Формируем освещение

В предыдущих номерах нашего журнала мы начали серию публикаций про различные насадки, которые устанавливаются на осветительные приборы и используются фотографами для формирования необходимого освещения. Безусловно, рассказ о насадках будет неполным, если мы не остановимся на конструкциях, которые позволяют максимально рассеять световой поток на всей поверхности свечения. Не секрет, что при работе с искусственным светом очень важно иметь возможность получать любое освещение и имитировать самые различные его схемы. Достаточно часто возникает необходимость создать сильно рассеянный световой поток и одновременно обеспечить предельную затемненность помещения по другим направлениям. Общее название устройства, которое позволяет это делать, — софтбокс (часто в фотографической литературе встречается название — световой бокс). Мы совсем не ошибемся, если скажем, что софтбоксы — одни из самых популярных насадок среди фотографов, которые используют в своей работе искусственный свет.

КВАДРОФЛЕКС

Если на переднюю часть рефлектора общего назначения поместить лист полупрозрачного пластикового рассеивателя, полностью перекрывая выходное окно, то получится как бы закрытый источник света. У такого осветителя прямые лучи от пилотной и импульсной ламп уже не смогут достичь объекта съемки. Свет внутри такого источника многократно переотражается и дополнительно рассеивается полупрозрачным пластиком (матовым стеклом). В результате вся поверхность прибора светится абсолютно равномерно и диффузно. Такое сочетание отражателя и рассеивателя в закрытом корпусе является основой световых боксов.

По такому принципу устроены насадки, которые называются квадрофлексами. Они обычно имеют жесткую металлическую или пластиковую конструкцию в виде ванны, внутренняя поверхность которой имеет покрытие с рассеивающими свойствами. Поверхность, через которую выходит свет, перекрыта матовым полупрозрачным пластиком. Квадрофлексы могут достигать значительных размеров, поэтому их жесткая конструкция ограничивает возможности для транспортировки. В основном это насадки для павильонной съемки. Но в то же время еще одним плюсом жесткой конструкции может быть удобное крепление шторок или отражающих панелей. Помимо высоких рассеивающих свойств у такой конструкции есть еще одна отличительная особенность. Квадрофлексы могут служить «световыми столами», так как прочная матовая поверхность без проблем выдержит вес небольших фотографируемых предметов.

Софтбокс в сборе Софтбокс без внешнего экрана Открытый софтбокс

СОФТБОКС

Конструктивно софтбоксы несколько отличаются от устройств жесткой конструкции. Основой, придающей форму софтбоксу, является каркас из прутьев и одна из двух частей байонетного соединения или коннектор. На каркас натягивается специальный материал и тем самым создается рефлектор большого размера. На переднюю часть устройства крепят белую ткань, которая выполняет роль экрана, рассеивающего световой поток. Внутренняя поверхность софтбокса может иметь и диффузные, и направленно-рассеяные характеристики. В основном на внутреннюю поверхность наносят серебренное металлизированное или просто белое покрытие, при этом внешняя часть «бокса» обычно окрашена в черный цвет.

Софтбоксы выпускаются самых различных размеров: от небольших (40х40 см) до огромных, когда длинная сторона достигает 8—10 метров. По форме они могут быть квадратные, прямоугольные, круглые или многогранные. Соотношение сторон может быть самое разное. Конструкции софтбоксов также могут отличаться друг от друга, но основная задача всех этих устройств в принципе одна — это получить максимально равномерную поверхность свечения.


Софтбокс размером 70х140 см, расстояние от источника света до модели - 2 м.

Софтбокс размером 45х45 см, расстояние от источника света до модели - 2 м.

Для более равномерного рассеивания светового потока внутрь устанавливается перегородка из полупрозрачной ткани, причем в центре этой перегородки может накладываться еще один или несколько слоев ткани, тем самым добиваются одинаковой интенсивности света в центре и на краях софтбокса. Работает эта система очень просто. Свет от источника, попадая на внутренний полупрозрачный экран, частично рассеивается. В свою очередь это обеспечивает отсутствие неравномерного светового пятна на наружном экране. Качественные «софты» обычно имеют минимальную разницу между яркостью в центре и яркостью на краях светящейся поверхности. Если софтбокс имеет разницу яркостей (центр/край) больше одной ступени, необходимо хорошо подумать, перед тем как приобретать данное изделие. Ведущие фирмы-изготовители осветительного оборудования не позволяют себе выпуск некачественной продукции. При покупке же «бокса» неизвестной компании лучше проверить, как распределяется световой поток по площади свечения.

Следует отметить, что помимо «осветительных марок» BRONCOLOR, PROFOTO, ELINCHROM, HENSEL, MULTIBLITZ, BOWENS, REKAM, PROGRAF, МАРКО, которые активно «работают» на нашем рынке, существуют независимые компании, выпускающие все необходимые студийные аксессуары, но при этом не производящие собственно осветительные приборы. Самые известные такие фирмы у нас — это PHOTOFLEX и LASTOLITE. Все насадки этих фирм можно устанавливать на любые приборы (любой фирмы) при помощи коннекторов или специальных адаптеров. Качество продукции этих фирм достаточно высокое, а разнообразие насадок и других принадлежностей весьма большое. Поэтому, если у вас осветительное оборудование разных марок, а вам необходимо, например, три абсолютно одинаковых софтбокса, то PHOTOFLEX и LASTOLITE — это реальное решение проблемы.

Но вернемся к внутренним перегородкам и поверхностям «софтов». Для фотографа важно, чтобы при использовании насадок не происходило изменение цветовой температуры источников света. Стабильность этого параметра как раз и обеспечивается качеством изготовления ткани для экранов и покрытием внутренней части софтбокса. Для того чтобы иметь возможность варьировать цветовую температуру, используются перегородки-фильтры, а также золотые или комбинированные внутренние покрытия.

Каких-либо стандартов линейных размеров для софтбоксов не существует, поэтому фирмы, выпускающие осветительное оборудование, при производстве «софтов» исходят из своего опыта и исследований. Вопрос, какой «бокс» лучше — 100х100 см или 70х130 см, — скорее будет некорректным. Выбирать софтбоксы необходимо исходя из размеров вашей студии, будет ли работа на выезде, какие задачи будут решаться при выполнении фотосъемок и т.д. На иллюстрациях вверху видно, как распределяется световой поток от разных по размерам софтбоксов.

Большой интерес представляют световые боксы сверхбольших размеров круглой или восьмигранной формы. Двухметровые октобоксы позволяют получать диффузный световой поток по всей площади свечения. Например, такие устройства очень удобно использовать при съемке человека в полный рост. Помимо традиционного крепления софтбокса и осветительного прибора бывает конструкция, когда источника света расположен внутри светового бокса. Такое устройство обеспечивает очень мягкое и равномерное освещение.

При необходимости получить длинный, тонкий, почти направленный источник света применяются насадки, которые обычно называют «стрипами» от английского слова strip — полоска. Это также конструкция софт-бокса, только типичные размеры — 15 см х 1 м (у разных фирм размеры меняются).

Помимо этого выпускаются шторки, которые крепятся по периметру конструкции.

Для уменьшения угла светового потока выпускаются специальные решетки, которые предотвращают нежелательное распыление света вокруг объекта. Решетки имеют различные формы и способы крепления к софтбоксу.

Интересную разборную конструкцию софтбокса предлагает компания LASTOLITE. Каркас «софта» раскладывается за считанные секунды, затем крепится экран, и все готово к съемке.

В заключение несколько слов хотелось бы сказать о том, чем же хороши устройства, которые максимально рассеивают световой поток. Необходимость наличия таких насадок для фотографа во многом вызвана еще и тем, что очень многие предметы съемки имеют гладкие отражающие поверхности. Эти поверхности «расшифровывают» схему света, создавая изобразительно нелогичные световые пятна. Многие, наверное, замечали как при съемке с зонтами в бликах хорошо читаются спицы. Светящаяся поверхность софтбокса создает равномерный блик, который ассоциируется скорее с формой предмета, чем с источником света. Тем более что во многих случаях это блик — необходимая деталь изображения.

Световые характеристики можно менять в основном только изменением площади свечения прибора. Очень большая площадь свечения даст «обволакивающий» световой рисунок, что может отрицательно сказаться на объемности предмета. Меняя дистанцию от объекта съемки до источника света, можно изменять светотеневой рисунок. Диффузный характер свечения световых боксов определяет и характер светотени — мягкая, плавная светотень вызывает аналогию со светом пасмурного дня.



Светотени на модели и фоне заметно отличаются друг от друга. "Решетка" помогает выделить объект и увеличивает контраст

Комментарии

Leonid
22.02.2009
0
Наконец-то нашел статью с понятным и подробным описанием устройства софтбокса.
Спасибо авторам!
слава
27.05.2012
0
Нормально!

Похожие статьи

Галерея Классической Фотографии приглашает на Ярмарку коллекционеров
21 августа 2018
Новости

Галерея Классической Фотографии приглашает на Ярмарку коллекционеров

Дорогие друзья! В ближайшую субботу, 25 августа, приглашаем вас в Галерею Классической Фотографии на Ярмарку Клуба коллекционеров фотографии. Клуб объединяет авторов, исследователей и всех, кто ценит фотографию как произведение искусства и объект коллекционирования.

Sony представляет телевизоры BRAVIA OLED серии A1 и новую линейку 4K HDR-телевизоров, поднимающих реалистичность и контрастность изображения на новый уровень
14 января 2017
Новости

Sony представляет телевизоры BRAVIA OLED серии A1 и новую линейку 4K HDR-телевизоров, поднимающих реалистичность и контрастность изображения на новый уровень

На международной выставке CES (Consumer Electronics Show) 2017, проходившей в начале января в Лас Вегасе (США), компания Sony представила несколько интересных новинок, значительно расширив свою телевизионную линейку.

Тест зеркального фотоаппарата Nikon D800e: особая версия превосходит любую другую камеру по передаче мелких подробностей
14 августа 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Nikon D800e: особая версия превосходит любую другую камеру по передаче мелких подробностей

До выхода в свет камеры Nikon D800 все знали, что есть страшно дорогие многомегапиксельные камеры, недоступные большинству фотографов по причине запредельной цены; что думать о них нет никакого смысла. Но вот наконец появилась хотя и дорогая, однако вполне посильная — для нормально зарабатывающего профессионала — камера. Новая модель полноформатной профессиональной камеры компании Nikon выпускается в двух вариантах. Один из них известен уже всем, другой отличается индексом и не всем понятной специализацией. Именно он и был выбран для тестирования.

В Москве стартовал детский киноконкурс KWN КиноСТАРТ 2012
21 сентября 2012
Новости

В Москве стартовал детский киноконкурс KWN КиноСТАРТ 2012

Москва, Россия ― В Москве торжественно открылся детский киноконкурс Kid Witness News КиноСТАРТ 2012, который проводится Всемирным партнером МОК компанией Panasonic при поддержке Федерального центра технического творчества учащихся Министерства образования и науки Российской Федерации и Оргкомитета «Сочи 2014». Почетным гостем церемонии стала Паралимпийская чемпионка 2008 и 2012 годов, Посол «Сочи 2014» Олеся Владыкина.

Внутриканальные наушники EarSonics SM2-IFI: теплые француженки с интимным звуком
1 июня 2016
Обзоры

Внутриканальные наушники EarSonics SM2-IFI: теплые француженки с интимным звуком

Рубиновые, как кремлевские звезды, но сразу видно, что французские. У нас в гостях уже был продукт от этого производителя EarSonics - бархатная модель Velvet цвета реквием, помните? А теперь послушаем более бюджетные внутриканальные наушники, построенные на базе двух арматурных излучателей - SM2-IFI. Звуковой почерк наушников EarSonics ни с чем не спутаешь. От модели к модели компания неизменно сохраняет свой фирменный, интимный французский стиль. Имею в виду присущую всей линейке теплую подачу звука. Какие ассоциации вызывает этот бренд? Я бы ответил так - «теплые домашние тапочки». Так что, держите ноги в тепле, а ушки – на макушке. Слушаем EarSonics SM2-IFI.

Компания ASUS представляет новую компактную 7.1-канальную звуковую карту ASUS Xonar U7 MKII
19 января 2017
Новости

Компания ASUS представляет новую компактную 7.1-канальную звуковую карту ASUS Xonar U7 MKII

Компания ASUS представляет новую компактную звуковую карту с усилителем для наушников ASUS Xonar U7 MKII. Это модернизированная версия известной Xonar U7, которая обеспечивает воспроизведение настоящего 7.1-канального звука высокого разрешения (192 кГц/24 бита). В комплект поставки звуковой карты ASUS Xonar U7 MKII входит новейший программный пакет ASUS Sonic Studio для гибкой настройки звука с интуитивно понятным интерфейсом. Кроме того, эксклюзивная технология Sonic Radar Pro создана специально для геймеров - она визуализирует все источники звука в шутерах от первого лица для обеспечения преимущества над виртуальными соперниками.

LG представляет новые аудиосистемы линейки SMART AUDIO в России
27 ноября 2014
Новости

LG представляет новые аудиосистемы линейки SMART AUDIO в России

МОСКВА, 27 ноября 2014 г. — Новая беспроводная аудиосистема LG SMART AUDIO, представленная в сентябре на выставке IFA, стала доступна для россий-ских потребителей. Система SMART AUDIO, включающая динамики (модели NP8340, NP8540, NP8740), саундбар (модель LAS650M) и специальное приложе-ние для смартфонов LG Music Flow, создает удобную и интеллектуальную Hi-Fi аудио экосистему у вас дома. Приложение Music Flow используется для центра-лизованного управления цифровой музыкальной библиотекой и всеми устройст-вами, подключенными к Music Flow в доме, даже если музыкальные файлы хра-нятся на различных девайсах. Приложение также рекомендует владельцу песни или плейлисты, обеспечивает легкий доступ к интернет-радиостанциям и работа-ет как медиаплеер на смартфоне, когда вы находитесь в пути.

Нажми на кнопку...
25 декабря 2006
Новости

Нажми на кнопку...

Техника торговой марки ERISSON, производимая на калининградском заводе «Телебалт», хорошо известна российским потребителям. Эта техника уже давно зарекомендовала себя как качественная и современная. Вся она собирается из комплектующих таких известных мировых брэндов, как PHILIPS, THOMSON, MATSUSHITA, и пользуется стабильным спросом на российском рынке.

ЦАП и усилитель для наушников iFI Pro iDSD: для меня «второе пришествие» уже случилось!
19 июля 2018
Обзоры

ЦАП и усилитель для наушников iFI Pro iDSD: для меня «второе пришествие» уже случилось!

В туманном Альбионе есть место не только инциденту со Скрипалями. Я еще не сказал ни слова о британском герое моего обзора, а мое сердце уже тяготит мысль о скором расставании с ним.

Тест телевизора Changhong P42D720A
29 февраля 2012
Тесты

Тест телевизора Changhong P42D720A

Плазменный телевизор. Достоинства: модель отличается стильным дизайном, большим запасом по цветности и яркости, наличием функции «картинка в картинке», невысокой стоимостью. Недостатки: стоит отметить не очень высокую разрешающую способность, обусловленную, по-видимому, физическим разрешением матрицы. 1366х768 пикселей. Но это в свою очередь позволило сделать панель более доступной по сравнению с Full HD аналогами.