют гладкие отражающие поверхности. Эти поверхности «расшифровывают» схему света, создавая изобразительно нелогичные световые пятна. Многие, наверное, замечали как при съемке с зонтами в бликах хорошо читаются спицы. Светящаяся поверхность софтбокса создает равномерный блик, который ассоциируется скорее с формой предмета, чем с источником света. Тем более что во многих случаях это блик — необходимая деталь изображения.

Световые характеристики можно менять в основном только изменением площади свечения прибора. Очень большая площадь свечения даст «обволакивающий» световой рисунок, что может отрицательно сказаться на объемности предмета. Меняя дистанцию от объекта съемки до источника света, можно изменять светотеневой рисунок. Диффузный характер свечения световых боксов определяет и характер светотени — мягкая, плавная светотень вызывает аналогию со светом пасмурного дня.



Светотени на модели и фоне заметно отличаются друг от друга. "Решетка" помогает выделить объект и увеличивает контраст

Комментарии

Leonid
22.02.2009
0
Наконец-то нашел статью с понятным и подробным описанием устройства софтбокса.
Спасибо авторам!
слава
27.05.2012
0
Нормально!

Похожие статьи

UMIDIGI представила флагманский Z PRO на MWC 2017 и начала принимать заявки на новинку
28 февраля 2017
Новости

UMIDIGI представила флагманский Z PRO на MWC 2017 и начала принимать заявки на новинку

Компания UMIDIGI начала принимать заявки на приобретение флагманской модели Z PRO, которая предлагает высочайший уровень производительности благодаря десятиядерному чипсету MediaTek Helio X27 и лучшую в классе камеру. Флагман UMIDIGI Z PRO впервые представлен на выставке MWC 2017, которая стартовала 27 февраля в Барселоне.

Знаменитые фотографы и видеооператоры проведут более 100 мастер-классов на Фотофоруме’2019
18 марта 2019
Новости

Знаменитые фотографы и видеооператоры проведут более 100 мастер-классов на Фотофоруме’2019

На площадке Фотофорума’2019, который состоится уже 11-13 апреля 2019 года в МВЦ «Крокус Экспо», пройдет серия мастер-классов от главных экспертов фото и видеоиндустрии. Мастер-классы Фотофорума – это более 100 профессиональных встреч для тех, кто ищет новые идеи и источники вдохновения, а также эффективные способы получить максимум полезных знаний в сжатые сроки. Представители ведущих международных фотобрендов подготовили для слушателей экспресс-курсы по трем направлениям: фотосъемка, кино- и видеосъемка, обработка.

Выбор профессионалов
25 декабря 2006
Новости

Выбор профессионалов

SHERWOOD являет собой любопытный и даже исключительный пример в аудио- и видеоиндустрии. Это единственный производитель аппаратуры для дома, который легко вхож к профессионалам радиовещания и записи, имеет элитную репутацию и фантастическое соотношение цена/качество, воплощает хай-эндные представления об аудиовидеотехнике и сопровождает свою продукцию остроумной рекламой, например: «Иногда в поисках лучшего звука надо убавлять громкость».

«Связной» открыл еще один «фруктовый бизнес» - на букву S и С. Новые iPhohe пошли в массы.
25 октября 2013
Новости

«Связной» открыл еще один «фруктовый бизнес» - на букву S и С. Новые iPhohe пошли в массы.

Группа «Связной» открыл продажи новинок от Apple: iPhone 5s и 5c. Вечером 24 октября 2013 года «Связной» организовал специальное мероприятие, посвященное старту продаж новых iPhone. Оно прошло во флагманском магазине компании в Москве на Арбате. Рядом с магазином «Связного» в предверии старта продаж начала работу специальная промо-зона, при входе в которую каждый любитель Apple имел возможность нажать на «промо-кнопку». При каждом нажатии цена на новинки снижалась. За 10 минут до полуночи цена на гаджеты от Apple была «зафиксирована». Финальная стоимость для каждого из пришедших напрямую зависела от участников акции.

Fujifilm анонсировала новую среднеформатную камеру GFX 50R
25 сентября 2018
Новости

Fujifilm анонсировала новую среднеформатную камеру GFX 50R

Компания Fujifilm объявила о выпуске новой среднеформатной камеры GFX 50R - более легкой и компактной модели в беззеркальной системе среднего формата, которая идеально подходит для профессиональных фотографов, специализирующихся на уличной, документальной или портретной фотографии.

Canon выпускает CN E20mm T1.5 L F — широкоформатный сверхсветосильный объектив для киносъемки в великолепном качестве 4K
29 марта 2018
Новости

Canon выпускает CN E20mm T1.5 L F — широкоформатный сверхсветосильный объектив для киносъемки в великолепном качестве 4K

Компания Canon объявляет о выпуске широкоугольного объектива CN E20mm T1.5 L F, который идеально подойдет для кинематографического производства с высокими требованиями к качеству. Новинка в линейке кинематографических объективов с фиксированным фокусным расстоянием, CN E20mm T1.5 L F отличается уникальными оптическими характеристиками и великолепным качеством сборки. Этот объектив позволит без труда получать впечатляющее изображение в формате 4K.

Мобилография: вчера, сегодня, завтра...
28 июня 2006
Обзоры

Мобилография: вчера, сегодня, завтра...

Вы думали, что фотоискусство — удел профессионалов? Умудренных опытом мастеров с дорогими «зеркалками»? Как бы не так! Благодаря мобильным телефонам, искусство фото стало доступно и простым смертным. И профессиональные возможности съемки здесь не при чем. Сотовые трубки подарили нам самый демократичный и свободный вид творчества — мобилографию.

Перспектива в фотографии
17 ноября 2003
Обзоры

Перспектива в фотографии

Фото 1. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА Мы с вами прекрасно знаем, что реальный мир трехмерен и все предметы и объекты съемки имеют три измерения. Они объемны и также находятся в трехмерном пространстве. Фотография передает лишь две измерения — высоту и ширину. Третье измерение — глубина пространства — в фотографии впрямую не передается.

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора NEC M311W
30 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора NEC M311W

M311W предназначен для оснащения небольших конференцзалов, переговорных, учебных классов. Это компактный, но мощный WXGA-аппарат со световым потоком 3100 ANSI-Lm и контрастностью 3000:1 — крайне высокой для моделей своего класса и технологии проецирования 3LCD. Проектор отличается повышенным сроком службы ламп — до 8000 часов (для сравнения — в среднем газоразрядные лампы в аппаратах такого типа служат порядка 2000–6000 часов), что уменьшает стоимость владения устройством. Это стало возможным благодаря применению технологий Eco, продлевающих ресурс лампы и снижающих энергопотребление устройства.

Обзор наушников V-Moda Crossfade M100: «Монстры» по «басовитости» отстают со значительным отрывом
5 августа 2013
Обзоры

Обзор наушников V-Moda Crossfade M100: «Монстры» по «басовитости» отстают со значительным отрывом

Компания V-Moda, штаб-квартира которой находится в Голливуде, в России широко известна лишь в узких кругах гаджетоманов. Однако даже ничего доселе не слышавший о ней русский человек, по одному её названию может догадаться, что упор в её продукции делается на стиль и имидж. Компания, между тем, занимается выпуском наушников и гитар, а не так давно в её ассортименте появился чехол для iPhone со встроенным ЦАП и усилителем для наушников. И таки да, стиль и имидж – это то, на что в её продукции делается упор. Многие любители качественного звука скептически относятся к «имиджевой» аудиотехнике, однако, старшая модель гарнитуры от V-Moda – Crossfade M100, способна развеять этот скепсис – стоит лишь единожды её послушать.