Монокль, или одиночная положительная линза-объектив, всегда пользовался повышенным интересом у фотографов и продвинутых фотолюбителей. Размытость, «пикториальность» рисунка придает фотографиям, снятым моноклем, особую привлекательность. Монокль делает зримым воздух: изображение как бы повисает в среде света, волнуя воображение своей недосказанностью. Промышленного производства объективов-моноклей нет, а софт-объективы с эффектом монокля сложны и дороги. Случается, что фотографы разбирают отслужившее свое объективы ради одной линзы.
Фото 1
Между тем, решение этой проблемы лежит на поверхности. Создание «ландшафтного» аппарата займет лишь час вашего времени.
В пору расцвета пленочной техники, когда в преобразованную страну хлынул поток импортных фотоаппаратов, частым подарком детям были пластмассовые «мыльницы», чаще всего китайского производства. Они обладали фиксированной выдержкой и диафрагмой и всего лишь одной линзой в качестве объектива. Их и теперь еще можно найти в киосках ширпотреба или среди ставших ненужными вещей (фото 1).
Переделка такой «мыльницы» в творческий инструмент фотографа не потребует квалификации точного механика.
Аппараты этого класса практически одинаковы. Что необходимо сделать:
Фото 2
1. Разделить корпус. Как правило, сборка фиксируется тремя винтами, находящимися под задней крышкой камеры.
2. Снять моноблок объектива, вывернув два крепежных винта.
3. Снять лепесток затвора.
Внимательно рассмотрев фото 2, вы легко поймете Что, Где и Как (фото 2).
4. Сверлом 6 мм следует рассверлить диафрагменное отверстие аппарата и по возможности раззенковать его со стороны кадрового окна (фото 3).
5. Собрать аппарат в обратной последовательности.
Фото 3
Вот и все. Можно заряжать пленку и отправляться на съемку.
Ограниченные экспозиционные возможности камеры-монокля компенсируются подбором пленки по чувствительности, в зависимости от световых условий и ее фотографической широты. Расчет экспозиционных параметров следует вести исходя из выдержки, равной 1/125, и диафрагмы 5,6.
Несколько улучшить качество картинки можно, поместив диафрагму перед линзой. Вырежьте ее из черной бумаги с отверстием 4 мм. Тогда диафрагма объектива станет равна приблизительно 8.
Фото 6
Что и как снимать камерой-моноклем? Все, что, на ваш взгляд, требует лирического флера, недосказанности, неясности помыслов и желаний. Эффектен контровый свет в пейзаже. «Горячий башмак» позволяет применять вспышку.
Кажущаяся простота камеры-монокля не мешает решать высокие творческие задачи. Фотография «Будни» (фото 4) была номинирована на премию престижного международного конкурса корпорации Nikon. Именно монокль создал здесь атмосферу каждодневности труда, неясного движения к свету праздников. В фотографии «Уголок старого Екатеринбурга» монокль выразил стиль ретро, приблизил ее к творениям старых мастеров (фото 5).
Фото 8
Даже самое совершенное техническое приспособление или атрибут съемки не способны решать все многообразие творческих задач. Иногда фотографы создают довольно сложные устройства для съемки одного только сюжета или проекта. Отсюда можно сделать очень важный вывод: прежде чем снимать, фотографию нужно замыслить, увидеть ее в конечном виде, продумать и придумать средства реализации замысла.
Идея сделать снимок, приближенный к автохромной цветной фотографии братьев Люмьер, привела к тому, что в кадровое окно старенькой «Смены» фотограф вмонтировал матовое стекло (фото 6).
Фото 9
Известно, что братья Люмьер разработали свой метод цветной фотографии еще в 1907 году на основе мозаичного нерегулярного растра из окрашенных частиц гуммиарабика, включенных в коллодий. Такие изображения имели повышенную зернистость.
Матовое стекло вместе с изображением, построенным объективом аппарата, проецирует свою зернистую структуру на пленку, создавая иллюзию хаотичной ячеистости, особенно при большом увеличении. Пример съемки через матовое стекло приведен на фотографии современного городского пейзажа (фото 7).
Фото 10
Снимок очень похож на старинную фотографию. Желающим повторить этот опыт следует знать, что матовое стекло должно находиться строго в технологической плоскости пленки, быть средней зернистости, с учетом последующего увеличения при печати, не иметь включений, царапающих эмульсию. Экспозиция увеличивается в среднем на два канала.
Стекло желательно иметь тонкое, от диапозитивных рамок 6х6. Как сделать его матовым? Круговыми движениями разотрите кашицу из наждачного порошка и воды между двух стекол, до получения равномерной матовой структуры.
Интересные результаты получаются в пейзажной съемке.
Фото 5
На фотографической машине времени можно отправиться в давнюю даль, в дооптическую эпоху, сделав для себя камеру-обскуру. Этакий симбиоз суперсовременного фотоаппарата и дофотографического способа получения изображения. Художники с древности научились воспроизводить фотографически точные картины окружающего мира, пользуясь следующим принципом: свет, проникая в темную комнату или ящик через небольшое отверстие, проецирует изображение на противоположную отверстию стену. Теперь все проще. Фотоаппарат с фотографической пленкой моментально зафиксируют любой вид или сюжет, используя тот же старинный метод.
Купите 10 см черной, т.н. мебельной, самоклеящейся пленки. Вырежьте два кружка по внешнему диаметру объективного гнезда на аппарате. Отверстие от иглы циркуля расширьте до 2—3 мм. На клеевую сторону одного из кружков, там, где отверстие в центре, налепите кусочек фольги, например, из сигаретной пачки. Соедините кружки вместе, оставив свободной одну клеевую сторону. Теперь заклейте пленочным блоком объективное гнездо. Остается самый ответственный момент – тонкой, остро заточенной иглой сделайте отверстие в фольге. Для зеркальных фотоаппаратов оно должно быть равно 0,2, для дальномерных — 0,1 мм (фото 8). Можно снимать.
Фото 7
Для камер с TTL-замером экспозиционных параметров, в режиме приоритета диафрагмы, выдержку определит сама камера. При работе с экспонометром выдержку, при диафрагме 22, следует увеличить на пять–шесть делений.
Снимать камерой-обскурой можно что угодно, на высокочувствительную пленку даже динамику. Следует знать, что для обскуры не существует понятия глубины резкоизображаемого пространства: относительно резко все, что лежит за пределами съемочного отверстия (относительно — за счет неизбежных аберрационных потерь). Два слоя пленки необходимы потому, что один слой все-таки светопроницаем.
Камеру под обскуру можно использовать любую, со съемным объективом и выдержками до 1 с и больше. При съемке необходим штатив. Обскурой замечательно снимать воду. Даже в яркий день поток «смазан», что фотографически эффектно (фото 9).
Пристроив на проволочке перед отверстием обскуры коллекционную бабочку или жука, вы можете сделать их соучастниками жизни в вашем городе или поселке (фото 10).
Желаем творческих удач.
Комментарии