Эммануил Евзерихин

Военный кореспондент ТАСС Э.Евзерихин в освобожденной Праге

Эммануил Евзерихин (1911—1984) считается одним из классиков российской фотографии. Классическими считаются созданные им образы, что в случае Евзерихина имеет особый смысл: речь идет об образах, в которых строится наше историческое воображение. Начиная с 1926 года, когда он, ученик седьмого класса, становится внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС», его активная творческая деятельность связана c Фотохроникой ТАСС. Он — фотограф-хроникер, который снимает пионера-горниста в 1934 г., бои во время войны или кафе на Петровке в 56-м. Его фотокамера фиксирует различные события советской жизни в течение более чем 50 лет, и теперь, когда мы смотрим назад, именно эти фотографии, многие из которых получили широкую известность, очертят ту образную систему, в которой мы воспринимаем эпоху или, вернее, в случае Евзерихина, — эпохи. Фотообразы эти классичны в старом смысле слова: в смысле образцов и неосознаваемых общих мест... Физкультурный парад. 1939 г.

Такое впечатление усиливается еще и видимым отсутствием сколько-нибудь «личного» сообщения фотографа. В сравнении с той репортажной фотографией, что берет свое начало в либерализме 60-х, фотографии, которая, пусть и черно-белая и «репортажная», стремится пробудить в зрителе лирическое чувство или отношение, фотография Евзерихина предельно аскетична. Фотограф как бы убирает себя, более того, он убирает и зрителя: он не шутит с ним, не печалит его и не радует, рамки фотоснимка не являются для него той сценической рамой, в углублении которой разыгрывается полная символических смыслов сцена (или сценка), схватываемая наблюдательным фотографом. Фотография не замена литературе и театру, она не передает «настроений». Не является она у Евзерихина и тем, чем стала у многих фотографов более поздней поры — концептуальным пространством, где фотографическая техника, вступая в сложное соревнование с техникой живописи, используется для создания «чистых» или «абстрактных» образов, прекрасных самих по себе и новых, потому что извлекаются они из той техники, из которой прежде их и не думали извлекать. Горнист. 1934 г.

Нет, сейчас перед нами фотография как таковая — фотография, как она была изобретена: фиксатор и свидетель событий, хроникер. Но вот вопрос, что такое хроника? Более того, что такое советская хроника. Как выделяется чистое хроникальное пространство, пространство времени, пространство летописи, которое столь отличается, например, от пространства личного воспоминания. Сравнивая работу Евзерихина и, например, Анри Карте-Брессона, мы с удивлением увидим, что хотя обоих этих мастеров и считают «чистыми» фотографами, находившими свой материал в «жизни» и «отражавшими» ее, невозможно сравнить изящные, деликатные, очень тонко выписанные образы Брессона, с теми жесткими тотальностями, что мы видим у Евзерихина... И на таком простом примере мы можем засвидетельствовать: хроника не является «объективной», или, вернее, сама объективность как задача (поставленная перед «социалистическим» художником») является конструктом фотографа, снимающего ее. Москва. 1935 г.

Слово «конструкт» и «конструктивизм» подходят здесь как нельзя кстати. Евзерихин начинал в двадцатые годы, когда бушевали битвы Лефовцев и авангардистов, когда снимал свои серии Родченко, когда работал Филонов, в театрах ставили Мейерхольд и Таиров, начинал работать в кино Эйзенштейн и Вертов. В художественной жизни страны, шедшей в ногу с бегущим вперед временем, шло бесконечное экспериментирование с формами во имя тех новых содержаний, которые можно через такие формы передавать. Эти содержания не считались «личными», это содержания большие, чем «грусть», или «радость», или «шутка», большие, чем простое созерцание красоты... Охотный ряд. 1935 г.

Подобные приватные содержания, в охват одного индивидуального поля восприятия, принимают на себя клеймо «буржуазного» искусства: потому что именно буржуазия, стремясь сохранить свое место в истории, будет воспевать удобную позицию человека-наблюдателя, эстета, стремящегося не изменить мир, а увидеть его со своей ото всех «отдельной» точки зрения. Через такие жесткие, даже грубые разграничения и задавалась новая советская эстетика, новое переживание жизни. Через такие разграничения создавалась «новая» советская этика. И, добавим сюда же, новая история. То есть задавались параметры той жизни, той объективной реальности, которую и предстояло фиксировать «фотоглазу» хроникера, как, пользуясь слегка измененной метафорой Дзиги Вертова, мы могли бы назвать теперь фотокамеру. Колонна в противогазах на Тверской. 1940 г.

«Фотоглаз» — это не просто глаз человека, а глаз технического существа, вставшего на месте человека и созерцающий технически же организованную жизнь, себе соответствующую. Это жизнь, лишенная прежних эстетических параметров. Ее не вставишь в раму. Это не «красивые» объекты, не объекты настроения. Это и не объекты-ландшафты, снимаемые с той точки зрения, где мое индивидуальное усилие собирает вокруг себя великолепное зрелище. Но как же характеризовать их? Стоять на смерть. 1943 г.

Если обратиться к фотографиям Евзерихина, в них поражает то, насколько они в самом деле отказываются стать сценой, созерцаемой одним зрителем. Ты не увидишь на них просто красивого здания или тонко выписанной психологической зарисовки. В них нет классических перспектив, которые удобно организуют объекты. Как зритель ты постоянно претерпеваешь некое вторжение объектов в свое визуальное поле, их присутствие там, где ты хотел бы из удобства остаться наедине с вещью.

Воспоминание о мирном времени. 1943 г.

Там, где «глаз» готов построить хорошее пересечение линий, пройдет линия обреза, там, где ты хотел бы посмотреть нечто на дистанции (скажем, «Физкультпарад»), фотоглаз преподносит близкое вторжение толпы, причем снятой близко, жестко, срезано, опять же вне «перспектив», нечто, идущее на тебя, унося тебя, и мимо. Даже вполне «буржуазная» сценка в кафе снимается Евзерихиным так, что женщины, взятые в «традиционном» антураже плетенных стульев, широких зонтиков, — официантки, гости, оказываются не изящными объектами созерцания и наслаждения, а скорее напряженными, деловитыми участниками некой общей деятельности, каждый из которых как бы резко перечеркивает другой.

Парад на Красной площади. 1950-е годы

Это в самом деле не объекты созерцания, а объекты в своем независимом праве. Зрителя не оставляют в покое, а наоборот резко наполняют его тем, что он видит. «Объект» и в этом «объективность» фотоснимка — втягивает зрителя в себя. Ты — тот, кто находится посреди данного объекта или под его прямым воздействием, ты — малая точка, претерпевающая такой объект, ты тот зритель, в котором объект нуждается как в аудитории, но ты с ним несоизмерим. Здесь отсутствует пространство «личного выбора», право на «личную свободу» от того, что ты видишь, даже вправе «отвернуться», тебе отказано. От эпохи «не отвернешься»!

Из серии "Летние кафе". Петровка. 1956 г.

Это полностью «объективное поле», и объект, все фотографическое изображение, является не гармонически составленным единством, а тем, что мы могли бы назвать «тотальным многолюдьем», конструирующим, пересекающим само себя. Именно через создание таких «тотальных», или «конструктивистских», объектов Э. Евзерихин и становится классиком, отображающим «эпоху», ее «летописцем» — ту эпоху, на которой потом будут пытаться контрабандой наносить свои личные надрезы фотографы 60-х годов, и от которой будут уходить фотографы-мистики 70-х. И именно эти тотальные объекты, на наш взгляд, возвращаются уже в 90-х в творчестве такого противоречивого и яркого «летописца» своей эпохи, как Борис Михайлов.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

LG: OLED телевизоры и холодильники DoorCooling на заводе LG ELECTRONICS в Рузском районе Московской области
25 февраля 2019
Новости

LG: OLED телевизоры и холодильники DoorCooling на заводе LG ELECTRONICS в Рузском районе Московской области

Мы побывали на заводе телевизоров, холодильников и стиральных машин LG в Рузском районе Московской области. Главной целью поездки было знакомство с новыми холодильниками LG DoorCooling+ и OLED телевизорами LG, особенностями их производства.

Музыкальные системы LG FJ5, LG FJ7: всё для вечеринки!
12 декабря 2017
Новости

Музыкальные системы LG FJ5, LG FJ7: всё для вечеринки!

Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке музыкальные системы LG FJ5 мощностью 220Вт и LG FJ7 мощностью 400Вт с функцией караоке с различными эффектами, широкими возможности совместимости с различными устройствами.

Meike выпустил новый объектив 50 мм F1.7 для байонета Sony E
9 мая 2018
Новости

Meike выпустил новый объектив 50 мм F1.7 для байонета Sony E

Китайский производитель оптики и аксессуаров Meike выпустил новый светосильный объектив для полнокадровых камер с байонетом Sony E. Объектив выполнен в металлическом корпусе, а также имеет хромированный металлический байонет, идеально совместимый с креплением камеры.

Куда исчезла белая карета?
3 июля 2014
Видео

Куда исчезла белая карета?

Откуда не возьмись, передо мной зацокала упряжка пары лошадей с белокурыми гривами. А за ними, покачиваясь, следовала белая карета с золотыми вензелями и царственной короной. Куда ехала белая карета, из какой сказки и за какой принцессой? Я не успел об этом спросить двух бравых возниц в красных косоворотках. Пока снимал это чудо на камеру Samsung NX Min, белая карета растворилась, как далекое детство в моей памяти. Или это был какой-то знак для меня?

Совершенству нет предела
23 мая 2006
Новости

Совершенству нет предела

JVC EX-A10 EX-A10 — флагманская модель аудиосистем с технологией JVC WOOD CONE. В этой модели конструкторы реализовали, пожалуй, все свои передовые разработки. Роскошная двухполосная акустическая система, заключенная в корпус из древесины вишни, уже сама по себе является произведением искусства. Динамики в ней, кстати, подключаются по схеме двойного усиления.

Тест наушников Beyerdynamic T1
10 января 2013
Тесты

Тест наушников Beyerdynamic T1

Beyerdynamic T1 Tesla — именно так звучит «полное имя» флагманских наушников от немецкой компании Beyerdynamic. Фамилия выдающегося физика упомянута здесь неспроста — в наушниках применены магниты с индукцией более 1 Тл. Использование столь мощных магнитов позволило добиться высокой чувствительности излучателей, и, как следствие — невысоких требований наушников к мощности усилителя.

Полный кадр без зеркала от Nikon
12 сентября 2017
Новости

Полный кадр без зеркала от Nikon

Предположения об амбициях компании Nikon в сегменте полнокадровых беззеркалок продолжают подтверждаться. Два новых патента добавляют масла в огнь. Nikon запатентовала два новых сверхсветосильных объектива для полнокадровой беззеркальной камеры. Одним из них является 52mm F/0,9, а другой – 36mm F/1.2. Патенты были поданы в Японии.

Экспедиция в глубины Байкала с Виктором Лягушкиным
21 января 2016
Видео

Экспедиция в глубины Байкала с Виктором Лягушкиным

Виктор Лягушкин — один из лучших подводных фотографов России. Его снимки, опубликованные в известных мировых изданиях, — эталон подводной съемки. Именно его глазами мы видим Ордынскую Пещеру, глубины Баренцева и Белого морей и Голубого озера.«Для меня необычное лежит под водой. Там то, что никто никогда не видел, — рассказывает Виктор, — Когда ты снимаешь другой мир, то начинаешь видеть совершенно по-другому. В голове происходят совершенно другие вещи…»

Фотоконкурс Epson «Планета цвета»: старт нового сезона
3 сентября 2015
Новости

Фотоконкурс Epson «Планета цвета»: старт нового сезона

Начинается новый, 14-й сезон ежегодного Фотоконкурса Epson 2015–2016. Основная миссия Фотоконкурса Epson — открытие и поддержка новых имен, в том числе фотографов-любителей со всех уголков России и стран СНГ. Участие в конкурсе помогает многим конкурсантам совершенствоваться в таких жанрах как репортажная и портретная съемка, а также пейзаж.

TRIANGLE - cовременное искусство
31 декабря 2003
Новости

TRIANGLE - cовременное искусство

Новая линейка АС STRATOS продолжает традиции великой серии MAGELLAN и полностью соответствует духу и стилю аппаратуры класса Hi-End. Все узлы новых колонок были созданы заново и свойственны только моделям STRATOS. Тщательная разработка конструкции корпусов, динамиков и фильтров, применение лучших материалов и самых совершенных технологий позволили разработчикам TRIANGLE вплотную приблизить качество воспроизведения АС к «живому звуку».