Делаем монокль

Монокль, или одиночная положительная линза-объектив, всегда пользовался повышенным интересом у фотографов и продвинутых фотолюбителей. Размытость, «пикториальность» рисунка придает фотографиям, снятым моноклем, особую привлекательность. Монокль делает зримым воздух: изображение как бы повисает в среде света, волнуя воображение своей недосказанностью. Промышленного производства объективов-моноклей нет, а софт-объективы с эффектом монокля сложны и дороги. Случается, что фотографы разбирают отслужившее свое объективы ради одной линзы.

Фото 1

Между тем, решение этой проблемы лежит на поверхности. Создание «ландшафтного» аппарата займет лишь час вашего времени.

В пору расцвета пленочной техники, когда в преобразованную страну хлынул поток импортных фотоаппаратов, частым подарком детям были пластмассовые «мыльницы», чаще всего китайского производства. Они обладали фиксированной выдержкой и диафрагмой и всего лишь одной линзой в качестве объектива. Их и теперь еще можно найти в киосках ширпотреба или среди ставших ненужными вещей (фото 1).

Переделка такой «мыльницы» в творческий инструмент фотографа не потребует квалификации точного механика.

Аппараты этого класса практически одинаковы. Что необходимо сделать:

Фото 2

1. Разделить корпус. Как правило, сборка фиксируется тремя винтами, находящимися под задней крышкой камеры.

2. Снять моноблок объектива, вывернув два крепежных винта.

3. Снять лепесток затвора.

Внимательно рассмотрев фото 2, вы легко поймете Что, Где и Как (фото 2).

4. Сверлом 6 мм следует рассверлить диафрагменное отверстие аппарата и по возможности раззенковать его со стороны кадрового окна (фото 3).

5. Собрать аппарат в обратной последовательности.

Фото 3

Вот и все. Можно заряжать пленку и отправляться на съемку.

Ограниченные экспозиционные возможности камеры-монокля компенсируются подбором пленки по чувствительности, в зависимости от световых условий и ее фотографической широты. Расчет экспозиционных параметров следует вести исходя из выдержки, равной 1/125, и диафрагмы 5,6.

Несколько улучшить качество картинки можно, поместив диафрагму перед линзой. Вырежьте ее из черной бумаги с отверстием 4 мм. Тогда диафрагма объектива станет равна приблизительно 8.

Фото 6

Что и как снимать камерой-моноклем? Все, что, на ваш взгляд, требует лирического флера, недосказанности, неясности помыслов и желаний. Эффектен контровый свет в пейзаже. «Горячий башмак» позволяет применять вспышку.

Кажущаяся простота камеры-монокля не мешает решать высокие творческие задачи. Фотография «Будни» (фото 4) была номинирована на премию престижного международного конкурса корпорации Nikon. Именно монокль создал здесь атмосферу каждодневности труда, неясного движения к свету праздников. В фотографии «Уголок старого Екатеринбурга» монокль выразил стиль ретро, приблизил ее к творениям старых мастеров (фото 5).

Фото 8

Даже самое совершенное техническое приспособление или атрибут съемки не способны решать все многообразие творческих задач. Иногда фотографы создают довольно сложные устройства для съемки одного только сюжета или проекта. Отсюда можно сделать очень важный вывод: прежде чем снимать, фотографию нужно замыслить, увидеть ее в конечном виде, продумать и придумать средства реализации замысла.

Идея сделать снимок, приближенный к автохромной цветной фотографии братьев Люмьер, привела к тому, что в кадровое окно старенькой «Смены» фотограф вмонтировал матовое стекло (фото 6).

Фото 9

Известно, что братья Люмьер разработали свой метод цветной фотографии еще в 1907 году на основе мозаичного нерегулярного растра из окрашенных частиц гуммиарабика, включенных в коллодий. Такие изображения имели повышенную зернистость.

Матовое стекло вместе с изображением, построенным объективом аппарата, проецирует свою зернистую структуру на пленку, создавая иллюзию хаотичной ячеистости, особенно при большом увеличении. Пример съемки через матовое стекло приведен на фотографии современного городского пейзажа (фото 7).

Фото 10

Снимок очень похож на старинную фотографию. Желающим повторить этот опыт следует знать, что матовое стекло должно находиться строго в технологической плоскости пленки, быть средней зернистости, с учетом последующего увеличения при печати, не иметь включений, царапающих эмульсию. Экспозиция увеличивается в среднем на два канала.

Стекло желательно иметь тонкое, от диапозитивных рамок 6х6. Как сделать его матовым? Круговыми движениями разотрите кашицу из наждачного порошка и воды между двух стекол, до получения равномерной матовой структуры.

Интересные результаты получаются в пейзажной съемке.

Фото 5

На фотографической машине времени можно отправиться в давнюю даль, в дооптическую эпоху, сделав для себя камеру-обскуру. Этакий симбиоз суперсовременного фотоаппарата и дофотографического способа получения изображения. Художники с древности научились воспроизводить фотографически точные картины окружающего мира, пользуясь следующим принципом: свет, проникая в темную комнату или ящик через небольшое отверстие, проецирует изображение на противоположную отверстию стену. Теперь все проще. Фотоаппарат с фотографической пленкой моментально зафиксируют любой вид или сюжет, используя тот же старинный метод.

Купите 10 см черной, т.н. мебельной, самоклеящейся пленки. Вырежьте два кружка по внешнему диаметру объективного гнезда на аппарате. Отверстие от иглы циркуля расширьте до 2—3 мм. На клеевую сторону одного из кружков, там, где отверстие в центре, налепите кусочек фольги, например, из сигаретной пачки. Соедините кружки вместе, оставив свободной одну клеевую сторону. Теперь заклейте пленочным блоком объективное гнездо. Остается самый ответственный момент – тонкой, остро заточенной иглой сделайте отверстие в фольге. Для зеркальных фотоаппаратов оно должно быть равно 0,2, для дальномерных — 0,1 мм (фото 8). Можно снимать.

Фото 7

Для камер с TTL-замером экспозиционных параметров, в режиме приоритета диафрагмы, выдержку определит сама камера. При работе с экспонометром выдержку, при диафрагме 22, следует увеличить на пять–шесть делений.

Снимать камерой-обскурой можно что угодно, на высокочувствительную пленку даже динамику. Следует знать, что для обскуры не существует понятия глубины резкоизображаемого пространства: относительно резко все, что лежит за пределами съемочного отверстия (относительно — за счет неизбежных аберрационных потерь). Два слоя пленки необходимы потому, что один слой все-таки светопроницаем.

Камеру под обскуру можно использовать любую, со съемным объективом и выдержками до 1 с и больше. При съемке необходим штатив. Обскурой замечательно снимать воду. Даже в яркий день поток «смазан», что фотографически эффектно (фото 9).

Пристроив на проволочке перед отверстием обскуры коллекционную бабочку или жука, вы можете сделать их соучастниками жизни в вашем городе или поселке (фото 10).

Желаем творческих удач.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Первые характеристики беззеркальных камер Nikon
10 июля 2018
Новости

Первые характеристики беззеркальных камер Nikon

Портал NikonRumors опубликовал обширный список предварительных спецификаций беззеркальных камер Nikon, полученных из доверительных источников в Азии. Представленные данные подтверждают выход двух камер, одна из которых имеет разрешение сенсора 24-25 Мп, а другая 45-48 Мп. Первоначальные слухи говорили о датчиках формата DX и FX, но NikonRumors предполагает, что оба сенсора будут полнокадровыми.

Тест беззеркальной камеры Sony a7: с полным кадром и сменной оптикой промахнуться невозможно
14 апреля 2014
Тесты

Тест беззеркальной камеры Sony a7: с полным кадром и сменной оптикой промахнуться невозможно

В сентябре 2013 года компания Sony представила первую компактную полнокадровую систему с автофокусом на байонете E. Были анонсированы две беззеркальные камеры Sony ILC-E A7 и Sony ILC-E A7R, а также 5 объективов к ним: Zeiss FE 24–70mm f/4.0 OSS, Sony FE 28–70mm f/3.5–5.6 OSS, Zeiss FE 35mm f/2.8, Zeiss FE 55mm f/1.8, Sony FE 70–200mm f/4.0 G OSS (объектив в разработке). Данная система рассчитана на продвинутых любителей и профессионалов, которым надоело носить с собой большие и тяжелые полнокадровые зеркалки, но при этом они не готовы отказаться от изображения высокого качества и богатого функционала камер.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАЛЕНДАРЯ PIRELLI 2017 ПИТЕРА ЛИНДБЕРГА
16 января 2017
Новости

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАЛЕНДАРЯ PIRELLI 2017 ПИТЕРА ЛИНДБЕРГА

В Париже состоялась презентация Календаря Pirelli 2017, созданного Питером Линдбергом, одним из самых выдающихся фотографов современности. Календарем 2017 года, следом за изданием 2016 года автора Энни Лейбовиц, Питер ставит своеобразный рекорд: он единственный фотограф, которому было поручено создание календаря Pirelli в третий раз.

Видеорегистратор Neoline Wide S40 имеет орлиное зрение
28 ноября 2014
Новости

Видеорегистратор Neoline Wide S40 имеет орлиное зрение

Компания Neoline представляет видеорегистратор Neoline Wide S40 – устройство с невероятно широким углом обзора, охватывающим все полосы движения. Новинка не оставит без внимания ни одну важную деталь на дороге. Объективы большинства видеорегистраторов «видят» под углом 110-130 градусов. Зачастую этого достаточно, но в случае бокового столкновения может быть неочевидно, что послужило причиной происшествия. Видеорегистратор Neoline Wide S40 готов похвастаться по-настоящему широким углом обзора в 170 градусов: у недобросовестных водителей не будет шанса остаться незамеченными.

Как снять звездочку на небе?
22 февраля 2018
Советы

Как снять звездочку на небе?

Видели когда-нибудь фотографии звездного неба с миллионом звезд и млечным путем через всю фотографию? Хотите научиться снимать так же? Пришло время освоить азы астрофотографии. Для начала давайте разберемся, что нам нужно, чтобы получить хорошую фотографию. Для начала стоит понять, чего же мы хотим. В астрофотографии существует множество сюжетов и вариантов съемки. Можно снимать исключительно звездное небо, получить треки звезд или снять классический пейзаж с небом, усеянным звездами-точками. В рамках этой статьи мы разберем только один сюжет - звезды-точки.

Легенда № 012: внутриканальные наушники Phonak Audeo PFE 012 с рынка ушли, но продолжают звучать!
26 мая 2015
Обзоры

Легенда № 012: внутриканальные наушники Phonak Audeo PFE 012 с рынка ушли, но продолжают звучать!

Phonak ушел, но оставил легенду. Сегодня я и хотел бы рассказать о ставших легендой и ушедших с аудиорынка на самом пике славы наушниках Phonak Audeo PFE 012. Компания Phonak одна из самых уважаемых в области слухопротезирования. Это Швейцарская компания основана еще в далеком 1947 году, а выпуском наушников стала заниматься с 2009 года. Модель PFE от Phonak, как и не менее легендарные ER4 от Etymotic, стала одной из самых популярных среди меломанов и аудиофилов всего мира. Это и понятно, кто еще может знать все о нашем слухе, как не две лучшие мировые компании в области коррекции слуха и слухопротезирования?

Samsung представляет SMART камеру Samsung WB35F: младший пошел...
12 января 2014
Новости

Samsung представляет SMART камеру Samsung WB35F: младший пошел...

Компания Samsung Electronics представила пополнение в семействе компактных зум-камер линейки WB — Samsung WB35F. Новая камера оснащена мощным 12х оптическим зумом и 16Мпикс матрицей, что позволяет получать четкие снимки с отличной цветопередачей. Портативная WB35F с большим зумом позволяет получать великолепные снимки и мгновенно делиться ими через NFC и Wi-Fi

Москва ускоряется вместе с ОнЛайм!
3 июня 2014
Новости

Москва ускоряется вместе с ОнЛайм!

Компания «Ростелеком», предоставляющая в Москве услуги доступа в Интернет и Цифрового ТВ под брендом ОнЛайм, подготовила новую акцию «Ускоряйся Москва». Домашний Интернет ОнЛайм на суперскорости 300, 500 и 1000 Мбит/сек. будет доступен для подключения абонентам в ЮВАО г. Москвы до конца сентября.

Nikon D850 и AF-S NIKKOR 180-400MM F/4E TC1.4 FL ED VR получают награду EISA 2018/2019
16 августа 2018
Новости

Nikon D850 и AF-S NIKKOR 180-400MM F/4E TC1.4 FL ED VR получают награду EISA 2018/2019

Компания Nikon с гордостью сообщает о том, что фотокамера Nikon D850 и телеобъектив AF-S NIKKOR 180-400mm f/4E TC1.4 FL ED VR названы лучшими в номинациях Professional DSLR Camera («Профессиональная цифровая зеркальная фотокамера») и Professional Lens («Профессиональный объектив») в 2018-2019 гг. Награда ассоциации EISA (European Imaging and Sound Association) демонстрирует непреходящее стремление Nikon разрабатывать инновационное оборудование, позволяющее фотографам расширять свои творческие и технические горизонты.

Стартовал фотоконкурс «Волшебный свет пейзажа»
26 ноября 2017
Новости

Стартовал фотоконкурс «Волшебный свет пейзажа»

Открылся прием работ на фотоконкурс «Волшебный свет пейзажа», посвященный пейзажной фотографии. Конкурс проводится порталом www.fotosky.ru совместно с фотографом Даниилом Коржоновым и компанией Nikon. Мы начинает цикл пейзажных конкурсов, посвященных разным аспектам этого увлекательного жанра. Начинаем с главного: с пейзажного освещения, которое дарит нам природа.Темы последующих конкурсов будут не менее интересными и важными. Кураторами наших конкурсов будут лучшие молодые фотографы России, заявившие о себе в крупных международных фотоконкурсах. Партнеры нынешнего конкурса: компания Stadler Form и Transcend, а также интернет-магазин «Фотогора», которые предоставили призы за лучшие работы.