Эрвина Блюменфельд: золотое сечение гения

Этой весной на биеннале «Мода и стиль в фотографии» выставка Эрвина Блюменфельда — один из главных номеров программы. Его творчество как будто вбирает все самое лучшее и стереотипное (то есть классическое), что в нашем представлении составляет хорошую фотографию. Обнаженная натура (естественно, женская) — изящная, нежная, но не чувственная, почти не эротичная. Остроумные эксперименты с формой, цветом, фактурами и техническими возможностями фотографии — все самые замечательные открытия авангарда 1930-х годов: коллаж, монтаж, выделение фрагментов, соляризация, визуальные загадки, зеркала и отражения, мультиэкспозиции, необычный взгляд на привычное. Классическая fashion-фотография 30–50-х — изысканная, сдержанная, аристократическая роскошь.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Эрвин Блюменфельд

 

Эрвин Блюменфельд

Автопортрет. Париж. Ок. 1938

Серебряно-желатиновая печать

Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Биография Блюменфельда, полная приключений и драм, также в своем роде классична: в том, как он проживал свою жизнь, и в том, как относился к искусству. Немецкий еврей, в юности хлебнувший ужасов Первой мировой, поживший в разных странах, сражавшийся с обстоятельствами, побывавший в лагерях и, в конце концов, обосновавшийся в Нью-Йорке, где к нему сразу пришел успех. Незнание языка, большая семья, трудности эмиграции не мешают, если у тебя есть талант, репутация, воля к жизни и неослабевающая тяга к самовыражению в творчестве.

Отношение Блюменфельда к фотографии также вполне типично для классика первой половины и середины века. Он любит женщин, он одержим женскими формами и красотой, но его ню холодны, он намеренно отстранен. Восхищение, вожделение, страх он трансформирует в деформации, деконструкции, причудливые гротески. Не слишком, впрочем, радикальные. Типичный подход сюрреалиста к женской натуре, но не нарушающий границ благопристойности, не противоречащий привычным, традиционным понятиям о красоте, но и не угождающий массовому вкусу (“Beauty doеsn’t have to be pretty” — «Красота не должна быть «хорошенькой»).

В Америке Блюменфельд — остроумный, высококультурный и высокооплачиваемый фэшн-фотограф. Воплощающий изысканные визуальные формулы, любящий живописные ассоциации, виртуозно работающий с цветом, придумывающий нестандартные приемы и получающий эффектные фотографии. Простые и изящно-лаконичные, но выглядящие настолько необычно, что даже профессионалы часто не понимают, как они сделаны. И при всем этом Блюменфельд не считает свою деятельность на этом поприще искусством и творчеством. Коммерческая фотография недостаточно благородна. Тщательно отобранное самим Блюменфельдом портфолио — книга «Сто моих лучших фотографий» — включает лишь четыре снимка, сделанных для глянца.

Этой точки зрения придерживаются многие классики, разделяя работу «для себя» и «для заработка». И они же уходят из модной индустрии в начале 1960-х, когда наступают новые времена и некие условные стандарты попираются и здесь, в угоду «массовому», «доступному», «вульгарному». Обозреватель одной из выставок Блюменфельда из Financial Times Фрэнсис Ходжсон назвал его более остроумным экспериментатором, чем Ман Рэй, и более выразительным в качестве fashion-новатора, чем Ирвинг Пенн.

 

Эрвин Блюменфельд

Три профиля. Вариант фотографии, опубликованной в Photograph Annual к статье «Цвет и свет». 1952

Струйная печать на баритовой бумаге, 2012

Коллекция Генри Блюменфельда

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Эрвин Блюменфельд

Вариант обложки для американского Vogue «А ты сделал вклад для Красного Креста?». 15 марта 1945 г.

Струйная печать на баритовой бумаге, 2012

Коллекция Генри Блюменфельда

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

 

Эрвин Блюменфельд

Сесил Битон, фотограф. 1946

Частичная соляризация

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Швейцария, частная коллекция

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Мнение не каноничное, но возможное. Вероятно, Блюменфельда можно назвать Рафаэлем мира fashion- и арт-фотографии. Золотой стандарт, золотая середина, но «середина гения» — абсолютная гармония, синтез реализма, стилизации, красоты, женственности, грации, вкуса. И все это сформировалось и сложилось из неотъемлемых компонентов, ассоциирующихся с художественной средой начала века: бунт, эксперимент, сомнения, нонконформизм, дадаизм и сюрреализм.

При всей образцовости и эталонности история и творчество Блюменфельда, разумеется, не лишены мелких частностей, «пунктумов». В аннотации к выставке говорится, что его жизнь и работа могут «служить документальным источником по истории мировой социально-политической сцены» соответствующего периода. Как видим, это действительно так, и это очевидно даже при поверхностном взгляде. Но, тем не менее, есть значимые мелочи.

Например, рассматривая фотографии из Vogue, вдруг замечаешь морщины вокруг глаз модели и понимаешь, насколько отличается аристократичный гламур 1940-х от современных стандартов. Модели Блюменфельда выглядят зрелыми женщинами, с осмысленным взглядом и личной историей, пусть и неразличимой под броней безупречной элегантности. Или вот, например, интересный факт: Блюменфельд был первым, кто сфотографировал для Vogue чернокожую модель — Бани Йелвертон — в 1958 году. Правда, поместив на краю кадра, чтобы, в случае общественного возмущения, отрезать ее.

Личная жизнь Блюменфельда вполне укладывается в представления о патриархальной «богеме» — с молодыми любовницами и прочими шалостями, но именно ему приходит в голову разыскать и сфотографировать обнаженной 80-летнюю модель Родена, в юности позировавшую для знаменитой скульптуры «Поцелуй». Это говорит о том, что он задумывается о разнообразии чувственного опыта и о том, как он претворяется в образах искусства и медиа.

Судя по автобиографии, а также по воспоминаниям знавших его людей, Блюменфельд никогда не относился к себе и своей работе всерьез, так же, как, видимо, и ко всему окружающему миру. Впрочем, ирония и едкий сарказм его текстов не противоречат эскапизму его творчества. Человек, переживший войну, тревожные тридцатые, лагеря, переезды, влюбленности и славу, разработавший эталоны и образцы фотографического мастерства для современников и потомков, в конце концов, совершивший экстравагантное самоубийство, — вот кто такой Эрвин Блюменфельд.

И мы еще не все о нем знаем. После его смерти отпечатки, рисунки, коллажи и негативы были поровну поделены между тремя детьми и молодой любовницей. До последнего времени все это так и существовало в раздробленном виде, многое никогда не выставлялось и не публиковалось. Сейчас его внуки работают над тем, чтобы собрать все воедино и систематизировать, хотя бы виртуально. Так что, возможно, впереди нас еще ждут открытия. Едва ли принципиальные и крупные, но наверняка небезынтересные для истории фотографии, моды и наших взглядов на прошедшее столетие.

Эрвин Блюменфельд

Одри Хепберн, актриса. Нью-Йорк. 1950-е

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Швейцария, частная коллекция

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Эрвин Блюменфельд

Обнаженная под влажным шелком. Париж. 1937

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Швейцария, частная коллекция

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Эрвин Блюменфельд

Наталия Паско. Нью-Йорк. 1942

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Коллекция Генри Блюменфельда

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Эрвин Блюменфельд

Лиза Фонсагривс на Эйфелевой башне. Париж. 1939

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Modernism Inc., San Francisco

© The Estate of Erwin Blumenfeld

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Philips LightVibes — зрелищная светодиодная система для кинотеатров
27 января 2016
Новости

Philips LightVibes — зрелищная светодиодная система для кинотеатров

Эйндховен, Нидерланды — Компания Philips, лидер в области светотехники, представила инновационную систему для кинотеатров Philips LightVibes. Новое решение позволит сделать просмотр фильмов по-настоящему захватывающим. Уникальная светодиодная система, задействующая периферийное зрение, выводит восприятие художественных фильмов и рекламных роликов на новый уровень.

Наушники Cresyn С510E Dual Chamber: начались продажи скромных наушников-вкладышей с нескромным звучанием
12 августа 2013
Новости

Наушники Cresyn С510E Dual Chamber: начались продажи скромных наушников-вкладышей с нескромным звучанием

Москва, 6 августа 2013, ООО «Дистрибуторская компания Графитек». — В России стартовали продажи наушников известной компании Cresyn, эксклюзивно представленной «Графитек», дистрибутором игровых компьютерных аксессуаров, периферии для ПК, консолей, потребительской электроники из Европы, Азии и США. Представляем вниманию публики бестселлеры европейских продаж — двухкамерные наушники Cresyn С500E Dual Chamber и С510E Dual Chamber — сдержанные внешне, но звучащие ярко и насыщенно, и при этом не требующие ощутимых материальных вложений.

Видеотест 9 Canon EOS R: съемка 4K 29,97P
18 января 2019
Видео

Видеотест 9 Canon EOS R: съемка 4K 29,97P

Кодирование IPB, стабилизация отключена, оптимизация яркости - уровень 2, f/4. Заметный эффект роллинг-шаттера приводит к недостаточно аккуратной передаче движения при быстром панорамировании.

ONYX BOOX Миклухо-Маклай — бюджетный букридер с экраном E Ink Carta
14 января 2016
Новости

ONYX BOOX Миклухо-Маклай — бюджетный букридер с экраном E Ink Carta

Москва, 14 января 2016 года. — Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины и Беларуси, представляет новую модель ONYX BOOX Миклухо-Маклай, продолжающую серию устройств для чтения электронных книг, посвященную великим путешественникам. Модель оснащена экраном E Ink Carta с функцией встроенной подсветкой MOON Light, а 8 Гб встроенной памяти позволяют хранить целую библиотеку в кармане. Букридер предназначен для тех, кто не нуждается в дополнительных функциях, не связанных напрямую со чтением, а благодаря облегченной комплектации он доступен самому широкому кругу пользователей.

SCOUT – нагрудная система для переноса камеры
27 июля 2018
Новости

SCOUT – нагрудная система для переноса камеры

SCOUT разработана канадской компаией Cotton Carrier и предназначена для фотографов, которым важно держать свою камеру всегда на готове и быть уверенными в её безопасности. Система позволяет плотно прижимать камеру к телу, исключая лишние колебания, а сама камера надёжно фиксируется в специальном быстросъёмном креплении.

Компактный фотоаппарат Olympus TG-810 оснащена GPS-системой, электронным компасом и манометром, определяющим глубину
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Olympus TG-810 оснащена GPS-системой, электронным компасом и манометром, определяющим глубину

Еще недавно определение «защищенная фотокамера» непременно свидетельствовало о страшном дизайне и убогих технических характеристиках, разве что с возможностью утопить первое и второе в паре метров под водой. Теперь производители как-то вдруг научились оснащать защитой вполне приличные компакты, снабженные передовой электроникой и оптикой, а нередко еще и дополнительным функционалом вроде GPS-приемника...

Поэтайзер: сокровища русской литературы для ваших селфи
13 апреля 2017
Новости

Поэтайзер: сокровища русской литературы для ваших селфи

Москва, 13 апреля 2017 года. — Компания Lextre, российский разработчик видеоигр и программного обеспечения, представляет мобильное приложение «Поэтайзер. Правильные слова». В основе этого уникального инструмента лежит нейронная сеть, обученная подбирать к фото уместную цитату из базы произведений великих русских поэтов. Приложение анализирует, что изображено на снимке, и предлагает пользователю стихотворную строфу, которая наилучшим образом отображает его идею и настроение.

Приятного просмотра!
16 декабря 2005
Новости

Приятного просмотра!

Раньше перед покупателем DVD-проигрывателя проблемы выбора по большому счету вообще не стояло: еще года три назад даже в самом крупном магазине электроники держали от силы десяток моделей. Поэтому на выбор из такого ассортимента покупатель тратил всего несколько минут: этот плеер дорог, тот не подходит по дизайну, там фирма несолидная, а тут региональные ограничения на диски.

Мультипроекторные контроллеры VNS серии GeoBox — эксклюзивно в ГК DIGIS
17 декабря 2013
Новости

Мультипроекторные контроллеры VNS серии GeoBox — эксклюзивно в ГК DIGIS

Группа Компаний DIGIS объявляет о заключении соглашения с Тайваньской компанией VNS, предусматривающего эксклюзивную дистрибуцию видеопроцессоров серии GeoBox, а также аксессуаров к ним: 3D очков и поляризационных 3D фильтров. Мультипроекторные контроллеры Geobox способны значительно расширить возможности современных проекторов. Данные продукты могут быть интересны системным интеграторам, реализующим решения из нескольких проекторов для построения видеостен, в том числе с использованием технологии активного и пассивного 3D. При высочайшем уровне качества и функциональности, цена готового решения существенно ниже, чем аналогичные системы других производителей.

«Сахалин и Курилы. Путешествие на Край Света» с Кириллом Уютновым и Екатериной Васягиной
18 октября 2017
Новости

«Сахалин и Курилы. Путешествие на Край Света» с Кириллом Уютновым и Екатериной Васягиной

В ближайшее воскресенье, 22 октября в 15.00 в Галерее Классической Фотографии состоится творческая встреча с фотографами и путешественниками, участниками эколого-просветительских проектов Кириллом Уютновым и Екатериной Васягиной.